Английская готическая архитектура
Годы активности | в. 1175–1640 гг. |
---|---|
Расположение | Королевство Англии |
Английская готика — архитектурный стиль , процветавший с конца 12 до середины 17 века. [1] [2] Этот стиль наиболее широко использовался при строительстве соборов и церквей . Определяющими чертами готической архитектуры являются остроконечные арки , ребристые своды , контрфорсы и широкое использование витражей . В совокупности эти особенности позволили создать здания невиданной высоты и величия, наполненные светом из больших витражей. Важные примеры включают Вестминстерское аббатство , Кентерберийский собор и Солсберийский собор . Готический стиль просуществовал в Англии гораздо дольше, чем в континентальной Европе .
Готический стиль был завезен из Франции, где различные элементы впервые были использованы вместе в одном здании хора аббатства Сен -Дени к северу от Парижа , построенном в 1144 году. [3] Самыми ранними крупномасштабными применениями готической архитектуры в Англии были Кентерберийский собор и Вестминстерское аббатство . Многие черты готической архитектуры естественным образом развились из романской архитектуры (часто известной в Англии как нормандская архитектура ). Первым собором в Англии, который был спроектирован и построен полностью в готическом стиле, был Уэллсский собор , строительство которого началось в 1175 году. [4] Другие особенности были импортированы из Иль-де-Франс первый французский готический собор Сан- Санс (1135–1164 гг.). , где был построен [5] После того, как пожар уничтожил хор Кентерберийского собора в 1174 году, французский архитектор Вильгельм де Санс перестроил хор в новом готическом стиле между 1175 и 1180 годами. Переход также можно увидеть в Даремском соборе , норманнском здании, которое было реконструировано с использованием самых ранних реберный свод известен. Помимо соборов, монастырей и приходских церквей , этот стиль использовался для многих светских зданий, включая университетские здания, дворцы , большие дома , богадельни и ратуши .
Стилистические периодизации английской готики.
- Ранний английский или Первый Пойнт (конец XII – конец XIII веков)
- Украшенная готика или вторая остроконечная (конец 13 – конец 14 веков)
- Перпендикулярная готика или Третья остроконечная (14–17 вв.) [6] [7]
Книга архитектора и искусствоведа Рикмана Томаса «Попытка различить стиль архитектуры в Англии» , впервые опубликованная в 1812 году, разделила готическую архитектуру Британских островов на три стилистических периода. [8] Рикман определил период архитектуры следующим образом:
- Вильгельм Завоеватель ( годы правления 1066–87 ) — Генриху II ( годы правления 1154–89 ) в роли Нормана
- Ричард Львиное Сердце ( годы правления 1189–99 ) — Эдуарду I ( годы правления 1272–1307 ) как ранний английский язык
- правления Эдуарда II ( годы правления 1307–1327 ) и Эдуарда III ( годы правления 1327–1377 ) как награжденные
- от Ричарда II ( годы правления 1377–99 ) до Генриха VIII ( годы правления 1509–47 ) как перпендикуляр [8]
С 15-го века, при Доме Тюдоров , преобладающий готический стиль широко известен как архитектура Тюдоров . На смену этому стилю в конечном итоге пришла елизаветинская архитектура и архитектура эпохи Возрождения при Елизавете I ( годы правления 1558–1603 ). [9] Рикман исключил из своей схемы большинство новых зданий после правления Генриха VIII, назвав стиль «пристроек и перестроек» конца 16 и начала 17 веков «часто сильно униженным». [8]
Архитектор и историк искусства Эдмунд Шарп в книге «Семь периодов английской архитектуры» (1851) определил доготический переходный период (1145–1190), следующий за нормандским периодом, в котором остроконечные и круглые арки использовались вместе. [10] Сосредоточив внимание на окнах, Шарп окрестил готический стиль Рикмана следующим образом:
- Первый готический стиль Рикмана как « Ланцетный период» (1190–1245).
- Второй готический стиль Рикмана разделился на геометрический период (1245–1315), а затем криволинейный период (1315–1360).
- Третий стиль Рикмана как прямолинейный период (1360–1550). [10] В отличие от раннего английского и декорированного стилей, этот третий стиль, использовавшийся на протяжении трех столетий, был уникальным для Англии.
В эпоху английского Возрождения стилистический язык древних классических ордеров и ренессансная архитектура южной Европы начали вытеснять готическую архитектуру в континентальной Европе, но Британские острова продолжали отдавать предпочтение готическим стилям строительства, с традиционными проектами перпендикулярных готических зданий, реализованными в 17-м веке. века в Англии, а также елизаветинская и якобинская архитектура, включающая готические черты, особенно в церквях. [11]
преобладала архитектура в классическом стиле. После Великого лондонского пожара Восстановление лондонского Сити было настолько обширным, что количество нанятых рабочих нарушило монополию средневековой ливрейной компании каменщиков и Благочестивой компании каменщиков , а также роль мастеров-каменщиков. был вытеснен архитектором раннего Нового времени. [11] Новый собор Святого Павла, спроектированный Кристофером Реном , и его церкви Рена в основном отказались от готической идиомы в пользу классических работ. [11] Однако за пределами Лондона новые церковные здания и ремонт старых церквей все еще выполнялись в готическом стиле, особенно вблизи древних университетских городов Оксфорда и Кембриджа , где университетские колледжи были важными покровителями готического строительства 17-го века. [11]
К 18 веку архитекторы иногда работали в готическом стиле, но живая традиция готического искусства угасла, и их проекты редко напоминали средневековые готические здания. Только когда началось движение готического возрождения конца 18-го и 19-го веков, архитектурный язык средневековой готики был заново изучен благодаря научным усилиям историков искусства начала 19-го века, таких как Рикман и Мэтью Блоксам , чьи «Принципы готической церковной архитектуры» впервые появились в 1829 году. . [12] [11]
Наряду с новыми готическими строительными работами 19-го века, многие из существующих готических зданий в Англии были тщательно отремонтированы, восстановлены, реконструированы и перестроены архитекторами, стремившимися улучшить здания в соответствии с романтической , высокой церковной эстетикой Оксфордского движения и заменить многие средневековых черт, утраченных на , роспуска иконоборческих этапах Реформации монастырей и войн Трех Королевств . В процессе этой викторианской «реставрации» большая часть оригинальной готической архитектуры Средневековья была утрачена или изменена до неузнаваемости. Однако средневековые произведения, оставшиеся незавершенными, часто достраивались или восстанавливались до их «оригинального» дизайна. По словам Джеймса Стивенса Керла , возрождение готической архитектуры было «возможно, самым влиятельным художественным явлением, когда-либо возникшим в Англии». [11]
Различные стили английской готики наиболее полно развиты в соборах, монастырях и коллегиальных церквях. За исключением Солсберийского собора , английские соборы, даты постройки которых обычно превышают 400 лет, демонстрируют большое стилистическое разнообразие.
Ранняя английская готика (конец XII – конец XIII вв.)
[ редактировать ]- Солсберийский собор (1220–1258 гг.) (башня и шпиль позже)
- храмовой церкви Хор
- Беверли-Минстер Трансепт
- Йоркского собора Южный трансепт
- Херефордский собор (1079–1250 гг.) Женская часовня
- собора Питерборо Западный фасад
- Уэллсский собор, западный фасад
- Винчестерского собора Женская часовня
- аббатства Уитби Хор
- аббатства Риво Хор
- монастыря Ланеркост Западный фасад
- Даремского собора Восточный трансепт
- Глостерского собора Вход и башня
Ранняя английская готика преобладала с конца XII века до середины-конца XIII века. [13] [14] [15] Он пришел на смену нормандской архитектуре , которая ввела первые великие соборы, построенные из камня, а не из дерева, и увидела строительство замечательных аббатств по всей Англии. Норманны представили три классических архитектурных порядка и создали для своих зданий массивные стены с тонкими пилястрами. Переход от норманнского стиля к готике длился примерно с 1145 по 1190 год. В годы правления короля Стефана и Ричарда I стиль изменился от более массивного строгого нормандского стиля к более нежной и изысканной готике. [16]
На ранний английский язык особенно повлияло то, что по-английски называлось «французским стилем». [ нужна ссылка ] Этот стиль был импортирован из Кана в Нормандии французскими нормандскими архитекторами, которые также импортировали ограненные камни из Нормандии для своего строительства. На него также повлияла архитектура Иль -де-Франс , где был построен собор Сан , первый готический собор во Франции. Алтарь Кентерберийского собора , одного из первых раннеанглийских сооружений в Англии, был перестроен в новом стиле французским архитектором Вильгельмом Санским . [17]
Ранний английский стиль особенно отличался более прочными стенами с каменными сводчатыми крышами, чтобы противостоять огню. Вес этих сводов переносился вниз и наружу арочными ребрами. Эта особенность, ранний ребристый свод , была использована в Даремском соборе , впервые в Европе. [18]
Еще одним важным нововведением, представленным в этот ранний период, был контрфорс , каменная колонна снаружи конструкции, которая укрепляла стены от веса, давящего наружу и вниз от сводов. Это превратилось в аркбутан , который переносил нагрузку от стены нефа на крышу прохода. Контрфорс дополнительно поддерживался тяжелой каменной вершиной. Контрфорсы были одной из первых особенностей капитула Личфилдского собора . [16]
Для раннего английского языка характерны стрельчатые окна , высокие узкие фонари, увенчанные остроконечной аркой. Они были сгруппированы рядом под одной аркой и украшены импостами с ажурными узорами, такими как выступы или острия копий. Стрельчатые окна сочетались одинаково остроконечными арками и ребрами сводов над головой, придавая гармоничный и единый стиль.
Характеристики
[ редактировать ]- Хор Кентерберийского собора , перестроенный Вильгельмом Санским и Вильгельмом Англичанином (1174–1184).
- Три уровня нефа (1192–1230) Уэллсского собора , первого в Англии, который использовал заостренные арки исключительно в потолочных сводах, окнах фонаря и аркадах трифория , а также аркадах на первом этаже.
- Окно «Глаз декана», редкое английское окно-роза , в Линкольнском соборе (1220–1235 гг.)
- из четырех частей Ранние ребристые своды в соборе Солсбери с простой резной каменной выступом в месте встречи ребер (1220–1258 гг.)
- Стрельчатые окна в северном трансепте Солсберийского собора (1220–1258 гг.)
- Вертикальный план соборов ранней готики имел три уровня, каждый примерно равной высоты; фонарь с арочными окнами , пропускавшими свет сверху, под своды крыши; трифорий - более широкая крытая аркада посередине; а на первом этаже, по обе стороны нефа , широкие аркады колонн и колонн, которые поддерживали вес потолочных сводов через ребра.
- Самым отличительным элементом этого периода была стрельчатая арка (также известная как стрельчатая арка , которая была ключевой особенностью готического ребристого свода ). Первоначальная цель ребристого свода заключалась в том, чтобы позволить более тяжелый каменный потолок заменить деревянные крыши. из более ранних нормандских церквей, которые часто загорались. Они также позволили построить более высокие и тонкие стены. Впервые они появились в ранней форме в Даремском соборе . [18] Постепенно остроконечные арки стали использовать не только в ребристых сводах, но и во всех аркадах, и в стрельчатых окнах , придавая нефу единый вид. Первым сооружением в Англии, полностью построенным с остроконечной аркой, был Уэллсский собор (1175–1260 гг.), но вскоре они стали использоваться во всех соборах. [19]
- Раннеанглийские ребристые своды обычно были четырехсторонними, каждый из которых имел четыре отсека, разделенных ребрами, каждый из которых закрывал один пролет потолка. Горизонтальные ребра гребня пересекали вершины поперечных ребер и диагональных ребер и перенесли вес наружу и вниз на колонны или колонны трифория и аркад, а в более поздних соборах - за пределы стен на контрфорсы. [20]
- Стрельчатое окно , узкое и высокое с заострением вверху, стало обычным явлением в английской архитектуре. По этой причине раннюю английскую готику иногда называют стилем «Ланцет». Стрельчатые проемы окон и декоративные аркады часто группируются по два-три. Эта особенность наблюдается во всем соборе Солсбери , где группы из двух стрельчатых окон располагаются вдоль нефа, а группы из трех - на фонаре. В Йоркском соборе северный трансепт имеет группу из пяти стрельчатых окон, известных как окно «Пять сестер» ; каждый из них имеет высоту 50 футов и до сих пор сохраняет свое оригинальное стекло.
- Витражи стали широко использоваться в окнах фонаря , трансепта и особенно западного фасада. Многие из них были искусно украшены узорами ; то есть тонкие стойки или каменные ребра, которые делили окна на сложные геометрические узоры, как в Линкольнском соборе (1220 г.).
- Окна-розетки были относительно редки в Англии, но в соборе Линкольна есть два ярких примера этого периода. Самым старым из них является Окно декана в северном трансепте, датируемое 1220–1235 годами. Это пример раннего английского окна-розы с узором из тарелок. Геометрический дизайн с концентрическими ярусами круглых оконных фонарей предшествует геометрическому узору более позднего стиля готической архитектуры. Основная тема окна – Второе пришествие Христа и Страшный суд. Некоторые сцены связаны со смертью и воскресением, например, похороны святого Хью, основателя собора, и смерть Богородицы. [21]
- Площадь Ист-Энд . Типичное расположение восточного конца английского готического дома - квадратное и может представлять собой сплошную скалу, как в Йорке, Линкольне, Рипоне, Эли и Карлайле, или может иметь выступающую женскую часовню, отличающуюся большим разнообразием, как в Солсбери. Личфилд, Херефорд, Эксетер и Чичестер
- Скульптурное украшение . В отличие от более мрачных и тяжелых нормандских церквей, готические церкви стали иметь тщательно продуманное скульптурное оформление. Своды аркад и трифория иногда украшались узорами клыков, выступами, резными кругами, трилистниками , четырехлистниками , а также цветочными и растительными орнаментами. Простые цветочные мотивы также часто появлялись на капителях, перемычках , выступе крыши , соединявшем ребра сводов. [14]
- Кластеризованный столбец . Колонны ранней готики не представляли собой массивные твердые колонны и часто состояли из групп тонких отдельных валов, которые спускались по сводам наверху. Они часто делались из темного полированного «мрамора» Пурбека и окружали центральную колонну или опору , к которой они крепились круглыми формованными кольцами вала. Одной из характеристик ранней готики в Англии является большая глубина, придаваемая впадинам молдингов с чередующимися галтелями и валками, а также украшение впадин орнаментом в виде клыков и круглыми счетами или верхушками капителей колонн . [14]
Примеры
[ редактировать ]- восточная часть Кентерберийского собора (1174–1184 гг.), Перестроенная французскими каменщиками после пожара.
- трансепт, неф и западный фасад Уэллсского собора (1176–1260; западные башни добавлены в перпендикулярный период, 1365–1435)
- фонарь и своды Чичестерского собора (1187–1199 гг.)
- ретро-хор Винчестерского собора (1189–1193; не считая женской часовни)
- Линкольнский собор и дом капитула (1192–1255; не включая «Хор ангелов», южный трансепт, башни и монастыри)
- восточный конец и трансепт Рочестерского собора (1200–1227 гг.)
- западный фасад собора Питерборо (1200–1222 гг.)
- восточный конец Вустерского собора (1202–1218 гг.)
- в Херефордском соборе ; женская капелла (1217–1225 гг.) и верхняя часть хора (1235–1240 гг.)
- Солсберийский собор (1220–1266 гг.; не включая украшенную центральную башню, 1334–80 гг. И Перпендикулярные пересекающиеся арки, 1388–95 гг.)
- большой трансепт Йоркского собора (1226–1255 гг.)
- восточный конец Саутвеллского собора (1234–1250 гг.)
- восточный конец собора Эли (1234–1254 гг.)
- пресвитерий собора Сент-Олбанс (1235–1250 гг.)
- дом капитула Личфилдского собора (1239–1249 гг.)
- Часовня девяти алтарей в Даремском соборе (1242–1280 гг.)
- в Честерском соборе ; дом капитула (1249–1265 гг.) и женская часовня (1265–90 гг.)
- Эбби Уитби
- Аббатство Риво
Украшенная готика (конец 13 – конец 14 вв.)
[ редактировать ]Второй стиль английской готической архитектуры обычно называют « украшенной готикой» , поскольку количество орнаментов и украшений резко возросло. Это примерно соответствовало периоду Rayonnant во Франции, который оказал на него влияние. Это был период растущего благосостояния Англии, и это выражалось в убранстве готических зданий. Почти каждая деталь интерьеров и фасадов была украшена.
- Вестминстерского аббатства Окно-розетка северного трансепта
- Вестминстерского аббатства Дом капитула
- Свод капитула Солсберийского собора (1275–1285 гг.)
- Солсберийского собора Дом капитула и монастыри
- Уэллсского собора Дом капитула
- Йоркского собора Дом капитула
- Чичестерского собора Часовня Леди
- Йоркского собора Неф
- Собор Рипон, восточный конец
- Ньюстедское аббатство , Ноттингемшир , западный фасад
- Саутвелл-Минстер , Ноттингемшир , капитул
- Херефордского собора Северный трансепт
- Хауден-Минстер , Восточный Йоркшир , неф
- Хауден-Минстера Южный трансепт
- Аббатство Святого Августина , Кент , сторожка
Историки иногда делят этот стиль на два периода, исходя из преобладающих мотивов рисунков. Первый, геометрический стиль, существовал примерно с 1245 или 50 до 1315 или 1360 годов, когда орнамент имел тенденцию быть основанным на прямых линиях, кубах и кругах, за ним последовал криволинейный стиль (примерно с 1290 или 1315 до 1350 или 1360 годов), в котором использовались изящно изогнутые линии. [22]
- Халлского собора Алтарь
- Церковь Святой Марии, Нантвич , восточный конец
- Церковь Святого Андрея, Хекингтон , неф
- собора Эли (1321–1351 гг.) Часовня Леди
- Элийского собора Хор
- собора Эли Переход и фонарь
- Уэллсского собора Часовня леди
- Часовня приора Краудена, Эли
- Старая гимназия, Ковентри , Ист-Энд
- Честерского собора Окно южного трансепта
- Селби Эбби Хор
- Церковь Святой Марии Магдалины, Ньюарк-он-Трент , западное окно южного нефа
- аббатства Бери-Сент-Эдмундс Ворота
Пристройки в украшенном стиле часто добавлялись к более ранним соборам. Один яркий пример можно найти в соборе Эли ; Архитектор Томас Уитни построил центральную башню с 1315 по 1322 год в декорированном стиле. Вскоре после этого другой архитектор, Уильям Джой, добавил изогнутые арки, чтобы укрепить конструкцию, и сделал дополнительные пристройки, чтобы соединить Часовню Леди с Хором. В 1329–45 он создал необыкновенную двойную арку в декорированном стиле. [23] [ нужен лучший источник ]
Характеристики
[ редактировать ]- Льернские прыжки . В этот период вольтижировка стала гораздо более сложной. Ребристый свод ранней готики обычно имел всего четыре отсека с минимальным количеством ребер, которые все были соединены с колоннами внизу и все играли роль в распределении веса наружу и вниз. В период декорированной архитектуры к сводчатым потолкам были добавлены дополнительные ребра, которые носили чисто декоративный характер. Они создавали очень сложные звездные узоры и другие геометрические узоры. Глостерский собор и собор Эли имеют примечательные Льернские своды этого периода. [20]
В этот период контрфорс стал более распространенным, как, например , в Личфилдском соборе . Это были каменные колонны за пределами стен, поддерживающие их, что позволяло сделать стены между контрфорсами более тонкими и высокими, а окна — большего размера. Контрфорсы часто увенчивались декоративными каменными вершинами, чтобы придать им больший вес.
- Веерный свод . Еще более сложная форма появилась позднее в Декоративном. В отличие от свода Льерна, веерный свод не имел функциональных ребер; видимые «ребра» представляют собой молдинги на кладке, имитирующие ребра. Сооружение состоит из каменных плит, соединенных в полуконусы, вершины которых являются пружинами свода. Самый ранний образец, датируемый 1373 годом, находится в монастырях Глостерского собора . Он стал заметным фоном в некоторых о Гарри Поттере . фильмах [20]
- Узор . Для декоративной архитектуры особенно характерен сложный узор на витражах. Сложные окна разделены близко расположенными параллельными стойками (вертикальными каменными стержнями), обычно до уровня, на котором начинается арочная вершина окна. Затем импосты разветвляются и пересекаются, пересекаясь, заполняя верхнюю часть окна сеткой сложных узоров, называемых узорами , обычно включая трилистники и четырехлистники . Стиль был геометрическим сначала и криволинейным , а в более поздний период — изогнутым и змеевидным. Этот криволинейный элемент был введен в первой четверти XIV века и просуществовал около пятидесяти лет. [24] Ярким примером криволинейного стиля является восточное окно Карлайлского собора (около 1350 г.). Еще одним ярким примером криволинейного декора является западное окно Йоркского собора (1338–1339 гг.). [25]
- Скульптура также стала более богато украшенной и декоративной. Шарообразный цветок и четырехлистный цветочный мотив заменили прежний клык . Листва в капителях была менее традиционной, чем в раннем английском языке, и более плавной. Еще одной декоративной особенностью того периода было . создание многоцветных геометрических узоров на стенах или панелях, выполненных из камня или кирпича разных цветов [24]
- Украшенный орнамент на западном крыльце Личфилдского собора (1195–1340 гг.)
- Ранние контрфорсы, увенчанные вершинами, в Личфилдском соборе (1195–1340 гг.)
- Вершины на крыше собора Эли (1321–1351 гг.)
- Восточное окно Карлайлского собора с криволинейным узором (около 1350 г.)
- Цветочный босс , соединяющий ребра сводов Эксетерского собора (1258–1400 гг.)
- поперечные арки в нефе Бристольского собора (1298–1340 гг.)
- Восьмиугольник и фонарь Элийского собора , перестроенного после обрушения центральной башни в 1321 году.
- Большое западное окно Йоркского собора (1338–1339 гг.) с мотивом, известным как Сердце Йоркшира.
Примеры
[ редактировать ]- Вестминстерское аббатство (переходный период; 1245–1272 гг., Ист-Энд, трансепт и дом капитула; 1376–1400 гг., Неф)
- хор Карлайлского собора (1245–1398; внешние стены построены в раннем английском языке и возникли до пожара 1292 года)
- в Херефордском соборе ; северный трансепт (переходный; 1245–1268 гг.) и центральная башня (1300–10 гг.)
- в Линкольнском соборе ; Хор Ангелов и восточный конец (1256–1280 гг.), монастыри ( ок. 1295 г. ), центральная башня (1307–1311 гг.) И верхняя часть южного трансепта, включая окно «Глаз епископа» ( ок. 1320–30 гг.)
- в Личфилдском соборе ; неф и западный фасад (1265–1293 гг.), центральная башня ( ок. 1300 г. ) и часовня Леди (1320–1336 гг.)
- Маленький Уэнам-холл, Саффолк (1270–1280 гг.)
- Церковь Святого Вульфрама, Грэнтэм (1280–1350)
- Часовня Мертон-колледжа , Оксфорд (1289–1296 гг.; башня и прихожая добавлены в 1424–1450 гг.)
- в Йоркском соборе ; дом капитула (1260–1296 гг.), неф и западный фасад, включая окно «Сердце Йоркшира» (1291–1375 гг.)
- в Уэллсском соборе ; дом капитула (1275–1310 гг.), Ист-Энд (1310–1319 гг., Часовня Леди; 1329–45 гг., Хор и ретро-хор), центральная башня (1315–1322 гг.) и сетчатые арки (1415–23 гг.)
- дом капитула Солсберийского собора (1275–1285 гг.)
- восточный конец Бристольского собора (1298–1340 гг.)
- в Саутвеллском соборе ; дом капитула (1293–1300 гг.) и кафедра (1320–1335 гг.)
- Часовня Леди в соборе Сент-Олбанс (1308–1326 гг.)
- часовня замка Алнвик (1309–1350 гг.)
- неф и западный фасад Вустерского собора (1317–1395 гг.)
- в Элийском соборе ; часовня Леди (1321–1349 гг.; восточное окно, 1371–1374 гг.) и восьмиугольник, фонарь и западные пролеты нефа (1322–1362 гг.)
- неф и западный фасад Эксетерского собора (1328–1342 гг.; добавлен экран изображения 1346–1375 гг.)
Перпендикулярная готика (конец 13 - середина 16 века)
[ редактировать ]- Винчестерского собора Западный фасад
- Часовня Святого Георгия, Виндзорский замок (1475–1475 гг.)
- Шерборнское аббатство , Дорсет
- Часовня Генриха VII в Вестминстерском аббатстве (1503–1503 гг.) с перпендикулярным узором и глухими панелями.
- Эдингтонский монастырь , Уилтшир, западный фасад: украшенный и перпендикулярный.
- Часовня Бошан, Соборная церковь Святой Марии, Уорик
- Манчестерского собора Алтарь
- Халлского собора Неф
- часовни Мертон-колледжа Башня
- Глостерский собор , хор и алтарь
- Батского аббатства Алтарь
- Алтарь Йоркского собора , вид на запад
- Башня Магдалины , Оксфорд
- Йоркского собора Переходная башня
- аббатства Ившем Колокольня
- Бридлингтонского монастыря Западный фасад
- Восточная часть Глостерского собора (1331–1350 гг.) С четырехцентровым арочным окном.
- Кентерберийского собора Башня и трансепты
- Уэллсского собора Башня перехода
- Беверли-Минстер, западный фасад
- Шпиль Нориджского собора и западное окно
- Чичестерского собора Шпиль
Перпендикулярная готика (или просто Перпендикуляр) — третий и последний стиль средневековой готической архитектуры в Англии. Для него характерен акцент на вертикальных линиях, его иногда называют прямолинейным. [26] [27] Перпендикулярный стиль начал появляться примерно в 1330 году. Самым ранним примером является дом капитула Старого собора Святого Павла , построенный королевским архитектором Уильямом де Рэмси в 1332 году. [28] Ранний стиль также практиковался другим королевским архитектором, Джоном Спонли , и полностью развит в работах Генри Йевеля и Уильяма Винфорда .
Стены были построены намного выше, чем в более ранние периоды, а витражи стали очень большими, так что пространство вокруг них сократилось до простых простенков. Иногда приходилось вводить горизонтальные фрамуги для усиления вертикальных стоек . [29]
Многие церкви были построены с великолепными башнями, в том числе Йоркский собор , Глостерский собор , Вустерский собор и церковь Св. Ботольфа в Бостоне , церковь Св. Джайлса, Рексхэм , Св. Марии Магдалины, Тонтон . Еще одним выдающимся примером перпендикулярности является часовня Королевского колледжа в Кембридже . [30]
Интерьеры перпендикулярных церквей были наполнены роскошными декоративными изделиями из дерева, в том числе мизерикордами (хоровыми местами с подъемными сиденьями), под которыми располагалась гротескная резьба; стилизованные «маковые головки» или резные фигурки в листве на концах скамеек; и сложный разноцветный декор, обычно с цветочными узорами, на панелях или карнизах, называемый решеткой . [29] Извилистые линии узора в стиле «Декор» были заменены более геометрическими формами и перпендикулярными линиями. [31]
На стиль также повлияла трагическая история того периода, особенно Черная смерть , которая убила примерно треть населения Англии за 18 месяцев с июня 1348 по декабрь 1349 года и вернулась в 1361–1362 годах, чтобы убить еще пятую часть. Это оказало большое влияние на искусство и культуру, которые приняли более трезвое направление. [32]
Перпендикулярная готика была самым продолжительным из периодов английской готики; это продолжалось в течение столетия после того, как этот стиль почти исчез из Франции и остального европейского континента, где уже начался Ренессанс. Постепенно, ближе к концу периода, в английской готике стали появляться ренессансные формы. Перегородка в , орнамент эпохи Возрождения, была установлена в часовне Королевского колледжа Кембридже. В елизаветинский период (1558–1603 гг.) постепенно вводились классические детали, в том числе пять ордеров классической архитектуры. Резной орнамент с мотивами итальянского Возрождения стал использоваться в отделке, в том числе на гробнице Генриха VII в Вестминстерском аббатстве . Заостренная арка постепенно уступила место римской округлой арке, кладку стал заменять кирпич, конструкция крыши стала скрытой, а готика наконец уступила место подражанию римскому и греческому стилям. [29]
Характеристики
[ редактировать ]- Хор Глостерского собора производит впечатление «клетки» из камня и стекла. Ажурный узор окон и декор стен образуют интегрированные сетки.
- Клуатры Глостерского собора (1370–1412 гг.)
- Клуатр Вустерского собора : стойки усилены горизонтальными фрамугами (1404–1432 гг.)
- Ворота Большого суда Троицы в Кембридже с тюдоровской аркой
- Часовня Генриха VII в Вестминстерском аббатстве (завершена в 1519 г.)
- Часовня Королевского колледжа , Кембридж (1446–1515)
- Веерный свод возле большого зала Крайстчерч в Оксфорде ( ок. 1640 г. )
- Башни были важной особенностью перпендикулярного стиля, хотя шпилей было построено меньше, чем в более ранние периоды. Важные башни были построены в Глостерском соборе , Йоркском соборе , Вустерском соборе и во многих небольших церквях. Декоративные зубцы были популярным украшением башен небольших церквей.
- Окна стали очень большими, иногда огромных размеров, с более тонкими каменными стойками , чем в более ранние периоды, что давало больше возможностей мастерам витражей . Стойки окон перенесены вертикально вверх в арочный карниз окон, а верхняя часть разделена дополнительными стойками (суперстойками) и фрамугами , образующими прямоугольные отсеки, известные как панельный узор. Окно Тюдоровской арки было особенностью английской готики.
- Контрфорсы и поверхности стен были разделены на вертикальные панели. [31]
- Дверные проемы часто заключались в квадратную головку над карнизами, а перемычки заполнялись четырехлистниками или узором. [31] Заостренные арки все еще использовались на протяжении всего периода, но огее и четырехцентровые арки Тюдоров. также были представлены
- Внутри церкви трифорий исчез, или его место было заполнено панелями, и большее значение придавалось окнам фонаря , которые часто были лучшими чертами церквей этого периода. Молдинги были более плоскими, чем в более ранние периоды, и одной из главных особенностей является появление больших эллиптических впадин. [31]
- Кремневая архитектура . В районах Южной Англии, где использовалась кремневая архитектура, тщательно продуманное украшение из кремня и тесаного камня использовалось , особенно в шерстяных церквях Восточной Англии.
Примеры
[ редактировать ]- в Глостерском соборе ; хор и трансепты (1330–74, реконструкция нормандских работ), монастыри (1370–1412), западный фасад, своды западного нефа и южное крыльцо (1421–37), башня (1450–67) и часовня Леди (1457–1457). 83)
- в Йоркском соборе ; восточный конец (1340–1408 гг.), Центральная башня (1420–1472 гг.), Королевский экран (1420–1422 гг.) и западные башни (1433–72 гг.)
- в Винчестерском соборе ; западный фасад (1346–1366 гг.) и неф (1399–1419 гг., реконструкция нормандской работы)
- в Нориджском соборе ; фонарь пресвитерия (1362–69; переходный стиль) и своды (1446–72, неф; 1472–99, пресвитерий; 1501–36, трансепты)
- в Вустерском соборе , центральной башне (1374 г.) и монастырях (1375–1438 гг.)
- в Кентерберийском соборе ; неф, западный фасад и монастыри (1379–1414 гг.), Дом капитула (1400–12), трансепты (1404–14, юг; 1470–82, север), кафедра (1410–39), юго-западная башня (1423–34; северо-западная башня добавлена в 1834–1841 гг.) и центральная башня (1493–97 гг.).
- Новый колледж, Оксфорд (1380–1400; включая часовню, зал, Большой двор, монастыри и колокольню)
- часовня Винчестерского колледжа , Хантс. (1387–94)
- Манчестерский собор (1422 г.)
- Школа богословия, Оксфорд (1427–1483 гг.)
- Передний двор и часовня колледжа All Souls, Оксфорд (1438–1442 гг.)
- Часовня Итонского колледжа, Итон (1441–1482 гг.) [33]
- Часовня Королевского колледжа, Кембридж (1446–1515 гг.) [34]
- Старый двор, зал и часовня Куинс-колледжа, Кембридж (1448–1449 гг.)
- Колледж Магдалины, Оксфорд (1474–1490 гг., включая старую библиотеку, часовню, монастыри и башню основателя; Башня Магдалины , Оксфорд, построенная в 1492–1509 гг.)
- Соборная церковь Святой Троицы, Таттерсхолл , Линкольншир ( ок. 1490–1500 ) [35] )
- хор Шерборнского аббатства (1475 – ок. 1580)
- пресвитерий и женская часовня Винчестерского собора (1493–1500 гг.)
- в Честерском соборе ; южный трансепт, западный фасад, центральная башня и монастыри (1493–1530 гг.)
- ретро-хор собора Питерборо (1496–1508)
- Батское аббатство (1501–1539 гг.)
- Башни церкви Святого Джайлза, Рексхэм , и Святой Марии Магдалины, Тонтон (1503–1508)
- Часовня Леди Генриха VII в Вестминстерском аббатстве (1503–09; тщательно отреставрирована в 1860-х годах)
- *Первый суд, Крайстс-колледж, Кембридж (1505–11; включая часовню и зал)
- Первый квадроцикл (1511–1520 гг., включая зал) и второй квадроцикл (1598–1602 гг.), Колледж Св. Иоанна, Кембридж.
- Передний двор, Колледж Корпус-Кристи, Оксфорд (1515 г. – и последующие; включая зал и часовню)
- Том Квад , Крайст-Черч, Оксфорд (1525–29, включая большой зал)
- Большой суд , Тринити-колледж, Кембридж (1599–1608; включая зал и часовню)
Крыши
[ редактировать ]- Ферма королевской стойки
- Секция бревенчатой крыши из молотка
- Хранилища Святой Кэтрин Кри , Лондон
Скатная деревянная крыша в готическом стиле была отличительной особенностью стиля как в религиозной, так и в бытовой архитектуре. Он должен был противостоять дождю, снегу и сильным ветрам английского климата, а также сохранять целостность конструкции. Скатная крыша была общей чертой всех готических периодов. В нормандский период крыши обычно имели наклон в сорок пять градусов, при этом вершина образовывала прямой угол, что гармонировало с закругленными арками фронтонов. С появлением заостренного ребристого свода крыши стали круче, до шестидесяти градусов. В поздний перпендикулярный период угол уменьшился до двадцати градусов или даже меньше. Крыши обычно делались из досок, покрытых черепицей или листовым свинцом, который обычно использовался на пологих крышах. [36]
Более простые готические крыши поддерживались длинными стропилами из светлого дерева, опирающимися на деревянные фермы, вмонтированные в стены. Стропила поддерживались более прочными балками, называемыми прогонами , которые на концах поддерживались фермами крыши . Стяжная балка является главной балкой фермы. Позже крышу поддерживали конструкции, называемые фермой с центральной точкой и фермой с королевской стойкой, где основные стропила соединяются со связующей балкой посредством головки фермы. Ферма King-Point имеет вертикальную балку, соединяющую центр стропила с коньком крыши и поддерживаемую диагональными стойками, а ферма Queen-Post имеет деревянный воротник под остроконечной аркой, которая объединяла стойки и поддерживалась стойки и поперечины. Ферма Queen-Post могла иметь ширину сорок футов. Обе эти формы обеспечивали большую устойчивость, но весь вес крыши по-прежнему приходился прямо на стены. [36]
Готическим архитекторам не понравились стропильные системы крыши, поскольку многочисленные горизонтальные балки, пересекающие неф, закрывали обзор парящей высоты. Они придумали гениальное решение — крышу «Молот» . В этой системе точка крыши поддерживается воротником и фермами, но изогнутые балки от воротника доходят до стен и переносят вес вниз и наружу, на стены и контрфорсы, не закрывая обзор. Самая старая существующая крыша такого типа находится в Винчестерском соборе . Самым известным примером крыши из молотка является крыша Вестминстер-холла (1395 г.), самая большая деревянная крыша своего времени, построенная для королевских церемоний, таких как банкеты после коронации короля. Другие известные деревянные крыши включали крыши Крайст-Черч, Оксфорда , Тринити-колледжа, Кембриджа и Кросби-холла . Похожая система с арочными фермами использовалась в крыше Уэксхэмского собора. [36]
Университетская готика
[ редактировать ]- Mob Quad , Мертон-колледж, Оксфорд (1288–1378)
- Баллиол-колледж, передний двор Оксфорда (1431 г.)
- Окно арки эпохи Тюдоров в часовне Королевского колледжа в Кембридже (1446–1531 гг.)
- Восточный хребет Первого квадрата, Ориэл-колледж, Оксфорд (1637–1642)
- Второй суд, Колледж Святого Иоанна, Кембридж
Готический стиль был принят в конце 13-15 веков в зданиях ранних английских университетов, отчасти из-за тесной связи между университетами и церковью. Самым старым существующим примером университетской готики в Англии является, вероятно, Квадрат мафии Мертон- колледжа в Оксфорде , построенный между 1288 и 1378 годами. [37] [ нужна страница ] В Баллиол-колледже в Оксфорде есть примеры готических работ в северной и западной частях переднего четырехугольника, датированные 1431 годом; особенно в средневековом зале на западной стороне (ныне «новая библиотека») и «старой библиотеке» на первом этаже, северной стороне. Архитектура Баллиола часто основывалась на архитектуре замка с зубцами, а не на моделях церквей. Часовня Королевского колледжа в Кембридже также использовала еще одну отличительную черту перпендикулярной готики — четырехцентровую арку .
Готическое возрождение (19 и 20 века)
[ редактировать ]- Мемориальное здание Уиллса , Бристольский университет (1915–1925)
- Собор Святой Марии, Сидней (1868–1928)
- Ратуша Манчестера (1868–1877)
- Тауэрский мост, Лондон (1886–1894 гг.)
Перпендикулярный стиль реже использовался в эпоху готического возрождения , чем декорированный стиль, но основные примеры включают перестроенный Вестминстерский дворец (т.е. здание парламента), Бристольского университета ( Мемориальное здание Уиллса 1915–25) и собор Святого Андрея. Кафедральный собор, Сидней .
См. также
[ редактировать ]- Архитектура средневековых соборов Англии
- Строительство готического собора
- Соборная архитектура Западной Европы
- Университетская готика
- Английские готические витражи
- Французская готическая архитектура
- Архитектура готического возрождения
- Библия бедняка
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Керл, Джеймс Стивенс; Уилсон, Сьюзен, ред. (2015), «Перпендикуляр» , Словарь архитектуры и ландшафтной архитектуры (3-е изд.), Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780199674985.001.0001 , ISBN 978-0-19-967498-5 , получено 16 мая 2020 г.
- ^ Фрейзер, Мюррей, изд. (2018), «Перпендикулярная готика» , Глоссарий сэра Банистера Флетчера , Королевский институт британских архитекторов и Лондонский университет , doi : 10.5040/9781350122741.1001816 , ISBN 978-1-350-12274-1 , получено 26 августа 2020 г. ,
английская идиома примерно с 1330 по 1640 год, характеризующаяся большими окнами, регулярностью декоративных деталей и решетками панелей, простирающихся над стенами, окнами и сводами.
- ^ Честь, Хью ; Флеминг, Джон (2009). Всемирная история искусства (7-е изд.). Лондон: Издательство Лоуренса Кинга. п. 376. ИСБН 9781856695848 .
- ^ Харви, Джон Хупер (1987) [1984]. Английские средневековые архитекторы: Биографический словарь до 1550 года: включая мастеров-каменщиков, плотников, резчиков, строительных подрядчиков и других лиц, ответственных за проектирование . Освальд, Артур (пересмотренная редакция). Глостер: Саттон. п. 19. ISBN 0-86299-452-7 . OCLC 16801898 .
- ^ Миньон, Оливье (2015). Архитектура готических соборов . стр. 10–11.
- ^ Шурр, Марк Карел (2010), Борк, Роберт Э. (редактор), «Искусство и архитектура: готика» , Оксфордский словарь средневековья , Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780198662624.001.0001 , ISBN 978-0-19-866262-4 , получено 9 апреля 2020 г. ,
от ранней до высокой готики и раннего английского языка (ок. 1130–1240) Искусственная готика и декорированный стиль (ок. 1240–ок. 1350) Поздняя готика: яркая и перпендикулярная (ок. 1350–ок. 1500) )
- ^ Керл, Джеймс Стивенс; Уилсон, Сьюзен, ред. (2015), «Готика» , Словарь архитектуры и ландшафтной архитектуры (3-е изд.), Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780199674985.001.0001 , ISBN 978-0-19-967498-5 , получено 9 апреля 2020 г. ,
First Pointed (ранний английский) использовался с конца C12 до конца C13, хотя большинство его характеристик присутствовало в нижней части шеве церкви аббатства Сен-Дени, недалеко от Парижа. (ок. 1135–44). ... После того как First Pointed развился с геометрическим узором, он стал известен как Middle Pointed. Вторая точка работы C14 заключалась в постоянно растущем изобретении штрихового узора криволинейного, плавного и сетчатого типов, ... кульминацией которого стал яркий стиль (с 1375 года) на континенте. Второй остроконечный стиль просуществовал в Англии сравнительно недолго и был заменен Perp[endicle] (или Третьим остроконечным) примерно с 1332 года, хотя эти два стиля какое-то время пересекались.
- ^ Jump up to: а б с Рикман, Томас (1848) [1812]. Попытка различить стили архитектуры в Англии: от завоевания к Реформации (5-е изд.). Лондон: Дж. Х. Паркер. стр. lxiii.
- ^ Керл, Джеймс Стивенс; Уилсон, Сьюзен, ред. (2015), «Тюдор» , Словарь архитектуры и ландшафтной архитектуры (3-е изд.), Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780199674985.001.0001 , ISBN 978-0-19-967498-5 , получено 9 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Шарп, Эдмунд (1871) [1851]. Семь периодов английской архитектуры определены и проиллюстрированы . Лондон: E. & FN Spon. п. 8.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Керл, Джеймс Стивенс (2016) [2013]. «Архитектура, готическое возрождение». В Хьюзе, Уильям; Пантер, Дэвид; Смит, Эндрю (ред.). Энциклопедия готики, комплект из двух томов . Чичестер: Джон Уайли и сыновья. стр. 40–45. ISBN 978-1-119-06460-2 .
- ^ Блоксам, Мэтью Холбеш (2015) [1829]. Принципы готической церковной архитектуры: с объяснением технических терминов и столетием древних терминов (окончательное изд. 1882 г.). Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-108-08270-9 .
- ↑ Согласно создателю термина в 1817 году Томасу Рикману , период длился с 1189 по 1307 год.
- ^ Jump up to: а б с свободном доступе : Спирс, Ричард Фене (1911). « Ранний английский период ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 8 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 798. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ В некоторых источниках используются даты с 1189 по 1272 год. Смит, 1922 , стр. 35–45.
- ^ Jump up to: а б Смит 1922 , стр. 35–45.
- ↑ Интернет-издание Британской энциклопедии, Вильгельм Санский (получено 19 апреля 2020 г.)
- ^ Jump up to: а б «Объект всемирного наследия Дарема» . ООН. Архивировано из оригинала 3 августа 2019 года . Проверено 29 октября 2019 г.
- ^ Бехманн 2017 , стр. 295.
- ^ Jump up to: а б с Смит 1922 , стр. 71–73.
- ^ "Дом" . Линкольнский собор .
- ^ Смит 1922 , стр. 45–47.
- ^ Харви 1987 , с. 163.
- ^ Jump up to: а б свободном доступе : Спирс, Ричард Фене (1911). « Украшенный период ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 7 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 915. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ «Информационные бюллетени рабочего министра: Окно пяти сестер» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 15 ноября 2017 года . Проверено 24 августа 2020 г.
- ^ Шарп, Эдмунд (1871). Семь периодов английской архитектуры определены и проиллюстрированы . Э. и Ф.Н. Спон; [и т. д. и т. п.]
- ^ Франкл, Пол (2000). Готическая архитектура . Йель: Издательство Йельского университета. стр. 193 .
- ↑ Харви (1978) приводит самый ранний пример полностью сформированного перпендикулярного стиля в здании капитула Старого собора Святого Павла в 1332 году.
- ^ Jump up to: а б с Смит 1922 , стр. 53–62.
- ^ Харви, Джон (1978). Перпендикулярный стиль . Бэтсфорд.
- ^ Jump up to: а б с д свободном доступе : Спирс, Ричард Фене (1911). « Перпендикулярный период ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 21 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 179–180. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Эта цифра недавно была оспорена и теперь считается, что она приближается к 20%. Филип Дайлидер, Позднее средневековье, аудио/видеокурс, созданный The Teaching Company (2007). ISBN 978-1-59803-345-8 .
- ^ «Наша история | Итонский колледж» . www.etoncollege.com .
- ^ «Часовня | Королевский колледж, Кембридж» . 30 ноября 2012 г. Архивировано из оригинала 30 ноября 2012 г.
- ^ «ТАТТЕРШОЛЛ — Соборная церковь Святой Троицы, Таттершолл, Линкольншир — HTTF Trust» . 15 апреля 2012 г. Архивировано из оригинала 15 апреля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Смит 1922 , стр. 63–71.
- ^ Мартин и Хайфилд 1997 .
Библиография
[ редактировать ]- Бехманн, Роланд (2017). Корни соборов (на французском языке). Пэрис: Пайот. ISBN 978-2-228-90651-7 .
- Дюшер, Робер, Характеристики стилей (1988), Фламмарион, Париж (на французском языке); ISBN 2-08-011539-1
- Харви, Джон (1961). Английские соборы . Бэтсфорд. ОСЛК 2437034 .
- Смит, А. Фриман (1922). Английская церковная архитектура средневековья — элементарный справочник . Т. Фишер Анвин .
- Мартин, Г.Х.; Хайфилд, JRL (1997). История Мертон-колледжа в Оксфорде . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-920183-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Английская готическая архитектура
- Готическая архитектура в Англии
- Готическая архитектура в Соединенном Королевстве
- Заведения XII века в Англии
- Архитектура XII века
- Архитектура 13 века
- Архитектура 14 века
- Архитектура 15 века
- Архитектура 16 века
- Англия в эпоху высокого средневековья
- Архитектура в Англии
- Готическая архитектура