Jump to content

Окно церкви

Южное окно-роза в Нотр-Дам де Пари , один из самых известных образцов окон в церковной архитектуре.

Церковные окна — это окна внутри соборов , базилик и других церковных построек. Они были центральным элементом церковной архитектуры со времен раннего христианства .

Раннее христианство

[ редактировать ]

С самого начала христианские церкви, в отличие от древних храмов, предназначались как места сбора верующих. Характер жителей Востока и Юга, где впервые появились христианские молитвенные дома, требовал поступления большого количества света через большие проемы в стенах, то есть через окна. Раннехристианские базилики были богато снабжены большими окнами, расположенными частично в приподнятом для этой цели центральном нефе, частично в боковых приделах и фасаде. В Западной Европе, а точнее в странах, находившихся под римским влиянием, места, где существовали окна в боковых приделах, уже невозможно определить с абсолютной достоверностью из-за часто строившихся впоследствии часовен и пристроек. Однако на Востоке, где для церковных построек было принято выделять изолированные места, большие окна были правилом. Место окна определялось архитектурным элементом базилики, расстояние между двумя колоннами обычно указывало на положение окна. Однако на Востоке из этого правила было бесконечное количество исключений; таким образом, в В Бакусе в Сирии окна расположены близко друг к другу, а также над колоннами; в Калат-Семане в каждом межколонном пространстве было по два окна. Вообще два или три окна, объединенные в группу, как это было позднее правилом в римской архитектуре, были уже тогда частым явлением в раннехристианской архитектуре Малой Азии. Форма окна почти везде одинакова: прямоугольник с обычно закругленной вершиной, но редко с прямой перемычкой . Когда используется последний, его обычно уравновешивает полукруглая арка из клиновидных камней. Орнамент окон едва ли был возможен в базиликах Западной Европы, которые обычно были построены из кирпича , тогда как сирийские каменные церкви и, в исключительном случае, церкви Сполето , отличались богатыми контурами и ленточным орнаментом.

От этого тревожного периода, который длился до времен Карла Великого, а затем и до зарождения романского искусства, осталось немного памятников, которые дают четкое представление об оконной архитектуре, которая тогда была в моде. Согласно исследованиям Гаупта, окна самых ранних германских церквей имели наверху круглую арку, которая обычно представляла собой полый камень. Внизу эти окна, как ни странно, часто были несколько шире, чем вверху. В Испании, Англии и Франции не было ничего необычного в том, чтобы оконную раму заканчивать подковообразной аркой, верхняя часть которой образовывалась двумя каменными валами, установленными наискось, то есть наподобие ребер арки. Пример этого метода можно найти в Дирхерсте в Англии. Окна этого периода часто сильно различаются на внутренней и внешней сторонах, причем более богатый орнамент встречается на внутренней стороне, как в Сен-Жермен-де-Пре во Франции , где есть колонны и орнаментированные архивольты .

романский и готический

[ редактировать ]

Вплоть до двенадцатого века окна романских церквей имели небольшие отверстия для света, наклонный внутренний двор и наклонный подоконник . Первоначально без украшения, позже они получили каркас, то есть были окружены, как рамой, каймой из тонких древков. В дальнейшем развитии эти круглые валы получили небольшие основания и капители , интрад был разделен на прямоугольные промежутки, в которых были установлены небольшие колонны. Готическое искусство приняло эту структуру, просто изменив круглую арку на заостренную, а позже заменив прямоугольные промежутки интрадоса каннелюрами. По мере развития стиля были заброшены маленькие капители круглых древков, а затем и сами древки, в результате чего стиль вернулся к простой структуре. Поздняя готика перестала использовать даже каркас и использовала только наклонный интрадос без дальнейшего украшения. Разумеется, существовало бесчисленное множество исключений из развития, обрисованного здесь лишь в его общих чертах. В романском искусстве подоконники изначально имели лишь небольшой наклон. Постепенно это становилось все больше, пока не стало чем-то большим, чем прямой угол . Характерной чертой романского стиля является группировка от двух до четырех окон, так называемое сгруппированное окно . Над окном плоская поверхность арки оставалась без орнамента или была пронизана небольшими круглыми окнами. В романском искусстве использовались, помимо окон, заключенных в круглую арку, другие, окруженные трилистником или веерной аркой, и даже проемы для света, полностью выполненные в стиле барокко , с произвольно изогнутыми арками. В период готики окна были длиннее и шире, в ряде соборов они практически заменяли стены. Хотя групповое окно с тремя проемами полностью не исчезло, все же более привычно было использовать два узких окна, объединенных общим валом, и общей остроконечной аркой над ними. Валы постоянно становились тоньше, и под остроконечной аркой появилась круглая арка. Это привело с течением времени к появлению узора , который настолько широко использовался в оконном орнаменте в готический период, что стал едва ли не самым важным фактором при изготовлении окон. Узор формируется путем соединения отдельных частей круга, называемых фольгой; их точки соприкосновения называются точками возврата. Посредством узора остроконечные арки окон постоянно наполнялись новыми формами и устройствами, простыми в ранней готике, искусственными и запутанными по мере развития стиля, пока, наконец, в поздней готике или В ярком стиле использовался волнистый узор, который больше не состоял из кругов и сегментов кругов, а принимал формы, сравнимые с пламенем, стиль, особенно популярный в Англии и Франции. К концу готического периода вошла в употребление большая сдержанность форм, а узоры начали приходить в упадок. Проработку узора разделили также шахты окон и интрадос. Неразделенные вначале, они постепенно получили более богатые очертания и разделились на главные и второстепенные столбы. Самый ранний узор, дата которого известна, - это тот, который до сих пор существует в хоровых капеллах Реймсского собора (1211 г.).

Ренессанс

[ редактировать ]

Эпоха Возрождения вернулась к круглым арочным окнам романского стиля, особенно в кирпичных зданиях. Еще легкие проемы с тонкими соединениями между ними, заключенные в прямоугольные рамы, можно встретить в каменных домах, особенно в эпоху позднего Возрождения. В качестве украшения они обычно получали, подражая античности , раму широкого профиля, которая в разгар Возрождения обычно была окружена двумя опорами, пилястрами или колоннами, и антаблемент на них опирался . Обрамление такого типа имеет множество форм, но наиболее заметными являются следующие стили:

  • Проем для света окружен идущей параллельно ему рамой, которая имеет профиль архитрава и обычно имеет горизонтальный карниз в качестве отделки вверху (простой каркас);
  • вместо простых опор каркаса на перпендикулярных сторонах устраивают столбы, пилястры или колонны, несущие над собой прямой антаблемент, фронтон-карниз или архивольт (ферменный каркас);
  • Наиболее частой и самой художественной формой является сочетание простой рамы и ферменной рамы, из которого возникают самые разнообразные комбинации, так как иногда простая рама заключает в себе ферменную раму, или наоборот, а иногда и две ферменные рамы. совмещенные между собой (комбинированный каркас);
  • отказ от рам и опор, проемы для света окружены только каменным тесаным камнем . В дорогих зданиях окна снизу имели орнаментальную отделку — либо нагрудник, опирающийся на консоли, либо створку, окруженную рамой или поддерживаемую опорами.

Барокко . к круглым арочным и прямоугольным световым проемам добавлял проемы в форме арки-корзины и даже овальной формы и стремился обогатить их за счет зарисовки углов и выгибания сторон внутрь и наружу Это привело к появлению большого разнообразия линий, количество и отсутствие покоя которых характерно для барокко. Обрамление окон, данное эпохой Возрождения, оставалось обычным в период барокко, но в соответствии со всем развитием стиля они были дополнены, были более искусственными и имели меньше покоя. Чаще всего употреблялся плоский или профилированный обрамление, при котором карниз уже не шел параллельно световому проему, а принимал самостоятельную произвольную форму; временами каркас прерывался каменным тесаным камнем. Опорная рама использовалась редко, комбинированная рама была изменена так, что рамы клались уже не одна над другой, а одна над другой, причем с обеих сторон была видна лишь небольшая часть нижней. Богатое развитие получила часть рамы над окном; обычно это был либо горизонтальный карниз, либо двускатный карниз; там, где окна были арочными, оно также повторяло изогнутую линию, что приводило к неограниченному разнообразию художественных форм.

Классический

[ редактировать ]

Классицизм сначала отказался от соединения двух рамок, затем отказался от ферменной рамы, так что в конце концов от прежней разновидности не осталось ничего, кроме простой неукрашенной рамы с навершием или без него. Что касается стилей Людовик XVI и ампир, то упрощение рамы было сохранено, а орнаментация ограничивалась почти исключительно верхним элементом, который поддерживался консолями и украшался гирляндами фруктов и другими орнаментами, имитирующими антиквариат.

См. также

[ редактировать ]

В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Кляйншмидт, Беда (1913). « Окна в церковной архитектуре ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 05cbd2db9950fb246b2e2bb1b0d7d434__1702674780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/05/34/05cbd2db9950fb246b2e2bb1b0d7d434.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Church window - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)