Классическая готика
Классическая готика ( фр . Gothique classique ) — французский термин, обозначающий вторую фазу готической архитектуры во Франции , по определению французских учёных. [1] [2] Общий английский термин для этого периода — Высокая готика . [3] [4] [5] Это оспаривается немецкими учеными. [6] [7] Немецкое определение высокой готики требует узорчатого узора , который не появлялся во французских соборах до строительства Реймсского собора , а английское определение - нет. [3] [8]
Французское определение «Классическая готика» предусматривает длинный неф, покрытый четырехсторонними ребристыми сводами и окруженный боковыми нефами, большой трансепт, хор и полукруглый дисамбулаторий, ведущий к кольцу небольших часовен. Эта модель появилась в Шартрском соборе и была скопирована в Реймском соборе и других более поздних сооружениях. [9]
Еще одной характеристикой, отличающей «Классическую готику» от ранней готики, является отсутствие боковых трибун между верхними нижними уровнями стен. Эти трибуны изначально обеспечивали устойчивость стен, но с появлением более высоких и прочных аркбутанов в них больше не было необходимости. [9]
Церковные постройки классической готики имеют трифории , или внутренние галереи на верхнем уровне стены, над боковыми приделами, выходящие в неф. Эти галереи не имели внешних окон. Трифории с окнами типичны для районной готики, начало которой было положено в 1231 году реконструкцией верхних частей хора базилики Сен-Дени .
В то время как в первичной готике стены всех апсид и часовен имеют круглые планы, в классической готике большинство из них имеют многоугольные планы, по крайней мере, над уровнем подоконников. Первый многоугольный хор в крупной церкви был современником французской готики, но за пределами Франции, а не в готическом стиле; это западный хор Вормсского собора .
Функции
[ редактировать ]Барный узор
[ редактировать ]В этот период было введено одно важное нововведение; использование решетчатого узора для разделения кусков стекла в окнах. В самых ранних соборах Gothique Classique, в том числе в Шартрском соборе, использовался узор на пластинах , при котором отверстие для стекла вырезалось в каменной плите или пластине. Для этого требовались относительно небольшие стеклянные панели, пропускающие меньше света. Нововведения XII века, в частности новые своды и использование контрфорсов, сделали возможным более тонкие боковые стены и большие окна. Вместо того, чтобы вставлять их в толстые каменные рамы, оконные стекла могли быть разделены тонкими каменными лепнинами или решетками. Эти новые окна были намного легче и больше, в них было больше проемов и более замысловатый дизайн. [10] [11]
-
Ажурные окна бара в Амьенском соборе
-
Окна с ажурным баром в Реймсском соборе
Упрощенные внутренние фасады
[ редактировать ]В классических соборах стены нефа обычно были разделены на три уровня: аркада на первом этаже, трифорий или проход над ним и фонарь с большими окнами наверху. У них были более высокие и тонкие стены, чем у церквей ранней готики, что стало возможным во многом благодаря поддержке снаружи стен, обеспечиваемой аркбутанами .
-
Три уровня Шартрского собора. интерьера
-
Три уровня интерьера Буржского собора.
-
Интерьер Реймсского собора
-
Три уровня и своды Амьенского собора.
Примеры
[ редактировать ]Шартрский собор (1194–1225 гг.)
[ редактировать ]
Перестроенный Шартрский собор (1194 г.) считается первым образцом готического собора. здание классической готики. [12] Ряд более ранних соборов в Шартре, начиная с четвертого века, были уничтожены пожаром. Собор, непосредственно предшествующий нынешней церкви, сгорел в 1194 году, остались только склеп, башни и недавно построенный западный фасад. Восстановление началось в том же году при поддержке Папы, короля, а также богатой знати и купцов города. К 1225 году работы были почти завершены: архитектура, стекло и скульптура были закончены, хотя семь шпилей все еще перестраивались. Формально он не был повторно освящен до 1260 года. С тех пор было внесено лишь несколько изменений, включая добавление новой часовни, посвященной Святому Пиату в 1326 году, покрытие колонн хора лепниной и добавление мраморных рельефов за партерами. в 1750-е гг. [13]
Новый собор имел длину 130,2 метра и высоту нефа на 30 метров, длиннее и выше собора Парижской Богоматери . [14] Поскольку собор был построен с новыми аркбутанами, стены были более устойчивыми, что позволило строителям исключить уровень трибуны и иметь больше места для окон. [14] Тем не менее, его окна не имеют либо никакого узора (апсиды и капеллы), либо пластинчатого узора (целестирии), поэтому по международной поэтапности весь собор (кроме более поздних пристроек) до сих пор представляет собой образец ранней готики .
Знаменитый Королевский портал западного фасада был построен до пожара, в 1134–1150 годах, и поэтому до сих пор представляет собой первичную готику. Фасады северного и южного трансептов выполнены в стиле высокой готики, как и скульптура шести порталов тринадцатого века. Шпиль северной башни позднее стал Ярким . [15] В Шартре до сих пор сохранилась большая часть оригинальных средневековых витражей, известных своим глубоким цветом, называемым шартрским синим. [15]
- Шартрский собор
-
Хор и апсидные капеллы Шартрского собора, за исключением уже многоугольных склепов.
-
Южная сторона нефа: нет красивого узора, за исключением Яркого окна в самом правом углу.
Буржский собор (1195–1230 гг.)
[ редактировать ]
В то время как большинство соборов высокой готики в целом следовали плану Шартра, собор Буржа принял другое направление. Он был построен епископом Анри де Сюлли, чей брат, Од де Сюлли , был епископом Парижа, и его строительство во многом следовало за Нотр-Дам де Пари , а не за Шартром. Как и Шартр, строители упростили вертикальный план до трех уровней; большие аркады, трифорий и высокие окна. Трифорий представлял собой упрощенную длинную горизонтальную полосу во всю длину церкви. Однако, в отличие от Парижа, Бурж продолжал использовать старый ребристый свод из шести частей , использовавшийся в Париже. Это означало, что вес сводов неравномерно приходился на неф и требовал, как и в соборах ранней готики , чередования сильных и слабых колонн. Это было искусно скрыто за счет использования больших цилиндрических опор, каждый из которых был окружен восемью колоннами. Особенно впечатляют опоры аркады; каждый имеет высоту 21 м (69 футов). [16]
Поскольку Бурж использовал ребристые своды из шести частей вместо более легких сводов из четырех частей, верхние стены должны были противостоять большей нагрузке наружу, а контрфорсы должны были быть более эффективными. Контрфорсы в Бурже имели уникальную конструкцию с особенно острым углом, что придавало им необходимую силу, но они также были усилены более толстыми и прочными стенами, чем Шартр. [16]
Преобладающее ощущение в Бурже — это не только большая высота, но и большая длина и внутреннее пространство; длина собора составляет 120 м (390 футов), без трансепта или других перерывов. [17] Самая необычная особенность Буржского собора – расположение вертикальной высоты; каждая часть фасада отодвинута назад, как ступеньки, с самой высокой крышей и сводами над центральным нефом. Крайние нефы имеют своды высотой девять метров; промежуточные нефы имеют своды высотой 21,3 м (70 футов); а в центральном нефе есть своды высотой 37,5 м (123 фута). [16]
Многие более поздние готические соборы следовали модели Шартра, но некоторые находились под влиянием Буржа, в том числе собор Ле-Мана , модифицированный собор Бове и собор Толедо в Испании, скопировавший систему сводов разной высоты. [16]
- Буржский собор
-
Неф с опорами больших аркад высотой 21 метр.
-
Чевет, все окна без узора
Реймсский собор (начат в 1211 г.)
[ редактировать ]
Реймсский собор с барным узором часовен его амбулатории знаменует начало высокой готики . Это было традиционное место коронации династии Капетингов , и по этой причине ему придавалось особое величие и значение. [18] Пожар 1210 года уничтожил большую часть старого собора, дав возможность построить более амбициозное сооружение. Работы начались в 1211 году, но были прерваны местным восстанием в 1233 году и возобновились только в 1236 году. [19] [20] Хор был закончен к 1241 году, но работа над фасадом началась только в 1252 году и завершилась только в 15 веке, когда были завершены колокольни. [21]
Что касается сводов и фасадов, Реймсский собор следовал схеме Шартрского собора, но имел новаторство в колоннах, каждая из которых была окружена группой из четырех прикрепленных колонн, которые принимали на себя вес сводов. В дополнение к большому окну-розе на западе к трансептам и над порталами на западном фасаде были добавлены меньшие окна-розы, занявшие место традиционного тимпана. Еще одна новая декоративная функция.
Западный фасад был построен после 1252 года, когда была куплена земля для строительства башен. Конструкция его окон была более продвинутой, чем в трансепте и нефе, и уже соответствовала критериям районной готики, поскольку стекло окон-розеток превосходило их круглые рамы. Также стиль скульптуры был более ярким, улыбающиеся ангелы известны. Слепой узор был прикреплен как к внутренним стенам, так и к фасаду. Даже аркбутаны были тщательно украшены; их венчали небольшие кущи со статуями святых, увенчанные башенками. Более 2300 статуй покрывали как лицевую, так и заднюю сторону фасада. [21]
- Реймсский собор
-
Апсида – тонкий узор часовен.
-
Хор с тонким узором, но темным трифорием.
-
Аркада, темный трифорий и фонарь нефа.
Амьенский собор (1220–1266 гг.)
[ редактировать ]Амьенский собор был начат в 1220 году с его западной части, поскольку хор этого большого здания позволял расширить круг оборонительных стен города. Его западный парс, почти ровесник хора Реймсского собора, имеет черты классической готики. Хор, строительство которого было начато в 1236 году, но в основном возведено после 1258 года, уже соответствует критериям районного стиля.
- Амьенский собор
-
Западный фасад
-
Неф (до 1235 г.) с темным трифорием.
-
Районантский хор (после 1236 г.) с освещенным трифорием
Планы и разрезы
[ редактировать ]В некоторых западных бухтах своих хоров эти большие соборы имеют с каждой стороны двойные приделы одинаковой высоты. Их трансепты состоят из трех (поперечных) сосудов. Шартрский собор имеет двойной амбулаторий вокруг главы хора, его внутренний и внешний приделы одинаковой высоты.
-
Шартрский собор (1194–1260 гг.)
-
Буржский собор (1195–1230 гг.)
-
Реймсский собор , строительство которого началось в 1211 году.
-
Амьенский собор , строительство которого началось в 1220 году.
Особенностью Буржского собора, строительство которого началось в 1195 году, является отсутствие трансепта, несмотря на его длину. Его поперечное сечение сложнее, чем у Шартрского собора. Он стремился не к визуальному объединению нефа, а к большему разнообразию. Неф был выше внутренних боковых приделов, а они выше внешних боковых приделов. Возвышения каждого судна имели три уровня, не совпадающие с остальными. Таким образом, нефы и проходы имели отдельные галереи, трифории и фонари разной высоты, или всего пять разных уровней. Эта же система была адаптирована в соборе Ле-Мана и соборе Кутанс во Франции, а также в соборе Толедо и соборе Бургоса в Испании. [22]
Скульптура
[ редактировать ]Скульптура была неотъемлемым элементом готической архитектуры. Он последовал за ним и расширил использование скульптуры романскими строителями. Скульптура, заполненная тимпаном над центральным порталом, занимала колонны и размещалась в нишах выше по фасаду. Темы в каждом соборе были по существу одинаковыми; Святые, апостолы и цари. В конце XII века их позы были очень формальными, и лица, казалось, редко смотрели друг на друга или на кого-либо еще. Наибольшее разнообразие обычно заключалось в их драпировке, которая могла быть сильно стилизованной или естественной. Однако в 13 веке лица и фигуры стали гораздо более яркими и выразительными. [23]
Скульптура Шартрского собора стала влиятельным шагом на пути к скульптуре соборов высокой готики. Скульптура западного крыльца или королевского портала является самой старой и датируется концом XII века, до пожара 1194 года. Основные темы – сошествие Христа на землю; его вознесение и апокалипсис , или судный день, иллюстрированные почти двумястами маленькими фигурками. Истории рассказываются не в хронологическом порядке, а идут по определенному пути; они начинаются слева от центральной двери, идут налево до южной башни, затем продолжают направо до северной башни. Главная фигура в центральном тимпане — Христос, восседающий на престоле и выносящий приговор. Помимо скульптуры тимпана, колонны также содержат статуи фигур из Ветхого Завета. Следуя стилю XII века, тела и костюмы фигур практически игнорируются; все мастерство скульптора использовано в выразительных лицах. [24]
Скульптуры северного и южного крыльца в Шартре относятся к началу 13 века и представляют собой более зрелый стиль высокой готики. Основными темами северного крыльца являются Ветхий Завет и жизнь Девы Марии, а также яркие изображения пороков и добродетелей. Южное крыльцо изображает деяния Христа, его апостолов и христианских мучеников, а над дверью – изображение Страшного суда. Фигуры теснятся в архивольтах над дверным проемом. На крыльцах также стоят статуи исповедников, святых, императоров и королей в аркадах над порталами. Фигуры тринадцатого века изображены с большей эмоциональностью и движением. Вместе скульптуры Шартра составили всеобъемлющий визуальный пересказ Ветхого и Нового Завета, а также каталог добродетелей, которым следует подражать, и пороков, которых следует избегать. [24]
-
Тимпан королевского портала Шартрского собора (конец XII века)
-
Монстры и дьяволы, искушающие христиан на южном портале Шартра (начало 13 века)
-
Фигуры Нового Завета в Шартрском соборе (начало 13 века)
Внешние ссылки
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Доминик Верман, сайт Églises de l'Oise , презентация собора Бове - с дидактическим графиком французской архитектуры» . Архивировано из оригинала 1 мая 2023 г. Проверено 1 мая 2023 г.
- ^ «История, готическое искусство до завоевания Европы » . Архивировано из оригинала 06 мая 2023 г. Проверено 26 июня 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уоткин, Дэвид, «История западной архитектуры» (1984). С. 232-238
- ^ Британская энциклопедия, «Высокая готика»
- ^ Оксфордский словарь английского языка , «Высокая готика»
- ^ Расписание Вильфрида Коха , исследования архитектурного стиля. 33-е издание. 2016, ISBN 978-3-7913-4997-8.
- ^ Расписание в Günther Binding , Теория архитектурных форм. 8-е издание. 2019, ISBN 978-3-534-27143-6.
- ^ Гюнтер Биндинг, Maßwerk (Трассе), 1989, ISBN 3-534-01582-7, стр. 43.
- ^ Перейти обратно: а б Рено и Лазе, «Стили архитектуры и мебели», издания Жан-Поля Жиссеро (2006), стр. 36.
- ^ Хонор, Х. и Дж. Флеминг, (2009) Всемирная история искусства . 7-е изд. Лондон: Издательство Лоуренса Кинга, стр. 948. ISBN 9781856695848
- ^ Хэмлин, Альфред (1906). Учебник истории архитектуры (7-е изд.). Нью-Йорк, Лонгманс. стр. 188.
- ^ «Технонаука, готическая архитектура » . Архивировано из оригинала 7 мая 2023 г. Проверено 7 мая 2023 г.
- ^ Уве 2019 , стр. 12.
- ^ Перейти обратно: а б Миньон 2015 , с. 21.
- ^ Перейти обратно: а б Уоткин 1986 , с. 131.
- ^ Перейти обратно: а б с д Бони 1985 , с. 212.
- ^ Мило 2015 , с. 24.
- ^ Уоткин 1986 , с. 132.
- ^ Праче, Анна, Начало строительства Реймсского собора в 13 веке , в Bulletin de la societè nationale des Antiquaires de France, 2002, Париж, 2008, стр. 334–346.
- ^ Ив Галле, Реймсский собор и архиепископские соборы в эпоху готики. в Патрике Демуи (реж.), Реймсский собор (Материалы международной конференции, посвященной восьмому столетию Реймсского собора, 1211-2011) , Presses universitaire Paris-Sorbonne, 2017, с. 215-235. → стр. 216
- ^ Перейти обратно: а б Миньон 2015 , с. 26.
- ^ Уоткин 1986 , с. 135.
- ^ Мартиндейл 1993 , с. 40–51.
- ^ Перейти обратно: а б Уве 2019 , стр. 32–33.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Бони, Джин (1985). Французская готическая архитектура двенадцатого и тринадцатого веков . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-05586-1 .
- Уве, Э (2019). Миллер, Малкольм Б. (ред.). Шартр - Путеводитель по собору . Издания Уве. ISBN 2-909575-65-9 .
- Мартиндейл, Эндрю (1993). Готическое искусство . Темза и Гудзон. ISBN 978-2-87811-058-6 .
- Миньон, Оливье (2015). Архитектура готических соборов (на французском языке). Издания Ouest-France. ISBN 978-2-7373-6535-5 .
- Уоткин, Дэвид (1986). История западной архитектуры . Барри и Дженкинс. ISBN 0-7126-1279-3 .