Остроконечная арка
, Заостренная арка стрельчатая арка или готическая арка — это арка с заостренной короной , расположенная под углом наверху арки. [1] Также известная как двухцентровая арка , ее форма образована пересечением двух кругов. [2] Этот архитектурный элемент имел особенно важное значение в готической архитектуре . Самое раннее использование остроконечной арки относится к бронзового века Ниппуру . В качестве структурной особенности он впервые использовался в восточно- христианской архитектуре , византийской архитектуре и сасанидской архитектуре , но в 12 веке он стал использоваться во Франции и Англии в качестве важного структурного элемента в сочетании с другими элементами, такими как ребристый свод. а позже и контрфорс . Это позволило строить соборы, дворцы и другие здания значительно большей высоты и с большими окнами, которые наполняли их светом. [3]
Ранние арки
[ редактировать ]Грубые арки заостренной формы были обнаружены на стоянке Ниппура бронзового века, датируемой ранее 2700 г. до н.э. В Ниневийском дворце также есть остроконечные арочные водостоки, но у них нет настоящего краеугольного камня. [4] Есть много других греческих примеров, позднеримских и сасанидских примеров, которые в основном проявляются в строительстве ранних церквей в Сирии и Месопотамии , но также и в инженерных сооружениях, таких как византийский мост Карамагара с остроконечной аркой пролетом 17 м, создающий «до- Мусульманское происхождение остроконечной архитектуры — неоспоримый спор». [5]
Самым ярким сохранившимся примером доисламских остроконечных арок являются две остроконечные арки акведука Хитрой-Констанция на Кипре, датируемые VII веком нашей эры. [6]
Заостренные арки – исламская архитектура
[ редактировать ]Остроконечная арка стала ранней особенностью архитектуры исламского мира . Он появился в ранней исламской архитектуре , в том числе как в архитектуре Омейядов , так и в архитектуре Аббасидов (конец 7-9 веков). [7] [8] Наиболее развитой формой остроконечной арки в исламской архитектуре была четырехцентровая арка , появившаяся в архитектуре Аббасидов . Ранние примеры включают порталы Куббат ас-Сулайбия, восьмиугольный павильон, и дворец Каср аль-Ашик в Самарре , построенный халифами Аббасидов в 9 веке для их новой столицы. [8] Позже он появился в архитектуре Фатимидов в Египте. [9] и стал характерным для архитектуры персидских культур, включая персидскую архитектуру , [10] архитектура империи Тимуридов , [11] и индо-исламская архитектура . [12] [13] [14]
-
Восстановленные архитектурные арки Аббасидов городских ворот Самарры (9 век)
-
Центральная молитвенная ниша мечети Ибн Тулуна в Каире (876–879 гг. Н. Э.)
-
Мечеть Биби-Ханым, Самарканд , Узбекистан (1399–1404 гг.)
-
Мост Эвримедон в Турции, первоначально построенный римлянами и перестроенный с остроконечной аркой в 13 веке турецким султаном-сельджуками.
-
Мечеть шейха Лотфоллы , Исфахан, Иран (1603–1619 гг.)
Эволюция остроконечной арки в исламской архитектуре была связана с увеличением между центрами кругов, образующих две стороны арки (что делало арку менее «тупой» и более «острой»), от 1 ⁄ 10 пролета до в Кусайр-Амре (712-715 гг. н.э.), 1 ⁄ 6 в Хаммам ас-Сара (725-730 гг.), до 1 ⁄ 5 в Каср аль-Мшатте (744 г.) и, наконец, в 1 ⁄ 3 в Фустате (861-862). [15]
Появление остроконечной арки в европейской романской архитектуре во второй половине XI века, например в аббатстве Клюни , приписывается исламскому влиянию. [16] Некоторые исследователи следуют за Виолле-ле-Дюком , признавая распространение форм арабской архитектуры через Италию, Испанию и Францию, но в некоторых случаях предполагая независимое изобретение заостренной формы. Предположительно, это изменение было вызвано наблюдениями за обрушением полукруглых арок, когда макушка опускалась вниз и выгибалась наружу. В этой интерпретации остроконечная арка была попыткой укрепить полукруглую арку от обрушения путем перемещения макушки вверх и наклона вперед. [15]
Готическая архитектура – остроконечные арки и ребристые своды.
[ редактировать ]Уменьшение нагрузки на опоры, обеспечиваемое остроконечной аркой по сравнению с полукруглой при той же нагрузке и пролете, быстро было признано средневековыми европейскими строителями. Сначала они добились этого путем экспериментов, но техническая литература, относящаяся к эпохе Возрождения, указывает на то, что формулы для определения тяги могли использоваться и в средневековый период. [15]
-
XIII века, Иллюстрация Виллара де Оннекура показывающая, как из одной кривой циркуля можно сделать разные остроконечные арки. Из Эжена Виолле-ле-Дюка «Аргументированный словарь французской архитектуры XI-XVI веков».
-
Готические остроконечные окна, колоннады и своды аббатства Сен-Дени в Париже, нарисованные Эженом Виолле-ле-Дюком.
-
Динамика реберного свода с давлением ребер наружу и вниз, уравновешенным колоннами и контрфорсами. Кусочки могут стоять сами по себе, без цемента. (Национальный музей французских памятников, Париж)
-
Ранний шестираздельный реберный свод, нарисованный Эженом Виолле-ле-Дюком.
-
Ребристые своды Даремского собора (1135–1490 гг.)
-
Хор аббатства Лессе в Нормандии (1064–1178)
-
Сводчатый потолок собора Чефалу на Сицилии (1131–1240 гг.)
-
Часовня Святого Фирмина в базилике Сен-Дени (1140–1144 гг.)
-
Часовня Леди собора Солсбери (1220–1258 гг.)
-
Хор собора Бове (начало 1225 г.) (высота 48,5 метров (159 футов)
Реберные своды
[ редактировать ]В XII веке архитекторы Сицилии, Англии и Франции нашли новое применение остроконечной арке. Они начали использовать остроконечную арку для создания ребристого свода , которым закрывали нефы аббатств и соборов. Один из первых готических ребристых сводов был построен в Даремском соборе в Англии (1135–1490). [3] Другие появились в деамбулатории аббатства Сен-Дени в Париже (1140–1144), аббатства Лессе в Нормандии (1064–1178), собора Чефалу на Сицилии (1131–1240). и собор Нотр-Дам де Пари .
Ребристый свод быстро заменил романский цилиндрический свод при строительстве соборов, дворцов и других крупных сооружений. В цилиндрическом своде круглая арка над нефом давила прямо на стены, которые должны были быть очень толстыми и с небольшим количеством окон, чтобы выдержать вес. В ребристом своде тонкие каменные ребра заостренных арок распределяли вес наружу и вниз на ряды колонн внизу. В результате стены могли быть тоньше и выше, а между колоннами могли быть большие окна. С добавлением контрфорса вес можно было поддерживать изогнутыми колоннами снаружи здания, а это означало, что соборы могли быть еще выше, с огромными витражами. [17]
В самом раннем типе готического ребристого свода, полуразделенном своде , свод имел поперечную заостренную арку и был разделен ребрами на шесть отсеков. Он мог пересекать лишь ограниченное пространство и требовал системы чередующихся колонн и колонн. Этот тип использовался в соборе Сан и Нотр-Дам де Пари . Вскоре была представлена новая версия, которая уменьшила количество отсеков с шести до четырех, равномерно распределила вес на четыре колонны, устранив необходимость в чередовании колонн и колонн, и позволила своду занимать более широкое пространство. Этот четырехсторонний свод использовался в Амьенском соборе , Шартрском соборе и Реймском соборе и придал этим сооружениям беспрецедентную высоту. [18]
Порталы
[ редактировать ]Порталы соборов готического периода обычно имели форму остроконечной арки, окруженной скульптурой, часто символизирующей вход в рай.
-
Портал Толедского собора , «Дверь львов» (1226–1493).
-
Западный портал Реймсского собора (1211–1345 гг.)
-
Центральный портал Шартрского собора (1194–1220 гг.)
Окна
[ редактировать ]Окно в виде остроконечной арки – распространенная характеристика готического стиля. Окна иногда строились в классической форме остроконечной арки, называемой «равносторонней аркой», тогда как другие имели более творческие формы, сочетающие в себе различные геометрические формы (см. #Формы ). Одной из распространенных форм было стрельчатое окно , высокое и тонкое окно с заостренной аркой, получившее свое название от копья . Стрельчатые окна часто группировались в группы с двумя, тремя или четырьмя соседними окнами.
-
Руины аббатства Ольн в Бельгии (1214–1247 гг.)
-
Стрельчатые окна
-
Двойное стрельчатое окно (около 1330 г.) (Метрополитен-музей)
-
Остроконечные окна нефа Сент-Шапель де Венсен занимают почти все стены. (1379–1480)
Поздняя готика, также известная как Яркая готика , имела окна со стрельчатыми арками, занимавшие почти все пространство стен. Яркими примерами являются окна Сент-Шапель де Венсен (1379–1480).
-
Множественные арки яркой готики в Сент-Шапель-де-Венсен .
-
Великие ворота Тринити-колледжа в Кембридже, пример тюдоровской арки или четырехцентровой арки.
Формы
[ редактировать ]Самая распространенная форма готической остроконечной арки в окнах и арках основывалась на равностороннем треугольнике , в котором три стороны имеют равную длину (размах арки равен радиусам дуги). Эта так называемая равносторонняя арка имела большое преимущество в простоте. Камнерезы, или каменотесы, могли точно нарисовать на камне дугу с помощью шнура и маркера. Это позволило огранить арочные камни в карьере в больших количествах с большой точностью, а затем доставить и собрать их на месте, где слои соединили их вместе, с уверенностью, что они подойдут друг к другу. Использование равностороннего треугольника получило богословское объяснение — три стороны символизировали Святую Троицу . [19]
В более поздние годы яркой готики арки и окна часто принимали более сложные формы с ажурными кругами и множеством форм внутри форм. Некоторые использовали модификацию подковообразной арки , заимствованную из исламской архитектуры .
Тюдоровская арка в стиле поздней готики представляла собой вариацию исламской четырехцентровой арки . Четырехцентровая арка — невысокая, широкая арка с заостренной вершиной. Его структура достигается за счет составления двух дуг, которые круто поднимаются от каждой точки пружины по небольшому радиусу, а затем превращаются в две арки с большим радиусом и гораздо более низкой точкой пружины. Это заостренный подтип общей уплощенной вдавленной арки . Два наиболее примечательных типа известны как персидская арка, умеренно «подавленная». [8]
Арка Тюдоров, более плоская, чем персидская арка, широко использовалась в английской архитектуре , особенно во времена династии Тюдоров (1485–1603). [20]
Возрождение остроконечной арки
[ редактировать ]Хотя готическая остроконечная арка была в значительной степени заброшена в эпоху Возрождения и заменена более классическими формами, она вновь появилась в 18-м и 19-м веках, в архитектуре неоготического возрождения . Он использовался в Strawberry Hill House , резиденции в Твикенхэме , Лондон, построенной Хорасом Уолполом (1717–1797) с 1749 года. Обычно он использовался в церквях и часовнях, а затем в здании британского парламента в Лондоне (1840–1876 гг.), Перестроенном после того, как предыдущее здание было разрушено пожаром. В XIX веке остроконечные арки появились в различных сооружениях, в том числе на готическом вокзале в Петергофе , Россия (1857 г.).
-
Strawberry Hill House , резиденция Горация Уолпола (с 1749 г.)
-
Виктории Вход в Башню парламента в Лондоне (1840–1876 гг.)
-
Новый Петергофский вокзал , Петергоф , Россия (1857 г.)
-
Интерьер собора Грейс в Сан-Франциско (1910–1964)
Примечания и цитаты
[ редактировать ]- ^ Бехманн (2017) , стр. 322.
- ^ Вудман и Блум 2003 , Двухцентровый.
- ^ Jump up to: а б Милый (2015) , с. 10.
- ^ «Электронная книга Перси С. П. Хэндкока по месопотамской археологии «Проект Гутенберга»» . www.gutenberg.org . Проверено 30 июля 2020 г.
- ^ Уоррен 1991 , стр. 61–63.
- ^ Стюарт, Чарльз Энтони (2014). «Архитектурные инновации на ранневизантийском Кипре» . Архитектурная история . 57 : 1–29. ISSN 0066-622X .
- ^ Герцефельд, Эрнст (2016) [1910]. «Генезис исламского искусства и проблема Мшатты» . В Bloom, Джонатан М. (ред.). Раннее исламское искусство и архитектура . Перевод Хилленбранда, Фрица; Блум, Джонатан М. Рутледж. стр. 35–36. ISBN 9781351942584 .
- ^ Jump up to: а б с Петерсен (2002) , стр. 25, 250–251.
- ^ М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). "Архитектура". Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. п. 109. ИСБН 9780195309911 .
- ^ М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). "Архитектура". Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. п. 100. ИСБН 9780195309911 .
- ^ Петерсен (2002) , стр. 283.
- ^ Бертон-Пейдж, Джон (2008). Индийская исламская архитектура: формы и типологии, места и памятники . Брилл. п. 20. ISBN 978-90-04-16339-3 .
- ^ Мехрдад, Шокухи; Шокохи, Натали Э. (2020). Баяна: истоки архитектуры Великих Моголов . Издательство Эдинбургского университета. п. 479. ИСБН 978-1-4744-6075-0 .
- ^ Бандиопадхьяй, Сумьен; Чаухан, Сагар (2019). «Герберт Бейкер, Нью-Дели и рецепция классической традиции» . В Темпле, Николас; Пиотровский, Анджей; Эредиа, Хуан Мануэль (ред.). Справочник Routledge по восприятию классической архитектуры . Рутледж. ISBN 978-1-351-69385-1 .
- ^ Jump up to: а б с arco запись (на итальянском языке) К. Эверта в Энциклопедии Треккани , 1991 г.
- ^ Вудман и Блум 2003 , Остроконечный.
- ^ Renault & Lazé (2005) , с. 34-35.
- ^ Renault & Lazé (2005) , с. 34–35.
- ^ Бехманн (2017) , стр. 207–215.
- ^ Пугин, Август (1821). Образцы готической архитектуры: выбранные из различных древних построек Англии . Том. 1–2. п. 3.
Библиография
[ редактировать ]- Бехманн, Роланд (2017). Корни соборов (на французском языке). Пайот. ISBN 978-2-228-90651-7 .
- Бони, Джин (1983). Французская готическая архитектура двенадцатого и тринадцатого веков . Калифорнийского университета Издательство . ISBN 978-0-520-02831-9 .
- Дюшер, Роберт (1988). Характеристика стилей (на французском языке). Фламмарион. ISBN 978-2-08-011539-3 .
- Миньон, Оливье (2015). Архитектура готических соборов (на французском языке). Издания Ouest-France. ISBN 978-2-7373-6535-5 .
- Петерсен, Эндрю (2002). Словарь исламской архитектуры . Лондон: Рутледж. ISBN 9780203203873 .
- Рено, Кристоф; Лазе, Кристоф (2005). Жиссеро Памятник архитектуры . Gisserot Memento: история искусства (на французском языке). ISBN 9782877477635 . OCLC 470449422 .
- Уоррен, Джон (1991), «Использование Кресвеллом теории датировки по остроте остроконечных арок в ранней мусульманской архитектуре», Мукарнас , том. 8, Брилл, стр. 59–65, номер документа : 10.2307/1523154 , JSTOR 1523154.
- Вудман, Фрэнсис; Блум, Джонатан М. (2003). «Арка». Оксфордское искусство онлайн . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.t003657 . ISBN 978-1-884446-05-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Виолле-Ле-Дюк, Эжен. Аргументированный словарь французской архитектуры XI-XVI веков (на французском языке). (в девяти томах)