Дворцовый парк Нимфенбург
Дворцовый парк Нимфенбург | |
---|---|
Шлосспарк Нимфенбург | |
![]() Большой Каскад | |
![]() | |
Расположение | Мюнхен , Германия |
Координаты | 48 ° 9'28 "N 11 ° 29'34" E / 48,15778 ° N 11,49278 ° E |
Область | 229 га |
Дизайнер | Агостино Барелли , Фридрих Людвиг Скелл , Шарль Карбоне, Доминик Жирар , Жозеф Эффнер , Франсуа де Кювилье |
Управляется | Баварское управление государственных дворцов, садов и озер [1] |
считается Дворцовый парк Нимфенбург одним из лучших и наиболее важных примеров садового дизайна в Германии. В сочетании с дворцовыми постройками входные конструкции Большого круга и обширный парковый ландшафт образуют ансамбль Летней резиденции баварских герцогов и королей Нимфенбург, расположенной в современном мюнхенском Нойхаузен-Нимфенбург районе . Это место является памятником архитектуры , охраняемым ландшафтом и в значительной степени является территорией Natura2000 . [2] [3] [4] [5]
Изысканная композиция из формальных элементов сада и загородного парка в английском стиле считается шедевром садового дизайна , а просторный дворцово-парковый комплекс всегда был популярной достопримечательностью как для местных жителей, так и для туристов. С востока к парку примыкают дворцовые постройки и Большой круг . На юге и западе парк в значительной степени окружен оригинальной садовой стеной и граничит с Ботаническим садом, а на севере и за Менцингерштрассе периферия парка частично сливается с лесом Капуцинерхёльцль . [6] [7]
Проекты оригинальных садов в стиле барокко во многом были созданы по образцу французских садов в Во-ле-Виконт и Версале . Современная планировка парка является результатом фундаментальной реконструкции Фридриха Людвига Скелла , начавшейся в 1799 году. Парковая площадь в пределах Садовой стены занимает 180 гектаров, а весь комплекс - 229 гектаров. [8] [9]



Обзор
[ редактировать ]

Парк разделен на обширный сектор загородного и ландшафтного парка на западе и формальный садовый сектор, прилегающий к дворцу. Центральный канал делит парк на северный и южный сектор. Вода поступает из реки Вюрм на западе (около 2 км (1,2 мили)) и переносится в парк через канал Пазинг-Нимфенбург и сбрасывается через два канала на восток и северо-восток и через Хартманнсхофер Бах на север. [10]
В западном ландшафтном парке есть меньшее озеро Пагоденбург с Пагоденбургом в северной части и большее озеро Баденбург с храмом Аполлона и Баденбург на юге. Grünes Brunnhaus ( Зеленая насосная станция ), в которой установлено водяное колесо и напорные насосы для парковых фонтанов, расположен в деревне в южной части парка. Амалиенбург занимает партер в юго-восточной части парка.
На востоке парк заканчивается у здания дворца. Со стороны сада дворца (запад) следует большой садовый партер , который составляет центральную часть большого прямоугольника, окруженного каналами. Садовый партер обрамляет Центральный (осевой) канал. Большой круг ( Schlossrondell ) расположен к востоку от городской стороны дворца. [3]
История
[ редактировать ]Самые ранние конструкции
[ редактировать ]
Рождение в 1662 году Максимилиана II Эмануэля, курфюрста Баварии из семьи Виттельсбахов, стало поводом рассмотреть вопрос о строительстве роскошной резиденции и сада для молодой матери, курфюрстши Генриетты Аделаиды Савойской , между деревнями Нойхаузен и Оберменцинг . Первый камень в фундамент замка Швайгбау-цу-Нимфенбург был заложен в 1664 году. Вопреки распространенному заблуждению, итальянское название Borgo delle Ninfe (замок нимфы ) возникло только в 19 веке. Первоначальное здание представляло собой Lustschloss (дворец удовольствий) в традициях итальянских загородных вилл. Сложный дворцовый комплекс в стиле барокко , который должен был служить летней резиденцией и альтернативой резиденции правительства Мюнхена , был реализован только поколение спустя при взрослом Максимилиане II Эммануиле. Моделью Люстшлосса послужил пьемонтский охотничий домик во дворце Венария , архитектор которого Амедео ди Кастелламонте разработал первые проекты дворца Нимфенбург. Агостино Барелли служил первым архитектором, а Маркус Шиннагль — главным строителем . [11] Работы начались в 1664 году со строительства дворцового здания кубической формы и создания в итальянском стиле садового партера на западе. [12]
Французский сад
[ редактировать ]
С 1701 по 1704 год Шарль Карбоне перестроил и расширил сад в стиле французского барокко . длиной около 2,5 км (1,6 мили), Одновременно был построен канал Пазинг-Нимфенбург который соединился с рекой Вюрм . [13]
С 1715 года Доминик Жирар, который ранее работал в Андре Ленотра Версальских садах , реализовал просторное устройство парка при поддержке Жозефа Эффнера , ученика Жермена Боффрана . Жирару удалось умело распределить воду на ранее засушливой территории. Был построен прямоугольник каналов, образовавший остров для главного дворца и садового партера. ок. длиной 900 м (3000 футов) канала Центральной оси К западу от прямоугольника был добавлен сектор , который заканчивается у Большого каскада , где он соединялся с каналом Пазинг-Нимфенбург . По образцу французских моделей дороги были проложены прямыми линиями, высажены ряды деревьев и аркад, чтобы строго разделить парк. Комплекс теперь состоял из двух основных частей: декоративного сада возле дворца и леса на западе. Замки парка расположены на отдельных небольших партерах. [14] [15] [16]
С 1715 года Максимилиан II Эммануил приказал превратить лес за пределами дворцового парка в охотничьи угодья на оленей и расширить его, чтобы он почти достигал озера Штарнберг . В более крупном масштабе были проложены приделы и дороги, построены три охотничьих домика. [17]
Ландшафтный парк
[ редактировать ]

С 1804 года директор Королевских садов Фридрих Людвиг Скеллс провел реконструкцию парка, инициировавшую фундаментальные изменения в нынешнем дизайне парка. В 1792 году он осуществил мастерское и гармоничное сочетание французского и английского садового стиля, как это было ранее в дворца Шветцинген саду в Баден-Вюртемберге . Однако завершение строительства в Нимфенбурге заняло гораздо больше времени из-за огромных размеров парка. С 1799 года Скелл впервые спроектировал уединенный сад наследного принца . Работа над просторным ландшафтным парком по английскому образцу началась в 1804 году с южной части и была завершена в 1807 году. Северная часть была завершена только в 1823 году. [18] [19]
В отличие от Ланселота Брауна в Англии, создавшего обширные ландшафтные парки путем разрушения старых садов в стиле барокко , Скелл действовал более осторожно. Он сохранил партеры садовой части дворца, а также Центральный канал и Большой каскад. Он решил разделить парк на две отдельные ландшафтные зоны разного размера, каждая со своим характером и атмосферой, чему в значительной степени способствовали два озера совершенно разной формы и дизайна. [20]
Уловки Скелла сделали дворцовый парк Нимфенбург ярким примером синтеза двух принципиально разных типов садов. Упорядоченный сад в стиле французского барокко, поддерживающий идею улучшения природы средствами искусства и порядка, окруженный английским ландшафтным парком, подчеркивающим свободную игру природы. Некоторые части парка были впервые открыты для публики в 1792 году при курфюрсте Чарльзе Теодоре . [8] [9]
Парк после падения монархии
[ редактировать ]Первоначально подъездные пути, Большой круг , дворец и парк составляли единое целое, которое когда-то простиралось с востока на запад на расстояние более 3 км (1,9 мили) к западу от города Мюнхен. Рост города позволил полностью развить жилые районы и дорожную сеть на прилегающих территориях. Строительство широкого моста Людвига Фердинанда через канал Нимфенбург , домов вдоль северного и южного входа во дворец и железнодорожной линии на западе полностью встроило парк и дворец в городские структуры и, таким образом, стало районом город. [21] [22]
После упразднения монархии парк и дворец стали частью бывшего Кронгута (коронского поместья), которое теперь находится в ведении государства. После Веймарской республики комплекс захватили национал-социалисты. Начиная с лета 1936 года Ночь амазонок регулярно исполнялась « ». После насильственного присвоения монастырской церкви в оранжереевом крыле в октябре 1938 года в этой части дворца был открыт охотничий музей. Руководство местной группы НСДАП получило подземный бункер и в 1942 году основало исправительно-трудовой лагерь в Хиршгартене (Дир). Сад), недалеко от парка. [22] [23]

Во время Второй мировой войны дворец и Амалиенбург были замаскированы для защиты от воздушных налетов, затемнены большие дорожки, закрыты участки Центрального канала , а водные бассейны на городской стороне дворца выровнены. Дворцовая церковь, Входной двор , Баденбург и Большой каскад были разрушены или серьезно повреждены бомбами. Также пострадала группа скульптур «Пан» и ряд деревьев в парке. После войны солдаты союзников взорвали старое здание к югу от Большого каскада , которое использовалось как арсенал.
Ремонт дворца и парка шел медленно. Хотя реставрация проводилась по историческим моделям, ряд потерь восстановить не удалось. Спортивная площадка в самом южном углу парка, построенная перед Второй мировой войной, до сих пор представляет собой продолжающееся нарушение дизайна парка.
Во время летних Олимпийских игр 1972 года в конные дворцовом парке проходили по выездке соревнования: в Садовом партере проводились соревнования . Статуи из парка были демонтированы, конный манеж и трибуны были возведены как временные сооружения, а прилегающие к дворцу здания использовались как конюшни. [9] [25] [24]
Парк и его элементы
[ редактировать ]Подъездные пути
[ редактировать ]
Северная и южная дороги проходят вдоль канала, ведущего из города во дворец. Это единственная часть звездообразной системы проспектов, спроектированной Йозефом Эффнером для идеального города в стиле барокко (Карлштадт). Кроме того, планировалось соединить три летние резиденции курфюрста (Нимфенбург, дворец Шляйсхайм и дворец Дахау каналами ). С одной стороны, придворное общество могло передвигаться с одного места на другое на гондолах, а с другой – это обеспечивало удобный маршрут перевозки сельскохозяйственной продукции и строительных материалов. [26] [22]
Очень длинные дворцовые подъезды вдоль дворцового канала служили демонстрацией абсолютистской власти. Идея заключалась в том, чтобы произвести впечатление на аристократических гостей: посетитель, подъезжавший ко дворцу с востока в карете, запряженной лошадьми, заметил растущий фон здания. Проезжая по Большому кольцу, его машина описывала полукруг, так что необычайно широкий фасад дворца представлял все свое величие. [27] [22]
Дворец и Большой круг
[ редактировать ]
Конечная точка дворцового канала, ведущего из города во дворец, — Эренгоф . Эффнер спроектировал его центр как водный партер с фонтаном, водным каскадом и каналами, ответвляющимися с обеих сторон. Эти каналы разрывают цепочку основных дворцовых элементов и пристроек и продолжаются под галереями (построенными с 1739 по 1747 год) со стороны сада. Это еще больше подчеркнуло связь между Курдонёром , дворцом и садами на заднем плане, что также обозначается большими оконными проемами и арками в главном здании.
Большой круг со стороны города заканчивается домами Кавалеров , полукругом небольших зданий. Эти десять круглых павильонов были спроектированы Йозефом Эффнером и построены после 1728 года. С 1761 года Нимфенбургская фарфоровая мануфактура располагалась в Nördliche Schloßrondell 8 , двухэтажном здании с шатровой крышей с полукруглым центром из ризалита и структурированной штукатуркой. В период барокко Оранжерея располагалась в квадратном здании в самом северном углу дворца. Фонд Карла Фридриха фон Сименса расположен по адресу Südschloßrondell 23 , двухэтажное здание с шатровой крышей в стиле барокко со структурированной лепниной и узким центральным ризалитом, построенное в 1729 году Эффнером. Перед Эренгофом (Cour d'honneur) находится лужайный партер, подчеркивающий концепцию дизайна дворцового сада. [8]
Садовый партер
[ редактировать ]

Садовый партер , тесно связанный с садовой частью дворца, до сих пор остается заметной особенностью французского сада . В ходе перепланировки Скеллом всего дворцового парка он был упрощен, но сохранил первоначальные размеры: в 1815 году шестичастный партер-бродери превратился в четырехчастный газон с цветочным бордюром. Взгляд наблюдателя, стоящего на дворцовой лестнице, ведётся через партер с фонтаном к центральной водной оси.
Сегодня партер разделен на четыре поля, из которых восточные, обращенные к дворцу, значительно длиннее западных. Такое сокращение перспективы создает дополнительную глубину пространства, если смотреть с дворцовых лестниц. Эффект усиливается центральным фонтаном. В партере есть лужайка, похожая на партер à l'angloise (газонные отсеки), окаймленная окружающим рядом цветов. Обычно применяются весенние и летние цветочные посадки различной окраски. [28]
Ландшафтный парк
[ редактировать ]Большую площадь парка занимает ландшафтный сад в английском стиле. Северная часть определяется панорамными видами на озеро Пагоденбург с Пагоденбургом и долиной Пагоденбург. На север тянется луговая долина с ручьем, впадающим в пруд Кугельвайхер . Южная часть еще более разнообразна с панорамным видом на большое Баденбургское озеро. Отсюда посетители могут увидеть водную гладь храма Аполлона (построенного в форме моноптероса ) и Баденбурга, за которым простирается широкая луговая долина, называемая Лёвенталь ( Львиная долина) ведет на юг, а также к деревне Амалиенбург и саду наследного принца к югу от Большого Партера . [9] [28]
Отличительные сады
[ редактировать ]Сад наследного принца
[ редактировать ]



Прямоугольный Сад наследного принца (Людвигсгартен) расположен к северо-востоку от Амалиенбурга. Это была первая работа Фридриха Людвига Скелла в Нимфенбурге. Он создал этот умеренный сад, который уже имел некоторые черты английского садового стиля молодого Людвига I в 1799 году. Для него также был построен павильон, двухэтажное деревянное строение. Его восьмиугольная основная часть состоит из двух помещений одинаковой планировки на двух этажах. В портике, который в народе называют Домом Ведьмы , лестница ведет на второй этаж. Его внешняя окраска призвана создать впечатление искусственных руин. Стены внутри украшены обоями с ручной печатью. Из-под камней, словно из природного каменного родника, вытекает небольшой ручей. Питание осуществляется из воды южного канала по градиентному водопроводу. Сад отделен от остальной части сада Амалиенбурга деревянным забором. Сад наследного принца был восстановлен в 1982/83 году.
Сады Декора
[ редактировать ]К северу от Садового партера расположены три декоративных сада. Они примыкают к старым теплицам, с которыми пространственно связаны. Эти цветочные сады были спроектированы Фридрихом Людвигом Скеллом между 1810 и 1820 годами как формальные, регулярные сооружения, которые должны были контрастировать с ландшафтным парком.
Северный кабинетный сад
[ редактировать ]Этот небольшой сад примыкает к садовой стороне северного крыла главного дворца. Его еще называют Кайзергартен (Императорский сад), потому что он расположен в непосредственной близости от апартаментов курфюрста Карла Альбрехта, где он проживал во время своего пребывания на посту Карла VII (императора Священной Римской империи с 1742 по 1745 год). Его аналог находится в Южном кабинетном саду . Оба представляют собой giardini segreti (тайные сады), обеспечивающие уединение, уединение и отдых. 15 и 16 веков Эта концепция берет свое начало в Северной Италии эпохи Возрождения . [29]
Одним из его элементов был партер цветов, беседка, ведущая на север к садовому павильону, перед которым находится круглый, ныне высохший водоем, к которому ведет лестница. С севера на юг ведут две параллельные изгороди из бука, каждая из которых имеет пять ниш, украшенных бюстами Гермеса на постаментах. Бюсты выполнены из крупнозернистого мрамора, основания – из красного мрамора. Возможно, они были изготовлены в конце 17 или начале 18 века в мастерской Джузеппе Вольпини.
Северный Кабинетный сад — один из старейших, структурно сохранившихся до сих пор элементов парка Нимфенбург.
Южный кабинетный сад
[ редактировать ]Южный кабинетный сад напоминал Северный кабинетный сад до того, как его перепроектировал Фридрих Людвиг Скелл. Скелл украсил его особенно богато ценными древесными растениями. бассейнов . В южном углу расположен Малый каскад, состоящий из двух Его нынешняя форма, вероятно, восходит к проекту Франсуа Кювилье 1764 года и, возможно, была построена в 1724 году, когда была создана эта часть сада. Верхний, меньший бассейн украшен Nappe d'eau (водным одеялом). Оба бассейна выполнены из красного мрамора. За верхней чашей была добавлена Эдикула Венеры которой находилась копия « Антонио Кановы » Италики (скорее всего, в начале 19 века), в нише .
Малый каскад окружен четырьмя фотографиями Конрада Эберхарда . На них изображены Леда с лебедем (1810), Силен (сатир) с мальчиком Вакхом (1812), спящий Эндимион (1820) и спешащая к нему Диана (1820). Выставленные скульптуры являются копиями, оригиналы которых были выполнены из каррарского мрамора . Восьмиугольный скворечник, созданный Франсуа де Кювилье в 1757 году, расположен в северной части сада. Здание – небольшой садовый павильон – выполнено в камне и оштукатурено со всех сторон. К передней части южного окна прикреплена выступающая решетка в виде клетки из кованого железа. Здание также является творением Кювилье. Яркие картины — работа Амброзиуса Хёрманнсторфера (реставрирована в 1977 году Ресом Коллером).
Реставрация Каскада была завершена в июле 2008 года. Первоначально управление осуществлялось градиентным водопроводом из канала Зеленой насосной , затем работа была модернизирована до циркуляционной системы с насосом и фильтром. Камни бывшего колодца были повторно использованы, по оригинальным изображениям были отлиты новые скульптуры.
Озера и система каналов
[ редактировать ]Едва заметная разница высот около 5 м (16 футов) между северным и южным участками парка позволила за счет умелого управления водными ресурсами создать три уровня. Наклонная местность позволяла использовать каскады и водяные колеса для насосных целей. Насосы, используемые сегодня, по-прежнему являются оригинальными насосами, установленными более 200 лет назад. Фактически, говорят, что гидравлическая система, используемая в Нимфенбурге, является старейшей непрерывно работающей машиной в Европе. [30] Вода подается из реки Вюрм недалеко от Пазинга на запад и переносится в парковую зону через канал Пазинг-Нимфенбург . Канал, ответвляющийся в южную, более высокую часть парка, сохраняет первоначальный уровень, а основная часть воды питает Большой каскад . Обводной канал на севере обеспечивает дополнительную воду в бассейн под каскадом. Каскад и обводной канал ниспадают на нижний уровень Центрального канала и водоем перед Садовым партером. Северный обход первоначально был соединен шлюзом с каналом, идущим с запада. Шлюз был заменен небольшой плотиной .
Часть воды южного канала используется для работы водяных насосов садового фонтана, остальная часть поступает через водопад (бывший шлюз) на нижний уровень Центрального канала . Центральный канал разделен перед большим партером на два рукава, которые проходят под соединительными крыльями дворца (поэтому называемые «водными ходами»), охватывают главное здание дворца и садовый партер, а затем ведут к бассейну перед двор. Насосная станция в насосной башне Святого Иоанна дворцового здания, которая также приводится в движение водяными колесами, питается из северного рукава. Большая часть воды парка затем возвращается на нижний уровень бассейна Большого круга и дворцового канала между подъездными дорогами к дворцу, который заканчивается водным бассейном ( Hubertusbrunnen ). Однако вода отводится не через дворцовый канал, а через два неприметных канала в северном квартале Большого круга , которые фактически являются началом канала Нимфенбург-Бидерштайнер. . [22]
Озера
[ редактировать ]Оба озера оказывают значительное влияние на парк Нимфенбург. Эти искусственные воды были созданы в ходе реконструкции Людвигом фон Скеллом. В период барокко уже существовали два небольших пруда, которые были связаны с парками Баденбург и Пагоденбург. Таким образом, Скелл следовал существующей идее. Раскопки дали материал для луговых долин.
Баденбургское озеро
[ редактировать ]
Более крупное из двух озер, Баденбургское, расположено в южной части. Своим названием он обязан Баденбургу на его южном берегу. Он был создан между 1805 и 1807 годами на площади 5,7 га. Храм Аполлона в форме моноптера расположен на мысе на севере. Он доминирует над северо-западным озером и хорошо виден из разных мест берега. На озере есть три небольших острова.
Озеро Пагоденбург
[ редактировать ]В северном секторе расположено меньшее озеро, Пагоденбург. Он был завершен в 1813 году. Пагоденбург, расположенный на острове, образованном кольцевым каналом, доминирует в дизайне и занимает большую часть северной части озера, до него можно добраться по двум пешеходным мостам. Площадь озера, включая остров площадью около одного гектара, простирается на 2,9 гектара. Озеро питает ручей Хартманнсхоф , который плавно течет на север через холмистые холмы долины Пагоденбург и впадает на 420 м (1380 футов) дальше на север в пруд Кугельвайхер - творение, типичное для Скелла. Водозабор озера из Центрального канала находится под землей и изначально был замаскирован под скальный грот. Плотина, заросшая густой живой изгородью, отгораживает озеро на юге от более высокого Центрального канала .
Каналы, шлюзы и мосты
[ редактировать ]

Каналы дворцового парка принадлежат каналу Нимфенбург , который широко пересекает большие участки запада Мюнхена. Хотя Центральный канал напоминает французские сады, вся система основана на голландских образцах, в частности на дворце Хет Лоо . До 1846 года по большинству каналов можно было судоходство на лодках. Остатки шлюзов и шлюзов 18 века расположены на паводковом канале за Большим каскадом и между деревней и Амалиенбургом в канале южного парка.
Когда-то в парке существовало шестнадцать откидных мостов, однако ныне существующие бетонные мосты относятся к недавнему времени ( Нимфенбрюке 1902 г., Богенбрюке 1903 г., Баденбургбрюке 1906 г., Северный и Южный Шваненбрюке 1969 г.), они украшены и имеют кованые перила. Поскольку мосты нельзя открыть, плавание лодок и гондол больше невозможно. Людвиг-Фердинанд-Брюке пересекает Центральный канал перед Большим кругом с 1892 года. В конце концов он был модернизирован для использования трамвая.
Центральный канал
[ редактировать ]Центральная водная ось восходит к оригинальному дизайну сада в стиле барокко. Центральный канал начинается в бассейне ниже Большого каскада , проходит на 800 м (2600 футов) прямо на восток и заканчивается в другом бассейне, замыкающем Садовый партер. От этого водохранилища отходят два канала, которые огибают Садовый партер с цветниками и оранжереями на севере и полосу Амалиенбургского сектора парка на юге, а затем текут на восток в сторону дворца. Оба канала проходят под флигелями дворца. [21]
Южный канал
[ редактировать ]Западная часть южного канала питает озеро Баденбург. Помимо небольшого количества воды, стекающей через небольшой ручей возле скульптур Пана, расширение канала отклоняет воды озера на восток. В период барокко он служил небольшим водным путем. Здесь курсируют гондолы и лодки для обслуживания членов суда. Небольшое судно использовало шлюз, чтобы преодолеть разницу высот между озером Баденбург и центральным бассейном Садового партера. [21]
Фонтаны и водные сооружения
[ редактировать ]Искусное и умелое использование воды придает системе Нимфенбурга очаровательную живость. Вода появляется в виде спокойных гладей двух озер, течет в каналах и ручьях, падает и устремляется в двух каскадах и поднимается в гейзерах двух больших фонтанов. Однако многочисленные водопроводные сооружения периода барокко больше не сохранились.
Большой Каскад
[ редактировать ]
Вся вода, протекающая через парк, должна поступать с запада через канал Пазинг-Нимфенбург . Значительная часть воды попадает в Большой каскад из бассейна верхнего каскада в нижний. Каскад образует конечную точку зрительной оси вдоль Центрального канала , хотя с дворцовых лестниц его трудно узнать из-за значительного расстояния.
Часть оставшейся воды канала Пазинг-Нимфенбург направляется в южный канал перед каскадом, сохраняя его уровень, остальная часть попадает в боковой паводковый канал бывшего шлюза и поддерживает питание Центрального канала .
Фонтаны перед дворцом и со стороны сада.
[ редактировать ]Фонтаны до сих пор управляются насосными станциями с приводом от водяных колес, которые работают с начала 19 века.
Городской фонтан получает воду от напорных насосов насосной башни Святого Иоанна (Йоханнис-Бруннтурм) дворцового здания, которые приводятся в движение тремя колоссальными водяными колесами. По приказу курфюрста Максимилиана I Йозефа в 1802 году Йозеф фон Баадер перепроектировал, а в 1807 году, в конечном итоге, заменил насос, построенный Францем Фердинандом Альбертом графом фон Валем в 1716 году. Сооружение в основном сохранило свое первоначальное состояние. [31] [32]
Садовый фонтан имел своего предшественника в виде фонтана «Флора» , который доминировал в садовом партере в стиле барокко. Он был построен с 1717 по 1722 год. Его большая восьмиугольная мраморная чаша была украшена многочисленными фигурами из позолоченного свинца работы фламандского скульптора Гильельмуса де Грофа . Помимо большой статуи Флоры , когда-то здесь существовали путти и фигурки животных, некоторые из которых располагались в дразнящих позах. Фонтан был снесен в начале XIX века в связи с упрощением Садового партера Людвигом фон Скеллем, его остатки с тех пор исчезли. Сегодняшний фонтан обслуживается напорной линией от Зеленой насосной станции в деревне. [33] [32]
Архитектура
[ редактировать ]Парковые замки
[ редактировать ]
Так называемые парковые замки ( Parkschlösschen ) — это не просто декоративные постройки, а дворцы удовольствий ( Lustschlösser ) с комфортабельными номерами, многие из которых представляют собой жемчужины архитектуры. Пагоденбург расположен на меньшем северном озере Пагоденбург. Баденбург расположен на берегу более крупного южного озера Баденбург. Амалиенбург, самый большой из парковых замков , является центром прямоугольной части сада, граничащей с садовым партером на юге.
Баденбург
[ редактировать ]
Баденбург расположен на юго-восточной оконечности Великого озера. Сооружение доминирует над некоторыми частями озера, плавно вписываясь в визуальную ось, откуда его также можно увидеть с севера. Замок был построен Йозефом Эффнером с 1718 по 1722 год. На протяжении веков это было первое большое здание в Европе, которое использовалось исключительно с целью наслаждения комфортной ванной. [34] В ходе реставрации 1983–1984 годов была восстановлена деревянная черепичная крыша и охряно-желтая окраска здания.
В здание ведут две наружные лестницы, одна с юга и одна с севера. Северный открывает просторный зал к озеру. Дальнейшие комнаты на первом этаже: ванная комната на юго-западе, спальня с прилегающим письменным шкафом и гардеробом на юго-востоке и центральная игровая комната с выходом в холл. Зал украшен праздничным декором Шарля Дюбю. Потолочная фреска Якопо Амигони , разрушенная в 1944 году, была заменена в 1984 году копией Карла Маннингера. Три комнаты украшены китайскими обоями. Если на двух из них изображены сцены из дальневосточной повседневной жизни, то на третьем изображены растения, птицы и бабочки в розовых и зеленых тонах. В большом зале расположены два фонтана со статуэтками детей Тритона, катающихся на бьющих воду дельфинах. Эти позолоченные полые свинцовые отливки — работы фламандского скульптора Гильельмуса де Грофа (1722 г.).
Ванная комната занимает два этажа - подвал и цокольный этаж. Его почти полностью занимает бассейн, который называют роскошным, с огромной площадью 8,70 м × 6,10 м (28,5 × 20,0 футов) и глубиной 1,45 м (4,8 фута). Он покрыт голландской плиткой. Галерея, покрытая лепным мрамором, ограждена коваными перилами работы Антуана Мотте. Нимфы и наяды украшают потолок купальной комнаты. Технические системы, необходимые для нагрева воды, расположены в подвале.
Южную лестницу обрамляют две фигуры львов, которые, вероятно, были воздвигнуты на фасадных сторонах около 1769 года. Они были изготовлены Шарлем де Гроффом и состоят из регенсбургского зеленого песчаника . Лестница связывает замок с широкой луговой долиной Лёвенталь (долиной львов). [35] [36]
Пагоденбург
[ редактировать ]


Пагоденбург (замок-пагода) был построен как дом отдыха под руководством Йозефа Эффнера с 1716 по 1719 год, предположительно с использованием плана этажа Макса Эмануэля. В 1767 году Франсуа Кювилье (Старший) предпринял реконструкцию в стиле рококо. [37]
Термин Пагоденбург (замок-пагода) уже использовался в современных отчетах и относится к внутренней моде Шинуазри . В то время термин «пагода» обозначал как языческие храмы в Азии, так и изображенных в них богов. Последний можно встретить и в настенных росписях партера Пагоденбурга.
Двухэтажное восьмиугольное здание имеет крестообразную планировку с ориентацией с севера на юг благодаря четырем очень коротким крыльям.
На первом этаже находится единственная комната «Салеттль», выдержанная в бело-голубых тонах. Его стены в основном покрыты делфтской плиткой. Ниши и боковые стороны боковых шкафов, а также дверь на лестницу покрыты фресками Иоганна Антона Гамппа, на которых изображены многочисленные азиатские боги. Потолок украшен картинами с женскими олицетворениями четырех континентов. [38]
Примерно в 1770 году первоначальная обстановка Салеттля была заменена мебелью в стиле рококо, которая своим сине-белым обрамлением сочетается с цветами дизайна стен и до сих пор можно увидеть в Пагоденбурге. Сюда входит круглый раздвижной стол с гербом Виттельсбахеров наверху, два канапе и люстра. [39]
Верхний этаж Пагоденбурга разделен на четыре секции. Одно крыло отведено под лестницу, а в трех других расположены комната отдыха, китайский салон и небольшой китайский кабинет. Комната отдыха — единственная комната в Пагоденбурге без каких-либо элементов китайской моды, но полностью выполненная в стиле французского Режанса . Есть камин с зеркалом над ним и ниша с двумя кроватями.
Стены китайского салона облицованы черными лакированными деревянными панелями, которые служат рамкой для китайских свитков с растительными и птичьими мотивами. В оконных и дверных проемах установлены европейские лаковые панели, которые также расписаны цветочными мотивами по мотивам свитковых росписей . Выше находится золотой фигурный фриз, который приводит зрителя к росписи потолка, на которой также изображены китайские мотивы в гротескном стиле. Китайский кабинет имеет ту же базовую конструкцию, что и китайский салон, но обшивка стен покрыта красным лаком. Всего 33 свитка, использованных для обшивки стен верхнего этажа, представляют собой новогодние изображения, импортированные из Китая, и только три из них являются европейскими имитациями.
Два лаковых комода в китайском салоне собраны во Франции из восточноазиатских лаковых панелей. На фасадах и накладках изображена краска Уруси с золотыми и серебряными узорами и рисунками на черном фоне. На берегу реки можно увидеть журавлей, уток и лебедей.
В 2003 году была завершена комплексная реставрация Пагоденбурга.
Точная копия Пагоденбурга находится в Раштатте . Маркграфина Франциска Сибилла Августа Баденская была настолько впечатлена визитом к курфюрсту Максимилиану II Эммануилу, что отправила планы в Раштатт. Раштаттский Пагоденбург . Здесь под руководством придворного архитектора Иоганна Михаэля Людвига Рорера был построен [40] [41]
Амалиенбург
[ редактировать ]


Амалиенбург расположен в саду Амалиенбург, который с юга примыкает к садовому партеру. Он был спроектирован Франсуа Кювилье (Старшим) и построен с 1734 по 1739 год как охотничий домик для охоты на фазана. Хотя рокайль является ведущей формой орнаментики раннего рококо, в здании все еще преобладают мотивы растительного орнамента.
Перед входом на западе находится изогнутый двор. Лестница ведет на улицу с восточной стороны. Первоначально к зданию принадлежал садовый партер, который из-за позднейшей переделки ландшафтного стиля уже неузнаваем.
Одноэтажное здание в стиле рококо было подарком курфюрста Карла Альбрехта его жене Амалии. Лепнину и резьбу охотничьего домика выполнили Иоганн Баптист Циммерман и Иоахим Дитрих. Вход ведет в расположенный в центре круглый зеркальный зал, зеркальные стены которого отражают внешнюю природу. На севере — охотничья комната и фазановая, на юге — комната отдыха и синий кабинет; Отсюда доступны ретирада и собачья палата. Кухня граничит с фазановой комнатой на севере. На сине-белой плитке в китайском стиле изображены цветы и птицы. На кухне Франсуа Кювилье (Старшего) была установлена плита Castrol (от французского слова Casserole — кастрюля). Это была первая печь с закрытой топкой и конфоркой наверху (см. также Кухонная печь ). Поскольку в княжеской среде помещения использовались особенно редко, то окончательную комплексную реконструкцию кухня и охотничья комната прошли только к 800-летию города Мюнхена в 1958 году. [42] [43]
В средней нише восточного фасада находится лепная полускульптура работы Иоганна Баптиста Циммермана , изображающая сцену с богиней охоты Дианой . Эта презентация знакомит с имиджевой идеей всех аксессуаров здания. На чердаке находились декоративные вазы 1737 года, также выполненные по проекту Циммермана, исчезнувшие неизвестно когда. Они были воссозданы в 1992 году по проекту Ганса Гейгера, с тех пор четыре украшают входной фасад, а двенадцать размещены в садовой части Амалиенбурга.
Высокой площадкой для охоты на фазана служила площадка с художественной решеткой, помещенная на здании посередине крыши. Птиц пригнал в Амалиенбург тогдашний фазанник (ныне здание зверинца). Поскольку замок мог снабжаться кухней дворца, Амалиенбург, в отличие от двух других парковых замков, не нуждался в служебном здании. [44] [45]
Декоративные постройки
[ редактировать ]Оговорка Магдалины
[ редактировать ]

Хоть он и считается одним из замков парка, Магдалененклаузе, несколько спрятанный в северной части парка, существенно отличается от других замков. Он был построен Джозефом Эффнером между 1725 и 1728 годами и представляет собой скит, спроектированный как искусственные руины. Одноэтажное здание имеет прямоугольную форму в плане, соотношение сторон которого соответствует золотому сечению . Прямоугольник расширен на северо-запад и юго-запад двумя апсидами и двумя небольшими круглыми пристройками, прикрепленными к углам здания спереди. Входной фасад напоминает итальянские руины, штукатурка снаружи обнажает как будто заложенные кирпичом оконные проемы, что усиливает впечатление ветхого состояния. Для этого подошла и крыша, которая оставалась плоской до 1750 года.
Здание считается ранним представителем архитектуры Эрмитажа и руин в Германии. Это место, отделенное от соседнего замка, должно было служить курфюрсту Максу Эмануэлю местом созерцания — memento mori , завершения которого курфюрст не дожил до того, чтобы увидеть.
Вход в здание с востока. За вестибюлем , прихожей и небольшим кабинетом идут столовая и молельная. Контрастом этих комнат, обставленных простыми панелями, является двухчастная часовня, стены которой украшены гротами фантастической лепнины, ракушками и оригинально окрашенной галькой. Дизайн выполнил Иоганн Бернхард Йох, лепная фигура Кающейся Магдалины — работа Джузеппе Вольпини, потолочные фрески в зале капеллы и в апсиде — работы Николауса Готфрида Штубера. Сетки были созданы Антуаном Мотте. [46]
Храм Аполлона
[ редактировать ]
Храм Аполлона стоит на полуострове на берегу Баденбургского озера. Это моноптер с десятью колоннами в коринфском стиле из серовато-бежевого песчаника. Здание возвел Карл Мюльталер (1862–65) по плану Лео фон Кленце . Внутри находится мраморная стела, посвященная королю Людвигу I. Храм является одной из достопримечательностей окрестностей озера, приглашает на отдых и открывает посетителям панорамный вид на водную гладь.
Перед мраморным храмом на мысе стояли две круглые деревянные конструкции. Первый был построен в 1805 году ко дню рождения курфюрста. Поскольку он пришел в запустение, Фридрих Людвиг фон Скелл предложил построить круглый каменный храм с целлой на основе храма Весты в Тиволи . После того, как эта идея была отвергнута, было построено и завершено в 1818 году новое здание из лиственницы, несколько большего размера.
Деревня
[ редактировать ]
Пять зданий The Village расположены на северном берегу канала южного парка. Дома, построенные для придворных чиновников возле несуществующего сегодня бобрового вольера, до сих пор частично заселены. Они воплощали идеализированное представление о деревенской жизни раннего Нового времени и стремление к предполагаемой идиллии мира фермеров и пастухов. Модели для оформления можно найти в декоративной деревне парка Шантийи (1774 г.) и в Хамо де ля Рейн в парке Версальского дворца (1783 г.).
Во второй половине XVIII века к двухэтажному Зеленому насосному дому присоединилось еще несколько небольших одноэтажных фермерских домов. Это насосная станция Дир-Парк , Бруннвартерхаус , ранее располагавшая кузницей, и бывший Бибервартерхаус . В 1803/04 году насосная станция, которая ранее сопровождалась двумя деревянными водонапорными башнями, была преобразована в Зеленую насосную станцию . Его нагнетательные насосы с тех пор работают через внутренние водяные колеса. Вода подается в здание через небольшой ответвление от южного канала, который на данный момент все еще находится на уровне Вюрмского канала . Поскольку двери и окна открыты в течение дня, посетитель может наблюдать, как перепад высот объекта используется для выработки энергии. Машины были разработаны Йозефом фон Баадером в 1803 году и с тех пор снабжают фонтан в Садовом партере. [20] [47] [32]
Функциональные здания
[ редактировать ]Исторические оранжереи
[ редактировать ]

Оранжереи парка Нимфенбург, не путать с оранжереями близлежащего ботанического сада, примыкают к трем цветникам на севере. Они расположены в одну линию, параллельно плану Садового партера внутри и прямоугольника канала снаружи. Восточная оранжерея была построена в 1807 году и перестроена после пожара Карлом Мюльталером в 1867 году как конструкция из железа и стекла. С тех пор его называют Железным Домом . Помещения под крышей служили жилым помещением садовникам, которым было приказано круглосуточно поддерживать постоянную температуру. Таким образом, выращивание нежных экзотических растений под стеклом стало возможным благодаря королю-энтузиасту-коллекционеру ботаники Максимилиану I Иосифу . Средняя оранжерея — это « герани» Дом , построенный Скеллом в 1816 году. Боковые павильоны, построенные в виде крыла, использовались Максимилианом I Иосифом и его семьей во время своих визитов. На западе находится Пальмовый дом , построенный Скеллом в 1820 году. В 1830 году было установлено горячее водяное отопление. [48]
Оранжерея Шваненхальс расположена на севере, прямо на стене дворца. Это старейшее сооружение в этом районе. Построенный в 1755 году, здесь выращивали редкие фрукты, например, ананасы, для придворной кухни.
Зверинец
[ редактировать ]Место бывшего зверинца расположено за стеной парка к югу от сада Амалиенбург. Король Максимилиан I Иосиф приобрел большое количество экзотических животных, в том числе ламу, кенгуру, обезьяну и различные виды птиц.
Скульптурная программа
[ редактировать ]

Имиджевая концепция парка, сложившаяся в XVIII веке, охватывает греко-римскую мифологию . Скульптуры представляют божеств и персонажей греческого и римского пантеонов и мифов . Их расположение было изменено при создании английского ландшафтного парка. Сегодня в Садовом партере осталось всего двенадцать статуй, а четыре перенесены в Большой каскад. Обычно мужские и женские божества меняются по очереди. Большинство статуй изготовлено из мрамора Лаазер и Штерцингер , основания — из мрамора Ред Тегернзее или туфа .
Концепция образа сада в стиле барокко когда-то была значительно более обширной, чем можно было бы предположить по сегодняшней садовой обстановке. Когда-то партер усеивали статуи и декоративные вазы из позолоченного свинца, а также двенадцать ваз, выполненных Гильельмусом де Грофом с 1717 по 1722 год. Дорожки Большого каскада были также украшены группой из четырнадцати свинцовых статуй работы Гильельмуса де Грофа, двенадцать херувимов представляли месяцы года, две другие - континенты. Они были отремонтированы в 1753–1754 годах Шарлем де Гроффом, сыном Гильельмуса Гроффа, и помещены в садовый партер. Однако ни одна из свинцовых статуй и ваз не сохранилась. К концу XVIII века они считались немодными и снимались при выветривании от воздействия, трескались, части отламывались, их железные опоры ржавели или падали с оснований.
Оснащение мраморными статуями было крайне медленным процессом, поскольку временные лепные модели простояли много лет. Первые проекты современных мраморных статуй были предоставлены Францем Игнацем Гюнтером , Иоганном Баптистом Хагенауэром и Иоганном Баптистом Штраубом . Исследователи, однако, расходятся во мнениях относительно точной атрибуции художника/работы. [49] [50]
Статуи в садовом партере
[ редактировать ]

На Садовом партере два типа скульптурного оформления: двенадцать больших статуй на постаментах и двенадцать постаментных декоративных ваз с фигурными рельефами, все в виде серии херувимов , соответствующих мифологической тематике статуй.
Вазы установлены на узких сторонах четырех отсеков, образующих Садовый партер, статуи размещены на их длинных сторонах. Если смотреть с дворцовой садовой лестницы, в крайнем левом углу: Меркурий, Венера и Вакх, в крайнем правом: Диана, Аполлон и Церера , а напротив друг друга на центральной дороге: Кибела и Сатурн, Юпитер и Юнона , Прозерпина и Плутон .
Скульптор Роман Антон Боос создал все декоративные вазы (1785–1798), а также скульптуры Вакха (1782), Меркурия (1778), Аполлона (1785), Венеры (1778), Дианы (1785) и Цереры (1782). Доминик Ауличек выполнил статуи Прозерпины (1778 г.), Юноны (1791–92 гг.), Плутона (1778 г.) и Юпитера (1791–92 гг.). Статуи Сатурна и Кибелы были созданы Джованни Маркиори (обе доставлены из Тревизо в 1765 году, подписаны на постаменте) и выполнены из каррарского мрамора . [51]
Старые скульптуры Кибелы и Сатурна отличаются по стилю от более поздних. Жесткие черты лица Кибелы , голова которой украшает фресковую корону , и резкая поза Сатурна , готовящегося сожрать одного из своих сыновей, передают разрушение и жестокость, что удивительно в контексте княжеского сада удовольствий.
Статуи Большого каскада
[ редактировать ]Между верхним и нижним каскадными бассейнами расположены две лежащие фигуры с урнами по обе стороны падающей воды, символизирующие реки Изар и Дунай, работы Джузеппе Вольпини (1715–1717). Восемь неподвижных изображений на постаментах симметрично сгруппированы вокруг верхнего бассейна. Это: Геркулес (1718–1721), Минерва (1722–1723), Флора и Эол (оба около 1728 г.), также из Джузеппе Вольпини, Марс и Паллада (обе около 1777 г.) и Амфитрита с дельфином (1775 г.) из романа Антона. Боос и Нептун работы Гильельмуса де Грофа (около 1737 г.). Речные боги были созданы по образцу богов в парке Версальского дворца. Скульптуры Вольпини первоначально стояли в саду дворца Шлайсхайм . [52]
Пан Групп
[ редактировать ]


По дороге из Баденбурга на север стоит скульптура отдыхающего Пана , играющего на флейте в сопровождении козла. Сидящая скульптура была создана в 1815 году Питером Симоном Ламином, который повторяет свой собственный мотив 1774 года в дворцовом парке Шветцинген. [53] Выполненный из каррарского мрамора, бог стоит в некотором отдалении на искусственном возвышении на основании из конгломерата . Все окрестности изначально были построены из камней, углубившихся в местность. Памятник Пану , как ранние историки называли эту группу, представляет собой искусственный колодец. Это сток Великого озера, которое через небольшой водопад впадает в Тойфельсбах и течет в северо-восточном направлении. Фон древней мифической фигуры образуют тисовые деревья, которые переходят в остальную растительность барбариса, лесных лиан, ежевики и папоротников. Это единственный садовый комплекс, построенный во времена фон Скелла. Изображения сковородок являются одними из популярных мотивов в художественных концепциях садовой скульптуры XIX века.
Статуи в Цветниках
[ редактировать ]Перед Железным домом , посреди круглого бассейна с фонтаном, установлена статуя мальчика, которого тянет вниз дельфин. Он был изготовлен из песчаника в 1816 году Питером Симоном Ламином по повелению Максимилиана I Иосифа . Изображение дельфина в виде рыбоподобного монстра было тогда обычным явлением.
Похожий фонтан установлен перед домом «Герань» . В центре также изображено тело мальчика, едущего на дельфине. Скульптура была создана Иоганном Непомуком Галлером по проекту Ламина (1818 г.).
Группа из четырех статуй на общем постаменте украшает центральные цветники. На ней изображен Суд Париса . Статуи изображают Париж с яблоком в качестве предмета спора, Афродиту, Геру и Афину Палладу (слева направо), все они выполнены из песчаника Ландолином Омахтом (1804–1807). [54] [55]
Постановка пейзажа
[ редактировать ]Дорожная сеть
[ редактировать ]
Через парк проходит сложная система дорог и пешеходных дорожек. Это позволяет совершать длительные прогулки без необходимости ходить дважды. Все дорожки связаны с водой, и здесь нет прилегающих подъездных путей, как в Английском саду .
В большом партере и в цветниках сеть дорожек соответствует прямым линиям французского сада: от площади, покрытой мелким гравием, перед дворцовой лестницей со стороны сада обширная связь ведет к садовому фонтану и на к самому западному бассейну Центрального канала. Там посетитель переходит к большой оси восток-запад с центральным зданием дворца в центре. На севере и юге есть две параллельные тропы, обе со скамейками, рядами деревьев и живой изгородью. Параллельные пути затем сопровождают Центральный канал до нижнего бассейна Большого Каскада . Оба бассейна имеют трапециевидную форму и прямоугольную форму, окруженную дорожками. На этом сектор геометрических связей заканчивается.
В южной части сада Амалиенбурга и во всем ландшафтном парке есть только тропинки, которые разнообразными изгибами образуют большую сеть с неравномерной планировкой. Он передает ощущение неформального движения в пейзаже, который представляет собой отдельный, автономный космос, чтобы отстранить посетителя от повседневного мира. Значительная часть троп проходит через лес, опушка которого во многих местах спроектирована таким образом, что не всегда доходит до тропы, что было типичным принципом проектирования Фридриха Людвига Скелла. Система маршрутов, созданная Скеллом, на сегодняшний день практически не изменилась. Это ключ к знакомству с пейзажем парка Нимфенбург.
Садовая стена
[ редактировать ]Лесная территория сада в стиле барокко раньше была частью обширного леса, доходящего до Штарнберга и от которого сохранились лишь остатки. Капузинерхёльцль . На север следует лес Садовая стена была возведена между 1730 и 1735 годами, чтобы предотвратить проникновение диких животных. Он почти полностью окружает весь парк, за исключением канала Пазинг-Нимфенбург , отделенного решеткой, и восточной стороны, ограниченной дворцовым зданием. Стена грубо оштукатурена, а в двух западных углах осталась нефункционирующая круглая башня. Внутри вдоль стены проходит пешеходная дорожка. Этот путь предлагает интересную альтернативу вдали от туристической суеты, поскольку этот путь показывает дворцовый парк с его неухоженной стороны. Путь, которого нет на официальных картах, имеет общую длину 7 км (4,3 мили).
Ха-ха
[ редактировать ]
Своеобразный термин «ха-ха» , также «а-ха» , используемый для обозначения пониженной стены или канавы, заменяющей часть садовой стены, относится к удивленному выражению лица посетителя: «а-ха», когда он обнаруживает визуальный трюк, позволяющий расширить садовую стену. сад. Термин ха-ха был введен в садоводство в начале 18 века, а метод его строительства был описан Антуаном-Жозефом Дезалье д'Аржанвилем .
Внутри парка Нимфенбург расположены четыре хаха, три больших и один поменьше, так как три находятся в южной части парка. Они расширяют видимость через луговые долины на окрестности. Все хаха были созданы в ходе преобразования Скелла в ландшафтный парк. Южный панорамный вид заканчивается у Пасингер-Ха-Ха, построенного в 1807 году. Левенталь ( Львиная долина) ведет к Лёвенталь -Ха-Ха, а Визенталь в сторону Лайма и Лаймер -Ха-Ха, оба датируются 1810 годом. Менцингер- Ха -Ха завершает северную панораму в северной части парка. Первоначально далекие виды были возможны вплоть до замка Блютенбург , Пиппинга и Альп. Сегодня эти зрительные оси частично заблокированы.
Перспективы
[ редактировать ]Особой достопримечательностью являются длинные визуальные проходы, которые можно увидеть с дворцовой лестницы со стороны сада и приглашать к спокойным видам и впечатлениям от света, теней и цветовых нюансов в зависимости от времени дня и сезона. Центральная ось, обращенная на запад, ведет взгляд вдоль канала к далекому каскаду, над которым летними вечерами можно наблюдать закат, который Фридрих Людвиг Скелл оставил, когда превратил его в ландшафтный парк. Справа и слева от центральной оси два симметричных визуальных прохода ведут в парковый пейзаж и создают иллюзию бесконечности. В противоположном направлении оба нефа фокусируют внимание на центральной части дворца. Эти три линии обзора, уже присутствующие во французском саду, были интегрированы Скеллом в ландшафтный парк, но также вышли за пределы парка через хахасы. [20]
Северная Виста
[ редактировать ]Норт-Виста представляет собой лужайку, ведущую на запад-северо-запад, с неравномерной каймой деревьев. Начинается у бассейна Центрального канала западнее Садового партера. С полосы открывается вид почти на всю водную гладь озера Пагоденбург. Ха-ха расширяет вид за границу парка на прилегающую зеленую зону.
Южная Виста
[ редактировать ]Южная Виста представляет собой лужайку, ведущую с запада на юго-запад, поскольку она также начинается в бассейне Центрального канала, но продолжает открываться и ведет через северную оконечность более крупного озера Баденбург. На западном берегу озера визуальный проход узкой полосой лужайки ведет к границе парка, где он также расширяется ха-ха. [20]
Флора и фауна дворцового парка Нимфенбург.
[ редактировать ]

Первоначальная концепция ландшафтного дизайна Фридриха Людвига фон Скелла была сосредоточена вокруг местных пород деревьев и лесов местного дубово-грабового леса, среди дуба и граба есть ясень, явор и клен остролистный , зимние и летние липы , а также изредка сосны и ели. Скелл прибегнул к выборочным методам посадки различных по размеру и смешанным видам, чтобы добиться эффектов, например, разнообразных и реалистичных силуэтов леса перед лугами и водами. Чтобы создать атмосферу или добавить нюансов определенным местам, фон Скелл сажал большие, маленькие, стройные или широкие, быстро или медленнорастущие виды деревьев и кустарников группами, рядами или группами. В северном секторе парка он посадил: липы (в Пагоденбурге), которые к северу переходят в чащу густого смешанного леса. В южном секторе он посадил: также липы (близ Баденбурга), ольху (на островах Баденбургского озера), серебристые тополя и высокие итальянские тополя (вдоль северного берега Баденбургского озера), деревья робинии (в храме Аполлона). ягоды рябины и кизила Еще изредка встречаются . Дубы когда-то росли на Магдалиненклаузе, а Скелл разместил Амалиенбург среди еловой рощи, редких живых деревьев и виргинского можжевельника . [56]
Леса
[ редактировать ]Леса парка богаты видами, которые хорошо сочетаются и суммируются даже по возрасту. Кустарниково -живой ярус не очень выражен и в основном ограничивается несколькими рядами вдоль отдельных дорожек и широко разбросанными отдельными кустарниками. Типичными являются лещина , боярышник , кизил , бирючина , жимолость , снежок и бузина в более светлых местах. Травяной покров хорошо развит. зверобой живой , апосерис , архангел желтый , ваниль , авен древесный и кострец ложнолистный В тени встречаются . На более открытых участках можно встретить древесный мятлик , а на опушках леса растет редкая желтая Вифлеемская звезда . Плющ широко распространен. Омела распространена на липах.
Адаптивные древесные породы сформировали тугайные лесные местообитания в оврагах, котловинах, траншеях и каналах, где помимо дуба и граба встречаются ясень и ольха. черемуха Среди них растет и . В отличие от большинства парковых лесов, среди густого подлеска встречаются многолетние растения , указывающие на влажность, такие как чертополох и цыган . Костянки и филипендулы растут прямо на берегу озера.
Во время работ по реконструкции 1799 года Скелл включил в ландшафтный парк многие старые деревья бывшего сада в стиле барокко. вековая, выдолбленная, но все еще живая липа возле ворот Хартманнсхофер (северо-запад). До наших дней сохранилась [56]
Луга и воды
[ редактировать ]За исключением газонов Садового партера, все луга парка не удобряются и стригутся только один раз в год. На длинных и незащищенных лугах процветает семейство растений Сальвия , основным видом которого является ложный овсян . шалфей луговой , василек , листовник бурый , бычья губа , маргаритка , очанка и вероника К цветущим растениям парковых лугов относятся . На небольших, особенно бедных питательными веществами территориях, общая площадь которых составляет около одного гектара, преобладают бедные известью пастбища. Он состоит из костреца прямостоячего и костра верескового ложного с луковичным лютиком , крупноцветковым самовосстанавливающимся , колокольчиком сочлененным и подсолнечником в качестве типов характера. Здесь также килевидный чеснок растет — сухое луговое растение, занесенное как в Красный список МСОП в Баварии, так и в Германии.
Озера парка опорожняются раз в год, что препятствует образованию в воде растительности, и почти полностью огорожены искусственными берегами. Исключением является пруд Кугельвейхер , природный водоем с естественными берегами, окруженный юбкой из малой прудовой осоки шириной от 0,5 до 2,0 м (от 1,6 до 6,6 футов) . На поверхности пруда встречаются также шлемник обыкновенный и наганник, а также кувшинки. Северная часть входа в пруд засажена осокой и высоким кустарником. Многочисленные водоплавающие птицы, такие как лебедь -шипун , гуси и утки, а также карп в озерах, получают выгоду от интенсивного кормления посетителей парка. Однако высокое содержание питательных веществ влияет на качество воды.
Экологическая ценность и охрана природы
[ редактировать ]


Парк Нимфенбург с его разнообразными элементами ландшафта, помимо своего культурного наследия и рекреационной функции, предлагает среду обитания для многих видов растений и животных. Выявлено семнадцать видов млекопитающих и 175 видов птиц. Особую ценность он приобретает благодаря своим крупным размерам и оригинальной стратификации местообитаний . Также стоит упомянуть нетронутые смешанные леса и множество очень старых деревьев. Особую ценность представляют грубые древесные остатки , которые обеспечивают круговорот питательных веществ, места гнездования и микросреды обитания для беспозвоночных и обитателей валежной древесины. Олени жили в парке с тех пор, как это было королевское охотничье угодье. Другие млекопитающие включают лисиц, кроликов и большую популяцию европейского хоря . вечерние летучие мыши и обыкновенный нетопырь В парке обитают летучая мышь Добентона , спорадически обнаруживалась нетопырь Натузиуса . , а в качестве гостя подозревается [57] [58]
Среди гнездящихся птиц евразийский , ястреб-перепелятник обыкновенный зимородок , европейская мухоловка-пеструшка и лесная славка особого внимания заслуживают . Парк является важной остановкой для перелетных птиц или зимней средой обитания. Например, краснохохлый нырок (находящийся под угрозой исчезновения в Баварии) появляется зимой. Почти каждый год чешские свиристели зимуют в парке Нимфенбург. В необычайно суровые зимы виды птиц из северной и северо-восточной Европы мигрируют в южную Баварию многими тысячами особей. Парк Нимфенбург традиционно является их самым важным зимним кварталом. [59] [60]
Очень редкий жук-отшельник обитает на деревьях парка. можно встретить многочисленные виды бабочек На известковых лугах , такие как лугово-коричневая , серебристая рябчиковая , обыкновенная сера , оранжевая кончика и пурпурная императорская . В пруду Кугельвейхер на севере парка обитают обыкновенные жабы и лягушки, уж и несколько видов стрекоз, в том числе обыкновенная зимняя стрекоза .
В отличие от своей планировки, дворцовый парк теперь полностью окружен городской застройкой. Биологический обмен с внешними популяциями, за исключением птиц, мощных насекомых и некоторых других высокоподвижных видов, вряд ли возможен. Канал Нимфенбург на востоке и прямая видимость замка Блютенбург на западе представляют собой лишь узкие соединения, экологические функции которых сильно нарушены. Вместе с ним изолирован лес Капуцинерхёльцль, примыкающий к парку с севера.
Дворцовый парк Нимфенбург является зарегистрированной охраняемой ландшафтной территорией, а также был зарегистрирован в Европейском Союзе как зона фауны-флоры-среды обитания Европейской биотопной сети . Городу Мюнхену еще предстоит реализовать предложение о присвоении статуса природного заповедника с 1987 года. В парке есть несколько памятников природы: две группы по шесть и девять старых тис возле Амалиенбурга, а также выдающиеся отдельные деревья. Одинокий бук сразу на юге и корявая и причудливо выращенная липа на берегу озера к северу от Баденбурга, а также одинокий бук обыкновенный на перекрестке к югу от Амалиенбурга, плакучий бук возле Лебединого моста и дуб в Деревня . Человеческое вмешательство, такое как уход за газонами, искусственными насаждениями и удаление валежной древесины в контексте обязательств по безопасности дорожного движения, относится к категории низкой интенсивности. Скашивание лугов было оценено как положительное воздействие на биоразнообразие. [61] [62]
Историческая классификация
[ редактировать ]только водный партер на востоке и Северный Кабинетный сад Из садовых творений Доминика Жирара и Жозефа Эффнера, помимо системы каналов и дворцовых построек, сохранились на северо-западе от главного дворца. Великолепие обширной садовой обстановки до сих пор можно увидеть на двух картинах Бернардо Беллотто .
Наибольшие изменения сады дворца Нимфенбург претерпели с созданием Людвигом фон Скеллом ландшафтного парка. Это был редизайн и в то же время дальнейшее развитие. Садовый партер, выполненный в стиле французского сада, и водная ось остались, но были упрощены. Лесная территория, изначально разделенная охотничьими проходами, боскетами и встроенными, независимыми, формальными садовыми партерами трех замков Parkschlösschen, была подвергнута единой общей планировке и преобразована в автономный ландшафтный парк в английском стиле, в котором имеется значительная часть была преобразована в акватории.
Историческая справка
[ редактировать ]Создание английских садов при княжеских домах после Французской революции и ее сползание в царство террора оценивалось иначе, чем создание парковых ландшафтов до 1789 года аристократическим авангардом, изобретшим новый «естественный» садовый стиль. К ним относятся Стоурхед в Англии ( Генри Хоар Младший), Эрменонвиль во Франции ( Рене Луи де Жирарден ), Верлиц в Анхальте ( Франц фон Ангальт-Дессау ), Аламеда де Осуна ( Мария Хосефа Пиментель ) в Испании и Аркадия в Польша (автор Елена Радзивилл ). Их объединяет новое понимание взаимоотношений между человеком и природой и подходы к социальным реформам, основанные на равенстве всех людей, как это Жан-Жак Руссо . пропагандировал в своих трудах [63] [64]
Аристократы-утописты, наделенные немалыми финансовыми ресурсами, нашли подражателей, и романтический пейзажный сад со временем стал современной модой. На реконструкцию существующих садов были потрачены огромные суммы денег, которые, вполне вероятно, соответствовали затратам на создание настоящих садов в стиле барокко .
Использование новой концепции сада для монархии
[ редактировать ]В начале XIX века строительство ландшафтного сада никоим образом не было выражением утопии или революционной идеи. Европейские монархии противостояли надвигающейся потере власти посредством внешней модернизации. Зримым выражением этой тенденции стало принятие нового, модного садового стиля. Большой Английский сад на Изарских лугах к северу от Резиденца был создан в Мюнхене. Это парк для простых людей, и поэтому его следует понимать как социальный сигнал. Однако в политической конституции королевства мало что изменилось. Стремление монархии к миру, пожалуй, нигде не было так заметно, как в гармоничном дизайне нового пейзажа Нимфенбурга.
Трансформация ландшафта, возможно, и увенчалась бы успехом, но общество — нет. Парк Нимфенбург демонстрирует это в своей иконологической программе: большое количество античных статуй богов посвящены монархии и намекают на божественный иерархический порядок как основу всех моральных ценностей. Однако обстановка парков Эрменонвиля была совершенно иной. Копия острова Руссо , построенная Францем фон Анхальт-Дессау и Еленой Радзивилл , была бы немыслима для баварского короля.
Пейзажи Скелла не выражали никаких политических идей. Это был единственный способ оторваться от идей Руссо и связать новый стиль сада с традиционными элементами, символизируемыми водной осью, Пагоденбургом и Баденбургом. Однако это и создало предпосылки красоты паркового пейзажа и его непреходящей вневременности.
Управление и обслуживание парка
[ редактировать ]За парком Нимфенбургер ухаживает Bayerische Verwaltung der staatlichen Schlösser, Gärten und Seen (Баварское управление государственных дворцов, садов и озер). Содержание парка требует интеграции задач по сохранению исторических памятников садового искусства, охраны природы, рекреационного использования посетителями и обязательств по обеспечению безопасности дорожного движения. Критерием ухода является цель сохранения памятников сада, разработанная в 1989/1990 годах. Он сравнивает исторические документы с нынешним состоянием и разрабатывает осторожные меры, чтобы приблизить внешний вид парка к его первоначальному состоянию. Они реализуются небольшими шагами в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
С 2006 по 2012 год администрация совместно с Баварским государственным институтом леса и лесного хозяйства разработала типовой проект «Уход за лесами как уход за садовыми памятниками и сохранением биотопов» на базе дворцового парка Нимфенбург. [65]
Из-за чувствительности посетителей к вырубке деревьев, мероприятия проводятся поэтапно и с длительным горизонтом планирования, составляющим около 30 лет. Также были проведены тесты на то, как посетители реагируют на информацию об уходе за парком и обоснованность вмешательства.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Баварское управление казенных дворцов, садов и озер» . Bayerische Schlösserverwaltung . Проверено 12 января 2020 г.
- ^ "Германия" . ЕЭЗ. 12 ноября 2009 года . Проверено 5 января 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Описание ландшафтного заповедника Нимфенбург» . МюнхенПрозрачный . Проверено 5 января 2020 г.
- ^ «Постановление столицы земли Мюнхен о ландшафтно-охранной зоне «Нимфенбург» » . Столица земли Мюнхен. 27 июля 2005 года . Проверено 5 января 2020 г.
- ^ Рудольф Зейтц, Альберт Ланг, Астрид Ханак, Рюдигер Урбан. «Дворцовый парк Нимфенбург как часть территории Natura 2000» . Баварское государственное министерство продовольствия, сельского и лесного хозяйства . Проверено 16 января 2020 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Дворцовый парк Нимфенбург» . Мюнхен де . Проверено 4 января 2020 г.
- ^ «Исторические парки и сады представляют собой духовные, культурные, экологические и социальные активы, имеющие невосполнимую ценность» . Шлосспарк-Фройнде-Нимфенбург eV . Проверено 5 января 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Карл Август Скелл (1840). Королевский дворец развлечений Нимфенбург и его сады: с брезентом . Жаке. стр. 39–.
- ^ Перейти обратно: а б с д Райнер Херцог. «Обработка проспектов XVIII века в Нимпенбурге...» (PDF) . ИКОМОС Интернешнл . Проверено 29 декабря 2019 г.
- ^ «Природная тропа Вюрм и экологические пешеходные тропы Мюнхена» . Департамент здравоохранения и окружающей среды . Проверено 1 января 2020 г.
- ^ Вернер Эбнет (13 июня 2016 г.). Они жили в Мюнхене: биографии восьми веков . КНИГА&медиа. стр. 523–. ISBN 978-3-86906-911-1 .
- ^ «Биография Амедео ди Кастелламонте» (PDF) . Дворец Венария. Архивировано из оригинала (PDF) 18 июля 2011 г. Проверено 4 января 2020 г.
- ^ Гордон Кэмпбелл (31 октября 2016 г.). Сады: Краткая история . ОУП Оксфорд. стр. 115–. ISBN 978-0-19-108755-4 .
- ^ Жирар, Доминик . Оксфордский справочник. Январь 2006 г. ISBN. 9780198662556 . Проверено 4 января 2020 г.
- ^ «Джозеф Эффнер» . Оксфордский индекс . Проверено 11 января 2020 г.
- ^ Алан Дж. Кристенсен. Словарь ландшафтной архитектуры и строительства . Академия . Проверено 11 января 2020 г.
- ^ Кристофер Такер (1979). История садов . Издательство Калифорнийского университета. стр. 166–. ISBN 978-0-520-03736-6 .
- ^ «Фридрих Людвиг фон Скелл» . идеи культурных путешествий . Проверено 5 января 2020 г.
- ^ «Скелл, Фридрих Людвиг фон» . Гессенское государственное управление исторических региональных исследований . Проверено 16 января 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Скелл, Фридрих Людвиг фон, вклад в изобразительное садовое искусство для начинающих садовых художников и любителей сада» . Гейдельбергский университет . Проверено 5 января 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Мария Луиза Шретер Готейн (11 сентября 2014 г.). История садового искусства . Издательство Кембриджского университета. стр. 135–. ISBN 978-1-108-07615-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Тропа истории культуры Нойхаузен-Нимфенбург» (PDF) . Столица земли Мюнхен . Проверено 13 января 2020 г.
- ^ Доминик Петерс (31 мая 2018 г.). «Нацистские партии амазонок» . Зеркало . Проверено 5 января 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Конный спорт на летних Играх 1972 года» . спортивная справка. Архивировано из оригинала 17 апреля 2020 года . Проверено 5 января 2020 г.
- ^ Пиус Биери. «Дворец Нимфенбург – 1. Замковые постройки» . Южногерманское барокко . Проверено 28 декабря 2019 г.
- ^ Гордон Маклахлан (2004). Грубый путеводитель по Германии . Грубые гиды. стр. 72–. ISBN 978-1-84353-293-4 .
- ^ Матиас Сташулл. «Фасадные находки времен Макса Эммануила Баварского - дворец Нимфенбург и дворец Новый Шляйсхайм» . Гейдельбергский университет . Проверено 28 декабря 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Дворец Нимфенбург, Германия» . Британская энциклопедия . Проверено 5 января 2020 г.
- ^ Ганс Граф. «Сад Возрождения» . Граф Садоводство . Проверено 13 января 2020 г.
- ^ «Администрация Баварского дворца: фонтаны и насосы парка Нимфенбург» .
- ^ «ТЕХНОЛОГИИ НА СЛУЖБЕ САДОВОГО ИСКУССТВА» (PDF) . Дворец Нимфенбург . Проверено 12 января 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Фонтан в замке Рондель» . На фото Мюнхен . Проверено 12 января 2020 г.
- ^ Джон Д. Лайонс (8 августа 2019 г.). Оксфордский справочник по барокко . Издательство Оксфордского университета. стр. 95–. ISBN 978-0-19-067846-3 .
- ^ «Баденбург – первый крытый бассейн с подогревом современности» . Мюнхен де . Проверено 4 января 2020 г.
- ^ «Баденбург» . Мюнхен де Проверено 4 января 2020 г.
- ^ «Справочник улиц Мюнхена Die Badenburg» . История города Мюнхена . Проверено 5 января 2020 г.
- ^ «Франсуа де Кювилье» . Гетти . Проверено 5 января 2020 г.
- ^ «Замок-пагода в дворцовом парке Нимфенбург в Мюнхене — в нем амстердамская и роттердамская фаянсовая плитка» . Тегельс из Роттердама . Проверено 28 декабря 2019 г.
- ^ «Дворец Нимфенбург и дворцовый сад - Садовые постройки курфюрста Макса II Эммануила - Пагоденбург» (PDF) . Южногерманское барокко Ch. 7 октября 2017 г. Проверено 28 декабря 2019 г.
- ^ Эрик Гарберсон (1 марта 1992 г.). «Обзор: Экзотика курфюрста Макса Эмануэля в Нимфенбурге: художественное и культурно-историческое исследование феномена шинуазри и ориентализма в Баварии и Европе Ульрики Киби (текст на английском языке)» . UC Press — журнал Общества историков архитектуры . Проверено 25 января 2020 г.
- ^ «Франсуа де Кювилье» . Гетти. Архивировано из оригинала 12 марта 2007 года . Проверено 13 апреля 2020 г.
- ^ Джоанна Бэнхэм (май 1997 г.). Энциклопедия дизайна интерьера . Рутледж. стр. 359–. ISBN 978-1-136-78758-4 .
- ^ Джеймс Стивенс Керл; Сьюзан Уилсон (2015). Оксфордский словарь архитектуры . Издательство Оксфордского университета. стр. 95–. ISBN 978-0-19-967498-5 .
- ^ «Кювилье, Франсуа де Старший - Вид изнутри» . Интернет-галерея искусств . Проверено 28 декабря 2019 г.
- ^ «Франсуа Кювилье (1695–1768) – Амалиенбург» . Зюддойчер Барок . Проверено 28 декабря 2019 г.
- ^ «Магдалененклауза» . Мюнхен им Билд . Проверено 5 января 2020 г.
- ^ «Баадер, Йозеф фон» . Дом истории Баварии . Проверено 5 января 2020 г.
- ^ «Железный дом в дворцовом парке Нимфенбург» (PDF) . Оранжерейная культура . Проверено 5 января 2020 г.
- ^ «Франц Игнац Гюнтер. Великий скульптор баварского рококо» . ЗВАБ . Проверено 5 января 2020 г.
- ^ Юлия Штробль. «ИОГАНН БАПТИСТ ШТРАУБ» (PDF) . ЗВАБ . Проверено 5 января 2020 г.
- ^ Рут Джонен (1938). Роман Антон Боос, скульптор избирательного суда в Мюнхене, 1733-1810 гг .
- ^ Джоанна Бэнхэм (1 мая 1997 г.). Энциклопедия дизайна интерьера . Тейлор и Фрэнсис. стр. 100-1 1724–. ISBN 978-1-136-78757-7 .
- ^ «Фигура Пана на скале, скульптура Питера Саймона Ламина» . Государственный архив Баден-Вюртемберга . Проверено 12 января 2020 г.
- ^ Дж. Рор (21 октября 2019 г.). Страсбургский скульптор Ландолин Омахт: искусствоведческое исследование, включающее вклад в историю эстетики рубежа XVIII века . Де Грютер. стр. 1–. ISBN 978-3-11-147926-2 .
- ^ «Мюнхенская школа скульптуры» (PDF) . Гейдельбергский университет . Проверено 5 января 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Дубы в дворцовом парке Нимфенбург» . Баварское государственное министерство продовольствия, сельского и лесного хозяйства . Проверено 17 января 2020 г.
- ^ Моника Хоффманн (14 июня 2015 г.). «Парк дворца Нимфенбург: уникальный природный рай в центре Мюнхена» . Путешествующие цикады . Проверено 17 января 2020 г.
- ^ «Замковые сады как приюты биоразнообразия» . Баварская академия охраны природы и ландшафта . Проверено 17 января 2020 г.
- ^ Томас Грюнер. «Лесные птицы дворцового парка Нимфенбург» . Баварское государственное министерство продовольствия, сельского и лесного хозяйства . Проверено 17 января 2020 г.
- ^ «Мирное вторжение – северные свиристели массово посещают Мюнхен» . Государственная ассоциация охраны птиц Баварии. 19 января 2005 г. Архивировано из оригинала 9 февраля 2005 г. Проверено 17 января 2020 г.
- ^ «Europäisches Netz Natura 2000 Фауна-Флора-Среда обитания» (PDF) . ЮниТриер . Проверено 17 января 2020 г.
- ^ Сесил К. Конейнендейк; Кьелл Нильссон; Томас Б. Рандруп (20 мая 2005 г.). Городские леса и деревья: Справочник – Центральная Европа – Мюнхен . Springer Science & Business Media. стр. 62–. ISBN 978-3-540-25126-2 .
- ^ «Садовое королевство Дессау-Вёрлиц – выдающаяся универсальная ценность» . Объединенные Нации . Проверено 12 января 2020 г.
- ^ «Парк Жан-Жака Руссо» . Заводской парк . Проверено 13 января 2020 г.
- ^ «LWF-Wissen 68 Дворцовый парк Нимфенбург» . Баварский государственный институт лесного хозяйства и лесного хозяйства . Проверено 13 января 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- Фёрг, Клаус Г. (2012). Дворец Нимфенбург (на английском и немецком языках). Розенхайм, Германия: Rosenheimer Verlagshaus. ISBN 978-3-475-53270-2 .
- Фуксбергер, Дорис (2017). Ночь амазонок. Серия мюнхенских фестивалей между нацистской пропагандой и туристической достопримечательностью [ Ночь амазонок. Серия мюнхенских фестивалей между нацистской пропагандой и туристической привлекательностью (на немецком языке). Мюнхен, Германия: Аллитера. ISBN 978-3-86906-855-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]