Яаков Йосеф Герман
Яаков Йосеф Герман | |
---|---|
Рожденный | Яаков Йосеф Герман 1880 Слуцк , Беларусь |
Умер | 25 июля 1967 г. (87 лет) |
Национальность | Американский |
Известный | Ортодоксальный еврейский пионер в Америке |
Супруги |
|
Дети | Эстер Фрейд Все еще Довид Бесси мобильный |
Родители) | Раввин Ицхок Исаак и Минна Ривка Герман |
Яаков Йосеф Герман (1880–1967) был ортодоксальным еврейским пионером в Соединенных Штатах в начале 20 века. Уроженец Слуцка , Беларусь, он иммигрировал с родителями и младшей сестрой в Нью-Йорк в возрасте 8 лет и остался один пять лет спустя, после того как его семья вернулась в Россию. После женитьбы Герман стал известен тем, что кормил и размещал в своем доме десятки людей, в том числе посещал европейских раввинов в поисках кошерной еды. Он продемонстрировал стойкую приверженность соблюдению мицвы в то время, когда многие отказались от своей веры, и призвал многообещающих молодых евреев продолжить углубленное изучение Торы в крупнейших ешивах Европы, включая его зятя, раввина Хаима Пинхаса Шейнберга (1910–1910–1910 гг.) . 2012). За распространение ценностей Торы среди своих единоверцев назвал Германа « Хофец Хаимом Америки» . раввин Борух Бер Лейбовиц , Каминец рош-ешива , [ 1 ] который прожил с Германами два года, пока занимался сбором средств в США. [ 2 ] Младшая дочь Германа, Ручома Шайн (1914–2013), увековечила его подвиги в книге « Все для босса: жизнь и влияние Р'Яакова Йосефа Германа, пионера Торы в Америке: нежная семейная хроника» , впервые опубликованной издательством Feldheim в 1984 году.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Герман был старшим ребенком раввина Ицхака Исаака Германа и его жены Минны Ривки. Его отец был его основным учителем до бар-мицвы . [ 3 ]
Считая трудным зарабатывать на жизнь в России и полагая, что в Америке это будет легче, его отец эмигрировал с женой, сыном и дочерью Молли в 1888 году. [ 4 ] Но в Нью-Йорке он не смог найти работу частного раввина (учителя) и не смог сохранить другую работу, потому что отказывался работать в Шаббат (еврейскую субботу). Через пять лет он решил вернуться в Россию. У него не хватило денег на проезд для всех членов семьи, поэтому 13-летний Яаков Йосеф остался с двоюродными братьями, пока не удалось накопить денег на проезд. [ 5 ]
Яаков Йосеф зарабатывал 1,25 доллара в неделю, работая разнорабочим в меховом магазине в Нью-Йорке, соблюдающем Шаббат. Его двоюродные братья брали с него 1 доллар в неделю за проживание и питание . Несколько недель спустя они подняли арендную плату до 1,25 доллара. Чувствуя себя преданным, он провел Шаббат один в парке, где пообещал себе, что после женитьбы примет у себя дома бедных и бездомных. После окончания Шаббата он переехал в ночлежку. На работе он прошел путь от разнорабочего до ученика и профессионального рабочего, а четыре года спустя смог послать деньги своим родителям, сестре и новорожденному брату, чтобы они присоединились к нему. На свою зарплату он мог содержать свою семью в Нью-Йорке, что позволило его отцу работать раввином. [ 6 ]
со своей будущей женой Айдель, дочерью раввина Шмуэля Ицхака Андрона (одного из основателей школы раввина Якоба Иосифа ) В 21 год Герман познакомился на шиддухе . Сначала мать Германа отказалась от брака, так как отец Айделя не мог позволить себе приданое . Несколько месяцев спустя Герман столкнулся с братом Айделя Янкелем Лейбом, который спросил, почему он прекратил шиддух. Герман объяснил требование своей матери, и Янкель Лейб предложил Герману дать ему 2000 долларов, которые он подарит Герману в качестве «приданого» в ночь помолвки. Шиддух завершился успешно, и 29 декабря 1903 года пара поженилась. [ 7 ] У них было четыре дочери и один сын. [ 8 ]
День открытых дверей
[ редактировать ]Герман сказал своей невесте, что хочет устроить день открытых дверей, в котором будут рады гостям Шаббата и еврейских праздников , и она согласилась. Так начался их «бизнес» хачнасос орхим (гостеприимство к гостям). [ 9 ] [ 10 ] Каждую неделю за столом Германа обедали десятки людей. [ 11 ] включая мужчин с социальными и эмоциональными нарушениями, которых никто больше не хотел видеть в качестве гостей. [ 12 ] Многие великие раввины из Европы останавливались у Германов во время визита в Соединенные Штаты. Среди них заслуживали внимания раввин Борух Бер Лейбовиц, рош иешива Каминец и его зять раввин Реувен Грозовский , который пробыл у Германов два года; [ 2 ] [ 13 ] Раввин Элиэзер Иегуда Финкель , Мир рош ешива; [ 14 ] Раввин Авраам Калмановиц ; [ 14 ] и раввин Элияху Элиэзер Десслер . [ 15 ] Последний писал своему отцу, раввину Реувену Дову Десслеру, о своем хозяине летом 1930 года:
Он бизнесмен, выросший в Америке. Но он выдающийся йрей Шамаим (богобоязненный человек), тщательно соблюдающий заповеди Торы . Он влияет на многих людей и помогает им стать соблюдающими евреями. Реб Яаков Йосеф известен строгим соблюдением заповеди ханасос орхим . В субботу за его столом собирается около двадцати гостей. [ 15 ]
Герман потерял свой оптовый меховой бизнес и большую часть своих сбережений во время краха фондового рынка в 1929 году . Тем не менее, он продолжал обеспечивать кошерную еду и ночлег для многих гостей в своем доме. [ 16 ]
Пионер мицвы
[ редактировать ]В то время, когда евреи в Америке соблюдали православие, Герман поддерживал соблюдение своей мицвы, даже несмотря на насмешки. Он часто говорил: «Я солдат Босса и подчиняюсь Его приказам». [ 17 ] Он публично высказался против смешанных танцев [ 18 ] и смешанные пляжи, [ 19 ] и возглавил публичные протесты против осквернения субботы торговцами с тележками в Нижнем Ист-Сайде . [ 20 ] На свадьбу своей старшей дочери в 1922 году он пошел на неслыханный шаг, напечатав на приглашении: «Дамы, пожалуйста, приходите одетыми по еврейскому закону». У входа в свадебный зал один родственник раздавал шали женщинам, которые были одеты неподобающе , а другой родственник раздавал карточки с надписью: «Мужчин и женщин просят танцевать отдельно». В зале Герман вывесил большую табличку с надписью: «Вся еда принадлежит Господу; после брочо — вам». Многих гостей такие откровенные просьбы оскорбили, что в то время не было распространено в православных кругах. [ 21 ] Хотя скрупулезное соблюдение Германом еврейского закона иногда расстраивало его детей, поскольку их религиозные друзья не придерживались таких же высоких стандартов, они, тем не менее, гордились силой и преданностью своего отца. [ 22 ]
Герман призвал других улучшить соблюдение мицвы, предоставив услугу проверки шатнеза ; [ 23 ] организация производства молока «Чолов Исроэль» (под контролем евреев), [ 24 ] восемнадцатиминутная маца и другие кошерные пасхальные продукты ; [ 25 ] и анонимно печатать еврейские календари , в которых указано время зажигания свечей в Шаббат и еврейские праздники . [ 26 ] В эпоху сухого закона он производил кошерное вино у себя дома, чтобы другие еврейские семьи могли отмечать Шаббат и еврейские праздники в соответствии с еврейским законом . Его вызвали в суд из-за винодельческой деятельности, но он успешно доказал, что действовал исключительно в религиозных целях. Судья отклонил дело, и Герман продолжал производить и продавать вино по себестоимости, пока « сухой закон» не был отменен. [ 24 ]
По предложению своего тестя Герман после женитьбы начал формальное изучение Торы с частными раввинами. [ 27 ] Это позволило ему читать начальные и продвинутые шиурим (лекции Торы) мужчинам. [ 28 ] и преподавать религиозные предметы еврейским мальчикам в синагоге после вечерней молитвы. [ 29 ] Его также попросили провести частные беседы по мусару со студентами ешивы . [ 30 ] Наблюдая за нехваткой высшего образования в области Торы в Нью-Йорке в 1930-х и 1940-х годах, Герман поощрял многообещающую американскую еврейскую молодежь путешествовать в великие иешивы Европы. Он отправил около 50 молодых людей в иешиву Мир в Польше и другие европейские иешивы. [ 31 ] Среди американских мальчиков, на которых он оказал влияние, были Хаим Пинхас Шейнберг , Барух Каплан (основатель движения Байс Яаков в Америке), [ 32 ] Шачне Зон (будущая рош-ешива в Тора Водаас ) [ 33 ] Шмуэль Шектер и Авигдор Миллер . [ 34 ] Герман познакомился со Шейнбергом, когда последнему было 14 лет, и решил, что юноша станет хорошим мужем для его третьей дочери Бесси (Баши), которой тогда было всего 12 лет. [ 35 ] Когда Шейнбергу было 19, Герман предложил сыграть со своей 17-летней дочерью, и родители Шейнберга согласились. [ 36 ] При поддержке тестя Шейнберг и его новая жена провели первые пять лет брака в городе Мир, Беларусь (тогда Польша). [ 37 ] Они жили по соседству с ешивой «Мир» , где Шейнберг погрузился в изучение Торы. [ 12 ] Герман также отправил в Мир своего сына Нохума Довида и его жену сразу после их свадьбы. [ 12 ] [ 38 ] а также его дочь Ручома и ее новый муж Моше Шайн. [ 39 ]
Переехать в Израиль
[ редактировать ]Герман и его жена решили совершить алию в Землю Израиля в августе 1939 года. Они прибыли 1 сентября, в день, когда в Европе разразилась Вторая мировая война. [ 40 ] [ 41 ] Это был последний пассажирский корабль, покинувший Соединенные Штаты до начала войны. [ 42 ]
Герман купил за деньги квартиру в районе Зихрон Моше в Иерусалиме. [ 43 ] где он продолжал приглашать десятки гостей к своему субботнему столу. [ 44 ] Он читал ночной шиур (лекцию Торы) в синагоге Зихрон Моше, а также беседы в других синагогах в субботу. [ 45 ] Его считали «духовным лидером» синагоги Зихрон Моше. [ 46 ]
После смерти своей жены Айдель в 1946 году Герман снова женился на Мирель, вдове с двумя женатыми детьми. [ 47 ] Он открыл магазин по продаже мезуз , тфилинов и свитков Торы в районе Меа Шеарим . [ 48 ] а также возглавлял кредитное общество и благотворительный фонд. [ 49 ]
В 1964 году и он, и его вторая жена были ослаблены болезнью. Герман переехал со своим сыном и невесткой в Иерусалим, а Мирель переехала с дочерью в Бней-Брак . [ 50 ] Мирель умерла в конце 1966 года. [ 51 ] Герман умер от пневмонии 25 июля 1967 года (17 тамуза 5727 года) в возрасте 87 лет. [ 52 ] Он был похоронен на горе Хар-ха-Менухот . [ 53 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Серебро 2002 , с. 48.
- ^ Jump up to: а б Шаин 1984 , с. 65.
- ^ Шайн 1984 , с. 436.
- ^ Шайн 1984 , с. 33.
- ^ Шайн 1984 , с. 34.
- ^ Шайн 1984 , стр. 35–36.
- ^ Шайн 1984 , стр. 42–45.
- ^ Шайн 1984 , с. 19.
- ^ Шайн 1984 , стр. 49–51.
- ^ «Глава Вайейра (5769): Путеводитель по еврейскому гостеприимству Авраама и Сары» . ФАКЕЛ . 2012 . Проверено 9 мая 2012 г.
- ^ Шайн 1984 , с. 85.
- ^ Jump up to: а б с Тейтельбаум, CS (2009). "Ребецин Баша Шейнберг, а"ч" . Хамодия . Проверено 30 марта 2012 .
- ^ Фройнд, раввин Тувиа (2010). « Он был всей Торой»: визит, который произвел впечатление на американское еврейство» . Хамодия . Проверено 25 марта 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Шаин 1984 , с. 58.
- ^ Jump up to: а б Розенблюм 2000 , с. 120.
- ^ Шайн 1984 , стр. 83–85.
- ^ Шайн 1984 , с. 116.
- ^ Шайн 1984 , стр. 117, 132.
- ^ Шайн 1984 , стр. 124–125.
- ^ Шайн 1984 , стр. 133–134.
- ^ Шайн 1984 , стр. 92–94.
- ^ Шайн 1984 , стр. 120, 132–133.
- ^ Шайн 1984 , с. 117.
- ^ Jump up to: а б Шаин 1984 , с. 152.
- ^ Шайн 1984 , стр. 153–154.
- ^ Шайн 1984 , стр. 126–127.
- ^ Шайн 1984 , с. 437.
- ^ Шайн 1984 , с. 127.
- ^ Шайн 1984 , с. 91.
- ^ Брог 2002 , с. 63.
- ^ Шайн 1984 , с. 140.
- ^ Шайн 1984 , с. 132.
- ^ Шайн 1984 , с. 138.
- ^ Шайн 1984 , стр. 139–140.
- ^ Шайн 1984 , стр. 113–114.
- ^ Шайн 1984 , с. 115.
- ^ Марголис, Нехами. Живая Сефер Тора: раввин Хаим Пинхас Шейнберг, шлита . Hamodia Журнал , 28 апреля 2011 г., стр. 13–18.
- ^ Шайн 1984 , стр. 112–113.
- ^ Шайн 1984 , с. 211.
- ^ Финкельман 1991 , с. 42.
- ^ Шайн 1984 , с. 344.
- ^ Крон, раввин Пайсах (февраль 1998 г.). «Об обязательствах и жертвенности» . Журнал «Иннернет» . Проверено 26 марта 2012 г.
- ^ Шайн 1984 , с. 346.
- ^ Теллер 1992 , стр. 153–164.
- ^ Шайн 1984 , с. 349.
- ^ Шайн 1984 , с. 427.
- ^ Шайн 1984 , с. 363.
- ^ Шайн 1984 , с. 379.
- ^ Шайн 1984 , с. 388.
- ^ Шайн 1984 , с. 421.
- ^ Шайн 1984 , с. 424.
- ^ Шайн 1984 , стр. 430–431.
- ^ Шайн 1984 , с. 432.
Источники
[ редактировать ]- Брог, раввин Шмуэль (2002), «Вспоминая рава Авигдора Миллера», в Вольпине, раввин Ниссон (редактор), Лидеры Торы: сокровищница биографических зарисовок , Нью-Йорк: Mesorah Publications Ltd. , ISBN 1-57819-773-2
- Финкельман, Шимон (1991). Шаббат . Публикации Месоры. ISBN 0899066011 .
- Розенблюм, Йонасон (2000). Рав Десслер: Жизнь и влияние раввина Элияху Элиэзера Десслера Михтава м'Элиягу . Публикации Месоры . ISBN 1578195063 .
- Шаин, Ручома (1984). Все для босса: трогательная семейная хроника Яакова Йосефа Германа, пионера Торы в Америке . Издательство Фельдхайм . ISBN 0-87306-346-5 .
- Зильбер, Дэвид (2002). Благородная жизнь, благородные дела . Том. 1. Публикации Месоры . ISBN 1578195861 .
- Теллер, Ханох (1992). Дайте мирную позицию: истории и советы по продвижению и поддержанию мира . Фельдхайм. ISBN 1881939006 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1880 рождений
- 1967 смертей
- Люди из Слуцка
- Жители Слуцкого уезда.
- Белорусские ортодоксальные евреи
- Евреи из Российской Империи
- Эмигранты из Российской империи в США
- Американские ортодоксальные евреи
- Американские эмигранты в Подмандатную Палестину
- Ортодоксальные евреи в Подмандатной Палестине
- Израильские ортодоксальные евреи
- Израильтяне белорусско-еврейского происхождения
- Люди из Нью-Йорка
- Люди из Иерусалима
- Похороны в Хар ха-Менухот