Jump to content

Окно Святого Томаса Бекета в Шартрском соборе

Целое окно.

Окно Святого Фомы Бекета в Шартрском соборе — витраж 1215–1225 годов в Шартрском соборе , расположенный за решеткой в ​​часовне Исповедников, второй часовне южной амбулатории . Его высота 8,9 м, ширина 2,18 м, он был построен на средства гильдии кожевников. [1] Крайнее левое из пяти стрельчатых окон часовни, его трудно рассмотреть, оно сильно корродировано окислением стекла, из-за чего его левую сторону особенно трудно читать.

Он современник нынешнего собора, построенного после пожара 1194 года. [1] Он был классифицирован как исторический памятник в первом списке в 1840 году. [1] Окно было восстановлено Годеном в 1921 году и мастерской Лорена в 1996 году. [1] Он разделен по вертикали на одиннадцать равных регистров десятью горизонтальными свинцовыми элементами.

Окно, спрятанное за правой стойкой.

Окно состоит из четырех основных кругов, каждый на двух регистрах. Эти регистры состоят из квадратных панелей, изображающих историю, и двух пограничных панелей. Между каждым основным кругом находится промежуточный регистр с центральным четырехлистником с квадратной панелью истории в центре, окруженной с обеих сторон двумя прямоугольными панелями, продолжающими границу, и получетырехлистником, также показывающим историю.

Четыре круга на синем фоне окаймлены красным «орлом», затем синим «орлом», усеянным желтыми цветами четырехлистника и узкой полосой белого жемчуга.

Генрих II Английский сделал Томаса Бекета канцлером Англии в 1155 году, и в этой роли он прожил жизнь великого лорда. [2] Затем в 1162 году он сделал его архиепископом Кентерберийским, надеясь, что тот подчинит церковь государственной власти, но Томас избрал противоположный курс и был сослан во Францию, где провел несколько длительных пребываний в Шартре в сопровождении своего друга и секретаря Джона Солсберийского. , который в 1176 году стал епископом Шартра . [2] Тем временем Томас был убит в Кентерберийском соборе четырьмя королевскими рыцарями в 1170 году и канонизирован лишь три года спустя.

Окно было открыто всего через пятьдесят лет после изгнания и мученической смерти Беккета, в последние годы правления Филиппа II Августа , когда борьба с местными властями также привела к возникновению Королевства Франции . Филипп изгнал Одо Сюллийского с поста архиепископа Парижского после того, как последний выступил против развода Филиппа, что привело Одо к наложению интердикта на королевство . Это придало современный французский резонанс изображению в окне Беккета, сопротивляющегося вмешательству «плохого короля» в дела Церкви, тогда как «хороший король» должен защищать Церковь. [2]

Различия

[ редактировать ]

Композиция окна сильно отличается от других в Шартре. [2] в котором история основного субъекта рассказывалась непрерывно снизу вверх. На картине Беккета показано изгнание святого в первом главном круге двух нижних регистров, а в третьем регистре показаны дарители в необычно высоком положении (обычно они изображались у основания и по бокам самого нижнего регистра).

Основная агиография Беккета начинается только с четвертого регистра и далее, с нимбом, добавленным только на его смертном одре после его мученической кончины, хотя изображения в изгнании также показывают его с нимбом. Эти аномалии позволяют предположить, что первый основной круг следует читать как независимое повествование и особый памятник его визиту в Шартр, возможно, даже опираясь на рассказы о нем тех, кто видел его там. Такая интерпретация сделала бы реестр дарителей границей между окном изгнания и основным житием.

Описание

[ редактировать ]

Томас переезжает во Францию

[ редактировать ]
1а: Томас Беккет в изгнании :

Мужчина с дубинкой выталкивает Томаса из города к дереву, изображенному с зубцами и открытыми воротами (отверстие обычно показано красным). Фома изображен с нимбом в архиерейском облачении, с архиерейской митрой и крестом.

Его изгнание последовало за обнародованием Генрихом II 30 января 1164 года Конституции Кларендона , сборника юридических процедур, контролирующих выборы новых прелатов и дающих королевским судам право созывать духовенство. Бекет был единственным, кто отказался подписать их и, обвиненный в противодействии королевской власти, решил отправиться в изгнание.

1b: Изгнание семьи и друзей Томаса Беккета :

В продолжении 1а показаны двое мужчин с дубинками, пасущие троих мужчин, женщина с прической «туре» и двое детей перед ними. Первый мужчина в центре несет прямоугольную фигуру, возможно, книгу или шкатулку для драгоценностей. Обработка голов детей неясна – возможно, одна из них положила голову на плечо другой фигуры, или кусок стекла мог быть неправильно собран. Представление предполагает изгнание силой как критику Генриха, тогда как на самом деле Томас добровольно выбрал изгнание.

«все друзья и родственники святого, без различия положения и состояния, достоинства и положения, возраста и пола, были сосланы, как и он» (из собрания Шартрских литургий — actus ergo in exilium ). [2]
2а: Томас Беккет встречает Людовика VII :

В сборнике литургий в Шартре говорится, что Фома высадился в Виссане , деревне к юго-западу от Кале на Кот-д'Опале , и что по пути оттуда в Сан он встретил Людовика VII Французского в Суассоне и дружески беседовал с ним. . [2] На панели изображены Фома с его епископской митрой, облачением и крестом в центре и Людовик с короной и скипетром, противопоставляющие его хорошее царствование плохому королевству Генриха, пытающегося навязать свою волю Церкви.

Слева, за Фомой, стоит постриженный священнослужитель, держащий в правой руке что-то, возможно, Евангелие (атрибут епископа, основной миссией которого была евангелизация), и левой рукой делающий что-то вроде знака мира. Позади Томаса и священнослужителя находится стилизованное дерево, призванное символизировать встречу, происходящую за городскими стенами, что противоречит каменному королевскому трону, который, как считается, символизирует город Суассон.

2b: Томас Бекет входит в город :

Узнаваемый по своей митре, Томас въезжает в город верхом на лошади через желтый дверной проем в красный внутренний город с зубчатой ​​крышей, разговаривая с человеком позади него, вероятно, также верхом на лошади.

Значение этой сцены неясно, возможно, она показывает его въезд в Санс , где он оказался под папской защитой; [2] или, что более вероятно, его возвращение в Кентербери после возвращения из ссылки, сцена, которая также соответствует первой части отчета об изгнании. [2]

Жизнь Томаса Бекета

[ редактировать ]

Изображения вполне точно повторяют текст утрени на праздник Томаса Бекета 29 декабря.

(i) Фома, защитник церкви

[ редактировать ]
4а: Томас Бекет рукоположен в архиепископа :
«Томас, родившийся в Лондоне, в Англии, сменил Теобальда, архиепископа Кентерберийского. Ранее он с честью исполнял роль канцлера и показал себя сильным и непобедимым в своих епископских обязанностях». [3]

Томас был архидиаконом- мирянином , будучи канцлером, и был рукоположен в священники за день до рукоположения в архиепископа. Слева — Генрих Блуа , епископ Винчестерский, посвящающий Фому в архиепископа. [2] Оба мужчины носят митры и держат епископские кресты, в то время как Томас изображен в паллиуме , символизирующем его ранг архиепископа и его положение примаса Англии и фактически посланный Папой только после рукоположения Томаса. [2] Позади него в церемонии участвуют два клерка: один слева держит Евангелие (символизируя центральную роль епископа в евангелизации), а другой держит коробку с тремя сосудами святого мира , которыми Фома собирается быть помазанным. Интерьер собора символизируют колонны и аркады.

4b: Напряженность между Томасом и Генрихом II :
«Когда Генрих II, король Англии, пожелал принять на собрании прелатов и дворян своего королевства законы, противоречащие достоинству и интересам Церкви, Томас выступил против алчности короля» [3]

Разногласия между двумя мужчинами возникли из-за Конституции Кларендона, с помощью которой Генрих пытался навязать свою власть английской церкви. За митрой Фомой стоит архиепископ , снова несущий Евангелие. Справа Генри изображен выше двух других фигур на своем троне, в королевской короне и положив ноги на табуретку. Позади него желтый дьявол шепчет ему на ухо плохие советы, традиционная иконография, чтобы показать плохое человеческое поведение, руководимое демонами. [2] Убранство интерьера символизируют колонна и две аркады, поддерживающие зубчатую стену – за королем находится окно (отверстие которого по традиции показано красным), через которое видна крытая башня.

5а: Томас Беккет отправляется в ссылку :

На левой панели трудночитаемая группа монахов помогает уйти Фоме в митре. На центральной панели он изображен верхом на лошади, в окружении двух монахов, также верхом на лошадях, едущих к группе слева, чтобы в последний раз взглянуть на тех, кого он покидает. Сцену окружают два стилизованных дерева, изображающих лес.

Томас провел два года в Понтиньи, закончившиеся в 1166 году, прежде чем вернуться в Санс, где он мог более благополучно провести свое изгнание. [4]

6c: Томас встречает Людовика VII :
«и по приглашению Людовика, короля Франции, он отправился погостить к нему» [3]

Архиепископ в митре и коронованный король изображены в дискуссии. Визит был неформальным: Людовик изображен без скипетра, обе фигуры сидят на одной высоте.

7а: Соглашение между королем Франции и Папой :
«Он оставался там до тех пор, пока вмешательством Верховного Понтифика и короля его не отозвали из ссылки» [3]

Слева направо показаны Александр, Людовик и Фома в тиаре, короне и митре соответственно, расположенные в формальном порядке: Папа сидит выше короля, а Фома сидит ниже. Убранство напоминает интерьер дворца с зубчатой ​​стеной позади короля. Красная панель на этот раз не является отверстием, а представляет роль воина короля, в отличие от молящейся роли священнослужителей, представленной синим фоном. Скипетр короля слишком велик и больше напоминает булаву герольда , что подчеркивает его роль носителя дипломатических посланий.

был заключен подлатанный мир Наконец, 22 июля 1170 года между Томасом и Генрихом во Фретевале , позволивший архиепископу вернуться в Англию. Ситуация все еще оставалась напряженной - Генрих провел заупокойную мессу в качестве мессы примирения и отказался подарить Томасу символический поцелуй мира. [2]

(iii) Конфликт обостряется

[ редактировать ]
7б: Возвращение в Англию :
«и он вернулся в Англию к большому удовлетворению всего королевства» [3]

Выйдя из лодки в Сэндвиче 3 декабря 1170 года, архиепископ в митре на этот раз несет свое собственное Евангелие, за ним следует клерк. Слева толпа приветствует его и преподносит ему большой процессионный крест, который повторяется в сцене мученичества.

Лодка такая же, как и в пятом регистре, с крестом на вершине мачты, кормчим и чудовищной носовой фигурой. Тем не менее, панель по-прежнему неоднозначна: логичным было бы считать, что она показывает возвращение Томаса в Англию (наполненный ветром парус толкает лодку влево), но тогда пилот окажется в передней части лодки, в то время как он изображен сзади, [4] хотя это могло быть изменено, чтобы подчеркнуть симметрию панели с изображением в пятом регистре и, таким образом, подчеркнуть возвращение Томаса тем путем, которым он пришел. Он прибыл в Кентербери два дня спустя.

8а: Генрих II и епископ
«Поскольку он бесстрашно приступил к исполнению обязанностей доброго пастыря, клеветники пришли сказать королю, что он задумал многое против королевства и общественного спокойствия – в результате этот принц часто жаловался, что в этом королевстве существует епископ, с которым он не мог быть в мире» [3]

Слева коронованный Генрих восседает на троне и разговаривает с епископом в митре, несущим Евангелие, а позади епископа - постригшийся священник, держащий епископский крест. Две колонны поддерживают две арки и зубчатый фриз, а слева находится крытая зубчатая башня.

Показанный епископ может быть архиепископом Йоркским , которому Генрих приказал короновать своего сына при его жизни, что является основной причиной разногласий с Фомой, поскольку королевские коронации обычно были прерогативой архиепископа Кентерберийского. [4] Однако эта коронация произошла 14 июня 1170 года, задолго до возвращения Томаса в Англию, что побудило его отлучить от церкви архиепископа Йоркского и принимавших в нем участие епископов Лондона и Солсбери. [4] Более вероятно, что изображенный епископ является одним из трех епископов, жалующихся Генриху на его отлучение. [2]

8b: Гнев Генри :

Томас изображен в митре, его левая рука раскрыта, а указательный палец правой руки указывает в жесте просьбы. Фигура справа с короной и скипетром в гневе отворачивается. Между ними стоят две фигуры: та, что на переднем плане, показывает короля архиепископу, возможно, знакомя его или, возможно, рассказывая ему об отказе короля встретиться с ним.

Коронованной фигурой может быть бывший ученик Фомы Генрих III или Генрих II, но более вероятно, что сцена продолжает предыдущую, показывая Генриха II, все еще разгневанного отлучением епископов от церкви и совершающего вспышку гнева, которая побудила четырех рыцарей отправиться в Кентербери. . Эта последняя интерпретация сделает средние фигуры двумя из четырех рыцарей. Какая бы интерпретация ни была верной, панели 8a и 8b показывают роль ведущего английского духовенства в напряженности: Генрих II отказался принять Фому, но приветствовал отлученных от церкви епископов.

9а: Четыре рыцаря угрожают Томасу :
«Эти слова короля заставили некоторых отвратительных прихлебателей поверить, что они доставят королю большое удовольствие, убив Томаса, и поэтому они тайно отправились в Кентербери» [3]

Фома изображен в митре на троне, положив ноги на табуретку. Двое мужчин бросают на него вызов, а за ними стоит третья фигура. Это трое из четырех англо-нормандских рыцарей ( Реджинальд Фицурс , Хью де Морвиль , Уильям де Трейси и Ричард Бретон ), которые отправились в Кентербери, чтобы потребовать, чтобы Томас предстал перед королем, чтобы ответить за свои действия – Томас отказался.

(iv) Убийство в соборе

[ редактировать ]
9b&c: Рыцари устраивают засаду на Томаса :
"и пошли нападать на архиепископа, в том же храме, где он совершал вечерню. Дьяки хотели закрыть церковные двери, но Фома побежал их открывать сам, говоря своим: "Божью церковь нельзя охранять" как стан – что касается меня, то я охотно потерплю смерть за Церковь Божию». [3]

Епископ в митре ведет клирика к собору, который изображен с красной дверью и двойными аркбутанами в готическом стиле нового собора в Шартре (во времена Томаса Кентерберийский собор еще был образцом романской архитектуры ). Сцена происходит снаружи, о чем свидетельствует зубчатый гребень на крыше. Справа ждут рыцари в шлемах, кольчугах и щитах без гербов. Убийство произошло, когда Томас направлялся на вечерню. [2]

10: Томас убит :
«Затем, обращаясь к солдатам, он сказал: «Во имя Бога я запрещаю вам прикасаться к моему народу». Затем он упал на колени и, вверив Церковь и свою душу Богу, Пресвятой Марии, Сен-Дени и другим святым покровителям. из своего собора он поднес свою голову кощунственному железу с тем же постоянством, с каким он сопротивлялся самым несправедливым законам короля... Это произошло на четвертый день перед январскими календами, 1170 года от Рождества Христова; мозг мученика вскочил с церковного пола». [3]

Эти две панели читаются как одна сцена, с романскими арками, напоминающими интерьер собора. Слева находится красная дверь, через которую только что прошли рыцари, а справа — алтарь, напоминающий о жертве Христа, хотя на самом деле убийство произошло в трансепте возле лестницы, ведущей на хор. Как это обычно бывает на изображениях убийства, Томас показан стоящим на коленях, а Фицурс наносит ему последний удар по голове и митре, отрезая верхнюю часть черепа и ранив Эдварда Грима , изображенного с епископским крестом, который позже написал отчет об убийстве. убийство. [5] Позади Фицурса стоят остальные трое рыцарей.

11: Могила Томаса :
«Бог вскоре удостоил [Фому] множеством чудес, и поэтому тот же папа Александр внес его в число святых» [3]

Последняя сцена показывает не погребение Фомы, а первые чудеса у его могилы. Он изображен с нимбом, покоящимся на гробнице, поддерживаемой колоннами, позволяющими паломникам проходить под ней. [2] Слева больной опирается на костыли, а справа слепой прижимает руки к глазам. Над ангелом с красным нимбом (литургический цвет мученичества) кадит святитель. В левой руке ангела - круглый каравай, символизирующий «хлеб ангельский» из Псалма 78, 24 («одождил им манну в пищу, хлеб небесный дал им») и вызывающий тем самым ответ Божий на заступничество мученика. .

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 34509294feb2cedae790624d8288b36a__1694894160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/34/6a/34509294feb2cedae790624d8288b36a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Saint Thomas Becket window in Chartres Cathedral - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)