Служба в храме Йом Кипур
В иудаизме Храмовая служба Йом Кипура — особое жертвенное служение, совершаемое Первосвященником Израиля в праздник Йом Кипур , в Храме в Иерусалиме (а ранее в Скинии ). Согласно Библии, благодаря этому служению еврейский народ раз в год будет искупать свои грехи. Служба примечательна тем, что это единственный раз в году, когда любому человеку разрешалось войти в Святая Святых , и это источник термина «козел отпущения» .
Служба описана в книге Левит 16 , а ее законы обсуждаются в Мишне и Талмуде в трактате Йома .
Обзор
[ редактировать ]В то время как Храм в Иерусалиме стоял (с библейских времен до 70 г. н.э.), Коэн Гадол (Первосвященник) был уполномочен Торой совершать сложный набор специальных служб и жертвоприношений в Йом Кипур для достижения Божественного искупления, слово «кипур» «означает «искупление» на иврите.
Библейский отрывок предполагает три цели служения: [ 1 ]
- «Так приблизится Аарон к святому» [ 2 ] - служба является обязательным условием максимально близкой встречи Первосвященника с Богом
- «Он искупит Святое Святых... и скинию собрания и жертвенник» [ 3 ] - Чистота Храма восстановлена после того, как он был осквернен грехами еврейского народа.
- «И священников и весь народ искупит» [ 4 ] - люди сами получают прощение своих грехов
Хотя на первый взгляд эти цели кажутся несвязанными, на самом деле ни одна из них не может быть достигнута без других. С одной стороны, приближаться к Богу достоин только тогда, когда он находится в состоянии чистоты, когда грехи и нечистота народа и Храма удалены. С другой стороны, только обратившись к Богу с интимной, личной просьбой, можно убедить Бога отказаться от правосудия в пользу милосердия, позволив произойти очищению. [ 5 ] [ 6 ]
Структура
[ редактировать ]В Йом Кипур в Храме проводились три различных вида служения: [ 7 ]
- Ежедневная жертва ( Тамид ): эта жертва приносилась без изменений каждый день года ( Числа 28:3–8 ).
- Жертвоприношение праздника Муссаф : на каждый праздник была своя жертва ( Числа 29:7–11 )
- Особое служение Йом Кипура, называемое «жертвой искупления грехов» ( хатат хакипурим ). [ 8 ] ) ( Левит 16 )
В частности, приношение искупления Йом Кипура состояло из следующих животных: [ 9 ]
- От первосвященника: один молодой бык в жертву за грех и один баран во всесожжение.
- От народа Израиля: два козла в жертву за грех и один баран во всесожжение.
Что касается двух народных козлов: был выбран жребий, и один стал жертвой, а другой стал козлом отпущения . [ 10 ]
Эта служба была единственным разом в году, когда Коэн Гадолу разрешалось войти в Святая Святых Храма. По этому случаю Первосвященник несколько раз входил в Святая Святых, сначала для воскурения, затем для принесения крови двух искупительных жертв за грех (своего быка и народного козла). [ 11 ] Наконец, первосвященник возлагал руки на голову козла отпущения, исповедовал на ней все грехи людей и вручал ее посланникам, которые должны были отвести козла «в пустыню, к Азазелю ». [ 12 ]
Описанное до сих пор служение совершалось Первосвященником в специальных белых «льняных одеждах» ( бигдей ха-бад ), которые надевались только для этого служения. Первосвященник совершал все жертвоприношения, приносимые в Йом Кипур (в отличие от других дней, когда их мог совершать любой священник), [ 13 ] Первосвященника но все остальные жертвоприношения — тамидские и муссафские жертвоприношения, а также овны искупительной жертвы — совершались в обычных «золотых» одеждах . [ 14 ] Белые одежды интерпретировались как простые одежды, символизирующие смирение. [ 15 ] или, альтернативно, как намек на белые одежды, которые носят ангелы. [ 16 ]
Процедура
[ редактировать ]За семь дней до Йом Кипура Коэн Гадол был изолирован в палате Паледрина в Храме. [ 17 ] где он просматривал (изучал) службу у мудрецов, знакомых с Храмом, и в качестве очищения окропывался родниковой водой, содержащей пепел Красной Телицы .
В день Йом Кипура Коэн Гадол должен был следовать точному порядку служб, жертвоприношений и очищений:
- Утреннее (тамид) подношение: Коэн Гадол сначала совершил обычное ежедневное ( тамид ) подношение в золотых одеждах, после погружения в микву и омовения рук и ног. [ 18 ]
- Смена одежды 1: Коэн Гадол погрузился в специальную микву во дворе Храма, переоделся в специальную льняную одежду и дважды вымыл руки и ноги: один раз после снятия золотых одежд и один раз перед тем, как надеть льняные одежды. [ 19 ]
- Бык как личная жертва за грех: Коэн Гадол положил руки и исповедовался над быком от имени себя и своей семьи, произнеся Тетраграмматон . Люди падали ниц, когда услышали. [ 20 ]
- Лотерея коз: У восточных (Никанор) ворот Коэн Гадол вытянул из лотерейного ящика жребий на двух коз . Один был выбран «для Господа», а другой — «для Азазеля ». Коэн Гадоль повязал красную ленту на рога козла «для Азазеля ». [ 21 ]
- Он снова исповедовался над быком, на этот раз от имени всех коэнов (священников). Затем он зарезал своего быка как чатат (жертву за грех) и налил его кровь в чашу. [ 22 ]
- Приготовление благовоний: Коэн Гадол поднялся на мизбич полную угли . (алтарь) и взял специальной лопатой Ему принесли благовония . Он наполнил руки и поместил их в сосуд. (В Талмуде это считалось самой трудной физически частью службы, так как Коэн Гадоль должен был держать лопату с тлеющими углями в равновесии и не допускать выпадения ее содержимого, используя подмышку или зубы, наполняя руки благовониями.)
- Подношение благовоний: Держа лопату и сосуд, он вошел в Святая Святых . Во времена Первого Храма он поместил лопату между шестами Ковчега Завета . Во времена Второго Храма он положил лопату на место, где должен был находиться Ковчег. Он подождал, пока помещение наполнится дымом, прочитал короткую молитву и ушел. [ 23 ]
- Окропление бычьей кровью в Святая Святых: Коэн Гадол взял чашу с бычьей кровью и снова вошел в Святая Святых. Он восемь раз окропил пальцем кровью быка перед Ковчегом во времена Первого Храма, там, где он должен был находиться во времена Второго. Затем Коэн Гадол покинул Святая Святых, поставив чашу на подставку перед Парочетом (занавеской, отделяющей Святое от Святая Святых). [ 24 ]
- Козел «для Господа» как жертва за грех: Коэн Гадол подошел к восточному концу израильского двора возле Никанорских ворот и зарезал козла. [ 25 ]
- Окропление козлиной кровью в Святая Святых: Коэн Гадол взял чашу с козлиной кровью и снова вошел в Святая Святых. Он окропил козью кровью так же, как окропил кровью быка, и оставил чашу с козьей кровью за занавеской. [ 25 ]
- Кропление кровью в Святом: Стоя в Святом (по другую сторону завесы от Святая Святых), Коэн Гадол взял со стенда кровь быка и восемь раз окропил ее пальцем в направлении Парочета. . Затем он сделал то же самое с кровью козла. [ 25 ]
- Окрашивание кровью Золотого (благовонного) алтаря: Коэн Гадол снял кровь козла с подставки и смешал ее с кровью быка. Начав с северо-восточного угла, он затем намазал смесью крови каждый из четырех углов Золотого (Курильного) жертвенника в Святом. Затем он окропил кровью восемь [ нужна ссылка ] раз на алтаре. [ 26 ]
- Козел для Азазеля : Коэн Гадол покинул Святое и пошел к восточной стороне Азары ( израильского двора). У Никанорских ворот он возложил руки на козла «за Азазеля» и исповедовал грехи всего народа Израиля. Пока он делал общую исповедь, отдельные люди в толпе у Храма исповедовались конфиденциально. Затем Коэн Гадол отправил козла «в пустыню». На практике, чтобы не допустить возвращения козла в человеческое жилище, козла отвели к скале за пределами Иерусалима и столкнули с ее края. [ 27 ]
- Подготовка жертвенных животных: Пока козла «для Азазеля» вели к скале, Коэн Гадол извлек внутренности быка и переплел тела быка и козла. Другие люди отнесли тела в Бейт ха-Дешен (место праха). Их там сожгли после того, как было подтверждено, что козел «для Азазеля» достиг пустыни. [ 28 ]
- Сожжение внутренностей: Коэн Гадол поместил внутренности быка и козла на внешний алтарь и полностью сжег их. [ 29 ]
- Чтение Торы: Коэн Гадол прошел через ворота Никанор в Эзрат Нашим (Женский двор) и прочитал разделы Торы, описывающие Йом Кипур и его жертвоприношения . [ 30 ]
- Смена одежды 2: Коэн Гадол снял свои льняные одежды, погрузился в микву во дворе Храма и переоделся во второй комплект золотых одежд. Он мыл руки и ноги и перед тем, как снять льняные одежды, и после того, как надел золотые. [ 31 ]
- Приношение баранов: Коэн Гадол принёс двух баранов в качестве приношения ола . [ 31 ]
- Подношение Мусафа: Затем Коэн Гадоль предложил подношение Мусафа , хотя в Мишне записаны разные мнения о времени этого подношения. [ 31 ]
- Смена одежды 3: Коэн Гадол снял свои золотые одежды, погрузился в микву и переоделся в новый комплект льняных одежд, снова дважды вымыв руки и ноги. [ 32 ]
- Удаление благовоний из Святая Святых: Коэн Гадол вернулся в Святая Святых и забрал чашу с благовониями и лопату. [ 32 ]
- Смена одежды 4: Коэн Гадол снял свои льняные одежды, погрузился в микву и переоделся в третий комплект золотых одежд, снова дважды вымыв руки и ноги. [ 32 ]
- Вечернее (тамид) подношение: Коэн Гадол завершил дневную часть обычного ( тамид ) ежедневного подношения в золотых одеждах. Он вымыл руки и ноги в десятый раз. [ 32 ]
Первосвященник носил пять комплектов одежды (три золотых и два белых льняных), пять раз погружался в микву и десять раз омывал руки и ноги. Жертвоприношения включали в себя двух (ежедневных) ягнят, одного быка, двух коз и двух баранов с сопутствующими подношениями минча (еды), вино возлияниями и тремя подношениями благовоний (обычными двумя ежедневно и дополнительным на Йом Кипур). Коэн Гадоль четыре раза входил в Святая Святых. Тетраграмматон произносился трижды, по одному разу на каждую исповедь.
Первосвященник менял свои одежды четыре раза, начиная с золотых одежд, но переодеваясь в льняные одежды, на два момента, когда он входил в Святая Святых (первый раз, чтобы принести кровь искупления и фимиам, а второй раз время доставать кадильницу), а затем каждый раз снова переодеваться в золотые одежды. Он погружался в ритуальную ванну перед каждой сменой одежды, мыл руки и ноги после снятия одежды и еще раз перед тем, как надеть другой комплект. Льняных одежд было всего четыре, соответствующих одеяниям всех священников (нижнее белье, хитон, пояс и тюрбан), но сделанные только из белого льна, без вышивки. Их можно было надеть только один раз, каждый год изготавливались новые комплекты.
Другие случаи
[ редактировать ]В первых 28 стихах 16-й главы книги Левит ни разу не упоминается Йом Кипур; скорее, они предваряются фразой: «Так войдет Аарон во святилище». [ 33 ] Только в стихах 29-34 упоминается Йом Кипур с повелением совершать ритуал каждый год в Йом Кипур. [ 34 ] Основываясь на этой структуре, Виленский Гаон утверждал, что Аарон (хотя и не стал более поздним первосвященником) мог войти в Святая Святых в любом случае, при условии соблюдения ритуала; только в Йом Кипур от него требовалось совершить ритуал и войти. [ 35 ] [ 36 ]
Критическая стипендия
[ редактировать ]По мнению текстологов , библейские правила, касающиеся Йом Кипура, составлены из нескольких исходных текстов: [ 37 ] [ 38 ] на что указывает дублирование исповеди над тельцом, [ 39 ] и несоответствие в одном стихе, в котором говорится, что первосвященнику не следует входить в Святая Святых (с выводом, что существуют исключения для некоторых четко определенных праздников), [ 40 ] и следующий стих, указывающий, что они могут войти, когда захотят (при условии, что сначала будет проведен определенный ритуал). [ 37 ] Хотя Раши пытался найти гармоническое объяснение этому несоответствию, «Левит Раба» утверждает, что первосвященник действительно мог войти в любое время, если были выполнены эти ритуалы. [ 41 ] Исследователи текстов утверждают, что ритуал состоит из трех источников и пары редакционных дополнений: [ 37 ] [ 38 ]
- обязательные ритуалы, прежде чем первосвященник сможет войти в Святая Святых (в любом случае), а именно жертва за грех и целое приношение, после чего следует наполнение Святая Святых облаком благовоний в льняной одежде. [ 42 ]
- правила, устанавливающие ежегодный день поста и отдыха, во время которого святилище и люди очищаются, без указания ритуала для этого; [ 43 ] это правило очень похоже на то, что содержится в Кодексе святости. [ 44 ]
- более поздние разработки церемонии, [ 45 ] которые включают окропление кровью престола милосердия и использование козла отпущения, посланного Азазелю; тот же источник также несет ответственность за небольшие изменения в соответствующих правилах. [ 46 ]
- редакционные дополнения [ 47 ]
На основании своих предположений эти ученые полагают, что первоначальная церемония представляла собой просто ритуальное очищение святилища от любой случайной ритуальной нечистоты в начале каждого нового года, как видно из Книги Иезекииля . Исследователи текстов датируют эту первоначальную церемонию до появления священнического источника , но после JE . [ 37 ] [ 48 ] Согласно Книге Иезекииля, святилище должно было очищаться окроплением кровью тельца в первый день первого и седьмого месяцев. [ 49 ] — ближе к началу гражданского года и церковного года соответственно; хотя в масоретском тексте Книги Иезекииля второе из этих очищений приходится на седьмое число первого месяца, ученые-библеисты считают, что Септуагинта , в которой второе очищение имеет первое число седьмого месяца, здесь более точна. [ 37 ] Оказывается, в период написания Кодекса святости и Книги Иезекииля новый год начинался в десятый день седьмого месяца, [ 50 ] [ 51 ] и поэтому либеральные библеисты считают, что ко времени составления Священнического кодекса дата нового года и дня искупления поменялись местами. [ 37 ]
В литургии
[ редактировать ]ряд стихотворений ( пийютим Был составлен ), описывающих храмовую службу Йом Кипур. Такое стихотворение обычно читается как часть молитвы Муссаф в синагоге в Йом Кипур, в части молитвы, известной как Авода .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Авраам Став , Мибейт лапарочет: Пешат, июн, вемашмаут беаводат йом хакиппурим (Алон Шевут: 2014), стр.8-9
- ^ Левит 16:3
- ^ Левит 16:33 ; аналогично 16:16 , 16:20
- ^ Левит 16:33 ; см. также 16:30 , 16:34
- ^ Искупление перед Богом
- ^ После мученической кончины | Очисти себя перед Богом
- ^ Числа 29: 7–11 описывают приношение Муссаф в Йом Кипур, завершаясь фразой «кроме искупительной жертвы за грех и постоянного всесожжения», которые также приносятся в этот день.
- ^ Числа 29:11
- ^ Левит 16:3,5
- ^ Левит 16: 7–10.
- ^ Левит 16: 12–16.
- ^ Левит 16: 20–22.
- ^ Обязанности первосвященника на службе Йом Кипура.
- ^ Левит 16: 4,23–24.
- ^ После мученической кончины | Очисти себя перед Богом
- ↑ Рамбан, Левит 16:4.
- ^ Мишна, Йома 1:1
- ^ Джома 3:4
- ^ Джома 3:6
- ^ Джома 3: 8-9
- ^ Джома 3:10, 4:1-2.
- ^ Джома 4:3
- ^ Иоанна 5:1
- ^ Джома 5:2
- ^ Перейти обратно: а б с Джома 5:3
- ^ Джома 5:4
- ^ Джома 6:2-6
- ^ Джома 6:7-8
- ^ Джома 6:7
- ^ Иоанна 7:1
- ^ Перейти обратно: а б с Джома 7:3
- ^ Перейти обратно: а б с д Джома 7:4
- ^ Левит 16:3
- ^ Левит 16: 29–34.
- ^ Виленский Гаон, полковник Илия , Левит 16:2; см. также Исход Раба 38, Левит Раба 21:7.
- ^ Шломо Цукер, Йом Кипур раввина Йехуды ха-Наси
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- ^ Перейти обратно: а б Чейн и Блэк, Библейская энциклопедия [ нужна полная цитата ]
- ^ Левит 16:6
- ^ Левит 16:2
- ^ Левит Раба 21
- ^ Левит 16:1 , 16:3–4 , 16:12–13 , 16:34 (б)
- ^ Левит 16:29–34 (а)
- ^ Левит 23: 27–31.
- ^ Левит 16:5 , 16:7–10 , 16:14–28.
- ^ Исход 30:10 , Левит 25:9.
- ^ Левит 16:2 , 16:6 , 16:11.
- ^ Фридман, Ричард Эллиот (1989). Кто написал Библию . Многолетняя библиотека. ISBN 978-0060972141 .
- ^ Иезекииль 45: 18–20.
- ^ Левит 25:9
- ^ Иезекииля 40:1