Jump to content

Ариманиус

Фигура с головой льва из Сидонского Митреума, иногда идентифицируемая как митраистская форма Аримания (500 г. н.э.; CIMRM 78 и 79; Лувр )

Ариманиус ( греч . Αρειμάνιος Areimánios ; латынь : Arīmanius ) — имя малоизвестного божества, встречающееся в нескольких греческих литературных текстах и ​​пяти латинских надписях . Предполагается, что он противник Оромаза ( древнегреческий : Ὡρομάζης Hōromázēs ), бога света. В классических текстах, в контексте зороастризма , Арейманий греками и римлянами (с вариациями) достаточно явно ссылается на интерпретацию персидского Аримана . [1] :  2034  Латинские надписи, обнаруженные в митраистском контексте, предполагают наличие нового или другого божества с почти идентичным именем. [2] :  226 

Самый обширный отрывок в классической литературе об Ареймании находится в двух разделах Плутарха. [3] который описывает его как темную или злую сторону в дуалистической оппозиции с Оромазом (для Ормузда или Ахура Мазды ). [5] Однако Плутарх [3] конкретно описывал персидский зороастризм , а не малоизвестного Аримания из мистерий Митры . В контексте римского митраизма , судя по тому, как используется это имя, кажется невероятным, что оно относится к злой сущности, какими бы грозными ни казались его изображения. [2] :  226–227 

Наиболее распространенной формой имени в его немногочисленных появлениях среди греческих авторов является Ἀρειμανιος ( Areimanios ), предположительно передающая непроверенную древнеперсидскую форму * ahramanyu , которая, однако, дала бы среднеперсидское * ahrmen . Имя дано как Ἀριμάνης ( Ариманес ) Агафием и Ἀρειμανής ( Арейманес ) Исихием , что означает среднеперсидский Ареман . Вариации имени, не выводимые систематической лингвистикой, вполне могут быть объяснены его сходством с греческими словами, означающими «воинственный» (см. имена и эпитеты Ареса ). [4] :  312–313 

По словам Плутарха [3] :  46  Зороастр назвал «Арейманиоса» одним из двух соперников, творцов добра и зла. По чувственному восприятию Оромаза можно было сравнить со светом, а Ареймания — с тьмой и невежеством; между ними был Митра Посредник. Арейманиос получил подношения, которые относились к отражению зла и траура .

Описывая ритуал Арейманию, Плутарх [3] говорит, что бога вызывали как Аида [6] :  68  дает идентификацию с Плутоном , именем греческого правителя подземного мира, наиболее часто используемым в текстах и ​​надписях, относящихся к мистическим религиям , а также у греческих драматургов и философов Афин в классический период . Цуркан [7] :  232  отмечает, что Плутарх делает Арейманиоса «своего рода мрачным Плутоном». Плутарх, однако, называет греческого бога Аидом , а не именем Плутона, используемым в Элевсинской традиции. [а] («Скрытый») и тьма. [б]

Для ритуала Арейманиоса требовалось неизвестное растение, которое Плутарх называет « омоми » ( Хаома или Сома ), которое нужно было растолочь в ступке и смешать с кровью принесенного в жертву волка. Затем вещество отнесли в место, « где никогда не светит солнце » и бросили туда. Он добавляет, что «водяные крысы» принадлежат этому богу, и поэтому опытные крысоубийцы — удачливые люди.

Затем Плутарх приводит космогонический миф:

Оромазы, рожденные из чистейшего света, и Арейманиус, рожденные из тьмы, постоянно воюют друг с другом; и Оромаз создал шесть богов: первого — Доброй Мысли, второго — Истины, третьего — Порядка, а из остальных — одного Мудрости, одного Богатства и третьего Создателя Наслаждений в том, что Почетно. Но Ареймания создал соперников как бы равных им по числу. Затем Оромаз увеличился в три раза по сравнению с прежним размером и удалился от Солнца так же далеко, как Солнце от Земли, и украсил небеса звездами. Одну звезду он поставил там впереди всех остальных в качестве охранницы и стражи, Звезду-собаку . Двадцать четыре других бога он создал и поместил в яйцо . Но созданные Арейманием, по численности равные остальным, пробились сквозь яйцо и пробились внутрь; поэтому зло теперь сочетается с добром. Но настанет назначенное время, когда будет постановлено, что Ареймания, занимающийся наведением мора и голода, будет этим полностью уничтожен и исчезнет; и тогда земля станет ровной равниной, и будет один образ жизни и одна форма правления для благословенного народа, который все будет говорить на одном языке. — Плутарх [8] [3] :  47 

Ученый Мэри Бойс утверждала, что этот отрывок демонстрирует «довольно точное» знание основ зороастризма. [9]

В своей «Жизни Фемистокла» Плутарх заставляет персидского царя вызывать Арейманиоса по имени, прося бога заставить врагов царя вести себя таким образом, чтобы прогнать своих лучших людей; де Йонг (1997) [4] :  313  сомневался, что персидский царь станет молиться богу зла своей национальной религии, особенно публично.

По словам Плутарха, царь затем принес жертву и напился - по сути, это постоянная шутка над персидскими царями в трудах Плутарха и, таким образом, сомнительное свидетельство реального поведения. [4] :  314 

Рисунок «леонтоцефалиновой фигуры», найденный в митрее К. Валерия Геракла и сыновей, посвященный 190 г. н. э. в Античной Остии , Италия (CIMRM 312).

Как митраистский бог

[ редактировать ]

Франц Кюмон считал, что греко-римский митраизм находился под влиянием некоторых верований древнего маздаизма , включая этический дуализм . не было обнаружено никаких свидетельств существования Однако ни в одном митреуме культа « омоми » ( хаома , сома ). [2] связан Плутархом с персидским ритуалом Ариманиоса . [3]

Большинство ученых сомневаются, что митраисты действительно сохранили учение персидских магов апелляции к их авторитету, однако имя Аримания трудно отделить от персидской традиции Аримана , несмотря на ; [7] :  232  [2] : 217 и далее тем не менее, ассоциация Митры с якобы непобедимым злым богом была отвергнута многими учеными как неправдоподобная по своей сути. [2] :  227 

Какой бы неправдоподобной ни была терпимость к злому богу, надпись Део Арейманио ( богу Арейманиусу ) действительно встречается на нескольких алтарях Митры , но без какого-либо описания, которое могло бы связать это имя с конкретным изображением. [11] Есть пять высококачественных посвящений Ариманию, найденных по всей Римской империи , но ни одного из них нет ни на одном из многочисленных изображений митраистской львиноголовой фигуры . [12] Текст посвящений предполагает, что в митраистском контексте Ариманиус не воспринимался как злое существо, каким бы грозным оно ни было. Гордон замечает:

«Реальное дело, конечно, в том, что мы не знаем ничего сколько-нибудь важного о западном Арейманиусе ». [2] :  227 

Оккультист DJ Купер предполагает, что фигура с головой льва » митраизма не изображает бога, а скорее символически представляет духовное состояние, достигаемое в градусе Льва – уровне « адепта . [13] Если так, то это будет еще одной причиной отсоединить имя Аримания от фигуры с головой льва.

Римская Британия

[ редактировать ]

На изуродованной статуе, найденной в Йорке, имеется фрагментарная посвятительная надпись, которая, как считается, содержит имя Аримания . Фигура кажется обвитой змеей. Одно время предполагалось, что оно изображало львиноголового бога митраизма . [7] :  232  или какая-то форма Aion . Но поскольку Ариманиус также мог быть романо- кельтским личным именем, неясно, относится ли надпись к богу, представленному статуей, или к человеку, совершившему вотивное посвящение. Рядом со статуей не было обнаружено никаких других митраистских предметов, как и ее головы; любые львиные черты являются спекулятивными. [1] :  2034–2035 

  1. ^ О различиях в использовании этих двух имен см. Плутон в мистериях и культе и Плутон в греческой литературе и философии .
  2. В греческой религии Аид был повелителем мёртвых или теней, но не злым богом как таковым , за исключением того, что смерть можно было считать чем-то плохим – κακόν , kakon .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Бек, Роджер (1984). «Митраизм со времен Франца Кюмона». и падение римского Взлет мира II.17.4.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Гордон, Роберт Л. (1975). «Кюмон и учение митраизма». Митраистские исследования . Издательство Манчестерского университета.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Плутарх (1936). Исида и Осирис . Перевод Тайера, Билла. Классическая библиотека Леба. стр. 46–47; доступно онлайн: Плутарх (1936). Исида и Осирис . Перевод Тайера, Билла. Чикагский университет. стр. 46–47 – через LacusCurtius .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д де Йонг, А. (1997). Традиции волхвов: зороастризм в греческой и латинской литературе . Брилл.
  5. Арейманий также упоминается в других текстах как злой даймон , «худший дух» или даже приравнивается к Сатане как «противнику» : Диоген Лаэртий 1.8; Дамасций , Dubitationes et Solutiones 125; Агафий , «Истории» 2.25; Феодор Мопсуестийский апуд Фотий , Bibliotheca 72.81, цитируется де Йонгом (1997). [4] :  313–314 
  6. ^ Рейнах, С. (1909). Орфей: Всеобщая история религий . Перевод Симмондса, Ф. Лондон, Великобритания: Heinemann.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Цуркан, Роберт (2001) [1992]. Культы Римской империи . Блэквелл. первоначально опубликовано в 1989 году на французском языке.
  8. ^ PlutarchПлутарх «Исида и Осирис» . Мораль Чикагский университет – через Penelope.UCicago.edu.
  9. ^ Бойс М. и Гренет Ф. (1991). История зороастризма: зороастризм под властью Македонии и Рима . Брилл. стр. 458–459.
  10. ^ Бивар, ADH (1971). «Митра и Месопотамия» . Митраистские исследования . Издательство Манчестерского университета. п. 278 – через Google Книги.
  11. ^ Например, CIL III.3415, III.3480, VI.47 (без упоминания Митры); [10]
  12. ^ Гордон [2] :  226–227  перечисляет посвящения как CIMRM 322 ( Остия ); 369 (Рим); 833 ( Йорк ); 1773, 1775 ( Карнунтум ).
  13. ^ Купер, Д. Джейсон (1996). Митра: Тайны и посвящение заново открыты . Йорк-Бич, штат Мэн: Сэмюэл Вайзер. стр. 48–49. Статуя представляет собой интернализованный градус Льва .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 750ae2bd9af7b1925f14bde446b98568__1713079200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/75/68/750ae2bd9af7b1925f14bde446b98568.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Arimanius - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)