Уэллсский собор
Уэллсский собор | |
---|---|
Соборная церковь Святого Андрея | |
51 ° 12'37 "N 2 ° 38'37" W / 51,2104 ° N 2,6437 ° W | |
Расположение | Уэллс, Сомерсет |
Страна | Англия |
Номинал | Англиканская церковь |
Предыдущий номинал | Римско-католический |
Веб-сайт | колодец-собор |
История | |
Преданность | Святой Андрей |
Посвященный | 23 октября 1239 г. |
Архитектура | |
Обозначение наследия | I категории Памятник архитектуры |
Назначен | 12 ноября 1953 г. [1] |
Стиль | Готика ( раннеанглийская , украшенная и перпендикулярная ) |
Годы постройки | 1176 – ок. 1490 , [1] [2] |
Технические характеристики | |
Длина | 126,5 м (415 футов) [3] |
Ширина | 20 м (66 футов) [3] |
Ширина поперек трансептов | 47 м (154 фута) [3] |
нефа Высота | 20,5 м (67 футов) [3] |
Количество башен | 3 |
Высота башни | |
Колокола | 10 |
Администрация | |
Провинция | Кентербери |
епархия | Бат и Уэллс (с г. 909 ) |
Духовенство | |
Епископ(ы) | Майкл Бисли |
Дин | Тоби Райт |
Регент | Мэри Байд (исполняющая обязанности) |
Канцлер | Меган Дафферн |
Архидиакон | Энн Гелл ( Уэллс ) |
Миряне | |
Органист(ы) | Александр Гамильтон (Действующий) [4] |
Уэллсский собор — англиканский собор в Уэллсе, Сомерсет , Англия, посвященный апостолу Андрею Первозванному . Это резиденция епископа Бата и Уэллса , чья кафедра является материнской церковью епархии Бата и Уэллса . Построенный как римско-католический собор примерно в 1175 году на месте более ранней церкви, находившейся на этом месте с 705 года, он стал англиканским собором, когда король Генрих VIII отделился от Рима. Он средних размеров для английского собора.
Его готическая архитектура в основном вдохновлена ранним английским стилем конца XII - начала XIII веков, в котором отсутствуют романские работы, которые сохранились во многих других соборах. Строительство началось около 1175 года в восточной части с хора . Историк архитектуры Джон Харви считает это первым по-настоящему готическим сооружением в Европе, преодолевающим последние ограничения романского стиля. Каменная кладка остроконечных аркад и рифленых опор украшена ярко выраженной лепниной и резными капителями в лиственном стиле «жестких листьев». В восточной части сохранилось много средневековых витражей . В отличие от многих соборов монашеского фундамента, в Уэллсе есть много сохранившихся светских зданий, связанных с его главой светских канонов , в том числе Епископский дворец и жилой дом викариев 15-го века . Это здание является памятником архитектуры I степени .
История
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Самые ранние остатки здания на этом месте относятся к позднеримскому мавзолею , обнаруженному во время раскопок в 1980 году. [5] [6] Церковь аббатства была построена в Уэллсе в 705 году Альдхельмом , первым епископом недавно созданной епархии Шерборна во время правления короля Уэссекса Ине . [7] [8] Он был посвящен святому Андрею собора и стоял на месте клуатров , где можно увидеть некоторые раскопанные останки. Купель принадлежит этой церкви и является самой старой частью собора в южном трансепте нынешнего здания. [9] [10] В 766 году Киневульф , король Уэссекса , подписал хартию, наделяющую церковь одиннадцатью гинями земли. [а] [12] [13] В 909 году резиденция епархии была перенесена из Шерборна в Уэллс. [5]
Первым епископом Уэллса был Ательм (909 г.), который короновал короля Этельстана . Ательм и его племянник Дунстан стали архиепископами Кентерберийскими . [7] В этот период был создан хор мальчиков для пения литургии . Уэллсской соборной школы , которая была создана для обучения этих мальчиков-певчих. К этому моменту датируется основание [14] После завоевания нормандского Джон де Виллула в 1090 году перенес резиденцию епископа из Уэллса в Бат. [15] Церковь в Уэллсе, уже не собор, имела коллегию светского духовенства . [15]
Место епископа
[ редактировать ]Считается, что строительство собора было задумано и начато примерно в 1175 году Реджинальдом Фитцем Джоселином . [16] [17] [18] Хотя ее размеры указывали на то, что церковь планировалась как кафедральный собор епархии, [15] резиденция епископа переместилась между Уэллсом и аббатствами Гластонбери и Бат , прежде чем обосноваться в Уэллсе. В 1197 году преемник Реджинальда, Саварик Фитц-Гелдевин , с одобрения Папы Селестины III официально перенес свою резиденцию в аббатство Гластонбери. Титул епископа Бата и Гластонбери использовался до тех пор, пока в 1219 году от претензий на Гластонбери не отказались. [19]
Преемник Саварика, Джоселин Уэллсский , перенес резиденцию епископа в Батское аббатство с титулом епископа Батского. [20] Джоселин продолжил строительную кампанию, начатую Реджинальдом, и отвечал за епископский дворец, школу певчих , гимназию , больницу для путешественников и часовню. Он также построил усадьбу в Вуки , недалеко от Уэллса. [21] Джоселин видел освящение церкви в 1239 году, но, несмотря на активное лоббирование Папы со стороны представителей Джоселина в Риме, он не дожил до предоставления статуса собора. Задержка могла быть результатом бездействия Пандульфа Верраччо , римского церковного политика, папского легата в Англии и епископа Нориджа , которого Папа просил расследовать ситуацию, но он не ответил. [22] Джоселин умер в Уэллсе 19 ноября 1242 года и был похоронен в хоре собора; [20] [21] [23] мемориальная латунь на его могиле - одна из самых ранних латуней в Англии. [21] После его смерти монахи Бата безуспешно пытались восстановить власть над Уэллсом. [24]
В 1245 году продолжающийся спор о титуле епископа был разрешен постановлением Папы Иннокентия IV , который установил титул «Епископ Бата и Уэллса», которым он и остается до сих пор, с Уэллсом в качестве главной резиденции. епископ. [25] С 11-го века в церкви было отделение светского духовенства, как и в соборах Чичестера , Херефорда , Линкольна и Йорка . Капитул был наделен 22 пребендами (землями, из которых черпали деньги) и ректором для управления ими. После приобретения статуса собора, как и другие подобные соборы, у него было четыре главных священнослужителя: декан , регент , канцлер и ризничий , которые несли ответственность за духовную и материальную заботу о соборе. [26]
Строительство собора
[ редактировать ]Программа строительства, начатая Реджинальдом Фитцем Джоселином, епископом XII века, продолжалась при Джоселине Уэллсском, который был каноником с 1200 года и епископом с 1206 года. Адам Локк был мастером-каменщиком примерно с 1192 по 1230 год. [27] Он был спроектирован в новом стиле со стрельчатыми арками, позже известном как готика , который был введен примерно в то же время в Кентерберийском соборе . [28] Работы были остановлены между 1209 и 1213 годами, когда король Джон был отлучен от церкви , а Джоселин находился в изгнании; [29] основные части церкви были готовы к моменту освящения Джоселином в 1239 году. [15]
К тому времени, когда в 1306 году собор, включая дом капитула , был закончен, [30] он был уже слишком мал для развивающейся литургии и не мог вместить все более грандиозные шествия духовенства. Джон Дроксфорд начал новый этап строительства под руководством мастера-каменщика Томаса Уитни. [30] восьмигранная часовня Леди . в ходе которого к 1326 году центральная башня была повышена, а в восточной части была добавлена [31] Ральф Шрусбери последовал за ним, продолжая расширение хора и ретрохора на восток. Он курировал строительство прихода викария и зала викария, чтобы дать людям, нанятым петь в хоре, безопасное место для жизни и обеда, вдали от города и его искушений. [32] У него были непростые отношения с жителями Уэллса, отчасти из-за введения налогов. [32] и окружил свой дворец зубчатыми стенами, рвом и разводным мостом. [33] [34]
Джон Харуэлл собрал деньги на завершение западного фасада Уильямом Винфордом , который был назначен мастером-каменщиком в 1365 году. Один из выдающихся мастеров-каменщиков своего времени, Винфорд работал на короля в Виндзоре , Винчестерском соборе и Новом колледже Оксфорда . [35] В Уэллсе он спроектировал западные башни, северо-западная часть которых была построена только в следующем столетии. [36] центральные опоры перехода В 14 веке было обнаружено, что опускаются под тяжестью башни перехода, поврежденной землетрясением в предыдущем столетии. [37] Арки-фильтры , иногда называемые ножничными арками, были вставлены мастером-каменщиком Уильямом Джоем , чтобы скрепить и стабилизировать опоры как единое целое. [37] [38]
Тюдоры и гражданская война
[ редактировать ]Ко времени правления Генриха VII собор был завершен и выглядел так же, как сегодня. С 1508 по 1546 год итальянский -гуманист ученый Полидор Вергилий был представителем капитула в Лондоне и подарил набор драпировок для хора собора. [39] [40] Хотя Уэллс пережил роспуск монастырей лучше, чем соборы монашеского основания, упразднение часовен в 1547 году привело к сокращению его доходов. Средневековые медные изделия были проданы, а кафедру . установили в нефе впервые [41] Между 1551 и 1568 годами, за два периода работы деканом, Уильям Тернер основал сад трав , который воссоздавался в период с 2003 по 2010 год. [42] [43]
Елизавета I дала капитулу и хору викариев новый устав в 1591 году, создав новый руководящий орган, состоящий из декана и восьми постоянных каноников с контролем над церковными имениями и полномочиями по его делам. Однако выбор декана перешел в ведение Короны . [44] принесенная Хартией, закончилась Гражданской войной и казнью Карла I. Стабильность , Местные бои повредили каменную кладку, мебель и окна собора. Декан, Уолтер Рэли , был помещен под домашний арест после захвата Бриджуотера парламентариями в 1645 году, сначала в доме приходского священника в Чедзое , а затем в деканате в Уэллсе. [45] Его тюремщик, сапожник и городской констебль Дэвид Барретт поймал его за написанием письма жене. Когда он отказался сдать его, Барретт ударил его мечом, и он умер шесть недель спустя, 10 октября 1646 года. [46] Его похоронили в безымянной могиле в хоре перед деканатом. [47] Во времена Содружества Англии при Оливере Кромвеле декан не был назначен, и собор пришел в упадок. Епископ ушел в отставку, а некоторым священнослужителям пришлось выполнять черную работу. [48]
1660–1800
[ редактировать ]В 1661 году, после того как Карл II был восстановлен на престоле , Роберт Крейтон , королевский капеллан в изгнании, был назначен деканом и был епископом в течение двух лет до своей смерти в 1672 году. [49] Его медный аналой , поданный в знак благодарения, находится в соборе. Он пожертвовал западное окно нефа за 140 фунтов стерлингов. После назначения Крейтона епископом пост декана перешел к Ральфу Батерсту . [50] Во время правления Батерста собор был восстановлен, но во время Монмутского восстания 1685 года солдаты-повстанцы нанесли ущерб западному фронту, сорвали свинец с крыши, чтобы сделать пули, разбили окна, разбили орган и мебель и какое-то время держали своих лошадей в конюшне. неф. [51]
Восстановление началось при Томасе Кене , назначенном Короной в 1685 году и прослужившем до 1691 года. [52] Его преемник, Ричард Киддер , погиб во время Великой бури 1703 года, когда две дымовые трубы дворца упали на него и его жену, когда они спали в постели. [53] [54]
Викторианская эпоха в настоящее время
[ редактировать ]К середине 19 века масштабная программа реставрации потребовалась . При Дине Гуденафе памятники были перенесены в монастыри, а оставшаяся средневековая краска и побелка были удалены в ходе операции, известной как «великая царапина». [55] Энтони Сальвин взял на себя масштабную реставрацию хора. Деревянные галереи, установленные в 16 веке, были удалены, а ларьки получили каменные навесы и помещены дальше в линию аркады. Средневековая каменная ширма кафедры была расширена в центре для поддержки нового органа. [56]
В 1933 году была создана организация «Друзья собора Уэллса» для поддержки главы собора, поддержания сообщества собора и помощи в сохранении и улучшении зданий. [57] В конце 20 века была реализована обширная программа реставрации, особенно западного фасада. [58] [59] В 1969 году большой кусок камня упал со статуи возле главного входа, что положило начало инициативе по восстановлению западного фасада. [59] Исследования каменной кладки и методов консервации были проведены под руководством архитектора собора Альбана Д.Р. Каро , и был сформирован комитет по реставрации. [60] Консервация проводилась в период с 1974 по 1986 год путем промывки водой и раствором извести , заполнения щелей и поврежденных поверхностей мягким раствором для предотвращения попадания воды и стабилизации статуй, которые разрушались из-за коррозии металлических дюбелей. Поверхности были окрашены тонким слоем раствора и силана , чтобы противостоять дальнейшей эрозии и воздействию загрязняющих веществ. [59] [60]
Витраж в настоящее время находится на реставрации, и реализуется программа по сохранению большого окна Джесси-Три 14-го века в восточном конце хора. [61] [62]
В январе 2014 года в рамках кинофестиваля в Бате в соборе состоялся показ фильма Мартина Скорсезе « Последнее искушение Христа» . Это подверглось критике со стороны членов общины, но церковь отстояла свое решение. [63] [64] современная скульптура Энтони Гормли . В 2021 году на временном постаменте возле собора была открыта [65]
Министерство
[ редактировать ]С 13 века Уэллсский собор был резиденцией епископа Бата и Уэллса . Его руководящий орган, капитул , состоит из пяти священнослужителей (декана, регента, канонического канцлера, канонического казначея и архидьякона Уэллса) и четырех мирских членов: администратора (главного исполнительного директора), хранителя Фабрик, смотритель поместья и председатель соборного цехового и общественного питания. [66] Нынешним епископом Бата и Уэллса является Питер Хэнкок , который был поставлен в 2014 году. [67] Джон Дэвис является деканом Уэллса с 2016 года. [68] а Энн Гелл является архидиаконом Уэллса и епархиального каноника с 2017 года. [69] В штат входят органист и хормейстер, главный архивариус Верже, библиотекарь и сотрудники магазина, кафе и ресторана. [70] Отделение консультируют такие специалисты, как архитекторы, археологи и финансовые аналитики. [66]
Ежегодно проводится более тысячи служб. Ежедневно совершаются утреня , Святое Причастие и хоровое вечерне. [71] а также крупные христианские праздники, такие как Рождество, Пасха, Пятидесятница и дни святых . [72] Собор используется для крещений, свадеб и похорон тех, кто с ним тесно связан. [73] Ежегодно службы посещают около 150 000 человек, а еще 300 000 посещают в качестве туристов. [74] [75]
Три воскресных службы в школьные годы проводятся постоянным хором, а хоровые службы поются по будням. Собор принимает приглашенных хоров и проводит информационно-просветительскую работу с местными школами в рамках проекта по работе с хористами. [76] Это также место проведения музыкальных мероприятий, таких как ежегодный концерт Сомерсетского камерного хора . [77]
Архитектура
[ редактировать ]Даты, стили и архитекторы
[ редактировать ]Строительство собора началось примерно в 1175 году по проекту неизвестного мастера-каменщика. Уэллс — первый собор в Англии, построенный с самого начала в готическом стиле. По словам историка искусства Джона Харви , это первый по-настоящему готический собор в мире, его архитекторы полностью отказались от всех особенностей, которые связывали современный восточный конец Кентерберийского собора и более ранние здания Франции. [78] В Уэллсе сгруппированы опоры, а не колонны, и есть галерея одинаковых остроконечных арок. Стиль с его простыми стрельчатыми арками без узоров и замысловатой лепниной известен как ранняя английская готика . [79]
Примерно с 1192 по 1230 год Адам Лок, первый мастер-каменщик в Уэллсе, имя которого известно, продолжал строительство трансепта и нефа так же, как и его предшественник. Лок также был строителем северного крыльца по собственному проекту. [27]
Раннеанглийский западный фронт был начат около 1230 года Томасом Норрисом, строительство и скульптура продолжались в течение тридцати лет. [27] Его юго-западная башня была начата 100 лет спустя и построена между 1365 и 1395 годами, а северо-западная башня - между 1425 и 1435 годами. [80] Оба были построены в перпендикулярном готическом стиле по проекту Уильяма Винфорда. [27] который также украсил многие ранние английские стрельчатые окна собора изящным узором . [36]
Подвал и дом капитула были построены неизвестными архитекторами между 1275 и 1310 годами, подвал - в раннем английском языке, а дом капитула - в геометрическом стиле украшенной готической архитектуры. Примерно в 1310 году начались работы над Часовней Леди по проекту Томаса Уитни , который также построил центральную башню с 1315 по 1322 год в украшенном готическом стиле. [27] Позже Уильям Джой скрепил башню изнутри арками. [27] Одновременно с этой работой в 1329–1345 годах Джой внес изменения и расширения в хор, присоединив его к Часовне Леди с ретрохором, последний в стиле «Плывущий декор» . [27] Более поздние изменения включают перпендикулярный свод башни и строительство Шугарской часовни в 1475–1490 годах Уильямом Смитом . В период с 1842 по 1857 год хор и кафедра были отремонтированы в стиле готического возрождения Бенджамином Ферри и Энтони Сальвином. [27]
План
[ редактировать ]Уэллс имеет длину 415 футов (126 м). Он имеет отчетливо английское расположение двух трансептов, при этом корпус церкви разделен на отдельные части: неф, хор и ретро-хор, за которым простирается часовня Леди. [81] Фасад широкий, башни с обеих сторон выходят за пределы трансептов. [82] На северной стороне нефа имеется выступающее крыльцо, образующее вход в собор. [83] На северо-востоке находится восьмиугольный дом капитула, в который можно попасть из северного хорового прохода через проход и лестницу. К югу от нефа находится большой монастырь, необычный тем, что северный хребет, прилегающий к собору, никогда не был построен. [84]
Высота
[ редактировать ]Собор имеет устройство центрального нефа с приделами с каждой стороны, разделенных двумя аркадами . Возвышение состоит из трех этапов: аркады, трифориевой галереи и фонаря . [83] Неф имеет высоту 67 футов (20 м). [85] Он имеет горизонтальный акцент, вызванный тем, что трифорий имеет ряд одинаковых узких отверстий, в которых отсутствуют четко выраженные ниши. Трифорий отделен от аркады единственной горизонтальной струнной полосой , непрерывно проходящей по всей длине нефа. Вертикальных линий, соединяющих три ступени, нет, поскольку валы, поддерживающие свод, возвышаются над трифорием. [83]
Экстерьер
[ редактировать ]Внешний вид Уэллсского собора выполнен в стиле ранней английской готики . [86] Более поздние изменения в перпендикулярном стиле были внесены путем заполнения раннеанглийских стрельчатых окон простым узором, строительства парапета , окружающего крышу, и добавления вершин, обрамляющих каждый фронтон , подобных тем, что расположены вокруг дома капитула и на западном фасаде. . [83] В восточном конце наблюдается увеличение количества узоров с повторяющимися мотивами в сетчатом стиле, что является промежуточным этапом между геометрическим и струящимся декорированным узором. [87]
Западный фронт
[ редактировать ]Западный фронт имеет высоту 100 футов (30 м) и ширину 147 футов (45 м). [88] и построен из нижнего оолита среднего юрского периода, добытого из каменоломни Дултинг , примерно в 8 милях (13 км) к востоку. [89] Он имеет парные башни в конце каждого нефа, обрамляющие неф и скрывающие размеры и профиль здания. [82] Он поднимается в три этапа, каждый из которых определяется горизонтальным курсом. Этому горизонтальному акценту противодействуют шесть выступающих контрфорсов, определяющих поперечные подразделения нефа, проходов и башен. В каждом из них есть ниши с балдахином, в которых установлены самые большие статуи на фасаде. [90] Третьи очереди фланговых башен были построены в перпендикулярном стиле конца 14 века по проекту Уильяма Винфорда; северо-запад был начат примерно до 1425 года. [27]
На самом нижнем уровне фасада находится простое основание, контрастирующее с возвышающимися над ним богато украшенными аркадами и стабилизирующее их. [90] База пронизана тремя дверями. Две внешние имеют домашние пропорции, а центральная дверь украшена центральным столбом, четырехлистником и тонкой лепниной арки. [82] Над подвалом возвышаются два этажа, украшенные четырехлистниками и нишами, первоначально вмещавшими около четырехсот статуй, триста из которых сохранились до середины 20 века. [82] С тех пор некоторые из них были восстановлены или заменены, в том числе разрушенная фигура Христа на фронтоне. [60]
Готовый продукт подвергался критике за отсутствие башен, а башни, вероятно, предназначались для того, чтобы нести шпили, которые так и не были построены. [83] Несмотря на отсутствие шпилей и вершин, историк архитектуры Банистер Флетчер описывает его как «высшее достижение английской готики такого типа фасада». [91]
Иконография западного фронта
[ редактировать ]Скульптуры на западном фасаде Уэллса включают в себя стоящие фигуры, сидящие фигуры, поясных ангелов и горельефные повествования. Многие фигуры выполнены в натуральную величину или больше. [82] Фигуры и многие архитектурные детали были окрашены в яркие цвета, а цветовая гамма была получена по хлопьям краски, все еще прилипшим к некоторым поверхностям. [82] Скульптуры занимают девять архитектурных зон, простирающихся горизонтально по всему западному фасаду и по бокам, а также по восточным обратным сторонам башен, выходящим за пределы нефов. Сильно выступающие контрфорсы имеют ряды ниш, в которых находятся многие из крупнейших фигур. Другие крупные фигуры, в том числе фигура Христа, занимают фронтон. Единственная фигура стоит в одной из двух более поздних ниш высоко на северной башне. [ нужна ссылка ]
По мнению археолога Чарльза Роберта Кокерелла , сторона фасада, расположенная к югу от центральной двери, является более священной, и схема разделена соответствующим образом. [92] В каждой нижней части ниш находилась стоящая фигура, из которых все, кроме четырех фигур на западном фронте, по две с каждой стороны, были уничтожены. Еще больше сохранилось на северной и восточной сторонах северной башни. Кокерелл предполагает, что те, что к югу от портала, представляли пророков и патриархов Ветхого Завета, а те, что к северу, представляли первых миссионеров в Британии, среди которых Августин Кентерберийский , Святой Бирин и Бенедикт Бископ можно идентифицировать по их атрибутам . [93] В другом месте над каждой парой стоящих фигур находится четырехлистник с рельефным ангелом в половину длины, некоторые из которых сохранились. [94] Между фронтонами ниш расположены четырехлистники, содержащие серию повествований из Библии, с историями Ветхого Завета на юге, над пророками и патриархами, и историями из Нового Завета на севере. [95]
Над курсом расположены фигуры, представляющие христианскую церковь в Британии, с духовными лордами, такими как епископы, аббаты, аббатисы и святые основатели монастырей на юге, в то время как короли, королевы и принцы занимают север. [96] Многие фигуры сохранились и были идентифицированы по различным признакам. Существует иерархия размеров: более значимые фигуры больше и занимают свои ниши, а не стоят. [97] Сразу под верхним слоем находится ряд небольших ниш, содержащих динамичные скульптуры мертвых, выходящих из своих могил в Судный день . Некоторых из умерших можно определить по коронам как членов королевской семьи, а других по митрам — как епископов. Некоторые выходят из могил с радостью и надеждой, другие – с отчаянием. [98]
В нишах самой нижней зоны фронтона находятся девять ангелов, из которых Кокерелл идентифицирует Михаила, Гавриила, Рафаила и Уриила. [99] В следующей зоне находятся более высокие фигуры двенадцати апостолов, некоторые из которых, например, Иоанн, Андрей и Варфоломей, легко узнаваемы по своим атрибутам. [100] В верхних нишах фронтона находилась фигура Христа-Судии в центре, с Девой Марией справа от него и Иоанном Крестителем слева. Все фигуры пострадали от иконоборчества . [100] В центральной нише была вырезана новая статуя Иисуса, но в двух боковых нишах теперь стоят херувимы . Христос и Дева Мария также представлены теперь безголовыми фигурами во время Коронации Богородицы в нише над центральным порталом. Поврежденная фигура Богородицы и Младенца Христа занимает четырехлистник в перемычке двери. [101]
Другие особенности
[ редактировать ]Центральная башня, вероятно, датируется началом 13 века. Он был существенно реконструирован в начале 14 века во время реконструкции восточной части, что потребовало внутреннего укрепления опор примерно десять лет спустя. В 14 веке башня получила деревянный и свинцовый шпиль, который сгорел в 1439 году. Затем внешний вид был переработан в перпендикулярном стиле и получил нынешние парапет и вершины. [15]
Северное крыльцо задумывалось как главный вход. [83] Внешне он прямоугольный с ровными боковыми стенками. Вход представляет собой крутоарочный портал, обрамленный карнизами из восьми валов с жесткостворчатыми капителями, каждый из которых окружен кольцевым карнизом средней высоты. Те, что слева, являются фигуративными и содержат изображения, изображающие мученическую смерть святого Эдмунда Мученика . [83] Стены украшены глубокими нишами, обрамленными узкими шахтами с капителями и кольцами, как у портала. Путь к северному крыльцу окружен четырьмя скульптурами из камня Пурбек, каждая работы Мэри Спенсер Уотсон , представляющими символы евангелистов . [102]
Монастыри были построены в конце 13 века и в значительной степени перестраивались с 1430 по 1508 год. [15] [27] Они имеют широкие проемы, разделенные стойками и фрамугами , и узор в перпендикулярном готическом стиле. Свод имеет лиернские ребра, образующие восьмиугольники в центре каждого отсека, причем стыки каждого ребра имеют декоративные выступы . [103] Восточный ряд двухэтажный, из которых верхний представляет собой библиотеку, построенную в 15 веке. [15]
Поскольку Уэллсский собор был скорее светским, чем монашеским, монастыри не были практической необходимостью. Объяснения их конструкции варьируются от процессийных до эстетических. [84] У монастырей нет северного хребта. часто использовался северный хребет, больше всего получавший пользу от зимнего солнечного света В монастырских монастырях в качестве скриптория . [104]
Интерьер
[ редактировать ]Хор, трансепт и неф
[ редактировать ]Каждая опора аркады украшена поверхностью из 24 тонких шахт в восьми группах по три, возвышающихся над капителями и образующих волнообразные карнизы арок. [85] Капители содержат стилизованную листву, известную как «жесткий лист». Оживленность контрастирует с формальностью лепных валов и гладкими сплошными участками тесаной кладки в перемычках. Каждая столица уникальна, а некоторые содержат небольшие фигурки, иллюстрирующие повествования. [85]
Свод нефа имеет четырехстороннюю форму. [83] Восточный конец хора был расширен, а верхняя часть доработана во второй четверти XIV века. [27] Свод имеет множество ребер сетчатой формы и может быть каменной копией местного типа разделенной деревянной крыши. [105]
До начала 14 века интерьер собора был выдержан в едином стиле. Между 1315 и 1322 годами центральная башня была повышена и увенчана шпилем, из-за чего поддерживающие ее опоры начали проявлять признаки напряжения. В 1338 году каменщик Уильям Джой использовал вставленные низкие арки, увенчанные перевернутыми арками таких же размеров, образуя структуры, похожие на ножницы. [106] Эти арки с трех сторон поддерживают опоры перехода, а самая восточная сторона защищена хоровым экраном. [107] Опорные арки известны как «арки Андреевского креста», в честь покровителя собора. [82]
Часовня Леди и ретрохор
[ редактировать ]Собор Уэллса имеет квадратную восточную часть от хора с нижней часовней Леди, выступающей на восточном конце. Часовня Леди , возможно, начиналась как отдельно стоящее сооружение в форме вытянутого восьмиугольника, но она была связана с восточным концом путем расширения хора и строительства второго трансепта или ретрохора к востоку от хора, вероятно, Уильямом Джоем. . [108] Часовня Леди имеет неправильный рисунок, поскольку часовня не симметрична. Главные ребра пересекаются дополнительными ненесущими, лиернскими ребрами , образующими звездчатый узор на вершине свода. Это одно из первых хранилищ Льерна в Англии. [108] Здесь пять больших окон, четыре из которых заполнены фрагментами средневекового стекла. [108] Узор окон выполнен в стиле, известном как сетчатая готика, с узором одной повторяющейся формы, в данном случае трилистником, придающим «сетчатый» или сетчатый вид. [108]
Ретрохор простирается через восточную часть хора и до восточных трансептов. В центре свод поддерживается конструкцией из наклонных опор. Два из них завершают восьмиугольную форму Часовни Леди. [109] К опорам прикреплены мраморные валы. Окна ретрохора выполнены в сетчатом стиле, как и в Часовне Леди, но полностью украшены плавным декором: ажурные карнизы образуют стрельчатые изгибы. [108]
Дом главы
[ редактировать ]Строительство капитула было начато в конце 13 века и построено в два этапа и завершено около 1310 года. Это двухэтажное строение с главной комнатой, поднятой на подземном этаже . В него можно попасть по лестнице, которая разделяется и поворачивает: одна ветвь ведет через верхний этаж Цепных ворот к Дому викариев. Он восьмиугольный, с ребристым сводом, опирающимся на центральную колонну. Колонна окружена колоннами из мрамора Пурбек , возвышающимися до единой непрерывной волнистой лиственной капители из стилизованных дубовых листьев и желудей. Над молдингом пружины расположены 32 ребра сильного профиля, создающие эффект, напоминающий «большую пальму». [87] Окна большие, с узором с геометрическим декором, который начинает проявлять удлинение формы, и бликами при меньшем освещении, характерном для узора с плавным декором. Ажурные светильники все еще содержат древнее стекло. [87] Под окнами расположен 51 киоск, навесы которых оживлены резьбой, в том числе множеством голов, вырезанных в беззаботной манере. [87]
Искусство и сокровища
[ редактировать ]Витраж
[ редактировать ]Уэллсский собор содержит одну из самых значительных коллекций средневековых витражей в Англии. [110] Самое старое сохранившееся стекло датируется концом 13 века и находится в двух окнах на западной стороне лестницы капитула. Два окна в южном хоровом проходе — с 13.10 до 13.20. [1]
Часовня Леди имеет пять окон, четыре из которых датируются 1325–1330 годами и включают изображения местного святого Данстана. [1] [110] Восточное окно было восстановлено Томасом Виллементом в 1845 году. Остальные окна имеют целые навесы, но живописные части фрагментированы. [1]
Восточное окно хора представляет собой широкое семисветовое окно, датируемое 1340–1345 годами. Оно изображает Древо Иессея (родословная Христа) и демонстрирует использование серебряного окрашивания — новой техники, позволившей художнику прорисовывать детали. на стекле желтого и черного цвета. [111] Сочетание желтого и зеленого стекла и применение ярко-желтой морилки дали окну народное название «Золотое окно». [105] Он окружен двумя окнами с каждой стороны фонаря с большими фигурами святых, также датированными 1340–1345 годами. [112] В 2010 году была проведена крупная программа сохранения окна Джесси-Три. [62]
Панно в часовне Святой Екатерины приписывают Арнольду Неймегенскому и датируются примерно 1520 годом. [1] Они были приобретены из разрушенной церкви Сен-Жан, Руан , [110] последняя панель была куплена в 1953 году. [1] Большой тройной ланцет западного конца нефа был застеклен за счет Дина Крейтона за 140 фунтов стерлингов в 1664 году. Он был отремонтирован в 1813 году, а центральный свет был в значительной степени заменен на проект Арчибальда Кейтли Николсона в период с 1925 по 1931 год. Торцевые окна северного и южного трансепта работы Джеймса Пауэлла и сыновей были установлены в начале 20 века. [1]
Резьба
[ редактировать ]Большая часть каменной резьбы Уэллсского собора состоит из лиственных капителей в стиле жестких листьев. Они украшают опоры нефа, хора и трансептов. Хотя, возможно, на них повлияли резные листья аканта или листья виноградной лозы , их нелегко идентифицировать с каким-либо конкретным растением. [113] В трансептах и в направлении пересечения нефа капителей среди листьев имеется множество мелких фигурных резных фигурок. [105] [113] Резьба в стиле украшенной готики находится на восточном конце зданий. В здании капитула на 51 киоске вырезаны маленькие головы, многие из которых улыбаются или смеются. Большая сплошная капитель имеет волнистую форму в форме виноградной лозы. [114] В монастырях XV века свод украшают небольшие выступы. [115] [116] [117]
Мизерикорды датируются 1330–1340 годами. Возможно, они были вырезаны под руководством мастера-плотника Джона Строда, хотя его имя не упоминается до 1341 года. Ему помогал квартал Варфоломея, документально подтвержденный с 1343 года. [118] Первоначально их было 90, из которых сохранилось 65. [119] Шестьдесят один установлен в хоре, три выставлены в соборе, а один хранится в Музее Виктории и Альберта . [118]
Новые киоски были заказаны, когда в начале 14 века был расширен восточный конец хора. Каноники пожаловались, что они взяли на себя расходы по восстановлению, и приказали священнослужителям-пребендарам платить за свои собственные киоски. Когда в 1339 году открылся недавно отремонтированный хор, многие мизерикорды остались незавершенными, в том числе одна пятая из уцелевших 65. Многие священнослужители не заплатили, поскольку их призвали внести 200 фунтов стерлингов. Мизерикорды сохранились лучше, чем другие секции партера, у которых во время протестантской Реформации срубили навесы и встроили над ними галереи. Мебель для хора была переставлена в 1848 году, и в реконструированных партерах повторно использовался 61 мизерикорд. [118]
Ни одна из резных фигурок мизерикорда не основана непосредственно на библейской истории. [120] и не имеют доминирующей темы. Единственными объединяющими элементами являются медальоны на каждой стороне живописного предмета, на которых изображена искусно вырезанная листва, стилизованная в более поздней декорированной манере. [118] [120] Двадцать семь резных фигурок изображают животных. [118]
Арматура и памятники
[ редактировать ]Круглая купель в южном трансепте взята из бывшего саксонского собора и имеет аркаду из круглых арок на круглом постаменте . Крышка купели изготовлена в 1635 году и украшена головами путти . Часовня Святого Мартина — памятник каждому жителю Сомерсета, павшему в Первой мировой войне. [121] Епископский трон датируется 1340 годом и имеет наклонный фасад, обшитый панелями, и каменный дверной проем, а над ним - глубокий наклоненный купол с выступающими выступами, с трехступенчатыми нишами для статуй и вершинами. Трон был восстановлен Энтони Сальвином около 1850 года. [1] Медный . кафедра в часовне Леди датируется 1661 годом и имеет лепную подставку и лиственный герб [86] В часовне северного трансепта находится дубовая ширма 17-го века с колоннами, ранее использовавшимися в коровниках, с ремесленными ионическими капителями и карнизом, установленными над сундуком-гробницей Джона Годели . Напротив трона находится восьмиугольная кафедра XIX века на сводчатом основании с панелями по бокам, поднимающаяся от северного нефа. [ нужна ссылка ]
Памятники и гробницы включают Гизу , Уильяма Биттона , Уильяма Марча , Томаса Бекингтона , Джона Ганторпа , Джона Стилла , Роберта Крейтона , Джорджа Хупера и Артура Харви . [122]
Часы
[ редактировать ]В северном трансепте находятся часы Уэллсского собора , астрономические часы примерно 1325 года, предположительно принадлежавшие Питеру Лайтфуту, монаху из Гластонбери. [123] Его механизм, датированный 1386–1392 годами, был заменен в 19 веке, а оригинал перевезен в Музей науки в Лондоне, где он работает до сих пор. Это вторые старейшие сохранившиеся часы в Англии после часов Солсберийского собора . [124]
Часы имеют оригинальный средневековый циферблат. Помимо времени на 24-часовом циферблате, он показывает движение Солнца и Луны, фазы Луны и время, прошедшее с момента последнего новолуния. Астрономический циферблат представляет собой геоцентрическую или докоперниканскую картину: Солнце и Луна вращаются вокруг центральной неподвижной Земли. [31] В четвертаки звонит четвертной валет , небольшой автомат, известный как Джек Бландиферс, который ударяет в два колокольчика молотками и в два — пятками. [125] При бое часов . над циферблатом появляются рыцари-рыцари [126]
На внешней стене трансепта, напротив Зала викариев, находится второй циферблат тех же часов, установленный чуть более чем через семьдесят лет после внутренних часов и приводимый в движение тем же механизмом. На втором циферблате изображены двухчетвертные валеты (отбивающие четверть часа) в виде рыцарей в доспехах. [127] В 2010 году официальный завод часов вышел из эксплуатации и был заменен электрическим механизмом. [128]
Музыка
[ редактировать ]Первое упоминание об органе в этой церкви датируется 1310 годом. Орган меньшего размера, вероятно, для часовни Леди, был установлен в 1415 году. В 1620 году был установлен орган, построенный Томасом Далламом , стоимостью 398 фунтов стерлингов 1 шиллинг 5 пенсов. [ нужна ссылка ] Орган 1620 года был уничтожен парламентскими солдатами в 1643 году. Орган, построенный в 1662 году, был увеличен в 1786 году и снова в 1855 году. В 1909–1910 годах орган был построен Харрисоном и Харрисоном из Дарема с сохранением частей старого органа. С тех пор его обслуживает одна и та же компания. [129] С 1996 года в соборе также появился переносной камерный орган шотландского производителя Lammermuir. Он регулярно используется для сопровождения исполнения музыки Тюдоров и барокко . [130] Первым зарегистрированным органистом Уэллса был Вальтер Багеле (или Вагелер) в 1416 году. [131] С тех пор должность органиста или помощника органиста заняли более 60 человек. [132] [133]
С 909 года в Уэллсе существует хор мальчиков-певчих. [134] Хор викариев был сформирован в XII веке, и литургию исполнял традиционный соборный хор мужчин и мальчиков до формирования дополнительного хора девочек в 1994 году. Мальчики и девочки поют попеременно с хора викариев и получают образование в Уэллсе. Кафедральная школа. [135] В состав хора викариев входят двенадцать человек. С 1348 года Коллегия викариев имела собственное помещение в четырехугольнике, переоборудованном в начале 15 века в Квартал викария. Хор викариев обычно выступает с хористами, за исключением среды, когда они поют одни, что позволяет им представить другой репертуар, в частности простую песню . [136]
Камерный хор Уэллсского собора — это смешанный хор взрослых из 25 человек, образованный в 1986 году для пения на полуночной службе в канун Рождества и приглашенный петь на нескольких других специальных службах. Сейчас он поет около 30 служб в год, когда Соборный хор находится на каникулах или в туре, и одну неделю в году проводит, исполняя в качестве «резидентного хора» в другом соборе. Хотя в основном репертуар хора литургический, он включает в себя и другие формы музыки, а также выступления на таких мероприятиях, как свадьбы и похороны. [137] В соборе также находится Общество оратории Уэллсского собора, основанное в 1896 году. [138] [139] Общество, насчитывающее около 160 голосов, дает три концерта в год. [140] [141]
Колокола
[ редактировать ]Колокола Уэллсского собора — самый тяжелый из десяти колоколов в мире. [142] тенор-колокол (10-й и самый большой), известный как Харуэлл, весом 56,25 центнера (2858 кг ). [143] Их подвешивают для кругового звона в английском стиле переменного звона . Эти колокола сейчас висят в юго-западной башне, хотя некоторые изначально висели в центральной башне. [144]
Число | Имя | Дата | Создатель | Масса | ||
---|---|---|---|---|---|---|
долгая мера | фунт | кг | ||||
1-й | 1891 | Мирс и Стейнбанк | 7 длинных центнеров 3 четверти 12 фунтов | 880 | 399 | |
2-й | 1891 | Мирс и Стейнбанк | 9 длинных центнеров 0 квартеров 2 фунта | 1,010 | 458 | |
3-й | 1757 | Абель Рудхолл | 10 длинных центнеров 0 квартеров 0 фунтов | 1,120 | 508 | |
4-й | 1757 | Абель Рудхолл | 10 длинных центнеров 3 четверти 0 фунтов | 1,204 | 546 | |
5-е место | 1757 | Абель Рудхолл | 12 длинных центнеров 2 четверти 0 фунтов | 1,400 | 635 | |
6-е место | 1964 | Мирс и Стейнбанк | 15 длинных центнеров 1 квартал 14 фунтов | 1,722 | 781 | |
7-е место | 1757 | Абель Рудхолл | 20 длинных центнеров 0 квартеров 0 фунтов | 2,240 | 1,016 | |
8-е место | 1757 | Абель Рудхолл | 23 длинных центнера 0 квартеров 0 фунтов | 2,576 | 1,168 | |
9-е место | 1877 | Джон Тейлор и компания | 32 длинных центнера 0 квартеров 0 фунтов | 3,584 | 1,626 | |
10-е место | Харуэлл | 1877 | Джон Тейлор и компания | 56 длинных центнеров 1 квартал 14 фунтов [145] | 6,314 | 2,864 |
Библиотека
[ редактировать ]Библиотека над восточным монастырем была построена между 1430 и 1508 годами. [27] Его коллекция состоит из трех частей: ранние документы, хранящиеся в Муниментной комнате; коллекция, датированная до 1800 года, размещенная в Цепной библиотеке ; и коллекция после 1800 года, размещенная в читальном зале. Более ранняя коллекция капитула была уничтожена во время Реформации , поэтому нынешняя библиотека состоит в основном из старопечатных книг, а не средневековых рукописей. Более ранние книги в Цепной библиотеке насчитывают 2800 томов и указывают на разнообразие интересов членов капитула собора от Реформации до 1800 года. Коллекция сосредоточена преимущественно на богословии, но есть тома по науке, медицине, исследованиям и языкам. Книги, представляющие особый интерес, включают Плиния « Естественную историю» , напечатанную в 1472 году, « Атлас мира» Авраама Ортелиуса , напечатанный в 1606 году, и набор сочинений Аристотеля , которые когда-то принадлежали Эразму . [146]
Три первых реестра декана и главы комиссаров по историческим рукописям - Liber Albus I (Белая книга; RI), Liber Albus II (R III) и Liber Ruber (Красная книга; R II, раздел i) - были опубликованы в 1907 году. [147] Они содержат картулярий владений собора, включая гранты земли начиная с 8-го века, акты декана и капитула, а также обзоры их поместий, в основном в Сомерсете. [148]
Участки
[ редактировать ]Рядом с собором находится большая лужайка под названием «Соборный зеленый» с тремя древними воротами: сторожкой Брауна , крыльцом без гроша и цепными воротами. На зеленой территории находится Старый благочинный дом 12-го века , в значительной степени перестроенный в конце 15-го века Дином Ганторпом и реконструированный Дином Батерстом в конце 17-го века. Сейчас он используется как епархиальный офис. [149] К югу от собора находится обнесенный рвом Епископский дворец, строительство которого было начато около 1210 года Джоселином Уэллсским, но датируется в основном 1230-ми годами. В 15 веке Томас Бекингтон пристроил северное крыло, ныне резиденцию епископа. [150] [151] Он был восстановлен и расширен Бенджамином Ферри между 1846 и 1854 годами. [150]
К северу от собора, соединенного с ним Цепными воротами, находится улица Викариев, спроектированная в 14 веке и утверждающая, что она является старейшей чисто жилой улицей в Европе, на которой сохранились все оригинальные здания, кроме одного. [121] [152] Ближайшие здания включают Зал викариев и ворота в южном конце, а также часовню и библиотеку викариев в северном конце. [153] [154] Свобода Святого Андрея была свободой и приходом. [155] который охватывал собор и окружающие его земли, тесно связанные с ним. [ нужна ссылка ]
В искусстве и популярной культуре
[ редактировать ]Английский художник Дж. М. У. Тернер посетил Уэллс в 1795 году, сделав зарисовки территории и акварель западного фасада, которая сейчас находится в галерее Тейт . [156] Другими художниками, чьи картины собора находятся в национальных коллекциях, являются Альберт Гудвин , [157] Джон Сайер [158] и Кен Ховард . [159]
Отчет о повреждении собора во время восстания в Монмуте включен в исторический роман Артура Конан Дойла 1889 года « Мика Кларк » . [160] Собор вдохновил Кена Фоллетта » 1989 года на создание романа «Столпы Земли , а его измененная центральная башня была показана как вымышленный Кингсбриджский собор в конце телеадаптации этого романа 2010 года. [161] Интерьер собора использовался для съемок эпизода Доктора Кто 2007 года « Эксперимент Лазаря ». [162] [163] В соборе были декорации для сцен телесериала 2019–2020 годов «Испанская принцесса» . [164]
См. также
[ редактировать ]- Список готических соборов в Европе
- Ранняя готическая архитектура
- Английская готическая архитектура
- Готические соборы и церкви
- Английские готические витражи
- История средневековых арабских и западноевропейских куполов
Ссылки
[ редактировать ]Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ↑ Хид земли — это единица земли, достаточная для содержания семьи. Использование шкуры в « Книге судного дня» в качестве финансовой единицы показывает, что она была разной от округа к округу, но обычно ее площадь составляла около 120 «акров» (не по 120 акров каждый по 4840 квадратных ярдов, а в 120 раз больше, чем у команды из восьми человек). быки могли пахать за один день). [11]
- ^ Адаптировано по плану Георга Дехио.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Историческая Англия . «Собор Святого Андрея, Дом капитула и монастыри (1382901)» . Список национального наследия Англии . Проверено 5 января 2013 г.
- ^ «Уэллсский собор – Уэллс, Сомерсет» . Архивировано из оригинала 10 апреля 2021 года . Проверено 17 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Даты и размеры» (Word) . Уэллсский собор. Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 года.
- ^ «Органисты» . Уэллсский собор . Проверено 25 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Историческая Англия . «Уэллсский собор (196971)» . Записи исследований (ранее PastScape) . Проверено 4 сентября 2011 г.
- ^ Адкинс 1992 , стр. 118–119.
- ^ Jump up to: а б «История и архитектура Уэллсского собора в Сомерсете, Часть 1» . Британия. Архивировано из оригинала 4 июля 2013 года . Проверено 11 июля 2013 г.
- ^ Молден 1947 , с. 27.
- ^ Пепин 2004 , с. 141.
- ^ «Хронологическая история» . Уэллсский собор. Архивировано из оригинала 1 апреля 2014 года . Проверено 15 февраля 2014 г.
- ^ «Глоссарий» . Книга Судного дня онлайн. Архивировано из оригинала 5 февраля 2014 года . Проверено 15 февраля 2014 г.
- ^ Лапидж, Майкл; Блэр, Джон; Кейнс, Саймон; Скрэгг, Дональд (2 октября 2013 г.). "Скрывать" . Энциклопедия англосаксонской Англии Уайли Блэквелла . Джон Уайли и сыновья. стр. 243–44. ISBN 978-1-118-31609-2 . Архивировано из оригинала 26 июня 2014 года.
- ^ «Уэллсский собор» . Рекорд исторической окружающей среды Сомерсета . Совет графства Сомерсет . Архивировано из оригинала 3 октября 2016 года . Проверено 4 сентября 2011 г.
- ^ «История» . Уэллсская соборная школа. Архивировано из оригинала 2 апреля 2013 года . Проверено 2 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Таттон-Браун и Крук 2002 , стр. 74–76.
- ^ Харви 1987 , с. 57.
- ^ Повике 1961 , с. 251.
- ^ Мэтьюз 2005 , с. 13.
- ^ Брук 1976 , стр. 184–185.
- ^ Jump up to: а б Гринуэй, Диана Э. (2001). «Епископы» . Fasti Ecclesiae Anglicanae 1066–1300: том 7: Бат и Уэллс . Институт исторических исследований. Архивировано из оригинала 19 сентября 2013 года . Проверено 10 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Даннинг, Роберт (2004). «Уэллс, Джоселин (ум. 1242)» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/14831 . Проверено 15 ноября 2007 г. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Колчестер 1987 , с. 15.
- ^ Фрид 1986 , стр. 228.
- ^ Робинсон 1916 , с. 161.
- ^ Даннинг 2001 , с. 41.
- ^ Подмор, Колин (июль 2008 г.). «Глава 5: Соборы Старого Фонда» (PDF) . Епархии и епископские кафедры в Англии (PDF) . Англиканская церковь. Архивировано из оригинала (PDF) 8 марта 2016 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Харви 1987 , с. 163.
- ^ Харви 1987 , стр. 57–58.
- ^ Рид 1963 , стр. 40–41.
- ^ Jump up to: а б «Уэллсский собор» . Священные места. Архивировано из оригинала 15 февраля 2013 года . Проверено 3 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Уэллсский собор» . Остров Альбион. Архивировано из оригинала 7 апреля 2013 года . Проверено 3 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Краеведческая история» . Уэллс, Великобритания. Архивировано из оригинала 24 декабря 2007 года . Проверено 10 февраля 2008 г.
- ^ Коулсон, Чарльз (1982). «Иерархизм в монастырских зубцах» (PDF) . Средневековая археология . 26 . Общество средневековой археологии: 69–100. дои : 10.1080/00766097.1982.11735438 . Проверено 24 февраля 2013 г. ( требуется регистрация )
- ^ «Хронология Дворца епископа» (PDF) . Епископский дворец. Архивировано из оригинала (PDF) 2 декабря 2013 года . Проверено 24 февраля 2013 г.
- ^ Харви 1987 , с. 352.
- ^ Jump up to: а б Уэйд 1926 , с. 257.
- ^ Jump up to: а б «Соборы Британии» . Би-би-си. Архивировано из оригинала 6 сентября 2011 года . Проверено 4 сентября 2011 г.
- ^ «Уэллсский собор» . Времяссылка. Архивировано из оригинала 17 февраля 2008 года . Проверено 10 февраля 2008 г.
- ^ Хэй 1952 , стр. 8–20.
- ^ Харрис, Оливер (2006). «Гардины Полидора Вергилия в холле Уэллсского собора». Сомерсетская археология и местная история . 149 : 71–77.
- ^ «Реформация» . Уэллсский собор. Архивировано из оригинала 6 августа 2011 года . Проверено 2 сентября 2011 г.
- ^ Епархия Бата и Уэллса (2013 г.). «Старый благочинный сад, Уэллс» . olddeanerygarden.org.uk . Архивировано из оригинала 26 июля 2013 года . Проверено 23 ноября 2013 г.
- ^ Адлер, Марк (май 2010 г.). «Призрак древнего мира». Мендип Таймс . стр. 36–37.
- ^ Пейдж, Уильям, изд. (1911). «Колледжи: Уэллсский собор» . История графства Сомерсет: Том 2 . Институт исторических исследований. Архивировано из оригинала 9 февраля 2013 года . Проверено 3 января 2013 г.
- ^ Маршан, ЕС (январь 2008 г.). «Рэйли, Уолтер (1586–1646) декан Уэллса» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/23040 . Проверено 15 ноября 2007 г. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ «Голливуд пародирует реальную драму Уэллса» . Би-би-си. 24 октября 2010 г. Архивировано из оригинала 11 ноября 2012 г. Проверено 10 февраля 2008 г.
- ^ Марчант, Эдгар Кардью (1896). Ли, Сидни (ред.). Словарь национальной биографии . Том. 47. Лондон: Smith, Elder & Co., стр. 206–207. . В
- ^ «Разрушения и катастрофы» . Уэллсский собор. Архивировано из оригинала 6 августа 2011 года . Проверено 2 сентября 2011 г.
- ^ Лемберг 1996 , стр. 55.
- ^ Хопкинс 2005 , с. 161.
- ^ «Восстание в Монмуте и кровавая ассиза» . Совет графства Сомерсет . Архивировано из оригинала 29 августа 2007 года . Проверено 11 февраля 2008 г.
- ^ Оллард, СЛ (1912). «Неприсяжные» . В Олларде, СЛ; Кросс, Гордон (ред.). Словарь английской церковной истории . Моубрей и Ко.
- ^ «Ричард Киддер (1633–1703), епископ Бата и Уэллса (1691–1703)» . Арт Великобритании . Архивировано из оригинала 14 марта 2016 года . Проверено 2 сентября 2011 г.
- ^ Кассан, Стивен Хайд (1829). Жития епископов Бата . Си и Джей Ривингтон. п. 163 .
- ^ «Викторианские реставрации» . Уэллсский собор. Архивировано из оригинала 6 августа 2011 года . Проверено 2 сентября 2011 г.
- ^ Колчестер 1987 , стр. 126–7.
- ↑ Собор друзей Уэллса. Архивировано 25 марта 2014 г. в Wayback Machine .
- ^ Хаттон 1999 , стр. 218–230.
- ^ Jump up to: а б с «Реставрация Западного фронта» . Уэллсский собор. Архивировано из оригинала 22 января 2013 года . Проверено 24 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Каро, МБ (1985). «Консервация фигурных скульптур Уэллсского собора 1975–1984». Бюллетень Ассоциации консервирующих технологий . 17 (2). Международная ассоциация технологий консервации (APT): 3–13. дои : 10.2307/1494129 . JSTOR 1494129 . (требуется подписка)
- ^ «Проект «Окно Джесси – обновление (ноябрь 2012 г.)» . Уэллсский собор. Архивировано из оригинала 21 января 2013 года . Проверено 24 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Консервация окна «Дерево Иессея» в Уэллсском соборе» . Видимус (43). Сентябрь 2010 г. Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 г. Проверено 24 февраля 2013 г.
- ↑ Майкл Триммер, «Уэллсский собор защищает решение показать «Последнее искушение Христа»» , Christian Today , 10 января 2014 г.
- ^ «Собор поддерживает демонстрацию последнего искушения Христа» , Wells Journal , 16 января 2014 г., через HighBeam Research .
- ^ «Искусство Энтони Гормли представлено возле Уэллсского собора» . Новости Би-би-си . 26 августа 2021 г. Проверено 26 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Соборная глава» . Уэллсский собор. Архивировано из оригинала 13 ноября 2013 года . Проверено 13 ноября 2013 г.
- ^ «Назначен новый епископ Бата и Уэллса Питер Хэнкок» . Новости Би-би-си . 7 июня 2014 г. Архивировано из оригинала 8 июня 2014 г.
- ^ «Декан» . Архивировано из оригинала 2 октября 2017 года . Проверено 21 июля 2019 г.
- ^ «Назначение: преподобный Розалинда Пол» . 5 ноября 2018 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Руководители отделов» . Уэллсский собор. Архивировано из оригинала 13 ноября 2013 года . Проверено 13 ноября 2013 г.
- ^ «Общие услуги и календарь» . Уэллсский собор. Архивировано из оригинала 13 ноября 2013 года . Проверено 13 ноября 2013 г.
- ^ "Поклонение" . Уэллсский собор. Архивировано из оригинала 10 ноября 2013 года . Проверено 13 ноября 2013 г.
- ^ «Крещения, свадьбы и похороны» . Уэллсский собор. Архивировано из оригинала 13 ноября 2013 года . Проверено 13 ноября 2013 г.
- ^ «Справочная информация по должности архивариуса» (PDF) . Уэллсский собор. Архивировано (PDF) из оригинала 13 ноября 2013 года . Проверено 13 ноября 2013 г.
- ^ «Годовой отчет и финансовая отчетность за финансовый год, закончившийся 31 декабря 2015 г.» (PDF) . Уэллсский собор. Архивировано (PDF) из оригинала 4 октября 2017 года . Проверено 3 октября 2017 г.
- ^ «Музыкальное общение» . Уэллсский собор. Архивировано из оригинала 13 ноября 2013 года . Проверено 13 ноября 2013 г.
- ^ «Прошлые концерты Сомерсетского камерного хора» . Сомерсетский камерный хор. Архивировано из оригинала 26 апреля 2012 года . Проверено 22 декабря 2011 г.
- ^ Харви 1987 , с. 19.
- ^ Флетчер 1961 , стр. 189–90.
- ^ Даннинг, Роберт (2007). Церкви и часовни Сомерсета: ремонт и реставрация зданий . Халсгроув. п. 41. ИСБН 978-1-84114-592-1 .
- ^ Лебедь 1984 , стр. 173–174.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Лебедь 1984 , стр. 188–196.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Певснер 1958 , стр. 278–310.
- ^ Jump up to: а б Клифтон-Тейлор 1967 , с. 136.
- ^ Jump up to: а б с Клифтон-Тейлор 1967 , стр. 74–79.
- ^ Jump up to: а б Рив, Мэтью М. (2010). «Капитальная скульптура Уэллсского собора: масоны, покровители и окраины английской готической архитектуры» . Журнал Британской археологической ассоциации . 163 : 72–109. дои : 10.1179/174767010x12747977921047 . S2CID 192081091 .
- ^ Jump up to: а б с д Клифтон-Тейлор 1967 , стр. 156–158.
- ^ Колчестер 1987 , с. 183.
- ^ «Карьерная история» . Дултинговый камень. Архивировано из оригинала 14 августа 2013 года . Проверено 12 ноября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Клифтон-Тейлор 1967 , с. 78.
- ^ Флетчер 1961 , с. 421.
- ^ Кокерелл 1851 , с. 27.
- ^ Кокерелл 1851 , стр. 27–28.
- ^ Кокерелл 1851 , с. 52.
- ^ Кокерелл 1851 , с. 53.
- ^ Кокерелл 1851 , с. 30.
- ^ Кокерелл 1851 , с. 75.
- ^ Кокерелл 1851 , с. 31.
- ^ Кокерелл 1851 , с. 32.
- ^ Jump up to: а б Кокерелл 1851 , с. 33.
- ^ Кокерелл 1851 , стр. 29–30.
- ^ Брайан Морли (18 марта 2006 г.). «Мэри Спенсер Уотсон» . Хранитель . Проверено 11 января 2020 г.
- ^ Клифтон-Тейлор 1967 , с. 226.
- ^ Кроссли 1962 , стр. 67–68.
- ^ Jump up to: а б с Лебедь 1984 , с. 193.
- ^ SAHC08 (2008) , стр. 199–205.
- ^ Хейман, Жак (ноябрь 2001 г.). «Почему древние соборы стоят: структурный расчет каменной кладки» (PDF) . Ингения (10). Архивировано из оригинала 10 ноября 2018 года . Проверено 10 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Клифтон-Тейлор 1967 , стр. 158–164.
- ^ «История и архитектура Уэллсского собора в Сомерсете, часть 2» . Британия. Архивировано из оригинала 4 июля 2013 года . Проверено 11 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с «Средневековый витраж Уэллсского собора» (PDF) . Британская академия. Архивировано из оригинала (PDF) 23 октября 2007 года . Проверено 11 февраля 2008 г.
- ^ «Окно Джесси» . Уэллсский собор. Архивировано из оригинала 10 августа 2011 года . Проверено 4 сентября 2011 г.
- ^ «Уэллсский собор» . Фотоархив средневековых витражей. Архивировано из оригинала 27 декабря 2013 года . Проверено 10 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Клифтон-Тейлор 1967 , стр. 77–79.
- ^ Клифтон-Тейлор 1967 , стр. 156–157.
- ^ Уоррен 2005 , с. 58.
- ^ Пещера 1948 , с. 214.
- ^ "Уэллс Шила на концертах" . Проект Шила На Гиг. Архивировано из оригинала 27 августа 2008 года . Проверено 27 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Смит 1975 , стр. 1–2, 25.
- ^ Remnant & Anderson 1969 , стр. 142–144.
- ^ Jump up to: а б Уэбб, Эрик. «Мизерикорды Уэллсского собора» . Эрик Уэбб. Архивировано из оригинала 18 октября 2012 года . Проверено 12 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Лит-Ходж 1985 , с. 20.
- ^ Молден 1947 , стр. 52–54.
- ^ Кокс 2008 , с. 183.
- ^ «Часы Уэллсского собора, ок. 1392 г.» . Музей науки . Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ «Самые старые часы в мире? Сомнительно» . Часовое искусство. Архивировано из оригинала 11 августа 2013 года . Проверено 20 ноября 2013 г.
- ^ «Часы» . Уэллсский собор. Архивировано из оригинала 31 марта 2014 года . Проверено 22 февраля 2014 г.
- ^ Бедфорд 2007 , с. 23.
- ^ Хаф, Эндрю (20 августа 2010 г.). «Старейшие в мире механические часы, которые «в последний раз заводятся вручную» » . Дейли Телеграф . Лондон. Архивировано из оригинала 23 августа 2010 года . Проверено 21 августа 2010 г.
- ^ «Сомерсет, Уэллсский собор Святого Андрея, декана и капитула Уэллса № 0 6890» . Национальный регистр трубочных органов (NPOR) . Проверено 11 февраля 2008 г.
- ^ «Органы» . Уэллсский собор . Архивировано из оригинала 10 декабря 2014 года . Проверено 6 декабря 2014 г.
- ^ «Вальтер Багеле» . Биографический словарь органа. Архивировано из оригинала 17 сентября 2011 года . Проверено 4 сентября 2011 г.
- ^ Запись в реестре ионийцев двадцатого века, том I, 1900–1949. Колледж Святого Иоанна, Кембридж.
- ↑ Некролог PS Lyons, Rutland и Stamford Mercury , пятница, 20 апреля 2007 г.
- ^ «Хор Уэллсского собора» . Уэллсский собор. Архивировано из оригинала 18 января 2014 года . Проверено 30 декабря 2013 г.
- ^ «Хористы» . Уэллсский собор. Архивировано из оригинала 22 января 2013 года . Проверено 10 марта 2013 г.
- ^ «Хор викариев» . Уэллсский собор. Архивировано из оригинала 22 января 2013 года . Проверено 10 марта 2013 г.
- ^ «Добровольный хор Уэллсского собора» . Уэллсский собор. Архивировано из оригинала 10 января 2014 года . Проверено 4 января 2014 г.
- ^ «Музыка в Уэллсском соборе» . Архивировано из оригинала 17 января 2017 года . Проверено 12 января 2017 г.
- ^ «Общество оратории Уэллсского собора» . Архивировано из оригинала 13 января 2017 года . Проверено 12 января 2017 г.
- ^ «Искусство Хамелеон» . Архивировано из оригинала 13 января 2017 года . Проверено 12 января 2017 г.
- ^ «Оркестр Ла Фолиа» . Архивировано из оригинала 15 марта 2016 года . Проверено 12 января 2017 г.
- ^ «Волонтер» . Уэллсский собор. Архивировано из оригинала 2 ноября 2011 года . Проверено 4 сентября 2011 г.
- ^ Колчестер 1987 , с. 21.
- ^ Колчестер 1987 , с. 52.
- ^ «Большие колокола ГБ» . Келтек Траст. Архивировано из оригинала (Excel) 21 февраля 2014 года.
- ^ «Библиотека и архивы» . Уэллсский собор. Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 года . Проверено 2 сентября 2011 г.
- ^ Берд, WHB; Байджент, Ф.Дж. (1925). Черная книга Винчестера . Винчестер: Warren & Son Limited. п. 241.
- ^ «Liber Albus I (Белая книга; RI), Liber Albus II (R III) и Liber Ruber (Красная книга; R II, раздел i), индексированные по фамилии» . Theoriginalrecord.com. Архивировано из оригинала 3 июля 2013 года . Проверено 11 июля 2013 г.
- ^ Историческая Англия . «Старый благочинный, Уэллс (1382906)» . Список национального наследия Англии . Проверено 13 января 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Историческая Англия . «Епископский дворец и Епископский дом (1382873)» . Список национального наследия Англии . Проверено 30 ноября 2013 г.
- ^ «Фотографии епископского дворца в Уэллсе» . Фотографии Англии . Архивировано из оригинала 3 апреля 2008 года . Проверено 10 ноября 2007 г.
- ^ Лит-Ходж 1985 , с. 29.
- ^ Историческая Англия . «Часовня викариев (1383201)» . Список национального наследия Англии . Проверено 22 февраля 2014 г.
- ^ Историческая Англия . «Зал викария, включая номер 28, Дом викария (1383202)» . Список национального наследия Англии . Проверено 22 февраля 2014 г.
- ↑ Видение Британии. Архивировано 6 января 2015 года в Wayback Machine Wells St Andrew CP/ParLib.
- ^ Тернер, JMW «Западный фасад Уэллсского собора около 1795 года» . Галерея Тейт. Архивировано из оригинала 13 ноября 2013 года . Проверено 29 декабря 2013 г.
- ^ «Уэллсский собор» . Бриджмен. Архивировано из оригинала 13 ноября 2013 года . Проверено 13 ноября 2013 г.
- ^ «Уэллсский собор, Сомерсет» . Арт Великобритании . Архивировано из оригинала 14 марта 2016 года . Проверено 13 ноября 2013 г.
- ^ «Западный фасад Уэллсского собора» . Арт Великобритании . Архивировано из оригинала 14 марта 2016 года . Проверено 29 декабря 2013 г.
- ^ Конан Дойл, Артур (1889). «Глава 28, «О битве в Уэллсском соборе » . Мика Кларк (изд. 1894 г.). Нью-Йорк: Харпер и братья. стр. 324–334.
- ^ «Кингсбридж: реальный или вымышленный?» . Кен Фоллетт. Архивировано из оригинала 2 февраля 2013 года . Проверено 3 февраля 2013 г.
- ^ «Уэллсский собор» . Локации Доктора Кто. Архивировано из оригинала 17 ноября 2015 года . Проверено 15 ноября 2015 г.
- ^ «Искусство, кино и телевидение» . Сомерсет . Би-би-си. Архивировано из оригинала 10 августа 2014 года . Проверено 15 ноября 2015 г.
- ^ Маллой, Томас (15 мая 2018 г.). «На фотографиях видно, как съемочные группы вторгаются в город Сомерсет для съемок нового фильма» . Сомерсет в прямом эфире . Архивировано из оригинала 26 июня 2019 года . Проверено 19 мая 2018 г.
Общая библиография
[ редактировать ]- Адкинс, Лесли; Адкинс, Рой (1992). Полевое руководство по археологии Сомерсета . Голубятня Пресс. ISBN 978-0-946159-94-9 .
- Бедфорд, Рональд (2007). Жизнь англичан раннего Нового времени: автобиография и самопрезентация 1500–1660 гг . Эшгейт. ISBN 978-0-7546-5295-3 .
- Брук, CNL (1976). Церковь и правительство в средние века . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-21172-7 .
- Кейв, Чарльз Дж. П. (1948). Крышные выступы в средневековых церквях: аспект готической скульптуры . Издательство Кембриджского университета. OCLC 716449181 .
- Клифтон-Тейлор, Алек (1967). Соборы Англии . Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-18070-9 .
- Кокерелл, Чарльз Роберт (1851). Иконография западного фасада Уэллсского собора . Дж. Х. Паркер.
- Колчестер, Лос-Анджелес (1987). Уэллсский собор . Анвин Хайман. ISBN 978-0-04-440015-8 .
- Кокс, Дж. Чарльз (2008). Английское церковное оборудование, мебель и аксессуары . Джереми Миллс. ISBN 978-1-905217-93-9 .
- Кроссли, Фредерик Герберт (1962). Английское аббатство . Бэтсфорд. ОСЛК 2038195 .
- Де Блази, Г. (2–4 июля 2008 г.). Д'Аяла, Дина; Фодде, Энрико (ред.). Уэллсский собор: переход и центральная башня . Структурный анализ исторического строительства: сохранение безопасности и значимости, Материалы VI Международной конференции по структурному анализу исторического строительства, SAHC08. Том. 1. Ванна: CRC Press. ISBN 978-1-4398-2822-9 .
- Даннинг, Роберт (2001). Сомерсетские монастыри . Темпус. ISBN 978-0-7524-1941-1 .
- Флетчер, Банистер (1961). История архитектуры сравнительным методом (17-е изд.). Лондонский университет: Атлон Пресс. OCLC 490562168 .
- Фрид, Э.Б. (1986). Справочник британской хронологии . Королевское историческое общество. ISBN 978-0-86193-106-4 .
- Хаттон, Альф (1999). Управление культурными ресурсами в современном обществе: перспективы управления и представления прошлого . Рутледж. ISBN 978-0-415-11785-2 .
- Харви, Джон (1987). Английские средневековые архитекторы . Sutton Publishing Ltd. ISBN компании 978-0-86299-452-5 .
- Хэй, Денис (1952). Полидор Вергилий: историк эпохи Возрождения и литератор . Кларендон Пресс. OCLC 799050 .
- Хопкинс, Клэр (2005). Тринити: 450 лет сообщества Оксфордского колледжа . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-951896-8 .
- Лит-Ходж, Лорни (1985). Курьезы Сомерсета . Книги Боссини. ISBN 978-0-906456-99-6 .
- Лемберг, Стэнфорд Э. (1996). Соборы в осаде: соборы в английском обществе, 1600–1700 гг . Издательство Пенсильванского государственного университета. ISBN 978-0-271-01494-4 .
- Молден, Ричард Х. (1947). История Уэллсского собора . Рафаэль Так и сыновья. ОСЛК 3138221 .
- Мэтьюз, Мелвин (2005). «Значение Уэллсского собора». В Даннинге, Роберт (ред.). Уэллсский собор . Scala Publishers Ltd. ISBN 978-1-85759-370-9 .
- Пепин, Дэвид (2004). Открытие соборов . Публикации Шира. ISBN 978-0-7478-0597-7 .
- Певснер, Николаус (1958). Северный Сомерсет и Бристоль . Пингвин. OCLC 868291293 .
- Повике, Морис (1961). Справочник британской хронологии . Королевское историческое общество. ISBN 978-0-901050-17-5 .
- Рид, Р.Д. (1963). Уэллсский собор . Друзья Уэллсского собора. ISBN 978-0-902321-11-3 .
- Ремнант, Джордж Л.; Андерсон, Мэри Дезире (1969). Каталог Misericords в Великобритании . Кларендон Пресс. ISBN 978-0-19-817164-5 .
- Робинсон, Уильям Дж. (1916). Церкви Западной страны . Том. 4. Бристоль Таймс и Миррор. OCLC 7393657 .
- Смит, Джон Колин Динсдейл (1975). Книга с картинками Мизерикордов Уэллсского собора . Друзья Уэллсского собора. ISBN 978-0-902321-15-1 .
- Лебедь, Вим (1984). Готический собор . Омега. ISBN 978-0-907853-48-0 .
- Таттон-Браун, Тим; Крук, Джон (2002). Английский собор . Издательство Нью Холланд. ISBN 978-1-84330-120-2 .
- Уэйд, GW; Уэйд, Дж. Х. (1926). Сомерсет . Метуэн и Ко. OCLC 500472869 .
- Уоррен, Деррик (2005). Любопытный Сомерсет . Издательство Саттон. ISBN 978-0-7509-4057-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Айерс, Тим (2004). Средневековый витраж Уэллсского собора . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-726263-4 .
- Кларк, Альфред Александр (1896). Монография о соборной церкви Уэллса . Уэллс: Артур Г. Янг; Лондон: WH Smith & Sons. Архивировано из оригинала 24 марта 2016 года.
- Колчестер, Лос-Анджелес; Квилтер, Дэвид Тадвей; Квилтер, Алан (1985). История Уэллсской соборной школы . Уэллсская соборная школа. OCLC 70336406 .
- Докрей, К.; Флеминг, П. (2003). «Власть и подрывная деятельность: конференция по Англии пятнадцатого века, состоявшаяся в Университете Западной Англии, кампус Св. Маттиаса, Бристоль, 6–8 сентября 2001 г.». В Кларке, Л. (ред.). Авторитет и подрывная деятельность . Пятнадцатый век. Том. III. Вудбридж: Бойделл и Брюэр. стр. 1–4. ISBN 978-1-84383-025-2 .
- Харви, Джон (1961). Английские соборы . Бэтсфорд. ОСЛК 2437034 .
- Мэлоун, фон Кэролин Марино (2004). Фасад как зрелище: ритуал и идеология Уэллсского собора . Издательство «Брилл». ISBN 978-90-04-13840-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Уэллсский собор
- Церкви построены в 1490 году.
- Здания Энтони Салвина
- Англиканские соборы в Англии
- Англосаксонские соборы
- Дореформационные римско-католические соборы
- Здания церкви англиканской церкви в районе Мендип
- Епархия Бата и Уэллса
- Английская готическая архитектура в Сомерсете
- Памятники I степени в районе Мендип
- Соборы I степени внесены в список
- Туристические достопримечательности Сомерсета
- Здания и сооружения в Уэллсе, Сомерсет
- Сомерсет: Библиотеки
- Организации, базирующиеся в Сомерсете
- Церковные здания XIII века в Англии