Jump to content

Ранняя готическая архитектура

(Перенаправлено из Ранней готики )

Ранняя готическая архитектура
Амбулатория базилики Сен-Дени.
Годы активности в. 11:29-12:00
Расположение Франция, Англия, Германия

Ранняя готика — это термин, обозначающий первый период готической архитектуры , который длился примерно с 1120 по 1200 год. Строители ранней готики использовали инновационные технологии для решения проблемы каменных потолков, которые были слишком тяжелыми для традиционного арочного цилиндрического свода . Решение проблемы пришло в виде ребристого свода , где тонкие каменные ребра передавали вес потолка на ряды колонн, а за пределы стен - на другое нововведение - контрфорс .

Готика появилась во французском регионе Иль-де-Франс , вокруг Парижа, и быстро распространилась на другие регионы, а также в Англию и Германию. Он объединил несколько существующих технологий, в частности , ребристый свод , остроконечную арку , контрфорс , чтобы построить гораздо более высокие и тонкие стены, что позволило больше места для витражей и больше света в интерьере. [1]

Ранние примеры ранней готики включают восточный конец, часовни и амбулаторию аббатства Сен-Дени в Париже (1135-1144). Вскоре этот стиль распространился из Парижа в другие части Франции, а затем в Англию. Известные примеры ранней английской готики включают часовню Троицы Кентерберийского собора , построенную под руководством Вильгельма Сенского , который работал над собором Сенс , ранним примером ранней французской готической архитектуры.

Ранняя готическая архитектура стала результатом возникновения в 12 веке мощного французского государства с центром в Иль-де-Франс . Король Франции Людовик VI (1081–1137) после долгой борьбы сумел взять под свой контроль баронов северной Франции и успешно защитил свои владения от нападений английского короля Генриха I (1100–1135) . ). При Людовике и его преемниках соборы были наиболее заметным символом единства французской церкви и государства. Во время правления Людовика VI Франции (1081–1137) Париж был главной резиденцией королей Франции. В эпоху Каролингов собор Реймса был местом коронации, а аббатство Сен-Дени стало церемониальным местом королевского захоронения. Король и его преемники щедро поддерживали строительство и расширение аббатств и соборов.

Аббат Сен-Дени Сугерий был не только видным религиозным деятелем, но и первым министром Людовика VI и Людовика VII. Он курировал королевскую администрацию, когда король отсутствовал во время крестовых походов. Он заказал реконструкцию базилики Сен-Дени , сделав ее первым и самым влиятельным примером нового стиля во Франции.

[2]

Инновации

[ редактировать ]

Ранняя готическая архитектура была решением, которое первые готические строители нашли для решения проблемы раннего романского стиля; каменные потолки, которые были слишком тяжелыми для традиционного арочного цилиндрического свода . Решение проблемы пришло в виде готического ребристого свода , где тонкие каменные ребра распределяли вес потолка наружу и вниз к аркбутанам. [3]

Еще одним важным нововведением высокой готики стало изменение внутренних фасадов. Поскольку благодаря контрфорсам стали возможны более тонкие стены, промежуточные уровни, такие как трифорий, постепенно уменьшались. или устранены. После 1194 года строители Шартрского собора полностью убрали трибуну, освободив место для витражей. [4]


Витражи были важной особенностью ранней готической архитектуры и были значительно больше, чем в более ранние периоды. Их целью было наполнить интерьер церкви мистическим цветным светом, символизирующим Святой Дух, и проиллюстрировать библейские хранилища для большинства прихожан, не умеющих читать. Окна обязательно были маленькими, потому что до изобретения каменных ребер решетчатый узор , окна скреплялись лишь тонкими полосками железа. [5]

Классификация периодов

[ редактировать ]

При классификации периодов архитектуры ранняя готика вызывает определенные вопросы. Ранняя готика определяется как стиль, в котором использовались некоторые основные элементы готики, но не все. Тем более, что на нем не было красивого узора. Это знаменует собой первый этап разделения готического стиля на три периода. Если он используется для всех стран, следует учитывать, что могут существовать специальные термины для стилей отдельных стран, например, ранний английский в Англии.

Во Франции, где зародился готический стиль, установилась другая поэтапность:

  • Gothique primitif ( Первичная готика ) или Gothique premier (Первая готика), период незадолго до 1140 года и вскоре после 1180 года, отмеченный трибунами над проходами базилик . [6] [7]
  • Gothique classique ( Классическая готика ), с 1180-х годов по первую треть 13-го века, отмеченный базиликами без боковых трибун и трифориями без окон. Некоторые здания этого этапа, такие как Шартрский собор , должны быть отнесены к ранней готике, другие, такие как Реймсский собор и западные части Амьенского собора , должны быть отнесены к высокой готике .
  • Готика искусственная (Сияющая или Сияющая готика), со второй трети 13 века до первой половины 14 века, отмеченная трифориями с окнами и общим предпочтением витражей вместо каменных стен. Он составляет большую часть высокой готики.
  • Готика яркая (Пылающая готика), начиная с середины 14 века, отмечена раскачивающимися и пылающими (что составляет термин) формами узоров.

Термин «ранняя готика» не следует распространять назад; если бы Даремский собор и другие здания с первыми ребристыми сводами в романских стенах были бы отнесены к этому стилю, большая часть немецкой позднероманской архитектуры была бы ранней готикой.

Первичная готика появилась на севере Франции в 130-х годах. В Нормандии это было смешано с региональными традициями. В Англии это послужило примером ранней английской архитектуры . Он объединил и развил несколько ключевых элементов более ранних стилей, особенно романской архитектуры , в том числе ребристый свод , контрфорс и остроконечную арку , и использовал их новаторскими способами для создания структур, особенно готических соборов и церквей , исключительной высоты и величия. , наполненный светом из витражей. Известные примеры ранней готической архитектуры во Франции включают амбулаторию и фасад базилики Сен-Дени ; Сансский собор (1140 г.); Лаонский собор ; Санлисский собор ; (1160 г.) и наиболее известный Нотр-Дам де Пари (начало 1160 г.). [8]

Ранняя английская готика находилась под влиянием французского стиля, особенно в новом хоре Кентерберийского собора , но вскоре приобрела свои особые характеристики, в частности, акцент на длине над высотой, а также более сложные и асимметричные планы этажей, квадратные, а не закругленные восточные концы, и полихромная отделка с использованием мрамора Purbeck . Основными примерами являются неф и западный фасад собора Уэллса , хор собора Линкольна и ранние части собора Солсбери . [9]

На смену ранней готике в начале 13 века пришла новая волна более крупных и высоких зданий с дальнейшими техническими инновациями в стиле, позже известном как Высокая готика . [10]

Ранние французские готические соборы

[ редактировать ]

Базилика Сен-Дени

[ редактировать ]

Базилика Сен-Дени имела важное значение, поскольку была местом захоронения французских королей династии Капетингов с конца 10 до начала 14 века. Оно привлекло очень большое количество паломников, привлеченных мощами Сен-Дени , покровителя Парижа. Чтобы вместить большое количество паломников, Сугерий сначала построил новый нартекс и фасад в западном конце с башнями-близнецами и окном-розой в центре.

Самым оригинальным и влиятельным шагом, сделанным Сугерием, было создание шевета , или восточного конца, с расходящимися часовнями. Здесь он по-новому использовал остроконечную арку и ребристый свод , заменив толстые перегородки арочными ребристыми сводами, уравновешенными на колоннах со скульптурными капителями. Сугерий писал, что новый шевет «облагорожен красотой длины и ширины». И «середина здания внезапно была поднята двенадцатью колоннами». Он добавил, что при создании этого объекта его вдохновляли древнеримские колонны, которые он видел в руинах Терм Диоклетиана и в других местах Рима. [11] Он описал законченную работу как «круговую цепочку часовен, благодаря которой вся церковь будет сиять чудесным и непрерывным светом самых ярких окон, пронизывающим внутреннюю красоту». [12]

Сугер был поклонником доктрин раннего христианского философа Иоанна Скота Эриугены (ок. 810–87) и Диониса, или Псевдо-Ареопагита , который учил, что свет является божественным проявлением и что все вещи являются «материальными светами», отражая бесконечный свет самого Бога. [12] Таким образом, витражи стали способом создания сияющего, неземного света, идеального для религиозных размышлений. [8]

По мнению Сугера, каждый аспект новой архитектуры апсиды имел символическое значение. Двенадцать колонн, разделяющих часовни, писал он, символизировали двенадцать апостолов , а двенадцать колонн боковых приделов представляли малых пророков Ветхого Завета . [11]

Базилика, включая верхние части хора и апсиду, была сильно переработана в районный стиль в 1230-х годах, но оригинальные раннеготические амбулатории и часовни все еще можно увидеть. [13]

Сансский собор

[ редактировать ]

Строительство хора и амбулатории собора Сан началось до строительства амбулатории Сен-Дени. Поэтому амбулатория скорее романская, чем готическая. Все прилегающие часовни построены намного позже и не относятся к первичной готике. Но его аркады и трифории уже соответствуют критериям готической архитектуры. [12] Он был построен между 1135 и 1164 годами. В отличие от других соборов первичной готики, он не имеет трибун над нефами, а имеет трифории как один из трех уровней, как некоторые романские базилики раньше и классическую готику после. В нефе использовался новый ребристый свод из шести частей , что придало церкви исключительную ширину и высоту. Поскольку своды из шести частей распределяли вес неравномерно, своды поддерживались чередующимися массивными квадратными опорами и более тонкими круглыми колоннами. [14] [15] [16] Он оказал широкое влияние на готический стиль не только во Франции, но и в Англии, поскольку его мастер-строитель Вильгельм Санский был приглашен в Англию и привнес черты ранней готики в реконструированный хор Кентерберийского собора .

В последующие столетия все фонари были реконструированы, и трансепт стал ярким .

<

Санлисский собор

[ редактировать ]

Санлисский собор был построен между 1153 и 1191 годами. Его длина была ограничена скромным бюджетом и расположением здания у городской стены. Как и собор в Сане, он состоял из нефа без трансепта, окруженного единственным притвором. Расходящиеся капеллы хора являются отдельными продолжениями амбулатории (в отличие от Сен-Дени, где они образуют что-то вроде внешнего нефа). Они привели в пример Магдебургский собор , строительство которого было начато в 1209 году и имеет многоугольную амбулаторию и часовни. Первоначально возвышение Санлиса имело четыре уровня, включая большие трибуны. Как и в Сансе, собор Санлиса имел чередующиеся сильные и слабые опоры, которые воспринимали неравномерную нагрузку шестичастных реберных сводов. В 13 и 16 веках церковь претерпела значительную перестройку, включая новую башню и новое внутреннее убранство. Многие элементы ранней готики перегружены яркими и более поздними украшениями. [17] В 16 веке трифория исчезла, а трибуны сохранили свою первоначальную готику до наших дней.

Нуайонский собор

[ редактировать ]

Нуайонский собор , строительство которого началось между 1150 и 1155 годами, был первым из серии знаменитых соборов, появившихся в Пикардии , процветающем регионе к северу от Парижа. Город имеет важную связь с французской историей, поскольку является местом коронации Карла Великого и раннего французского короля Хью Капета . Новый собор по-прежнему имел многие романские черты, в том числе выдающиеся трансепты с закругленными концами и глубокие галереи, но в нем было представлено несколько готических новшеств, в том числе четвертый уровень, трифорий ( узкий проход между галереей первого уровня, трибунами и верхним уровнем). фонарь , Нойон также использовал массивные составные опоры, чередующиеся с круглыми колоннами, необходимые из-за неравномерного распределения веса шестичастных сводов. [12] В восточной части есть пять расходящихся часовен и три уровня окон, создающих впечатляющий поток света в неф. [18]

Лаонский собор

[ редактировать ]

Лаонский собор был построен в 1155 году в стиле ранней готики или первичной готики . Примерно в 1180 году были закончены (первый) хор, переход и трансепт, а также пять восточных пролетов нефа. Западная часть нефа и фасад существовали до 1200 года. Таким образом, фасад уже является образцом классической готики ; Виллар де Оннекур похвалил новаторские верхние части башен. Но первоначальный хор начал приходить в упадок и в 1205–1220 годах был заменен действительным. Следуя английским примерам, у него нет апсиды, а есть прямоугольный восточный конец.

Хор Лаонского собора, замененный в 1205–1220 годах, классическая готика и «английская»

Лаон был построен на вершине холма высотой сто метров, что делало его видимым с большого расстояния. Вершина холма налагала на строителей особую нагрузку; все камни пришлось везти на вершину холма на повозках, запряженных волами. Волов, выполнявших работу, почтили статуями на башне законченного собора. [17]

Лан был необычен еще и своими пятью башнями; два на западном фасаде, два на трансептах и ​​восьмиугольный фонарь на перекрестке. Лан, как и большинство ранних готических соборов, имел четыре внутренних уровня. В Ланоне также были чередующиеся восьмиугольные и квадратные опоры, поддерживающие неф, но они опирались на массивные колонны, сделанные из сказочных частей камня, что придавало ему большую гармонию и большее ощущение длины. [19] Новый собор был необычен по форме; Апсида на востоке была плоской, а не закругленной, а хор был исключительно длинным, почти такой же длины, как неф. [20] Еще одной поразительной особенностью Лаонского собора были три больших окна-розы: одно на западном фасаде и два в трансептах. (Сохранились только западное и северное окна). Еще одна необычная особенность Лана — фонарная башня на пересечении трансепта, скорее всего, вдохновленная церквями нормандского готического аббатства в Кане . [17]

Лаонский собор стал образцом для первого готического проекта в Германии — перестройки Лимбургского собора , начатой ​​в 1180-х годах. [21] [22]

Нотр-Дам де Пари

[ редактировать ]

Нотр-Дам де Пари был самым большим из соборов ранней готики и ознаменовал вершину ранней готики во Франции. Оно было начато в 1163 году епископом Морисом де Сюлли с намерением превзойти все другие существующие церкви в Европе. Новый собор имел длину 122 метра и высоту 35 метров, что на одиннадцать метров выше собора Лаона , предыдущей самой высокой церкви. Он имел центральный неф, окруженный двойными коллатералями, и хор, окруженный двойным амбулаторием, без расходящихся часовен. (Нынешние часовни были добавлены между контрфорсами в 14 веке). [23]

Строители покрыли внутреннюю часть собора шестичастными сводами, но, в отличие от Сенса и других более ранних соборов, они не использовали чередующиеся опоры и колонны для их поддержки. Вместо этого своды поддерживались связками трех непрерывных стройных колонн, которые были восприняты рядами массивных колонн с капителями, украшенными классическим декором. Это придало нефу большую гармонию.

Верхние части хора были построены примерно в 1182 или 1185 году, незадолго до Шартрского собора . Его первоначальная высота была промежуточной между уровнями деревьев и четырьмя уровнями: над трибунами не было настоящих трифорий, а был фонарь с двумя уровнями окон, нижний уровень состоял из небольших окон-розеток, а верхний уровень - из скромных остроконечных арочных окон без узора. .

В 13 веке, когда было решено, что интерьер слишком темный, вертикальные окна были расширены вниз, в область маленьких роз. Вокруг трансепта первоначальная конструкция была реконструирована во время реставрации Виолле-ле-Дюком . [23]

Летающий контрфорс впервые появился в Париже в начале 13 века, либо в Нотр-Даме, либо, возможно, раньше в аббатстве Сен-Жермен-де-Пре . Контрфорсы простирались от тяжелых башен за пределами нефа, над трибунами, и прижимались прямо к верхним стенам нефа, противодействуя толчку потолочных сводов, направленному наружу. Это позволило сделать стены более тонкими и установить окна большего размера в верхних стенах нефа. [23]

Шартрский собор (1194–1225 гг.)

[ редактировать ]
Шартрский собор

Шартрский собор был местом проведения четырех ежегодных торговых ярмарок в праздники Девы Марии и популярным местом паломничества, где демонстрировалась знаменитая туника, которую Мария носила при рождении Христа. [24] Ряд более ранних соборов в Шартре, начиная с четвертого века, были уничтожены пожаром. Собор, непосредственно предшествующий нынешней церкви, сгорел в 1194 году, остались только склеп, башни и недавно построенный западный фасад. Восстановление началось в том же году при поддержке Папы, короля, а также богатой знати и купцов города.

По окнам (без узора или с пластинчатым узором) этот собор все еще был образцом ранней готики, но его фасады были новаторскими. Поэтому Шартрский собор считается первоначальным зданием классической готики . Аркады и нефы были намного выше, чем в первых готических соборах, а трибуна отсутствовала. Кроме того, фонари были выше, чем в любой базилике до этого. За исключением самых нижних частей, апсида и часовни имели многоугольную форму.

К 1225 году работы были почти завершены, архитектура, стекло и скульптура были закончены, хотя семь шпилей все еще восстанавливались. Официально он не был повторно освящен до 1260 года. С тех пор было внесено лишь несколько изменений, в том числе добавление новой часовни, посвященной Святому Пиату в 1326 году, а также покрытие колонн хора лепниной и добавление мраморных рельефов позади церкви. киоски 1750-х годов. [25]

Новый собор имел длину 130,2 метра и высоту нефа на 30 метров, длиннее и выше собора Парижской Богоматери . [26] Поскольку собор был построен с новыми аркбутанами, стены были более устойчивыми, что позволило строителям исключить уровень трибун и иметь больше места для окон. [26]

Нижние части западного фронта (1134–1150 гг.) выполнены в стиле ранней готики . Северный и южный фасады трансептов выполнены в стиле высокой готики, как и скульптура шести порталов тринадцатого века. Шпиль северной башни позднее стал Ярким . [24] В Шартре до сих пор сохранилась большая часть оригинальных средневековых витражей, известных своим глубоким цветом, называемым шартрским синим. [24]

Буржский собор (1195–1230 гг.)

[ редактировать ]
Буржский собор

В то время как большинство соборов высокой готики в целом следовали плану Шартра, собор Буржа принял другое направление. Он был построен епископом Анри де Сюлли, чей брат, Од де Сюлли , был епископом Парижа, и его строительство во многом следовало за Нотр-Дам де Пари , а не за Шартром. Как и Шартр, строители упростили вертикальный план до трех уровней; большие аркады, трифорий и высокие окна. Трифорий представлял собой упрощенную длинную горизонтальную полосу во всю длину церкви. Однако, в отличие от Парижа, Бурж продолжал использовать старый ребристый свод из шести частей , использовавшийся в Париже. Это означало, что вес сводов неравномерно приходился на неф и требовал, как и в соборах ранней готики , чередования сильных и слабых колонн. Это было искусно скрыто за счет использования больших цилиндрических опор, каждый из которых был окружен восемью колоннами. Особенно впечатляют опоры аркады; каждый имеет высоту 21 м (69 футов). [27] Хоры и капеллы Буржского собора до сих пор имеют полукруглые концы.

Поскольку Бурж использовал ребристые своды из шести частей вместо более легких сводов из четырех частей, верхние стены должны были противостоять большей нагрузке наружу, а контрфорсы должны были быть более эффективными. Контрфорсы в Бурже имели уникальную конструкцию с особенно острым углом, что придавало им необходимую силу, но они также были усилены более толстыми и прочными стенами, чем Шартр. [27]

Преобладающее ощущение в Бурже — это не только большая высота, но и большая длина и внутреннее пространство; длина собора составляет 120 м (390 футов), без трансепта или других перерывов. [28] Самая необычная особенность Буржского собора – расположение вертикальной высоты; каждая часть фасада отодвинута назад, как ступеньки, с самой высокой крышей и сводами над центральным нефом. Крайние нефы имеют своды высотой девять метров; промежуточные нефы имеют своды высотой 21,3 м (70 футов); а в центральном нефе есть своды высотой 37,5 м (123 фута). [27]

Многие более поздние готические соборы следовали модели Шартра, но некоторые находились под влиянием Буржа, в том числе собор Ле-Мана , модифицированный собор Бове и собор Толедо в Испании, скопировавший систему сводов разной высоты. [27]

Анжуйская готика

[ редактировать ]

Большинство зданий в стиле Плантагенетов , также называемых анжуйской готикой , по датировке и по форме являются частью ранней готики. В ходе реконструкции собора Анжера, начатой ​​епископом Норманом де Дуэ в 1148–1152 годах, был построен первый анжуйский свод. Собор Пуатье , возведенный с 1166 года, известен как первая готическая зальная церковь . Его восточные части выполнены в стиле ранней готики с некоторыми романскими элементами; его западные части имеют узор высокой готики.

Ранняя классика или высокая готика

[ редактировать ]

Некоторые известные примеры соборов классической готики и высокой готики , такие как Шартрский собор (см. Выше) и Буржский собор, также имеют элементы ранней готической архитектуры.

Ранняя готика в Нормандии

[ редактировать ]

Эксперименты с элементами готики также проводились в Нормандии в конце XI и XII веках. В 1098 году в аббатстве Лессе появилась ранняя версия заостренного реберного свода хора. [29] Церковь Сен-Пьер-де-Лизье , строительство которой началось в 1170-х годах, отличалась более современными четырехчастными ребристыми сводами и контрфорсами. Другие эксперименты с готическими ребристыми сводами и другими элементами имели место в Кане , в церквях двух крупных королевских аббатских церквей, аббатства Сент-Этьен в Кане и аббатства Сент-Трините в Кане , но они оставались по существу норманнскими романскими церквями. . [30]

Руанский собор имел примечательные черты ранней готики, добавленные, когда интерьер был реконструирован из романского стиля в готический архиепископом Готье де Кутансом , начиная с 1185 года. Новый готический неф получил четыре уровня, а более поздний хор имел новые модные три уровня. [30]

Английская ранняя готика

[ редактировать ]

(См. английскую готическую архитектуру )

Даремский собор (1235 г.)

[ редактировать ]
Неф Даремского собора с реконструированными сводами (ок. 1235 г.)

Английские архитекторы экспериментировали с элементами ранней готики. В Даремском соборе , романской церкви, траверс нефа и нижнего нефа был выполнен с ранним вариантом ребристого свода, ребристого пахового свода или места встречи двух цилиндрических сводов с каменными ребрами. Ребристые паховые своды были установлены в 1093–1096 годах и были первыми в Европе. По мере продолжения работы строители экспериментировали с еще более смелым вариантом, используя заостренные арки вместо закругленных, чтобы распределить вес наружу. Новые остроконечные ребристые своды были установлены над южным трансептом и нефом, начиная с 1130 года. Новые своды не имели успеха; тонкие панели между ребрами были сделаны из оштукатуренного щебня, были слишком тяжелыми и потрескались, и в 1235 году их пришлось заменить. Более новые и более легкие версии ребристого свода, в панелях которых использовались небольшие кусочки тесаного камня, а не оштукатуренный щебень, были разработаны в Нормандии и Иль-де-Франс. Своды с заостренными ребрами полностью прижились в Англии только во второй половине XII века. [31]

Кентерберийский собор (1174–1184 гг.)

[ редактировать ]

Одним из первых крупных зданий в Англии, использовавших новый стиль, был Кентерберийский собор . В сентябре 1174 года пожар уничтожил преимущественно романский хор, и ведущие архитекторы из Англии и Франции были приглашены предложить планы его реконструкции. Победителем этого конкурса стал французский мастер-строитель Вильгельм Санский , который участвовал в строительстве Санского собора , первого полного готического собора во Франции. [32]

Монахи, управлявшие собором, наложили на Вильгельма Санского множество ограничений. Ему не разрешили полностью заменить первоначальную нормандскую церковь, и ему пришлось разместить свою новую структуру на старом склепе и в уцелевших внешних нормандских стенах. Тем не менее, ему удалось создать поразительно оригинальную скульптуру, демонстрирующую элементы, вдохновленные Нотр-Дам де Пари и собором Лаона . Следуя французской модели, он использовал шестичастные ребристые своды, остроконечные арки, опорные колонны с резным декором из листьев аканта и полукруглую амбулаторию. Однако другие элементы были чисто английскими, например, использование темного мрамора Пурбек для создания декоративных контрастов с бледным камнем, привезенным из Нормандии. Работу описал монах и летописец Джервас Кентерберийский . Противопоставление старого и нового хора. Он писал: «Там арки и все остальное было простое или вылепленное топором, а не долотом. А здесь почти повсюду соответствующая скульптура. Раньше мраморных валов не было, а здесь их бесчисленное множество. Вокруг хора своды были простыми, а здесь они арочно-ребристые и имеют замковые камни». [33]

Вильгельм Санский упал с строительных лесов в 1178 году, был серьезно ранен и вернулся во Францию, где и умер. [34] и его работу продолжил английский архитектор Уильям Англичанин , который построил часовню Троицы в апсиде и Корону в восточной части, которые были памятниками Томасу Бекету , убитому в соборе. В новой конструкции было много французских особенностей, таких как двойные колонны в часовне Троицы и опоры, замененные валами стен из мрамора Пурбека. Но он также сохранил многие специфически английские особенности, такие как большое разнообразие уровней и расположения помещений; часовня Троицы, например, находится на шестнадцать ступенек выше хора). Он также сохранил, а не устранил трансепты - в Кентербери их было два. Ранняя английская готика делала упор на большую длину; Между 1096 и 1130 годами длина Кентербери увеличилась вдвое. [33]

Одной из причин различий между французской и английской готикой было то, что французские бенедиктинские церкви-аббатства обычно возлагали разные функции на отдельные здания, тогда как в Англии они обычно объединялись в одной и той же структуре. Подобные сложные многофункциональные конструкции были найдены не только в Кентербери, но и в аббатских церквях Бата, Ковентри, Дарема, Эли, Нориджа, Рочестера, Винчестера и Вустера. [35]

Цистерцианские аббатства

[ редактировать ]

Другой заметной формой ранней английской готической архитектуры были цистерцианские монастыри . Цистерцианский орден был основан в 1098 году как реакция против богатства и украшений бенедиктинского ордена и его монастырей. Архитектура цистерцианцев была основана на простоте и функциональности. Любое украшение было запрещено. Цистерцианские монастыри находились в отдаленных местах, вдали от городов. Они были закрыты в 1539 году во время правления Генриха VIII и сейчас представляют собой живописные руины. Примеры включают аббатство Киркстолл (ок. 1152 г.); Аббатство Рош (ок. 1172 г.) и аббатство Фаунтинс (ок. 1132 г.) - все в Йоркшире .

Уэллсский собор

[ редактировать ]

Уэллсский собор (построенный между 1185–1200 гг. и видоизмененный до 1240 г.) является еще одним ярким примером раннего английского стиля. Он заимствовал некоторые аспекты, такие как высота, из французского стиля, но отдал предпочтение сильным горизонтальным элементам, таким как трифорий , а не доминирующим вертикальным элементам, таким как валы стен французского стиля. Опоры состояли из двадцати четырех валов, что добавляло еще один необычный декоративный эффект. [36] Северное крыльцо, построенное в 1210–1215 гг., и особенно западный фасад (1220–1240 гг.) имели особенно новый декоративный эффект. Экранный фасад западного фасада заполнен почти четырьмястами резными и раскрашенными каменными фигурами и сделан более впечатляющим за счет двух боковых башен, прикрепленных к корпусу церкви, но не являющихся их частью. Это расположение было адаптировано другими английскими соборами, включая собор Солсбери и собор Эксетера . [36]

Солсберийский собор

[ редактировать ]

Солсберийский собор (1220–1260 гг.) — еще один пример зрелой ранней английской готики. Солсбери наиболее известен своей знаменитой перекрестной башней и шпилем, построенными в 14 веке, но его сложный план с двумя группами трансептов, выступающим северным крыльцом и прямоугольным восточным концом является классическим примером ранней английской готики. [37] Он резко отличался от французского Амьенского собора , построенного в том же году, с его простой апсидой на востоке и минимальными трансептами. Неф имеет четкие горизонтальные линии, созданные контрастом с колоннами из темного мрамора Пурбек . Часовня Леди в Солсбери имеет чрезвычайно тонкие колонны из мрамора Пурбек, поддерживающие своды, демонстрирует разнообразие и гармонию зрелой английской ранней готики, входящей в период украшенной готики . [37]

Линкольнский собор

[ редактировать ]

Линкольнский собор (перестроенный в норманнском стиле начиная с 1192 года) является лучшим примером полностью зрелого стиля ранней готики. [9] Мастер-строитель Жоффруа де Нуар был французом, но он построил церковь с отчетливыми нефранцузскими чертами; двойные трансепты, удлиненный неф, сложность внутреннего пространства и более щедрое использование декоративных элементов. [36] Хор Святого Хью, названный в честь монаха французского происхождения Святого Хью Линкольна, был хорошим примером. Хор был перекрыт ребристым сводом, в котором большая часть ребер имела чисто декоративную роль. Помимо функциональных ребер, он имел дополнительные ребра, называемые тирцеронами , которые вели не к центральной точке свода, а к точке вдоль конькового ребра на венце свода. Они были соединены в роскошный дизайн, из-за чего получившийся потолок получил прозвище «Безумный свод». [36]

Еще одним отличительным английским элементом, представленным в Линкольне, было использование слепой аркады (также известной как глухая аркада) в украшении часовни Хью. К стенам прикреплены два яруса аркад с остроконечными арками, что создает трехмерный театральный эффект. Этот элемент усиливается за счет использования камня разного цвета для тонких колонн; ребра из белого известняка для нижних колонн и черного мрамора Пурбек для верхних частей. [36]

Третьей важной особенностью Линкольна была толстая или двойная стена. Это была англо-романская особенность, которая ранее использовалась в романских постройках Кана, а также в Даремском и Винчестерском соборах. Вместо того, чтобы поддерживаться только аркбутанами, своды получают дополнительную поддержку за счет более толстых стен галереи над проходами. Это позволило значительно расширить пролет нефа, а также означало, что своды могли иметь дополнительные чисто декоративные ребра, как в «Безумном своде». [38]

Характеристики

[ редактировать ]

Планы ранних готических соборов во Франции обычно имели форму греческого креста и были относительно простыми. Хорошим примером был собор Санса , первый во Франции; Фасад с тремя порталами и двумя башнями; длинный неф с боковыми проходами; довольно длинный хор, очень короткий трансепт и закругленная апсида с двойной передвижной и расходящимися часовнями. Вариации этого плана использовались в большинстве ранних французских соборов, включая Нуайонский собор и Нотр-Дам де Пари . [39]

Планы соборов ранней английской готики обычно были длиннее и намного сложнее, с дополнительными трансептами, пристроенными часовнями, внешними башнями и обычно прямоугольным западным концом. Хоры часто были длиной с неф. Форма выражала множество действий, часто происходящих одновременно в одном здании. [40]

Возвышения

[ редактировать ]

Во времена ранней готики аркбутан еще не был широко распространен, и контрфорсы располагались в непосредственной близости от стен или прямо напротив них. Стены пришлось усилить дополнительной шириной. [41] Ранние готические церкви во Франции обычно имели четыре возвышения или уровня в нефе: аркада нефа на первом этаже; галерея-аркада, проход над ней; слепой трифорий , более узкий проход, и фонарь , стена с большими окнами, прямо под сводами. Эти несколько уровней увеличивали ширину и, следовательно, устойчивость стен до того, как широко использовался аркбутан. Эта система использовалась в соборе Сан , соборе Нуайон и первоначально в Нотр-Дам де Пари . [41]

Внедрение более простого ребристого свода, состоящего из четырех частей, и особенно контрфорса означало, что стены могли быть тоньше и выше, с большим количеством места для окон. К концу периода уровень трифория обычно удалялся, и пространство заполнялось окнами большего размера. [41]

Хранилища

[ редактировать ]

Ребристый свод с самого начала был характерной чертой готической архитектуры. Это был результат поиска способа построить на церквях каменные крыши, которые не могли бы загореться, но не были бы слишком тяжелыми. Вариации ребристых сводов использовались в исламской и романской архитектуре, часто для поддержки куполов. [42] Ребристый свод имел тонкие каменные ребра, несущие сводчатую поверхность из тонких панелей. [13] В отличие от более раннего цилиндрического свода, где вес свода давил прямо на стены, арочные ребра реберного свода имели заостренную арку, ребро, которое направляло вес наружу и вниз к определенным точкам, обычно опорам и колоннам в здании. неф внизу или наружу к стенам, где ему противостояли контрфорсы. Панели между ребрами были сделаны из небольших кусков камня и были намного легче, чем более ранние цилиндрические своды. Примитивная форма, ребристый крестовый свод , с круглыми арками, использовалась в Даремском соборе , а затем, в ходе строительства, была улучшена заостренными арками примерно в 1096 году. Другие варианты использовались в аббатстве Лессе в Нормандии и в Чефалу. Собор на Сицилии примерно в то же время. [40]

Первые готические ребристые своды были разделены ребрами на шесть отсеков. Шестичастный свод мог охватывать две части нефа. Две остроконечные арки пересекались по диагонали и поддерживались промежуточной аркой, пересекавшей неф из стороны в сторону. Вес переносился вниз тонкими колоннами от углов свода к чередующимся тяжелым опорам и более тонким колоннам в нефе ниже. Вес распределялся неравномерно; опоры получили больший вес от диагональных арок, а колонны получили меньший вес от промежуточной арки. Эта система успешно использовалась в базилике Сен-Дени, Нуайонском соборе, Лаонском соборе и Нотр-Дам де Пари.

В конце периода был разработан более простой и прочный свод всего с четырьмя отсеками за счет устранения промежуточной арки. В результате опоры или колонны внизу получали одинаковую нагрузку и могли иметь одинаковый размер и внешний вид, что придавало нефу большую гармонию. Эта система все чаще использовалась в конце периода ранней готики.

Более сложные ребристые своды были введены в Англии позже в тот же период, в Линкольнском соборе . У них были дополнительные чисто декоративные ребра, называемые лиерн и тирцерон , с богато украшенными узорами, такими как звезды и веера. Они были работой Жоффруа де Нуайе , французского или французско-нормандского мастера-строителя, который между 1192 и 1200 годами спроектировал хор Св. Хью, завершено в 1208 году. Ребра были спроектированы так, что пролеты слегка смещали друг друга, что дало им прозвище «Безумные своды». [43] Де Нуайе сменил в Линкольне Александр Масон , который спроектировал звездный свод Тирцерона в нефе собора. [44] в Линкольнском соборе . [45]

Летающий контрфорс

[ редактировать ]

Вариации контрфорса существовали и до готического периода, но готические архитекторы довели их до высокой степени сложности. Уравновешивая давление реберных сводов на верхние стены, они сделали возможными большую высоту, тонкие стены и большие верхние окна готических соборов. Контрфорсы ранней готики располагались близко к стенам и представляли собой каменные колонны с короткой аркой, ведущей на верхний уровень, между окнами. Их часто увенчивали каменными шпилями как для украшения, так и для утяжеления.

Скульптура

[ редактировать ]

Наиболее важные скульптурные украшения соборов ранней готики находились вокруг порталов или дверных проемов, на тимпане, а иногда и на колоннах. По образцу романских церквей они изображали Святое Семейство и Святых. Следуя традициям романской скульптуры , фигуры обычно имели жесткие, прямые, простые формы и часто вытянутые. С течением времени скульптура стала более натуралистичной. Цветочная и растительная скульптура капителей колонн нефа была более реалистичной, демонстрируя пристальное наблюдение за природой. [9]

Одним из лучших образцов ранней готической скульптуры является тимпан над королевским порталом Шартрского собора (1145–1245 гг.), переживший пожар, уничтоживший большую часть раннего собора.


Скульптура широко использовалась в соборах ранней готики, особенно над порталами. Ранняя готическая скульптура была жесткой, формальной и лишенной реализма, в отличие от скульптуры более поздней скульптуры районных соборов, на которую повлияла недавно обнаруженная древнеримская скульптура.

=

Ранние готические витражи

[ редактировать ]

(См. также витражи французской готики ) и витражи английской готики )

Витражи существовали на протяжении веков и использовались в романских церквях, но стали особенно важной особенностью ранней готической архитектуры. Аббат Сужер заказал витражи для базилики Сен-Дени, чтобы наполнить амбулаторию и часовни тем, что он считал божественным светом. Витражи Сен-Дени и других церквей ранней готики имели особую интенсивность цвета, отчасти потому, что стекло было толще и использовало больше цвета, а отчасти потому, что ранние окна были маленькими, и их свет имел более разительный контраст с темные интерьеры церквей и соборов.

Процесс изготовления окон описал монах Феофил Пресвитер в начале XII века. Стекла и окна изготавливались разными мастерами, обычно в разных местах. Расплавленное стекло окрашивалось оксидами металлов; кобальт — синий, медь — красный, железо — зеленый, марганец — фиолетовый и сурьма — желтый. В расплавленном состоянии из него выдували пузырь, придавали ему трубчатую форму, разрезали на концах, чтобы получился цилиндр, затем разрезали и сплющивали, пока он был еще горячим. Его толщина варьировалась от 3 до 8 мм (от 0,12 до 0,31 дюйма). Чертеж окна в натуральную величину был сделан на большом столе, а затем кусочки цветного стекла «склеены» или отколоты от листа и собраны на столе. Детали окон затем окрашивались стекловидной эмалью, а затем обжигались. Кусочки стекла были вставлены в свинцовые куски с желобками, которые были спаяны вместе и загерметизированы замазкой, чтобы сделать их водонепроницаемыми, и завершили оконное оформление. [46] [47]

Окно-роза было характерной чертой ранней готики. Они использовались в романской архитектуре, например, два небольших окна на фасаде аббатства Помпоза в Италии (начало 10 века), но в готический период они стали более важными и сложными. В XII веке, по словам Бернара Клервоского , писавшего в то время, роза была символом Девы Марии и занимала видное место на фасадах соборов, названных в ее честь, таких как Нотр-Дам де Пари , чей Западное окно-роза датируется 1220 годом. [48]

Окна-розетки раннеготических церквей были составлены из пластинчатого узора , геометрического рисунка отверстий в камне над центральным порталом. Ранние примеры включали розу на западном фасаде базилики Сен-Дени (хотя нынешнее окно не является оригинальным) и раннее окно-розу на западном фасаде Шартрского собора . Другие примеры - роза на западном фасаде Лаонского собора и собора Парижской Богоматери (1210 г.). [48] В Йоркском соборе находится старейший существующий витраж в Англии — « Дерево Иессея» (1170 г.).

См. также

[ редактировать ]
  1. Британская энциклопедия онлайн, «Готическая архитектура» (по подписке), получено в апреле 2024 г.
  2. ^ Renault & Lazé 2006 , с. 33.
  3. ^ Онлайн-энциклопедия Britannica, «Ранняя готика» (по подписке)
  4. ^ Онлайн-энциклопедия Britannica, «Ранняя готика» (по подписке).
  5. ^ Бризак, Катрин (1994), "Le Vitrail" (на французском языке), Париж, La Matiniere
  6. ^ «История, готическое искусство до завоевания Европы » . Архивировано из оригинала 6 мая 2023 года . Проверено 2 мая 2023 г.
  7. ^ «Доминик Верман, портал Églises de l'Oise → статья Нуайон, собор Нотр-Дам (→ раздел Хронология . Архивировано из оригинала 3 мая 2023 года . Проверено 4 мая 2023 г.
  8. ^ Jump up to: а б Уоткин 1986 , с. 126–128.
  9. ^ Jump up to: а б с Готическое искусство в Британской энциклопедии
  10. ^ Renault & Lazé 2006 , с. 36.
  11. ^ Jump up to: а б Уоткин 1986 , с. 127.
  12. ^ Jump up to: а б с д Уоткин 1986 , с. 128.
  13. ^ Jump up to: а б Западная архитектура в Британской энциклопедии
  14. ^ Мило 2015 , с. 10-11.
  15. ^ Путеводитель по французскому наследию (2002), стр. 53
  16. ^ Renault & Lazé 2006 , с. 33–35.
  17. ^ Jump up to: а б с Миньон 2015 , с. 16–17.
  18. ^ Мило 2015 , с. 14.
  19. ^ Уоткин 1986 , с. 129.
  20. ^ Мило 2015 , с. 67.
  21. ^ Матиас Теодор Клофт, Собор и сокровища собора в Лимбурге-ан-дер-Лане , опубликовано Verlag Langewiesche, Königstein im Taunus 2016 (= The Blue Books), ISBN 978-3-7845-4826-5.
  22. ^ Маттиас Теодор Клофт, Лимбург-ан-дер-Лан - Собор , опубликовано Verlag Schnell and Steiner, 19-е исправленное издание, 2015 г., ISBN 978-3-7954-4365-8
  23. ^ Jump up to: а б с Миньон 2015 , с. 18–19.
  24. ^ Jump up to: а б с Уоткин 1986 , с. 131.
  25. ^ Уве 2019 , стр. 12.
  26. ^ Jump up to: а б Миньон 2015 , с. 21.
  27. ^ Jump up to: а б с д Бони 1985 , с. 212.
  28. ^ Мило 2015 , с. 24.
  29. Онлайн-энциклопедия Ларусса, «Первое готическое искусство» (получено 3 мая 2020 г.).
  30. ^ Jump up to: а б Миньон 2015 , с. 30–31.
  31. ^ Уоткин 1986 , с. 108–109.
  32. ^ Уоткин 1986 , с. 143.
  33. ^ Jump up to: а б Уоткин 1986 , с. 143–144.
  34. ^ «Когда начались работы над сводом восточной части хора, Уильям оказался выведен из строя из-за падения с строительных лесов. Вероятно, он продолжал руководить работой, лежа на больничной койке, но это было непрактично, поэтому он сдался и вернулся в Франция, где он умер». Вильгельм Санский в Британской энциклопедии
  35. ^ Уоткин 1986 , с. 144–145.
  36. ^ Jump up to: а б с д и Уоткин 1986 , с. 145.
  37. ^ Jump up to: а б Уоткин 1986 , с. 147.
  38. ^ Уоткин 1986 , с. 146.
  39. ^ Дючер 2014 , стр. 40–43.
  40. ^ Jump up to: а б Готическая архитектура в Британской энциклопедии
  41. ^ Jump up to: а б с Дюшер 2014 , с. 42.
  42. ^ Уоткин 1986 , с. 126–127.
  43. ^ Керл, Джеймс Стивенс; Уилсон, Сьюзен (2016). Оксфордский словарь архитектуры . Издательство Оксфордского университета. п. 527. ИСБН  978-0-19-967499-2 .
  44. ^ Акланд, Джеймс Х. (1972). Средневековое строение: готический свод . Университет Торонто Пресс. стр. 134–135. ISBN  0-8020-1886-6 .
  45. ^ Дючер 2014 , с. 54.
  46. ^ витражи в Британской энциклопедии
  47. ^ Департамент средневекового искусства и монастырей. « Витражи в средневековой Европе. Архивировано 22 ноября 2021 г. в Wayback Machine ». В Хайльбрунне «Хронология истории искусств» . Нью-Йорк: Метрополитен-музей.
  48. ^ Jump up to: а б Тритиньяк и Колони, 1984 , с. 44–45.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бони, Джин (1985). Французская готическая архитектура двенадцатого и тринадцатого веков . Издательство Калифорнийского университета. ISBN  0-520-05586-1 .
  • Дюшер, Роберт (2014). Характеристика стилей (на французском языке). Фламмарион. ISBN  978-2-0813-4383-2 .
  • Уве, Э (2019). Миллер, Малкольм Б. (ред.). Шартр - Путеводитель по собору . Издания Уве. ISBN  2-909575-65-9 .
  • Миньон, Оливье (2015). Архитектура готических соборов (на французском языке). Издания Ouest-France. ISBN  978-2-7373-6535-5 .
  • Миньон, Оливье (2017). Французская архитектурная культура – ​​аббатства, церкви, соборы и замки (на французском языке). Издания Ouest-France. ISBN  978-27373-7611-5 .
  • Рено, Кристоф; Лазе, Кристоф (2006). Стили архитектуры и мебели (на французском языке). Гиссеро. ISBN  9-782877-474658 .
  • Ривер, Реми; Лавуа, Аньес (2007). Башня Жан-Санс-Пер , Ассоциация друзей башни Жан-Санс-Пер. ISBN   978-2-95164-940-8
  • Трентиньяк, Андре; Колони, Мари-Жанна (1984). Откройте для себя Нотр-Дам де Пари (на французском языке). Пэрис: Олень. ISBN  2-204-02087-7 .
  • Тексье, Симон (2012), Парижская панорама архитектуры от античности до наших дней , Париграмма, Париж (на французском языке), ISBN   978-2-84096-667-8
  • Уоткин, Дэвид (1986). История западной архитектуры . Барри и Дженкинс. ISBN  0-7126-1279-3 .
  • Венцлер, Клод (2018), Котические соборы - средневековый вызов , Éditions Ouest-France, Ренн (на французском языке) ISBN   978-2-7373-7712-9
  • Путеводитель по наследию во Франции (2002 г.), Éditions du Patrimoine, Centre des Monuments Nationaux (на французском языке) ISBN   978-2-85822-760-0
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f9b67ee1fa2a5fff2018cbc8ef195526__1718008380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f9/26/f9b67ee1fa2a5fff2018cbc8ef195526.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Early Gothic architecture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)