Желание
Либитина , также Либентина или Лубентина — древнеримская богиня похорон и погребений . Ее имя использовалось как метонимия смерти. [ 1 ] и гробовщики были известны как либитинарии . [ 2 ] Либитина ассоциировалась с Венерой , а у некоторых авторов это имя фигурирует как эпитет Венеры. [ 3 ]
Роща ( lucus ) Либитины располагалась на Эсквилинском холме , [ 4 ] как и несколько религиозных объектов, указывающих на то, что этот район вызывает «нездоровые и зловещие» ассоциации. [ 5 ] Общественное кладбище находилось за Эсквилинскими воротами , в кампусе Эсквилинус . [ 6 ] Храм Венеры в роще Либитина отпраздновал годовщину своего основания 19 августа, в день Vinalia Rustica . [ 7 ] Когда человек умирал, казна храма собирала монету в качестве «налога на смерть», предположительно установленного Сервием Туллием . [ 8 ] Во время чумы в 65 году нашей эры в храме было зарегистрировано 30 000 смертей. [ 9 ] Ливи отмечает два случая, когда число погибших превысило возможности Либитины. [ 10 ] коллегия ( collegium ) похоронных распорядителей (dissignatores) . В роще Либитина базировалась [ 11 ]
Либитину иногда считают этрусской по происхождению. [ 12 ] Название, возможно, происходит от этрусского lupu- «умереть». [ 13 ] Варрон , однако, предлагает латинскую этимологию от lubere, «быть приятным», связанную с либидо , которая пытается объяснить связь богини с Венерой. [ 14 ] Венера Лубентина или Либитина может быть результатом идентификации с этрусским Альпану (также как Альпан или Альпну), который обладал характеристиками как богини любви, так и божества подземного мира. Этрусская формула alpan turce эквивалентна libens dedit, что на латыни означает «отдавать добровольно или добровольно». [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гораций , Проповеди 2.16.19 и Оды 3.30.7; Верити Платт, Лицом к богам: прозрение и изображение в греко-римском искусстве, литература (Cambridge University Press, 2011), с. 355.
- ^ Новая энциклопедия мифологии Ларусса (Хэмлин, 1968), стр. 209.
- ^ Варрон, сохранено Нонием, стр. 64 (Мюллер); Цицерон, De natura deorum 2.23; Дионисий Галикарнасский 4.15; Плутарх , Римские вопросы 23.
- ^ Лоуренс Ричардсон, Новый топографический словарь Древнего Рима (издательство Университета Джонса Хопкинса, 1992), стр. 409.
- ^ Эти места включали культ Деа Фебрис , богини лихорадки; храм богини Мефитис , связанный с токсичными газами, выбрасываемыми из земли; и алтарь Мала Фортуны («Невезение»); Пол Ф. Берк, «Малярия в греко-римском мире», Aufstieg und Niedergang der römische Welt II.37.2 (1995), стр. 2268.
- ^ Дональд Г. Кайл, Зрелища смерти в Древнем Риме (Routledge, 1998, 2001), стр. 164.
- ^ Фестус с. 322 в издании Линдси; Ричардсон, Топографический словарь, с. 409.
- ^ Дионисий Галикарнасский 4.15.5; Плутарх, Римские вопросы 23; Ричардсон, Топографический словарь, с. 409; Кайл, Очки смерти, с. 166.
- ^ Светоний , Жизнь Нерона 39.1 ; Кайл, Очки смерти, с. 178.
- ^ Ливий 40.19.4 и 41.21.6.
- ^ Гораций, Послания 1.7.6 и далее; Сенека , О преимуществах 6.38.4; Йорг Рюпке , Религия римлян (Polity Press, 2007), с. 235.
- ^ Хендрик Вагенворт , «Происхождение богини Венеры», в Pietas: Selected Studies in Roman Religion (Brill, 1980), p. 178; Дэниел П. Хармон, «Религия у латинских элегистов», Взлет и падение римского мира II.16.3 (1986), с. 1924.
- ^ Хармон, «Религия у латинских элегистов», с. 1924, цитирует Пола Кречмера, «Протоиндоевропейский слой», Glotta 14 (1925), стр. 307.
- ^ Варрон, Латинская лингва 6.47.
- ^ Хармон, «Религия у латинских элегистов», с. 1924, со ссылкой на Роберта Шиллинга, «Римская религия Венеры от истоков до времен Августа», Bibliothèque des Écoles d'Athenes et de Rome 178 (Париж, 1954).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Британская энциклопедия (11-е изд.). 1911 год .