Битва при Толбиаке
Битва при Толбиаке | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
«Битва при Толбиаке» Ари Шеффера . Галерея Батай | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
франки | Алеманны | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Гобер Хромой Хлодвиг I Аврелиан [1] | Гибульд † | ||||||
Сила | |||||||
6000 франков [2] | Неизвестный | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Тяжелый | Тяжелый | ||||||
Битва при Толбиаке произошла между франками , сражавшимися под предводительством Хлодвига I , и аламаннами , лидер которых неизвестен. Датой битвы традиционно считается 496 год, хотя другие источники предполагают, что она могла произойти либо раньше, в 480-х, или в начале 490-х годов, либо позже, в 506 году. Местонахождение «Толбиака» или «Толбиакума» находится обычно обозначается как Цюльпих , Северный Рейн-Вестфалия , примерно в 60 км к востоку от нынешней немецко - бельгийской границы. Франки добились успеха при Толбиаке и установили свое господство над аламаннами.
Фон
[ редактировать ]Франки были двумя соседними народами и союзниками: салийскими франками, королем которых был Хлодвиг, и прибрежными франками, столицей которых был Кельн, а королем был Сигеберт Хромой . Границами с королевством Сигеберта были алеманны, конфедерация германских племен. Между алеманнами и прибрежными франками участились пограничные инциденты, грабежи и карательные набеги, но в 496 году Сигеберт потерпел настоящее вторжение и призвал Хлодвига на помощь. Хлодвиг благосклонно отреагировал на своего союзника и собрал армию. Принято считать, что, защищая Толбиак, Сигеберт и его армия понесли большие потери. Возможно, было две битвы при Толбиаке. [ нужна ссылка ]
Битва
[ редактировать ]О битве мало что известно, за исключением того, что прибрежные франки, вероятно, не оказали никакой помощи после первой битвы. Хлодвиг увидел, как убивают его воинов, и почувствовал, что битва выходит из-под контроля. До слез он призвал Бога своей жены Клотильды, Бога, которого она проповедовала ему с момента их свадьбы в 493 году, прося его о помощи.
Григорий Турский записывает молитву Хлодвига во второй главе «Истории франков» : «О Иисус Христос , ты, как говорит мне Клотильда, являешься сыном Живого Бога, ты, дающий помощь тем, кто в опасности, и победу тем, кто находится в опасности. если ты дашь мне победу над этими врагами, и если я испытаю чудеса, которые люди, посвященные твоему имени, говорят, что они имели, я верю в тебя, и я будут крещены во имя Твое. Действительно, я призвал своих богов, и, как я переживаю, они не смогли мне помочь, что заставляет меня думать, что они не наделены никакими силами, что они не приходят на помощь тем, кто служить. Я сейчас плачу к тебе, я хочу верить в тебя, если только я смогу спастись от моих противников». При этих словах алеманны начали бежать, так как их предводитель был убит топором. Франки подчинили или убили оставшихся алеманнов.
Отчет Григория Турского
[ редактировать ]Григорий Турский был первым, кто упомянул элемент, который сформировал последующие интерпретации Толбиака как решающего события в европейской истории: Хлодвиг, как говорят, объяснил свой успех клятвой, которую он дал: если он победит, он обратится в религию. христианского Бога , который помог ему. Он стал христианином на церемонии в Реймсе на Рождество 496 года. [3] Традиционная дата битвы при Толбиаке была установлена в соответствии с этой твердо подтвержденной датой крещения, согласно рассказу Григория. В сохранившемся письме Авита Венского , в котором он поздравлял Хлодвига с крещением, не упоминается о предполагаемом недавнем обращении в христианство на поле боя. [4]
Historia Francorum ii.30-31 прямо подтверждает параллель, которую Григорий устанавливает с обращением Константина Великого перед битвой при Мильвийском мосту :
Наконец возникла война с аламаннами, в которой он был вынужден признаться в том, в чем раньше по своей свободной воле отрицал. Так получилось, что две армии сражались ожесточенно, произошла большая резня, и армия Хлодвига оказалась под угрозой уничтожения. Он увидел это и поднял глаза к небу, и с раскаянием в сердце он заплакал и воскликнул: «Иисус Христос, которого Клотильда называет сыном Живого Бога, который, как говорят, помогает тем, кто в беде, и чтобы даровать победу тем, кто надеется на тебя, я молю о славе твоей помощи с клятвой, что, если ты дашь мне победу над этими врагами, и я познаю ту силу, о которой, по ее словам, люди, посвятившие себя твоему имени, имели от тебя я уверую в тебя и крестюсь во имя твое. Ибо я призвал своих богов, но, как я нахожу, они уклонились от помощи мне, и поэтому я верю, что они не обладают никакой силой, поскольку они не помогают; те, кто подчиняется им, я сейчас взываю к тебе, я хочу верить, что ты только позволишь мне спастись от моих противников». И когда он сказал это, аламанны повернулись спиной и начали расходиться в бегство. И когда они увидели, что их король убит, они подчинились власти Хлодвига, сказав: «Пусть народ не погибнет дальше, мы молимся; мы теперь ваши». И он прекратил битву и, ободрив своих людей, удалился с миром и рассказал царице, что он имел заслугу одержать победу, призвав имя Христа. Это произошло на пятнадцатом году его правления. [5] Тогда королева попросила святого Реми, епископа Реймского, тайно вызвать Хлодвига, убеждая его познакомить короля со словом спасения. И епископ тайно послал за ним и стал уговаривать его уверовать в истинного Бога, творца неба и земли, и перестать поклоняться идолам, которые не могли помочь ни им самим, ни кому-либо другому. Но царь сказал: «Я с радостью слушаю тебя, святейший отец; но остается одно: люди, которые последуют за мной, не смогут вынести отказа от своих богов; но я пойду и буду говорить с ними по твоим словам». Он встретился со своими последователями, но прежде чем он успел заговорить, сила Божья предвосхитила его, и весь народ закричал одновременно: «О благочестивый царь, мы отвергаем наших смертных богов и готовы следовать за бессмертным Богом, которого проповедует Реми. " Об этом доложили епископу, который очень обрадовался и велел приготовить купель. Площади были затенены гобеленовыми балдахинами, церкви украшены белыми занавесями, баптистерий приведен в порядок, разлилось благоухание ладана, ярко горели свечи благоухающего благоухания, и вся святыня баптистерия наполнилась божественным благоуханием: и Господь дал такую благодать тем, кто стоял рядом, что они думали, что попали в благоухание рая. И король был первым, кто попросил, чтобы его крестил епископ. еще один Константин ... К крестильной купели подошел [6]
Последствия
[ редактировать ]Алеманны покинули Нижний Рейн и оставили прибрежных франков в покое. Хлодвиг, получивший лишь небольшую прибыль, позволил своему союзнику сохранить территорию. Позже Хлодвиг полагался на помощь Сигеберта во время завоевания северной части вестготского королевства.
Другим последствием стало обращение Хлодвига в католицизм, когда он был крещен епископом Рейнским Ремигием, который написал ему письмо о его обращении. Это принесло ему поддержку соседних христиан, а также влиятельного духовенства. Кроме того, это позволило Хлодвигу предпринимать завоевания и крестовые походы, чтобы христианизировать свои новые территории или искоренить арианство , которое духовенство считало еретиком.
Дата
[ редактировать ]Традиционная дата битвы в 496 году была оспорена Августином Ван де Вивером , чья пересмотренная хронология отнесла битву к 506 году. Это широко обсуждалось и соблюдается в некоторых современных отчетах. [7] Дата 506 года также соответствует хронологии Григория, согласно которой смерть отца Хлодвига, Хильдерика I , приходится примерно на то же время, что и смерть святого Перпетуя, умершего в 491 году. Следовательно, 15 лет от 491 года будут 506 годом. [8] В могиле Хильдерика находились монеты императора Зенона, умершего в 491 году, но не позже.
Битва при Страсбурге (506)
[ редактировать ]Битва при Страсбурге | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
франки | Аламанни | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Хлодвиг I | неизвестный | ||||||
Сила | |||||||
неизвестный | неизвестный | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
неизвестный | неизвестный |
Битва при Страсбурге в 506 году н. э. — это битва, которая, по мнению некоторых исследователей, была третьей битвой, которая предположительно произошла между аламанами и франками и привела к поражению и включению северных аламаннов в состав Франкской империи, в то время как южные Аламанны отдали себя под защиту остготского короля Теодориха Великого . [9]
Исторические источники
[ редактировать ]В исторических источниках лишь косвенно упоминается о возможной третьей битве аламаннов с франками. В письме Теодориха Великого, датированном 506/7 годом, Меровингов королю Хлодвигу I , говорится о битвах, в которых Хлодвиг участвовал в сражениях с аламаннами. В этом письме Теодорих призывает своего зятя умерить свой гнев против аламаннов, наказать только тех, кто был нелоялен, и прекратить сражаться с остальными аламаннами. Теодорих поставил последнего под свою личную защиту. [10] Эннодия В панегирике Теодориху Великому преувеличенно говорится о победе Теодориха над аламаннами. [11]
Историческая справка
[ редактировать ]В битве при Толбиаке в 496 году н.э. аламанны потерпели тяжелое поражение от Хлодвига. Как следствие, некоторые из аламаннов, похоже, попали под защиту Меровингов . Из письма Теодориха можно предположить, что эти аламанны впоследствии нарушили договор с Хлодвигом и по этой причине подверглись гонениям, и между Хлодвигом и аламаннами произошли дальнейшие сражения. Некоторые исследователи полагают, что в 506 году н.э. произошла третья битва между аламаннами и франками. [9] [12] [13] Несомненно то, что между 496 и 506 годами произошли дальнейшие столкновения. Место боя нигде не упоминается; то, что это было явно недалеко от Страсбурга, остается теорией, которой придерживается ряд ученых. В результате победы Хлодвига северная половина аламманских земель отошла к франкам, а южная половина искала защиты у Теодориха. [14] [15]
Исход
[ редактировать ]Потеря территории
[ редактировать ]Последствием проигрыша конфликта между 496 и 506 годами против франков стало то, что территория, которая была заселена северными аламанами, вероятно, до нынешней границы между алеманнскими и южно-франконскими диалектами, наконец перешла под власть франков. [12]
Бегство к Теодериху
[ редактировать ]Некоторые из аламаннов, по-видимому, бежали на юг, в Рецию , и оказались под защитой короля остготов Теодориха. [12] Он пошел к своему зятю Хлодвигу I и заступился за аламаннов, но признал гнев Хлодвига оправданным. Поэтому он попросил наказать лидеров, но рекомендовал смягчить приговор. Теодорих пообещал, что позаботится о том, чтобы аламанны, находившиеся в Реции, также оставались мирными. Между строк Теодорих дал понять, что тем самым он претендует на спорную область Реции и будет использовать аламаннов как средство оказания давления на Хлодвига, если тот не признает там его верховенство. [16]
Библиография
[ редактировать ]- Магнус Аврелий Кассиодор, сенатор, Различные письма (537), Государственные документы Теодориха. Editio Princeps М. Аккурия (1533 г.). Английские переводы Томаса Ходжкина «Письма Кассиодора» (1886 г.); SJB Барниш Кассиодор: Разное (Ливерпуль: University Press, 1992) ISBN 0-85323-436-1
- Юлиус Крамер, История алеманнов как история округа , Бреслау: M&H Marcus, 1899.
- Евгений Вечный. Меровинги и Франкская империя , 5-е обновленное издание, Штутгарт: Kohlhammer Verlag , 2006.
- Майкл Фертиг, Эннодиус и его время , 1855-1860 гг.
- Геуних, Дитер. «Алеманнские битвы и крещение Хлодвига», стр. 423–37. В изд. Д. Геуниха, Франки и алеманны до «Битвы при Цюльпихе» (496/497) . Берлин: де Грюйтер, 1998. ISBN 3-11-015826-4 .
- Упс, Джон. Реальный лексикон германской древности , Том 9, Берлин: де Грюйтер, 1995. ISBN 3-11-014642-8 .
- Гессенский ежегодник по истории штата , тома 44–45, Земля Гессен: 1994.
- Карл Дж. Трюбнер, Основы германской филологии , Том 3, Часть 4, Герман Пауль: 1900.
- Ян Вуд (редактор), Франки и аламанны в период Меровингов: этнографическая перспектива , Вудбридж: Бойделл, 1988.
- Андре ван де Вивер, «Победа над немцами и обращение Хлодвига» , Бельгийский журнал филологии и истории , Vol. 15, нет. 3 (1936), с. 859–914.
- Андре ван де Вивер, «Победа над немцами и обращение Чиовиса (продолжение)» , Revue belge de philologie et d'histoire , Vol. 16, нет. 1 (1937), с. 35–94.
- Андре ван де Вивер, «Единственная победа над немцами и обращение Хлодвига в веру в 506 году» , Бельгийский журнал филологии и истории , Vol. 17, нет. 3 (1938), с. 793–813.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Бахрах, Бернард С. (1972). Военная организация Меровингов, 481-751 . Университет Миннесоты Пресс. п. 8. ISBN 9780816657001 .
- ^ Бахрах, Бернард С. (1972). Военная организация Меровингов, 481-751 . Университет Миннесоты Пресс. п. 9. ISBN 9780816657001 .
- ^ Джозеф Х. Линч, Христианизация родства: ритуальное спонсорство в англосаксонской Англии , (Cornell University Press, 1998), 39. «Самым известным крещением в истории франков было крещение короля Хлодвига (481-511), и его дата дала вызвало большой научный спор. В письме епископа Венского Авита к Хлодвигу указывалось, что последний крестился на Рождество, но мнения разделились относительно того, какое Рождество было между 496 и 506 годами.
- ^ См. Daly 1994:640 и примечание.
- ↑ Таким образом, дата смерти Хильдерика , обычно обозначаемая как 481/82, рассчитывается как пятнадцать лет до Толбиака, датированная Грегори.
- ^ Онлайн-текст в английском переводе.
- ^ Одиночный франкско-алеманнский бой летом 506 г. представлен, например, в JM Wallace-Hadrill, Long-Haired Kings, стр. 168, или Rolf Weiss, Chlodwigs Taufe: Reims 508 (Bern) 1971; дебаты кратко изложены в книге Уильяма М. Дейли «Хлодвиг: насколько варварски, насколько язычески?» Speculum 69.3 (июль 1994 г., стр. 619-664), стр. 620, примечание.
- ^ Клод Говар, La France au Moyen Âge du Ve au XVe siècle развивает несколько иные предположения о датировке битвы при Тольбиаке. Некоторые историки полагают, что битва произошла в 506 году благодаря письму Теодориха, короля остготов , в котором он поздравлял Хлодвига с великой победой над Алеманнами. С другой стороны, в романе Мишель Лафоре «Хлодвиг, король легенды» 1996 года эта битва под названием Тольбиак происходит в 496 году.
- ^ Jump up to: а б Геуних (1998), с. 429
- ^ Кассиодор Варианты 2, 41
- ^ Завершено 2, 281
- ^ Jump up to: а б с Эвиг (2006), стр. 24–25.
- ^ Обручи (1995), с. 372.
- ^ Трюбнер, с. 917.
- ^ Вуд, стр. 25, 216.
- ^ Крамер, с. 220