Витражи Шартрского собора
В этой статье может быть слишком много заголовков разделов . ( Апрель 2020 г. ) |
Витражи Шартрского собора считаются одними из наиболее хорошо сохранившихся и наиболее полных наборов средневековых витражей, особенно знаменитых своими цветами, особенно синим кобальтом . Они занимают общую площадь 2600 квадратных метров и состоят из 172 ниш, иллюстрирующих библейские сцены, жития святых и сцены из жизни торговых гильдий того периода. [1]
Некоторые окна сохранились от более раннего Шартрского собора , например, три ланцета на западном фасаде (1145–1155, современники тех, что были сделаны для аббата Сужера в базилике Сен-Дени ) и ланцет к югу от хора, известный как «Нотр-Дени». Dame de la Belle Verrière», известная своим шартрским синим цветом (1180 г.). Однако большая часть окон, вероятно, была сделана между 1205 и 1240 годами для нынешней церкви, во времена Четвертого крестового похода (принесшего в Шартр большое количество важных реликвий). [2] ) и Альбигойский крестовый поход , а также период правления Филиппа II Августа (1180–1223) и Людовика VIII (1223–1226), с освящением здания, наконец, произошедшим в 1260 году при Людовике IX (1226–1270).
Некоторые окна были сделаны позже, например, в Вандомской капелле (1400–1425 гг.) и некоторые в трансептах (20 век), тогда как некоторые поврежденные окна 13 века были восстановлены, начиная с 15 века. Разрушение Реймсского собора и его витражей в 1914 году вызвало шок во всей Франции и привело к тому, что все окна Шартра были вывезены и сохранены на протяжении обеих мировых войн. Сохранение и удаление загрязнений продолжается с 1972 года. Предварительные исследования были проведены Лабораторией исследований исторических памятников . [3]
Почему окна?
[ редактировать ]С конца X века все церкви по всей Европе были построены в общем романском стиле, с толстыми стенами, поддерживаемыми массивными внешними контрфорсами , и часто с цилиндрическими сводами нефов. Это ограничило количество окон, что привело к игре света и тени, которую строители компенсировали добавлением внутренних фресок ярких цветов. На севере Франции здания в этом стиле по-прежнему были бы довольно темными, с полукруглыми арками, не допускающими больших окон. Боковые силы на стенах были очень важны, и более высокие своды неизбежно означали, что более толстая стена будет поддерживать и укреплять их. Напротив, стрельчатые окна и стрельчатые пересечения позволяли распределять силы по нескольким точкам, а это означало, что стенам больше не приходилось выдерживать весь вес конструкции, и они могли иметь гораздо больше оконных проемов. Таким образом, в здание было проникнуто гораздо больше света, с которым могли работать художники по стеклу и их цвета, хотя теперь снаружи ничего не было видно изнутри.
Этот архитектурный прогресс шел параллельно с теологическим развитием в XII веке, когда доминировало духовенство. Бытие 1.1-5 вызывает тьму и свет, как это подробно изложил аббат Сужер вместе с причинами восстановления хора церкви в аббатстве Сен-Дени. Когда его современники участвовали в освящении хора в 1144 году, они были поражены количеством света, проникающего в здание. В своем «О строительстве церкви Сен-Дени» Сугерий обосновал светлые боковые часовни, «благодаря которым вся церковь сияет чудесным светом, не прерываемым сверкающими окнами, излучающими свою красоту во внутреннее пространство». [4] Это новое искусство (известное в то время как Opus Francigenum и названное готической архитектурой только в 17 веке) распространилось из Королевства Франции прямо по Европе. Цитируя Луи Гродецкого , именно в церкви аббатства Сен-Дени «готическая архитектура впервые проявляется как последовательный способ строительства, плодотворный в своих решениях независимых огив, arcus Singleiter voluti, как их называл аббат. [5] [Примечание 1] Работы в Сен-Дени также включали первое в истории окно-розетку на западном фасаде.
Примерно в 827 году Людовик Благочестивый подарил аббатству Сен-Дени греческую рукопись сочинений Псевдо-Дионисия Ареопагита , которую он сам получил от Михаила II, императора Византии . Эта рукопись и ее интерпретация Иоанна Скота Эриугены послужили источником всего мистического Свободного Духа, течения в средневековом богословии, которое сильно повлияло на Сугерия, точного современника Гуго де Сен-Виктора , самого известного мастера в Париже того времени. Его утешало его видение мира, написанное в 1125 году в комментариях к « Небесным иерархиям » Псевдо-Денисия . Жорж Дюби писал: «Юго де Сен-Дени провозгласил, что каждый воспринимаемый образ является знаком или «таинством» невидимых вещей, тех вещей, которые душа обнаружит, когда освободится от телесной оболочки». [6] Он выделил три стадии перехода от видимого к невидимому:
- Cogito : исследование воспринимаемого мира путем изучения абстрактного мышления.
- Meditatio : душа смотрит на себя интроспективно.
- Созерцание : интуиция истины
Первое утверждение Сугерия о работе было: «Бог есть свет», цитируя Первое послание Иоанна 1,5 («Новость, которую мы узнали от него и возвещаем вам, заключается в том, что Бог есть свет и что в Нем есть ничего от тьмы»). Он подкреплял это отождествление Бога со светом другими текстами Ветхого и Нового Заветов и утверждал, что такая истина должна быть проявлена в соборе, поскольку в такой церкви епископ обучал свою христианскую паству, предвкушение небесного Иерусалим описан в Откровении 21, 11-14 («Его блеск был как у драгоценнейшего камня, как у камня яспара, прозрачного, как кристалл»). Войдя через западную дверь собора и направляясь к хору и главному алтарю, чтобы принять причастие, верующие должны были пройти различные этапы, описанные Хьюго де Сен-Виктором.
Используя язык цвета и меняющуюся гармонию в зависимости от времени суток, витражи образовали славословие , песнь, слова которой были образами, метафору, впервые использованную Папой Гонорием III в его письме 1219 года Стивену Лэнгтону : «Это счастливая церковь в Кентербери может, таким образом, спеть новую песнь Господу». Витражи также были связаны с богословскими вопросами о крещении и евхаристии, двух таинствах, сильно затронутых ересями, но твердо доктринально защищаемых Эдом де Сюлли и Четвертым Латеранским собором . Августин из Гиппопотамского Града Божия уже писал, что еретики избегут вечного проклятия, если примут крещение и причастие. Таинства часто находились в центре витражей, таких как окна, посвященные житиям святого Мартина, святого Павла и святого Сильвестра в Шартре, третий из которых изображает крещение этого святого Константина Великого . В Шартрских окнах из жизни апостолов также показано, как они крестят новых учеников. Однако такие окна могли лишь косвенно относиться к ожесточенным дебатам по проблеме реальное присутствие и момент пресуществления - центральные медальоны шартрских окон, посвященные жизни святого Любена (пролет 45), показывают этапы превращения вина в кровь Христа. Другие окна относились к другим обрядам, обсуждавшимся в конце XII века, - исповеди, иерархии церковной власти, бракосочетанию, соборованию, обретению мощей и переносу мощей. [7]
Некоторые окна касались политической теологии, такой как статус принцев и королей, а также баланс светской и духовной власти. В то время, когда короли Франции защищали свое наследственное право на власть, в Шартрских окнах Древа Иессея непрерывную линию от царей Иуды к Христу через Деву Марию. была видна непрерывная линия от царей Иуды ко Христу через Деву Марию, тогда как окна, посвященные жизни Томаса Беккета , показывали недавнее столкновение в Англии между светской и духовной властью. Окна, посвященные жизни святого Сильвестра, были расположены симметрично окнам, посвященным жизни Карла Великого : первые изображают Константина кровожадным тираном, который позже призвал святого Сильвестра услышать его покаяние и исцелить его от проказы, выслушав его проповедь и подчинившись ему после крещение, в то время как фигуры Карла Великого демонстрируют королевскую фигуру, которую Церковь могла поддерживать (действительно, ту, которая была канонизирована 29 декабря 1165 года антипапой Пасхалом III , хотя эта канонизация не была признана основной церковью). Эти окна, вероятно, были выбраны Реджинальд Барский , епископ Шартрский и двоюродный брат Филиппа II Августа, который изображал себя новым Карлом Великим, продолжая тему, которую Сужер выбрал для Сен-Дени, чтобы льстить Людовику VI Французскому . [8]
Схемы
[ редактировать ]Понимание и интерпретация окон может быть затруднено в эпоху отсутствия контакта со средневековым богословием, учениями и проповедями, комментирующими витражи готических соборов. Однако наличие знаменитой Шартрской школы XII века позволяет предположить, что точное расположение окон имело значение для их проектировщиков. Аргументы Сугерия, использованные в дизайне других готических церквей, показали, что все четыре смысла Священного Писания присутствовали :
- Буквальный (продукт лингвистического понимания высказывания)
- Аллегорический или типологический (утверждающий одно, говоря другое)
- Тропологический или Моральный (этапы, которые должен был пройти человеческий дух, чтобы вознестись к Богу; относительно настоящего)
- Анагогический (дающий представление об окончательной реальности, которая станет видимой в конце времен; относительно будущего)
Окна можно группировать несколькими способами. [9] Один находится между нижними уровнями с повествовательными окнами о жизни Иисуса, Девы Марии, святых и пророков, и верхним уровнем со святыми, крупными деятелями и пророками, показывающими славу христианской церкви. Окна повествования обычно читаются снизу вверх и слева направо, создавая связи между сценами, хотя окно «Типологических страстей» (отсек 37) читается сверху вниз. Сцены в одном окне могут быть сгруппированы в квадраты, четырехлистные цветы или лепестки.
Другой читает с востока (место восхода солнца, напоминающее Бытие 1) на запад (место захода солнца, напоминающее о смерти и воскресении Христа, а также о Страшном суде ) и с севера (со сценами из Библии и жизни Христа) на юг. (провозглашающее искупление и Царство Божие после второго пришествия Христа), два чтения, которые можно объединить в крестообразном плане собора. Окно-роза Страшного суда расположена над главной западной дверью, в то время как северное окно, сосредоточенное на Мадонне с Младенцем, напоминает о Воплощении, ведущем к искуплению, а южное окно - о Христе Торжествующем в окружении 24 старцев Апокалипсиса, возвещает о втором пришествии Христа. и Царство Божие.
Другая интерпретация разделяет окна по их расположению в нефе, трансептах и хоре, причем каждое из трех связано с определенным периодом в истории откровения. В Шартре это сделать труднее, чем в других церквях. Однако в этот период в Шартрском соборе хранились сотни реликвий, не только покров Девы Марии , но и мощи святых, Петра, Фомы, Екатерины, Маргариты и других - поскольку показать их все публике было невозможно, окна стали напоминанием. епархической коллекции реликвий для верующих и паломников. [2]
Техника и мастер-классы
[ редактировать ]Оконное стекло производилось во Франции с V века, причем самым старым сохранившимся фигурным стеклом страны было « Виссембургский Христос» . Недавняя реставрация окон в Шартре поставила под сомнение утверждения Луи Гродецки о том, что они были произведены двумя основными мастерскими: [10] один делает окно «Добрый самаритянин», а другой — окно «Жизнь святого Любина».
Стилистический анализ выявил до пяти разных художников по стеклу, которые работали над окном «Добрый самаритянин», включая второстепенных художников по стеклу и главного художника по стеклу, хотя он также показал, что вторичный художник по стеклу на одном окне мог быть мастером по стеклу. -художник по другому. Этот акцент на отдельных людях, а не на мастерских, более отчетливо виден в витражах 14 века и, вероятно, был направлен на увеличение скорости производства.
Анализ стекол показал, что изначально они были одного цвета и одинаково подвергались коррозии, а это означает, что все художники по стеклу использовали одно и то же стекло. Единственным исключением является окно «Жизнь святого Евстафия», стекло которого имеет другой цвет и по-разному подверглось коррозии, что подтверждает вывод Гродецкого о том, что оно было создано сторонним художником по заказу собора и привезшим с собой собственный запас стекла.
Монах Феофил Пресвитер подробно описал производство стекла в начале XII века в своем трактате Schedula diversum artium : художник по стеклу должен был проследить композицию окна на панели из беленого дерева, прежде чем разрезать на нем стеклянные части и наконец то покрасил и собрал. [11]
-
бухта 44
Притча о добром самаритянине -
бухта 45
Жизнь святого Любена -
бухта 43
Жизнь святого Евстафия
Нумерация отсеков
[ редактировать ]Номера отсеков были установлены в Corpus vitrearum от 0 до 99 на нижнем уровне, начиная с шевета и заканчивая фасадом нефа. 0 — залив на оси апсиды или оси часовни. Нечетные номера — это заливы на северной стороне, а четные — заливы на южной стороне. Окна верхнего уровня расположены от 100 до 199 по тем же принципам: пролет 100 - это пролет на оси хора.
Детали нижних окон лучше всего видны из прохода и амбулатории. Начиная с центра нефа перед западным окном-розеткой, окна описываются по кругу против часовой стрелки, проходя через южную сторону нефа, южный трансепт, амбулаторию, северный трансепт и, наконец, северную сторону. нефа.
Верхние окна лучше всего видны с противоположной стороны прохода от просматриваемого окна, но, поскольку они выше нижних, их труднее рассмотреть. Обход идет по часовой стрелке, начиная с северной стороны нефа, южного трансепта, хора, апсиды, северного трансепта и, наконец, южной стороны нефа. Те, что в нефе и трансептах, состоят из двух ланцетов и окна-розы с восемью лепестками, в то время как те, что в хоре, состоят из двух обращенных друг к другу ланцетов под розой, а те, что в апсиде, состоят из одиночных ланцетов. Чтобы увидеть окна за главным алтарем, нужно пересечь хор.
Розовые окна
[ редактировать ]Запад
[ редактировать ]Он состоит из трех ланцетов (отсеки 49–51) под большим окном-розеткой (141), последнее состоит из 12-лепесткового глаза и 12 секций, каждая из которых состоит из 2 медальонов, а также двенадцати меньших кругов, разделенных четырехлистниками . Вместе они образуют большое христологическое полотно, посвященное Воплощению Логоса в образе Иисуса Христа, идущее от его ветхозаветных человеческих корней (Древо Иессея), через Его воплощение (Рождество) и жертвоприношение (Страсти), заканчивающееся искуплением для тех, кто верьте в него (Страшный суд в главном западном окне-розетке).
Три ланцета датируются серединой XII века, что делает их старейшим витражом в соборе. Эта часть собора была построена после пожара 1135 года и является единственной частью, уцелевшей после пожара 1195 года. Центральный ланцет показывает рождение и жизнь Христа, а по бокам расположены два ланцета немного меньшего размера, изображающие его Страсти и его человеческие и Давидовы корни, с Древом Иессея . [Примечание 2] самое раннее сохранившееся изображение этого мотива на витражах, датируемое 1145 годом. Оно датируется позже «Стрипами Джесси» Сугерия на витражах шеве Сен-Дени, названного в честь первых слов ответного гимна Фульберта Шартрского к празднику. Девы Марии [Примечание 3] ., но последний был сильно отреставрирован.
Окно-роза было сделано шестьдесят лет спустя, в 1215 году, после пожара 1195 года, при этом неф нового собора был выше. В его центре изображен Христос-Судия со своими окнами, ангелами и четырьмя зверями из Книги Откровения. Наверху изображены Авраам и избранные, а внизу – взвешиваемые души и двенадцать апостолов.
Юг (отсек 122)
[ редактировать ]Предложенный семьей Дре Бретань, в которую входил Пьер Моклерк, он был изготовлен между 1221 и 1230 годами. Он состоит из пяти ланцетов под большим окном-розой, состоящим из двенадцатилепесткового глаза, затем двенадцати секций, состоящих из медальонов, затем двенадцати круги, затем двенадцать четырехлистников и, наконец, двенадцать полукругов с медальонами.
Номер отсека | Имя | Доноры | Даты | База Палисси | Викисклад |
---|---|---|---|---|---|
122 | Семейное окно Dreux Bretagne | Пьер Моклерк, Аликс де Туар | 1221-1230 | База Палисси : PM28000814 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 122, на Викискладе? |
Ланцеты
[ редактировать ]На центральном ланцете изображена Мадонна, держащая на руках Младенца Христа, а по бокам симметрично расположены четыре евангелиста (слева направо, Лука , Матфей , Иоанн и Марк ), сидящие на плечах главных ветхозаветных пророков (слева направо Иеремия , Исайя , Иезекииль и Даниил ), вспоминая знаменитый образ Бернара Шартрского , магистра и канцлера Шартрской школы, переданный Иоанном Солсберийским в 400-м колофоне его Металогикона , — «Бернар Шартрский говорил, что мы подобны карликам, восседающим на плечах великанов, и мы можем видеть лучше и дальше их не потому, что наше зрение более проницательно или наши размеры больше, а потому, что мы подняты в воздух и унесены в воздух благодаря их гигантской высоте». [Примечание 4]
Ниже Девы Марии находятся фигуры Пьера Дрё или Пьера Моклера и Аликс Туарской , а также гербы графов Дрё слева (слева ниже Иеремии) и изображения их дочери Иоланды Бретонской (ниже Иезекииля). и их старший сын Жан ле Ру (родился в 1217 году).
Окно-роза
[ редактировать ]Это иллюстрирует первое видение в Книге Откровения (4, 1-11) фигуры с лицом из яспара и сардоникса, сидящей на престоле на небесах, окруженной радугой, подобной изумруду, двадцати четырех старцев в белых одеждах и золотых венцах. и четыре животных, и семь светильников пред престолом. В центре окна изображен Христос в величии, а первый круг, идущий по часовой стрелке снизу слева, показывает четырех живых существ: льва, быка, человека и орла, которые также считаются символами четырех евангелистов. В других окнах изображены каждающие ангелы. Следующие два круга изображают двадцать четыре старца с четырехлистниками с гербом семьи Дре между этими двумя кругами.
-
бухта 122
Окно-роза и ланцеты южного трансепта -
Бухта 122, ланцет
Аликс из Туара -
Бухта 122, ланцет
Пьер Моклерк -
бухта 122
Ланцеты главного фасада южного трансепта
Север (залив 121)
[ редактировать ]Оно также известно как «Окно Дома Франции», поскольку оно было профинансировано Людовиком IX Французским и его матерью Бланшой Кастильской в 1230 году. Оно состоит из пяти ланцетов под большим окном-розеткой, нижние углы которого обрамлены с каждой стороны по четыре маленьких ланцета. Роза состоит из двенадцатилепесткового центрального глаза, затем двенадцати секций медальонов, затем двенадцати квадратных, затем двенадцати четырехлистников и, наконец, двенадцати полукруглых медальонов.
Номер отсека | Имя | Доноры | Даты | База Палисси | Викисклад |
---|---|---|---|---|---|
121 | Окно Дома Франции | Святой Людовик и Бланка Кастильские | 1230 | База Палисси : IM28000460 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 121, на Викискладе? |
Ланцеты
[ редактировать ]Крайний левый ланцет изображает царя-священника Мелхиседека над Навуходоносором , последний поклоняется идолу. На следующем ланцете изображен царь Давид, держащий арфу над Саулом, бросающимся на свой меч, причем последний символизирует грех гнева, а на следующем ланцете изображена Дева Мария на руках Святой Анны , а внизу изображен французский королевский герб. На четвертом ланцете изображен царь Соломон над Иеровоамом , последний поклоняется золотому тельцу , а на последнем ланцете изображен первосвященник Аарон над фараоном и его войском, тонущим в Красном море .
Роза
[ редактировать ]В центре находится Мадонна с Младенцем, окруженная концентрическими кругами. На внутренней изображены четыре голубя (символизирующие дары Святого Духа), ангелы-кадилы, ангелы-свечники и херувимы. Второй круг состоит из ромбов, показывающих родословную царей Иудеи из Евангелия от Матфея . [Примечание 5] Третий и последний круг изображает двенадцать малых пророков Ветхого Завета . Между вторым и третьим кругами расположены четырехлистники с гербом Королевства Франции.
-
бухта 121
Северный фасад трансепта -
бухта 121
Роза (подробно) -
бухта 121
Роза -
Бухта 121, ланцет
Соломон
Нижние окна
[ редактировать ]Имеется 52 нижних окна (от 0 до 51). В северном и южном концах амбулатории шесть из них состоят из двух ланцетов каждый под окном-розеткой, в результате чего общее количество окон достигает 64.
Окна истории
[ редактировать ]В отличие от верхних окон, в которых показаны большие изображения главных фигур в полный рост, нижние окна предназначены для просмотра крупным планом. Состоящие из последовательных панелей, обычно читающихся снизу вверх и слева направо, они показывают повествования из Библии, апокрифов и житий святых, многие из которых также появляются в « Золотой легенде» , написанной через пятьдесят лет после того, как были сделаны окна. Иногда их называют «легендариями» («legendaires» по-французски), что означает «вещи, которые необходимо прочитать». Они составляли настоящий визуальный катехизис , и проповедники советовали паломникам смотреть на эти иллюстрации.
К югу от нефа
[ редактировать ]-
бухта 38
Чудеса Богоматери -
бухта 40
Вандомская капелла -
бухта 42
Смерть, Погребение и Успение Богородицы -
бухта 44
Притча о добром самаритянине -
бухта 46
Жизнь святой Марии Магдалины -
бухта 48
Окно Святого Иоанна Богослова
- 48 - Житие Иоанна Богослова
Опирается на традиционные легенды II века о чудесах и смерти святого. [12] позже была включена в Якоба де Ворагина » «Золотую легенду . Гильдия оружейников, 1205–1215 гг.
- 46 - Жизнь святой Марии Магдалины
Сочетает в себе рассказы о проповедях Марии Магдалины, евангелизации Прованса и легенду о ее смерти. Гильдия водоносов, 1205–1215 гг.
- 44 - Притча о добром самаритянине
Помещено параллельно с Грехопадением из Книги Бытия. Гильдия сапожников, 1205–1215 гг.
- 42 - Смерть и Успение Богородицы
Показаны апостолы при смерти, чудеса, связанные с его погребением и ее Успением. Гильдия сапожников, 1205–1215 гг.
- 40 - Вандомская семья
15-го века, В стиле яркой готики в отличие от примитивной готики 13-го века остальной части нефа, в заливе изображены (слева направо) даритель, его сестра, их отец и брат дарителя, стоящие на коленях со своими супругами. Тимпан — сцена Страшного суда.
Донор Луи, граф Вандомский , 1417 год.
- 38 - Чудеса Богородицы
Показывает паломничество в Шартр, строительство собора и некоторые чудеса Шартрской Богоматери. Нижний круг подчеркивает призыв к щедрости паломников для финансирования проекта. Гильдия мясников, 1205–1215 гг.
Южный трансепт
[ редактировать ]Южный трансепт состоит из трех отсеков, каждый из которых состоит из ланцета. Два выходят на запад и один на восток из-за наличия двойной амбулатории.
Пролет 32, финансируемый американскими архитекторами, датируется 1954 годом, пролет 34 состоит из фрагментов конца 15 и начала 16 веков, а пролет 36 относится к 12–13 векам, но не находится на своем первоначальном месте.
-
бухта 32
Жизнь святого Фульбера -
бухта 34
Фрагменты картины «Воскресение Лазаря», гризайль. -
бухта 36
Житие святителя Аполлинария
Залив | Заголовок | Доноры | Даты | База Палисси | Викисклад |
---|---|---|---|---|---|
36 | Житие святителя Аполлинария | Тьерри, каноник | 1205-1215 В базу добавлено 1328 панелей, тщательно отреставрирован Годеном в 1908 году, затем другими в 1909 году. |
База Палисси : PM28000810 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) База Палисси : IM28000468 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) |
СМИ, связанные с заливом 36, на Викискладе? |
34 | Фрагменты воскресения Лазаря Гризайль с каймой из корон и геральдических лилий |
«Подарено около 1840 года месье Дюге. , помещик из Менвилье, приобретший окно в Париже» (перевод надписи на окне |
Конец 15 или начало 16 века. 1924 гризайль К. Лорена |
База Палисси : PM28000807 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) База Палисси : IM28000466 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) |
СМИ, связанные с заливом 34, на Викискладе? |
32 | Жизнь святого Фульбера | Американские архитекторы | 1954 г., дизайн Ф. Лорина. | База Палисси : PM28000807 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 32, на Викискладе? |
Амбулаторный
[ редактировать ]Южная амбулатория (30-26)
[ редактировать ]Окна Шартра славятся своим кобальтовым синим цветом, известным как «синий Шартр» или «синий романский стиль», который впервые появился в мастерских базилики Сен-Дени в 1140-х годах, а также использовался в соборе Ле-Мана . Благодаря натриевой основе, окрашенной кобальтом, он более устойчив, чем красный и зеленый цвета той же эпохи. [13] [14]
«Нотр-Дам де ла Бель-Верьер», одно из 75 изображений Девы Марии в Шартрском соборе, обязан своей славой этому исключительному кобальтово-синему цвету. Он почти погиб во время пожара 1194 года, уцелела только центральная панель с изображением Мадонны с Младенцем и три окна над главной дверью.
-
бухта 26
Благовещение -
бухта 28
Зодиак и жизнь Девы -
бухта 30
Нотр-Дам де ла Бель-Верьер и жития святых Антония и святого Павла -
бухта 30
Нотр-Дам де ла Бель Верьер, деталь
Южная амбулатория | |||||
30 | 2 ланцета Слева: Нотр-Дам-де-ла-Бель-Верьер. Справа: Жизнь святых Антония и святого Павла. Oculus: Кормящая Дева [15] |
- Торговцы рыбой |
1180 1215–1220 Восстановлен в 20 веке Годеном и Мишелем Пети. |
База Палисси : IM28000465 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 30 (слева) на Викискладе? СМИ, связанные с отсеком 30 (справа) на Викискладе? |
28 | 2 ланцета Слева: Зодиак и произведения месяцев. Справа: Жизнь Богородицы. Окулус: Благословение Христа, Альфа и Омега |
Теобальд VI, граф Шартрский Виноделы |
1217–1220 Восстановлен в 20 веке Годеном и Жаном Море. |
База Палисси : IM28000515 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с Зодиаком , на Викискладе? СМИ, связанные с отсеком 28 (справа) на Викискладе? |
26 | Балдахин Благовещения: 2 ланцета гризайль Окулус: Христос благословляет и восседает на троне |
- | 13 век Восстановлен в 20 веке К. Лореном и Годеном. |
База Палисси : PM28000821 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с отсеком 26, на Викискладе? |
Часовня Всех Святых (24-20)
[ редактировать ]-
Часовня Всех Святых
Отсеки 20, 22 и 24 (слева направо)
Залив | Местоположение или название | Доноры | Даты | База Палисси | Викисклад |
---|---|---|---|---|---|
Часовня Всех Святых | СМИ, связанные с часовней Всех Святых, на Викискладе? | ||||
24 | Гризайль | - | 16 век с элементами 13 века. Тщательно отреставрирован в 1961 году Лорином. |
База Палисси : PM28000820 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с отсеком 24, на Викискладе? |
22 | Гризайль | - | 16 век с элементами 13 века. Тщательно отреставрирован в 1961 году Лорином. |
База Палисси : PM28000820 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с отсеком 22, на Викискладе? |
20 | Жизнь Святого Мартина | Курьеры | 1215–1225 | База Палисси : IM28000392 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 20, на Викискладе? |
Часовня исповедников (18-10)
[ редактировать ]-
Бухты 10 и 12
Гризайль и Святой Ремигиус -
бухта 12
Святой Ремигиус -
бухта 14
Святой Николай -
бухта 16
Святая Маргарита и Святая Екатерина -
бухта 18
Сент-Томас Бекет
Залив | Местоположение или название | Доноры | Даты | База Палисси | Викисклад |
---|---|---|---|---|---|
Часовня исповедников (апсидальная или лучистая часовня) |
СМИ, связанные с часовней исповедников, на Викискладе? | ||||
18 | Жизнь святого Фомы Бекета | Кожевники | 1215–1225 Восстановлен Годеном в 1921 году. снова восстановлен Лорином в 1996 году. |
База Палисси : IM28000393 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 18, на Викискладе? |
16 | Жизнь Святой Маргариты Жизнь святой Екатерины |
- | 1210–1225 | База Палисси : PM28000818 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с отсеком 16, на Викискладе? |
14 | Жизнь и чудеса святителя Николая | - | 1215–1225 5 нижних панелей разрушены в 1791 г., заменен Лорином в 1924 году |
База Палисси : IM28000470 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с отсеком 14, на Викискладе? |
12 | Жизнь святого Ремигия | - | 1210–1225 |
База Палисси : PM28000818 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с отсеком 12, на Викискладе? |
10 | Гризайль | - | 13 век Восстановлен в 1417 году Жаном Перье. с добавлением Святителя Николая, воскрешающего троих детей |
База Палисси : IM28000518 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с отсеком 10, на Викискладе? |
Вход в часовню Святого Пиата (8-6).
[ редактировать ]-
Отсеки 6 и 8
Вход в часовню Святого Пиата. -
бухта 6
Гризайль: Святой Пиат с книгой, стоящий на постаменте под балдахином. -
бухта 8
Сен-Сильвестр
Залив | Местоположение или название | Доноры | Даты | База Палисси | Викисклад |
---|---|---|---|---|---|
8 | Житие святого Сильвестра | Каменщики и камнерезы | 1210–1225 Восстановлен Годеном в 1921 году. снова восстановлен в 1999 году |
База Палисси : IM28000519 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с отсеком 8, на Викискладе? |
6 | Гризайль: Святой Пиат | Иоанн II Франции | 1350–1360 Восстановлен Годеном в 1921 году. |
База Палисси : PM28000819 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с отсеком 6, на Викискладе? |
Часовня Апостолов (4-3)
[ редактировать ]-
Отсеки 1, 0 и 2
-
бухта 3
Гризайль -
бухта 1
Святой Симон и Святой Иуда -
залив 0
Жития апостолов -
бухта 1
Жития святого Симона и святого Иуды
Залив | Заголовок | Доноры | Даты | База Палисси | Викисклад |
---|---|---|---|---|---|
4 | Жизнь святого Павла | - | 1210–1225 Восстановлен в 1872 году Коффетье, снова восстановлен в 1999 году. |
База Палисси : IM28000517 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с отсеком 4, на Викискладе? |
2 | Жизнь святого Андрея | - | 1210–1225 Восстановлен в 1872 году Коффетье. снова восстановлен в 1998–1999 годах Пети. |
База Палисси : IM28000398 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с отсеком 2, на Викискладе? |
0 | История апостолов | Пекари | 1210–1225 Восстановлен в 1872 году Коффетье. снова восстановлен в 1921 году Лорином, снова восстановлен в 1994–1995 гг. |
База Палисси : IM28000390 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с отсеком 0, на Викискладе? |
1 | Жития святого Симона и святого Иуды | Анри Нобле, пушка | 1220–1225 Восстановлен в 1921 году Лорином. снова восстановлен в 2000–2001 годах Пети. |
База Палисси : IM28000399 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с отсеком 1, на Викискладе? |
3 | Гризайль | - | 13 век Восстановлен в 20 веке К. Лореном и Годеном. |
База Палисси : PM28000821 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) |
Часовня в восточной части большинства соборов посвящена Деве Марии и поэтому известна как Часовня Леди , но Шартрский собор сам посвящен Деве Марии, поэтому его часовня в восточной части посвящена апостолам и их евангелизации. Именно в этой часовне Папа Иннокентий III начал Альбигойский крестовый поход в 1208 году, упомянув миссию апостолов и подчеркнув, что епископы являются их преемниками.
Боковая часовня (5-7)
[ редактировать ]-
Отсеки 7 и 5
-
бухта 7
Карл Великий -
бухта 5
Святой Иаков Великий
Залив | Местоположение или название | Доноры | Даты | База Палисси | Викисклад |
---|---|---|---|---|---|
Боковая часовня (отсеки 5 и 7) |
|||||
5 | Жизнь святого Иакова Великого | Скорняки и драпировщики | 1210–1225 Восстановлен в 1921 году Лорином. повторно отреставрирован в 1994-1995 годах мастерской Avice-France Vitrail. |
База Палисси : IM28000391 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с отсеком 5, на Викискладе? |
7 | Жизнь Карла Великого | Скорняки | 1225 Восстановлен Лорином в 1921 году, снова восстановлен в 1999 году. |
База Палисси : IM28000516 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с отсеком 7, на Викискладе? |
Часовня мучеников (9-17)
[ редактировать ]-
Часовня мучеников
Отсеки 15, 13 и 11 -
Жизнь святого Стефана
бухта 13
Залив | Местоположение или название | Доноры | Даты | База Палисси | Викисклад |
---|---|---|---|---|---|
Часовня мучеников (апсидальная или лучистая часовня) |
СМИ, связанные с Часовней мучеников, на Викискладе? | ||||
9 | Жизнь святых Феодора и святого Винсента | - | 1210–1225 | База Палисси : PM28000818 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с отсеком 9, на Викискладе? |
11 | Жизнь святого Панталеона | Николя Ли (или Ле) Сене | 1220–1225 Восстановлен в 1921 году Лорином. снова восстановлен в 2000-2001 годах компанией Avice-France Vitrail. |
База Палисси : IM28000396 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с отсеком 11, на Викискладе? |
13 | Жизнь святого Стефана | Сапожники | 1220–1225 Восстановлен в 15 веке (нижняя граница скрыта), снова восстановлен в 1922 году Лорином, снова восстановлен в 1999-2000 годах компанией Avice-France Vitrail. |
База Палисси : IM28000394 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с отсеком 13, на Викискладе? |
15 | Жизнь святого Шерона | Камнерезы и скульпторы | 1220–1225 Восстановленный в 17 веке, одна панель отреставрирована в 1915 году, весь залив восстановлен Лорином в 1922 году. и снова в 1998–1999 годах от Пети. |
База Палисси : IM28000395 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с отсеком 15, на Викискладе? |
17 | Жизнь святого Савиниана и Святой Потенциан |
- | 1210–1225 | База Палисси : PM28000818 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 17, на Викискладе? |
Придел (19-23)
[ редактировать ]-
Боковая часовня:
Отсеки 23, 21 и 19 (слева направо) -
бухта 23
Житие святого апостола Фомы
Залив | Местоположение или название | Доноры | Даты | База Палисси | Викисклад |
---|---|---|---|---|---|
19 | Гризайль | - | около 1240 г. Восстановлен в 20 веке К.Лореном и Годеном. |
База Палисси : PM28000821 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 19, на Викискладе? |
21 | Житие святого Юлиана Госпитальера [16] | - | 1210-1225 Реставрирован в конце 19 - начале 20 веков Лореном и Годеном. |
База Палисси : PM28000818 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 21, на Викискладе? |
23 | Житие святого апостола Фомы | - | 1210–1240 Реставрирован в конце 19 - начале 20 веков Лореном и Годеном. |
База Палисси : PM28000818 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 23, на Викискладе? |
Северная амбулатория (25-29)
[ редактировать ]-
Часовня Богоматери Колонны
бухта 29 -
бухта 25
Декоративная гризайль
Залив | Сайт или имя | Доноры | Даты | База Палисси | Викисклад |
---|---|---|---|---|---|
25 | 2 ланцета гризайль внизу окулус благословения Христа на престоле |
- | 1230–1250 Восстановлен в начале 20 века Ш. Лореном и Годеном. |
База Палисси : PM28000821 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с отсеком 25, на Викискладе? |
27 | 2 ланцета гризайль внизу окулус благословения Христа на престоле |
- | 1230–1250 Восстановлен в начале 20 века Ш. Лореном и Годеном. |
База Палисси : PM28000821 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 27, на Викискладе? |
Часовня Богоматери Колонны | СМИ, связанные с часовней Богоматери Колонны, на Викискладе? | ||||
29 | 2 ланцета Слева: Житие святого Германа Осерского. Справа: Чудеса святителя Николая. Окулус: Благословение Христа тетраморфом . |
Каноник Жоффруа Шардонель Этьен Шардонель, каноник |
1225–1235 Оба ланцета восстановлены в 1919 году Лорином. левый ланцет восстановлен в 1925 году, весь залив восстановлен в 1999 году компанией Avice-France Vitrail (Ле-Ман). |
База Палисси : IM28000521 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 29, на Викискладе? |
Северный трансепт
[ редактировать ]В северной части трансепта отсек 31 датируется 1971 годом, а отсек 33 включает фрагменты панелей XII и XIII веков, перемонтированных с современными элементами в 1964 году.
-
бухта 35
Притча о блудном сыне -
бухта 31
Примирение между Богом и человечеством
Залив | Имя | Доноры | Даты | База Палисси | Викисклад |
---|---|---|---|---|---|
31 | Окно, символизирующее примирение между Богом и человечеством |
Немецкая ассоциация Друзья Шартрского собора |
1971 Лорин мастерская |
База Палисси : PM28000807 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 31, на Викискладе? |
33 | Растительный декор | - | Фрагменты XII и XIII веков. включен в новый окно работы Ф. Лорина 1964 г. |
База Палисси : PM28000807 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 33, на Викискладе? |
35 | Притча о блудном сыне | - | 1205–1215 Восстановлен Лорином в 1923 году. снова восстановлен в 1980-х годах |
База Палисси : IM28000467 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 35, на Викискладе? |
К северу от нефа
[ редактировать ]В отличие от других окон, окна «Страстей и искупления» (отсек 37) читаются сверху вниз.
-
бухта 47
Жизнь Ноя -
бухта 41
Жизнь Иосифа -
бухта 39
Жизнь и чудеса святителя Николая -
бухта 37
Типологическая страсть
(Снятие с креста)
Залив | Имя | Доноры | Даты | База Палисси | Викисклад |
---|---|---|---|---|---|
37 | Страсть и искупление | Мастера-ковали | 1205–1215 7 панелей разрушены в 1816 г.; восстановлен Лорином в 1876 году, восстановлен в 1980-х годах |
База Палисси : IM28000464 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 37, на Викискладе? |
39 | Жизнь и чудеса Святого Николая |
аптекари | 1220–1225 Восстановлен Годеном в 1924 году. снова восстановлен в 1980-х годах |
База Палисси : IM28000463 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 39, на Викискладе? |
41 | Жизнь Иосифа | Менялы | 1205–1215 Восстановлен Годеном в 1924 году. снова восстановлен в 1980-х годах |
База Палисси : IM28000476 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 41, на Викискладе? |
43 | Жизнь святого Евстафия | Тканильщики и скорняки | 1210 Восстановлен Годеном в 1924 году. снова восстановлен в 1980-х годах |
База Палисси : IM28000475 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 43, на Викискладе? |
45 | Жизнь святого Любена | Торговцы вином | 1205–1215 Восстановлен Годеном в 1924 году. снова восстановлен в 1980-х годах |
База Палисси : IM28000474 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 45, на Викискладе? |
47 | Жизнь Ноя | Плотники, колесные мастера и бондари | 1205–1215 Восстановлен Годеном в 1924 году. снова восстановлен в 1980-х годах |
База Палисси : IM28000473 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 47, на Викискладе? |
-
бухта 37
Типологическая страсть
(Снятие с креста) -
бухта 41
Жизнь Иосифа -
бухта 43
Жизнь святого Евстафия -
бухта 45
Жизнь святого Любена
«Живые» окна
[ редактировать ]Залив | Имя | Доноры | Даты | База Палисси | Викисклад |
---|---|---|---|---|---|
0 | Жития апостолов | Пекари | 1210–1225 | База Палисси : IM28000390 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с отсеком 0, на Викискладе? |
1 | Жития святого Симона и святого Иуды | Анри Нобле, пушка | 1220–1225 | База Палисси : IM28000399 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с отсеком 1, на Викискладе? |
2 | Жизнь святого Андрея | - | 1210–1225 | База Палисси : IM28000398 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с отсеком 2, на Викискладе? |
3 | Гризайль | - | 13 век | База Палисси : PM28000821 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с отсеком 3, на Викискладе? |
4 | Жизнь святого Павла | - | 1210–1225 | База Палисси : IM28000517 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с отсеком 4, на Викискладе? |
5 | Жизнь святого Иакова Великого | Скорняки и драпировщики | 1210–1225 | База Палисси : IM28000391 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с отсеком 5, на Викискладе? |
6 | Гризайль: Сен-Пиат | Иоанн II Франции | 1350–1360 | База Палисси : PM28000819 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с отсеком 6, на Викискладе? |
7 | Жизнь Карла Великого | Скорняки | 1225 | База Палисси : IM28000516 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с отсеком 7, на Викискладе? |
8 | Житие святого Сильвестра | Каменщики и камнерезы | 1210–1225 | База Палисси : IM28000519 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с отсеком 8, на Викискладе? |
9 | Жития святых Теодора и святого Винсента | - | 1210–1225 | База Палисси : PM28000818 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с отсеком 9, на Викискладе? |
10 | Гризайль | - | 13 век – 1417 г. | База Палисси : IM28000518 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с отсеком 10, на Викискладе? |
11 | Жизнь святого Панталеона | Николя Ли (или Ле) Сене | 1220–1225 | База Палисси : IM28000396 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с отсеком 11, на Викискладе? |
12 | Жизнь Сен-Реми | - | 1210–1225 | База Палисси : PM28000818 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с отсеком 12, на Викискладе? |
13 | История святого Стефана | Сапожники | 1220–1225 | База Палисси : IM28000394 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с отсеком 13, на Викискладе? |
14 | Жизнь и чудеса святителя Николая | - | 1215–1225 | База Палисси : IM28000470 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с отсеком 14, на Викискладе? |
15 | Жизнь святого Шерона | Скульпторы и камнерезы | 1220–1225 | База Палисси : IM28000395 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с отсеком 15, на Викискладе? |
16 | Жития святой Маргариты и святой Екатерины | - | 1210–1225 | База Палисси : PM28000818 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с отсеком 16, на Викискладе? |
17 | Жития святого Савиниана и Потенциана | - | 1210–1225 | База Палисси : PM28000818 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 17, на Викискладе? |
18 | Жизнь святого Фомы Бекета | Кожевники | 1215–1225 | База Палисси : IM28000393 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 18, на Викискладе? |
19 | Гризайль | - | в. 1240 | База Палисси : PM28000821 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 19, на Викискладе? |
20 | Жизнь Святого Мартина | Бигуди | 1215–1225 | База Палисси : IM28000392 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 20, на Викискладе? |
21 | Житие святого Юлиана Госпитальера | - | 1210–1225 | База Палисси : PM28000818 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 21, на Викискладе? |
22 | Гризайль | - | 16 век | База Палисси : PM28000820 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с отсеком 22, на Викискладе? |
23 | Житие святого апостола Фомы | - | 1210–1240 | База Палисси : PM28000818 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 23, на Викискладе? |
24 | Гризайль | - | 16 век | База Палисси : PM28000820 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с отсеком 24, на Викискладе? |
25 | 2 ланцета в гризайле внизу окулус Благословения Христа на Престоле |
- | 1230–1250 | База Палисси : PM28000821 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с отсеком 25, на Викискладе? |
26 | Окно Благовещения Oculus: Благословение Христа на престоле |
- | 13 век | База Палисси : PM28000821 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с отсеком 26, на Викискладе? |
27 | 2 ланцета в гризайле внизу окулус Благословения Христа на Престоле |
- | 1230–1250 | База Палисси : PM28000821 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 27, на Викискладе? |
28 | 2 ланцета Слева: Зодиак и произведения месяца. Справа: Жизнь Девы Марии. Окулус: Благословение Христа, Альфа и Омега |
Теобальд VI, граф Шартрский Виноградари |
1217–1220 | База Палисси : IM28000515 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с Галереей зодиака , на Викискладе? СМИ, связанные с правом залива 28, на Викискладе? |
29 | 2 ланцета: 1- Чудеса святителя Николая, 2- Житие святого Германа Осерского , под окулусом Благословение Христа Тетраморфом . |
Жоффруа Шардонель, каноник Этьен Шардонель, каноник |
1225–1235 | База Палисси : IM28000521 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 29, на Викискладе? |
30 | 2 ланцета Слева: «Богоматерь Прекрасная Верьер». Справа: Жития святых Антония и святого Павла. |
- Рыбаки |
1180 1215–1220 |
База Палисси : IM28000465 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 30 (слева) на Викискладе? СМИ, связанные с отсеком 30 (справа) на Викискладе? |
31 | Окно, символизирующее примирение между Богом и человечеством |
Немецкая ассоциация Друзья Шартрского собора |
1971 Лорин |
База Палисси : PM28000807 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 31, на Викискладе? |
32 | Жизнь святого Фульбера | Американские архитекторы | 1954 год, мастерская Лорина. | База Палисси : PM28000807 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 32, на Викискладе? |
33 | Растительный декор | - | XII и XIII века, 1964 г. Мастерская Лорина. | База Палисси : PM28000807 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 33, на Викискладе? |
34 | Гризайль Фрагмент Воскресения Лазаря |
- | Конец 15 или начало 16 века, гризайль работы К. Лорена, 1924 год. | База Палисси : PM28000807 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 34, на Викискладе? |
35 | Притча о блудном сыне | - | 1205–1215 | База Палисси : IM28000467 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 35, на Викискладе? |
36 | Житие святителя Аполлинария | Тьерри, каноник | 1205–1215, 1328 | База Палисси : IM28000468 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 36, на Викискладе? |
37 | Типологическая страсть | Мастера-металлисты | 1205–1215 | База Палисси : IM28000464 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 37, на Викискладе? |
38 | Чудеса Девы Марии | Мясники | 1205–1215 | База Палисси : IM28000469 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 38, на Викискладе? |
39 | Жизнь и чудеса святителя Николая | аптекари | 1220–1225 | База Палисси : IM28000463 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 39, на Викискладе? |
40 | Семья Вандом | Луи, граф Вандомский | 1417 | База Палисси : IM28000404 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 40, на Викискладе? |
41 | Жизнь Иосифа | Менялы | 1205–1215 | База Палисси : IM28000476 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 41, на Викискладе? |
42 | Смерть и Успение Богородицы | Сапожники | 1205–1215 | База Палисси : IM28000405 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 42, на Викискладе? |
43 | Жизнь святого Евстафия | Тканильщики и скорняки | 1210 | База Палисси : IM28000475 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 43, на Викискладе? |
44 | Притча о добром самаритянине | Сапожники | 1205–1215 | База Палисси : IM28000406 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с Galerie du Bon Samaritain, на Викискладе? |
45 | Жизнь святого Любена | Торговцы вином | 1205–1215 | База Палисси : IM28000474 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 45, на Викискладе? |
46 | Жизнь святой Марии Магдалины | Водовозы | 1205–1215 | База Палисси : IM28000407 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 46, на Викискладе? |
47 | Жизнь Ноя | Плотники, колесные мастера и бондари | 1205–1215 | База Палисси : IM28000473 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 47, на Викискладе? |
48 | Житие святителя Иоанна Богослова | Оружейники | 1205–1215 | База Палисси : IM28000408 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 48, на Викискладе? |
49 | Дерево Джесси | - | 1145–1155 | База Палисси : PM28000797 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 49, на Викискладе? |
50 | Рождество и жизнь Христа | - | 1145–1155 | База Палисси : PM28000797 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 50 , на Викискладе? |
51 | Страсть | - | 1145–1155 | База Палисси : PM28000797 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 51, на Викискладе? |
Верхние окна
[ редактировать ]Имеется 44 верхних окна (от 0 до 43). За исключением семи окон апсиды (каждое состоит из одного ланцета) и окон в пролете 132 (ланцеты которого были замурованы в XVI веке для установки главного органа), все основание верхнего этажа состоит из двух окон. ланцеты под розой, в результате чего количество окон достигло 68. Маленькие окна-розы на юге и севере считаются одним окном из-за их специфической композиции.
Неф - южная сторона
[ редактировать ]Все эти окна были отреставрированы Коффетье в период с 1873 по 1883 год. Пролет 132 был замурован для установки главного органа.
-
бухта 130
-
бухта 134
-
бухта 136
-
бухта 138
-
бухта 140
-
бухта 142
Залив | Заголовок | Доноры | Даты | База Палисси | Викисклад |
---|---|---|---|---|---|
142 | Роза: Святой аббат Слева: Сен- Ломер. Справа: Святая Мария Египетская. |
- | 1205–1215 | База Палисси : PM28000811 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 142, на Викискладе? |
140 | Розовый: Христос на троне. Слева: Святой Петр. Справа: Святой Иаков Великий. |
Пекари | 1205–1215 | База Палисси : PM28000811 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 140, на Викискладе? |
138 | Роза: торжественная святая Слева: Святая Вера Справа: Не прикасайся ко мне , Кормящая Мадонна. |
Две женщины-донора | 1205–1215 | База Палисси : PM28000811 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 138, на Викискладе? |
136 | Роза: Святой Джером Слева: Иеремия, Святой Филипп. Справа: Святой Иаков Великий. |
Сапожники, семья доноров | 1205–1215 | База Палисси : PM28000811 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 136, на Викискладе? |
134 | Роза: Святой Августин Слева: Моисей, Святой Варфоломей. Справа: Сен-Калетрик. |
Тернерс, один донор | 1205–1215 | База Палисси : PM28000811 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 134, на Викискладе? |
132 | Роза: Святой Григорий Великий | - | 1205–1215 | База Палисси : PM28000811 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с главными органами, на Викискладе? |
130 | Роза: Святая Илария Пуатье. Слева: святой Симфориан. Справа: Два святых. |
Два донора | 1205–1215 | База Палисси : PM28000811 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 130, на Викискладе? |
Северный трансепт
[ редактировать ]-
Северное окно-роза и отсеки 125 (слева) и 123 (справа)
-
Отсек 117, правая половина:
Святой Филипп и Святой Иуда
Залив | Заголовок | Доноры | Даты | База Палисси | Викисклад |
---|---|---|---|---|---|
115 | Роза: Христос на троне Слева: Святой Юстас. Справа: Благовещение, Рождество, Поклонение волхвов. |
Дом Бомонта | 1225–1235 | База Палисси : PM28000813 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 115, на Викискладе? |
117 | Роза: Священник Слева: святые Филипп и святой Андрей. Справа: святые Филипп и святой Иуда. |
Два священника | 1225–1235 | База Палисси : PM28000813 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 117, на Викискладе? |
119 | Роза: Христос на троне Слева: апостол Фома и святой Варнава. Справа: святой Иуда и святой апостол Фома. |
Два священника | 1225–1235 | База Палисси : PM28000813 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 119, на Викискладе? |
123 | Гризайль с гербами Королевства Франции и Королевства Кастилия. | - | Конец 13 века | База Палисси : PM28000813 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 123, на Викискладе? |
125 | Роза: Слева: Благовещение, Посещение. Справа: Благовещение Иоакиму. |
Жена и дочь Филиппа де Булони |
1225–1235 Завершено в 1880 году. |
База Палисси : PM28000813 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 125, на Викискладе? |
127 | Роза: Филипп Булонский. Слева: Благовещение пастырям, Введение во храм. Справа: Смерть, Успение и Коронация Девы Марии. |
Филипп Булонский | 1225–1235 | База Палисси : PM28000813 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 127, на Викискладе? |
Хор и апсида
[ редактировать ]Южная сторона хора
[ редактировать ]Ланцеты (но не окна-розетки) пролетов 108 и 112 были разрушены в XVIII веке. До их разрушения в отсеке 108 были показаны сцены из жизни святого Варфоломея и Девы Марии, а в отсеке 112 были показаны сцены из жизни святого Евстафия и святого Георгия.
-
Отсеки 118, 110, 112 и 114.
Залив | Заголовок | Доноры | Даты | База Палисси | Викисклад |
---|---|---|---|---|---|
114 | Слева: святитель Иоанн Богослов. и святой Иаков Великий Справа: Рождество, Бегство в Египет. Роза: Лорд Бомонта |
Бушар из Марли Колин |
1210–1225 Восстановлен в 1920 и 1921 годах Лореном и Годеном. |
База Палисси : PM28000817 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 114, на Викискладе? |
112 | Роза: Лорд Куртенэ Гризайль |
Филипп де Куртенэ Гийом де Танле |
1210–1225 Ланцеты уничтожены в 1757, 1773 и 1788 годах. Заменен в 1935–1936 годах гризайлями Лорина. |
База Палисси : PM28000822 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 112, на Викискладе? |
110 | Роза: Лорд Монфор Слева: святой Винсент. Справа: святой Павел. |
Пьер Байар Кассиры |
1210–1225 Восстановлен в 1920 и 1921 годах Лореном и Годеном. |
База Палисси : PM28000817 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 110, на Викискладе? |
108 | Роза: Лорд Монфор Гризайль |
Гийом де ла Ферте. Стефан Сансерский |
1210–1225 Ланцеты уничтожены в 1757, 1773 и 1788 годах. Заменен в 1935–1936 годах гризайлями Лорина. |
База Палисси : PM28000822 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 108, на Викискладе? |
Апсида
[ редактировать ]Северный хор
[ редактировать ]Южный трансепт
[ редактировать ]Неф - северная сторона
[ редактировать ]-
бухта 141
-
бухта 139
-
бухта 137
-
бухта 135
-
бухта 133
-
бухта 131
-
бухта 129
Залив | Заголовок | Доноры | Даты | База Палисси | Викисклад |
---|---|---|---|---|---|
129 | Роза: Мадонна с младенцем Слева и справа: Жизнь святого Мартина. |
Буржуазия Тура | 1205–1215 | База Палисси : PM28000811 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 129, на Викискладе? |
131 | Роза: пахари Слева: Авраам, приносящий в жертву Исаака, и благословляющий Христос. Справа: Авраам, приносящий в жертву Исаака. |
Разнорабочие | 1205–1215 | База Палисси : PM28000811 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 131, на Викискладе? |
133 | Роза: Святой Георгий Слева: Мученичество Святого Георгия. Справа: Месса Святого Джайлса. |
Жители Ножана | 1205–1215 | База Палисси : PM28000811 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 133, на Викискладе? |
135 | Роза: Мадонна и семь даров Святого Духа Слева: апостол Справа: шесть апостолов. |
Менялы | 1205–1215 | База Палисси : PM28000811 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 135, на Викискладе? |
137 | Роза: Сент-Томас Бекет Слева: Святой Николай. Справа: четыре апостола. |
Кассиры Два донора |
1205–1215 | База Палисси : PM28000811 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 137, на Викискладе? |
139 | Роза: Сент-Любен Слева: Святой Стефан. Справа: Святой Лаврентий. |
Ткачи Два донора |
1205–1215 | База Палисси : PM28000811 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 139, на Викискладе? |
141 | Роза: святой епископ Слева: Иона, Даниил, Аввакум. Справа: Искушения Христа. |
Два донора | 1205–1215 | База Палисси : IM28000520 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) | СМИ, связанные с заливом 141, на Викискладе? |
Доноры
[ редактировать ]На строительство нового собора потребовалось несколько пожертвований. В его строительстве участвовали все слои средневекового общества – государи (чьи гербы можно увидеть в окнах фасада северного трансепта), дворяне из регионов Шартр, Иль-де-Франс и Нормандия, капитул собора и торговые гильдии. Дворяне показаны в 26 верхних окнах, но только в трех нижних, поэтому в основном участвовали в финансировании первого - среди изображенных Людовик VIII, Этьен де Сансер, Гийом де ла Ферте, Симон де Монфор, Тибо VI, граф Блуа и Шартрский. , Фердинанд III Кастильский, Рауль де Куртенэ, Робер де Шампиньель, сеньор семьи Бар-Лупи, Бушар де Монморанси, Робер де Бомон, Жан де Курвиль, Пьер де Дре (известный как Моклерк), Жан Клеман де Мец, сеньор из Меза и Аржантана и Филиппа Хюрепеля, графа Булонского. Бланш Кастильская и Людовик IX финансировали строительство северного фасада трансептов, а строительство южного фасада трансептов оплатил Пьер де Дре. Около тридцати братств и корпораций также финансировали изготовление окон и также показаны, в том числе окна для плотников, рабочих, виноградарей, каменщиков, камнерезов, драпировщиков, скорняков и пекарей.
Окна гильдии
[ редактировать ]-
Рыцари сражаются
(отсек 7) -
Рыцарь с фамильным гербом Шампани, вероятно, Тибо VI - Житие Богородицы (пролет 28б)
-
Жизнь святого Иакова Великого: скорняки
(отсек 5) -
Житие святого Иакова Великого: торговцы тканями
(отсек 5) -
Уилрайт и Купер
(отсек 21) -
Плотники
(отсек 21) -
Перевозка бочки
(отсек 45)
-
Сапожник
(отсек 42) -
Черчение вина из бочки - Жизнь Святого Любена (залив 45)
-
Два виноградаря обрезают лозы - Житие Богородицы (залив 28б)
-
Водоносец - Житие святой Марии Магдалины
(отсек 46)
Окна, финансируемые торговыми гильдиями, впервые появились в Шартре и Буржском соборе между 1205 и 1215 годами. 172 окна Шартра включают в себя 125 изображений ремесленников, занятых 25 различными работами - изготовлением, транспортировкой или продажей своей продукции в 42 окнах. [17]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^
...когда главные арки были соединены вместе грудой необычно спиральных сводов...
- ↑ Джесси родил царя Давида. Матфея 1,6
- ↑ Полностью — из подвойа Джесси появился стержень, а из стержня вырос цветок.
И на этом цветке покоится высокий Дух
Жезл – Богородица, цветок – Ее сын . - ^ Бернард из Карнота сказал, что мы подобны карликам, падаем на плечи гигантов, чтобы мы могли видеть больше, чем они, и на более отдаленное расстояние, конечно, не благодаря остроте нашего собственного зрения или возвышению нашего тела, а потому, что нас несут высоко и возносят ввысь гигантские размеры.
- ^ Давид родил Соломона от Вирсавии; Соломон родил Робоама; Ровоам родил Авию; Авия родила Асу; Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озия; Озия родила Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; Езекия родил Манассию... Матфея 1,6-10
Ссылки
[ редактировать ]- ^ База Палисси : Все стеклянные крыши собора Нотр-Дам де Шартр , Министерство культуры Франции. (на французском языке) .
- ^ Jump up to: а б Клодин Лотье, Витражи Шартрского собора: Реликвии и изображения. в: Bulletin Monumental, том 161, № 1, 2003 год, Витражи Шартрского собора: реликвии и изображения, стр. 1–3.
- ^ «Витраж» . Лаборатория исследования исторических памятников . Проверено 23 ноября 2018 г. .
- ^ Анн Праче, Витражи XII века. и век , с. 60–67, Сен-Дени, базилика и сокровища , Археологические файлы, № 261, март 2001 г.
- ^ Луи Гродеки, Витражи Сен-Дени , стр.18, CNRS и Graphic Arts and Crafts, Париж, 1976.
- ^ Жорж Дюби, Средние века – Европа соборов 1140-1280 гг. , с. 58, Éditions d’Art Albert Skira, Женева, 1995 г. ISBN 2-605-00034-6 .
- ^ (на французском языке) Колетт Манеш-Дерембль, Повествовательные витражи Шартрского собора: иконографическое исследование , стр. 205–237.
- ^ (на французском языке) Колетт Манеш-Дерембль, Повествовательные витражи Шартрского собора: иконографическое исследование , стр. 239–268.
- ^ Колетт Дерембл, Витражи собора, иконографическая программа , в Шартре и его соборе , Археология, Специальное издание № 5H, 1994.
- ^ Клодин Лотье, Витражи собора, мастерские художников по стеклу собора 13 века. и века , в Шартре и его соборе , Археология, Внешняя серия № 5H, 1994.
- ^ Искусство и художники -- Витражи -- Техника изготовления витражей .
- ^ Житие святого Иоанна Богослова , окно 48, Шартрский собор .
- ^ Пастуро, Мишель (2002). Синий: история цвета . Париж: Ред. Порога. ISBN 2-02-055725-8 . БнФ 388958840 .
- ^ «Шартрский синий » . Муниципальная библиотека Лиона, Гише дю Савуар . 21 января 2006 года . .
- ^ «Кормящая Богоматерь Маленькой Розы в витражах Шартра» . Блог Жан-Ива Кордье . 9 января 2014 года .
- ^ Видеть Клодин Лотье (2004). Историческое исследование отсека 21: стеклянная крыша церкви Святого Жюльена Госпитальера (на французском языке). Париж: Парижский университет CNRS IV. .
- ^ Уильямс, Джейн В. (1993). Хлеб, вино и деньги . Чикаго: Издательство Чикагского университета. .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Библиография (на французском языке, по дате публикации)
[ редактировать ]- Лассюс, Жан-Батист-Антуан ; Пине-Дюваль, Эжен-Эммануэль-Амори ; Дидрон, Адольф-Наполеон (1867). Монография Шартрского собора, изданная министром народного образования (греч. ин-фол., 2 стр., 72 табл.) (на французском языке). Париж: Печать. национальный.
- Уве, Этьен; Делапорт, Ив (1926). Витражи Шартрского собора .
- Гродецкий, Луи (1958). Chronologie de la cathédrale de Chartres, Bulletin Monumental, том 116, номер 2 . стр. 91–119. дои : 10.3406/bulmo.1958.3831 .
- Corpus vitrearum-Франция; Гродецкий, Луи , ред. (1981). Витражи Центра и региона Луары . Стекловидное тело. Франция, перепись старых витражей во Франции. Полет. 2. Париж: Éditions du CNRS ISBN. 2-222-02780-2 .
- Гродецкий, Луи; Брисак, Катрин (1984). Готические витражи 13 века . Фрибур, Швейцария: Книжная касса.
- Дерембль, Жан-Поль; Манхес, Колетт (1987). Витраж доброго самаритянина: Шартр, Санс, Бурж . Искусство посещения. Париж: Центурион. ISBN 2-227-81002-5 .
- Леви-Годешо, Николь (1987). Шартр раскрывается своей скульптурой и витражами . Формы ночи. Полет. 4. Сен-Леже-Вобан: Зодиак. ISBN 2-7369-0040-5 .
- Дерембль, Жан-Поль; Манхес, Колетт (1988). Легендарные витражи Шартра: истории в картинках . Предисловие Мишеля Пастуро. Париж: Дескле де Брауэр. ISBN 2-220-02725-2 .
- Лотье, Клодин (1990). « Мастера по стеклу нижних сторон нефа Шартра в начале тринадцатого века», Монументальный Бюллетень » Монументальный вестник . 148 (1). Париж: Французское общество археологии : 7–45. дои : 10.3406/bulmo.1990.4264 . ISSN 0007-473X .
- Гродецкий, Луи (1991). Средневековье заново открытое - От Сен-Луи до Виолле Ле Дюк: Мастер Святого Евстафия Шартрского собора / Проблемы готической живописи и Мастер Святого Шерона Шартрского собора . Полет. 2. Предисловие Жана Бони и Жана Таралона. Париж: Фламмарион. ISBN 2-08-010932-4 .
- Манес-Дерембль, Колетт (1993). Сюжетные витражи Шартрского собора: иконографическое исследование . Стекловидное тело. Франция. Исследования. 2. Париж: Золотой леопард. ISBN 2-86377-116-7 .
- Курманн-Шварц, Бриджит (1996). Истории, программа, спонсоры, дизайнеры, благотворители: последние публикации по иконографии витражей Шартрского собора, Bulletin Monumental . Полет. 154.стр. 55–71. дои : 10.3406/bulmo.1996.4515 .
- Праче, Энн (1997). Заметки о строительстве Шартрского собора в свете дендрохронологии, Материалы конференции Средневековый мир и Шартрское общество. Шартр 1194-1994 гг . Пэрис: Пикард. ISBN 2-7084-0511-Х .
- Праче, Энн; Жуанно, Франсуаза (2000). Шартр: Собор Парижской Богоматери . Соборы Франции. Париж: Ред. наследия. ISBN 2-85822-153-7 .
- Курманн-Шварц, Бриджит; Курманн, Питер (2001). Шартр: собор . Небо и камень. Полет. 5. Перевод Томаса де Кайзера. Сен-Леже-Вобан: Зодиак. ISBN 2-7369-0259-9 .
- Лотье, Клодин (2003). «Витражи Шартрского собора. Реликвии и изображения, Монументальный вестник » . Монументальный вестник . 161 (1). Париж: Французское общество археологии: 3–97. дои : 10.3406/bulmo.2003.1180 . ISSN 0007-473X .
- Дерембл, Колетт; Дерембль, Жан-Поль (2004). Путешествие в Средневековье через витражи Шартра . Иллюстрировано Анри Годом. Муасенэ: Год. ISBN 2-84080-110-8 .
- Праче, Энн (2008). Нотр-Дам де Шартр: образ небесного Иерусалима, Наследие . Иллюстрировано Паскалем Этчекопаром. Париж: изд. CNRS. ISBN 978-2-271-06603-9 .
- Болдуин, Джон (2014). Рыцари в Шартре: высокие окна собора . Отчеты о заседаниях. Академия надписей и изящной словесности. стр. 693–726.
- Журд'ей, Ирен (2015). Архитектурная полихромия и витражи «тромплёй» Шартрского собора, Бюллетень монументальный, том 173, номер 3 . стр. 223–248. ISBN 978-2-901837-58-9 .
- Собчик, Агата (2015). Язык, текст, изображение. Детский люэт в коллекциях и витраж Чудес Нотр-Дам-де-Шартр, Каир де цивилизации средневековья 10-12 веков . Полет. 58.стр. 113–121. .
См. также
[ редактировать ]- Окно доброго самаритянина, собор Шартрской Богоматери
- Окно Святого Томаса Бекета в Шартрском соборе
- Витражи во французской готике
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Колетт и Жан-Поль Дерембль (2015). «Витражи Шартра» (PDF) (на французском языке). Международный центр витражей .
- Мишель Декейстер. «Витражи Шартрского собора» (на французском языке) . Проверено 4 марта 2016 г.
- Собор Нотр-Дам де Шартр. «Витражи собора Парижской Богоматери в Шартре» (на французском языке) . Проверено 2 декабря 2018 г.
- Денис Кригер. «Мои любимые витражи — Собор Парижской Богоматери в Шартре, Эр и Луар» (на французском языке) . Проверено 2 декабря 2018 г.
- Доктор Стюарт Уотлинг. «Корпус средневекового повествовательного искусства» . Проверено 4 марта 2016 г.
- Элисон Стоунс. «Образы средневекового искусства и архитектуры Франции: Шартр (собор Нотр-Дам)» . Проверено 2 ноября 2018 г.