Провиденс
В древнеримской религии Провидентия — божественное олицетворение способности предвидеть и обеспечивать все необходимое. Она была среди воплощений добродетелей , входивших в императорский культ Древнего Рима . [1] Таким образом, Провиденсия фигурирует в искусстве , культе и литературе мало или совсем нет . , но мифологии как таковой [ нужна ссылка ] .
Провиденция была важной моральной и философской абстракцией в римском дискурсе. Цицерон говорит, что это один из трех основных компонентов благоразумия , «знания о вещах, которые хороши, плохи или ни того, ни другого». [2] наряду с memoria — «память» и intellegentia — «понимание». [3] Латинское слово является источником христианской концепции божественного провидения .
Имперский культ
[ редактировать ]После смерти Августа император Тиберий установил алтарь Провиденции Августе в знак признания «божества, проявленного в постановлениях его отца для Римского государства ». Культовый титул Августа присваивался также таким богиням, как Пакс , Юстиция и Конкордия в имперскую эпоху . Традиционные эпитеты призывали божество в определенной функциональной сфере, заявляя об его силе. Таким образом, титул Августа закреплял силу божества в сфере императора Августа. [4]
В 28 году нашей эры, после того как Тиберий арестовал и казнил Сеяна за заговор, Культ добродетелей сыграл роль в пропаганде, которая представляла восстановление имперского порядка как возвращение к конституционному правлению. Жертвы приносились Провидентии вместе с Салусом («Безопасность»), Либертас («Свобода») и Гением . Провиденция в это время также получила постоянного штатного священника ( sacerdos ), посвященного ей. [5] После заговора Пизона против Нерона религиозные обряды в 59 году нашей эры, направленные на восстановление государства, включали жертвоприношения братьев Арвал различным божествам, в том числе Провиденции. [6]
Провидение появлялось на римских монетах, выпущенных при Веспасиане , Траяне , Адриане , Антонине Пии , Септимии Севере , Коммоде , Пертинаксе и Диоклетиане . [7] На монете, выпущенной Титом, было изображено его обожествленного отца Веспасиана, вручающего земной шар своему сыну как своему преемнику, с легендой Providentia Augusta . На монетах, выпущенных Нервой, изображался Гений Сената , вручающий земной шар новому императору, с надписью Providentia Senatus , «Провидение Сената». [8]
Провидение в нумизматике
[ редактировать ]Провиденция была основным мотивом для многих коллекционных монет и медалей, последней из которых является знаменитая золотая монета «Скульптура» номиналом 100 евро, выпущенная 13 ноября 2002 года. На реверсе изображен фонтан «Провидентия» («Provendentia Brunnen») в центре Вены, работа один из величайших скульпторов эпохи барокко Георг Рафаэль Доннер . В центре монеты изображена аллегорическая фигура Провидения с медальоном римского бога Януса , имевшего два лица. Вокруг фонтана расположены другие символические фигуры, изображающие притоки Дуная . Провиденция восседает на троне высоко над фигурой старика, олицетворяющего реку Энс .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дж. Руфус Фирс , «Культ добродетелей и римско-имперская идеология», Взлет и падение римского мира II.17.2 (1981), стр. 886.
- ^ Благоразумие - это знание хороших и плохих вещей, а не ни того, ни другого.
- ^ Цицерон , De Inventione 2.160; Элизабет Генри, Энергия пророчества: исследование Энеиды Вергилия (Издательство Южного Иллинойского университета, 1989), стр. 68.
- ^ Страхи, «Культ добродетелей», стр. 886–887, 891.
- ^ Страхи, «Культ добродетелей», с. 892.
- ↑ Страхи, «Культ добродетелей», стр. 895, 897.
- ^ Страхи, «Теология победы в Риме: подходы и проблемы», ANRW II.17.2 (1981), стр. 813, «Культ добродетелей», стр. 900, 903, 904, 905, 907.
- ^ Страхи, «Культ добродетелей», с. 902.