Узор
Узор — архитектурный с помощью которого окна (или ширмы, панели и своды) разделяются на секции различных пропорций каменными решетками или ребрами лепнины прием , . [1] Чаще всего это относится к элементам каменной кладки , поддерживающим стекло в окне. Цель устройства не только практическая, но и декоративная, поскольку все более большие окна готических зданий нуждались в максимальной поддержке от ветра. [2] были расположены сложные узоры окон Этот термин, вероятно, происходит от узорчатых полов, на которых в позднеготической архитектуре . Узоры можно найти как снаружи, так и внутри зданий. [2]
Существует два основных типа: узор на пластинах и более поздний узор на брусках. [3] Эволюция стиля от романской к готической архитектуре и изменение особенностей, таких как утончение боковых стен и увеличение окон, привели к инновациям в узорах. Самая ранняя форма узора, называемая узором на пластинах, начиналась с отверстий, пробитых в каменной плите. Затем был реализован узор из полосок, основанный на узоре пластин. Однако вместо плиты окна были оформлены литыми каменными стойками , которые были легче и допускали большее количество проемов и замысловатый дизайн. [4]
Остроконечные арочные окна готических зданий первоначально (конец XII — конец XIII вв.) представляли собой стрельчатые окна — решение, типичное для ранней готики или первого остроконечного стиля и ранней английской готики . [1] [5] Узор на пластинах был первым разработанным типом узора, возникшим в стиле высокой готики . [1] Высокая готика отличается появлением стержневого узора, позволяющего создавать оконные проемы гораздо большего размера, а также развитием криволинейного, плавного и сетчатого узора, что в конечном итоге способствует созданию яркого стиля. [5] В поздней готике в большей части Европы появились узоры, напоминающие кружево , в то время как в Англии перпендикулярная готика или третья остроконечная предпочитали более простые вертикальные стойки и фрамуги. [5]
Тарелка узорчатая
[ редактировать ]Узор из пластин, в котором фонари были пробиты в тонкой стене из тесаного камня , позволял оконной арке иметь более одного источника света - обычно два, расположенных рядом и разделенных плоскими каменными перемычками . [1] Затем из перемычек были вылеплены фигуры, подобные кругляку или четырехлистнику . [1] Узор тарелок достиг вершины своей изысканности в окнах Шартрского собора XII века и в окне-розе «Глаз декана» в Линкольнском соборе . [2]
Самая ранняя форма оконного узора, типичная для готической архитектуры до начала XIII века, известна как пластинчатый узор, потому что отдельные фонари (застекленные проемы в окне) выглядят как вырезанные из плоской каменной плиты. Окна романских церквей обычно были довольно маленькими, несколько выше ширины и с простой круглой («сегментарной») аркой наверху. Примерно с 1140-х годов готическое окно с остроконечной аркой (использованное аббатом Сугером для реконструкции хора в Сен-Дени ) начало брать верх.
По мере того как поддерживающие системы ранней готической архитектуры уменьшали структурную потребность в широких пространствах толстых стен, оконные проемы постепенно становились больше, и вместо одного очень большого окна на каждый пролет (что создавало бы проблемы с поддержкой стекла), типичный ранний «двойной ланцет плюс окулус -Развита готическая форма пластинчатого узора ». Он состоит из двух (иногда трех) высоких тонких фонарей, увенчанных заостренными арками, с круглым отверстием или трилистником , расположенным над ними, часто содержащимся внутри глухой арки , которая придает всему ансамблю заостренную стрельчатую форму (см. пример из Суассонского собора ). При таком типе конструкции перемычки (то есть промежутки между верхушками стрельчатых окон и окулусом) представляют собой просто глухую стену. Практичность создания оконных узоров таким способом серьезно ограничивала сложность конструкций, которые можно было изготовить, и хотя конструкции узоров из пластин развивались в течение XII и начала XIII веков, на практике единственное реальное изменение заключалось в количестве и размере оконных узоров. ланцеты и трилистники, четырехлистники и окулы использовались для заполнения пространства над ними.
В окнах-розетках соборов ранней и высокой готики, таких как пример северного трансепта Лаонского собора (1170-е годы) или западного фасада в Шартре (около 1210 года), также использовался узор из пластин. Это значительно ограничивало общее количество света, проникающего внутрь через эти окна, а также ограничивало сложность создаваемых узоров.
Барный узор
[ редактировать ]В начале XIII века на смену пластинчатому узору пришел барный узор. [1] Ажурный узор отделяет большие светильники друг от друга формованными стойками . [1] Ажурный узор, важный декоративный элемент готического стиля, впервые появился в Реймсе и использовался в Англии около 1240 года. [1] После 1220 года мастера-строители в Англии начали рассматривать оконные проемы как серию проемов, разделенных тонкими каменными решетками, а до 1230 года апсиды Реймсского собора украшались решетчатым узором с заостренными кругами (с решетками, расходящимися из центра). . [2] Ажурный узор стал обычным явлением после ок. 1240, с увеличением сложности и уменьшением веса. [2] Линии стоек продолжались за верхушками оконных фонарей и разделяли открытые перемычки над огнями на различные декоративные формы. [1] Стиль искусственный шелк (около 1230–1350 гг.) возник благодаря развитию узорчатого узора в континентальной Европе и назван в честь излучения света вокруг центральной точки в круглых окнах-розетках. [1] Rayonnant также использовал молдинги двух разных типов в ажурном узоре, тогда как в более ранних стилях использовался молдинг одного размера с разным размером стоек. [2] Типичными являются окна-розетки Нотр-Дама де Пари (ок. 1270 г.). [2]
Самые ранние узоры с решетками были созданы для окон проходов Реймского собора около 1215 года. В окнах Реймса все еще использовался тот же узор «два ланцета плюс окулус» (как в примере с Суассоном выше), но теперь стеклянные панели удерживались между узкими каменными панелями. импосты, состоящие из каменных кусков тщательной формы (скрепленных между собой раствором и металлическими штифтами), совершенно отличных от окружающей их стены. Эти стойки были намного тоньше, чем соответствующие элементы в окнах с пластинчатым узором, и, что особенно важно, ранее сплошные участки стен, такие как перемычки, теперь также можно было застеклить, что значительно увеличило количество пропускаемого света.
Поперечное сечение каждого импоста или ажурного стержня имело важное значение как для структурной целостности окна, так и для визуального эффекта. Как можно видеть на Виолле-ле-Дюка диаграмме обычно имелась лепнина (справа) , как внутри, так и снаружи окон , из-за чего стойки казались еще более тонкими, чем они были на самом деле. Плечо, обозначенное на схеме буквой «Б», представляет собой щель остекления, в которую монтируется металлическая рама ( аркатура ) оконного стекла. В отличие от узора из пластин, где каждый камень должен был иметь индивидуальную форму, элементы узора из прутков могли производиться массово по стандартным шаблонам во дворе каменщика - работа, которая могла продолжаться, даже когда было слишком холодно для известкового раствора схватывания . Технические аспекты окон в Реймсе явно очаровали Виллара де Оннекура , который посетил строительную площадку, вероятно, в 1220-х годах, и сделал подробный набросок различных шаблонов, используя ключ, чтобы показать, как они вписываются в различные части окна. (шаблоны находятся в нижней половине лицевой стороны листа 32; символы, кроме шаблонов, соответствуют аналогичным символам на подробном рисунке фасадов Реймса на разворотной странице, лист 31).
Геометрический узор
[ редактировать ]Ранняя фаза среднего остроконечного стиля (конец 13 века) характеризуется геометрическим узором - простым узором из полос, образующим узоры из фольгированных арок и кругов с вкраплениями треугольных огней. [1] Имоны геометрического стиля обычно имели капители с выходящими из них изогнутыми стержнями. Ажурный узор из пересекающихся стержней (ок. 1300 г.) представлял собой импосты без капителей, которые ответвлялись на равном расстоянии от оконной головки. [1] Сами оконные откосы имели форму равных кривых, образующих заостренную арку, а узорные стержни были изогнуты путем рисования кривых с разными радиусами из тех же центров, что и оконные откосы. [1] В результате импосты были разветвлены на Y-образные конструкции, дополнительно украшенные выступами. Пересекающиеся ветви образовывали ряд ромбовидных огней между многочисленными стрельчатыми арочными огнями. Y-образный узор часто использовался в окнах с двумя светами c. 1300. [1]
Геометрический узор определяется круглыми отверстиями в верхней части арки окна. Обычная композиция состоит из трех огней под двумя кругами и третьего в точке арки; [6] такой пример можно увидеть вдоль прохода Линкольнского собора. Также в Линкольнском соборе восточное окно представляет собой расширенную версию этой идеи с двумя внутренними арками, в общей сложности восемью нижними светильниками, четырьмя маленькими круглыми фонарями, увенчанными двумя большими кругами для заполнения. внутренние арки и, наконец, прежде всего одну большую круглую форму, заполненную семью круглыми фонарями поменьше. На ранних стадиях геометрического узора существовало правило равностороннего закона, согласно которому узор узора равносторонне повторяет форму арки. Могут быть реализованы дополнительные декоративные элементы, такие как слоение или « сферический треугольник ». Использование сферических треугольников является более поздней адаптацией и, вероятно, отражает религиозное значение. [7]
Криволинейный (плавный) узор
[ редактировать ]Во втором остроконечном узоре (14 век) пересекающийся узор был разработан с помощью огги , создавая сложный сетчатый (сетчатый) узор, известный как сетчатый узор. [1] Во второй остроконечной архитектуре использовался богато украшенный узор, известный как криволинейный и плавный (волнистый). [1] Эти типы узоров из полос получили дальнейшее развитие по всей Европе в 15 веке в яркий стиль, названный в честь характерных пространств в форме пламени между узорами. [1] Эти формы известны как кинжалы, рыбьи пузыри или мушеты. [1]
Начиная с конца 13-го и начала 14-го веков, узор приобрел более плавные характеристики. Обычной формой, используемой в криволинейном узоре, была форма гугла, которая была слишком слабой для структурного применения и вместо этого использовалась в качестве декоративного элемента. Использование гугла в криволинейном узоре можно увидеть в западном окне приходской церкви Святой Марии в Коттингеме , Восточный райдинг Йоркшира . [6]
Вторичный стиль, который считается связанным с криволинейным узором, называется сетчатым узором. Сетчатый узор заполняет верхнюю часть арки повторяющимися формами, создавая вид сетчатого узора. [8]
Перпендикуляр
[ редактировать ]Третья остроконечная или перпендикулярная готика развивалась в Англии с конца 14 века и характеризуется прямолинейным узором (панельным узором). [1] Стойки часто соединяются фрамугами и продолжают свои прямые вертикальные линии до верха главной арки окна, некоторые разветвляются на меньшие арки и создают серию панельных светильников. [1] Перпендикуляр стремился к вертикальности и отказался от извилистых линий криволинейного стиля в пользу непрерывных прямых стоек сверху вниз, пересеченных горизонтальными фрамугами и стержнями. [2] Четырехцентровые арки использовались в 15 и 16 веках для создания окон увеличивающегося размера с более плоскими верхушками, часто заполняющими всю стену пролета между каждым контрфорсом. [1] Сами окна были разделены на световые панели, увенчанные остроконечными арками, исходящими из четырех центров. [1] Фрамуги часто увенчивались миниатюрными зубцами . [1] Окна часовни Королевского колледжа в Кембридже (1446–1515 гг.) представляют собой высоту перпендикулярного узора. [2]
Слепой и открытый узор
[ редактировать ]Когда узор из брусьев открыл путь для более сложных узоров, каменщики начали наносить те же узоры на другие поверхности, а также на оконные проемы. При использовании на сплошных стенах такие мотивы известны как слепой узор — декоративный эффект, впервые примененный на западном фасаде церкви Святого Никеза в Реймсе (1230-е годы). И наоборот, узор также был построен в виде ажурных экранов, которые могли либо соответствовать оконному узору позади них (например, базилика Сен-Урбен, Труа ), либо создавать ему визуальный контрапункт, как на внешнем фасаде западного фасада Страсбургского собора . Открытый узор, в частности, был ключевой особенностью более поздних этапов Rayonnant и Flamboyant Gothic.
Арки, окна и узоры
[ редактировать ]Ранняя или стрельчатая готика
[ редактировать ]Самая простая форма готического окна — длинный проем с заостренной аркой, известный в Англии как ланцет. Стрельчатые окна могут использоваться по отдельности, как в нефе собора Линкольна, или сгруппированы, как в нефе собора Солсбери, где их по два в проходах и по три в фонаре. Поскольку большие стрельчатые окна, например, освещающие проходы церкви, могут быть широкими по сравнению с одним светом в ажурном окне, они часто имеют деревянную или железную арматуру для поддержки стекла. Арка стрельчатого отверстия часто равносторонняя, но иногда бывает гораздо более острой, а при использовании в аркаде хоровой апсиды, например, в Вестминстерском аббатстве , добавляет акцента на высоте. [ нужна ссылка ]
Простая форма стрельчатой арки может появиться в постройках ранней готики на проемах всех типов, дверных проемах, нишах, аркадах, в том числе галереях; и проемы звонницы. [ нужна ссылка ]
Использование стрельчатых окон встречается в ранней готической архитектуре Франции, в соборах Сен-Дени, Санса и Санлиса. В соборах Шартра и Лаона стрельчатые окна сгруппированы под окнами-розетками. Высокие узкие ланцеты также встречаются расходящимися группами в апсидах алтаря некоторых церквей, таких как Шартрский собор. [ нужна ссылка ] Во Франции стрельчатые окна обычно используются в небольших и узких помещениях, таких как часовни шеве , а ажурные окна используются в фонаре. [ нужна ссылка ]
Стиль ланцетной готики известен в Англии как ранняя английская готика, ярким примером которой является собор Солсбери. В Йоркском соборе есть группа стрельчатых окон высотой пятьдесят футов каждое, в которых до сих пор сохранилось древнее стекло. Они известны как Пять сестер. Уэллсский собор примечателен непрерывными рядами стрельчатых отверстий, образующих трифориуновые галереи. Стрельчатые окна широко используются в готических церквях Италии, включая Флорентийский собор, а также в кирпичных готических церквях Германии и Польши. [ нужна ссылка ]
Геометрическая готика (Англия)
[ редактировать ]Равносторонняя арка поддается заполнению узором простых равносторонних, круглых и полукруглых форм. Во Франции окна фонарей и другие большие окна обычно делились на два источника света с простым геометрическим узором наверху: кругом, лапчаткой или сексфойлом. Этот стиль окон оставался популярным без особых изменений до 1300 года.
В Англии было гораздо больше вариаций в дизайне узоров, которые эволюционировали, чтобы заполнить эти пространства. Этот стиль известен как готика с геометрическим декором, и его можно увидеть с великолепным эффектом во многих английских соборах и крупных церквях, где как восточный, так и западный край здания может быть занят одним большим окном, таким как восточное окно в Линкольне и западное окно Вустерского собора. Окна сложной конструкции, состоящие из трех и более фонарей или вертикальных секций, часто проектируются путем перекрытия двух или более равносторонних арок, исходящих из вертикальных стоек.
Сияющая готика
[ редактировать ]Районнант – это термин, используемый, в частности, для описания стиля, в котором были созданы великие окна-розетки во Франции. Эти окна украшают не только западные фасады церквей, но часто, как в Нотр-Дам де Пари, также фронтоны трансепта. Обычно, хотя трансепты французских церквей не сильно выступают, им придается визуальное значение, почти равное западному фасаду, включая большие украшенные порталы и окно-розетку. Особенно прекрасные примеры находятся в Соборе Парижской Богоматери и Шартрском соборе. [9]
Яркая готика
[ редактировать ]Яркая . арка составлена из четырех точек, верхняя часть каждой главной дуги превращается вверх в меньшую дугу и встречается в острой, похожей на пламя точке [ сомнительно – обсудить ] Эти арки создают богатый и живой эффект при использовании для оконного узора и украшения поверхностей. Форма структурно слаба и очень редко использовалась для больших проемов, за исключением тех случаев, когда она находилась внутри более крупной и стабильной арки. Он вообще не используется для прыжков .
Некоторые из самых красивых и известных ажурных окон Европы используют этот тип узора. Его можно увидеть в соборе Святого Стефана в Вене , Сент-Шапель в Париже, в соборах Лиможа и Руана во Франции. В Англии наиболее известными примерами являются западное окно Йоркского собора , дизайн которого основан на Святом Сердце , богатое восточное окно с девятью светами в Карлайлском соборе и восточное окно аббатства Селби .
Дверные проемы, увенчанные яркой лепниной, очень распространены как в церковной, так и в бытовой архитектуре Франции. В Англии они гораздо реже. Ярким примером является дверной проем в зал капитула Рочестерского собора .
Этот стиль широко использовался в Англии для стенных аркад и ниш. Яркие примеры находятся в Часовне Леди в Эли , Экране в Линкольне и снаружи на фасаде Эксетерского собора . В немецкой и испанской готической архитектуре он часто выступает в виде ажурных ширм на внешней стороне зданий. Этот стиль использовался с богатым, а иногда и необычайным эффектом в обеих этих странах, особенно на знаменитой кафедре Венского собора .
Перпендикулярная готика (Англия)
[ редактировать ]Вдавленная или четырехцентровая арка намного шире своей высоты и создает визуальный эффект сплющенной под давлением. Его структура достигается за счет составления двух дуг, которые круто поднимаются от каждой точки пружины на небольшом радиусе , а затем превращаются в две арки с большим радиусом и гораздо более низкой точкой пружины.
Этот тип арки, когда она используется в качестве оконного проема, подходит для очень широких пространств при условии, что она адекватно поддерживается множеством узких вертикальных шахт. Они часто дополнительно скрепляются горизонтальными фрамугами. Общий эффект создает сетчатый вид правильных, изящных прямоугольных форм с акцентом на перпендикуляр. Его также используют в качестве отделки стен, в которых аркады и оконные проемы составляют часть всей декоративной поверхности.
Стиль, известный как Перпендикулярный , который развился в результате этой обработки, характерен для Англии, хотя очень похож, в частности, на современный испанский стиль, и использовался с большим эффектом в течение 15-го века и первой половины 16-го века, поскольку стили эпохи Возрождения развивались гораздо медленнее. прибывают в Англию, чем в Италию и Францию.
Его особенно можно увидеть в Ист-Энде Глостерского собора, где, как говорят, Восточное окно размером с теннисный корт. Есть три очень известные королевские часовни и одно похожее на часовню аббатство, которые демонстрируют наиболее сложный стиль: Часовня Королевского колледжа в Кембридже ; Часовня Святого Георгия, Виндзор ; Часовня Генриха VII в Вестминстерском аббатстве и Батском аббатстве . Однако очень многие более простые здания, особенно церкви, построенные во время шерстяного бума в Восточной Англии , являются прекрасными примерами этого стиля. [ нужна ссылка ]
Ажурные узоры
[ редактировать ]В большинстве историй готического архитектурного стиля XIX века использовался ряд типологических категорий, основанных на эволюции доминирующих образцов оконного узора. С точки зрения общего развития готической архитектуры решающим событием было не столько использование каких-либо конкретных узоров узора, сколько переход от пластинчатого узора к стержневому узору, что и сделало возможным районный и последующие стили. Для пропорционального построения узоров важно использовать основу геометрии , которая поможет создать правильные углы рисунка. [10] [11] [12]
Закругленные четырехлистники
[ редактировать ]В готическом узоре закругленные четырехлистники используются в современном индустриальном орнаменте, которым украшают различные части здания или определенные предметы. Он формируется с использованием квадратов в качестве основы, а затем строится кругов, касающихся каждой стороны квадрата в центре стороны, а также касательных к каждой из сторон круга. Этот тип конструкции широко используется в готических зданиях. [11] Например, закругленные четырехлистники использовались в плиточных тротуарах, таких как в Глостерском соборе или в Грейт-Малверне , Вустершир , Англия. Это также было распространено в творчестве китайцев и японцев. [11]
Закругленные мультифойлы
[ редактировать ]Закругленные мультифольги встречаются в разных частях готических зданий, например, в круглых окнах и заостренных окнах с круглыми огнями. Эти конструкции могут иметь кольца от семи до одиннадцати маленьких кружков. Их часто можно увидеть в Англии, но они стали довольно популярными во французской готической архитектуре. [11] Этот дизайн использовался со времен средневековья в плитках, используемых в готических зданиях. Плиточный тротуар, использовавшийся в аббатстве Джерво в Йоркшире, Англия, имел кольца из шести и двенадцати кругов внутри другого круга. [11]
Поиск полов и эпюр
[ редактировать ]По мере увеличения сложности узора росла и необходимость для каменщиков заранее рисовать свои рисунки либо в качестве способа экспериментирования с узорами, либо в качестве способа передачи своих рисунков другим мастерам или своим покровителям. Из-за ограничений стоимости и размера листов пергамента такие рисунки обычно рисуют путем надрезания на побеленной доске или удобно расположенном участке плоской стены. В последнем случае стена будет покрыта тонким слоем штукатурки, что позволит более четко продемонстрировать дизайн.
В ряде церквей и соборов до сих пор сохранились слабые остатки этих рисунков (или épures , как их называют во Франции), откуда указатели компаса каменщика процарапывали штукатурку и проникали в каменную кладку внизу. (Примеры включают некоторые экспериментальные узоры оконного узора 14-го века на восточном конце южной стены внутри Галилейского крыльца собора Эли или обширную серию рисунков на плоских нефовых крышах собора Клермон-Ферран .) Ряд крупных зданий объекты (включая Вестминстерское аббатство , Уэллсский собор и Йоркский собор ) изначально имели специальные ажурные камеры, где архитекторы могли разрабатывать свои проекты с относительным комфортом. Наличие большой ровной поверхности пола означало, что конструкции можно было нарисовать в натуральную величину, а отдельные элементы решетчатого узора разложить на плане, чтобы проверить их соответствие, прежде чем поднимать их на строительные леса для установки в оконные проемы. Это также означало, что каменщики могли продолжать работу в течение зимнего сезона, когда строительные работы обычно останавливались.
Сами рельефные полы были покрыты парижской штукатуркой , которую можно было заново укладывать и выравнивать после завершения каждого набора проектов. На верхнем этаже коридора, ведущего к Дому капитула , сохранился дом XIV века в Йорке (также известный как «Масонский лофт»). там. Высококачественные столярные изделия, а также наличие гардероба и камина в йоркском исковом доме также указывают на растущий статус архитектора примерно в 14 веке.
См. также
[ редактировать ]- Ветвление с использованием форм ветвей деревьев, поздняя северная готика.
- Окно церкви
- Витражи во французской готике
- Розетка (дизайн)
- Витраж
- Три зайца
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Керл, Джеймс Стивенс; Уилсон, Сьюзен, ред. (2015), «Узор» , Словарь архитектуры и ландшафтной архитектуры (3-е изд.), Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780199674985.001.0001 , ISBN 978-0-19-967498-5 , получено 26 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Узор в Британской энциклопедии
- ^ Хонор, Х. и Дж. Флеминг, (2009) Всемирная история искусства . 7-е изд. Лондон: Издательство Лоуренса Кинга, стр. 948. ISBN 9781856695848
- ^ Хэмлин, Альфред (1906). Учебник истории архитектуры (7-е изд.). Нью-Йорк, Лонгманс. стр. 188.
- ^ Jump up to: а б с Керл, Джеймс Стивенс; Уилсон, Сьюзен, ред. (2015), «Готика» , Словарь архитектуры и ландшафтной архитектуры (3-е изд.), Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780199674985.001.0001 , ISBN 978-0-19-967498-5 , получено 9 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Брэдли, Саймон (2016). Церкви: Архитектурный путеводитель . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета.
- ^ Фриман, Эдвард Огастес (1851). Очерк происхождения и развития оконного узора в Англии; с почти четырьмястами иллюстрациями . Оксфорд и Лондон, Джон Генри Паркер. стр. 13, 14, 24, 28, 29.
- ^ Чинг, Фрэнсис Д.К. (2012). Визуальный словарь архитектуры (англ.: 2-е изд.). Хобокен, Нью-Джерси: Уайли. п. 275.
- ^ Сияющий стиль в Британской энциклопедии.
- ^ Филлипс, ЕС (август 1926 г.). «Некоторые применения математики в архитектуре: готические узорные кривые». Американский математический ежемесячник . 33 (7): 361–368. дои : 10.2307/2298643 . ISSN 0002-9890 . JSTOR 2298643 .
- ^ Jump up to: а б с д и Сайкс, Мэйбл (1994). Справочник задач по геометрии: на основе промышленного дизайна и архитектурного орнамента . Пало-Альто, Калифорния: Публикации Дейла Сеймура. стр. 161–177. ОСЛК 31334043 .
- ^ Фридлингтон, Эйлид. «Геометрия готической архитектуры» (PDF) . www.fridlington.co.uk . Проверено 26 июля 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бони, Джин (1983). Французская готическая архитектура XII-XIII веков . Издательство Калифорнийского университета .
- Франкл, Пол; Кроссли, Пол (2000). Готическая архитектура . Издательство Йельского университета .
- Спирс, Ричард Фене (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 27 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 115–116.
- Уилсон, Кристофер (1990). Готический собор . Лондон.
{{cite book}}
:CS1 maint: Отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) Особенно 120фф.