Давид Пардо (итальянский раввин)
Дэвид Пардо | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | |
Умер | 1792 |
Религия | иудаизм |
Дети | Исаак Пардо |
Родитель |
|
Давид Пардо XVIII века был итальянским раввином и литургическим поэтом , который некоторое время жил в Сараево и Иерусалиме . [ 1 ] [ 2 ] Помимо прочего, он является автором комментария к « Сифре к Левиту» и «Маскилу ле-Давиду» (Венеция, 1760), сверхкомментарию к «Раши к Торе» . [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]Пардо родился в Венеции 29 марта 1719 года и умер в Иерусалиме в 1792 году. Он был сыном Якоба Пардо из Рагузы , раввина Венеции. После окончания учебы Пардо покинул Венецию и отправился в Рагузу. Затем он несколько лет жил в Сараево , где посвятил себя преподаванию. Из Сараево он отправился в Сплит , Далмация , где раввин Авраам Давид Папо нанял его учителем в ешиву . После смерти преемника Папо Исаака Цдаки Пардо был избран главным раввином города. Среди его учеников были Шабтай Вентура, Дэвид Пинто и Авраам Куриэль.
В 1764 году Пардо принял должность главного раввина Сараево, где он сменил Джошуа Исаака Махоро. Свободное время он использовал для написания и публикации различных работ. Под конец жизни он отправился в Иерусалим, где и умер. [ 2 ]
Пардо женился на молодой женщине из Сплита, которая помогала ему в литературных трудах. У них было три сына по имени Иаков, Исаак и Авраам, и одна дочь. Последняя вышла замуж за Авраама Пенсо , автора « Appe Zutre» (Салоники, 1798 г.). Авраам Пардо женился на дочери великого раввина Хайима Джозефа Давида Азулая . [ 2 ] Исаак сменил его на посту раввина Сараево.
Работает
[ редактировать ]В 1752 году Пардо начал публиковаться, его первой работой стал «Шошанним ле-Давид» (Венеция, 1752), комментарий к Мишне . [ 2 ] Он также написал следующие произведения:
- Миктам ле-Давид ( Салоники , 1769 г.), ответы
- Часдей Давид (часть I, Ливорно , 1776; часть II, ib. 1790), комментарий к Тосефте
- Чуккат ха-Песах (Ливхорн, 1796 г.), ритуал пасхального сезона .
- La-Menatzeach ле-Давид (Салоники, 1795), новеллы на различные темы Талмуда .
Его литургические произведения включают:
- Секийот ха-Хемда (Салоники, 1756 г.; часто переиздается), ритуал первого дня нисана.
- Шира Хадаша ( Амстердам , 1776 [?]), история Эстер в стихах
- Мизмор ле-Давид (Ливхорн, 1818 г.), заметки о Шулхане Аруке , Йоре Деа ; Шифат Ребибим (Ливхорн, 1788 г., часто переиздается), молитвы по святым дням с поэтическим изложением храмовой службы в Йом Кипур и другие пиютим , опубликованные его учеником Элишей Шабилло, называемые также «Меркадо».
Заметки Пардо о Талмуде встречаются в венском издании 1860-72 гг., а об Альфаси - в виленском издании Шас 1881-86 гг. В 1906 году в библиотеке еврейской общины в Рущуке находился Миктам ле-Давид с подписью автора. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хешель, AJ . Небесная Тора, преломленная сквозь поколения (перевод и комментарии Гордона Такера , 2007 г.) ISBN 0-8264-1892-9
- ^ Jump up to: а б с д и ж М. Франко (1906). «Дэвид Пардо» . Еврейская энциклопедия . Проверено 21 сентября 2015 г.
Библиография Еврейской энциклопедии: Миктам ле-Давид , часть I, стр. 1, 207; часть II, №№ 2, 10, 12, 21, 31; часть III., № 2, 5; часть четвертая, с. 207; Маскил ле-Давид , Предисловие; Шошанним ле-Давид , Предисловие; Шифат Ребибим , титульный лист.