Мана Генита
В древнеримской религии Мана Генита или Генета Мана — малоизвестная богиня , упомянутая только Плинием . [ 1 ] Плутарх и Гораций . [ 2 ] И Плиний, и Плутарх рассказывают, что ее обряды проводились путем принесения в жертву щенка или суки . Один только Плутарх оставил некоторое исследование природы богини, выведя Ману от латинского глагола manare , «течь», этимологию которого предложил римский грамматист Веррий Флакк. [ 3 ] также относится к богине Мании, упомянутой Варроном , [ 4 ] и Манам , душам умерших. С точки зрения греческой эквивалентности, Плутарх из-за принесения в жертву суки свободно связывает богиню с Гекатой. [ 5 ] и параллельно отмечает, что аргивская жертвенная практика (использование собак) также представляет для нее интересное сравнение с Эйлионеей, что означает богиню рождения Эйлитию . Гораций также связывает ее с Эйлейфией в carmen saeculare. [ 6 ] Некоторые современные комментаторы уточнили характеристики «Гениты» и «Маны», предполагая, что она была богиней, которая могла определять, рождаются ли младенцы живыми или мертвыми. [ 7 ] Другие предполагают, что Гораций , возможно, имел в виду эту богиню, когда упоминает богиню Гениталис в « Кармен Саекуляре » (строка 16). [ 8 ] Некоторые сравнивают его с осканской Deiua Geneta (богиней рождения), в то время как другие считают, что Genita Mana может быть лишь расплывчатым эпитетом , таким как Bona Dea, а не реальным теонимом . [ 9 ]
У Плутарха
[ редактировать ]Плутарх пишет «Римские вопросы» как серию вопросов и ответов. Что касается Генеты Маны, он ставит двойной вопрос: почему суку предлагают ей в качестве жертвы и почему молятся, чтобы ни один член семьи не стал «хорошим» (то есть «мертвым»):
Не потому ли, что Генета — это дух, занимающийся зарождением и рождением погибающих существ? Ее имя означает что-то вроде «поток и рождение» или «текущее рождение». Соответственно, как греки приносят в жертву суку Гекате , так и римляне приносят ту же жертву Генете от имени членов своего дома. Но Сократ говорит, что аргивяне приносят в жертву Эйлионее суку из-за легкости, с которой сука рождает детенышей. Но разве значение молитвы о том, чтобы никто из них не стал «добрым», относится не к членам семьи, а к собакам? Ибо собаки должны быть дикими и ужасающими.
Или, поскольку мертвых изящно называют «добрыми», они завуалированными словами просят в своей молитве, чтобы никто из их домашних не умер? Этому не следует удивляться; Аристотель написано , в самом деле, говорит, что в договоре аркадцев со спартанцами : «Никто не будет добр за оказание помощи спартанской партии в Тегее »; то есть никто не должен быть предан смерти. [ 10 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Плиний , Естественная история 29.58: Genitae Manae catulo res divina fit .
- ^ Плутарх , Римские вопросы , № 52.
- ^ Фест, «Происхождение слов», статья Maniae.
- ↑ Варрон, «О латинском языке», книга IX, 60–62.
- ^ об этом намеке см. Роуз, Римские вопросы Плутарха , стр. 142 онлайн.
- ^ об этом намеке см. Саймон Голдхилл, «Быть греком под Римом: культурная идентичность, вторая софистика и развитие империи» (Cambridge University Press, 2007), стр. 106–107.
- ^ HJ Rose , Римские вопросы Плутарха (Оксфорд: Clarendon Press, 1924, 1974), стр. 192, примечание ЛII; Дэвид и Ноэль Сорен, Римская вилла и позднеримское кладбище младенцев («L'Erma» Бретшнайдера, 1999), с. 520 онлайн. ; Плутарх на самом деле пытается сделать какое-то хитрое сочинение, смешивая двойное значение Маны, которая связана со смертью, и Гениты, которая столь же очевидно связана с рождением.
- ^ Эмили А. МакДермотт, «Греческие и римские элементы в лирической программе Горация», « Взлет и падение римского мира» (1981), стр. 1665 г.; другие взгляды относят Genitalis к, например, Юноне.
- ^ Роуз, Римские вопросы Плутарха , с. 192.
- ^ Перевод классической библиотеки Леба , издание Билла Тэйера на сайте LacusCurtius онлайн.