Спать
Спать | |
---|---|
Бог сна | |
![]() Сомнус и смерть, Сон и смерть его сводного брата, Джон Уильям Уотерхаус | |
Обитель | Преисподняя |
Генеалогия | |
Дети | Сомния . , в которую входили Морфеус , Фобетор и Фантасос |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Гипноз |
В римской мифологии Сомнус ( «сон») — олицетворение сна. [ 1 ] Его греческий аналог — Гипнос . Сомнус жил в подземном мире. По Вергилию , Сомнус был братом Смерти ( Морса ), [ 2 ] и, по словам Овидия , у Сомнуса была «тысяча» сыновей, [ 3 ] Сомнии . («формы снов»), которые появляются во сне, «имитируя множество форм» [ 4 ] Овидий назвал троих сыновей Сомнуса: Морфея , который появляется в человеческом облике, Ицелоса/Фобетора , который появляется в образе зверей, и Фантасоса , который появляется в виде неодушевленных предметов. [ 5 ]
Греческая традиция
[ редактировать ]В греческой традиции Гипнос (Сон) был братом Танатоса (Смерти) и сыном Никс (Ночи). [ 6 ] По мнению Гесиода, Сон вместе со Смертью живут в подземном мире, [ 7 ] в то время как в гомеровской традиции, хотя «страна грез» располагалась на дороге в подземный мир, возле великой опоясывающей мир реки Океан , неподалеку от города киммерийцев , [ 8 ] Сам Сон жил на острове Лемнос . [ 9 ]
Вергилий
[ редактировать ]Следуя греческой традиции, Вергилий делает Сна и Смерть братьями и размещает их жилища рядом друг с другом, у входа в подземный мир:
- В первых дворах и входах в ад
- Печали и мстительные Заботы на диванах лежат:
- Там печальная старость пребывает, Болезни бледны,
- И Страх, и Голод, соблазнители всех преступлений;
- Хочу, низменный и мерзкий, и увидеть две ужасные фигуры,
- Рабство и Смерть: затем Сон, ближайший родственник Смерти; [ 10 ]
Сомнус ненадолго появляется в » Вергилия « Энеиде . Вергилий приказал Сомнусу заставить Палинура , рулевого корабля Энея , заснуть, управляя кораблем ночью. [ 11 ] Сомнус в образе Форбаса, товарища по кораблю, является Палинурусу и предлагает взять на себя управление, чтобы Палинурус мог немного отдохнуть. Но Палинурус отказался от предложения, поэтому Сомнус использует ветку, «пропитанную» силой реки Стикс подземного мира , чтобы окропить Палинуруса водой из реки Леты , реки забвения подземного мира. Затем Палинурус засыпает, и Сомнус выталкивает его за борт.
Овидий
[ редактировать ]Сомнус и его сыновья Сомния появляются в Овидия поэме «Метаморфозы ». [ 12 ] Овидий, как и Вергилий до него, последовал за Гесиодом, сделав Сна обитателем подземного мира. [ 13 ] Однако, вспоминая расположение «страны грез» в « Одиссее» , Овидий помещает и жилище Сомна «недалеко от страны киммерийцев » . [ 14 ] Овидий заставляет Сомнуса жить в пещере, описывая «дом и комнату вялого сна». [ 15 ] как место, где:
- Феб [Солнце] никогда не сможет войти... со своими восходящими, полуденными или заходящими лучами. От земли вырываются облака пара и сумрачные сумеречные тени. Там никакой бодрствующий хохлатый петух своим громким кукареканьем не зовет зарю; ни одна сторожевая собака не нарушает своим лаем глубокую тишину, или гусь, более бдительный, чем собака. Ни звука дикого зверя или скота, ни шороха ветвей на ветру, ни крикливых человеческих языков. Там обитает немая тишина. [ 16 ]
В соответствии с темой «тишины» Овидий говорит, что в доме Сомнуса нет дверей, «чтобы не скрипнула какая-нибудь вращающаяся петля». [ 17 ]
Как и Вергилий, Овидий связывает Сомнуса с рекой подземного мира Летой, которая у Овидия течет со дна пещеры Сомнуса и «чьи волны, нежно журча по гравийному ложу, приглашают уснуть». [ 18 ] Возле входа цветут усыпляющие маки и другие травы, которые Нокс (Ночь) использует, чтобы рассеять сон по «темным землям». [ 19 ] Хотя Овидий связывает Ночь со Сном, он не упоминает, что Ночь является матерью Сна, как у Гесиода. [ 20 ]
В центре главной комнаты Сомнус лежит «в томном покое» на «пуховом» черном диване, окруженный своими бесчисленными сыновьями, «пустыми формами снов [ Somnia vana ], имитирующими множество форм, многие из которых похожи на уши зерно во время жатвы, как листья на деревьях, как песок, брошенный на берег». [ 21 ] Овидий называет три из этих имитирующих формы «форм снов»: Морфей, Иселос/Фобетор и Фантасос. О Морфее Овидий говорит: «Нет другого человека, более искусного, чем он, в изображении походки, черт лица и речи людей, а также одежды и привычных слов каждого, кого он изображает». [ 22 ] Другой сын, которого боги зовут Ицелос, а люди - Фобетор, «принимает форму зверя, или птицы, или длинной змеи», а третий сын по имени Фантасос «принимает обманчивые формы земли, камней, воды, деревьев, всех безжизненных вещей». ". [ 23 ]
В 11-й книге « Метаморфоз » Сомнус участвует в рассказе Овидия об истории любви Кейкса и его жены Алкионы . Джейкс погиб во время шторма на море. Юнона, царица богов, отправляет своего посланника Ирис в пещеру спящего Сомнуса, чтобы приказать Сомнусу послать сон Алкионе в образе мужа Алкионы Кейкса . [ 24 ] Прибыв в пещеру, Ирис расталкивает множество спящих Сомний, преграждающих ей путь, и ее ярко блестящая одежда пробуждает Сомнуса от глубокого сна. [ 25 ] Ирис обращается к Сомнусу так: «Ты покой во всем, Спи, кротчайший из богов, бальзам души, который обращает в бегство самые заботы, успокаивает наши тела, измученные тяжелыми служениями, и снова готовит их к тяжелому труду!», Затем приказывает Сомнусу «Создайте форму, которая будет казаться истинной», чтобы отправить ее Альциону. [ 26 ] Ирис немедленно уходит, прежде чем она сама заснет, а Сомнус будит Морфеуса, чтобы тот выполнил приказ Юноны, а затем снова засыпает на своем диване. [ 27 ]
Как и другие боги, связанные со сном, Овидий делает Сомнуса крылатым. [ 28 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Джордан, св. Сомнус, стр. 291 ; Трипп, св. Сомнус, стр. 534.
- ^ Вергилий , Энеида 6.278
- ^ Овидий , Метаморфозы 11.633 .
- ^ Овидий , Метаморфозы 11.613 .
- ^ Овидий , Метаморфозы 11.633–643 .
- ^ Гесиод , Теогония 211–212 ; Гомер , Илиада 14.231 , 16.672 .
- ^ Гесиод , Теогония 758–759 .
- ^ Гриффин, с. 234; Гомер , Одиссея 11.13–14 , 24.11–14 .
- ^ Гомер , Илиада 14.230–231 , 14.281 .
- ↑ Вергилий , Энеида 6.273–278.
- ^ Вергилий , Энеида 5.838–860 .
- ^ Овидий , Метаморфозы 11.573–677 ; подробное обсуждение см. в Griffin, pp. 234–256. Эпизод Овидия «Сомнус» стал образцом для того, что Griffin, p. описывается как «упражнение Статия в imatatio », см. Статиус , Фиваида 10.84–1. 236 ,
- ^ Гриффин, с. 234.
- ^ Овидий , Метаморфозы 11.592 .
- ^ Овидий , Метаморфозы 11.593 .
- ^ Овидий , Метаморфозы 11.594–602 .
- ^ Овидий , Метаморфозы 11.608–609 .
- ^ Овидий , Метаморфозы 11.602–604 .
- ^ Овидий , Метаморфозы 11.605–607 .
- ^ Гриффин, с. 234.
- ^ Овидий , Метаморфозы 11.610–615 .
- ^ Овидий , Метаморфозы 11.633–638 .
- ^ Овидий , Метаморфозы 11.638–643 .
- ^ Овидий , Метаморфозы 11.585–587 ; Гриффин, с. 232, примечание к строке 587.
- ^ Овидий , Метаморфозы 11.616–622 .
- ^ Овидий , Метаморфозы 11.623–629 .
- ^ Овидий , Метаморфозы 11.630–649 .
- ^ Овидий , Метаморфозы 8.823 .
Ссылки
[ редактировать ]- Гриффин, AHF (1997), Комментарий к Овидию, Метаморфозы XI , Герматена, том. 162/163, Дублин, JSTOR 23041237
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) . - Гесиод , Теогония , в «Гомеровских гимнах» и «Гомерике» с английским переводом Хью Г. Эвелин-Уайта , Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann Ltd., 1914. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Гомер , «Илиада» с английским переводом А. Т. Мюррея, доктора философии. в двух томах . Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann, Ltd., 1924. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Гомер , «Одиссея» с английским переводом А.Т. Мюррея, доктора философии. в двух томах . Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann, Ltd. 1919. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Джордан, Майкл, Словарь богов и богинь , Издательство Infobase, 2014. ISBN 9781438109855
- Овидий . Метаморфозы , Том II: Книги 9–15 . Перевод Фрэнка Джастуса Миллера. Отредактировано ГП Гулдом. Классическая библиотека Леба № 43. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 1916. Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Стаций , Фиваида , Том II: Фиваида: Книги 8–12. Ахиллеида. Отредактировано и переведено доктором Шеклтоном Бэйли. Классическая библиотека Леба № 498. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 2004. Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Трипп, Эдвард, Справочник Кроуэлла по классической мифологии , Thomas Y. Crowell Co; Первое издание (июнь 1970 г.). ISBN 069022608X .
- Вергилий , Энеида , Теодор К. Уильямс. пер. Бостон. Компания Houghton Mifflin Co., 1910 год. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея.