Jump to content

Сури

(Перенаправлено из Сорануса (мифология) )

Сури
Член Новенсилс
Другие имена
Этрусский алфавит 𐌉𐌛𐌖𐌑
Главный культовый центр
Мир
Оружие
Животные
Символы
Приверженцы Хирпи Сорани
Пол мужской
Область Италия
Этническая группа
Фестивали [ а ]
Генеалогия
Родители
Братья и сестры
Супруга Боевой
Эквиваленты
Греческий эквивалент
Римский эквивалент
Скандинавский эквивалент Сурт
Индуистский эквивалент Сурья

Сури ( этрусский : 𐌉𐌛𐌖𐌑 , букв. «черный»), латинизированный как Соран , был древним этрусским богом инфернального , вулканического и солнечного огня , также почитаемым другими италийскими народами – среди них капенатами , фалисканцами , латинянами и сабинянами – и позже принятым в древнеримская религия .

Имя и атрибуты

[ редактировать ]

Этрусский теоним [ 1 ] Сури ( этрусский : 𐌉𐌛𐌖𐌑 , от 𐌛𐌖𐌑 , śur , 'черный') [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] означает одновременно «черный» и «из черного [места]», то есть из подземного мира . [ 2 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]

Сури был по существу хтоническим солнечным божеством : [ б ] вулканического огня бог света и тьмы , повелитель солнца и подземного мира , обладающий властью над здоровьем и чумой . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Кроме того, как бог вулканических молний , ​​он считался одним из новенсилов , девяти этрусских богов-громовержцев . [ 3 ] [ 5 ] [ 8 ] [ 9 ]

Он также был богом -оракулом . Его священными животными были волки и козы . [ а ]

Эпитеты и Греко-римские эквиваленты

[ редактировать ]

Из-за своих многочисленных качеств этрусский бог огня Сури имел множество эпитетов . [ 3 ] [ 5 ] среди них инфернальные теонимы – постоянно связанные с царской властью над манами (богами подземного мира), инфернальными и вулканическими атрибутами, огнем, молнией, волками и козлами – например, Мант ( 𐌈𐌍𐌀𐌌 , Manθ , латинизированный как Mantus ), [ 10 ] [ 3 ] [ 5 ] [ с ] Ветис ( 𐌔𐌉𐌕𐌄𐌅 , также пишется 𐌔𐌉𐌅𐌉𐌄𐌅 , Veivis , по-разному латинизируется как Vēdius , Vēdiovis , Vēiovis или Vēive ), [ 16 ] [ 5 ] 𐌖𐌋𐌀𐌂 ) , [ 17 ] [ 18 ] [ 5 ] горит. « тьма » , или « тьма », или « преисподняя » , [ 19 ] [ 20 ] [ б ] и – согласно греческой интерпретации – эквивалент [ 21 ] [ 22 ] иностранизм Айта ( 𐌀𐌕𐌉𐌀 , также пишется 𐌀𐌕𐌉𐌄 , Эйта ), [ 23 ] [ 24 ] [ 3 ] [ 5 ] от эпического греческого : Ἄϊδης , латинизированного: Áïdēs , букв. « Аид » или « преисподняя » , [ 25 ] синкретизирован с Романом Дис Патер ; [ 26 ] [ 23 ] [ 5 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 27 ] [ 7 ] а также солнечные теонимы , постоянно связанные с солнечными и вулканическими атрибутами, огнем, молнией, волками и козлами, например Рат ( 𐌈𐌀𐌛 , Raθ ), [ 3 ] [ 5 ] [ 28 ] [ д ] любопытный [ 31 ] ( 𐌋𐌉𐌔𐌖 , также пишется 𐌋𐌉𐌑𐌖 , Уил ), [ и ] горит. « свет » или « солнце » , [ 33 ] [ ж ] и эквивалентный иностранизм Апулу ( 𐌖𐌋𐌖𐌐𐌀 , также пишется 𐌖𐌋𐌐𐌀 , Aplu ), [ 3 ] [ 5 ] из греко-римского Аполлона , [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ г ] отождествляется с Сури ( лат . Soranus ) [ 3 ] [ 4 ] [ 39 ] [ 27 ] [ 25 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 40 ] и позже синкретизирован римлянами как Аполлон Соранус. [ 17 ] [ 18 ] [ 7 ] или Аполлон Сорактис . [ 41 ] [ 23 ] Эти теонимы также встречались в надписях Пирги . [ 42 ] [ 3 ]

Поклонение

[ редактировать ]

Культовые центры

[ редактировать ]

Центром его культа была гора Соракте. [ 41 ] [ 23 ] [ 18 ] [ 43 ] [ 3 ] [ 6 ] [ 7 ] ( итал . Monte Soratte ), священная гора, расположенная к северу от Рима , изолированная посреди сельской местности, на территории, характеризующейся глубокими карстовыми полостями и вторичными вулканическими явлениями ; эти явления связывались в древности с божествами подземного мира , [ 25 ] которым эта область, следовательно, была священна, например, римский Дис Патер , синкретизированный с Сури ( латынь : Соранус ). [ 23 ]

Другими центрами, посвященными этому божеству, были древние города-побратимы Сурина (Сориано) и Сурина (Витербо) [ ит ] , в современной провинции Витербо , Лацио ( итал . Lazio ), а также город Сорано , в современная провинция Гроссето , Тоскана ( итал . Toscana ). [ 3 ] [ 6 ] [ 7 ] Кроме того, по словам Мауро Кристофани , богу солнца поклонялись также в Кортоне , Популонии и Мальяно . [ 37 ] [ 38 ] а также в Тускании и Тарквинии , [ 44 ] [ 5 ] храмы и вотивы где были найдены [ 4 ] [ 45 ] и есть также следы жреческой коллегии.

Более того, его теоним Мант ( лат . Mantus ) считается одноименным с Мантуей ( итал . Mantova ), местом рождения Вергилия . [ 26 ] [ 10 ] [ 5 ] который также упомянул этрусского бога в « Энеиде» . [ 41 ] [ 23 ] Этот теоним, употреблявшийся преимущественно в долине реки По ( Этрурия Падана , Северная Италия ), по описанию Сервия , [ 26 ] был также найден в посвящении архаического периода в святилище в Понтеканьяно ( Этрурия Кампана , Южная Италия ). [ 5 ]

Прихожане

[ редактировать ]

Жрецов Сорана звали Хирпи Сорани , букв. « Волки Сорана » (от сабинского : hirpus , букв. «волк»). [ 18 ] [ 43 ] [ 6 ] [ 27 ] [ 7 ] Их считали искусными орнитомантами. [ 25 ] и огнеходы ; во время церемоний ходили по раскаленным углям, держа в руках внутренности принесенных в жертву козлов. [ 23 ] [ 39 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 7 ] Кроме того, во время ежегодных празднеств в честь Аполлона Сорана и Феронии , [ ч ] они ходили босиком среди горящих бревен и не сгорели, за что были навсегда освобождены римским сенатом от воинской службы и других литургий. [ 25 ] Луперкалии . в римской религии, вероятно, произошли от этих жрецов [ 18 ]

О них у Сервия сохранилось следующее предание: однажды во время жертвоприношения Дису Патеру к алтарю подбежали несколько волков и украли жертвенные части. Пастухи бросились в погоню и побежали к пещере – в гору Соракте – из которой исходил такой удушливый дым, что преследователи падали замертво. Мор, вскоре распространившийся по всей стране, был связан со смертью пастухов, при этом оракул, к которому они обратились за советом, как избавиться от чумы, ответил, что чума прекратится, как только жители, как волки, , стал вести разбойничью жизнь. Эти люди взяли имя Хирпи Сорани (от сабинского : hirpus , букв. «волк») и посвятили себя культу Сорануса, позже отождествленного с Дис Патером из-за их общих вулканических и подземных атрибутов. [ 23 ] [ 25 ] [ 7 ]

Партнеры

[ редактировать ]
Аита ( этрусский : 𐌀𐌕𐌉𐌀 ) и Ферсипнай ( этрусский : 𐌉𐌀𐌍𐌐𐌉𐌔𐌛𐌄𐌘 ). Гробница Орко II , Тарквиния .
Гробница Голини , Орвието .

Сури исторически ассоциировался с двумя партнёршами: вышеупомянутой Феронией , празднуемой вместе с ним. [ а ] и считалась его невесткой, [ ч ] чье главное святилище ( лат . Lucus Feroniae ) располагалось недалеко от горы Соракте; [ 47 ] [ 40 ] [ 7 ] и Ката ( 𐌀𐌈𐌀𐌂 , Caθa ), считающаяся его супругой, богиней луны и подземного мира . [ 48 ] [ 24 ] [ 49 ] [ 3 ] [ 7 ]

В паре с Сури и всеми его эпитетами его супруга Ката также носила несколько эпитетов, которые соответственно различались, например: его теоним Мант ( лат . Mantus ) был в паре с Манией ( 𐌀𐌉𐌍𐌀𐌌 ), [ с ] тогда как его теоним Аита был в паре с Персипней ( 𐌉𐌄𐌍𐌐𐌉𐌔𐌛𐌄𐌐 , также пишется 𐌉𐌀𐌍𐌐𐌉𐌔𐌛𐌄𐌘 , Phersipnai ), что эквивалентно греко-римскому теониму Персефона ( лат . Pros) : эрпина ). [ 24 ] [ 50 ] [ 3 ] [ 6 ]

Печень Пьяченцы

[ редактировать ]

Под солнечным теонимом Усил ( букв. « свет » или « солнце » ) Сури назван рядом с Катой на правой доле (выпуклой стороне) бронзовой Печени Пьяченцы , которая разделена на две доли. [ 51 ] [ 31 ] Первоначально некоторые исследователи предполагали, что первая доля, где перечислены боги света и неба, могла представлять его, а вторая - гипотетического партнера по имени Тюр. [ 52 ] [ 53 ] Фактически, его имя появляется рядом со словом тиур ( букв. « луна » или « месяц » ), [ 54 ] Предполагалось, что это имя лунной богини, предположительно его супруги, но поскольку tiur на самом деле означало «луна» и «месяц» ( лунный месяц , эквивалент греческого mēnē ), эта надпись, скорее всего, предназначалась как дататация, как в Таблички Пирги , [ 55 ] в то время как его супругу, также известную под множеством эпитетов, на самом деле звали Ката . [ 36 ]

Упоминания и иконография

[ редактировать ]
Рисунок из этого этрусского бронзового зеркала, показывающий Семлу, обнимающую молодых Фуфлунов с Аплу. [ г ] смотрит и молодой сатир, играющий на авлосе .
Бог на монете из Популонии .

Даже за пределами своих культовых центров Сури упоминается во многих археологических памятниках и артефактах , например, в двуязычных финикийско - этрусских табличках Пирги , [ 3 ] [ 2 ] [ 5 ] [ 56 ] Свинцовая мемориальная доска Мальяно , [ 17 ] и Табула Капуана . [ 57 ] [ 58 ] Его упоминания и изображения также отражают его многочисленные атрибуты и эпитеты , например, его солнечные теонимы в Пирги , [ 48 ] [ 2 ] осторожен Будь [ 59 ] и вышеупомянутая Печень Пьяченцы .

Упоминается как сын верховного бога неба Тинии. [ б ] и богиня земли Семла , [ я ] брат Фуфлунса [ ч ] и брат-близнец Аритими , [ 60 ] он прежде всего известен своей властью над солнцем, [ 25 ] молния, [ 9 ] исцеление и чума, и гадание, [ 37 ] [ 38 ] а также за его вулканические и адские характеристики. [ 16 ] [ 8 ] [ 4 ]

Хтоническое божество солнца

[ редактировать ]
Аполлон Вейский , ок. 510–500 гг. до н.э. Национальный этрусский музей .

Часто в связи с вышеупомянутым иностранством Апулу. [ г ] (которого нет на Печени Пьяченцы ), эквивалентный его родным теонимам Рат , [ 28 ] [ 59 ] [ д ] любопытный [ 31 ] [ ж ] и Ветис [ 16 ] [ 5 ] его часто изображают в искусстве с короной и лавровыми ветвями. Его самое известное изображение, известное как Аполлон Вейский , представляет собой расписную терракотовую статую из Вейи , Лацио , приписываемую Вулке .

Колесница, изображающая бога Солнца. [ ж ] Вульчи , гр. 500–475 гг. до н.э. Государственный Эрмитаж .

Его теоним Усил [ ж ] (также упоминается на Печени Пьяченцы ) является символом власти и силы. [ 61 ] [ 62 ] Его знаковое изображение изображает бога Солнца, поднимающегося из моря с огненным шаром в вытянутой руке, на гравированном этрусском бронзовом зеркале в позднеархаическом стиле, ранее находившемся на римском рынке древностей. [ 63 ] На этрусских зеркалах в классическом стиле он предстает с нимбом . Синкретизированный с греческим Гелиосом и римским Солом , а затем с Аполлоном ( Апулу ), бог Солнца также появляется на этрусском зеркале Ватикана, датируемом 4 веком до нашей эры, на котором Усил изображен держащим лук Апулу . [ 31 ]

Кроме того, в произведениях искусства Усил показан в тесной связи с Тесаном , богиней рассвета , чего почти никогда не наблюдалось у Гелиоса и Эос . [ 60 ] Однако, хотя на большинстве произведений искусства Усил изображен мужчиной, встречаются и женские изображения. [ 64 ] [ 65 ]

Хтоническое волчье божество

[ редактировать ]

Бог, также называемый Калу ( букв. « тьма » , « тьма » или « подземный мир » ), [ б ] также идентифицируется по своим волчьим атрибутам, таким как волчья внешность или человек в шапке из волчьей шкуры; [ 66 ] и хотя эквивалент греческого Аита ( букв. « Аид » или « подземный мир » ) изображается очень редко, он может появляться на троне и иногда носить волчью шапку, заимствуя ключевой атрибут у более раннего Калу . [ 21 ]

Действительно, теоним Аита является относительно поздним дополнением к этрусскому пантеону , появляясь в иконографии и в этрусских текстах, начиная с 4-го века до нашей эры, и находится под сильным влиянием своего греческого аналога Аида . [ 67 ] [ 68 ] Изображен лишь в нескольких случаях в этрусской гробнице, например, в гробнице Голини из Орвието и гробнице Оркуса II из Тарквинии . [ 44 ] [ 5 ] он показан со своей супругой Персипней или Ферсипной , этрусским эквивалентом греческой Персефоны . [ 50 ] Другие примеры Аиты в этрусском искусстве изображают похищение им Персипнеи . Помимо росписи гробниц, его можно идентифицировать в нескольких примерах в других средствах массовой информации , в том числе на расписной вазе 4-го века из Вульчи , двух алебастровых урнах для пепла 2-го века из Вольтерры и краснофигурном ойночоэ 4-3 веков . [ 22 ]

Хтоническое божество молний

[ редактировать ]

В дополнение к присущим им атрибутам света и тьмы – Сури и другие его теонимы, например, адская Аита или солнечные теонимы Рат , Усил и Апулу ( лат . Аполлон Соранус ), постоянно ассоциировались с царской властью, огнем и молниями, здоровьем и чумой. волки и козы; атрибуты, также общие с его теонимами Мант ( лат . Mantus ). [ с ] и Vetis (также пишется Veivis ; по-разному латинизировано как Vēdius , Vēdiovis , Vēiovis или Vēive ), а также их римское ответвление Summanus . [ с ]

O: в диадеме Бюст Вейовиса, метающего молнию, . Р: Минерва с копьем и квадригой на щите .
Серебряный денарий отчеканен в Риме , 84 г. до н.э.

Римляне верили, что Вейовис был одним из первых родившихся богов. Изображался как молодой человек, держащий в руке связку стрел, пилумов или молний и сопровождаемый козлом - его постоянно ассоциировали с извержениями вулканов. [ 8 ] и исцеление, иногда его идентифицируют как молодую версию Юпитера , Аполлона , [ 16 ] [ 69 ] или Асклепий . [ 70 ]

Авл Геллий в « Ночах Аттики» предположил, что Вейовис был зловещим двойником Юпитера (сравните Суммануса ), [ б ] наблюдая, что частица ve-, стоящая перед именем бога, также встречается в латинских словах, таких как vesanus , «безумный», и, таким образом, интерпретируя имя Vejovis как анти- Юпитер . [ 71 ] [ 72 ]

В Вейовисе было три праздника в римском календаре: 1 января, 7 марта и 21 мая. [ 73 ] Больше всего ему поклонялись в Риме и Бовиллах , в Лациуме . На Капитолийском холме и на острове Тибр были воздвигнуты храмы в его честь. [ 74 ] Среди них был храм между двумя вершинами Капитолийского холма в Риме , где его статуя несла связку стрел и стояла рядом со статуей козочки. Весной ему приносили в жертву несколько коз, чтобы предотвратить эпидемию. Геллий сообщает нам, что Вейовис получил в , принесенную жертву козу в жертву ritu humano ; [ 71 ] эта неясная фраза могла означать либо «по образцу человеческого жертвоприношения », либо «по образцу погребения». [ 75 ] Эти подношения касались не столько принесенного в жертву животного, сколько принесенной в жертву души.

Сумманус

[ редактировать ]

Summanus - латынь : Summānus , предположительно от Summus Manium , «величайший из грив », [ с ] или суб- , «под» + manus , «рука» — был богом ночного грома в древнеримской религии , в противовес Юпитеру , богу дневного (дневного) грома. [ 76 ] [ Дж ] [ б ]

Его точная природа была неясна даже Овидию . [ 79 ] [ 80 ] Плиний думал, что он этрусского происхождения и один из девяти богов грома . [ 81 ] Варрон , однако, перечисляет Суммануса среди богов, которых он считает сабинского происхождения , которым царь Тит Татий посвятил жертвенники ( arae ) в результате вотума . [ 82 ] Паулюс Диакон считает его богом молнии. [ 76 ]

Храм Суммануса был освящен во время Пирровой войны ок. 278 г. до н. э., 20 июня. [ 83 ] [ 80 ] [ 84 ] [ 85 ] [ 86 ] Он стоял к западу от Большого цирка , возможно, на склоне Авентина . Судя по всему, храм был освящен потому, что в статую бога, стоявшую на крыше храма Юпитера Капитолийского, ударила молния. [ 87 ] [ 88 ] [ 84 ] [ 89 ] Цицерон рассказывает, что в глиняную статую бога, стоявшую на крыше храма Юпитера Оптимуса Максимуса, ударила молния: ее головы нигде не было видно. Гаруспики . объявили, что оно было брошено в реку Тибр , где оно действительно было найдено на том самом месте, которое они указали [ 88 ] В храм Суммануса ударила молния в 197 г. до н.э. [ 90 ]

Каждый год 20 июня, накануне летнего солнцестояния , круглые лепешки, называемые сумманалия , сделанные из муки, молока и меда и имеющие форму колес, [ 91 ] были предложены ему в знак умилостивления: колесо могло быть солярным символом. Сумманус также получил в жертву двух черных быков или сырцов. Темных животных обычно приносили в жертву хтоническим божествам. [ 92 ] [ 93 ] Святой Августин пишет, что в прежние времена Сумман был более возвышен, чем Юпитер, но с постройкой храма, который был более величественным, чем храм Суммана, Юпитер стал более почитаемым. [ 94 ]

Гора Суммано , расположенная в Альпах недалеко от Виченцы , Венето , традиционно считается местом культов Плутона , Суммануса и Манеса . [ с ] На вершину горы часто ударяет молния. На самой горе есть глубокий грот, в котором, по местной легенде, заблудилась и исчезла юная пастушка. Эта история может быть адаптацией греческого, этрусского, а затем римского мифа о Прозерпине , похищенной Плутоном. [ 95 ]

Дальнейшие связи

[ редактировать ]

Скандинавская мифология

[ редактировать ]
Суртр с пылающим мечом (1882 г.) работы Ф. В. Гейне по мотивам гипсового фриза Ф. В. Энгельхарда (1859 г.).

Этрусский теоним Сури , букв. « черный » каким-то образом родственен древнескандинавскому . Surtr , букв ' черный ' . [ 96 ] [ 97 ] В скандинавской мифологии Сурт огненных великанов Муспеля . царь [ к ] [ л ] [ м ] место рождения Солнца и других звезд [ 102 ] – «могучий великан, управлявший вулканическими силами подземного мира» [ 103 ] и покроет Землю огнем во время Рагнарёка , заставив весь мир сгореть. [ 98 ] [ 104 ] Рудольф Симек отмечает, что йотнары – морозные и огненные гиганты – в древнескандинавских источниках обычно описываются как живущие на востоке, однако Сурт описывается как житель юга. [ 103 ] Действительно, Сурт дважды упоминается в поэме «Вёлуспа» , где вёльва разглашает информацию богу Одину . Вёльва говорит, что во время Рагнарёка Сурт придёт с юга с пламенем , неся меч, ярче солнца: [ м ]

Эти и другие очевидные совпадения [ 106 ] вдохновил гипотезу о том, что мифический юг Сурта можно найти в этрусской Италии Сури, [ 96 ] но, несмотря на то, что археологические находки подтверждают древние обмены между тирренцами и протогерманскими народами, [ н ] систематические исследования сравниваемой мифологии и лингвистики, а также дополнительные археологические исследования все еще могут потребоваться для подтверждения более глубоких связей. [ 96 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]

Пояснительные сноски

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с См. § Прихожане .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Черное солнце, то есть солнечный бог подземного мира, [ 6 ] скорее, это небесный бог, который также определялся этрусками как Тиния Калусна (Юпитер подземного мира, эквивалент греческого Зевса Хтониоса ). [ 7 ]
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Мант ( 𐌈𐌍𐌀𐌌 ) и Мания ( 𐌀𐌉𐌍𐌀𐌌 ): эпитеты этой божественной пары указывают на то, что они были связаны с Манами , хтоническими божествами или духами мертвых в древнеримских верованиях и назывались человеком(им этрусками ) . [ 11 ] [ 12 ] Их имена также связаны с Мана Генита и Маниус . [ 13 ] а также греческая Мания (или Мания ), богиня безумия и безумия. И греческое, и латинское слово «мания» происходят от PIE (праиндоевропейского) * men- , «думать». Родственные слова включают древнегреческое μένος , ménos , «ум, мысль», и авестийское 𐬎𐬫𐬥𐬌𐬀𐬨 , mainyu , «дух». Сфр. Латынь : Summanus (предположительно сокращение от Summus Manium , букв. « самый высокий из грив » ), [ 14 ] [ 15 ] Римский ночной бог грома неясного этрусского происхождения. [ 9 ] [ 7 ]
  4. ^ Jump up to: а б Рат ( 𐌈𐌀𐌛 , Raθ ), букв. « колесница » или « солнечная колесница » , родственное хинди . : रथ , латинизированное : rath , букв «колесница» (ср. хинди : дхарма -ратх , букв. «божественная колесница»), [ 29 ] изучил заимствования из санскрита : रथ , латинизировано : rátha и авестийского : 𐬭𐬀𐬚𐬀 , латинизировано: raθa , букв. «колесница, машина», от праиндоиранского *hrátʰas, от праиндоевропейского *hreth₂- («катиться»). Сфр. Египетский Ра . [ 30 ]
  5. ^ Jump up to: а б Ссылка: Файл:Usil, Nethuns, Thesan.jpg : Бронзовое зеркало из Тускании. Слева направо: Нетунс, Усил, Тесан. В нижнем экзерге изображен крылатый страдающий демон, держащий в каждой руке по дельфину. Музеи Ватикана, Этрусский музей Грегориано. [ 32 ]
  6. ^ Jump up to: а б с д Нуси ( 𐌋𐌉𐌔𐌖 , также пишется 𐌋𐌉𐌑𐌖 , Усил ), [ и ] от протоиндоевропейского корня *seh₂ul₂ ( букв. « солнце » ), следовательно, родственного латыни : Sol , древнескандинавскому : Sól и балтийским языкам : Saulė .
  7. ^ Jump up to: а б с Название Апулу или Аплу пришло не напрямую из Греции , а через латинский центр, вероятно, Палестрину . [ 37 ] [ 38 ]
  8. ^ Jump up to: а б с Ферония , богиня плодородия, дикой природы и свободы (также почитаемая фалисканцами и сабинянами ), считалась супругой своего брата Фуфлуна ( 𐌔𐌍𐌖𐌋𐌚𐌖𐌚 , также пишется 𐌔𐌍𐌖𐌋𐌘𐌖𐌐 , Пуфлунс ), бога роста, жизненной силы и вино; сын Тинии и Семлы , Фуфлунс позже был синкретизирован с греко-римским богом Дионисом ( Вакхом ), сыном Зевса и Семелы . [ я ]
  9. ^ Jump up to: а б См. Семла и Семела § Этимология .
  10. ^ Жорж Дюмезиль [ 77 ] [ 78 ] утверждал, что Сумманус будет представлять сверхъестественный, жестокий и внушающий трепет элемент богов первой функции , связанный с небесным владычеством. Двойной аспект небесной суверенной власти будет отражен в дихотомии Варуна - Митра в ведической религии и в Риме в дихотомии Сумманус -Дий Фидий . Первые боги этих пар воплощали жестокий, ночной и таинственный аспект владычества, тогда как вторые отражали его обнадеживающий, дневной и законнический аспект. По совпадению, вышеупомянутая Ферония (см. § Партнеры ), почитаемая и прославляемая вместе с Аполлоном Сораном , вероятно, унаследовала свое имя от Варуны или Рудры .
  11. ^ Частично опираясь на различные эддические поэмы, «Гильфагиннинг» раздел Прозаической Эдды содержит описание развития и создания космоса: Задолго до возникновения Земли существовало яркое и пылающее место под названием Муспелль — место, такое жаркое. что иностранцы не могут войти в него – и в туманную страну Нифльхейм . В Нифльхейме был источник Хвергельмир , из которого вытекали многочисленные реки. Вместе эти реки, известные как Эливагар, текли все дальше и дальше от своего истока. В конце концов ядовитое вещество в потоке затвердело и превратилось в лед. Когда поток стал полностью твердым, ядовитый пар поднялся изо льда и превратился в иней на вершине твердой реки. Эти толстые слои льда росли, со временем распространяясь по пустоте Гиннунгагап . [ 98 ] [ 99 ]
  12. Этимология слова «Муспельхейм» неясна, но может происходить от Mund-spilli , «разрушители мира», «крушение мира». [ 100 ] [ 101 ]
  13. ^ Jump up to: а б В «Прозаическая Эдда» разделе Gylfaginning предсказывает, что сыновья Муспелля сломают мост Биврёста в рамках событий Рагнарёка : [ 98 ]

    Посреди этого столкновения и грохота небеса разрываются надвое,
    и сыновья Муспелля проезжают через отверстие.
    Сурт едет первым, а перед ним и после него пылает пылающий огонь.
    У него очень хороший меч, который сияет ярче солнца.
    Когда они едут по Бифросту, он разбивается на куски, как уже говорилось ранее.
    Сыновья Муспеля направляются к равнине, которая называется Вигрид   ...
    Только у сыновей Муспеля есть сияющие отряды.

  14. ^ Примеры включают шлем Негау , надпись Мельдорфа и наконечник копья Ковеля .
  1. ^ Из Симоны 2012 .
  2. ^ Jump up to: а б с д Колонка 2009 года .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Национальный этрусский музей .
  4. ^ Jump up to: а б с д и Григорианско-этрусский музей .
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Нет 2010 года .
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Сильвио, 2014 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Римская империя 2021 .
  8. ^ Jump up to: а б с Классическая ассоциация 1918 , с. 107.
  9. ^ Jump up to: а б с Бёттигер 1857 , с. 18.
  10. ^ Jump up to: а б Колонна 2006 , с. 141.
  11. ^ Паллоттино 1992a .
  12. ^ Паллоттино 1992b .
  13. ^ Вудард 2006 , стр. 116–117.
  14. ^ Чисхолм 1911 , стр. 77–78.
  15. ^ Капелла , 2.164.
  16. ^ Jump up to: а б с д Кенни и Клаузен, 1983 .
  17. ^ Jump up to: а б с д Ван дер Меер 2013 , стр. 323–341.
  18. ^ Jump up to: а б с д и ж Риссанен 2013 .
  19. ^ Заварони 1996 .
  20. ^ Мак Каллистер и Мак Каллистер 1999 .
  21. ^ Jump up to: а б Эллиотт 1995 , стр. 17–33.
  22. ^ Jump up to: а б Краускопф 1988 , стр. 394–399.
  23. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Сервиус 380б , 11.785.
  24. ^ Jump up to: а б с Из Граммонда 2004 , с. 359.
  25. ^ Jump up to: а б с д и ж г Обнорский 1900 , с. 895.
  26. ^ Jump up to: а б с Сервиус 380а , 10.199.
  27. ^ Jump up to: а б с Любкер 1855 , стр. 1303–1304.
  28. ^ Jump up to: а б Бонфанте и Бонфанте 2002 , с. 204.
  29. ^ Чхаучхария 2015 .
  30. ^ Харт 2005 , с. 133.
  31. ^ Jump up to: а б с д Нонос 2015 .
  32. ^ Граммонд 2006 .
  33. ^ Вавилон 1885 .
  34. ^ Краускопф 2006 , стр. VII, 73–75.
  35. ^ Бонфанте и Бонфанте 2002 , с. 194.
  36. ^ Jump up to: а б Жаннот 2005 , с. 146.
  37. ^ Jump up to: а б с Кристофани 2000 , стр. 161–162.
  38. ^ Jump up to: а б с Кристофани 1985 , стр. 12–13.
  39. ^ Jump up to: а б Плиний Старший, 7.2 .
  40. ^ Jump up to: а б Индекс мифов .
  41. ^ Jump up to: а б с Вирджил , 11.786.
  42. ^ Колонка 2009 , стр. 101–126.
  43. ^ Jump up to: а б Фацио, 2013 г.
  44. ^ Jump up to: а б Де Граммонд 2006 , стр. 229–231.
  45. ^ Хейнс 2000 , стр. 361–363.
  46. ^ Силиус Италикус , 5.175
  47. ^ Jump up to: а б Страбон , 5.
  48. ^ Jump up to: а б Саймон 2006 .
  49. ^ Де Граммонд 2008 , стр. 422, 425.
  50. ^ Jump up to: а б Жаннот 2005 , стр. 66–67, 153–154.
  51. ^ Бонфанте 2006 , с. 11.
  52. ^ Делорд 2011 .
  53. ^ Брикель 1999 .
  54. ^ Бонфанте и Пеленание 2006 .
  55. ^ Адьего Лахара 2016 , с. 155.
  56. ^ Адьего Лахара 2016 .
  57. ^ Ван дер Меер 2015 .
  58. ^ Кристофани 1995 .
  59. ^ Jump up to: а б Колонка 2001 года .
  60. ^ Jump up to: а б Из Граммонда и Саймона, 2006 г.
  61. ^ Институт 1845 года .
  62. ^ Ноэль Де-Верже 1864 .
  63. ^ Бизли 1949 , с. 3, рис. 1.
  64. ^ Хейнс 2000 .
  65. ^ Граммонд 2008 .
  66. ^ Из Grummond & Simon 2006 , с. 57.
  67. ^ Жаннот 2005 , стр. 153–154.
  68. ^ Рикс 1991 .
  69. ^ Новый Рим .
  70. ^ Скарборо, 1969 .
  71. ^ Jump up to: а б Геллий , 5.12.
  72. ^ Латинский лексикон .
  73. ^ Цицерон 1998 , с. 207.
  74. ^ Британская энциклопедия 1974 .
  75. ^ Адкинс и Адкинс 1996 .
  76. ^ Jump up to: а б Павел Диакон , с. 66.
  77. ^ Дюмезиль 1948 .
  78. ^ Дюмезиль 1977 , с. 184.
  79. ^ Овидий , 6.731.
  80. ^ Jump up to: а б Плиний Старший, 29.14 .
  81. ^ Плиний Старший, 2.53 .
  82. ^ Варрон , 5.74.
  83. ^ Овидий , 6.729–731.
  84. ^ Jump up to: а б Ливи, 14 .
  85. ^ Fasti Esquil., Venus., Amit.: ad XII Cal. Юл.; CIL I 2-й стр. 211, 221, 243, 320.
  86. ^ Орлин 2002 , с. 5.
  87. ^ Болл Платнер 1929 , с. 408.
  88. ^ Jump up to: а б Цицерон , 1.10.
  89. ^ Иорданс .
  90. ^ Ливи, 32 .
  91. ^ Фестус стр.557 L
  92. ^ Шайд 2007 , с. 264.
  93. ^ Петтаццони 1967 , с. 107.
  94. ^ Августин , 4.23.
  95. ^ Путтин 1977 .
  96. ^ Jump up to: а б с ВЫ.А.А. 2023 .
  97. ^ Орчард 1997 .
  98. ^ Jump up to: а б с Стурлусон ок. 1220 .
  99. ^ Стурлусон 1995 .
  100. ^ Тилтон 1897 , с. 705.
  101. ^ Вигфуссон и Пауэлл 1883 , с. 471.
  102. ^ Британская энциклопедия 2006 , стр. 803.
  103. ^ Jump up to: а б Симек 1993 , стр. 303–304.
  104. ^ Стурлусон 2005 , стр. 73–75.
  105. ^ Jump up to: а б Дронке 1997 , 21.
  106. ^ Кроуфорд 2021 .

Цитируемые работы

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b16b24ffa12ead05ddf1550076d03b43__1723467540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b1/43/b16b24ffa12ead05ddf1550076d03b43.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Śuri - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)