Сури
Сури | |
---|---|
| |
Член Новенсилс | |
Другие имена | |
Этрусский алфавит | 𐌉𐌛𐌖𐌑 |
Главный культовый центр | |
Мир | |
Оружие | |
Животные | |
Символы | |
Приверженцы | Хирпи Сорани |
Пол | мужской |
Область | Италия |
Этническая группа | |
Фестивали | [ а ] |
Генеалогия | |
Родители | |
Братья и сестры | |
Супруга | Боевой |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | |
Римский эквивалент | |
Скандинавский эквивалент | Сурт |
Индуистский эквивалент | Сурья |
Сури ( этрусский : 𐌉𐌛𐌖𐌑 , букв. «черный»), латинизированный как Соран , был древним этрусским богом инфернального , вулканического и солнечного огня , также почитаемым другими италийскими народами – среди них капенатами , фалисканцами , латинянами и сабинянами – и позже принятым в древнеримская религия .
Имя и атрибуты
[ редактировать ]Этрусский теоним [ 1 ] Сури ( этрусский : 𐌉𐌛𐌖𐌑 , от 𐌛𐌖𐌑 , śur , 'черный') [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] означает одновременно «черный» и «из черного [места]», то есть из подземного мира . [ 2 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Сури был по существу хтоническим солнечным божеством : [ б ] вулканического огня бог света и тьмы , повелитель солнца и подземного мира , обладающий властью над здоровьем и чумой . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Кроме того, как бог вулканических молний , он считался одним из новенсилов , девяти этрусских богов-громовержцев . [ 3 ] [ 5 ] [ 8 ] [ 9 ]
Он также был богом -оракулом . Его священными животными были волки и козы . [ а ]
Эпитеты и Греко-римские эквиваленты
[ редактировать ]Из-за своих многочисленных качеств этрусский бог огня Сури имел множество эпитетов . [ 3 ] [ 5 ] среди них инфернальные теонимы – постоянно связанные с царской властью над манами (богами подземного мира), инфернальными и вулканическими атрибутами, огнем, молнией, волками и козлами – например, Мант ( 𐌈𐌍𐌀𐌌 , Manθ , латинизированный как Mantus ), [ 10 ] [ 3 ] [ 5 ] [ с ] Ветис ( 𐌔𐌉𐌕𐌄𐌅 , также пишется 𐌔𐌉𐌅𐌉𐌄𐌅 , Veivis , по-разному латинизируется как Vēdius , Vēdiovis , Vēiovis или Vēive ), [ 16 ] [ 5 ] 𐌖𐌋𐌀𐌂 ) , [ 17 ] [ 18 ] [ 5 ] горит. « тьма » , или « тьма », или « преисподняя » , [ 19 ] [ 20 ] [ б ] и – согласно греческой интерпретации – эквивалент [ 21 ] [ 22 ] иностранизм Айта ( 𐌀𐌕𐌉𐌀 , также пишется 𐌀𐌕𐌉𐌄 , Эйта ), [ 23 ] [ 24 ] [ 3 ] [ 5 ] от эпического греческого : Ἄϊδης , латинизированного: Áïdēs , букв. « Аид » или « преисподняя » , [ 25 ] синкретизирован с Романом Дис Патер ; [ 26 ] [ 23 ] [ 5 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 27 ] [ 7 ] а также солнечные теонимы , постоянно связанные с солнечными и вулканическими атрибутами, огнем, молнией, волками и козлами, например Рат ( 𐌈𐌀𐌛 , Raθ ), [ 3 ] [ 5 ] [ 28 ] [ д ] любопытный [ 31 ] ( 𐌋𐌉𐌔𐌖 , также пишется 𐌋𐌉𐌑𐌖 , Уил ), [ и ] горит. « свет » или « солнце » , [ 33 ] [ ж ] и эквивалентный иностранизм Апулу ( 𐌖𐌋𐌖𐌐𐌀 , также пишется 𐌖𐌋𐌐𐌀 , Aplu ), [ 3 ] [ 5 ] из греко-римского Аполлона , [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ г ] отождествляется с Сури ( лат . Soranus ) [ 3 ] [ 4 ] [ 39 ] [ 27 ] [ 25 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 40 ] и позже синкретизирован римлянами как Аполлон Соранус. [ 17 ] [ 18 ] [ 7 ] или Аполлон Сорактис . [ 41 ] [ 23 ] Эти теонимы также встречались в надписях Пирги . [ 42 ] [ 3 ]
Поклонение
[ редактировать ]Культовые центры
[ редактировать ]Центром его культа была гора Соракте. [ 41 ] [ 23 ] [ 18 ] [ 43 ] [ 3 ] [ 6 ] [ 7 ] ( итал . Monte Soratte ), священная гора, расположенная к северу от Рима , изолированная посреди сельской местности, на территории, характеризующейся глубокими карстовыми полостями и вторичными вулканическими явлениями ; эти явления связывались в древности с божествами подземного мира , [ 25 ] которым эта область, следовательно, была священна, например, римский Дис Патер , синкретизированный с Сури ( латынь : Соранус ). [ 23 ]
Другими центрами, посвященными этому божеству, были древние города-побратимы Сурина (Сориано) и Сурина (Витербо) , в современной провинции Витербо , Лацио ( итал . Lazio ), а также город Сорано , в современная провинция Гроссето , Тоскана ( итал . Toscana ). [ 3 ] [ 6 ] [ 7 ] Кроме того, по словам Мауро Кристофани , богу солнца поклонялись также в Кортоне , Популонии и Мальяно . [ 37 ] [ 38 ] а также в Тускании и Тарквинии , [ 44 ] [ 5 ] храмы и вотивы где были найдены [ 4 ] [ 45 ] и есть также следы жреческой коллегии.
Более того, его теоним Мант ( лат . Mantus ) считается одноименным с Мантуей ( итал . Mantova ), местом рождения Вергилия . [ 26 ] [ 10 ] [ 5 ] который также упомянул этрусского бога в « Энеиде» . [ 41 ] [ 23 ] Этот теоним, употреблявшийся преимущественно в долине реки По ( Этрурия Падана , Северная Италия ), по описанию Сервия , [ 26 ] был также найден в посвящении архаического периода в святилище в Понтеканьяно ( Этрурия Кампана , Южная Италия ). [ 5 ]
Прихожане
[ редактировать ]Жрецов Сорана звали Хирпи Сорани , букв. « Волки Сорана » (от сабинского : hirpus , букв. «волк»). [ 18 ] [ 43 ] [ 6 ] [ 27 ] [ 7 ] Их считали искусными орнитомантами. [ 25 ] и огнеходы ; во время церемоний ходили по раскаленным углям, держа в руках внутренности принесенных в жертву козлов. [ 23 ] [ 39 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 7 ] Кроме того, во время ежегодных празднеств в честь Аполлона Сорана и Феронии , [ ч ] они ходили босиком среди горящих бревен и не сгорели, за что были навсегда освобождены римским сенатом от воинской службы и других литургий. [ 25 ] Луперкалии . в римской религии, вероятно, произошли от этих жрецов [ 18 ]
О них у Сервия сохранилось следующее предание: однажды во время жертвоприношения Дису Патеру к алтарю подбежали несколько волков и украли жертвенные части. Пастухи бросились в погоню и побежали к пещере – в гору Соракте – из которой исходил такой удушливый дым, что преследователи падали замертво. Мор, вскоре распространившийся по всей стране, был связан со смертью пастухов, при этом оракул, к которому они обратились за советом, как избавиться от чумы, ответил, что чума прекратится, как только жители, как волки, , стал вести разбойничью жизнь. Эти люди взяли имя Хирпи Сорани (от сабинского : hirpus , букв. «волк») и посвятили себя культу Сорануса, позже отождествленного с Дис Патером из-за их общих вулканических и подземных атрибутов. [ 23 ] [ 25 ] [ 7 ]
Партнеры
[ редактировать ]

Сури исторически ассоциировался с двумя партнёршами: вышеупомянутой Феронией , празднуемой вместе с ним. [ а ] и считалась его невесткой, [ ч ] чье главное святилище ( лат . Lucus Feroniae ) располагалось недалеко от горы Соракте; [ 47 ] [ 40 ] [ 7 ] и Ката ( 𐌀𐌈𐌀𐌂 , Caθa ), считающаяся его супругой, богиней луны и подземного мира . [ 48 ] [ 24 ] [ 49 ] [ 3 ] [ 7 ]
В паре с Сури и всеми его эпитетами его супруга Ката также носила несколько эпитетов, которые соответственно различались, например: его теоним Мант ( лат . Mantus ) был в паре с Манией ( 𐌀𐌉𐌍𐌀𐌌 ), [ с ] тогда как его теоним Аита был в паре с Персипней ( 𐌉𐌄𐌍𐌐𐌉𐌔𐌛𐌄𐌐 , также пишется 𐌉𐌀𐌍𐌐𐌉𐌔𐌛𐌄𐌘 , Phersipnai ), что эквивалентно греко-римскому теониму Персефона ( лат . Pros) : эрпина ). [ 24 ] [ 50 ] [ 3 ] [ 6 ]
Печень Пьяченцы
[ редактировать ]Под солнечным теонимом Усил ( букв. « свет » или « солнце » ) Сури назван рядом с Катой на правой доле (выпуклой стороне) бронзовой Печени Пьяченцы , которая разделена на две доли. [ 51 ] [ 31 ] Первоначально некоторые исследователи предполагали, что первая доля, где перечислены боги света и неба, могла представлять его, а вторая - гипотетического партнера по имени Тюр. [ 52 ] [ 53 ] Фактически, его имя появляется рядом со словом тиур ( букв. « луна » или « месяц » ), [ 54 ] Предполагалось, что это имя лунной богини, предположительно его супруги, но поскольку tiur на самом деле означало «луна» и «месяц» ( лунный месяц , эквивалент греческого mēnē ), эта надпись, скорее всего, предназначалась как дататация, как в Таблички Пирги , [ 55 ] в то время как его супругу, также известную под множеством эпитетов, на самом деле звали Ката . [ 36 ]
Упоминания и иконография
[ редактировать ]

Даже за пределами своих культовых центров Сури упоминается во многих археологических памятниках и артефактах , например, в двуязычных финикийско - этрусских табличках Пирги , [ 3 ] [ 2 ] [ 5 ] [ 56 ] Свинцовая мемориальная доска Мальяно , [ 17 ] и Табула Капуана . [ 57 ] [ 58 ] Его упоминания и изображения также отражают его многочисленные атрибуты и эпитеты , например, его солнечные теонимы в Пирги , [ 48 ] [ 2 ] осторожен Будь [ 59 ] и вышеупомянутая Печень Пьяченцы .
Упоминается как сын верховного бога неба Тинии. [ б ] и богиня земли Семла , [ я ] брат Фуфлунса [ ч ] и брат-близнец Аритими , [ 60 ] он прежде всего известен своей властью над солнцем, [ 25 ] молния, [ 9 ] исцеление и чума, и гадание, [ 37 ] [ 38 ] а также за его вулканические и адские характеристики. [ 16 ] [ 8 ] [ 4 ]
Хтоническое божество солнца
[ редактировать ]
Часто в связи с вышеупомянутым иностранством Апулу. [ г ] (которого нет на Печени Пьяченцы ), эквивалентный его родным теонимам Рат , [ 28 ] [ 59 ] [ д ] любопытный [ 31 ] [ ж ] и Ветис [ 16 ] [ 5 ] его часто изображают в искусстве с короной и лавровыми ветвями. Его самое известное изображение, известное как Аполлон Вейский , представляет собой расписную терракотовую статую из Вейи , Лацио , приписываемую Вулке .

Его теоним Усил [ ж ] (также упоминается на Печени Пьяченцы ) является символом власти и силы. [ 61 ] [ 62 ] Его знаковое изображение изображает бога Солнца, поднимающегося из моря с огненным шаром в вытянутой руке, на гравированном этрусском бронзовом зеркале в позднеархаическом стиле, ранее находившемся на римском рынке древностей. [ 63 ] На этрусских зеркалах в классическом стиле он предстает с нимбом . Синкретизированный с греческим Гелиосом и римским Солом , а затем с Аполлоном ( Апулу ), бог Солнца также появляется на этрусском зеркале Ватикана, датируемом 4 веком до нашей эры, на котором Усил изображен держащим лук Апулу . [ 31 ]
Кроме того, в произведениях искусства Усил показан в тесной связи с Тесаном , богиней рассвета , чего почти никогда не наблюдалось у Гелиоса и Эос . [ 60 ] Однако, хотя на большинстве произведений искусства Усил изображен мужчиной, встречаются и женские изображения. [ 64 ] [ 65 ]
Хтоническое волчье божество
[ редактировать ]Бог, также называемый Калу ( букв. « тьма » , « тьма » или « подземный мир » ), [ б ] также идентифицируется по своим волчьим атрибутам, таким как волчья внешность или человек в шапке из волчьей шкуры; [ 66 ] и хотя эквивалент греческого Аита ( букв. « Аид » или « подземный мир » ) изображается очень редко, он может появляться на троне и иногда носить волчью шапку, заимствуя ключевой атрибут у более раннего Калу . [ 21 ]
Действительно, теоним Аита является относительно поздним дополнением к этрусскому пантеону , появляясь в иконографии и в этрусских текстах, начиная с 4-го века до нашей эры, и находится под сильным влиянием своего греческого аналога Аида . [ 67 ] [ 68 ] Изображен лишь в нескольких случаях в этрусской гробнице, например, в гробнице Голини из Орвието и гробнице Оркуса II из Тарквинии . [ 44 ] [ 5 ] он показан со своей супругой Персипней или Ферсипной , этрусским эквивалентом греческой Персефоны . [ 50 ] Другие примеры Аиты в этрусском искусстве изображают похищение им Персипнеи . Помимо росписи гробниц, его можно идентифицировать в нескольких примерах в других средствах массовой информации , в том числе на расписной вазе 4-го века из Вульчи , двух алебастровых урнах для пепла 2-го века из Вольтерры и краснофигурном ойночоэ 4-3 веков . [ 22 ]
Хтоническое божество молний
[ редактировать ]В дополнение к присущим им атрибутам света и тьмы – Сури и другие его теонимы, например, адская Аита или солнечные теонимы Рат , Усил и Апулу ( лат . Аполлон Соранус ), постоянно ассоциировались с царской властью, огнем и молниями, здоровьем и чумой. волки и козы; атрибуты, также общие с его теонимами Мант ( лат . Mantus ). [ с ] и Vetis (также пишется Veivis ; по-разному латинизировано как Vēdius , Vēdiovis , Vēiovis или Vēive ), а также их римское ответвление Summanus . [ с ]
![]() | |
O: в диадеме Бюст Вейовиса, метающего молнию, . | Р: Минерва с копьем и квадригой на щите . |
Серебряный денарий отчеканен в Риме , 84 г. до н.э. |
Римляне верили, что Вейовис был одним из первых родившихся богов. Изображался как молодой человек, держащий в руке связку стрел, пилумов или молний и сопровождаемый козлом - его постоянно ассоциировали с извержениями вулканов. [ 8 ] и исцеление, иногда его идентифицируют как молодую версию Юпитера , Аполлона , [ 16 ] [ 69 ] или Асклепий . [ 70 ]
Авл Геллий в « Ночах Аттики» предположил, что Вейовис был зловещим двойником Юпитера (сравните Суммануса ), [ б ] наблюдая, что частица ve-, стоящая перед именем бога, также встречается в латинских словах, таких как vesanus , «безумный», и, таким образом, интерпретируя имя Vejovis как анти- Юпитер . [ 71 ] [ 72 ]
В Вейовисе было три праздника в римском календаре: 1 января, 7 марта и 21 мая. [ 73 ] Больше всего ему поклонялись в Риме и Бовиллах , в Лациуме . На Капитолийском холме и на острове Тибр были воздвигнуты храмы в его честь. [ 74 ] Среди них был храм между двумя вершинами Капитолийского холма в Риме , где его статуя несла связку стрел и стояла рядом со статуей козочки. Весной ему приносили в жертву несколько коз, чтобы предотвратить эпидемию. Геллий сообщает нам, что Вейовис получил в , принесенную жертву козу в жертву ritu humano ; [ 71 ] эта неясная фраза могла означать либо «по образцу человеческого жертвоприношения », либо «по образцу погребения». [ 75 ] Эти подношения касались не столько принесенного в жертву животного, сколько принесенной в жертву души.
Сумманус
[ редактировать ]Summanus - латынь : Summānus , предположительно от Summus Manium , «величайший из грив », [ с ] или суб- , «под» + manus , «рука» — был богом ночного грома в древнеримской религии , в противовес Юпитеру , богу дневного (дневного) грома. [ 76 ] [ Дж ] [ б ]
Его точная природа была неясна даже Овидию . [ 79 ] [ 80 ] Плиний думал, что он этрусского происхождения и один из девяти богов грома . [ 81 ] Варрон , однако, перечисляет Суммануса среди богов, которых он считает сабинского происхождения , которым царь Тит Татий посвятил жертвенники ( arae ) в результате вотума . [ 82 ] Паулюс Диакон считает его богом молнии. [ 76 ]
Храм Суммануса был освящен во время Пирровой войны ок. 278 г. до н. э., 20 июня. [ 83 ] [ 80 ] [ 84 ] [ 85 ] [ 86 ] Он стоял к западу от Большого цирка , возможно, на склоне Авентина . Судя по всему, храм был освящен потому, что в статую бога, стоявшую на крыше храма Юпитера Капитолийского, ударила молния. [ 87 ] [ 88 ] [ 84 ] [ 89 ] Цицерон рассказывает, что в глиняную статую бога, стоявшую на крыше храма Юпитера Оптимуса Максимуса, ударила молния: ее головы нигде не было видно. Гаруспики . объявили, что оно было брошено в реку Тибр , где оно действительно было найдено на том самом месте, которое они указали [ 88 ] В храм Суммануса ударила молния в 197 г. до н.э. [ 90 ]
Каждый год 20 июня, накануне летнего солнцестояния , круглые лепешки, называемые сумманалия , сделанные из муки, молока и меда и имеющие форму колес, [ 91 ] были предложены ему в знак умилостивления: колесо могло быть солярным символом. Сумманус также получил в жертву двух черных быков или сырцов. Темных животных обычно приносили в жертву хтоническим божествам. [ 92 ] [ 93 ] Святой Августин пишет, что в прежние времена Сумман был более возвышен, чем Юпитер, но с постройкой храма, который был более величественным, чем храм Суммана, Юпитер стал более почитаемым. [ 94 ]
Гора Суммано , расположенная в Альпах недалеко от Виченцы , Венето , традиционно считается местом культов Плутона , Суммануса и Манеса . [ с ] На вершину горы часто ударяет молния. На самой горе есть глубокий грот, в котором, по местной легенде, заблудилась и исчезла юная пастушка. Эта история может быть адаптацией греческого, этрусского, а затем римского мифа о Прозерпине , похищенной Плутоном. [ 95 ]
Дальнейшие связи
[ редактировать ]Скандинавская мифология
[ редактировать ]
Этрусский теоним Сури , букв. « черный » каким-то образом родственен древнескандинавскому . Surtr , букв ' черный ' . [ 96 ] [ 97 ] В скандинавской мифологии Сурт – огненных великанов Муспеля . царь [ к ] [ л ] [ м ] место рождения Солнца и других звезд [ 102 ] – «могучий великан, управлявший вулканическими силами подземного мира» [ 103 ] и покроет Землю огнем во время Рагнарёка , заставив весь мир сгореть. [ 98 ] [ 104 ] Рудольф Симек отмечает, что йотнары – морозные и огненные гиганты – в древнескандинавских источниках обычно описываются как живущие на востоке, однако Сурт описывается как житель юга. [ 103 ] Действительно, Сурт дважды упоминается в поэме «Вёлуспа» , где вёльва разглашает информацию богу Одину . Вёльва говорит, что во время Рагнарёка Сурт придёт с юга с пламенем , неся меч, ярче солнца: [ м ]
Древнескандинавский | Английский |
---|---|
Сутр идет на юг |
Сурт движется с юга |
Эти и другие очевидные совпадения [ 106 ] вдохновил гипотезу о том, что мифический юг Сурта можно найти в этрусской Италии Сури, [ 96 ] но, несмотря на то, что археологические находки подтверждают древние обмены между тирренцами и протогерманскими народами, [ н ] систематические исследования сравниваемой мифологии и лингвистики, а также дополнительные археологические исследования все еще могут потребоваться для подтверждения более глубоких связей. [ 96 ]
См. также
[ редактировать ]- Аполлон Сминтей – хтонический эпитет Аполлона.
- Этрусская цивилизация – доримская цивилизация древней Италии.
- Этрусская мифология
- Сетланы – бог в этрусской мифологии.
- Сурья – Солнечное божество в индуизме.
- Сурьястра - небесное оружие, используемое воинами в индуистских эпосах.
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Пояснительные сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с См. § Прихожане .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Черное солнце, то есть солнечный бог подземного мира, [ 6 ] скорее, это небесный бог, который также определялся этрусками как Тиния Калусна (Юпитер подземного мира, эквивалент греческого Зевса Хтониоса ). [ 7 ]
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мант ( 𐌈𐌍𐌀𐌌 ) и Мания ( 𐌀𐌉𐌍𐌀𐌌 ): эпитеты этой божественной пары указывают на то, что они были связаны с Манами , хтоническими божествами или духами мертвых в древнеримских верованиях и назывались человеком(им этрусками ) . [ 11 ] [ 12 ] Их имена также связаны с Мана Генита и Маниус . [ 13 ] а также греческая Мания (или Мания ), богиня безумия и безумия. И греческое, и латинское слово «мания» происходят от PIE (праиндоевропейского) * men- , «думать». Родственные слова включают древнегреческое μένος , ménos , «ум, мысль», и авестийское 𐬎𐬫𐬥𐬌𐬀𐬨 , mainyu , «дух». Сфр. Латынь : Summanus (предположительно сокращение от Summus Manium , букв. « самый высокий из грив » ), [ 14 ] [ 15 ] Римский ночной бог грома неясного этрусского происхождения. [ 9 ] [ 7 ]
- ^ Jump up to: а б Рат ( 𐌈𐌀𐌛 , Raθ ), букв. « колесница » или « солнечная колесница » , родственное хинди . : रथ , латинизированное : rath , букв «колесница» (ср. хинди : дхарма -ратх , букв. «божественная колесница»), [ 29 ] изучил заимствования из санскрита : रथ , латинизировано : rátha и авестийского : 𐬭𐬀𐬚𐬀 , латинизировано: raθa , букв. «колесница, машина», от праиндоиранского *hrátʰas, от праиндоевропейского *hreth₂- («катиться»). Сфр. Египетский Ра . [ 30 ]
- ^ Jump up to: а б Ссылка: Файл:Usil, Nethuns, Thesan.jpg : Бронзовое зеркало из Тускании. Слева направо: Нетунс, Усил, Тесан. В нижнем экзерге изображен крылатый страдающий демон, держащий в каждой руке по дельфину. Музеи Ватикана, Этрусский музей Грегориано. [ 32 ]
- ^ Jump up to: а б с д Нуси ( 𐌋𐌉𐌔𐌖 , также пишется 𐌋𐌉𐌑𐌖 , Усил ), [ и ] от протоиндоевропейского корня *seh₂ul₂ ( букв. « солнце » ), следовательно, родственного латыни : Sol , древнескандинавскому : Sól и балтийским языкам : Saulė .
- ^ Jump up to: а б с Название Апулу или Аплу пришло не напрямую из Греции , а через латинский центр, вероятно, Палестрину . [ 37 ] [ 38 ]
- ^ Jump up to: а б с Ферония , богиня плодородия, дикой природы и свободы (также почитаемая фалисканцами и сабинянами ), считалась супругой своего брата Фуфлуна ( 𐌔𐌍𐌖𐌋𐌚𐌖𐌚 , также пишется 𐌔𐌍𐌖𐌋𐌘𐌖𐌐 , Пуфлунс ), бога роста, жизненной силы и вино; сын Тинии и Семлы , Фуфлунс позже был синкретизирован с греко-римским богом Дионисом ( Вакхом ), сыном Зевса и Семелы . [ я ]
- ^ Jump up to: а б См. Семла и Семела § Этимология .
- ^ Жорж Дюмезиль [ 77 ] [ 78 ] утверждал, что Сумманус будет представлять сверхъестественный, жестокий и внушающий трепет элемент богов первой функции , связанный с небесным владычеством. Двойной аспект небесной суверенной власти будет отражен в дихотомии Варуна - Митра в ведической религии и в Риме в дихотомии Сумманус -Дий Фидий . Первые боги этих пар воплощали жестокий, ночной и таинственный аспект владычества, тогда как вторые отражали его обнадеживающий, дневной и законнический аспект. По совпадению, вышеупомянутая Ферония (см. § Партнеры ), почитаемая и прославляемая вместе с Аполлоном Сораном , вероятно, унаследовала свое имя от Варуны или Рудры .
- ^ Частично опираясь на различные эддические поэмы, «Гильфагиннинг» раздел Прозаической Эдды содержит описание развития и создания космоса: Задолго до возникновения Земли существовало яркое и пылающее место под названием Муспелль — место, такое жаркое. что иностранцы не могут войти в него – и в туманную страну Нифльхейм . В Нифльхейме был источник Хвергельмир , из которого вытекали многочисленные реки. Вместе эти реки, известные как Эливагар, текли все дальше и дальше от своего истока. В конце концов ядовитое вещество в потоке затвердело и превратилось в лед. Когда поток стал полностью твердым, ядовитый пар поднялся изо льда и превратился в иней на вершине твердой реки. Эти толстые слои льда росли, со временем распространяясь по пустоте Гиннунгагап . [ 98 ] [ 99 ]
- ↑ Этимология слова «Муспельхейм» неясна, но может происходить от Mund-spilli , «разрушители мира», «крушение мира». [ 100 ] [ 101 ]
- ^ Jump up to: а б В «Прозаическая Эдда» разделе Gylfaginning предсказывает, что сыновья Муспелля сломают мост Биврёста в рамках событий Рагнарёка : [ 98 ]
Посреди этого столкновения и грохота небеса разрываются надвое,
и сыновья Муспелля проезжают через отверстие.
Сурт едет первым, а перед ним и после него пылает пылающий огонь.
У него очень хороший меч, который сияет ярче солнца.
Когда они едут по Бифросту, он разбивается на куски, как уже говорилось ранее.
Сыновья Муспеля направляются к равнине, которая называется Вигрид ...
Только у сыновей Муспеля есть сияющие отряды. - ^ Примеры включают шлем Негау , надпись Мельдорфа и наконечник копья Ковеля .
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Из Симоны 2012 .
- ^ Jump up to: а б с д Колонка 2009 года .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Национальный этрусский музей .
- ^ Jump up to: а б с д и Григорианско-этрусский музей .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Нет 2010 года .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Сильвио, 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Римская империя 2021 .
- ^ Jump up to: а б с Классическая ассоциация 1918 , с. 107.
- ^ Jump up to: а б с Бёттигер 1857 , с. 18.
- ^ Jump up to: а б Колонна 2006 , с. 141.
- ^ Паллоттино 1992a .
- ^ Паллоттино 1992b .
- ^ Вудард 2006 , стр. 116–117.
- ^ Чисхолм 1911 , стр. 77–78.
- ^ Капелла , 2.164.
- ^ Jump up to: а б с д Кенни и Клаузен, 1983 .
- ^ Jump up to: а б с д Ван дер Меер 2013 , стр. 323–341.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Риссанен 2013 .
- ^ Заварони 1996 .
- ^ Мак Каллистер и Мак Каллистер 1999 .
- ^ Jump up to: а б Эллиотт 1995 , стр. 17–33.
- ^ Jump up to: а б Краускопф 1988 , стр. 394–399.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Сервиус 380б , 11.785.
- ^ Jump up to: а б с Из Граммонда 2004 , с. 359.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Обнорский 1900 , с. 895.
- ^ Jump up to: а б с Сервиус 380а , 10.199.
- ^ Jump up to: а б с Любкер 1855 , стр. 1303–1304.
- ^ Jump up to: а б Бонфанте и Бонфанте 2002 , с. 204.
- ^ Чхаучхария 2015 .
- ^ Харт 2005 , с. 133.
- ^ Jump up to: а б с д Нонос 2015 .
- ^ Граммонд 2006 .
- ^ Вавилон 1885 .
- ^ Краускопф 2006 , стр. VII, 73–75.
- ^ Бонфанте и Бонфанте 2002 , с. 194.
- ^ Jump up to: а б Жаннот 2005 , с. 146.
- ^ Jump up to: а б с Кристофани 2000 , стр. 161–162.
- ^ Jump up to: а б с Кристофани 1985 , стр. 12–13.
- ^ Jump up to: а б Плиний Старший, 7.2 .
- ^ Jump up to: а б Индекс мифов .
- ^ Jump up to: а б с Вирджил , 11.786.
- ^ Колонка 2009 , стр. 101–126.
- ^ Jump up to: а б Фацио, 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Де Граммонд 2006 , стр. 229–231.
- ^ Хейнс 2000 , стр. 361–363.
- ^ Силиус Италикус , 5.175
- ^ Jump up to: а б Страбон , 5.
- ^ Jump up to: а б Саймон 2006 .
- ^ Де Граммонд 2008 , стр. 422, 425.
- ^ Jump up to: а б Жаннот 2005 , стр. 66–67, 153–154.
- ^ Бонфанте 2006 , с. 11.
- ^ Делорд 2011 .
- ^ Брикель 1999 .
- ^ Бонфанте и Пеленание 2006 .
- ^ Адьего Лахара 2016 , с. 155.
- ^ Адьего Лахара 2016 .
- ^ Ван дер Меер 2015 .
- ^ Кристофани 1995 .
- ^ Jump up to: а б Колонка 2001 года .
- ^ Jump up to: а б Из Граммонда и Саймона, 2006 г.
- ^ Институт 1845 года .
- ^ Ноэль Де-Верже 1864 .
- ^ Бизли 1949 , с. 3, рис. 1.
- ^ Хейнс 2000 .
- ^ Граммонд 2008 .
- ^ Из Grummond & Simon 2006 , с. 57.
- ^ Жаннот 2005 , стр. 153–154.
- ^ Рикс 1991 .
- ^ Новый Рим .
- ^ Скарборо, 1969 .
- ^ Jump up to: а б Геллий , 5.12.
- ^ Латинский лексикон .
- ^ Цицерон 1998 , с. 207.
- ^ Британская энциклопедия 1974 .
- ^ Адкинс и Адкинс 1996 .
- ^ Jump up to: а б Павел Диакон , с. 66.
- ^ Дюмезиль 1948 .
- ^ Дюмезиль 1977 , с. 184.
- ^ Овидий , 6.731.
- ^ Jump up to: а б Плиний Старший, 29.14 .
- ^ Плиний Старший, 2.53 .
- ^ Варрон , 5.74.
- ^ Овидий , 6.729–731.
- ^ Jump up to: а б Ливи, 14 .
- ^ Fasti Esquil., Venus., Amit.: ad XII Cal. Юл.; CIL I 2-й стр. 211, 221, 243, 320.
- ^ Орлин 2002 , с. 5.
- ^ Болл Платнер 1929 , с. 408.
- ^ Jump up to: а б Цицерон , 1.10.
- ^ Иорданс .
- ^ Ливи, 32 .
- ^ Фестус стр.557 L
- ^ Шайд 2007 , с. 264.
- ^ Петтаццони 1967 , с. 107.
- ^ Августин , 4.23.
- ^ Путтин 1977 .
- ^ Jump up to: а б с ВЫ.А.А. 2023 .
- ^ Орчард 1997 .
- ^ Jump up to: а б с Стурлусон ок. 1220 .
- ^ Стурлусон 1995 .
- ^ Тилтон 1897 , с. 705.
- ^ Вигфуссон и Пауэлл 1883 , с. 471.
- ^ Британская энциклопедия 2006 , стр. 803.
- ^ Jump up to: а б Симек 1993 , стр. 303–304.
- ^ Стурлусон 2005 , стр. 73–75.
- ^ Jump up to: а б Дронке 1997 , 21.
- ^ Кроуфорд 2021 .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Адьего Лахара, Игнаси-Ксавьер [на каталанском языке] (2016). «Этрусские тексты золотых скрижалей Пирги: достоверность и неопределенность» . В Беллелли, Винченцо; Кселла, Паоло (ред.). Пластины Пирги: Новые исследования надписей на этрусском и финикийском языках к пятидесятой годовщине открытия . Том I – X. Верона. п. 155 . Проверено 14 августа 2024 г. - через Academia.edu.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Адкинс, Лесли ; Адкинс, Рой Артур (1996). Словарь римской религии . Факты в файле . ISBN 9780816030057 .
- Августин (1887) [ ок. 426 ]. « О Фелисити, которой римляне, почитающие многих богов, долгое время не поклонялись с божественной честью, хотя одной ее было бы достаточно вместо всех ». Шафф , Филип (ред.). Город Божий . Том. IV. Перевод Додса, Маркуса . 23.
Ибо, как мы читаем у их собственных авторов, древние римляне оказывали больше почестей не знаю какому Сумману, которому они приписывали ночные удары грома, чем Юпитеру, к которому, как считалось, относились дневные удары молнии. Но после того, как Юпитеру был построен знаменитый и выдающийся храм, благодаря достоинству здания, к нему прибегало такое большое количество народа, что едва ли можно найти человека, который помнит, чтобы он хотя бы читал имя Суммануса, которое теперь он не может ни разу услышать имя.
- Бабелон, Эрнест (1885). Историко-хронологическое описание монет Римской республики: обычно называемых консульскими монетами (на французском языке). Полет. 1. Л. Роллен и Фойардан . Проверено 14 августа 2024 г.
- Болл Платнер, Сэмюэл (1929) [1904, Бостон: Аллин и Бэкон ]. «Юпитер Оптимус Максимус Капитолийский, эдес» . В Эшби, Томас (ред.). Топографический словарь Древнего Рима . Лондон: Издательство Оксфордского университета . п. 408 . Проверено 14 августа 2024 г. - из цифровой библиотеки Персея .
- Бизли, Джон Дэвидсон (ноябрь 1949 г.). «Мир этрусского зеркала» . Журнал эллинистических исследований . 69 (1–17): 3, рис. 1. дои : 10.2307/629458 . JSTOR 629458 . Проверено 14 августа 2024 г.
- Бонфанте, Джулиано ; Бонфанте, Ларисса (2002) [1983]. Этрусский язык: Введение (2-е изд.). Издательство Манчестерского университета . ISBN 978-0-7190-5540-9 .
- Бонфанте, Лариса; Пеленание, Джудит (2006). Этрусские мифы . Легендарное прошлое (77). Британский музей и Техасский университет . ISBN 978-0-7141-2238-0 .
- Боннефуа, Ив , изд. (1992) [1991]. Римская и европейская мифологии . Перевод Донигера, Венди. Издательство Чикагского университета . стр. 30, 36. ISBN. 978-0-226-06455-0 .
- Паллоттино, Массимо (1992a). «Доримская Италия». В Боннефуа (1992) , с. 30.
- Паллоттино, Массимо (1992b). «Этрусская религия». В Боннефуа (1992) , с. 36.
- Беттигер, Карл Вильгельм (1857). Вклад в знания этрусков (на шведском языке). стр. 18 . Проверено 14 августа 2024 г.
- Брикель, Доминик (1999). Этрусская цивилизация (на французском языке). Париж: Файард . ISBN 9782213603858 .
- Капелла, Марсиан (1836 г.) [Карфаген, ок. 420 ]. О свадьбе Филолога и Меркурия (на латыни). Том. II. Франкфурт-на-Майне: Варрентрапп. 164 . Проверено 14 августа 2024 г.
- Чхаучхария, Аджай Кумар (2015). Колесница Бога: Дхарма Ратх . ISBN 978-1-5169-5377-6 .
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 77–78.
- Цицерон, Марк Туллий О гадании (на латыни). Том. Я. 10
- Цицерон, Марк Туллий (1998). De natura deorum [ Природа богов ] (на латыни и английском языке). Перевод Уолша, Патрика Джерарда [на немецком языке ] Издательство Оксфордского университета . п. 207. ИСБН 978-0-19-282511-7 . Проверено 14 августа 2024 г.
Ведиовис
- Классическая ассоциация (1918). Постгейт, Джон Персиваль ; Арнольд, Эдвард Вернон ; Холл, Фредерик Уильям (ред.). Классический ежеквартальный журнал . Перевод Постгейта, Джона Персиваля. Кларендон Пресс . п. 107 . Проверено 14 августа 2024 г.
- Колонна, Джон (2001). «Гадание и поклонение Рате/Аполлону в Кесарии (о святилище в локации св. Антония)» Классическая археология (на итальянском языке). ВЫ (2). Бретшнейдер Герма: 151–173. дои : 10.1400/258393 .
- Колонна, Джованни (2009). «Аполлон Пиргий, Сур/Сури («Черный») и Аполлон Суриос». Этрусские исследования (на итальянском языке). LXXIII : 101–134. ISSN 0391-7762 .
- Кроуфорд, Джексон (14 июля 2021 г.). Происхождение слов: совпадение против соответствия . Проверено 14 августа 2024 г.
- Кристофани, Мауро , изд. (2000) [1984]. «Апулу/Аплу». Этруски: новый образ (на итальянском языке). Флоренция: Giunti Editore . стр. 161–162. ISBN 978-88-09-01792-4 .
- Кристофани, Мауро, изд. (1985). «Аплу». Иллюстрированный словарь этрусской цивилизации (на итальянском языке). Флоренция: Giunti Editore . стр. 12–13. ISBN 978-88-09-21728-7 .
- Кристофани, Мауро (1995). Табула Капуана. Праздничный календарь архаического периода . Библиотека этрусских исследований (на итальянском языке). Флоренция: Ольшки. ISBN 9788822243225 .
- «Культ Сорануса» . Римская империя (на итальянском языке). июль 2021 года . Проверено 14 августа 2024 г.
- «Определение Vejovis, Vediovis, Vediiovis» , The Latin Lexicon , получено 14 августа 2024 г.
- Делор, Роберт (29 декабря 2011 г.). «Этрусская религия» . Остановите машину (на французском языке) . Проверено 14 августа 2024 г.
- Де Граммонд, Нэнси Томсон (2004). «Для матери и дочери: некоторые мысли о посвящениях из Этрурии и Пренесте» . Добавки гесперии . 33 . Американская школа классических исследований в Афинах : 351–370. ISBN 978-0-87661-533-1 . JSTOR 1354077 . Проверено 14 августа 2024 г.
- Де Граммонд, Нэнси Томсон (2006). Этрусский миф, священная история и легенда . Филадельфия: Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета . ISBN 978-1-931707-86-2 .
- Де Граммонд, Нэнси Томсон; Саймон, Эрика , ред. (2006). Религия этрусков . Остин: Издательство Техасского университета . ISBN 978-0-292-78233-4 . Проверено 14 августа 2024 г.
- Бонфанте, Лариса. «Этрусские надписи и этрусская религия». В Де Граммонде и Саймоне (2006) , с. 11.
- Колонна, Джованни. «Сакральная архитектура и религия этрусков». В Де Граммонде и Саймоне (2006) .
- Краускопф, Ингрид . «Могила и за ее пределами». В De Grummond & Simon (2006) , стр. VII, 73–75.
- Саймон, Эрика. «Боги в гармонии: Этрусский пантеон». В Де Граммонде и Саймоне (2006) .
- Де Граммонд, Нэнси Томсон (2008). «Луна над Пирги: Ката, этрусская лунная богиня?» . Американский журнал археологии . 112 (3). Издательство Чикагского университета : 419–428. дои : 10.3764/aja.112.3.419 . S2CID 193046316 . Проверено 14 августа 2024 г.
- Де Симоне, Карло (2012). «Теоним Шури: размышления вслух». Эпиграфические и лингвистические исследования (на итальянском языке) (32–33).
- Ди Фацио, Массимилиано (2013). «Хирпи дель Соратте» . В Чифани, Габриэле (ред.). Между Римом и Этрурией. Культура, самобытность и территория Фалиши (на итальянском языке). Квазарские издания. стр. 231–264. ISBN 978-88-7140-519-3 . Проверено 14 августа 2024 г. - через Academia.edu.
- Ди Сильвио, Паола (18 ноября 2014 г.). «Сури: Черный Аполлон этрусков» . ЭретикаМенте (на итальянском языке). Архивировано из оригинала 2 апреля 2023 года . Проверено 14 августа 2024 г.
- Дронке, Урсула , изд. (1997). Поэтическая Эдда: Том II: Мифологические стихи . Перевод Дронке, Урсулы. Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-811181-9 .
- Дюмезиль, Жорж (1948). «Митра-Варуна: эссе о двух индоевропейских представлениях суверенитета». Миф и эпос (на французском языке). Полет. III (2-е изд.). Париж: Галлимар . Часть 2, глава 3.
- Дюмезиль, Жорж (1988). Митра-Варуна: очерк двух индоевропейских представлений о суверенитете . Перевод Колтмана, Дерека (2-е изд.). Нью-Йорк: Зональные книги . ISBN 978-0-942299-12-0 .
- Дюмезиль, Жорж (1977) [Париж, 1974]. Архаичная римская религия (на французском и итальянском языках). Милан. п. 184.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )- Дюмезиль, Жорж (1996). Архаическая римская религия: с приложением о религии этрусков . Перевод Краппа, Филиппа. Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса . LCCN 96014884 .
- Эллиотт, Джон Аллен (1 января 1995 г.). «Этрусский человек-волк в мифах и ритуалах» . Этрусские исследования . 2 (1). Де Грютер : 17–33. дои : 10.1515/etst.1995.2.1.17 . ISSN 2566-9109 . S2CID 194102662 . Проверено 14 августа 2024 г.
- Энциклопедия мировых религий . Британская энциклопедия . 2006. с. 803. ИСБН 978-159339266-6 .
- Геллий, Авл «Об именах богов римского народа Диоса и Ведия» . ночи Чердачные . (на латыни) Том. В. 12 Проверено 14 августа 2024 г.
- Харт, Джордж (2005). Словарь египетских богов и богинь Рутледжа . Психология Пресс . п. 133. ИСБН 978-0-415-34495-1 . Проверено 14 августа 2024 г.
- Хейнс, Сибилла (2000). Этрусская цивилизация: история культуры . Лондон: Издательство Британского музея . ISBN 9780714122281 .
- Жанно, Жан-Рене [на французском языке] (2005). Религия в Древней Этрурии . Перевод Уайтхеда, JK University of Wisconsin Press . ISBN 978-0-299-20844-8 .
- Иорданес . Романа (на латыни). Том. I. 2, 14–15, 98–100.
- Кенни, Эдвард Джон ; Клаузен, Венделл Вернон (1983). Кембриджская история классической литературы . Том. 2. Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-27373-2 .
- Лечче, Виттория. «Ноябрь и бог Сури — Черный Лорд» (на итальянском языке). Национальный этрусский музей . Проверено 14 августа 2024 г.
- Лексикон Iconographicum Mythologiae Classicae . Полный. I–VIII. Цюрих, Мюнхен, Дюссельдорф: Artemis & Winkler Verlag . 1981–1999. ISBN 3-7608-8751-1 .
- Ливи . Ab urbe condita [ История Рима ] (на латыни и английском языке).
- Ливи « Периохии ». городом Основан Том. XIV.
- Ливи городом Основан Том. 32 29,1.
- Любкер, Фридрих (1855). Реальный лексикон античности (на немецком и русском языках). Лейпциг: Б. Г. Тойбнер Верлаг . Проверено 14 августа 2024 г. стр 1303–1304 Соранус :
.
- Институт . Секция 1: Математические, физические и естественные науки (на французском языке). Полет. 10. Национальная типография . 1 января 1845 года . Проверено 14 августа 2024 г.
- Марас, Даниэле Федерико (2010). «Сури. Черный повелитель подземного мира» . Архео (на итальянском языке). № 305. Архивировано из оригинала 10 декабря 2014 года . Проверено 14 августа 2024 г.
- Мак Каллистер, Рик; Мак Каллистер, Сильвия, ред. (1999). «КА-СЕ» . Этрусский словарь . Проверено 14 августа 2024 г.
Калу
- Ноэль Де-Верже, Мари Жозеф Адольф (1864) [1862]. Этрурия и этруски (на французском языке). Рипол-классик . ISBN 9785879679069 . Проверено 14 августа 2024 г.
- Museo Gregoriano Etrusco , Каррара Путто , кат. 12108, Рим: Музеи Ватикана , получено 14 августа 2024 г. ,
[…] подношение по обету Сельванам и Сури, этимологически «черному», своего рода подземному Аполлону для этрусков. […] посвященный выдающимся деятелем городской святыне в древней Тарквинии.
- Ноносс (2015). «Туран, Аритими, Усил и загадочный Летам...» Au Fil du Temps (на французском языке) . Проверено 14 августа 2024 г.
- Obnorsky, Nikolai Petrovich [in Russian] (1900). " Соран, прозвище Аполлона ". Brockhaus and Efron Encyclopedic Dictionary (in Russian). Vol. XXXa. Saint Petersburg: Brockhaus-Efron. p. 895.
- Орчард, Энди (1997). Словарь скандинавских мифов и легенд . Касселл . ISBN 0-304-34520-2 .
- Орлин, Эрик Майкл (2002). «Иностранные культы в республиканском Риме: переосмысление поморского правления» . Мемуары Американской академии в Риме . 47 . Издательство Мичиганского университета : 5. doi : 10.2307/4238789 . JSTOR 4238789 . Проверено 14 августа 2024 г.
- OvidОвидий Фасти [ О римском календаре ]. Классическая библиотека Леба (на латыни и английском языке). Том. VI. Перевод Фрейзера, Джеймса Джорджа 729–731. п. 731:
quisquis is est, Summano
templaferuntur [Говорят, что храм был посвящен Сумманусу, кем бы он ни был] - Павел Диакон Отрывки из книг Помпея Феста о значении слов (на латыни). стр. 62, 65–66 . Проверено 14 августа 2024 г. - из Archivio della latinità italiana del Medioevo (ALIM). п. 66:
Они называли день молнии, который, по их мнению, был Юпитером, как ночь Суммана.
- Петтаццони, Рафаэле (1967). «Колесо в ритуальной символике некоторых индоевропейских народов». Очерки истории религий . Брилл: 107.
- Плиний Старший (1855 г.). Naturalis Historia [ Естественная история ] (на латыни и английском языке). Перевод Бостока, Джона . Лондон: Тейлор и Фрэнсис . Проверено 14 августа 2024 г. - из цифровой библиотеки Персея .
- Плиний Старший. Naturalis History [ Естественная история ] (на латыни и английском языке). Том. II. Перевод Бостока, Джона. 53 . Проверено 14 августа 2024 г. - из цифровой библиотеки Персея .
Tuscorum Litterae Novem Deos выделяют существующие молниеносные, каждая из которых относится к роду undecim; Я люблю три раза. Romani duo tantum ex iis servavere, diurnal attribuentes Iovi, nocturnal Summano, rariora sane eadem de causa frigidioris caeli
[Тосканские книги сообщают нам, что существует девять богов, вызывающих грозы, что существует одиннадцать различных их видов, и что трое из них выброшены Юпитером. Из них римляне сохранили только два, приписывая дневной вид Юпитеру, а ночной — Сумману; этот последний вид более редок, поскольку небеса холоднее] - Плиний Старший. Naturalis Historia [ Естественная история ] (на латыни и английском языке). Том. VII. Перевод Бостока, Джона. 2 . Проверено 14 августа 2024 г. - из цифровой библиотеки Персея .
- Плиний Старший. Naturalis Historia [ Естественная история ] (на латыни и английском языке). Том. XXIX. Перевод Бостока, Джона. 14 . Проверено 14 августа 2024 г. - из цифровой библиотеки Персея .
- Плиний Старший. Naturalis History [ Естественная история ] (на латыни и английском языке). Том. II. Перевод Бостока, Джона. 53 . Проверено 14 августа 2024 г. - из цифровой библиотеки Персея .
- Путтин, Лусио (1977). Монте Суммано: История, искусство и традиции (на итальянском языке). Скио.
- Риссанен, Мика (2013) [2012]. «Хирпи Сорани и волчьи культы Центральной Италии» . Арктос: Acta Philologica Fennica . 46 . Хельсинки: Классическая филологическая ассоциация. ISSN 0570-734X . Проверено 14 августа 2024 г. - через Academia.edu.
- Рикс, Хельмут (1991). Этрусский Texte (на немецком языке). Тюбинген: Гюнтер Нарр Верлаг.
- Скарборо, Джон (1969). Римская медицина . Издательство Корнелльского университета . стр. 144, 238. ISBN. 978-0-8014-0525-9 . Проверено 14 августа 2024 г.
Ведиовис
- Шейд, Джон (2007). «Жертвы богам и предкам». Спутник римской религии . Блэквелл: 264.
- Сервий (380). Комментарий к «Энеиде» Вергилия (на латыни и английском языке). Георгиус Тило . Проверено 14 августа 2024 г. - из цифровой библиотеки Персея .
- Сервий (380а). Комментарий к «Энеиде» Вергилия (на латыни и английском языке). Том. Х. 199 . Проверено 14 августа 2024 г. - из цифровой библиотеки Персея .
- Сервий (380б). Комментарий к «Энеиде» Вергилия (на латыни и английском языке). Том. XI. 785 . Проверено 14 августа 2024 г. - из цифровой библиотеки Персея .
- Силиус Италикус (1905) [ ок. 90 ]. Саммерс, Уолтер Ковентри [на голландском языке] ; Постгейт, Джон Персиваль (ред.). Пуника (на латыни). Том. В. Лондон. 175 . Проверено 14 августа 2024 г. - из цифровой библиотеки Персея .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Симек, Рудольф (1993). Словарь северной мифологии . Перевод Холла, Анжелы. Д.С. Брюэр . ISBN 0-85991-513-1 .
- «Соранус» . Индекс мифов . Архивировано из оригинала 21 сентября 2017 года . Проверено 14 августа 2024 г.
- Страбон . География . Том. В. Проверено 14 августа 2024 г. - из цифровой библиотеки Персея .
- Стурлусон, Снорри (ок. 1220). " Гилфагиннинг Древняя проза (на древнескандинавском языке).
- Стурлусон, Снорри (6 апреля 1995 г.) [1987]. прошлом В Перевод Фолкса, Энтони [на французском языке ] Лондон: Дент . ISBN 978-0-460-87616-2 .
- Стурлусон, Снорри (2005). Прозаическая Эдда . Классика пингвинов . Перевод Бьока, Джесси Л. Пингвин Букс . ISBN 978-0-14-044755-2 .
- Новая Британская энциклопедия . Том. 10. Британская энциклопедия . 1974. ISBN 9780852292907 .
Ведиовис
- Тилтон, Теодор (1897). Полное собрание поэтических произведений Теодора Тилтона в одном томе . Лондон: Т. Фишер Анвин . п. 705 . Проверено 14 августа 2024 г.
- Ван дер Меер, Ламмерт Буке (2013). «Свинцовая доска Мальяно». Интерпретация древнего. Сочинения по археологии, предложенные Марии Бонги Джовино . Блокноты Acme (134). Милан. стр. 323–341 (335) . Проверено 14 августа 2024 г. - через Academia.edu.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Ван дер Меер, Ламмерт Буке (2015) [2014]. «Некоторые комментарии к Tabula Capuana». Изучайте этрусский язык . 77 (149-175). Рим: Джорджио Бретшнайдер. ISSN 0391-7762 .
- Варрон, Марк Теренций латинском языке ( О на латыни) Том. В. 74
- «Ведиове» . Нова Рома . Календарь праздников и фестивалей . Проверено 14 августа 2024 г.
- Вигфюссон, Гудбрандур ; Пауэлл, Фредерик Йорк (1883). Corpus Poeticum Boreale: Придворная поэзия . Том. II. Оксфорд: Кларендон Пресс . п. 471 . Проверено 14 августа 2024 г.
- Вирджил . Энеида . Том. XI. 786 . Проверено 14 августа 2024 г. - из цифровой библиотеки Персея .
- ВВ.АА. (2023) [1992]. «Сури». Этруски и Европа (на итальянском языке). Фаббри и Бомпиани . стр. 317–319. ISBN 978-88-450-4555-4 .
- Вудард, Роджер Д. (2006). Индоевропейское сакральное пространство: ведический и римский культ . Издательство Университета Иллинойса . стр. 116–117.
- Заварони, Адольфо (1996). Этрусские документы (на итальянском языке). Шерпа.
Калу
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Брикель, Доминик (1997). Христиане и гаруспики: этрусская религия, последний оплот римского язычества (на французском языке). Прессы Высшей нормальной школы. ISBN 978-2-7288-0232-6 .
- Картрайт, Марк (19 июля 2012 г.), «Аид» , Энциклопедия всемирной истории , получено 14 августа 2024 г.
- Де Граммонд, Нэнси Томсон (1 ноября 2016 г.). «Гром против молнии в Этрурии» . Этрусские исследования . 19 (2). Де Грюйтер : 183–207. дои : 10.1515/etst-2016-0011 . S2CID 199472126 . Проверено 14 августа 2024 г.
- Мур, Дэниел В. (7 ноября 2018 г.). «Этрусская богиня Ката» . Этрусские исследования . 21 (1–2). Де Грюйтер : 58–77. дои : 10.1515/etst-2017-0030 . S2CID 188353013 . Проверено 14 августа 2024 г.
- Саймон, Эрика (1998). «Аполлон в Этрурии». Анналы Фонда К. Фаины Орвието V (на итальянском языке): 119–141.
- Сури
- Этрусская мифология
- Этрусские боги
- Сабинские боги
- Римские боги
- Римский преступный мир
- Юпитерианские божества
- Планетарные боги
- Хтонические существа
- Боги неба и погоды
- Боги грома
- Солнечные боги
- Боги огня
- Боги вулкана
- Боги Земли
- Боги здоровья
- Чумные боги
- Боги смерти
- Боги подземного мира
- Волчьи божества