Сент-Шапель Венсенна
Сент-Шапель Венсенна | |
---|---|
![]() | |
![]() | |
Общая информация | |
Тип | Королевская часовня |
Архитектурный стиль | Готика |
Расположение | Венсенский замок |
Город или город | Венсенн |
Страна | Франция |
Координаты | 48 ° 50'32 "N 2 ° 26'11" E / 48,8423 ° N 2,4364 ° E |
Строительство началось | 1379 |
Открыт | 1552 |
Сент -Шапель-де-Венсен — готическая королевская часовня внутри укреплений Венсенского замка на восточной окраине Парижа , Франция . Он был вдохновлен Сент-Шапелью , королевской часовней во Дворце Сите в Париже. Он был основан в 1379 году французским Карлом V для хранения реликвий Страстей Христовых . Он больше не используется как церковь и теперь является французским историческим памятником, которым управляет Центр национальных памятников .
История
[ редактировать ]Королевская часовня
[ редактировать ]В 1373 году король Франции Карл V приобрел участок земли для вторичной резиденции в лесном поместье недалеко от Парижа, недалеко от главной дороги и берегов реки Марны . Он построил усадьбу, которую назвал «Красавица» или «Красавица». Это было прямоугольное двухэтажное строение, окруженное стеной. Строительство поместья уже шло полным ходом, когда Кинг решил построить часовню рядом с резиденцией. Планировалось, что по форме она будет похожа на Сент-Шапель в Париже, построенную Людовиком IX между 1242 и 1248 годами, для хранения коллекции священных реликвий, купленных им у императора Константинополя. Строительство было начато в ноябре 1379 года, но король умер в 1380 году, когда строительство еще только шло. [1]
После смерти Карла V работы над часовней продолжились при его преемнике Карле VI . Во время правления последнего были построены хор, две оратории, ризница и сокровищница, а в сокровищнице хранились мощи. Строительство нефа продолжалось, но во время Столетней войны работы замедлились . После поражения французов в битве при Азенкуре в 1415 году замок и недостроенная часовня были заняты королем Англии Генрихом V. Он умер в Венсенне в 1422 году. Замок и часовня вернулись во владение Франции при Карле VII в феврале 1437 года, но король мало времени проводил в Париже или Венсенне. [2]
Часовня была организована и функционировала так же, как Сент-Шапель в Париже, и совсем не так, как собор или обычная церковь. Он находился под покровительством Богородицы и Святой Троицы. Как и Сент-Шапель в Париже, ее единственной официальной функцией было постоянное служение с просьбой о божественной защите короля и королевской семьи. Этой цели послужила глава из пятнадцати канонов . Помимо часовни, у короля была отдельная часовня и молельня в его резиденции, а также еще одна в укрепленной крепости замка. [1]
В 16 веке часовня была еще незавершенной. В 1520 году король Франциск I , который был частым жителем, решил завершить его, чтобы отпраздновать рождение своего сына и наследника. После смерти Франциска в 1547 году за работу взялся Генрих II : в 1547 и 1548 годах он закончил своды, установил резные изделия из дерева в интерьере и поставил на место витражи. Часовня была окончательно освящена Генрихом II в 1552 году. [3]
Революция и реставрация (17–19 вв.)
[ редактировать ]- Замок и часовня 1656 года.
- Часовня с флешем в учебнике геометрии (1702 г.)
- Часовня западного фасада в 1790 году.
К концу 18 века, когда король проживал в постоянной резиденции Версальского дворца , часовня использовалась редко. Замок был исключен из списка официальных королевских резиденций в 1754 году, а Коллегия каноников часовни, которая постоянно молилась за здоровье и безопасность короля, была упразднена в 1787 году. [3]
Во время Французской революции замок и часовня были естественной мишенью для ярости санкюлотов . В конце февраля 1791 года толпа из более чем тысячи рабочих из предместья Сен-Антуан , поощряемая членами Клуба кордельеров и возглавляемая Антуаном Жозефом Сантером , двинулась к замку, где, по слухам, роялисты готовились посадить политзаключенных и принялись его сносить ломами и кирками. Их остановил маркиз де Лафайет , взяв в плен нескольких главарей. [4]
Санкюлоты вернулись в свои силы в 1793 году и на этот раз не встретили большого сопротивления. Они напали на часовню; шпиль был разрушен вместе со скульптурным оформлением тимпана , аркой над порталом, трюмо , центральной колонной портала, почти всей остальной внешней скульптурой, за исключением той, что в вуссуарах , и арками над порталом. . Они также разграбили интерьер, разрушив мебель и витражи нефа и хора, но не смогли добраться до тех, что находились в апсиде. [3]
Баптистерий Святого Людовика (давно хранившийся в сокровищнице часовни и использовавшийся, по крайней мере, еще со времен Людовика XIII в качестве купели для крещения детей французской королевской семьи) переехал в Лувр .
В часовне находятся могилы Бернардена Жиго (умершего в Венсенне в 1694 году) и Луи Антуана, герцога Ангиенского . Последний был казнен в 1804 году во рву Венсенского замка, возле уже подготовленной могилы; в 1816 году его останки были эксгумированы и помещены в часовню. [5]
В начале 19 века, с восстановлением монархии, часовня снова периодически использовалась королевской семьей. Луи Антуан, герцог Ангиенский , возглавивший восстание против Наполеона, был казнен в 1804 году во рву замка и похоронен неподалеку. подарил ему гробницу и небольшую часовню внутри Сент-Шапель Его останки были эксгумированы, и в 1816 году король Людовик XVIII . [3]
В 1853 году часовня была признана историческим памятником, и под руководством Эжена Виолле-ле-Дюка была проведена масштабная реставрация . [6]
Современная реставрация (20–21 вв.)
[ редактировать ]Часовня была повреждена в 1999 году мощным ураганом, разрушившим группу окон в нефе. Сами эти окна заменили окна, разрушенные взрывами в августе 1944 года во время освобождения Парижа союзниками. Восстановленные окна были укреплены, чтобы противостоять будущим штормам. Другие реставрации были проведены на потолках, а также на внутренней и внешней скульптуре. Эти реставрации были завершены в 2009 году. В 2009 году с фасада упала горгулья, что привело к новой кампании реставрации. [7]
План и экстерьер
[ редактировать ]- Западный фронт
- План часовни 1860-х годов работы Эжена Виолле-ле-Дюка.
- Апсида и ризница, в которой находилась сокровищница на верхнем этаже.
- Южная сторона, с вершинами на контрфорсах.
План часовни создан по образцу Сент -Шапель на острове Сите в Париже, с основным отличием в том, что парижская часовня имела два уровня: верхний уровень для короля и его семьи, а также нижний уровень. для рядовых придворных – тогда как Венсенская капелла одноуровневая. [8]
Внешний план очень прост; пролеты разделены мощными контрфорсами, увенчаны шпилями, и каждый пролет заполнен витражами до начала крыши, где он увенчан фронтоном или остроконечной аркой. Первоначально часовня имела флеш на крыше на 4-м траверсе, подобный флешу парижской часовни. Он был разрушен в 1793 году во время Французской революции. [8]
Ризница представляет собой отдельное двухэтажное строение, пристроенное к часовне молельни короля на северной стороне часовни. На верхнем этаже находилась сокровищница сооружения, а на нижнем – церковные одежды и регалии каноников.
Западный фронт
[ редактировать ]- Деталь западного фронта
- Западный портал. Большая часть скульптуры была уничтожена в 1793 году.
- Сохранившаяся скульптура вокруг портала до 1793 года.
Западный фасад часовни, завершенный в 1552 году, был построен позже остальной части часовни. Он считается важным примером более украшенного стиля яркой готики. Центральный элемент, окно-роза, обрамлен тремя очень богато украшенными лепестками или арками: одна внизу, одна вокруг и одна над окном, обрамляющими его. Западный фронт сильно пострадал от санкюлотов в 1793 году; они разбили скульптуру, украшавшую вуссюры , арочные своды над порталом, а также скульптуру на трюмо, колонну у входа в портал. Первоначально трюмо было украшено скульптурой Богородицы с Младенцем . [8]
Интерьер
[ редактировать ]- Резные киоски, установленные в часовне Генриха II, разрушенной в 1793 году.
- Интерьер часовни
- Краеугольный камень хранилища с инициалами Генриха II и Екатерины Медичи.
- Пояс, украшающий основание арки
В интерьере очень мало украшений; большая часть его была разрушена в 1793 году во время Французской революции, и остались только следы. Между 1547 и 1549 годами Генрих II поручил отремонтировать хор, чтобы он служил местом собраний Ордена Святого Михаила , созданного Людовиком XI в 1468 году. Части часовни были украшены резным деревянным ограждением и 48 киоски для рыцарей ордена, который возглавлял король. Генрих пригласил итальянских и французских художников и мастеров, особенно тех, кто занимался косметическим ремонтом дворца Фонтенбло , для выполнения работы под руководством королевского архитектора Филибера Делорма . Деревянные изделия были уничтожены в 1793 году, но на сводах потолка можно увидеть следы декора: буквы H и K, обозначающие Генриха и Екатерину Медичи . [9]
Искусство и декорирование
[ редактировать ]Большая часть декора была уничтожена в 1793 году, но остатки скульптуры и части витражей все еще видны. На некоторых украшениях изображена особая эмблема Генриха II — луна. Это относится к его девизам: «Когда оно полное, оно равно солнцу» и «Пока она не завершит полный круг». Также говорят, что это сдержанная отсылка к любовнице короля Диане де Пуатье , Диане в мифологии, являющейся богиней Луны.
Витраж
[ редактировать ]- Окна апсиды в стиле ренессанс (1556–1559; для полного просмотра нажмите тройной клик по изображению)
- Деталь отсека 1: Ангелы-истребители
- Генрих II на коленях в молитве (восстановление XIX века; центральное окно, внизу)
- Фрагмент залива 1: два ангела представляют герб Франции и трофей оружия.
Сохранившиеся витражи относятся к эпохе Возрождения и были установлены в часовне между 1551 и 1559 годами. Почти все стекла в нефе были уничтожены в 1793 году и сегодня известны только по ранним иллюстрациям. Окна нефа в основном были сделаны из белого стекла, чтобы обеспечить максимум света и позволить верующим читать свои молитвенники. Украшение состояло из корон и королевских знаков отличия. [10]
Окнам апсиды в восточной части повезло больше, и большая часть оригинального стекла сохранилась. Окна иллюстрируют Апокалипсис , описанный в Книге Откровения . Эти окна 16-го века дважды реставрировались в 19-м веке, а некоторые фигуры, такие как фигура Генриха II, стоящего на коленях в правом нижнем углу, были воссозданы заново. [10]
Витражи эпохи Возрождения, в отличие от раннего готического стекла, были намного тоньше и изготавливались путем окраски прозрачного стекла смесью красок из оксидов металлов и молотого стекла, которое затем обжигалось, чтобы закрепить его на окне. Это позволило добиться гораздо большего реализма, а также использовать тонкие тени и перспективу, так что витражи все больше напоминали картины. Потерялся только глубокий, насыщенный колорит готических витражей. [11]
- Апокалипсис начинается: солнце, луна и звезды скрыты (отсек 1)
- Пожары Апокалипсиса уничтожают деревья и растения (отсек 2)
- Два свидетеля и Чудовище (3-й отсек)
- Ангелы умащают рабов Божиих (отлив 4)
- Ангелы раздают святым белые одежды (5-й отсек)
- Сбор урожая ангелами (залив 6)
Скульптура
[ редактировать ]- Арочная скульптура, западный фасадный портал
- Арочная скульптура, западный фасадный портал
- Горгулья , служащая дождевой струей
- Краеугольный камень ораторского искусства короля
- Тимпан ораторского искусства короля
Большая часть оригинальной внутренней и внешней скульптуры датируется периодом между 1390 и 1410 годами. Сюда входят статуи в нишах внутри и снаружи, а также скульптуры в сводах над порталами. Большая часть скульптуры капеллы, внешней и внутренней, была разбита санкюлотами в 1793 году. Однако ряд более мелких и труднодоступных произведений уцелел, особенно в верхних частях порталов, а также в частях внутренней части, которая поддерживала основания ребер и арок. Одним из примечательных сохранившихся является герб и фигуры, изображающие Коронацию Богородицы , в тимпане над дверью в ризницу. [12]
Более поздняя известная сохранившаяся работа XV века находится на вершине вуссюра над западным порталом: изображение Богородицы с младенцем. Замковые камни, где сходятся ребра сводов в интерьере, также украшены скульптурой, преимущественно резьбой царских гербов. Внешняя скульптура также включает в себя многочисленные горгульи , которые имели практическую функцию сбора дождевой воды с крыши и отвода ее далеко от стен часовни. [12]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Чапелот 2003 , с. 18.
- ^ Чапелот 2003 , с. 21.
- ^ Jump up to: а б с д Чапелот 2003 , с. 23.
- ^ Кристофер Хибберт, Дни Французской революции 1980: 133f.
- ↑ Краткая биография герцога Ангиенского на веб-сайте «Наполеон и Империя» с фотографией частной часовни герцога в Святой часовне Венсенна.
- ^ Чапелот 2003 , с. 65.
- ^ Номер монитора . 5521, 18 сентября 2009 г., с. 27
- ^ Jump up to: а б с Чапелот 2003 , стр. 52–53.
- ^ Чапелот 2003 , стр. 55–56.
- ^ Jump up to: а б Чапелот 2003 , стр. 56–58.
- ^ Брисак 1994 , с. 185.
- ^ Jump up to: а б Чапелот 2003 , с. 52-55.
Библиография
[ редактировать ]- Брисак, Катрин (1994). Витраж (на французском языке). Париж: Ла Мартиньер. ISBN 2-73-242117-0 .
- Шапело, Жан (2003). Венсенский замок (на французском языке). Париж: Editions du Patrimoine – Центр национальных памятников. ISBN 978-2-85822-676-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Сент-Шапель-де-Венсен, на Викискладе?