Ай Локуций

Aius Locutius ( латынь : āius locūtius , устное утверждение), или Aius Loquens ( латынь : āius loquens , говорящее утверждение), было римским божеством или нуменом, связанным с галльскими вторжениями в Рим в начале 4-го века до нашей эры.
По легенде , римский плебей по имени М. Цедиций услышал сверхъестественный ночной голос, доносившийся из Весты , священной рощи [ 1 ] у подножия Палатинского холма . Он предупредил его о неизбежном нападении галлов, рекомендовал укрепить стены Рима и поручил ему передать эти сообщения плебейской трибуне , но из-за скромного положения посланника это сообщение было проигнорировано. [ 2 ] В результате галлы вошли в город и сожгли его (ок. 390 г. до н.э.). [ 3 ] После того как галлы были отброшены, сенат построил храм и алтарь (известный как Ара Айус Локуций или Ара Септа ), чтобы умилостивить неизвестное божество, предложившее предупреждение. [ 4 ] [ 5 ] Говорят, что его установили там, где Цедиций услышал божественный голос. Позже римские историки оспаривали его точное местоположение, и от храма или алтаря не осталось никаких следов; последний исторически ошибочно отождествлялся с Палатинским алтарем с надписью si deus si dea («будь то бог или богиня») в знак осторожного посвящения какому-то неизвестному божеству. [ 6 ] [ 7 ]
В широком контексте официальной римской религии Айус Локуций является исключительным. Официально боги могли говорить через загадочные письмена и высказывания специализированных оракулов или через сложную систему знаков в ответ на конкретные вопросы государственных авгуров . Они также могут подавать знаки удачи своим наиболее любимым протеже или разговаривать с ними наедине во сне. Айус Локуций давал ясные, неотложные указания, имеющие большое значение для государства, голосом «яснее человеческого», но на повседневной латыни, обычному прохожему-плебею. После этого, по словам Цицерона , «получив храм, алтарь и имя, «Говорящий» больше никогда не говорил». [ 8 ] Будучи обученным авгуром, Цицерон был обязан успешно распознавать и искупать любые чудеса, включая такой «божественный шум», который мог сигнализировать о неминуемой катастрофе или божественном недовольстве. Берд (2012) ставит Aius Locutius на «чрезвычайный предел» таких звуков из-за недвусмысленной ясности предупреждения и последствий его отклонения римскими властями; бог, «определяемый только его голосом». [ 9 ]
Эпитет Локуций также использовался для обращения к одному из божеств, занимающихся развитием ребенка . [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Турфа, Джин Макинтош (13 ноября 2014 г.). Этрусский мир . Рутледж. ISBN 978-1-134-05530-2 .
- ^ Дридигер-Мерфи, Линдси Гейл; Эйдинов, Эстер (2019). Древнее гадание и опыт . Издательство Оксфордского университета. п. 90. ИСБН 978-0-19-884454-9 .
- ^ Франческа, Вио, Рор (2022). Могущественные матроны: новые политические игроки в Поздней Римской республике . Пресса Университета Сарагосы. п. 47. ИСБН 978-84-1340-452-3 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Смит, Уильям (1904). Классический словарь греческой и римской биографии, мифологии и географии . Лондон: Джон Мюррей. п. 40.
- ^ Платнер, Сэмюэл Болл (21 мая 2015 г.). Топографический словарь Древнего Рима . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-108-08324-9 .
- ^ Ричардсон, Л. (1992). Новый топографический словарь Древнего Рима . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. п. 5 . ISBN 9780801843006 .
- ^ Альвар, Хайме, «Материалы для изучения формулы Sive Deus, Sive Dea». Нумен , том. 32, нет. 2, 1985, с. 236–273, JSTOR , [1]
- ^ Андо, Клиффорд (2008). Дело богов: религия и Римская империя . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. п. 125. ИСБН 9780520250833 . Авторский парафраз Цицерона, De divinatione , 2.69.
- ^ Мэри Бирд , «Ответ Цицерона гаруспиков и голос богов», стр. 28-29 в Журнале римских исследований , Vol. 102 (2012), стр. 20–39, Общество содействия римским исследованиям, доступно в JSTOR [2] (требуется подписка)
- ^ Рюпке, Йорг (2002). Религия в республиканском Риме: рационализация и ритуальные изменения . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. п. 182.