История Версальского дворца


— Версальский дворец королевский замок в Версале, Ивелин , в регионе Иль-де-Франс во Франции. Когда замок был построен, Версаль был деревенской деревней; однако сегодня это пригород Парижа , примерно в 20 километрах к юго-западу от французской столицы. Версальский двор был центром политической власти во Франции с 1682 года, когда Людовик XIV переехал из Парижа, до тех пор, пока королевская семья не была вынуждена вернуться в столицу в октябре 1789 года после начала Французской революции . Поэтому Версаль известен не только как здание, но и как символ системы абсолютной монархии Древнего режима .
Происхождение
[ редактировать ]Самое раннее упоминание названия Версаля встречается в документе, датированном до 1038 года, Уставом аббатства Сен-Пер-де-Шартр . [ 1 ] в котором одним из подписавшихся был некий Гуго Версальский (Hugues de Versailles), сеньор Версаля . [ 2 ]
В этот период деревня Версаль была сосредоточена на небольшом замке и церкви, а этой территорией управлял местный лорд. Его расположение на дороге из Парижа в Дрё и Нормандию принесло деревне некоторое процветание, но после вспышки чумы и Столетней войны деревня была в значительной степени разрушена, а ее население резко сократилось. [ 3 ] В 1575 году Альберт де Гонди , натурализованный флорентинец, получивший известность при дворе Генриха II , приобрел сеньорию Версаля.
Древний режим
[ редактировать ]
Людовик XIII
[ редактировать ]В начале семнадцатого века Гонди пригласил Людовика XIII на несколько охотничьих поездок в леса, окружающие Версаль. Доволенный местоположением, Людовик приказал построить охотничий домик в 1624 году. По проекту Филибера Ле Руа , небольшой замок был построен из камня и красного кирпича с фундаментной крышей. Восемь лет спустя Людовик получил сеньорию Версаля от семьи Гонди и начал расширять замок. [ 5 ]
Виньетка Версаля с карты Парижа Жака Гомбуста показывает традиционный дизайн: входной двор с корпусом на дальнем западном конце, окруженный второстепенными крыльями с северной и южной сторон и закрытым входной экран. Соседние внешние башни были расположены по четырем углам, вся конструкция была окружена рвом. Этому предшествовали два служебных крыла, образующие привокзальную площадь с решетчатым входом, отмеченным двумя круглыми башнями. На виньетке также изображен сад на западной стороне замка с фонтаном по центральной оси и прямоугольными партерами по обе стороны. [ 6 ]
Людовик XIV в детстве играл и охотился на этом месте. [ 7 ] С некоторыми изменениями эта структура станет ядром нового дворца. [ 8 ]
Людовик XIV
[ редактировать ]
Людовика XIII Преемник , Людовик XIV , проявлял большой интерес к Версалю. Он поселился в королевском охотничьем домике в Версале, и в последующие десятилетия он превратился в один из крупнейших дворцов в мире. [ 9 ] Начиная с 1661 года архитектор Луи Ле Вау , ландшафтный архитектор Андре Ленотр и художник-декоратор Шарль Лебрен начали детальную реконструкцию и расширение замка. Это было сделано для исполнения желания Людовика XIV основать новый центр королевского двора. После Неймегенского договора 1678 года он начал постепенно переносить двор в Версаль. Суд был официально учрежден там 6 мая 1682 года. [ 10 ]
Переместив свой двор и правительство в Версаль, Людовик XIV надеялся получить больший контроль над правительством со стороны дворянства и дистанцироваться от населения Парижа. Вся власть Франции исходила из этого центра: здесь располагались правительственные учреждения, а также дома тысяч придворных , их свиты и всех прислуживающих придворных чиновников. [ 11 ] Требуя, чтобы дворяне определенного ранга и положения ежегодно проводили время в Версале, Людовик не позволял им развивать свою собственную региональную власть за счет своей собственной и не позволял им противодействовать его усилиям по централизации французского правительства в условиях абсолютной монархии. [ 12 ] Тщательный и строгий придворный этикет , установленный Людовиком и ошеломлявший его наследников своей мелочной скукой, был воплощен в тщательно продуманных церемониях и требовательных процедурах, сопровождавших его утренний подъем, известных как рычаг , разделенный на маленький рычаг для самых важных и великий рычаг для всего двора. Как и другие манеры французского двора, этикету быстро стали копировать и в других европейских дворах. [ 13 ]
По словам историка Филиппа Манселя , король превратил дворец в:
- непреодолимое сочетание брачного рынка, агентства по трудоустройству и столицы развлечений аристократической Европы, которая может похвастаться лучшим театром, оперой, музыкой, азартными играми, сексом и (самое главное) охотой. [ 14 ]
Расширение замка стало синонимом абсолютизма Людовика XIV. [ 15 ] В 1661 году, после смерти кардинала Мазарини , главного министра правительства, Людовик заявил, что он будет своим собственным главным министром. Идея создания двора в Версале была задумана для того, чтобы гарантировать, что все его советники и правители провинций будут находиться рядом с ним. Он боялся, что они восстанут против него и начнут восстание, и считал, что, если он будет держать при себе все свои потенциальные угрозы, они будут бессильны. После позора Николя Фуке в 1661 году (Людовик утверждал, что суперинтендант финансов не смог бы построить свой великий замок в Во-ле-Виконт, не присвоив корону), Людовик, после конфискации поместья Фуке, использовал таланты Ле Во, Ленотр и Лебрен, которые все работали в Во-ле-Виконт, для его строительных кампаний в Версале и других местах. В Версале было проведено четыре отдельные строительные кампании (после незначительных изменений и расширений, произведенных в замке и садах в 1662–1663 годах), каждая из которых соответствовала войнам Людовика XIV. [ 16 ]
Первая строительная кампания
[ редактировать ]
Первая строительная кампания (1664–1668) началась с «Удовольствия Зачарованного острова» 1664 года, праздника который проходил с 7 по 13 мая 1664 года. Праздник якобы был организован в честь двух королев Франции – Анны Австрийской , королева-мать и Мария Терезия Испанская , жена Людовика XIV, но на самом деле почитала любовницу короля Луизу де ла Вальер . Празднование « Удовольствий Зачарованного острова» часто рассматривается как прелюдия к войне за деволюцию , которую Людовик вел против Испании . Первая строительная кампания (1664–1668) включала в себя перестройку замка и садов для размещения 600 гостей, приглашенных на вечеринку. [ 17 ]
Вторая строительная кампания
[ редактировать ]
Вторая строительная кампания (1669–1672) началась с подписания Экс-ла-Шапельского договора , положившего конец Войне за деволюцию. В ходе этой кампании замок начал приобретать тот вид, который он имеет сегодня. Самой важной модификацией замка стал конверт охотничьего домика Людовика XIII, сделанный Ле Вау. Конверт , который часто называют новым замком, чтобы отличить его от более старого строения Людовика XIII, окружал охотничий домик с севера, запада и юга. В период с конца 1668 по начало 1669 года, когда первый этаж конверта строился , Людовик XIV намеревался полностью снести дворец своего отца и заменить его монументальным передним двором. Проект Ле Вау предполагал большое расширение ограждающей конструкции на запад, что позволило построить огромные галереи и лестницы. В июне 1669 года Людовик XIV решил сохранить охотничий домик своего отца, поэтому пришлось перестроить архитектурные планы конверта и уменьшить масштаб новых помещений. [ 19 ]
Новая структура предоставила новое жилье королю и членам его семьи. Главный этаж - фортепьяно-нобиле - замка Неф был полностью отдан под две квартиры: одну для короля и одну для королевы. Большие апартаменты дю Короля занимали северную часть замка Неф, а большие апартаменты де ля Рейн - южную часть.


Западная часть конверта почти целиком была отдана под террасу, которая позже была обнесена сооружением Зеркального зала ( Galerie des Glaces ). На первом этаже северной части замка Неф располагались апартаменты des bains , в которых располагалась заглубленная восьмиугольная ванна с горячей и холодной проточной водой. Брат и невестка короля Филипп I, герцог Орлеанский , и Елизавета Шарлотта, мадам Палатин, занимали апартаменты на первом этаже южной части замка Неф . Верхний этаж нового замка был отведен под частные комнаты короля на севере и комнаты для детей короля над апартаментами королевы на юге. [ 20 ]
При проектировании и строительстве больших апартаментов важно то, что комнаты обеих квартир имеют одинаковую конфигурацию и размеры – до сих пор беспрецедентная особенность во французском дворцовом дизайне. Было высказано предположение, что эта параллельная конфигурация была преднамеренной, поскольку Людовик XIV намеревался сделать Марию Терезию королевой Испании и тем самым установить двойную монархию . [ 21 ] Обоснование Людовиком XIV объединения двух королевств рассматривалось в основном как компенсация за неспособность Филиппа IV своей дочери Марии Терезии выплатить приданое , что было среди условий, на которые Испания согласилась с обнародованием Пиренейского договора , завершившегося война между Францией и Испанией , начавшаяся в 1635 году в ходе Тридцатилетней войны . Людовик XIV расценил действия своего тестя как нарушение договора и, следовательно, участвовал в войне за передачу власти.
И большие апартаменты du roi , и большие апартаменты de la reine образовывали анфиладу из семи комнат -анфилад . Каждая комната посвящена одному из известных тогда небесных тел и олицетворяет соответствующее греко-римское божество. Убранство залов, которое проводилось под руководством Лебрена, изображало «героические поступки короля» и в аллегорической форме было представлено действиями исторических личностей античного прошлого ( Александр Македонский , Август , Кир и др.). . [ 22 ]
Третья строительная кампания
[ редактировать ]С подписанием Неймегенского договора в 1678 году, положившего конец франко-голландской войне , началась третья строительная кампания в Версале (1678–1684). Двор разросся в 1670-х годах, когда Людовик XIV изменил свои отношения с высшей аристократией. Чтобы пользоваться его благосклонностью, стало необходимым сопровождать Людовика, куда бы он ни направлялся, что создавало нагрузку на существующие помещения для придворных в Версале. Королевская семья также значительно выросла, чему способствовала узаконение пятерых детей Людовика его любовницей мадам де Монтеспан в период с 1673 по 1681 год. [ 23 ] Как недавно созданным Принцам Крови , всем этим детям требовались подходящие квартиры в Версале.

Под руководством главного архитектора Жюля Ардуэна-Мансара Версальский дворец во многом приобрел тот вид, который он имеет сегодня, в 1680-х годах. Лебрен занимался не только внутренним убранством новых пристроек дворца, но и сотрудничал с Ленотром в озеленении дворцовых садов. [ 24 ] В качестве символа новой известности Франции как европейской сверхдержавы Людовик XIV официально разместил свой двор в Версале в мае 1682 года. [ 15 ]
Ардуэн-Мансар спроектировал два новых монументальных крыла для решения проблем с размещением в Версале: южное крыло, известное как Aile des Princes, потому что в нем размещались принцы крови, было первым, построенным в 1679 году. Южное крыло имеет длину 176 ярдов ( 528 футов) и был построен с тремя внутренними дворами, способными вместить слуг и аристократов в дополнение к принцам крови, которым были предоставлены роскошные апартаменты за западным фасадом с видом на сады. [ 25 ] В 1684 году началось строительство Северного крыла, в котором разместились представители высшей аристократии; между двумя новыми крыльями было построено 175 новых помещений. [ 26 ] Ле Вау Оба крыла повторяли итальянский фасад конверта на своих западных сторонах, создавая единый и симметричный вид на фасаде сада. [ 27 ]
На третьем этапе также были построены крупные хозяйственные постройки, которые сами по себе были значительными, в том числе Великая Коммуна , Оранжерея , Большой Трианон и пара конюшен, известных как Маленькая и Большая Экюри . Для оранжереи потребовались раскопки склона холма, спускающегося к югу от дворца, что позволило построить аркадную галерею длиной 500 футов с более короткими крыльями, простирающимися под прямым углом и укрепленными на холме наверху. это обошлось примерно в 1,1 миллиона ливров , а строительство было завершено в 1686 году. В период с 1684 по 1685 год [ 28 ] Мансара Внушительный Великий Коммуна был построен на месте старой деревенской церкви Версаля Сен-Жюльен, к востоку от нового южного крыла дворца, между 1682 и 1684 годами. [ 29 ] Огромный прямоугольник, расположенный вокруг центрального двора, Великая Коммуна представлял собой общежитие для членов королевской семьи, предназначенное для размещения 103 новых квартир. [ 30 ]
Самыми большими и внушительными хозяйственными постройками были две конюшни, Большая и Маленькая Экюри , построенные между 1679 и 1682 годами. [ 31 ] Королевским конюшням отводилось почетное место напротив Кур д'Арм перед главным дворцом, по обе стороны Парижской авеню , главного подъезда к Версалю из Парижа. Далеко не просто утилитарный, Ардуэн-Мансар спроектировал два неоклассических здания одинакового размера и величия, способные вместить тысячи лошадей и почти 1500 человек, занятых в хозяйственном отделе Королевских конюшен. В «Большой» конюшне размещались королевские охотничьи лошади и гончие, а в «Маленькой» конюшне находились королевские кареты и другой транспорт. [ 32 ]
На третьем этапе была изменена конфигурация основных частей Больших покоев короля и королевы. Людовик XIV перестал обитать в комнатах своих Больших апартаментов, салоны которых вместо этого использовались для государственных целей и церемоний. Между новым Зеркальным залом на западе и Посольской лестницей на востоке Большие апартаменты образовывали один огромный маршрут для развлечений и дворцовых праздников . [ 33 ] Бывшая спальня короля стала тронным залом, известным как Салон д'Аполлона , а в соседнем Салоне Меркурия находилась парадная кровать, отделенная от общественной зоны массивной серебряной балюстрадой. Гранд-апартаменты были роскошно обставлены предметами мануфактуры гобеленов , демонстрирующими все самое лучшее во французском декоративном искусстве и мастерстве. Самыми экстравагантными украшениями были те, которые были сделаны из чистого серебра в Гобеленах и стоили около 10 миллионов ливров . [ 34 ] В 1687 году между Зеркальным залом и Большими апартаментами было выставлено 167 таких предметов: от канделябров, геридонов и статуй до урн, табуретов и курильниц. [ 35 ]
Для новых апартаментов du roi Луи выбрал комплекс из восьми комнат в фортепьяно-нобиле за западным фасадом Мраморного двора , который когда-то принадлежал его отцу в старом замке. Чтобы создать достаточно роскошный подход, комнаты за южным фасадом с видом на Мраморный двор были преобразованы в три большие прихожие ( вестибюль , Зал королевских стражей и Премьер-антипала ), предшествующие спальне короля, за которой следует Большой салон. в центре западного фасада. [ 33 ] Королева продолжала жить в своих больших апартаментах, хотя и с некоторыми изменениями. В 1680 году Салон Марса, служивший королевской караульной комнатой, был преобразован в столовую для Великого Кувера — ежедневного ритуала, во время которого король и королева вместе обедали на виду у двора. [ 36 ] Еще одна прихожая к востоку от новой столовой была затем преобразована в новую комнату охраны. После смерти королевы в 1683 году одна из комнат ее Большой квартиры, между южным и западным фасадами, была преобразована во Вторую антикамеру Appartement du roi . [ 37 ]
Четвертая строительная кампания
[ редактировать ]
Вскоре после сокрушительного поражения в войне Аугсбургской лиги (1688–1697) и, возможно, благодаря благочестивому влиянию мадам де Ментенон , Людовик XIV предпринял свою последнюю строительную кампанию в Версале. Четвертая строительная кампания (1699–1710) была сосредоточена почти исключительно на строительстве королевской часовни , спроектированной Ардуэном-Мансаром и завершенной Робертом де Коттом и его командой дизайнеров-декораторов. были произведены дальнейшие изменения В 1701 году в апартаментах du roi , а именно строительство Салона Иль де Бёфа и Королевской спальни. Это было достигнуто за счет устранения стены между Второй антикамерой и старой спальней короля, в результате чего была создана еще одна прихожая гораздо большего размера - Chambre de l'Oeil de Boeuf . Соседний Большой салон был затем преобразован в новую спальню короля, которая теперь располагалась прямо в центре западного фасада над Мраморным двором . [ 38 ] После завершения строительства часовни в 1710 году практически все строительство в Версале прекратилось; строительство в Версале возобновилось лишь двадцать один год спустя, во время правления Людовика XV . [ 39 ]
![]() |
![]() |
![]() |
Дворец 1668 года. | Дворец 1674 года. | Дворец 1680 года. |
Людовик XV
[ редактировать ]После смерти Людовика XIV в 1715 году пятилетний король Людовик XV , двор и регентское правительство Филиппа II, герцога Орлеанского, вернулись в Париж. русский царь Петр Великий останавливался В мае 1717 года во время своего визита во Францию в Большом Трианоне . Его время в Версале было использовано для наблюдения и изучения дворца и садов, которые он позже использовал как источник вдохновения, когда построил Петергоф на берегу Финского залива, к западу от Санкт-Петербурга . [ 40 ]
Во время правления Людовика XV Версаль претерпел преобразования, но не в том масштабе, который наблюдался во время правления его предшественника. Когда Людовик XV и двор вернулись в Версаль в 1722 году, первым проектом было завершение Салона Геркулеса , строительство которого было начато в последние годы правления Людовика XIV, но так и не было завершено из-за смерти короля. [ 41 ]
Значительным вкладом Людовика XV в Версаль была небольшая квартира короля ; апартаменты Месдамов , апартаменты дофина , апартаменты дофина на первом этаже; две и частные квартиры Луи Венцом правления Людовика XV было строительство Оперы и Малого Трианона . [ 42 ]
Не менее значительным было разрушение Escalier des Ambassadeurs (Лестницы послов), единственного подходящего подхода к парадным покоям, который Людовик XV предпринял, чтобы освободить место для квартир для своих дочерей. [ 43 ] Аргументы в пользу удаления лестницы были подкреплены плохим состоянием литой бронзовой опоры массивного светового люка над лестницей, который при Людовике XIV был экспериментальным чудом, позволившим установить беспрецедентный пролет стекла. К 1750-м годам эта конструкция серьезно ослабла, что потребовало снятия светового люка и разрушения лестницы. [ 44 ]
Сады практически не изменились со времен Людовика XIV; завершение строительства Бассейна Нептуна между 1738 и 1741 годами было самым важным наследием, которое Людовик XV оставил садам. [ 45 ]
К концу своего правления Людовик XV по совету Анж-Жака Габриэля начал переделывать дворовые фасады дворца. С целью облицовать вход во дворец классическими фасадами, Людовик XV начал проект, который был продолжен во время правления Людовика XVI, но не был завершен до 20 века. [ 46 ]

Людовик XVI
[ редактировать ]В 1774 году, вскоре после своего восшествия на престол, Людовик XVI обширную пересадку боскетов сада , приказал провести поскольку многие вековые деревья погибли. В проект Ленотра было внесено лишь несколько изменений: некоторые боскеты были удалены, другие изменены, в том числе Bains d'Apollon (к северу от Партера Латона), который был переделан по проекту Юбера Робера в англо-китайском стиле (популярный в конце 18 века), а Лабиринт (на южной окраине сада) был преобразован в небольшой Сад Рейна. [ 47 ]
Ухудшение финансового положения французской монархии привело к пренебрежению содержанием дворца. Бенджамин Франклин во время своего визита описывал атмосферу «великолепия и небрежности», в то время как королевские архитекторы предупреждали об опасном состоянии хозяйственных построек, таких как Petit и Grand Ecurie (конюшни), где гниение древесины в 1770 году потребовало срочных восстановительных работ. [ 48 ]

Чтобы усугубить нехватку денег, Людовик XVI направил значительные финансовые ресурсы на другие объекты недвижимости, включая покупку и реконструкцию замка Сен-Клу в 1784 году, а также продолжающуюся реконструкцию замка Компьень на протяжении 1780-х годов. [ 49 ] В результате остались скудные ресурсы, которые можно было бы посвятить давней мечте о восстановлении обращенных к Парижу крыльев Конверта, окружающих Мраморный и Королевский дворы, известной как «Большой проект». В 1780 году Людовик XVI завершил реконструкцию крыла Габриэля, начатую его дедом, и планировал продлить реконструкцию. В 1779 году [Bâtiments du Roi|Королевское управление зданий]] пригласило архитекторов представить проекты для «Большого проекта», цель которого заключалась в том, чтобы гармонизировать новое неоклассическое крыло Габриэля с устаревшим стилем южного крыла Людовика XIII и оригинальным охотничьим крылом. Фасад домика на Мраморный двор. [ 49 ] В конечном итоге возникновение долгового кризиса во французском правительстве в 1787 году и начало Французской революции положили конец любым таким планам.
Внутри дворца библиотека и игровой зал в маленьких апартаментах короля и маленьких апартаментах королевы , отремонтированных Ришаром Миком для Марии-Антуанетты , являются одними из лучших образцов стиля Людовика XVI . [ 50 ] Несколько этажей Petit Appartement du Roi были надстроены над уже построенными Людовиком XV и достигли шести этажей. Людовик XVI, как известно, гулял по крыше и наслаждался потрясающими видами, иногда сидел с телескопом и разглядывал придворных, слоняющихся на передних дворах под ним. Эти дополнительные этажи, неуклюже возвышавшиеся над Мраморным двором и главной линией крыши дворца, должны были стать временными в ожидании долгожданного Гранд-проекта. Их снесли в XIX веке, чтобы восстановить вид фасада, какой он существовал при Людовике XIV. [ 51 ]
Французская революция
[ редактировать ]6 октября 1789 года королевская семья была вынуждена покинуть Версаль и переехать во дворец Тюильри в Париже в результате Женского марша на Версаль . [ 52 ] В первые годы Французской революции сохранение дворца в основном находилось в руках жителей Версаля. В октябре 1790 года Людовик XVI приказал освободить дворец от мебели, попросив отправить большую часть во дворец Тюильри. В ответ на приказ мэр Версаля и муниципальный совет встретились, чтобы подготовить письмо Людовику XVI, в котором они заявили, что, если мебель будет вынесена, это, безусловно, приведет к экономическому краху города. [ 53 ] Депутация Версаля встретилась с королем 12 октября, после чего Людовик XVI, тронутый настроениями жителей Версаля, отменил приказ.
Однако восемь месяцев спустя судьба Версаля была решена: 21 июня 1791 года Людовик XVI был арестован в Варенне , после чего Законодательное собрание соответственно объявило, что все имущество королевской семьи было оставлено. Чтобы защитить дворец, собрание приказало опечатать Версальский дворец. было зачитано письмо 20 октября 1792 года перед Национальным съездом , в котором Жан-Мари Ролан де ла Платьер , министр внутренних дел, предложил продать обстановку дворца и заброшенных резиденций в Версале, а дворец сдать. либо продано, либо сдано в аренду. Продажа мебели происходила на аукционах, состоявшихся с 23 августа 1793 г. по 30 дней III (19 января 1795 г.). От продажи освобождались только предметы особой художественной или интеллектуальной ценности. Эти предметы были переданы в состав коллекции музея, которая планировалась на момент продажи дворцовой обстановки.
В 1793 году Шарль-Франсуа Делакруа, депутат конвента и отец художника Эжена Делакруа, предложил конфисковать металлические статуи в садах Версаля и отправить их на литейный завод для изготовления пушек. [ 54 ] Предложение обсуждалось, но в конечном итоге было внесено на рассмотрение. 28 флореаль II (5 мая 1794 г.) Конвент постановил, что дворец и сады Версаля, а также другие бывшие королевские резиденции в окрестностях не будут проданы, а переданы под опеку Республики для общественного блага. [ 55 ] По этому указу дворец стал хранилищем произведений искусства, конфискованных из церквей и княжеских домов. В результате того, что Версаль служил хранилищем конфискованных произведений искусства, были накоплены коллекции, которые в конечном итоге стали частью предполагаемого музея. [ 56 ]
Среди предметов, найденных в это время в Версале, — коллекция диковинок природы, собранная сьером де Файолем во время его путешествий по Америке. Коллекция была продана графу Артуа , а затем конфискована государством. Файоль, который был назначен членом Комиссии искусств , стал хранителем коллекции, а позже, в июне 1794 года, был назначен съездом первым директором Консерватории Национального музея Версаля . [ 57 ] В следующем году народный представитель Андре Дюмон стал администратором департамента Сена и Уаза . Приступив к своим административным обязанностям, Дюмон был поражен плачевным состоянием, в котором оказались дворец и сады. Он быстро взял на себя административные обязанности во дворце и собрал команду реставраторов для наблюдения за различными коллекциями музея. [ 58 ]
Одним из первых назначений Дюмона было назначение Южа Лагарда (10 мессидора III (28 июня 1795 г.), богатого торговца мылом из Марселя с сильными политическими связями, библиографом музея. После закрытия дворца осталось не менее 104 библиотеки, в которых хранилось более 200 000 печатных томов и рукописей, Лагард с его политическими связями и связью с Дюмоном стали движущей силой Версаля, поскольку в то время Лагард смогла собрать команду кураторов, включая сьера де. Файоль по естествознанию, а куратором живописи был назначен Луи Жан-Жак Дюрамо , художник, ответственный за роспись потолка в Опере. [ 59 ]
Во многом из-за политических перипетий, произошедших во Франции в 1790-е годы, Версаль подвергся дальнейшей деградации. Зеркала были переданы министерством финансов в счет погашения долгов республики, а драпировки, обивка и бахрома были конфискованы и отправлены на монетный двор для возмещения золота и серебра, использованных при их изготовлении. Несмотря на то, что Версаль был назначен музеем, он служил пристройкой к Дому Инвалидов в соответствии с указом от 7 фримера VIII (28 ноября 1799 г.), который конфисковал часть дворца и разместил раненых солдат в маленьких апартаментах дю. рой . [ 60 ]
В 1797 году Национальный музей был реорганизован и переименован в Специальный музей французской школы . [ 61 ] Большие апартаменты использовались как галереи, в которых размещались приемные, представленные художниками, стремившимися поступить в Королевскую академию живописи и скульптуры в 17-18 веках, серия «Жизнь святого Бруно» Эсташа Ле Сюера и Мария де' Цикл Медичи Питера Пауля Рубенса был выставлен на обозрение. Музей, включавший скульптуры в саду, стал лучшим из когда-либо существовавших музеем классического французского искусства. [ 62 ]
Первая Империя
[ редактировать ]С приходом Наполеона и Первой Империи статус Версаля изменился. Картины и произведения искусства, которые ранее были переданы Национальному музею и Специальному музею французской школы, систематически распределялись по другим местам, и в конечном итоге музей был закрыт. В соответствии с положениями Конституции 1804 года Версаль был назначен императорским дворцом департамента Сена и Уаза. [ 63 ]
Хотя Наполеон не проживал во дворце, апартаменты были оборудованы и украшены для использования императрицей Марией Луизой . Император решил поселиться в Большом Трианоне . Однако дворец продолжал служить пристройкой к Дому Инвалидов. [ 64 ] Тем не менее, 3 января 1805 года папа Пий VII , приехавший во Францию для совершения коронации Наполеона толпу людей, собравшихся на партере . , посетил дворец и благословил с балкона Зеркального зала [ 65 ]
Реставрация Бурбона
[ редактировать ]Реставрация Бурбонов в Версале была малоактивной. Участки садов были засажены заново, но существенных реставраций и модификаций интерьеров не проводилось, несмотря на то, что Людовик XVIII часто посещал дворец и прогуливался по пустующим помещениям. [ 66 ] Карл X предпочел дворец Тюильри Версалю и редко посещал свой бывший дом. [ 67 ]
Июльская монархия
[ редактировать ]
С Июльской революцией 1830 года и установлением Июльской монархии статус Версаля изменился. В марте 1832 года был обнародован Закон о гражданском списке , согласно которому Версаль был объявлен собственностью короны. Как и Наполеон до него, Луи-Филипп I решил жить в Большом Трианоне ; однако, в отличие от Наполеона, у Луи-Филиппа был грандиозный замысел Версаля.
В 1833 году Луи-Филипп предложил создать музей, посвященный «всей славе Франции», в которую вошли династия Орлеанов и революция 1830 года, поставившая Луи-Филиппа на трон Франции. В течение следующего десятилетия под руководством Фредерика Непве и Пьера-Франсуа-Леонара Фонтена замок претерпел необратимые изменения. [ 68 ] Музей был официально открыт 10 июня 1837 года в рамках торжеств, посвященных свадьбе королевского принца Фердинанда-Филиппа Орлеанского с принцессой Элен Мекленбург-Шверинской , и представлял собой одно из самых амбициозных и дорогостоящих начинаний Луи-Филиппа. царствовать.
Позже Оноре де Бальзак охарактеризовал это мероприятие менее хвалебно как «больницу славы Франции». [ 69 ]
Южное крыло (Aile du Midi) было отдано под Galerie des Batailles (Зал сражений), что вызвало необходимость сноса большинства покоев Принцев Крови , живших в этой части дворца во времена Ancien Régime. Galerie des Batailles была создана по образцу галереи Лувра Большой и предназначалась для прославления французской военной истории от битвы при Тольбиаке (традиционно датируемой 495 годом) до битвы при Ваграме (5–6 июля 1809 года). Хотя качество некоторых картин было сомнительным, некоторые из них были шедеврами, например, « Битва при Тайлебурге» Эжена Делакруа . Часть северного крыла (Aile du Nord) была преобразована в Зал Круазадов — зал, посвященный знаменитым рыцарям Крестовых походов и украшенный их именами и гербами. Покои дофина и дофина , а также дочерей Людовика XV на первом этаже корделогиса были преобразованы в портретные галереи. Для размещения дисплеев некоторые из буазери были сняты и либо сданы на хранение, либо проданы. Во время прусской оккупации дворца в 1871 году складированные буазери сгорели как дрова. [ 70 ]
Вторая империя и начало Третьей республики
[ редактировать ]Во времена Второй империи музей практически не пострадал. Дворец действительно служил фоном для ряда государственных мероприятий, включая визит королевы Виктории .

Дворец был местом важных событий во французской и европейской истории во время франко-прусской войны (1870-1871) и последующего рождения Третьей французской республики . Во время франко-прусской войны город Версаль был оккупирован вторгшимися немецкими войсками и стал штаб-квартирой немецкого генерального штаба . [ 71 ] Зеркальный зал и галереи первого этажа были превращены в полевой госпиталь для раненых немецких солдат. [ 72 ] [ 73 ] Именно в Зеркальном зале Вильгельм I был провозглашен императором Германии . 18 января 1871 года на глазах у толпы офицеров и немецких князей [ 73 ] Символика коронации врага-пруссака в Версале, в зале, потолок которого изображает победы Людовика XIV над немцами, была источником горького унижения для французов. [ 74 ]
Когда Парижская Коммуна после войны (март 1871 г.) вспыхнула , недавно сформированное Национальное собрание и его исполнительный директор Адольф Тьер эвакуировали Париж в Версаль. Депутаты ночевали в Зеркальном зале, а заседания проводили в Королевском оперном театре. Для тепла они сожгли деревянные панели, хранившиеся на складе. [ 75 ]
После подавления Коммуны Версальская опера была резиденцией Национального собрания до окончательного установления Третьей республики в 1875 году. В то время было решено, что Сенат должен остаться в Опере, а для этого был сдан в эксплуатацию новый актовый зал. дом Национального собрания. Он был спроектирован Эдмоном де Жоли и построен в центральном дворе Южного крыла. , Национальная Ассамблея как стало известно это помещение, была открыта 6 марта 1876 года и будет принимать Национальное собрание до тех пор, пока они не вернутся во Дворец Бурбонов в 1879 году. В том же году Сенат тоже вернулся в Париж, переехав в Люксембургский дворец . [ 76 ] До 1958 года каждый президент Франции избирался двумя палатами, собранными для этой цели в зале Национальной ассамблеи в Версале. [ 77 ] [ 75 ]
Версаль под руководством Пьера де Нольака
[ редактировать ]Пьер де Нольак прибыл в Версальский дворец в 1887 году и был назначен хранителем музея 18 ноября 1892 года. [ 78 ] По прибытии он планировал вновь ввести исторические галереи, организованные с научной точки зрения, в отличие от подхода Луи-Филиппа, который создал первые галереи, направленные на прославление истории Франции. В это же время Нольяк начал восстанавливать дворец до его дореволюционного вида . Чтобы достичь этих двух целей, Нольак убрал комнаты, убрал произведения искусства и придал комнатам исторический пейзаж. В своих мемуарах он объяснил, например, что «первой принесенной в жертву комнатой была комната королей Франции, стены которой были украшены изображениями, реальными и воображаемыми, наших королей со времен Хлодвига ». [ 79 ] Изменения, внесенные Нольаком, позволили по-новому взглянуть на замок. Представители высшего общества и знати, такие как Анри Орлеанский, герцог Омаль и бывшая императрица Евгения, стекались, чтобы увидеть новые события. Нольхач также работает над привлечением иностранных личностей. 8 октября 1896 года Николай II и его жена Александра прибыли в Версаль. Нольхач также организовал мероприятия, направленные на повышение осведомленности потенциальных доноров дворца. Владелец New York Herald Джеймс Гордон Беннетт-младший выделил 25 000 франков на перестройку помещений XVIII века. Развитие частных пожертвований привело к созданию в июне 1907 года Общества друзей Версаля.
Межвоенный период
[ редактировать ]Пьер де Нольак оставил свой давний пост куратора Версаля в 1920 году; его коллега Андре Перате взял на себя роль главы и курировал дворец в течение следующих 13 лет. [ 80 ] К началу 1920-х годов годы накопившегося пренебрежения серьезно сказались на физическом состоянии дворца и садов. Учитывая опасное финансовое положение послевоенной Третьей французской республики , внешнее покровительство стало более важным, чем когда-либо. В 1924 году американский нефтяной миллионер Джон Д. Рокфеллер был воодушевлен серией статей, осуждающих плачевное состояние ремонта в Версале во французском журнале L'Illustration ; Рокфеллер написал лично президенту Франции Раймону Пуанкаре с предложением финансовой поддержки в восстановлении дворца. [ 81 ] В период с 1925 по 1928 год Фонд Рокфеллера пожертвовал 2 166 000 долларов на восстановление Версаля (примерно 30 миллионов долларов в долларах США 2014 года). [ 82 ] Деньги пошли на ремонт крыши дворца, заменив первоначальный шифер более прочным свинцом. Также был проведен ремонт каменной кладки и внешних деревянных конструкций, а также восстановлены Оранжерея, Театр де ла Рейн , Крылья министра, Роща Куполов и Бальная роща. [ 83 ] [ 84 ] [ 85 ]
Рокфеллер сохранил право голоса в распределении денег, учредив Франко-американский комитет по восстановлению памятников, который окончательно утвердил программу реставрации. [ 85 ] Ее члены были выбраны Рокфеллером и назначены Пуанкаре. Благотворительность Рокфеллера также побудила Национальное собрание увеличить финансирование содержания Версаля. В 1924 году бюджет Версальского дворца ежегодно выделял 4 миллиона франков, а в 1932 году эта сумма была увеличена до 5 миллионов. [ 85 ]
Период Ван дер Кемпа
[ редактировать ]Под эгидой Джеральда Ван дер Кемпа , главного реставратора музея с 1952 по 1980 год, во дворце были реализованы некоторые из самых амбициозных проектов консервации и реставрации: Опера (завершена в 1957 году); Большой Трианон (1965 г.); Палата королевы (1975 г.); Палата Людовика XIV и Зеркальный зал (1980). [ 86 ] В это время первый этаж северного крыла был превращен в галерею французской истории с 17 по 19 век. Кроме того, в это время была принята политика, согласно которой французское правительство агрессивно стремилось приобрести как можно больше оригинальной мебели и произведений искусства, которые были разбросаны во время революции 1789 года. [ 87 ]
Современный Версаль
[ редактировать ]Благодаря прошлым и текущим проектам реставрации и консервации Версаля Пятая республика с энтузиазмом продвигает музей как одну из главных туристических достопримечательностей Франции. [ 88 ] Однако дворец по-прежнему выполняет политические функции. Главы государств празднуются в Зеркальном зале; Сенат и Национальное собрание встречаются на конгрессе в Версале, чтобы пересмотреть или иным образом изменить Конституцию Франции — традиция, которая вступила в силу с обнародованием Конституции 1875 года. [ 89 ] Общественное учреждение Версальского дворца, музея и национального поместья было создано в 1995 году.
Компания Château de Versailles Spectacles организовала выставку Джеффа Кунса в Версале, которая проходила с 9 октября 2008 года по 4 января 2009 года. Джефф Кунс сказал: «Я надеюсь, что сопоставление сегодняшних поверхностей, представленных моими работами, с архитектурой и изобразительным искусством Версаля станет захватывающее взаимодействие для зрителя». [ 90 ] Елена Геуна и Лоран Ле Бон, кураторы выставки, описывают ее следующим образом: «В основе всей этой затеи лежит городской аспект. В последние годы многие учреждения культуры пытались противопоставить историческую среду и современные произведения. Оригинальность Эта выставка кажется нам несколько иной, как по выбранному месту, так и по тому, как она организована. Эхо, диалектика, оппозиция, контрапункт... Не нам судить!» [ 90 ]
Бронзовая конная статуя Людовика XIV (Statue équestre de Louis XIV), скульптура, созданная Пьером Картелье (1757–1831) и Луи Петито (1794–1862) и завершенная в 1836 году, была отреставрирована в 2009 году. 27 апреля 2009 года Статуя, ранее находившаяся во дворе (Кур д'Оннер), была помещена за воротами на Плас д'Арм (пересечение авеню Рокфеллера и авеню де Пари). [ 91 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Герар 1840, с. 125 .
- ^ Герар 1840, с. xiv .
- ^ Блюш, 1990; Томпсон, 2006 г.; Верле, 1985.
- ^ Гарригес 2001, с. 37.
- ^ Батиффол, 1913; Блюш, 1991; Мари, 1968 г.р.; Нольхак, 1901 год; Верле, 1985 г.
- ^ Хэзлхерст 1980, стр. 60.
- ^ Версаль, Мечта короля , режиссер Пол Берджесс, BBC TV
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 28 марта 2012 г. Проверено 9 апреля 2012 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Фелибия, 1703 г.; Мэри, 1972 г.; Верле, 1985.
- ^ Бергер 2008, с. 27 .
- ^ Солнон, 1987.
- ^ Блюш, 1986, 1991; Бендикс, 1978 год; Солнон, 1987.
- ^ Бенишу, 1948; Блюш, 1991; Солнон 1987.
- ^ Филип Мансель, . Король мира: Жизнь Людовика XIV (2020 г.), цитируется в книге Тима Блэннинга « Солнечная энергия» , The Wall Street Journal , 17–18 октября 2020 г., стр. С9.
- ^ Перейти обратно: а б Блюше, 1986, 1991.
- ^ Блюш, 1986, 1991; Верле, 1985.
- ^ Нольхак, 1899, 1901; Мэри, 1968 г.; Верле, 1985.
- ^ Бергер 1985b, рис. 12 (план), стр. 41–42; Верле | 1985, с. 74 (рис. 7).
- ^ Уолтон, 1986; п. 67-69
- ^ Нольак, 1901; Мэри, 1972 г.; Верле, 1985.
- ^ Джонсон, 1981.
- ^ Бергер, 1985b, стр. 41–50 (Глава 5: «Планетарные комнаты»); Фелибьен, 1674 г.; Верле, 1985.
- ^ Уолтон, 1986; стр.92-93
- ^ Бергер, 1985a; Томпсон, 2006 г.; Верле, 1985.
- ^ Спофорт, 2008; стр.47
- ^ Спофорт, 2008; стр.11,47
- ^ Уолтон, 1986; стр.130
- ^ Уолтон, 1986; стр.138-139
- ^ «Версаль «Великая Коммуна»: укрепление исторического памятника» . freyssinet.com . Проверено 28 декабря 2019 г.
- ^ Спофорт, 2008; п. 47
- ^ «Королевские конюшни» . www.chateauversailles.fr. 17 октября 2016 г. Проверено 30 декабря 2019 г.
- ^ Уолтон, 1986;
- ^ Перейти обратно: а б Уолтон, 1986 г.; стр.107
- ^ Нэнси Митфорд (1966). Король Солнца . ООО "Сфера Букс" с. 93.
- ^ Уолтон, 1986; стр.125
- ^ Уолтон, 1986; стр.108-109
- ^ Верле, 211
- ^ Уолтон, 1986; стр.190-194
- ^ Нольак 1911; Мари 1976, 1984; Верле, 1985.
- ^ Верле 1985, с. 301.
- ^ Верлет 1985, стр. 321–324.
- ^ Верле, 198, стр. 375–384 (Опера) и 500–505 (Маленький Трианон).
- ^ Верле 1985, стр. 307–308.
- ^ Уолтон 1986, стр. 161-162.
- ^ Мари 1984; Томпсон, 2006 г.; Верле 1985, стр. 329–330.
- ^ Айерс 2004, стр. 340–341.
- ^ Высокий 1996, с. 372; Верле 1985, стр. 540–545.
- ^ Спофорт 2008, с. 218.
- ^ Перейти обратно: а б Спофорт, 2008 г., стр. 22–23.
- ^ Верле, 1945; Верле 1985; Айерс 2004, с. 341.
- ^ Спофорт 2008, стр. 175.
- ^ Нагель 2009.
- ^ Гатен 1908. С уходом короля и двора из Версаля многие из тех, кто был нанят либо через члена королевской семьи, либо при дворе, последовали за двором и королем в Париж. В результате население Версаля упало с 80 000 до менее 25 000 за несколько недель, последовавших за 6 октября 1789 года (Моген, 1934).
- ^ Гатин 1908, с. ?.
- ^ Фромаго 1903, с. ?.
- ^ Фромаго 1903, с. ??.
- ^ Фромаго 1903, с. ???.
- ^ Фромаго 1903, с. ????.
- ^ Фромаго 1903, с. ??????.
- ^ Гатин 1908, с. ??.
- ^ Дютийе 1887, с. ?.
- ^ Верлет 1985, стр. 661–664.
- ^ Статья 16: Император посещает департаменты: следовательно, императорские дворцы устанавливаются в четырех основных точках Империи. – Эти дворцы определены, а их зависимость определяется законом. Источник: Конституция 1804 года. Архивировано 8 января 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ Моген, 1940–1942; Прадель, 1937 год; Верле, 1985.
- ^ Моген, 1940–1942.
- ^ Мансель 1999; Томпсон 2006.
- ^ Кастелот 1989.
- ^ Констанс 1985; Констанс 1998, стр. 246–258; Моген, 1937 год; Верле, 1985, с. 661–664.
- ^ Бальзак 1853.
- ^ Констанс, 1985; 1987 год; Моген, 1937 год; Верле, 1985.
- ^ Майкл Ховард (2013). Франко-прусская война: немецкое вторжение во Францию 1870-1871 гг . Тейлор и Фрэнсис. п. 347.
- ^ Хорн, 1965; п. 198
- ^ Перейти обратно: а б «Прокламация Аллемандской империи» (на французском языке). www.chateauversailles.fr. 23 августа 2018 года . Проверено 2 ноября 2022 г.
- ^ Аластер Хорн (1965). Падение Парижа: Осада и Коммуна 1870-71 гг . Пресса Святого Мартина. п. 218.
- ^ Перейти обратно: а б «Рождение Третьей республики 30 января 1875 года» (на французском языке). www.chateauversailles.fr. 23 августа 2018 года . Проверено 2 ноября 2022 г.
- ^ «Парламентарии в Версале» (на французском языке). www.chateauversailles.fr. 3 мая 2019 г. . Проверено 8 ноября 2022 г.
- ^ «Конгресс-холл» (на французском языке). www.chateauversailles.fr . Проверено 2 ноября 2022 г.
- ^ Да Винья и Массон 2011, с. 261.
- ^ Да Винья и Массон 2011, с. 229.
- ^ Фабиан Опперман (2012). «Обновление Версальского замка в ХХ веке: между научными действиями и политическим маневрированием». Библиотека Школы Чартеров Том. 170, № 1, ВЕРСАЛЬ: ОТ РЕЗИДЕНЦИИ ДО МУЗЕЯ: Помещения, использование и учреждения 17–20 веков: 209. JSTOR 24616876 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Большой числовой Версаль» . www.gvn.chateauversailles.fr . Проверено 11 декабря 2019 г.
- ^ Джеффри Т. Айверсон (19 июля 2014 г.). «Американский патронаж Версальского замка» . www.francetoday.com . Проверено 11 декабря 2019 г.
- ^ Спофорт, 2008; п. 250
- ^ «История покровительства Версалю» . Chateauversailles.fr. 7 декабря 2016 года . Проверено 11 декабря 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Джон Д. Рокфеллер-младший 1874-1960» . Chateaudeversailles.fr. 25 февраля 2020 г. Проверено 08 февраля 2021 г.
- ^ Перуз де Монкло 1991, стр. 10, 284; Лемуан 1976.
- ^ Кемп 1976; Мейер 1985.
- ^ Опперман 2004.
- ^ Статья 9: Местонахождение исполнительной власти и двух палат находится в Версале. Источник: Конституция 1875 года. Архивировано 13 мая 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б Веб-сайт Джеффа Кунса Версаля
- ^ Арт Трибьюн. Источник: Скульптура Людовика XIV возвращается в Версаль.
Библиография
[ редактировать ]- Айерс, Эндрю (2004). Архитектура Парижа . Штутгарт; Лондон: Издание Акселя Менгеса. ISBN 9783930698967 .
- Бальзак, Оноре де (1853). Человеческая комедия , т. 12. Париж: Пилет.
- Батифоль, Луи (1913). «Версальский дворец Людовика XIII и его архитектор Филибер ле Руа» Gazette des Beaux-Arts , 4-е издание, том. 10 (ноябрь 1913 г.), стр. 341–371 (в Галлике).
- Бенишу, Поль (1948). Мораль великого века . Париж: Editions Gallimard. ОСЛК 259119 .
- Бергер, Роберт В. (1985a). В саду Короля-Солнца: Этюды Версальского парка при Людовике XIV . Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека Думбартон-Оукс. ISBN 9780884021414 .
- Бергер, Роберт В. (1985b). Версаль: Замок Людовика XIV . Университетский парк: Ассоциация искусств колледжей. ISBN 9780271004129 .
- Бергер, Роберт В. (2008). Дипломатические туры по садам Версаля при Людовике XIV . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. ISBN 9780812241075 .
- Бендикс, Рейнхард (1986). Короли или народ: власть и мандат на управление . Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520023024 .
- Блюш, Франсуа (1986). Людовик XIV . Париж: Артем Файяр. ISBN 9782213015682 .
- Блюш, Франсуа (1990). Словарь Великого века . Париж: Артем Файяр. ISBN 9782213024257 .
- Кастело, Андре (1988). Карл X: Конец света . Пэрис: Перрен. ISBN 9782262005450 .
- Констанс, Клэр (1985). «1837: Открытие Луи-Филиппом музея, посвященного «Всей славе Франции», Версальская конференция . OCLC 12904910 , 761465041 .
- Констанс, Клэр (1987). «Обрамление и музеография: на примере Версаля Луи-Филиппа», Revue de l’Art , vol. 76, с. 53–56. два : 10.3406/rvart.1987.347630 .
- Констанс, Клэр (1998). Версаль: абсолютизм и гармония . Нью-Йорк: Вандомская пресса. ISBN 9782702811252 .
- Да Винья, Матье ; Массон, Рафаэль (2011). Версаль для чайников . Париж: Editions Générales First. ISBN 9782754015523 .
- Дютийе, Адольф (1887). Уведомление о Национальном музее и специальном музее французской школы в Версале (1792–1823) . Версаль: Печать. автор Cerf et fils. OCLC 457476198 .
- Фелибьен, Жан-Франсуа (1703). Краткое описание Версаля старого и нового . Париж: А. Кретьен. Копия в INHA.
- Фромажо, Поль-Анри (1903). «Версальский дворец в 1795 году, согласно дневнику Хьюга Лагарда», Revue de l'histoire de Versailles , стр. 224–240 (в Интернет-архиве ).
- Гарриг, Доминик (2001). Сады и садовники Версаля в великом веке . Сейсель: Шамп Валлон. ISBN 9782876733374 .
- Гатин, Л.-А. (1908). «Версаль во время революции», Revue de l'histoire de Versailles , стр. 226–253 и 333–352 в Интернет-архиве.
- Герар, Бенджамин (1840). Коллекция картуляриев Франции. Том I: Карттулярий аббатства Сен-Пер-де-Шартр . Париж: Крепле. Скопируйте в Google Книги .
- Хэзлхерст, Ф. Гамильтон (1980). Сады иллюзий: гений Андре Ле Ностра . Нэшвилл, Теннесси: Издательство Университета Вандербильта. ISBN 9780826512093 .
- Хуг, Симона (1996). «Версаль», т. 32, стр. 369–374, в «Словаре искусств » под редакцией Джейн Тернер. Нью-Йорк: Гроув. ISBN 9781884446009 . Также в Oxford Art Online (требуется подписка).
- Хьюго, Виктор (1972). Виденное, 1830–1846 гг ., Под редакцией Юбера Жюина. Париж: Галлимар. ISBN 9782070360116 .
- Джонсон, Кевин Олин (1981). «Пиренеев больше нет: иконография первого Версаля Людовика XIV», Gazette des Beaux-Arts , 6-е издание, том. 97 (январь), с. 29–40.
- Лемуан, Пьер (1976). «Спальня королевы», La Revue du Louvre et des musées de France , vol. 26, нет. 3, с. 139–145. ISSN 0035-2608 .
- Мансель, Филип. Король мира: Жизнь Людовика XIV (2020), главы 8, 13.
- Мансель, Филип (1999). Людовик XVIII (переработанный, на английском языке). Страуд: Саттон. ISBN 9780750922173 (мягкая обложка).
- Мэри, Альфред (1968). Рождение Версаля . Париж: Издание Vincent, Freal & Cie. ОСЛК 3731196 .
- Мэри, Альфред; Мари, Жанна (1972). Мансар в Версале . Париж: Издания Жак Фреаль. OCLC 746666 .
- Мэри, Альфред; Мари, Жанна (1976). Версаль во времена Людовика XIV . Париж: Национальная империя. OCLC 311957302 .
- Мэри, Альфред; Мари, Жанна (1984). Версаль во времена Людовика XV . Париж: Национальная империя. ISBN 9782110808004 .
- Моген, Жорж (1937). «Открытие Версальского музея», Revue de l’histoire de Versailles (июль 1937 г.), стр. 112–146 (в Галлике).
- Моген, Жорж (1940–1942). «Визит Папы Пия VII в Версаль 3 января 1805 года», Revue de l’histoire de Versailles (июль 1940 – декабрь 1942), стр. 134–146 (в Галлике).
- Мейер, Дэниел (1985). «Неудачная покупка Версальского музея в 1852 году», Версальская конференция . OCLC 12904910 , 761465041 .
- Нагель, Сьюзен (2009). Мария-Тереза: Судьба дочери Марии-Антуанетты . Лондон: Блумсбери. ISBN 9780747581598 .
- Нольак, Пьер де (1898). Версальский замок при Луи Кенце . Париж: Х. Чемпион. OCLC 894269761 . Скопируйте на HathiTrust .
- Нольак, Пьер де (1899). «Строительство Версаля Ле Во», Обзор истории Версаля , стр. 161–171 (в Галлике).
- Нольак, Пьер де (1901). Создание Версаля . Версаль: Л. Бернар. OCLC 8151727 .
- Нольак, Пьер де (1911). История Версальского дворца. Версаль при Людовике XIV. (2 тома). Париж: Андре Марти. OCLC 817037275 . Том. 2 в HathiTrust .
- Нольак, Пьер де (1918). История Версальского дворца. Версаль в VIII веке . Париж: Эмиль-Поль Фрер . OCLC 897084052 . Скопируйте в Google Книги .
- Опперманн, Фабьен (2004). Изображения и использование Версальского дворца в ХХ веке (диссертация/диссертация). Париж: Школа Шартов.
- Перуз де Монкло, Жан-Мари (1991). Версаль , перевод с французского Джона Гудмана. Нью-Йорк: Издательство Abbeville Press. ISBN 9781558592285 .
- Прадель, Пьер (1937). «Версаль при Первой Империи», Revue de l’histoire de Versailles , стр. 76–94 (в Галлике).
- Солнон, Жан Франсуа (1987). Суд Франции . Париж: Файард. ISBN 9782213020150 .
- Спофорт, Тони (2008). Версаль: Биография дворца , первое издание. Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. ISBN 9780312357856 .
- Томпсон, Ян (2006). Сад Короля Солнца . Лондон: Блумсбери. ISBN 9781582346311 .
- Ван дер Кемп, Джеральд (1976). «Обновление Версаля», La Revue du Louvre et des musées de France , vol. 26, нет. 3, с. 135–137. ISSN 0035-2608 .
- Верле, Пьер (1945). Французская королевская мебель . Париж: Издания искусства и истории. OCLC 742722112 .
- Верле, Пьер (1985). Версальский дворец (переработанный и обновленный по сравнению с изданием 1961 года). Париж: Книжный магазин Артема Файяра. ISBN 9782213016009 .
- Уолтон, Гай (1986). Версаль Людовика XIV . Лондон: Книги Пингвина. ISBN 0670801941 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]