Jump to content

Уэллсский собор

Координаты : 51 ° 12'37 "N 2 ° 38'37" W  /  51,2104 ° N 2,6437 ° W  / 51,2104; -2,6437

Уэллсский собор
Соборная церковь Святого Андрея
Западный фасад Уэллсского собора
Карта
51 ° 12'37 "N 2 ° 38'37" W  /  51,2104 ° N 2,6437 ° W  / 51,2104; -2,6437
Расположение Уэллс, Сомерсет
Страна Англия
Номинал Англиканская церковь
Предыдущий номинал Римско-католический
Веб-сайт колодец-собор .org .uk
История
Преданность Святой Андрей
Посвященный 23 октября 1239 г.
Архитектура
Обозначение наследия I категории Памятник архитектуры
Назначен 12 ноября 1953 г. [1]
Стиль Готика ( раннеанглийская , украшенная и перпендикулярная )
Годы постройки 1176 – ок. 1490 , [1] [2]
Технические характеристики
Длина 126,5 м (415 футов) [3]
Ширина 20 м (66 футов) [3]
Ширина поперек трансептов 47 м (154 фута) [3]
нефа Высота 20,5 м (67 футов) [3]
Количество башен 3
Высота башни
  • 38 м (125 футов) (запад) [3]
  • 55 м (180 футов) (пересечение) [3]
Колокола 10
Администрация
Провинция Кентербери
епархия Бат и Уэллс г. 909 )
Духовенство
Епископ(ы) Майкл Бисли
Дин Тоби Райт
Регент Мэри Байд (исполняющая обязанности)
Канцлер Меган Дафферн
Архидиакон Энн Гелл ( Уэллс )
Миряне
Органист(ы) Александр Гамильтон (Действующий) [4]

Уэллсский собор англиканский собор в Уэллсе, Сомерсет , Англия, посвященный апостолу Андрею Первозванному . Это резиденция епископа Бата и Уэллса , чья кафедра является материнской церковью епархии Бата и Уэллса . Построенный как римско-католический собор примерно в 1175 году на месте более ранней церкви, находившейся на этом месте с 705 года, он стал англиканским собором, когда король Генрих VIII отделился от Рима. Он средних размеров для английского собора.

Его готическая архитектура в основном вдохновлена ​​ранним английским стилем конца XII - начала XIII веков, в котором отсутствуют романские работы, которые сохранились во многих других соборах. Строительство началось около 1175 года в восточной части с хора . Историк архитектуры Джон Харви считает это первым по-настоящему готическим сооружением в Европе, преодолевающим последние ограничения романского стиля. Каменная кладка остроконечных аркад и рифленых опор украшена ярко выраженной лепниной и резными капителями в лиственном стиле «жестких листьев». В восточной части сохранилось много средневековых витражей . В отличие от многих соборов монашеского фундамента, в Уэллсе есть много сохранившихся светских зданий, связанных с его главой светских канонов , в том числе Епископский дворец и жилой дом викариев 15-го века . Это здание является памятником архитектуры I степени .

Ранние годы

[ редактировать ]

Самые ранние остатки здания на этом месте относятся к позднеримскому мавзолею , обнаруженному во время раскопок в 1980 году. [5] [6] Церковь аббатства была построена в Уэллсе в 705 году Альдхельмом , первым епископом недавно созданной епархии Шерборна во время правления короля Уэссекса Ине . [7] [8] Он был посвящен святому Андрею собора и стоял на месте клуатров , где можно увидеть некоторые раскопанные останки. Купель принадлежит этой церкви и является самой старой частью собора в южном трансепте нынешнего здания. [9] [10] В 766 году Киневульф , король Уэссекса , подписал хартию, наделяющую церковь одиннадцатью гинями земли. [а] [12] [13] В 909 году резиденция епархии была перенесена из Шерборна в Уэллс. [5]

Первым епископом Уэллса был Ательм (909 г.), который короновал короля Этельстана . Ательм и его племянник Дунстан стали архиепископами Кентерберийскими . [7] В этот период был создан хор мальчиков для пения литургии . Уэллсской соборной школы , которая была создана для обучения этих мальчиков-певчих. К этому моменту датируется основание [14] После завоевания нормандского Джон де Виллула в 1090 году перенес резиденцию епископа из Уэллса в Бат. [15] Церковь в Уэллсе, уже не собор, имела коллегию светского духовенства . [15]

Место епископа

[ редактировать ]
Из отражающего бассейна на территории Епископского дворца.

Считается, что строительство собора было задумано и начато примерно в 1175 году Реджинальдом Фитцем Джоселином . [16] [17] [18] Хотя ее размеры указывали на то, что церковь планировалась как кафедральный собор епархии, [15] резиденция епископа переместилась между Уэллсом и аббатствами Гластонбери и Бат , прежде чем обосноваться в Уэллсе. В 1197 году преемник Реджинальда, Саварик Фитц-Гелдевин , с одобрения Папы Селестины III официально перенес свою резиденцию в аббатство Гластонбери. Титул епископа Бата и Гластонбери использовался до тех пор, пока в 1219 году от претензий на Гластонбери не отказались. [19]

Преемник Саварика, Джоселин Уэллсский , перенес резиденцию епископа в Батское аббатство с титулом епископа Батского. [20] Джоселин продолжил строительную кампанию, начатую Реджинальдом, и отвечал за епископский дворец, школу певчих , гимназию , больницу для путешественников и часовню. Он также построил усадьбу в Вуки , недалеко от Уэллса. [21] Джоселин видел освящение церкви в 1239 году, но, несмотря на активное лоббирование Папы со стороны представителей Джоселина в Риме, он не дожил до предоставления статуса собора. Задержка могла быть результатом бездействия Пандульфа Верраччо , римского церковного политика, папского легата в Англии и епископа Нориджа , которого Папа просил расследовать ситуацию, но он не ответил. [22] Джоселин умер в Уэллсе 19 ноября 1242 года и был похоронен в хоре собора; [20] [21] [23] мемориальная латунь на его могиле - одна из самых ранних латуней в Англии. [21] После его смерти монахи Бата безуспешно пытались восстановить власть над Уэллсом. [24]

В 1245 году продолжающийся спор о титуле епископа был разрешен постановлением Папы Иннокентия IV , который установил титул «Епископ Бата и Уэллса», которым он и остается до сих пор, с Уэллсом в качестве главной резиденции. епископ. [25] С 11-го века в церкви было отделение светского духовенства, как и в соборах Чичестера , Херефорда , Линкольна и Йорка . Капитул был наделен 22 пребендами (землями, из которых черпали деньги) и ректором для управления ими. После приобретения статуса собора, как и другие подобные соборы, у него было четыре главных священнослужителя: декан , регент , канцлер и ризничий , которые несли ответственность за духовную и материальную заботу о соборе. [26]

Строительство собора

[ редактировать ]

Программа строительства, начатая Реджинальдом Фитцем Джоселином, епископом XII века, продолжалась при Джоселине Уэллсском, который был каноником с 1200 года и епископом с 1206 года. Адам Локк был мастером-каменщиком примерно с 1192 по 1230 год. [27] Он был спроектирован в новом стиле со стрельчатыми арками, позже известном как готика , который был введен примерно в то же время в Кентерберийском соборе . [28] Работы были остановлены между 1209 и 1213 годами, когда король Джон был отлучен от церкви , а Джоселин находился в изгнании; [29] основные части церкви были готовы к моменту освящения Джоселином в 1239 году. [15]

К тому времени, когда в 1306 году собор, включая дом капитула , был закончен, [30] он был уже слишком мал для развивающейся литургии и не мог вместить все более грандиозные шествия духовенства. Джон Дроксфорд начал новый этап строительства под руководством мастера-каменщика Томаса Уитни. [30] ​​восьмигранная часовня Леди . в ходе которого к 1326 году центральная башня была повышена, а в восточной части была добавлена [31] Ральф Шрусбери последовал за ним, продолжая расширение хора и ретрохора на восток. Он курировал строительство прихода викария и зала викария, чтобы дать людям, нанятым петь в хоре, безопасное место для жизни и обеда, вдали от города и его искушений. [32] У него были непростые отношения с жителями Уэллса, отчасти из-за введения налогов. [32] и окружил свой дворец зубчатыми стенами, рвом и разводным мостом. [33] [34]

Джон Харуэлл собрал деньги на завершение западного фасада Уильямом Винфордом , который был назначен мастером-каменщиком в 1365 году. Один из выдающихся мастеров-каменщиков своего времени, Винфорд работал на короля в Виндзоре , Винчестерском соборе и Новом колледже Оксфорда . [35] В Уэллсе он спроектировал западные башни, северо-западная часть которых была построена только в следующем столетии. [36] центральные опоры перехода В 14 веке было обнаружено, что опускаются под тяжестью башни перехода, поврежденной землетрясением в предыдущем столетии. [37] Арки-фильтры , иногда называемые ножничными арками, были вставлены мастером-каменщиком Уильямом Джоем , чтобы скрепить и стабилизировать опоры как единое целое. [37] [38]

Тюдоры и гражданская война

[ редактировать ]

Ко времени правления Генриха VII собор был завершен и выглядел так же, как сегодня. С 1508 по 1546 год итальянский -гуманист ученый Полидор Вергилий был представителем капитула в Лондоне и подарил набор драпировок для хора собора. [39] [40] Хотя Уэллс пережил роспуск монастырей лучше, чем соборы монашеского основания, упразднение часовен в 1547 году привело к сокращению его доходов. Средневековые медные изделия были проданы, а кафедру . установили в нефе впервые [41] Между 1551 и 1568 годами, за два периода работы деканом, Уильям Тернер основал сад трав , который воссоздавался в период с 2003 по 2010 год. [42] [43]

Елизавета I дала капитулу и хору викариев новый устав в 1591 году, создав новый руководящий орган, состоящий из декана и восьми постоянных каноников с контролем над церковными имениями и полномочиями по его делам. Однако выбор декана перешел в ведение Короны . [44] принесенная Хартией, закончилась Гражданской войной и казнью Карла I. Стабильность , Местные бои повредили каменную кладку, мебель и окна собора. Декан, Уолтер Рэли , был помещен под домашний арест после захвата Бриджуотера парламентариями в 1645 году, сначала в доме приходского священника в Чедзое , а затем в деканате в Уэллсе. [45] Его тюремщик, сапожник и городской констебль Дэвид Барретт поймал его за написанием письма жене. Когда он отказался сдать его, Барретт ударил его мечом, и он умер шесть недель спустя, 10 октября 1646 года. [46] Его похоронили в безымянной могиле в хоре перед деканатом. [47] Во времена Содружества Англии при Оливере Кромвеле декан не был назначен, и собор пришел в упадок. Епископ ушел в отставку, а некоторым священнослужителям пришлось выполнять черную работу. [48]

Западный фронт 13-го века подвергся вандализму во время восстания Монмута, в результате чего многие резные фигуры были уничтожены, а другие, например, фигуры Коронации Богородицы , остались без голов.

В 1661 году, после того как Карл II был восстановлен на престоле , Роберт Крейтон , королевский капеллан в изгнании, был назначен деканом и был епископом в течение двух лет до своей смерти в 1672 году. [49] Его медный аналой , поданный в знак благодарения, находится в соборе. Он пожертвовал западное окно нефа за 140 фунтов стерлингов. После назначения Крейтона епископом пост декана перешел к Ральфу Батерсту . [50] Во время правления Батерста собор был восстановлен, но во время Монмутского восстания 1685 года солдаты-повстанцы нанесли ущерб западному фронту, сорвали свинец с крыши, чтобы сделать пули, разбили окна, разбили орган и мебель и какое-то время держали своих лошадей в конюшне. неф. [51]

Восстановление началось при Томасе Кене , назначенном Короной в 1685 году и прослужившем до 1691 года. [52] Его преемник, Ричард Киддер , погиб во время Великой бури 1703 года, когда две дымовые трубы дворца упали на него и его жену, когда они спали в постели. [53] [54]

Викторианская эпоха в настоящее время

[ редактировать ]
Хоры украшены каменными навесами XIX века и современными вышивками в честь епископов.

К середине 19 века масштабная программа реставрации потребовалась . При Дине Гуденафе памятники были перенесены в монастыри, а оставшаяся средневековая краска и побелка были удалены в ходе операции, известной как «великая царапина». [55] Энтони Сальвин взял на себя масштабную реставрацию хора. Деревянные галереи, установленные в 16 веке, были удалены, а ларьки получили каменные навесы и помещены дальше в линию аркады. Средневековая каменная ширма кафедры была расширена в центре для поддержки нового органа. [56]

В 1933 году была создана организация «Друзья собора Уэллса» для поддержки главы собора, поддержания сообщества собора и помощи в сохранении и улучшении зданий. [57] В конце 20 века была реализована обширная программа реставрации, особенно западного фасада. [58] [59] В 1969 году большой кусок камня упал со статуи возле главного входа, что положило начало инициативе по восстановлению западного фасада. [59] Исследования каменной кладки и методов консервации были проведены под руководством архитектора собора Альбана Д.Р. Каро , и был сформирован комитет по реставрации. [60] Консервация проводилась в период с 1974 по 1986 год путем промывки водой и раствором извести , заполнения щелей и поврежденных поверхностей мягким раствором для предотвращения попадания воды и стабилизации статуй, которые разрушались из-за коррозии металлических дюбелей. Поверхности были окрашены тонким слоем раствора и силана , чтобы противостоять дальнейшей эрозии и воздействию загрязняющих веществ. [59] [60]

Витраж в настоящее время находится на реставрации, и реализуется программа по сохранению большого окна Джесси-Три 14-го века в восточном конце хора. [61] [62]

«Бремя наших грехов» Жозефины де Васконселлос на территории епископского дворца

В январе 2014 года в рамках кинофестиваля в Бате в соборе состоялся показ фильма Мартина Скорсезе « Последнее искушение Христа» . Это подверглось критике со стороны членов общины, но церковь отстояла свое решение. [63] [64] современная скульптура Энтони Гормли . В 2021 году на временном постаменте возле собора была открыта [65]

Министерство

[ редактировать ]

С 13 века Уэллсский собор был резиденцией епископа Бата и Уэллса . Его руководящий орган, капитул , состоит из пяти священнослужителей (декана, регента, канонического канцлера, канонического казначея и архидьякона Уэллса) и четырех мирских членов: администратора (главного исполнительного директора), хранителя Фабрик, смотритель поместья и председатель соборного цехового и общественного питания. [66] Нынешним епископом Бата и Уэллса является Питер Хэнкок , который был поставлен в 2014 году. [67] Джон Дэвис является деканом Уэллса с 2016 года. [68] а Энн Гелл является архидиаконом Уэллса и епархиального каноника с 2017 года. [69] В штат входят органист и хормейстер, главный архивариус Верже, библиотекарь и сотрудники магазина, кафе и ресторана. [70] Отделение консультируют такие специалисты, как архитекторы, археологи и финансовые аналитики. [66]

Ежегодно проводится более тысячи служб. Ежедневно совершаются утреня , Святое Причастие и хоровое вечерне. [71] а также крупные христианские праздники, такие как Рождество, Пасха, Пятидесятница и дни святых . [72] Собор используется для крещений, свадеб и похорон тех, кто с ним тесно связан. [73] Ежегодно службы посещают около 150 000 человек, а еще 300 000 посещают в качестве туристов. [74] [75]

Три воскресных службы в школьные годы проводятся постоянным хором, а хоровые службы поются по будням. Собор принимает приглашенных хоров и проводит информационно-просветительскую работу с местными школами в рамках проекта по работе с хористами. [76] Это также место проведения музыкальных мероприятий, таких как ежегодный концерт Сомерсетского камерного хора . [77]

Архитектура

[ редактировать ]

Даты, стили и архитекторы

[ редактировать ]
План Уэллсского собора: [б]
  1. Западный фронт
  2. Неф
  3. Центральная башня
  4. Хор
  5. Ретрохор
  6. Леди Часовня
  7. Ряд
  8. Трансепт
  9. Восточный трансепт
  10. Северное крыльцо
  11. Дом главы
  12. Монастырь

Строительство собора началось примерно в 1175 году по проекту неизвестного мастера-каменщика. Уэллс — первый собор в Англии, построенный с самого начала в готическом стиле. По словам историка искусства Джона Харви , это первый по-настоящему готический собор в мире, его архитекторы полностью отказались от всех особенностей, которые связывали современный восточный конец Кентерберийского собора и более ранние здания Франции. [78] В Уэллсе сгруппированы опоры, а не колонны, и есть галерея одинаковых остроконечных арок. Стиль с его простыми стрельчатыми арками без узоров и замысловатой лепниной известен как ранняя английская готика . [79]

Примерно с 1192 по 1230 год Адам Лок, первый мастер-каменщик в Уэллсе, имя которого известно, продолжал строительство трансепта и нефа так же, как и его предшественник. Лок также был строителем северного крыльца по собственному проекту. [27]

Раннеанглийский западный фронт был начат около 1230 года Томасом Норрисом, строительство и скульптура продолжались в течение тридцати лет. [27] Его юго-западная башня была начата 100 лет спустя и построена между 1365 и 1395 годами, а северо-западная башня - между 1425 и 1435 годами. [80] Оба были построены в перпендикулярном готическом стиле по проекту Уильяма Винфорда. [27] который также украсил многие ранние английские стрельчатые окна собора изящным узором . [36]

Подвал и дом капитула были построены неизвестными архитекторами между 1275 и 1310 годами, подвал - в раннем английском языке, а дом капитула - в геометрическом стиле украшенной готической архитектуры. Примерно в 1310 году начались работы над Часовней Леди по проекту Томаса Уитни , который также построил центральную башню с 1315 по 1322 год в украшенном готическом стиле. [27] Позже Уильям Джой скрепил башню изнутри арками. [27] Одновременно с этой работой в 1329–1345 годах Джой внес изменения и расширения в хор, присоединив его к Часовне Леди с ретрохором, последний в стиле «Плывущий декор» . [27] Более поздние изменения включают перпендикулярный свод башни и строительство Шугарской часовни в 1475–1490 годах Уильямом Смитом . В период с 1842 по 1857 год хор и кафедра были отремонтированы в стиле готического возрождения Бенджамином Ферри и Энтони Сальвином. [27]

Собор с юго-востока. Справа от центральной башни находится хор с выступающей за ним Часовней Леди, а также дом капитула, крайний справа.

Уэллс имеет длину 415 футов (126 м). Он имеет отчетливо английское расположение двух трансептов, при этом корпус церкви разделен на отдельные части: неф, хор и ретро-хор, за которым простирается часовня Леди. [81] Фасад широкий, башни с обеих сторон выходят за пределы трансептов. [82] На северной стороне нефа имеется выступающее крыльцо, образующее вход в собор. [83] На северо-востоке находится восьмиугольный дом капитула, в который можно попасть из северного хорового прохода через проход и лестницу. К югу от нефа находится большой монастырь, необычный тем, что северный хребет, прилегающий к собору, никогда не был построен. [84]

Внутренний фасад нефа состоит из трех уровней: аркады, трифориевой галереи и фонаря. Трифорий имеет уникальную форму, арки не разделены на пролеты.

Собор имеет устройство центрального нефа с приделами с каждой стороны, разделенных двумя аркадами . Возвышение состоит из трех этапов: аркады, трифориевой галереи и фонаря . [83] Неф имеет высоту 67 футов (20 м). [85] Он имеет горизонтальный акцент, вызванный тем, что трифорий имеет ряд одинаковых узких отверстий, в которых отсутствуют четко выраженные ниши. Трифорий отделен от аркады единственной горизонтальной струнной полосой , непрерывно проходящей по всей длине нефа. Вертикальных линий, соединяющих три ступени, нет, поскольку валы, поддерживающие свод, возвышаются над трифорием. [83]

Экстерьер

[ редактировать ]

Внешний вид Уэллсского собора выполнен в стиле ранней английской готики . [86] Более поздние изменения в перпендикулярном стиле были внесены путем заполнения раннеанглийских стрельчатых окон простым узором, строительства парапета , окружающего крышу, и добавления вершин, обрамляющих каждый фронтон , подобных тем, что расположены вокруг дома капитула и на западном фасаде. . [83] В восточном конце наблюдается увеличение количества узоров с повторяющимися мотивами в сетчатом стиле, что является промежуточным этапом между геометрическим и струящимся декорированным узором. [87]

Западный фронт

[ редактировать ]
Западный фасад XIII века работы Томаса Норриса.

Западный фронт имеет высоту 100 футов (30 м) и ширину 147 футов (45 м). [88] и построен из нижнего оолита среднего юрского периода, добытого из каменоломни Дултинг , примерно в 8 милях (13 км) к востоку. [89] Он имеет парные башни в конце каждого нефа, обрамляющие неф и скрывающие размеры и профиль здания. [82] Он поднимается в три этапа, каждый из которых определяется горизонтальным курсом. Этому горизонтальному акценту противодействуют шесть выступающих контрфорсов, определяющих поперечные подразделения нефа, проходов и башен. В каждом из них есть ниши с балдахином, в которых установлены самые большие статуи на фасаде. [90] Третьи очереди фланговых башен были построены в перпендикулярном стиле конца 14 века по проекту Уильяма Винфорда; северо-запад был начат примерно до 1425 года. [27]

На самом нижнем уровне фасада находится простое основание, контрастирующее с возвышающимися над ним богато украшенными аркадами и стабилизирующее их. [90] База пронизана тремя дверями. Две внешние имеют домашние пропорции, а центральная дверь украшена центральным столбом, четырехлистником и тонкой лепниной арки. [82] Над подвалом возвышаются два этажа, украшенные четырехлистниками и нишами, первоначально вмещавшими около четырехсот статуй, триста из которых сохранились до середины 20 века. [82] С тех пор некоторые из них были восстановлены или заменены, в том числе разрушенная фигура Христа на фронтоне. [60]

Готовый продукт подвергался критике за отсутствие башен, а башни, вероятно, предназначались для того, чтобы нести шпили, которые так и не были построены. [83] Несмотря на отсутствие шпилей и вершин, историк архитектуры Банистер Флетчер описывает его как «высшее достижение английской готики такого типа фасада». [91]

Статуи различных святых в задней части северной башни.
Иконография западного фронта
[ редактировать ]

Скульптуры на западном фасаде Уэллса включают в себя стоящие фигуры, сидящие фигуры, поясных ангелов и горельефные повествования. Многие фигуры выполнены в натуральную величину или больше. [82] Фигуры и многие архитектурные детали были окрашены в яркие цвета, а цветовая гамма была получена по хлопьям краски, все еще прилипшим к некоторым поверхностям. [82] Скульптуры занимают девять архитектурных зон, простирающихся горизонтально по всему западному фасаду и по бокам, а также по восточным обратным сторонам башен, выходящим за пределы нефов. Сильно выступающие контрфорсы имеют ряды ниш, в которых находятся многие из крупнейших фигур. Другие крупные фигуры, в том числе фигура Христа, занимают фронтон. Единственная фигура стоит в одной из двух более поздних ниш высоко на северной башне. [ нужна ссылка ]

По мнению археолога Чарльза Роберта Кокерелла , сторона фасада, расположенная к югу от центральной двери, является более священной, и схема разделена соответствующим образом. [92] В каждой нижней части ниш находилась стоящая фигура, из которых все, кроме четырех фигур на западном фронте, по две с каждой стороны, были уничтожены. Еще больше сохранилось на северной и восточной сторонах северной башни. Кокерелл предполагает, что те, что к югу от портала, представляли пророков и патриархов Ветхого Завета, а те, что к северу, представляли первых миссионеров в Британии, среди которых Августин Кентерберийский , Святой Бирин и Бенедикт Бископ можно идентифицировать по их атрибутам . [93] В другом месте над каждой парой стоящих фигур находится четырехлистник с рельефным ангелом в половину длины, некоторые из которых сохранились. [94] Между фронтонами ниш расположены четырехлистники, содержащие серию повествований из Библии, с историями Ветхого Завета на юге, над пророками и патриархами, и историями из Нового Завета на севере. [95]

Над курсом расположены фигуры, представляющие христианскую церковь в Британии, с духовными лордами, такими как епископы, аббаты, аббатисы и святые основатели монастырей на юге, в то время как короли, королевы и принцы занимают север. [96] Многие фигуры сохранились и были идентифицированы по различным признакам. Существует иерархия размеров: более значимые фигуры больше и занимают свои ниши, а не стоят. [97] Сразу под верхним слоем находится ряд небольших ниш, содержащих динамичные скульптуры мертвых, выходящих из своих могил в Судный день . Некоторых из умерших можно определить по коронам как членов королевской семьи, а других по митрам — как епископов. Некоторые выходят из могил с радостью и надеждой, другие – с отчаянием. [98]

В нишах самой нижней зоны фронтона находятся девять ангелов, из которых Кокерелл идентифицирует Михаила, Гавриила, Рафаила и Уриила. [99] В следующей зоне находятся более высокие фигуры двенадцати апостолов, некоторые из которых, например, Иоанн, Андрей и Варфоломей, легко узнаваемы по своим атрибутам. [100] В верхних нишах фронтона находилась фигура Христа-Судии в центре, с Девой Марией справа от него и Иоанном Крестителем слева. Все фигуры пострадали от иконоборчества . [100] В центральной нише была вырезана новая статуя Иисуса, но в двух боковых нишах теперь стоят херувимы . Христос и Дева Мария также представлены теперь безголовыми фигурами во время Коронации Богородицы в нише над центральным порталом. Поврежденная фигура Богородицы и Младенца Христа занимает четырехлистник в перемычке двери. [101]

Другие особенности

[ редактировать ]
Портал северного крыльца украшен сложной лепниной с прорастающей листвой в фальцах.

Центральная башня, вероятно, датируется началом 13 века. Он был существенно реконструирован в начале 14 века во время реконструкции восточной части, что потребовало внутреннего укрепления опор примерно десять лет спустя. В 14 веке башня получила деревянный и свинцовый шпиль, который сгорел в 1439 году. Затем внешний вид был переработан в перпендикулярном стиле и получил нынешние парапет и вершины. [15]

Северное крыльцо задумывалось как главный вход. [83] Внешне он прямоугольный с ровными боковыми стенками. Вход представляет собой крутоарочный портал, обрамленный карнизами из восьми валов с жесткостворчатыми капителями, каждый из которых окружен кольцевым карнизом средней высоты. Те, что слева, являются фигуративными и содержат изображения, изображающие мученическую смерть святого Эдмунда Мученика . [83] Стены украшены глубокими нишами, обрамленными узкими шахтами с капителями и кольцами, как у портала. Путь к северному крыльцу окружен четырьмя скульптурами из камня Пурбек, каждая работы Мэри Спенсер Уотсон , представляющими символы евангелистов . [102]

Монастыри были построены в конце 13 века и в значительной степени перестраивались с 1430 по 1508 год. [15] [27] Они имеют широкие проемы, разделенные стойками и фрамугами , и узор в перпендикулярном готическом стиле. Свод имеет лиернские ребра, образующие восьмиугольники в центре каждого отсека, причем стыки каждого ребра имеют декоративные выступы . [103] Восточный ряд двухэтажный, из которых верхний представляет собой библиотеку, построенную в 15 веке. [15]

Вид на монастырь со сводом Льерна.

Поскольку Уэллсский собор был скорее светским, чем монашеским, монастыри не были практической необходимостью. Объяснения их конструкции варьируются от процессийных до эстетических. [84] У монастырей нет северного хребта. часто использовался северный хребет, больше всего получавший пользу от зимнего солнечного света В монастырских монастырях в качестве скриптория . [104]

Интерьер

[ редактировать ]

Хор, трансепт и неф

[ редактировать ]

Каждая опора аркады украшена поверхностью из 24 тонких шахт в восьми группах по три, возвышающихся над капителями и образующих волнообразные карнизы арок. [85] Капители содержат стилизованную листву, известную как «жесткий лист». Оживленность контрастирует с формальностью лепных валов и гладкими сплошными участками тесаной кладки в перемычках. Каждая столица уникальна, а некоторые содержат небольшие фигурки, иллюстрирующие повествования. [85]

Свод нефа имеет четырехстороннюю форму. [83] Восточный конец хора был расширен, а верхняя часть доработана во второй четверти XIV века. [27] Свод имеет множество ребер сетчатой ​​формы и может быть каменной копией местного типа разделенной деревянной крыши. [105]

Горизонтальная линия нефа подчеркнута непрерывными галереями.

До начала 14 века интерьер собора был выдержан в едином стиле. Между 1315 и 1322 годами центральная башня была повышена и увенчана шпилем, из-за чего поддерживающие ее опоры начали проявлять признаки напряжения. В 1338 году каменщик Уильям Джой использовал вставленные низкие арки, увенчанные перевернутыми арками таких же размеров, образуя структуры, похожие на ножницы. [106] Эти арки с трех сторон поддерживают опоры перехода, а самая восточная сторона защищена хоровым экраном. [107] Опорные арки известны как «арки Андреевского креста», в честь покровителя собора. [82]

Часовня Леди, вероятно, была спроектирована Томасом Уитни. Окна имеют узор регулярного сетчатого узора и содержат витражи.

Часовня Леди и ретрохор

[ редактировать ]

Собор Уэллса имеет квадратную восточную часть от хора с нижней часовней Леди, выступающей на восточном конце. Часовня Леди , возможно, начиналась как отдельно стоящее сооружение в форме вытянутого восьмиугольника, но она была связана с восточным концом путем расширения хора и строительства второго трансепта или ретрохора к востоку от хора, вероятно, Уильямом Джоем. . [108] Часовня Леди имеет неправильный рисунок, поскольку часовня не симметрична. Главные ребра пересекаются дополнительными ненесущими, лиернскими ребрами , образующими звездчатый узор на вершине свода. Это одно из первых хранилищ Льерна в Англии. [108] Здесь пять больших окон, четыре из которых заполнены фрагментами средневекового стекла. [108] Узор окон выполнен в стиле, известном как сетчатая готика, с узором одной повторяющейся формы, в данном случае трилистником, придающим «сетчатый» или сетчатый вид. [108]

Ретрохор простирается через восточную часть хора и до восточных трансептов. В центре свод поддерживается конструкцией из наклонных опор. Два из них завершают восьмиугольную форму Часовни Леди. [109] К опорам прикреплены мраморные валы. Окна ретрохора выполнены в сетчатом стиле, как и в Часовне Леди, но полностью украшены плавным декором: ажурные карнизы образуют стрельчатые изгибы. [108]

Дом главы

[ редактировать ]
В стенах капитула имеется пятьдесят одна ниша для сидения.

Строительство капитула было начато в конце 13 века и построено в два этапа и завершено около 1310 года. Это двухэтажное строение с главной комнатой, поднятой на подземном этаже . В него можно попасть по лестнице, которая разделяется и поворачивает: одна ветвь ведет через верхний этаж Цепных ворот к Дому викариев. Он восьмиугольный, с ребристым сводом, опирающимся на центральную колонну. Колонна окружена колоннами из мрамора Пурбек , возвышающимися до единой непрерывной волнистой лиственной капители из стилизованных дубовых листьев и желудей. Над молдингом пружины расположены 32 ребра сильного профиля, создающие эффект, напоминающий «большую пальму». [87] Окна большие, с узором с геометрическим декором, который начинает проявлять удлинение формы, и бликами при меньшем освещении, характерном для узора с плавным декором. Ажурные светильники все еще содержат древнее стекло. [87] Под окнами расположен 51 киоск, навесы которых оживлены резьбой, в том числе множеством голов, вырезанных в беззаботной манере. [87]

Искусство и сокровища

[ редактировать ]

Уэллсский собор содержит одну из самых значительных коллекций средневековых витражей в Англии. [110] Самое старое сохранившееся стекло датируется концом 13 века и находится в двух окнах на западной стороне лестницы капитула. Два окна в южном хоровом проходе — с 13.10 до 13.20. [1]

Это восточное окно начала XIV века было тщательно отреставрировано в XIX веке.

Часовня Леди имеет пять окон, четыре из которых датируются 1325–1330 годами и включают изображения местного святого Данстана. [1] [110] Восточное окно было восстановлено Томасом Виллементом в 1845 году. Остальные окна имеют целые навесы, но живописные части фрагментированы. [1]

Восточное окно хора представляет собой широкое семисветовое окно, датируемое 1340–1345 годами. Оно изображает Древо Иессея (родословная Христа) и демонстрирует использование серебряного окрашивания — новой техники, позволившей художнику прорисовывать детали. на стекле желтого и черного цвета. [111] Сочетание желтого и зеленого стекла и применение ярко-желтой морилки дали окну народное название «Золотое окно». [105] Он окружен двумя окнами с каждой стороны фонаря с большими фигурами святых, также датированными 1340–1345 годами. [112] В 2010 году была проведена крупная программа сохранения окна Джесси-Три. [62]

Панно в часовне Святой Екатерины приписывают Арнольду Неймегенскому и датируются примерно 1520 годом. [1] Они были приобретены из разрушенной церкви Сен-Жан, Руан , [110] последняя панель была куплена в 1953 году. [1] Большой тройной ланцет западного конца нефа был застеклен за счет Дина Крейтона за 140 фунтов стерлингов в 1664 году. Он был отремонтирован в 1813 году, а центральный свет был в значительной степени заменен на проект Арчибальда Кейтли Николсона в период с 1925 по 1931 год. Торцевые окна северного и южного трансепта работы Джеймса Пауэлла и сыновей были установлены в начале 20 века. [1]

Жесткая листва капителей.

Большая часть каменной резьбы Уэллсского собора состоит из лиственных капителей в стиле жестких листьев. Они украшают опоры нефа, хора и трансептов. Хотя, возможно, на них повлияли резные листья аканта или листья виноградной лозы , их нелегко идентифицировать с каким-либо конкретным растением. [113] В трансептах и ​​в направлении пересечения нефа капителей среди листьев имеется множество мелких фигурных резных фигурок. [105] [113] Резьба в стиле украшенной готики находится на восточном конце зданий. В здании капитула на 51 киоске вырезаны маленькие головы, многие из которых улыбаются или смеются. Большая сплошная капитель имеет волнистую форму в форме виноградной лозы. [114] В монастырях XV века свод украшают небольшие выступы. [115] [116] [117]

Мизерикорды датируются 1330–1340 годами. Возможно, они были вырезаны под руководством мастера-плотника Джона Строда, хотя его имя не упоминается до 1341 года. Ему помогал квартал Варфоломея, документально подтвержденный с 1343 года. [118] Первоначально их было 90, из которых сохранилось 65. [119] Шестьдесят один установлен в хоре, три выставлены в соборе, а один хранится в Музее Виктории и Альберта . [118]

Один из нескольких мизерикордов в соборе.

Новые киоски были заказаны, когда в начале 14 века был расширен восточный конец хора. Каноники пожаловались, что они взяли на себя расходы по восстановлению, и приказали священнослужителям-пребендарам платить за свои собственные киоски. Когда в 1339 году открылся недавно отремонтированный хор, многие мизерикорды остались незавершенными, в том числе одна пятая из уцелевших 65. Многие священнослужители не заплатили, поскольку их призвали внести 200 фунтов стерлингов. Мизерикорды сохранились лучше, чем другие секции партера, у которых во время протестантской Реформации срубили навесы и встроили над ними галереи. Мебель для хора была переставлена ​​в 1848 году, и в реконструированных партерах повторно использовался 61 мизерикорд. [118]

Ни одна из резных фигурок мизерикорда не основана непосредственно на библейской истории. [120] и не имеют доминирующей темы. Единственными объединяющими элементами являются медальоны на каждой стороне живописного предмета, на которых изображена искусно вырезанная листва, стилизованная в более поздней декорированной манере. [118] [120] Двадцать семь резных фигурок изображают животных. [118]

Арматура и памятники

[ редактировать ]

Круглая купель в южном трансепте взята из бывшего саксонского собора и имеет аркаду из круглых арок на круглом постаменте . Крышка купели изготовлена ​​в 1635 году и украшена головами путти . Часовня Святого Мартина — памятник каждому жителю Сомерсета, павшему в Первой мировой войне. [121] Епископский трон датируется 1340 годом и имеет наклонный фасад, обшитый панелями, и каменный дверной проем, а над ним - глубокий наклоненный купол с выступающими выступами, с трехступенчатыми нишами для статуй и вершинами. Трон был восстановлен Энтони Сальвином около 1850 года. [1] Медный . кафедра в часовне Леди датируется 1661 годом и имеет лепную подставку и лиственный герб [86] В часовне северного трансепта находится дубовая ширма 17-го века с колоннами, ранее использовавшимися в коровниках, с ремесленными ионическими капителями и карнизом, установленными над сундуком-гробницей Джона Годели . Напротив трона находится восьмиугольная кафедра XIX века на сводчатом основании с панелями по бокам, поднимающаяся от северного нефа. [ нужна ссылка ]

Памятники и гробницы включают Гизу , Уильяма Биттона , Уильяма Марча , Томаса Бекингтона , Джона Ганторпа , Джона Стилла , Роберта Крейтона , Джорджа Хупера и Артура Харви . [122]

Внешний циферблат и четвертьподъёмники северного трансепта.

В северном трансепте находятся часы Уэллсского собора , астрономические часы примерно 1325 года, предположительно принадлежавшие Питеру Лайтфуту, монаху из Гластонбери. [123] Его механизм, датированный 1386–1392 годами, был заменен в 19 веке, а оригинал перевезен в Музей науки в Лондоне, где он работает до сих пор. Это вторые старейшие сохранившиеся часы в Англии после часов Солсберийского собора . [124]

Часы имеют оригинальный средневековый циферблат. Помимо времени на 24-часовом циферблате, он показывает движение Солнца и Луны, фазы Луны и время, прошедшее с момента последнего новолуния. Астрономический циферблат представляет собой геоцентрическую или докоперниканскую картину: Солнце и Луна вращаются вокруг центральной неподвижной Земли. [31] В четвертаки звонит четвертной валет , небольшой автомат, известный как Джек Бландиферс, который ударяет в два колокольчика молотками и в два — пятками. [125] При бое часов . над циферблатом появляются рыцари-рыцари [126]

На внешней стене трансепта, напротив Зала викариев, находится второй циферблат тех же часов, установленный чуть более чем через семьдесят лет после внутренних часов и приводимый в движение тем же механизмом. На втором циферблате изображены двухчетвертные валеты (отбивающие четверть часа) в виде рыцарей в доспехах. [127] В 2010 году официальный завод часов вышел из эксплуатации и был заменен электрическим механизмом. [128]

Хор и орган в 2013 году

Первое упоминание об органе в этой церкви датируется 1310 годом. Орган меньшего размера, вероятно, для часовни Леди, был установлен в 1415 году. В 1620 году был установлен орган, построенный Томасом Далламом , стоимостью 398 фунтов стерлингов 1 шиллинг 5 пенсов. [ нужна ссылка ] Орган 1620 года был уничтожен парламентскими солдатами в 1643 году. Орган, построенный в 1662 году, был увеличен в 1786 году и снова в 1855 году. В 1909–1910 годах орган был построен Харрисоном и Харрисоном из Дарема с сохранением частей старого органа. С тех пор его обслуживает одна и та же компания. [129] С 1996 года в соборе также появился переносной камерный орган шотландского производителя Lammermuir. Он регулярно используется для сопровождения исполнения музыки Тюдоров и барокко . [130] Первым зарегистрированным органистом Уэллса был Вальтер Багеле (или Вагелер) в 1416 году. [131] С тех пор должность органиста или помощника органиста заняли более 60 человек. [132] [133]

С 909 года в Уэллсе существует хор мальчиков-певчих. [134] Хор викариев был сформирован в XII веке, и литургию исполнял традиционный соборный хор мужчин и мальчиков до формирования дополнительного хора девочек в 1994 году. Мальчики и девочки поют попеременно с хора викариев и получают образование в Уэллсе. Кафедральная школа. [135] В состав хора викариев входят двенадцать человек. С 1348 года Коллегия викариев имела собственное помещение в четырехугольнике, переоборудованном в начале 15 века в Квартал викария. Хор викариев обычно выступает с хористами, за исключением среды, когда они поют одни, что позволяет им представить другой репертуар, в частности простую песню . [136]

Камерный хор Уэллсского собора — это смешанный хор взрослых из 25 человек, образованный в 1986 году для пения на полуночной службе в канун Рождества и приглашенный петь на нескольких других специальных службах. Сейчас он поет около 30 служб в год, когда Соборный хор находится на каникулах или в туре, и одну неделю в году проводит, исполняя в качестве «резидентного хора» в другом соборе. Хотя в основном репертуар хора литургический, он включает в себя и другие формы музыки, а также выступления на таких мероприятиях, как свадьбы и похороны. [137] В соборе также находится Общество оратории Уэллсского собора, основанное в 1896 году. [138] [139] Общество, насчитывающее около 160 голосов, дает три концерта в год. [140] [141]

Колокола

[ редактировать ]

Колокола Уэллсского собора — самый тяжелый из десяти колоколов в мире. [142] тенор-колокол (10-й и самый большой), известный как Харуэлл, весом 56,25 центнера (2858 кг ). [143] Их подвешивают для кругового звона в английском стиле переменного звона . Эти колокола сейчас висят в юго-западной башне, хотя некоторые изначально висели в центральной башне. [144]

Число Имя Дата Создатель Масса
долгая мера фунт кг
1-й 1891 Мирс и Стейнбанк 7 длинных центнеров 3 четверти 12 фунтов 880 399
2-й 1891 Мирс и Стейнбанк 9 длинных центнеров 0 квартеров 2 фунта 1,010 458
3-й 1757 Абель Рудхолл 10 длинных центнеров 0 квартеров 0 фунтов 1,120 508
4-й 1757 Абель Рудхолл 10 длинных центнеров 3 четверти 0 фунтов 1,204 546
5-е место 1757 Абель Рудхолл 12 длинных центнеров 2 четверти 0 фунтов 1,400 635
6-е место 1964 Мирс и Стейнбанк 15 длинных центнеров 1 квартал 14 фунтов 1,722 781
7-е место 1757 Абель Рудхолл 20 длинных центнеров 0 квартеров 0 фунтов 2,240 1,016
8-е место 1757 Абель Рудхолл 23 длинных центнера 0 квартеров 0 фунтов 2,576 1,168
9-е место 1877 Джон Тейлор и компания 32 длинных центнера 0 квартеров 0 фунтов 3,584 1,626
10-е место Харуэлл 1877 Джон Тейлор и компания 56 длинных центнеров 1 квартал 14 фунтов [145] 6,314 2,864

Библиотека

[ редактировать ]

Библиотека над восточным монастырем была построена между 1430 и 1508 годами. [27] Его коллекция состоит из трех частей: ранние документы, хранящиеся в Муниментной комнате; коллекция, датированная до 1800 года, размещенная в Цепной библиотеке ; и коллекция после 1800 года, размещенная в читальном зале. Более ранняя коллекция капитула была уничтожена во время Реформации , поэтому нынешняя библиотека состоит в основном из старопечатных книг, а не средневековых рукописей. Более ранние книги в Цепной библиотеке насчитывают 2800 томов и указывают на разнообразие интересов членов капитула собора от Реформации до 1800 года. Коллекция сосредоточена преимущественно на богословии, но есть тома по науке, медицине, исследованиям и языкам. Книги, представляющие особый интерес, включают Плиния « Естественную историю» , напечатанную в 1472 году, « Атлас мира» Авраама Ортелиуса , напечатанный в 1606 году, и набор сочинений Аристотеля , которые когда-то принадлежали Эразму . [146]

Три первых реестра декана и главы комиссаров по историческим рукописям - Liber Albus I (Белая книга; RI), Liber Albus II (R III) и Liber Ruber (Красная книга; R II, раздел i) - были опубликованы в 1907 году. [147] Они содержат картулярий владений собора, включая гранты земли начиная с 8-го века, акты декана и капитула, а также обзоры их поместий, в основном в Сомерсете. [148]

К югу и востоку от собора находится Епископский сад и отражающий бассейн.

Рядом с собором находится большая лужайка под названием «Соборный зеленый» с тремя древними воротами: сторожкой Брауна , крыльцом без гроша и цепными воротами. На зеленой территории находится Старый благочинный дом 12-го века , в значительной степени перестроенный в конце 15-го века Дином Ганторпом и реконструированный Дином Батерстом в конце 17-го века. Сейчас он используется как епархиальный офис. [149] К югу от собора находится обнесенный рвом Епископский дворец, строительство которого было начато около 1210 года Джоселином Уэллсским, но датируется в основном 1230-ми годами. В 15 веке Томас Бекингтон пристроил северное крыло, ныне резиденцию епископа. [150] [151] Он был восстановлен и расширен Бенджамином Ферри между 1846 и 1854 годами. [150]

К северу от собора, соединенного с ним Цепными воротами, находится улица Викариев, спроектированная в 14 веке и утверждающая, что она является старейшей чисто жилой улицей в Европе, на которой сохранились все оригинальные здания, кроме одного. [121] [152] Ближайшие здания включают Зал викариев и ворота в южном конце, а также часовню и библиотеку викариев в северном конце. [153] [154] Свобода Святого Андрея была свободой и приходом. [155] который охватывал собор и окружающие его земли, тесно связанные с ним. [ нужна ссылка ]

[ редактировать ]
Акварель Западного фронта Дж. М. У. Тернера , ок. 1795.

Английский художник Дж. М. У. Тернер посетил Уэллс в 1795 году, сделав зарисовки территории и акварель западного фасада, которая сейчас находится в галерее Тейт . [156] Другими художниками, чьи картины собора находятся в национальных коллекциях, являются Альберт Гудвин , [157] Джон Сайер [158] и Кен Ховард . [159]

Отчет о повреждении собора во время восстания в Монмуте включен в исторический роман Артура Конан Дойла 1889 года « Мика Кларк » . [160] Собор вдохновил Кена Фоллетта » 1989 года на создание романа «Столпы Земли , а его измененная центральная башня была показана как вымышленный Кингсбриджский собор в конце телеадаптации этого романа 2010 года. [161] Интерьер собора использовался для съемок эпизода Доктора Кто 2007 года « Эксперимент Лазаря ». [162] [163] В соборе были декорации для сцен телесериала 2019–2020 годов «Испанская принцесса» . [164]

См. также

[ редактировать ]

Пояснительные примечания

[ редактировать ]
  1. Хид земли — это единица земли, достаточная для содержания семьи. Использование шкуры в « Книге судного дня» в качестве финансовой единицы показывает, что она была разной от округа к округу, но обычно ее площадь составляла около 120 «акров» (не по 120 акров каждый по 4840 квадратных ярдов, а в 120 раз больше, чем у команды из восьми человек). быки могли пахать за один день). [11]
  2. ^ Адаптировано по плану Георга Дехио.
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Историческая Англия . «Собор Святого Андрея, Дом капитула и монастыри (1382901)» . Список национального наследия Англии . Проверено 5 января 2013 г.
  2. ^ «Уэллсский собор – Уэллс, Сомерсет» . Архивировано из оригинала 10 апреля 2021 года . Проверено 17 июня 2022 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж «Даты и размеры» (Word) . Уэллсский собор. Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 года.
  4. ^ «Органисты» . Уэллсский собор . Проверено 25 февраля 2023 г.
  5. ^ Jump up to: а б Историческая Англия . «Уэллсский собор (196971)» . Записи исследований (ранее PastScape) . Проверено 4 сентября 2011 г.
  6. ^ Адкинс 1992 , стр. 118–119.
  7. ^ Jump up to: а б «История и архитектура Уэллсского собора в Сомерсете, Часть 1» . Британия. Архивировано из оригинала 4 июля 2013 года . Проверено 11 июля 2013 г.
  8. ^ Молден 1947 , с. 27.
  9. ^ Пепин 2004 , с. 141.
  10. ^ «Хронологическая история» . Уэллсский собор. Архивировано из оригинала 1 апреля 2014 года . Проверено 15 февраля 2014 г.
  11. ^ «Глоссарий» . Книга Судного дня онлайн. Архивировано из оригинала 5 февраля 2014 года . Проверено 15 февраля 2014 г.
  12. ^ Лапидж, Майкл; Блэр, Джон; Кейнс, Саймон; Скрэгг, Дональд (2 октября 2013 г.). "Скрывать" . Энциклопедия англосаксонской Англии Уайли Блэквелла . Джон Уайли и сыновья. стр. 243–44. ISBN  978-1-118-31609-2 . Архивировано из оригинала 26 июня 2014 года.
  13. ^ «Уэллсский собор» . Рекорд исторической окружающей среды Сомерсета . Совет графства Сомерсет . Архивировано из оригинала 3 октября 2016 года . Проверено 4 сентября 2011 г.
  14. ^ «История» . Уэллсская соборная школа. Архивировано из оригинала 2 апреля 2013 года . Проверено 2 февраля 2013 г.
  15. ^ Jump up to: а б с д и ж г Таттон-Браун и Крук 2002 , стр. 74–76.
  16. ^ Харви 1987 , с. 57.
  17. ^ Повике 1961 , с. 251.
  18. ^ Мэтьюз 2005 , с. 13.
  19. ^ Брук 1976 , стр. 184–185.
  20. ^ Jump up to: а б Гринуэй, Диана Э. (2001). «Епископы» . Fasti Ecclesiae Anglicanae 1066–1300: том 7: Бат и Уэллс . Институт исторических исследований. Архивировано из оригинала 19 сентября 2013 года . Проверено 10 июля 2013 г.
  21. ^ Jump up to: а б с Даннинг, Роберт (2004). «Уэллс, Джоселин (ум. 1242)» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/14831 . Проверено 15 ноября 2007 г. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
  22. ^ Колчестер 1987 , с. 15.
  23. ^ Фрид 1986 , стр. 228.
  24. ^ Робинсон 1916 , с. 161.
  25. ^ Даннинг 2001 , с. 41.
  26. ^ Подмор, Колин (июль 2008 г.). «Глава 5: Соборы Старого Фонда» (PDF) . Епархии и епископские кафедры в Англии (PDF) . Англиканская церковь. Архивировано из оригинала (PDF) 8 марта 2016 года.
  27. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Харви 1987 , с. 163.
  28. ^ Харви 1987 , стр. 57–58.
  29. ^ Рид 1963 , стр. 40–41.
  30. ^ Jump up to: а б «Уэллсский собор» . Священные места. Архивировано из оригинала 15 февраля 2013 года . Проверено 3 февраля 2013 г.
  31. ^ Jump up to: а б «Уэллсский собор» . Остров Альбион. Архивировано из оригинала 7 апреля 2013 года . Проверено 3 февраля 2013 г.
  32. ^ Jump up to: а б «Краеведческая история» . Уэллс, Великобритания. Архивировано из оригинала 24 декабря 2007 года . Проверено 10 февраля 2008 г.
  33. ^ Коулсон, Чарльз (1982). «Иерархизм в монастырских зубцах» (PDF) . Средневековая археология . 26 . Общество средневековой археологии: 69–100. дои : 10.1080/00766097.1982.11735438 . Проверено 24 февраля 2013 г. ( требуется регистрация )
  34. ^ «Хронология Дворца епископа» (PDF) . Епископский дворец. Архивировано из оригинала (PDF) 2 декабря 2013 года . Проверено 24 февраля 2013 г.
  35. ^ Харви 1987 , с. 352.
  36. ^ Jump up to: а б Уэйд 1926 , с. 257.
  37. ^ Jump up to: а б «Соборы Британии» . Би-би-си. Архивировано из оригинала 6 сентября 2011 года . Проверено 4 сентября 2011 г.
  38. ^ «Уэллсский собор» . Времяссылка. Архивировано из оригинала 17 февраля 2008 года . Проверено 10 февраля 2008 г.
  39. ^ Хэй 1952 , стр. 8–20.
  40. ^ Харрис, Оливер (2006). «Гардины Полидора Вергилия в холле Уэллсского собора». Сомерсетская археология и местная история . 149 : 71–77.
  41. ^ «Реформация» . Уэллсский собор. Архивировано из оригинала 6 августа 2011 года . Проверено 2 сентября 2011 г.
  42. ^ Епархия Бата и Уэллса (2013 г.). «Старый благочинный сад, Уэллс» . olddeanerygarden.org.uk . Архивировано из оригинала 26 июля 2013 года . Проверено 23 ноября 2013 г.
  43. ^ Адлер, Марк (май 2010 г.). «Призрак древнего мира». Мендип Таймс . стр. 36–37.
  44. ^ Пейдж, Уильям, изд. (1911). «Колледжи: Уэллсский собор» . История графства Сомерсет: Том 2 . Институт исторических исследований. Архивировано из оригинала 9 февраля 2013 года . Проверено 3 января 2013 г.
  45. ^ Маршан, ЕС (январь 2008 г.). «Рэйли, Уолтер (1586–1646) декан Уэллса» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/23040 . Проверено 15 ноября 2007 г. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
  46. ^ «Голливуд пародирует реальную драму Уэллса» . Би-би-си. 24 октября 2010 г. Архивировано из оригинала 11 ноября 2012 г. Проверено 10 февраля 2008 г.
  47. ^ Марчант, Эдгар Кардью (1896). «Рэйли, Уолтер (1586–1646)» . В Ли, Сидни (ред.). Словарь национальной биографии . Том. 47. Лондон: Smith, Elder & Co., стр. 206–207.
  48. ^ «Разрушения и катастрофы» . Уэллсский собор. Архивировано из оригинала 6 августа 2011 года . Проверено 2 сентября 2011 г.
  49. ^ Лемберг 1996 , стр. 55.
  50. ^ Хопкинс 2005 , с. 161.
  51. ^ «Восстание в Монмуте и кровавая ассиза» . Совет графства Сомерсет . Архивировано из оригинала 29 августа 2007 года . Проверено 11 февраля 2008 г.
  52. ^ Оллард, СЛ (1912). «Неприсяжные» . В Олларде, СЛ; Кросс, Гордон (ред.). Словарь английской церковной истории . Моубрей и Ко.
  53. ^ «Ричард Киддер (1633–1703), епископ Бата и Уэллса (1691–1703)» . Арт Великобритании . Архивировано из оригинала 14 марта 2016 года . Проверено 2 сентября 2011 г.
  54. ^ Кассан, Стивен Хайд (1829). Жития епископов Бата . Си и Джей Ривингтон. п. 163 .
  55. ^ «Викторианские реставрации» . Уэллсский собор. Архивировано из оригинала 6 августа 2011 года . Проверено 2 сентября 2011 г.
  56. ^ Колчестер 1987 , стр. 126–7.
  57. Собор друзей Уэллса. Архивировано 25 марта 2014 г. в Wayback Machine .
  58. ^ Хаттон 1999 , стр. 218–230.
  59. ^ Jump up to: а б с «Реставрация Западного фронта» . Уэллсский собор. Архивировано из оригинала 22 января 2013 года . Проверено 24 февраля 2013 г.
  60. ^ Jump up to: а б с Каро, МБ (1985). «Консервация фигурных скульптур Уэллсского собора 1975–1984». Бюллетень Ассоциации консервирующих технологий . 17 (2). Международная ассоциация технологий консервации (APT): 3–13. дои : 10.2307/1494129 . JSTOR   1494129 . (требуется подписка)
  61. ^ «Проект «Окно Джесси – обновление (ноябрь 2012 г.)» . Уэллсский собор. Архивировано из оригинала 21 января 2013 года . Проверено 24 февраля 2013 г.
  62. ^ Jump up to: а б «Консервация окна «Дерево Иессея» в Уэллсском соборе» . Видимус (43). Сентябрь 2010 г. Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 г. Проверено 24 февраля 2013 г.
  63. Майкл Триммер, «Уэллсский собор защищает решение показать «Последнее искушение Христа»» , Christian Today , 10 января 2014 г.
  64. ^ «Собор поддерживает демонстрацию последнего искушения Христа» , Wells Journal , 16 января 2014 г., через HighBeam Research .
  65. ^ «Искусство Энтони Гормли представлено возле Уэллсского собора» . Новости Би-би-си . 26 августа 2021 г. Проверено 26 августа 2021 г.
  66. ^ Jump up to: а б «Соборная глава» . Уэллсский собор. Архивировано из оригинала 13 ноября 2013 года . Проверено 13 ноября 2013 г.
  67. ^ «Назначен новый епископ Бата и Уэллса Питер Хэнкок» . Новости Би-би-си . 7 июня 2014 г. Архивировано из оригинала 8 июня 2014 г.
  68. ^ «Декан» . Архивировано из оригинала 2 октября 2017 года . Проверено 21 июля 2019 г.
  69. ^ «Назначение: преподобный Розалинда Пол» . 5 ноября 2018 г. [ мертвая ссылка ]
  70. ^ «Руководители отделов» . Уэллсский собор. Архивировано из оригинала 13 ноября 2013 года . Проверено 13 ноября 2013 г.
  71. ^ «Общие услуги и календарь» . Уэллсский собор. Архивировано из оригинала 13 ноября 2013 года . Проверено 13 ноября 2013 г.
  72. ^ "Поклонение" . Уэллсский собор. Архивировано из оригинала 10 ноября 2013 года . Проверено 13 ноября 2013 г.
  73. ^ «Крещения, свадьбы и похороны» . Уэллсский собор. Архивировано из оригинала 13 ноября 2013 года . Проверено 13 ноября 2013 г.
  74. ^ «Справочная информация по должности архивариуса» (PDF) . Уэллсский собор. Архивировано (PDF) из оригинала 13 ноября 2013 года . Проверено 13 ноября 2013 г.
  75. ^ «Годовой отчет и финансовая отчетность за финансовый год, закончившийся 31 декабря 2015 г.» (PDF) . Уэллсский собор. Архивировано (PDF) из оригинала 4 октября 2017 года . Проверено 3 октября 2017 г.
  76. ^ «Музыкальное общение» . Уэллсский собор. Архивировано из оригинала 13 ноября 2013 года . Проверено 13 ноября 2013 г.
  77. ^ «Прошлые концерты Сомерсетского камерного хора» . Сомерсетский камерный хор. Архивировано из оригинала 26 апреля 2012 года . Проверено 22 декабря 2011 г.
  78. ^ Харви 1987 , с. 19.
  79. ^ Флетчер 1961 , стр. 189–90.
  80. ^ Даннинг, Роберт (2007). Церкви и часовни Сомерсета: ремонт и реставрация зданий . Халсгроув. п. 41. ИСБН  978-1-84114-592-1 .
  81. ^ Лебедь 1984 , стр. 173–174.
  82. ^ Jump up to: а б с д и ж г Лебедь 1984 , стр. 188–196.
  83. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Певснер 1958 , стр. 278–310.
  84. ^ Jump up to: а б Клифтон-Тейлор 1967 , с. 136.
  85. ^ Jump up to: а б с Клифтон-Тейлор 1967 , стр. 74–79.
  86. ^ Jump up to: а б Рив, Мэтью М. (2010). «Капитальная скульптура Уэллсского собора: масоны, покровители и окраины английской готической архитектуры» . Журнал Британской археологической ассоциации . 163 : 72–109. дои : 10.1179/174767010x12747977921047 . S2CID   192081091 .
  87. ^ Jump up to: а б с д Клифтон-Тейлор 1967 , стр. 156–158.
  88. ^ Колчестер 1987 , с. 183.
  89. ^ «Карьерная история» . Дултинговый камень. Архивировано из оригинала 14 августа 2013 года . Проверено 12 ноября 2010 г.
  90. ^ Jump up to: а б Клифтон-Тейлор 1967 , с. 78.
  91. ^ Флетчер 1961 , с. 421.
  92. ^ Кокерелл 1851 , с. 27.
  93. ^ Кокерелл 1851 , стр. 27–28.
  94. ^ Кокерелл 1851 , с. 52.
  95. ^ Кокерелл 1851 , с. 53.
  96. ^ Кокерелл 1851 , с. 30.
  97. ^ Кокерелл 1851 , с. 75.
  98. ^ Кокерелл 1851 , с. 31.
  99. ^ Кокерелл 1851 , с. 32.
  100. ^ Jump up to: а б Кокерелл 1851 , с. 33.
  101. ^ Кокерелл 1851 , стр. 29–30.
  102. ^ Брайан Морли (18 марта 2006 г.). «Мэри Спенсер Уотсон» . Хранитель . Проверено 11 января 2020 г.
  103. ^ Клифтон-Тейлор 1967 , с. 226.
  104. ^ Кроссли 1962 , стр. 67–68.
  105. ^ Jump up to: а б с Лебедь 1984 , с. 193.
  106. ^ SAHC08 (2008) , стр. 199–205.
  107. ^ Хейман, Жак (ноябрь 2001 г.). «Почему древние соборы стоят: структурный расчет каменной кладки» (PDF) . Ингения (10). Архивировано из оригинала 10 ноября 2018 года . Проверено 10 ноября 2018 г.
  108. ^ Jump up to: а б с д и Клифтон-Тейлор 1967 , стр. 158–164.
  109. ^ «История и архитектура Уэллсского собора в Сомерсете, часть 2» . Британия. Архивировано из оригинала 4 июля 2013 года . Проверено 11 июля 2013 г.
  110. ^ Jump up to: а б с «Средневековый витраж Уэллсского собора» (PDF) . Британская академия. Архивировано из оригинала (PDF) 23 октября 2007 года . Проверено 11 февраля 2008 г.
  111. ^ «Окно Джесси» . Уэллсский собор. Архивировано из оригинала 10 августа 2011 года . Проверено 4 сентября 2011 г.
  112. ^ «Уэллсский собор» . Фотоархив средневековых витражей. Архивировано из оригинала 27 декабря 2013 года . Проверено 10 марта 2013 г.
  113. ^ Jump up to: а б Клифтон-Тейлор 1967 , стр. 77–79.
  114. ^ Клифтон-Тейлор 1967 , стр. 156–157.
  115. ^ Уоррен 2005 , с. 58.
  116. ^ Пещера 1948 , с. 214.
  117. ^ "Уэллс Шила на концертах" . Проект Шила На Гиг. Архивировано из оригинала 27 августа 2008 года . Проверено 27 марта 2011 г.
  118. ^ Jump up to: а б с д и Смит 1975 , стр. 1–2, 25.
  119. ^ Remnant & Anderson 1969 , стр. 142–144.
  120. ^ Jump up to: а б Уэбб, Эрик. «Мизерикорды Уэллсского собора» . Эрик Уэбб. Архивировано из оригинала 18 октября 2012 года . Проверено 12 марта 2013 г.
  121. ^ Jump up to: а б Лит-Ходж 1985 , с. 20.
  122. ^ Молден 1947 , стр. 52–54.
  123. ^ Кокс 2008 , с. 183.
  124. ^ «Часы Уэллсского собора, ок. 1392 г.» . Музей науки . Проверено 7 мая 2020 г.
  125. ^ «Самые старые часы в мире? Сомнительно» . Часовое искусство. Архивировано из оригинала 11 августа 2013 года . Проверено 20 ноября 2013 г.
  126. ^ «Часы» . Уэллсский собор. Архивировано из оригинала 31 марта 2014 года . Проверено 22 февраля 2014 г.
  127. ^ Бедфорд 2007 , с. 23.
  128. ^ Хаф, Эндрю (20 августа 2010 г.). «Старейшие в мире механические часы, которые «в последний раз заводятся вручную» » . Дейли Телеграф . Лондон. Архивировано из оригинала 23 августа 2010 года . Проверено 21 августа 2010 г.
  129. ^ «Сомерсет, Уэллсский собор Святого Андрея, декана и капитула Уэллса № 0 6890» . Национальный регистр трубочных органов (NPOR) . Проверено 11 февраля 2008 г.
  130. ^ «Органы» . Уэллсский собор . Архивировано из оригинала 10 декабря 2014 года . Проверено 6 декабря 2014 г.
  131. ^ «Вальтер Багеле» . Биографический словарь органа. Архивировано из оригинала 17 сентября 2011 года . Проверено 4 сентября 2011 г.
  132. ^ Запись в реестре ионийцев двадцатого века, том I, 1900–1949. Колледж Святого Иоанна, Кембридж.
  133. Некролог PS Lyons, Rutland и Stamford Mercury , пятница, 20 апреля 2007 г.
  134. ^ «Хор Уэллсского собора» . Уэллсский собор. Архивировано из оригинала 18 января 2014 года . Проверено 30 декабря 2013 г.
  135. ^ «Хористы» . Уэллсский собор. Архивировано из оригинала 22 января 2013 года . Проверено 10 марта 2013 г.
  136. ^ «Хор викариев» . Уэллсский собор. Архивировано из оригинала 22 января 2013 года . Проверено 10 марта 2013 г.
  137. ^ «Добровольный хор Уэллсского собора» . Уэллсский собор. Архивировано из оригинала 10 января 2014 года . Проверено 4 января 2014 г.
  138. ^ «Музыка в Уэллсском соборе» . Архивировано из оригинала 17 января 2017 года . Проверено 12 января 2017 г.
  139. ^ «Общество оратории Уэллсского собора» . Архивировано из оригинала 13 января 2017 года . Проверено 12 января 2017 г.
  140. ^ «Искусство Хамелеон» . Архивировано из оригинала 13 января 2017 года . Проверено 12 января 2017 г.
  141. ^ «Оркестр Ла Фолиа» . Архивировано из оригинала 15 марта 2016 года . Проверено 12 января 2017 г.
  142. ^ «Волонтер» . Уэллсский собор. Архивировано из оригинала 2 ноября 2011 года . Проверено 4 сентября 2011 г.
  143. ^ Колчестер 1987 , с. 21.
  144. ^ Колчестер 1987 , с. 52.
  145. ^ «Большие колокола ГБ» . Келтек Траст. Архивировано из оригинала (Excel) 21 февраля 2014 года.
  146. ^ «Библиотека и архивы» . Уэллсский собор. Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 года . Проверено 2 сентября 2011 г.
  147. ^ Берд, WHB; Байджент, Ф.Дж. (1925). Черная книга Винчестера . Винчестер: Warren & Son Limited. п. 241.
  148. ^ «Liber Albus I (Белая книга; RI), Liber Albus II (R III) и Liber Ruber (Красная книга; R II, раздел i), индексированные по фамилии» . Theoriginalrecord.com. Архивировано из оригинала 3 июля 2013 года . Проверено 11 июля 2013 г.
  149. ^ Историческая Англия . «Старый благочинный, Уэллс (1382906)» . Список национального наследия Англии . Проверено 13 января 2009 г.
  150. ^ Jump up to: а б Историческая Англия . «Епископский дворец и Епископский дом (1382873)» . Список национального наследия Англии . Проверено 30 ноября 2013 г.
  151. ^ «Фотографии епископского дворца в Уэллсе» . Фотографии Англии . Архивировано из оригинала 3 апреля 2008 года . Проверено 10 ноября 2007 г.
  152. ^ Лит-Ходж 1985 , с. 29.
  153. ^ Историческая Англия . «Часовня викариев (1383201)» . Список национального наследия Англии . Проверено 22 февраля 2014 г.
  154. ^ Историческая Англия . «Зал викария, включая номер 28, Дом викария (1383202)» . Список национального наследия Англии . Проверено 22 февраля 2014 г.
  155. Видение Британии. Архивировано 6 января 2015 года в Wayback Machine Wells St Andrew CP/ParLib.
  156. ^ Тернер, JMW «Западный фасад Уэллсского собора около 1795 года» . Галерея Тейт. Архивировано из оригинала 13 ноября 2013 года . Проверено 29 декабря 2013 г.
  157. ^ «Уэллсский собор» . Бриджмен. Архивировано из оригинала 13 ноября 2013 года . Проверено 13 ноября 2013 г.
  158. ^ «Уэллсский собор, Сомерсет» . Арт Великобритании . Архивировано из оригинала 14 марта 2016 года . Проверено 13 ноября 2013 г.
  159. ^ «Западный фасад Уэллсского собора» . Арт Великобритании . Архивировано из оригинала 14 марта 2016 года . Проверено 29 декабря 2013 г.
  160. ^ Конан Дойл, Артур (1889). «Глава 28, «О битве в Уэллсском соборе » . Мика Кларк (изд. 1894 г.). Нью-Йорк: Харпер и братья. стр. 324–334.
  161. ^ «Кингсбридж: реальный или вымышленный?» . Кен Фоллетт. Архивировано из оригинала 2 февраля 2013 года . Проверено 3 февраля 2013 г.
  162. ^ «Уэллсский собор» . Локации Доктора Кто. Архивировано из оригинала 17 ноября 2015 года . Проверено 15 ноября 2015 г.
  163. ^ «Искусство, кино и телевидение» . Сомерсет . Би-би-си. Архивировано из оригинала 10 августа 2014 года . Проверено 15 ноября 2015 г.
  164. ^ Маллой, Томас (15 мая 2018 г.). «На фотографиях видно, как съемочные группы вторгаются в город Сомерсет для съемок нового фильма» . Сомерсет в прямом эфире . Архивировано из оригинала 26 июня 2019 года . Проверено 19 мая 2018 г.

Общая библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Айерс, Тим (2004). Средневековый витраж Уэллсского собора . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-726263-4 .
  • Кларк, Альфред Александр (1896). Монография о соборной церкви Уэллса . Уэллс: Артур Г. Янг; Лондон: WH Smith & Sons. Архивировано из оригинала 24 марта 2016 года.
  • Колчестер, Лос-Анджелес; Квилтер, Дэвид Тадвей; Квилтер, Алан (1985). История Уэллсской соборной школы . Уэллсская соборная школа. OCLC   70336406 .
  • Докрей, К.; Флеминг, П. (2003). «Власть и подрывная деятельность: конференция по Англии пятнадцатого века, состоявшаяся в Университете Западной Англии, кампус Св. Маттиаса, Бристоль, 6–8 сентября 2001 г.». В Кларке, Л. (ред.). Авторитет и подрывная деятельность . Пятнадцатый век. Том. III. Вудбридж: Бойделл и Брюэр. стр. 1–4. ISBN  978-1-84383-025-2 .
  • Харви, Джон (1961). Английские соборы . Бэтсфорд. ОСЛК   2437034 .
  • Мэлоун, фон Кэролин Марино (2004). Фасад как зрелище: ритуал и идеология Уэллсского собора . Издательство «Брилл». ISBN  978-90-04-13840-7 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e7d7551ca29bd187de0648b21adbf81a__1722809100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e7/1a/e7d7551ca29bd187de0648b21adbf81a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wells Cathedral - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)