Мать Ларов
Религия в Древний Рим |
---|
Практики и убеждения |
Священство |
Божества |
Связанные темы |
Мать Ларов Mater (лат. Larum ) отождествлялась с любым из нескольких второстепенных римских божеств . Она дважды появляется в записях Братьев Арвал как Матер Ларум , в других местах как Мания и Ларунда . Овидий называет ее Ларой , Мутой (немой) и Таситой (немой). [1]
Арвалский обряд
[ редактировать ]Культ Матрес Ларум известен благодаря фрагментарным обрядам Арвал, посвященным Деа Диа , богине плодородия. Арвалы обращаются к самой Диа как Юнона Деа Диа , что отождествляет ее с высшим женским началом. К матери Ларов обращаются только как Матрес Ларум ; ей дают жертвенную трапезу ( cena matri Larum ) из пульса (каши), находящуюся в священном, высушенном на солнце глиняном горшке (olla) . Молитвы произносятся над горшком, который затем выбрасывают из дверного проема храма вниз по склону, на котором стоит храм; таким образом, отмечает Лили Росс Тейлор , [2] земле как типично хтоническое подношение. В другом случае Арвалы приносят жертвенное вознаграждение различным божествам за необходимое загрязнение священной рощи Диа; Матери Ларум даются две овцы. [3] Арвалы также взывают к ее детям в первых строках Арвалского гимна Диа, который начинается с enos Lases iuvate («Помоги нам, Ларес»). [4]
Фестивали
[ редактировать ]Матер Ларум, возможно, была вознесена в культ вместе с ее Ларами во время праздника Ларенталия . По словам Макробия ( флорит 395–423 гг. н.э.), [5] во время Компиталии . Овидий в своем «Фасти II, 571 и далее» поэтически интерпретирует то, что может быть вариантом ее обрядов на окраине Фералии : старуха сидит на корточках среди кружка молодых женщин и зашивает рыбью голову. Она мажет это смолой, затем протыкает и поджаривает; это, говорит она, заставляет молчать враждебные языки. Таким образом, она призывает Тачиту (молчание). Если, как предполагает Макробиус, Лемуры представляют собой ненасытные и злобные формы Ларов, то они и их мать также попадают в Лемуралию , где бродячих и злобных Лемуров и (возможно) личинок нужно успокаивать полуночными возлияниями родниковой воды и подношения в виде черных бобов, выплюнутых изо рта отца семейства на пол дома. Опять же, Тейлор отмечает хтонический характер подношений, падающих – или намеренно выбрасываемых – на землю.
Варрон (116–27 до н. э.) считает, что она и ее дети изначально были Сабинянками , и называет ее Манией; это имя используется более поздними римскими авторами в общем смысле как «злой дух». , в конце II века нашей эры По словам Феста няни использовали имя Мании , чтобы пугать детей. Макробий применяет его к шерстяным фигуркам ( maniae ), вывешенным на перекрестках святилищ во время Компиталии , которые считаются заменой древних человеческих жертвоприношений , когда-то проводившихся на том же фестивале и запрещенных первым консулом Рима Л. Юнием Брутом . [6]
Миф
[ редактировать ]Единственная известная мифография, связанная с Mater Larum, невелика, поздняя и поэтичная: опять же, источником является Овидий, [7] который идентифицирует ее как некогда словоохотливую нимфу Лару , у которой отрезан язык за предательство тайной любви Юпитера. Таким образом, Лара становится Мутой (лишенной дара речи) и изгнана из дневного мира в подземный мир, обитель мертвых ( ad Manes ); место тишины (Тасита). ее Туда ведет Меркурий , и по пути он оплодотворяет ее. Ее потомки такие же молчаливые или немые, как и она. [8]
Природа
[ редактировать ]Если природа их матери связывает Ларов с землей, они, по мнению Тейлора, являются духами умерших, а их мать - темным или ужасным аспектом Теллуса (Терра Матер). [9] Лары и Mater Larum считаются древними этрусскими божествами; титул или имя Ларс, использовавшееся этрусскими королями Рима, интерпретировалось как «король», «повелитель» или «лидер». [10] Греческие авторы предложили « героев » и « даймонов » в качестве перевода Лареса, а Плавт использует Lar Familiaris , где в греческом оригинале Менандра есть героон (герой-святыня). [11]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Тейлор, 301: цитирование «Мании» у Варрона, Lingua Latina , 9, 61; «Ларунда» у Арнобия, 3, 41; «Лара» у Овидия, Фасти II, 571 и далее: Макробий, Сатурналии , 1, 7, 34–5; Фестус, стр. 115 Л.
- ^ Тейлор, Лилли Росс, «Мать ларов», Американский журнал археологии , 29.3 , (июль — сентябрь 1925 г.), стр. 299–313.
- ^ Бирд и др. , том. 2, 151: раздел 6.2: CIL VI.2107, 2-13: ILS 5048. Роща была загрязнена использованием железных инструментов при уборке после урагана и удара молнии. Железо было строго запрещено в священной зоне.
- ^ Тейлор, 299.
- ^ Макробий, Сатурналии I, 7, 35.
- ^ Тейлор, 302: Какова бы ни была правда об этом жертвоприношении и его отмене, юнии придерживались культа предков во время Ларенталии, а не обычной Паренталии , даже в I веке до нашей эры.
- ^ Фасти , II.571ff.
- ^ Ссылка на латинский текст Фасти II Овидия на latinlibrary.com
- ^ Тейлор, 300–301; 71-летний Уайзман высказывается более уклончиво и предполагает, что Лемурия может отражать «горечь Лары от жестокости обращения с ней».
- ^ См . Ларс Порсенна : «Когда Порсенна, Ларс (лорд) Клузиум в Этрурии, достиг со своей армиейЯ-ник'у-лум, сразу за Тибром от Рима... (Джон Джейкоб Андерсон, Полный курс истории: новое руководство по всеобщей истории 1893: часть I, 190).
- ^ Вайншток, 114-18, предлагает эквивалентность «лара» и греческого героя , основываясь на своем толковании надписи 4-го века до нашей эры из Лациума как посвящения римскому предку-герою Энею как Ларе (Лар).
Ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бирд М. , Норт Дж. , Прайс С., Религии Рима, том. 1, иллюстрировано, переиздание, Cambridge University Press, 1998. ISBN 0-521-31682-0
- Бирд М., Норт Дж., Прайс С., Религии Рима, том. 2 , иллюстрировано, переиздание, Cambridge University Press, 1998. ISBN 0-521-45646-0
- Тейлор, Лилли Росс, Мать ларов , Американский журнал археологии, Том. 29, 3, (июль — сентябрь 1925 г.), 299 — 313. Архивировано 17 апреля 2022 года в Wayback Machine .
- Уайзман, Т.П. , Ремус: римский миф , издательство Кембриджского университета, 1995. ISBN 978-0-521-48366-7