Список римских божеств
Религия в Древний Рим |
---|
Практики и убеждения |
Священство |
Божества |
Связанные темы |
Римские божества, наиболее широко известные сегодня, — это те, которых римляне отождествляли с греческими аналогами (см. интерпретацию graeca ), интегрируя греческие мифы , иконографию , а иногда и религиозные практики в римскую культуру , включая латинскую литературу , римское искусство и религиозную жизнь в том виде, в котором она переживалась. по всей Империи . Многие из собственных богов римлян остаются неясными, известны только по имени, а иногда и по функциям, благодаря надписям и текстам, которые часто носят фрагментарный характер. Особенно это касается тех богов, которые принадлежали к архаичной религии римлян, восходящей к эпохе царей , так называемой «религии Нумы », которая увековечивалась или возрождалась на протяжении веков. Некоторые архаичные божества имеют италийские или этрусские аналоги , как установлено как древними источниками, так и современными учеными. По всей Империи божества народов провинций получали новые богословские интерпретации в свете функций или атрибутов, которые они разделяли с римскими божествами.
За обзором теологических групп, созданных самими римлянами, следует обширный алфавитный список. [ 1 ] в заключение приведем примеры общих эпитетов, принадлежащих нескольким божествам. Чтобы узнать о культе обожествленных римских императоров ( диви ), см. Имперский культ .
Коллективы
[ редактировать ]Даже в призывах , которые обычно требовали точного именования, римляне иногда говорили о богах как о группах или коллективах, а не как об отдельных людях. Некоторые группы, такие как Камены и Парки , считались ограниченным числом отдельных божеств, даже несмотря на то, что их количество не могло быть указано последовательно во все периоды и во всех текстах. Другие представляют собой бесчисленные коллективы.
Пространственный трехсторонний
[ редактировать ]Варрон разделил богов на три части: небо, землю и подземный мир:
- di superi , боги небесные или небесные боги, чьи алтари обозначались как алтарии . [ 2 ]
- di terrestres , «земные боги», чьи алтари обозначались как arae .
- di inferi , боги внизу, то есть боги подземного мира, инфернальные или хтонические боги, чьи алтари представляли собой очаги , костровые ямы или специально построенные очаги.
Более распространенным является дуалистический контраст между superi и inferi .
Триады
[ редактировать ]- Архаическая Триада : Юпитер , Марс , Квирин .
- Капитолийская триада : Юпитер, Юнона , Минерва . [ 3 ]
- Плебейская или Авентинская триада : Церера , Либер , Либера , датируемая 493 годом до нашей эры. [ 4 ]
Группы из двенадцати
[ редактировать ]Лектистерний 217 г. до н.э.
[ редактировать ]Лектистерниум — пир богов, на котором они появляются в виде изображений, сидящих на ложах, как бы присутствующих и участвующих. Описывая лектистерниум Двенадцати Великих богов в 217 г. до н.э., Августа историк Ливий помещает божества в гендерно-сбалансированные пары: [ 5 ]
Подобные божественные дополнения мужчины и женщины, а также антропоморфическое влияние греческой мифологии способствовали тенденции в латинской литературе изображать богов как «женатые» пары или (как в случае с Венерой и Марсом) любовников. [ нужна ссылка ]
Боги согласны
[ редактировать ]Варрон использует имя Dii Consentes для двенадцати божеств, чьи позолоченные изображения стояли на форуме . Они также были разделены на шесть пар мужчина-женщина. [ 6 ] Хотя отдельные имена не указаны, предполагается, что они являются божествами лектистерния. Фрагмент из Энния , при жизни которого произошел лектистерний, перечисляет те же двенадцать божеств по именам, хотя и в другом порядке, чем у Ливия: Юнона, Веста, Минерва, Церера, Диана, Венера, Марс, Меркурий, Юпитер, Нептун, Вулкан, Аполлон. [ 7 ]
Dii Consentes иногда рассматривают как римский эквивалент греческих олимпийцев . Значение согласия может быть интерпретировано по-разному, но обычно подразумевается, что они образуют совет или консенсус божеств.
Из Фламиналеса
[ редактировать ]Тремя божествами, культивируемыми основными фламинами, были: [ 8 ]
Двенадцать божеств, которым поклонялись второстепенные фламины, были:
- Пение
- Церера
- обманывать
- Флора
- Фуррина
- Палатуа
- Pomona
- Портун
- Вулкан
- Вольтурн
- два других божества, имена которых неизвестны [ 9 ]
избранный Богом
[ редактировать ]Варрон [ 10 ] приводит список двадцати главных богов римской религии:
Сабинские боги
[ редактировать ]Варрон, который сам был сабинянином по происхождению, приводит список сабинских богов, усыновленных римлянами: [ 11 ]
В другом месте Варрон называет Сол Индигеса , у которого была священная роща в Лавиниуме Сабиной , но в то же время приравнивает его к Аполлону . [ 13 ] [ 14 ] Из перечисленных, пишет он, «некоторые имена имеют корни в обоих языках, поскольку деревья, растущие на границе владения, проникают в оба поля. Можно сказать, что Сатурн, например, имеет здесь другое происхождение, как и Диана». [ с ]
Варрон в своих произведениях делает различные заявления о сабинском происхождении, некоторые из которых более правдоподобны, чем другие, и его список не следует принимать за чистую монету. [ 15 ] Но о важности сабинян в раннем культурном формировании Рима свидетельствует, например, похищение невест сабинянок людьми Ромула , а также сабинская этническая принадлежность Нумы Помпилиуса , второго царя Рима , которому принадлежат приписывал многие религиозные и правовые институты Рима. [ 16 ] Варрон говорит, что алтари большинству этих богов были установлены в Риме царем Татием в результате обета ( votum ). [ д ]
Индигитация
[ редактировать ]Indigitamenta - это божества, известные только или в первую очередь как имена; они могут быть второстепенными существами или эпитетами главных богов. хранила списки божеств, Коллегия понтификов чтобы гарантировать, что в публичных молитвах использовались правильные имена. Книги понтификов утеряны и известны лишь по разрозненным отрывкам в латинской литературе . Наиболее обширные списки предоставлены отцами церкви , которые систематически стремились развенчать римскую религию, опираясь на богословские труды Варрона, которые также сохранились только в цитируемых или ссылающихся фрагментах. У. Х. Рошер составил стандартный современный список indigitamenta , [ 17 ] хотя другие ученые могут не согласиться с ним по некоторым вопросам.
Богу нужны и девятисилы
[ редактировать ]di indigetes считал Георг Виссова местными божествами Рима, в отличие от di novensides или novensiles , «богов-новичков». Однако ни один древний источник не содержит этой дихотомии, которая не является общепринятой среди ученых 21 века. Значение эпитета indiges (единственное число) не имеет единого мнения среди ученых, и noven может означать «девять» (novem), а не «новый».
Алфавитный список
[ редактировать ]А
[ редактировать ]- Абундантия , божественное олицетворение изобилия и процветания.
- Акка Ларентия , дива сложного значения и происхождения, в честь которой была проведена Ларенталия .
- Ацис , бог реки Ацис на Сицилии.
- Аэрекура , богиня, возможно, кельтского происхождения, связанная с подземным миром и отождествляемая с Прозерпиной .
- Справедливость , божественное олицетворение справедливости.
- Эскулап , римский эквивалент Асклепия, бога здоровья и медицины.
- Этернитас , богиня и олицетворение вечности.
- Агенория , богиня и олицетворение деятельности.
- Айон (латинское написание Aeon ), эллинистический бог циклического или неограниченного времени, связанный с концепциями aevum или saeculum.
- Айус Локуций , божественный голос, предупредивший римлян о неизбежном галльском вторжении.
- Алернус или Элернус (возможно, Хелернус ), архаический бог, чья священная роща ( лукус ) находилась недалеко от реки Тибр . Точно назван он только Овидием . [ 18 ] Роща была местом рождения нимфы Кардеи , и, несмотря на безвестность бога, государственные жрецы проводили там священные обряды ( сакра ) еще во времена Августа . [ 19 ] Алерн, возможно, был хтоническим богом, если бы черный бык был для него подходящим жертвоприношением, поскольку темные жертвы приносились богам подземного мира. [ 20 ] Дюмезиль хотел сделать его богом бобов. [ 21 ]
- Анджерона , богиня, избавлявшая людей от боли и печали.
- Ангития , богиня, связанная со змеями и Медеей .
- Анна Перенна , ранняя богиня «круга года », ее праздник отмечался 15 марта.
- Аннона , божественное олицетворение снабжения хлебом города Рима .
- Антеворта , богиня будущего и одна из Каменей; также называется Поррима.
- Аполлон , бог поэзии, музыки и оракулов, один из Dii Consentes .
- Ариманиус , малоизвестный митраистский бог.
- Аура , часто во множественном числе Аура , «Бризы».
- Аврора , богиня рассвета.
- Аверрунк , бог, которого умилостивляли, чтобы предотвратить бедствие.
Б
[ редактировать ]- Вакх , бог вина, чувственных удовольствий и истины, первоначально культовый титул греческого Диониса и отождествлялся с римским Либером .
- Беллона или Дуэллона , богиня войны.
- Бона Деа , «женская богиня» [ 22 ] с функциями, касающимися плодородия, исцеления и целомудрия.
- Бонус Эвентус , божественное олицетворение «Хорошего Исхода».
- Бубона , богиня скота.
С
[ редактировать ]- Кака , архаичная богиня огня и «прото- Веста »; [ 23 ] сестра Какуса.
- Какус , изначально древний бог огня, позже считавшийся гигантом.
- Целус , бог неба перед Юпитером.
- Камены , богини с различными атрибутами, включая пресную воду, пророчества и деторождение. Их было четыре: Кармента , Эгерия , Антеворта и Постворта .
- Кардеа , богиня шарнира ( cardo ) , отождествляемая Овидием с Карной (внизу)
- Кармента , богиня деторождения и пророчеств, и ей присвоили минорный фламен . Лидер Каменей .
- Карментес , две богини родов: Антеворта и Постворта или Поррима, будущего и прошлого.
- Карна , богиня, сохранявшая здоровье сердца и других внутренних органов.
- Церера , богиня урожая и мать Прозерпины , одна из Dii Consentes . Римский эквивалент Деметры [греческой богини].
- Клеменция , богиня прощения и милосердия.
- Клоацина , богиня, управлявшая канализационной системой в Риме; отождествляется с Венерой.
- Конкордия , богиня согласия, понимания и семейной гармонии.
- Консус , хтонический бог, охраняющий хранилища зерна.
- Купидон , римский бог любви. Сын Венеры, эквивалент греческого Эроса .
- Кура , олицетворение заботы и заботы, которая по единому источнику [ 24 ] создал человека из глины.
- Кибела , импортированная богиня-покровительница, часто отождествляемая с Magna Mater.
Д
[ редактировать ]- Деа Диа , богиня роста.
- Деа Тацита («Безмолвная богиня»), богиня мертвых; позже приравнивался к богине земли Ларенте .
- Деа Тертиана и Деа Квартана , сестры-богини трехдневной и четырехдневной лихорадок. Предположительно дочери или сестры Деа Фебрис .
- Децима , второстепенная богиня и одна из Паркей (римский эквивалент Мойр ). Измерительницей нити жизни, ее греческим эквивалентом была Лахезис .
- Девера или Деверра , богиня, управлявшая метлами, используемыми для очищения храмов при подготовке к различным богослужениям, жертвоприношениям и праздникам; она защищала акушерок и рожениц.
- Диана , богиня охоты, луны, девственности и деторождения, сестра-близнец Аполлона и одна из Dii Consentes .
- Diana Nemorensis , местная версия Дианы. Римский эквивалент Артемиды [греческой богини]
- Дискордия , олицетворение раздора и раздоров. Римский эквивалент Эриды [греческой богини]
- Диус Фидиус , бог клятв, связанный с Юпитером .
- Di inferi , божества, связанные со смертью и подземным миром.
- Дисциплина , олицетворение дисциплины.
- Дис Патер или Диспатер , бог богатства и подземного мира; возможно, перевод греческого Плутон ( Плутон ).
И
[ редактировать ]- Эгерия , водная нимфа или богиня, позже считавшаяся одной из Каменей .
- Эмпанда или Панда , богиня, чей храм никогда не закрывался для нуждающихся.
- Эпона , галло-римская богиня лошадей и искусства верховой езды, обычно считается кельтского происхождения.
Ф
[ редактировать ]- Фалацер , непонятный бог. Ему был назначен второстепенный фламен .
- Фама , богиня славы и слухов.
- Фасцинус , фаллический бог, защищавший от инвидии (зависти) и сглаза .
- Фауна , богиня пророчеств, но, возможно, титул других богинь, таких как Майя.
- Фавн , бог стад.
- Фауститас , богиня, защищавшая стада и домашний скот.
- Фебрис , богиня лихорадки, способная вызывать или предотвращать лихорадку и малярию. В сопровождении Деа Тертианы и Деа Квартианы.
- Фебруус , бог этрусского происхождения, в честь которого был назван февраль; озабочен очисткой
- Плодородие , олицетворение плодородия.
- Felicitas , олицетворение удачи и успеха.
- Ферентина , богиня-покровительница города Ферентинум, Лацио, защитница Латинского государства.
- Ферония , богиня, занимающаяся дикой природой, плебеями, вольноотпущенниками и свободой в общем смысле. Она также была богиней подземного мира.
- Фидес , олицетворение верности.
- Флоре , богине цветов, был присвоен минорный фламен .
- Форнакс , богиня, вероятно, придумала, чтобы объяснить Форнакалию , «Праздник печей».
- Фонтус или Фонс , бог колодцев и источников.
- Фортуна , богиня удачи.
- Фуфлунс , бог вина, естественного роста и здоровья. Он был заимствован из этрусской религии.
- Фульгора , олицетворение молнии.
- Фуррина , богиня, функции которой по большей части неизвестны, но в архаические времена достаточно важны, чтобы ей присвоили фламен .
Г
[ редактировать ]- Гений , дух-покровитель или божественность каждого человека.
- Gratiae , римский термин для Харит или Граций.
ЧАС
[ редактировать ]- Геркулес , бог силы, поклонение которому произошло от греческого героя Геракла, но приобрело отчетливо римский характер.
- Гермафродит , андрогинный греческий бог, мифология которого была импортирована в латинскую литературу.
- Хонос , божественное олицетворение чести .
- Хора , жена Квирина .
я
[ редактировать ]- Индиги , обожествленный Эней .
- Интерцидона , второстепенная богиня деторождения; призывался, чтобы отогнать злых духов от ребенка; символизируется тесаком.
- Инуус , бог плодородия и полового акта, покровитель домашнего скота.
- Инвидия , богиня зависти и злодеяний.
Дж
[ редактировать ]- Янус , двуликий или двуглавый бог начала, конца и дверей.
- Юнона , царица богов, богиня брака и одна из Dii Consentes . Эквивалент греческой Геры .
- Юпитер , царь богов, бог бурь, молний, неба и один из Dii Consentes ; был назначен фламэн-майором . Эквивалент греческого Зевса .
- Юстиция , богиня правосудия.
- Ютурна , богиня фонтанов, колодцев и источников.
- Ювентас , богиня молодости.
л
[ редактировать ]- Лары , домашние боги.
- Латона , богиня света.
- Лаверна , покровительница воров, мошенников и шарлатанов.
- Лемуры , злобные мертвецы.
- Левана , богиня обряда, посредством которого отцы принимали новорожденных младенцев как своих собственных.
- Летум , олицетворение смерти. [ нужна ссылка ]
- Либер , бог мужского плодородия, виноградарства и свободы, уподоблялся римскому Вакху и греческому Дионису .
- Либера , Либера женский эквивалент , ассимилировалась с римской Прозерпиной и греческой Персефоной .
- Либералитас , богиня или олицетворение щедрости.
- Либертас , богиня или олицетворение свободы.
- Либитина , богиня смерти, трупов и похорон.
- Луа , богиня, которой солдаты приносили в жертву трофейное оружие, вероятно, супруга Сатурна.
- Люцина , богиня деторождения, но часто как аспект Юноны.
- Луна , богиня луны.
- Луперк , бог пастухов и волков; как бог Луперкалий , его личность неясна, но иногда его отождествляют с греческим богом Паном .
- Лимфа , часто множественное число лимфы , водное божество, отождествляемое с греческими нимфами .
М
[ редактировать ]- Мана Генита , богиня детской смертности.
- Манес , души умерших, которых стали считать домашними божествами.
- Мания , супруга этрусского бога подземного мира Мантуса , возможно, отождествляемая с мрачной Матер Ларум ; не путать с греческими маниями .
- Мантус — этрусский бог мёртвых и правитель подземного мира.
- Марс , бог войны и отец Ромула, основателя Рима; один из членов Архаической Триады назначил Flamen Maior ; любитель Венеры; одно из Dii Consentes . Греческий эквивалент-Арес.
- Матер Матута , богиня зари и родов, покровительница мореплавателей.
- Медитрина , богиня врачевания, введенная в счет фестиваля Медитриналия .
- Мефитис или Мефитис , богиня и олицетворение ядовитых газов и вулканических паров.
- Меллона или Меллония , богиня пчел и пчеловодства.
- Мена или Мене , богиня плодородия и менструации.
- Меркурий , посланник богов и носитель душ в подземный мир и один из Dii Consentes . Римский аналог греческого бога Гермеса.
- Минерва , богиня мудрости, войны, искусства, промышленности и ремесел, одна из Dii Consentes . Римский эквивалент греческой богини Афины.
- Митра , бог, которому поклонялись в Римской империи; популярен среди солдат.
- Молаэ , дочери Марса, вероятно, богини измельчения зерна.
- Монета , второстепенная богиня памяти, эквивалент греческой Мнемозины . Также используется как эпитет Юноны .
- Морс , олицетворение смерти и эквивалент греческого Танатоса .
- Морта , второстепенная богиня смерти и одна из Паркей (римский эквивалент Мойр ). Перерезчик нити жизни, ее греческий эквивалент — Атропос .
- Мурсия или Муртия , малоизвестная богиня, которая ассоциировалась с миртом, а в других источниках называлась богиней лени и лени (обе интерпретации вытекают из ложной этимологии ее имени). Позже приравнивался к Венере в образе Венеры Мурсии.
- Мутунус Тутунус , фаллический бог.
Н
[ редактировать ]- Нения , богиня погребального плача.
- Насио , олицетворение акта рождения.
- Несесситас римский эквивалент Ананке. , богиня судьбы ,
- Немезида , богиня мести ( греч. ), принятая в качестве императорского божества возмездия.
- Нептун , бог моря, землетрясений и лошадей, один из Dii Consentes . Греческий эквивалент — Посейдон .
- Нерио , древняя богиня войны и олицетворение доблести. Супруга Марса.
- Неверита , предположительно богиня, связанная с Консусом и Нептуном в этрусско-римском зодиаке Марсиана Капеллы , но в остальном неизвестна. [ 25 ]
- Никси , также никси , никси , или Никсае , богини родов.
- Нона , второстепенная богиня, одна из Паркей (римский эквивалент Мойр ). Прядильщица нити жизни, ее греческий эквивалент — Клото .
- Нортия, усыновленная римлянами этрусская богиня судьбы, предназначения и шанса из города Вольсинии , где в стену ее храма был вбит гвоздь в рамках новогодней церемонии.
- Нокс , богиня ночи, происходит от греческого Никс .
ТО
[ редактировать ]П
[ редактировать ]- Палатуа , малоизвестная богиня, охранявшая Палатинский холм . Ей был назначен фламен минор .
- Палес , божество пастухов, стад и домашнего скота.
- Панда , см. Эмпанда .
- Парс , три судьбы.
- Пакс , богиня мира; эквивалент греческого Эйрина .
- Пенаты или Ди Пенаты , домашние боги.
- Пикумнус , второстепенный бог плодородия, сельского хозяйства, брака, младенцев и детей.
- Пик , италийский бог-дятел, обладающий пророческими способностями.
- Пиетас , богиня долга; олицетворение римской добродетели pietas .
- Пилумн , младший бог-хранитель, заботящийся о защите младенцев при рождении.
- Плутон , греческий Плутон , имя повелителя мертвых, популяризированное посредством мистических религий и греческой философии , иногда используемое в латинской литературе и отождествляемое с Диспатером или Оркусом .
- Помона , богиня фруктовых деревьев, садов и огородов; назначен фламен минор.
- Поррима , богиня будущего. Также называется Антеворта . Один из Карментов и Камен .
- Портунус , бог ключей, дверей и домашнего скота, ему был присвоен минорный фламен.
- Постверта или Прорса Постверта , богиня деторождения и прошлого, одна из двух Карментес (вторая — Поррима).
- Приап , фаллический хранитель садов, первоначально грек.
- Прозерпина , Царица Мертвых и богиня зерна, римский эквивалент греческой Персефоны .
- Провидентия , богиня предусмотрительности.
- Пудицития , богиня и олицетворение целомудрия, одной из римских добродетелей. Ее греческим эквивалентом был Айдос .
вопрос
[ редактировать ]- Querquetulanae , нимфы дуба.
- Квирин , сабинский бог, отождествляемый с Марсом; Ромул, основатель Рима, после его смерти был обожествлен как Квирин. Квирин был богом войны и богом римского народа и государства, и ему был назначен Flamen Major; он был одним из богов Архаической Триады .
- Квиритис , богиня материнства. Первоначально Сабина или доримлянка, позже ее приравняли к Юноне .
Р
[ редактировать ]- Робиго или Робигус , бог или богиня, олицетворявшая болезни зерна и защищавшая посевы.
- Рома , олицетворение римского государства.
- Румина , богиня, защищавшая кормящих матерей.
С
[ редактировать ]- Салация , богиня морской воды, жена Нептуна.
- Салус , богиня общественного благосостояния римского народа; стало приравниваться к греческой Гигее .
- Санкус , бог верности, честности и клятв.
- Сатурн — титан, бог урожая и земледелия, отец Юпитера, Нептуна, Юноны и Плутона.
- Скот , бог тьмы ( Di inferi ); брат Терры , любовник Нокса и противоположный Дис . греческий Эреб ; глубокий, теневой и одно из первобытных божеств .
- Секуритас , богиня безопасности, особенно безопасности Римской империи.
- Сенектус , бог старости. Его греческий эквивалент — Герас .
- Сильванус , бог лесов и лесов.
- Sol / Sol Invictus , бог Солнца.
- Сомнус , бог сна; приравнивается к греческому Гипносу .
- Соран , бог, позже отнесенный к Аполлону в форме Аполлона Сорана. Бог подземного мира.
- Сорс , бог удачи.
- Спес , богиня надежды.
- Стата Матер , богиня, защищавшая от пожаров. Иногда приравнивают к Весте .
- Стеркилин («Навоз»), бог удобрений. Также известен как Стеркутус, Стеркулий, Стракулий, Струкулий.
- Суадела , богиня убеждения, ее греческий эквивалент — Пейто .
- Сумманус , бог ночного грома.
- Сулис Минерва , слияние кельтской богини Сул и Минервы.
Т
[ редактировать ]- Таласиус , бог брака
- Теллумо или Теллурус мужской аналог Теллуса. ,
- Темпестас , богиня штормов или внезапной погоды, обычно во множественном числе, как Темпестаты.
- Терра Матер или Теллус , богиня земли и земли. Греческий эквивалент — Гея, мать титанов, супруга Цела (Урана).
- Терминус , деревенский бог границ.
- Тиберин , речной бог; божество реки Тибр .
- Тиберт , бог реки Анио , притока Тибра.
- Транквиллитас , богиня мира и спокойствия.
- Тривия , богиня перекрестков и магии, приравниваемая к Гекате .
V
[ редактировать ]- Вакуна , древняя сабинская богиня покоя после сбора урожая, защищавшая фермерских овец; позже отождествлялась с Никой и ей поклонялись как богине войны.
- Вагитан , или Ватикан , открывает рот новорожденного для его первого крика.
- Ведиов или Вейовис , малоизвестный бог, своего рода анти- Юпитер , как следует из значения его имени. Может быть бог подземного мира.
- Венилия или Венелия , морская богиня, жена Нептуна или Фавна. [ нужна ссылка ]
- Венти , ветры, эквивалентные греческому Анемои : северный ветер Аквило(н) или Септентрио (греческий Борей ); Южный ветер Остер (греч. Notus ); Восточный ветер Вультурнус ( Эврус ); Западный ветер Фавоний ( Зефир ); Северо-западный ветер Каурус или Корус (см. слабые ветры ).
- Венера , богиня любви, красоты, сексуальности и садов; мать героя-основателя Энея ; одно из Dii Consentes .
- Веритас , богиня и олицетворение римской добродетели veritas или истины.
- Верминус , бог коровьих червей.
- Вертумнус , Вортумнус или Вертимнус , бог времен года, садов и фруктовых деревьев.
- Веста , богиня домашнего очага, римского государства и священного огня; одно из Dii Consentes .
- Вика Пота , богиня победы и соревнований.
- Виктория , богиня победы.
- Видуус , бог, разделивший душу и тело после смерти.
- Вирбий , лесной бог, возрожденный Ипполит .
- Virtus , бог или богиня военной мощи, олицетворение римской добродетели virtus .
- Вольтурну , богу воды, был присвоен минорный фламен . Не путать с Вультурном .
- Voluptas , богиня удовольствия.
- Вулкан , бог кузницы, огня и кузнецов, муж Венеры и один из Dii Consentes , получил младшего фламэна.
Титулы и почетные звания
[ редактировать ]Определенные почетные знаки и титулы могли принадлежать различным богам, божественным олицетворениям , полубогам и диви (обожествленным смертным).
Август и Августа
[ редактировать ]Август , «возвышенный или августейший» ( мужская форма) — почетный титул, присвоенный Октавиану в знак признания его уникального статуса, необычайного диапазона его полномочий и очевидного божественного одобрения его принципата . После его смерти и обожествления этот титул присваивался каждому из его преемников. Он также стал почти повсеместным титулом или почестью для различных второстепенных местных божеств, включая Лареса Аугусти местных общин, и малоизвестных провинциальных божеств, таких как североафриканский Маразгу Август . Это распространение имперского почета на главных и второстепенных божеств Рима и его провинций считается основной чертой имперского культа .
Августа , женская форма, — почётный титул, связанный с развитием и распространением императорского культа применительно к римским императрицам , живым, умершим или обожествлённым как дивы . Первой Августой была Ливия , жена Октавиана , и затем этот титул разделяли различные государственные богини, включая Бона Деа , Цереру , Юнону , Минерву и Опс ; многими второстепенными или местными богинями; и женскими олицетворениями императорских добродетелей, такими как Пакс и Виктория .
Бонус и Бона
[ редактировать ]Эпитет Бона Бонус , «Добро», используется в имперской идеологии с абстрактными божествами, такими как Бона Фортуна («Удача»), Менс («Хорошее мышление» или «Здравый разум») и Бона Спес («Действительная надежда, «возможно, следует перевести как «Оптимизм»). Во времена Республики этот эпитет, возможно, был наиболее известен среди Bona Dea , «Доброй Богини», чьи обряды праздновались женщинами. Бонус Эвентус , «Благий исход», был одним из двенадцати сельскохозяйственных божеств Варрона, а позже олицетворял успех в целом. [ 26 ]
Небесный
[ редактировать ]Начиная со среднего имперского периода, титул Целестис , «Небесная» или «Небесная», присваивался нескольким богиням, воплощающим аспекты единой верховной Небесной Богини. [ нужна ссылка ] Dea Caelestis отождествлялась с созвездием Девы («Дева»), которое поддерживает божественное равновесие справедливости . В Метаморфозах Апулея » « [ 27 ] главный герой Люций молится эллинистической египетской богине Исиде как Регине Каэли , « Царице Небесной », которая, как говорят, проявляется также как Церера, «изначальная заботливая родительница»; Венера Небесная (Venus Caelestis) ; «сестра Феба », то есть Диана или Артемида , как ей поклоняются в Эфесе ; или Прозерпина как тройная богиня подземного мира. Юнона Целестида была романизированной формой карфагенского Танит . [ 28 ]
Грамматически форма Caelestis также может быть словом мужского рода, но эквивалентная функция мужского божества обычно выражается посредством синкретизации с Caelus , как в Caelus Aeternus Iuppiter, «Юпитер Вечное Небо».
Инвиктус
[ редактировать ]Invictus («Непокоренный, Непобедимый») использовался в качестве божественного эпитета в начале III века до нашей эры. В имперский период оно выражало непобедимость официально принятых божеств, таких как Юпитер, Марс, Геркулес и Солнце . На монетах, календарях и других надписях Меркурий, Сатурн, Сильван , Фонс , Серапис , Сабазий , Аполлон и Гений также встречаются как Invictus. Цицерон считает его нормальным эпитетом Юпитера, по отношению к которому он, вероятно, является синонимом Всемогущего . Он также используется в мистериях Митры . [ 30 ]
Матер и Патер
[ редактировать ]Mater («Мать») было почетным обращением, которое уважало материнскую власть и функции богини, а не обязательно «материнство» как таковое. Ранние примеры включали Terra Mater (Мать-Землю) и Mater Larum (Мать Ларов ) . Веста , богиня целомудрия, которую обычно считали девой, почиталась как Мать . Богиня, известная как Стата Матер, была божеством , которому приписывали предотвращение пожаров в городе. [ 31 ]
Со средней имперской эпохи правящая Императрица становится Mater castrorum et senatus et patriae , символической Матерью военных лагерей, сената и отечества. Галльская и германская кавалерия ( ауксилия ) римской императорской армии регулярно воздвигала алтари «Матерям поля» ( Campestres , от кампуса , «поле», с титулом Matres или Matronae ). [ 32 ] См. также Magna Mater (Великая Мать) ниже.
Богов называли Патер («Отец»), чтобы обозначить их превосходство и отцовскую заботу, а также сыновнее уважение к ним. Патер был найден как эпитет Диса , Юпитера , Марса и Либера , среди других.
Великая Мать
[ редактировать ]«Великая Мать» — титул, данный Кибеле в ее римском культе. Некоторые римские литературные источники присваивают тот же титул Майе и другим богиням. [ 33 ]
См. также
[ редактировать ]- Список персонажей «Метаморфоз»
- Римский политеистический реконструкционизм
- Классические планеты
- Семь месопотамских планетарных божеств
О второстепенных божествах, известных одной функцией или одним именем, см.:
Ряд фигур греческой мифологии, не входивших в римскую религиозную практику, появляются в латинских мифологических повествованиях и в виде поэтических аллюзий; об этих именах см.:
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Или Novensiles : написание -d- вместо -l- характерно для сабинского языка .
- ^ О Фидес см . также Семо Санкус или Диус Фидиус.
- ^ Латынь : от которого некоторые имена имеют свои корни на обоих языках, например, деревья, которые рождаются на границе и ползают по обоим полям: ибо Сатурн может быть сказано здесь по другой причине, и у сабинян, и поэтому Диана.
- ^ Варрон говорит, что Татий посвятил алтари « Опсу , Флоре , Ведиовису и Сатурну ; Солнцу , Луне , Вулкану и Сумманусу ; а также Ларунде , Терминусу , Квиринусу , Вортумнусу , Ларам , Диане и Люцине . "
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Роберт Шиллинг, «Римские боги», римские и европейские мифологии (University of Chicago Press, 1992, из французского издания 1981 года), стр. 75 онлайн и 77 (примечание 49). Если не указано иное, ссылки на первоисточники принадлежат Шиллингу.
- ^ Варрон, Божественные древности, книга 5, фр. 65; см. также Ливий 1.32.9; Павел в Фесте, с. 27; Сервий Даниэлис , примечание к Энеиде 5.54; Лактанций Плацид, записка Статию, Фив. 4.459–60.
- ^ Ливий , 1.38.7, 1.55.1–6.
- ^ Дионисий Галикарнасский 6.17.2
- ↑ Ливий, 22.10.9.
- ^ Варрон , De re Rustica 1.1.4: те горожане, чьи позолоченные изображения стоят на рынке, шесть мужчин и столько же женщин.
- ^ Энний , Анналы фрг. 62, в Дж. Валене, Реликвии Эннианской поэзии (Лейпциг, 1903, 2-е изд.). Список Энния представлен в поэтической форме, а порядок слов может диктоваться метрическими ограничениями дактилического гекзаметра .
- ^ «Фламен | Энциклопедия.com» .
- ↑ Форсайт, Гэри, Критическая история раннего Рима: от предыстории до первой Пунической войны , University of California Press, август 2006 г.
- ↑ Как записано Августином Гиппонским , De civitate Dei 7.2.
- ^ Варрон, De Lingua Latina 5.74
- ^ Вудард, Роджер Д. Индоевропейское священное пространство: ведический и римский культ . стр 184. [ когда? ]
- ^ Варрон . Латинского языка . 5.68.
- ^ Рехак, Пол (2006). Империум и Космос: Август и северное Марсово поле . Университет Висконсина Пресс. стр 94.
- ^ Кларк, Анна. (2007). Божественные качества: культ и община в республиканском Риме . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. стр. 37–38;
Денч, Эмма . (2005). Убежище Ромула: римская идентичность от эпохи Александра до эпохи Адриана . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. стр. 317–318. - ^ Фаулер, WW (1922). Религиозный опыт римского народа . Лондон, Великобритания. стр 108.
- ^ WH Roscher , Подробный лексикон греческой и римской мифологии (Лейпциг: Тойбнер, 1890–94), том. 2, ч. 1, стр. 187–233.
- ^ Овидий , Фасти 2.67 и 6.105 (издание Тойбнера 1988 года).
- ^ Овидий, Фасти 6.106.
- ^ Это зависит от предложенной поправки от Атерна к Алернусу в записи из Феста , стр. 83 в издании Линдси. В Фасти 2.67 прочтение Авернуса хотя и возможно, но не имеет географического смысла. См. обсуждение этого божества Мэтью Робинсоном, Овидия Комментарий к Фасти , Книга 2 (Oxford University Press, 2011), стр. 100–101.
- ^ Как отметил Робинсон, Комментарий , стр. 101; Жорж Дюмезиль , Fêtes romaines d'été et d'automne (1975), стр. 225 и далее, взяв название Helernus в связи с латинским holus, holera , «овощи». Риски и «чрезмерная изменчивость», присущие реконструкциям утраченных мифологий Дюмезилем, были отмечены Робертом Шиллингом в книге «Религия Римской республики: обзор недавних исследований» в книге « Римские и европейские мифологии » , стр. 87–88, и особенно в книге «Римские и европейские мифологии», стр. 87–88. рассматривать миф о Карне как контекст предполагаемого Гелерна.
- ^ Богиня женщин : Макробиус , Сатурналии I.12.28
- ^ Марко Маринчич, «Римская археология в Аркадии Вергилия (Вергилийская эклога 4; Энеида 8; Ливий 1.7), в книге «Клио и поэты: поэзия Августа и традиции древней историографии» (Brill, 2002), стр. 158.
- ^ Гигин , Басни 220; сравнить Прометея
- ^ де Граммонд, NT, и Саймон, Э., (редакторы) Религия этрусков , University of Texas Press, 2006, стр.200
- ^ Хендрик Х. Дж. Брауэр, Bona Dea: Источники и описание культа, стр. 245–246.
- ^ Апулей , Метаморфозы 11.2.
- ^ Бенко, Стивен, Богиня-девственница: исследования языческих и христианских корней мариологии, Brill, 2004, стр. 112–114: см. также стр. 31, 51.
- ^ CIL 03, 11008 «Солдат Легио I Adiutrix [посвятил это] Непобежденному Богу» (Deo Invicto / Ulpius Sabinus / mile legio/nis primae / (A) diutricis) .
- ^ Стивен Эрнст Хийманс, Солнце: Солнце в искусстве и религиях Рима (дисс., Гронингенский университет, 2009 г.), стр. 18, с цитатами из Corpus Inscriptionum Latinarum .
- ^ Лоуренс Ричардсон, Новый топографический словарь Древнего Рима (издательство Университета Джонса Хопкинса, 1992), стр. 156–157.
- ^ Р.В. Дэвис, «Тренировочные площадки римской кавалерии», Archaeological Journal 125 (1968), стр. 73 и др .
- ^ Макробий , Сатурналии 1.12.16–33. Цитируется в HHJ Brouwer, Bona Dea: Источники и описание культа (Brill, 1989), стр. 240, 241.