Гамакситус
Амакситос | |
Расположение | Гюльпынар , провинция Чанаккале , Турция |
---|---|
Область | Повернуть |
Координаты | 39 ° 32'18 "с.ш. 26 ° 5'35" в.д. / 39,53833 ° с.ш. 26,09306 ° в.д. |
Тип | Урегулирование |
История | |
Строитель | Колонисты из Митилини |
Основан | Вероятно, в VIII или VII веках до нашей эры. |
Заброшенный | Возможно, после 7 или 8 века нашей эры. |
Гамакситус ( древнегреческий : Ἁμαξιτός , латинизированный : Гамакситос ) — древнегреческий город на юго-западе региона Троада в Анатолии , который считался границей между Троадой и Эолидой . [ 1 ] Его окружающая территория была известна по- гречески как Ἁμαξιτία ( Гамаксития ), [ 2 ] и включал храм Аполлона Сминтея , соляные копи в Трагасай и реку Сатниойс (современный Тузла Чай). [ 3 ] Вероятно, это была эоловая колония. [ 4 ] Он расположен на возвышенности под названием Бешиктепе недалеко от деревни Гюльпынар (ранее Кюлахлы) в Айваджик районе провинции Чанаккале , Турция . [ 5 ]
Имя
[ редактировать ]Гамаксит впервые появляется в списках афинской дани в 425/4 г. до н. э. как h αμαχσιτός [hamakʰsiˈtos] . [ 6 ] Однако это написание отражает влияние аттического греческого языка и не является надежным руководством к тому, как гамакситяне писали или произносили название своего города. [ 7 ] Гамакситус располагался в эолскоязычной области: эолийский язык, как и другие так называемые восточно-греческие диалекты, был псилотическим и поэтому, в отличие от аттического греческого языка, потерял фонему /h/. Это сохраненное /h/ наблюдается в аттическом написании Hamaxitus с помощью eta , которая в аттическом языке, в отличие от других диалектов, представляла собой [h], а не [ɛː] . Аналогично, использование орграфа — χσ — (/k час s/) for - ξ - (/x/) отражает аттическое, а не эолическое употребление. Графема ξ ( xi ) первоначально представляла /ks/ ( κσ ); особенностью аттического языка (не являющегося псилотом и, следовательно, сохраняющего слышимые придыхательные согласные) было то, что /ks/ произносился как /k час s/ и таким образом представлена графемой χσ , как здесь в h αμα χσ ιτός . [ 8 ] Все остальные литературные и легенды о монет чеканке городских собственной эпиграфические источники ссылаются на Ἁμαξ ιτος, а ΑΜΑΜΙ IV века до нашей эры читаются как ( AMAXI , т.е. Ἁμαξι(τος) , Hamaxi(tos) ). [ 9 ] Название города происходит от слова ἅμαξα ( hamaxa ), что означает «повозка», отсюда и прилагательное ἁμαξιτός ( hamaxitos ), «проходимый повозками», «дорога для перевозки», «большая дорога». [ 10 ] Были обнаружены остатки древней дороги, ведущей вверх по побережью от защищенной бухты непосредственно под холмом, на котором располагался классический город Бешиктепе, что указывает на происхождение названия. [ 11 ]
Аполлон Сминтей
[ редактировать ]Все мифы об основании Гамаксита в классической античности были связаны с основанием близлежащего храма Аполлона Сминфея (Ἀπόλλων Σμινθεύς). Эта тема вызвала большой интерес в античности, потому что в начале « Гомера Илиады» жрец троянский Аполлона Сминфей Хрис что обращается к богу в звательном падеже как Σμινθεῦ ( « » , «О, Сминтиан»), умоляя его послать чуму на греков, потому Агамемнон схватил его дочь Хрисеиду и отказался выкупить ее. [ 12 ] Эпитет , Σμίνθος ( Sminthos ) вызвал некоторое замешательство у носителей греческого языка поскольку они не признавали его греческим по происхождению и относили его к пеласгийским или мизийским языкам. [ 13 ] Согласная строка — nth — (также встречающаяся в географических названиях, таких как Коринф ) считается филологами негреческой и, возможно , лувийской по происхождению. [ 14 ] Отрывок из Гомера не дает никаких указаний на его значение, и поэтому мифы об Аполлоне Сминтее в первую очередь возникли в результате попыток этиологизировать этот эпитет.
Самая ранняя традиция исходит от Каллина , элегического поэта из Эфеса, жившего в середине VII века до нашей эры. Он сообщает, что Гамаксит был основан группой тевкрийских (то есть троянских) критян приказал , которым оракул основать город там, где на них нападали «рожденные на земле» ( γηγενεῖς ). Когда они достигли района Гамаксита, огромная стая полевых мышей съела всю кожу на их снаряжении, и поэтому они обосновались на этом месте, интерпретируя «земнорожденных» оракула как мышей. Таким образом, в этом мифе термин сминтос интерпретируется как «мышь». [ 15 ] Этиология Каллина учитывает как роль Аполлона как бога болезней, так и тот факт, что именно в этой роли Хрис призвал его как «Сминтиана» в « Илиаде» . Однако, обсуждая культ, Августа греческий географ Страбон из Амасии отметил, что эпитеты богов, которым поклонялись в нескольких других греческих святилищах, также объяснялись ссылкой на бога, положившего конец нашествию мелких животных, и поэтому неясно. как Каллин пришел к такому конкретному объяснению сминтоса как «мыши». [ 16 ] Этот термин снова появляется как поэтическое слово для обозначения мышей несколько столетий спустя во фрагменте трагедии Эсхила , жившего в начале V века до н. лексема . [ 17 ]
Версия Каллина преобладала в классической античности и нашла отражение в местных традициях Гамаксита. [ 18 ] На монетах, отчеканенных городом в IV и III веках до нашей эры, изображен Аполлон Сминфей, а после синоецизации Гамаксита монеты с изображением Аполлона Сминфея продолжали выпускаться монетным двором Александрии Троады до правления императора Галлиена (260–268 гг. н. э.). [ 19 ] В начале I века нашей эры Страбон описал святилище Аполлона Сминфея как статую Аполлона с ногой на мыши, созданную скульптором Скопасом с Пароса ок. 395 – ок. 350 до н. э.) (ок. 395 – ок. 350 до н.э.), а римским ученым Элианом ( ок. 175–235 гг. н.э.) сообщил, что мышей содержали за государственный счет в святилище и гнездили под алтарем. [ 20 ] Обширные остатки эллинистического храма сейчас можно увидеть на северной окраине современной деревни Гюльпинар. [ 21 ] Последние турецкие раскопки показывают, что эллинистический храм был построен ок. 150–125 гг. до н. э., и, следовательно, примерно в то же время, когда главный праздник Александрии Троады изменился с Πύθια ἐν Τρωάδι ( Пифия эн Троади , «Пифия в Троаде») на Σμίνθια ( Сминфия , «Сминфия»). . [ 22 ] Культ распространился на остров Родос , где месяц назывался Σμίνθιος ( Сминтиос ) и проводился фестиваль, известный как Сминтия, о котором ученый Филомнестус говорил в книге « О сминтии на Родосе» . [ 23 ]
Галерея
[ редактировать ]История
[ редактировать ]Архаичный и Классический
[ редактировать ]Считается, что Гамаксит впервые был заселен митиленцами в VIII или VII веках до нашей эры; однако на этом месте не было проведено достаточных раскопок, чтобы окончательно доказать это. [ 24 ] Это был один из актейских городов в Троаде , который Афины отобрали у Митилини после окончания Митиленского восстания в 427 г. до н.э., и он фигурирует в начислении дани за 425/4 и 422/1 г. до н.э. [ 25 ] В 425/4 г. до н.э. он имел оценку в 4 таланта , сравнительно высокий показатель по сравнению с другими городами Троады ; большая часть этого богатства могла быть получена из соляных копей в близлежащем Трагасай , которые, как показывают записи османского периода, могли быть очень продуктивными. [ 26 ] Фрагмент так называемого Указа о стандартах, датируемого 420-ми годами до нашей эры и предписывавшего членам Делосской лиги использовать афинские веса, меры и монеты , был найден в соседней деревне Гюльпинар. [ 27 ]
После поражения Афин в конце Пелопоннесской войны в 403 г. до н. э. Гамаксит наслаждался кратким периодом свободы от внешнего вмешательства. В 399 г. до н.э. он был насильственно повторно включен в состав Персидской империи , а затем снова освобожден спартанцем Дерцилидом в 398 г. до н.э. [ 28 ] В IV веке до нашей эры Гамаксит начал чеканить собственные монеты, которых изображалась голова Аполлона на аверсе либо лира (символ Аполлона) с легендой ΑΜΑΞΙ (см. выше , а на реверсе — ) . [ 29 ] Эти изображения были отсылкой к знаменитому святилищу Аполлона Сминфея на территории Гамаксита, а образцы чеканки были найдены широко распространенными по всей Троаде . [ 30 ] Помимо соляных копей в Трагасай, Гамакситус в этот период также был обогащен своей прекрасной гаванью. Находки с хианским и фасийским вином амфор участие Гамаксита в Эгейским морем , а надпись, датируемая серединой IV века до торговле с этого периода в Бешиктепе указывают на . н бесплатно как по суше, так и по морю. [ 31 ]
Эллинистический и римский
[ редактировать ]В ц. 310 г. до н. э. Антигон Монофтальм , один из Александра преемников , создал новый город Антигония Троада , объединив несколько общин в Троаде. [ 32 ] Ученые расходятся во мнениях относительно того, был ли Гамаксит синеэзирован сразу или позже, но самые последние исследования (основанные на переоценке нумизматических , эпиграфических и археологических данных ) предполагают, что Гамаксит не был синеэцизирован до ок. 188 – ок. 171 г. до н.э. [ 33 ] В ранний эллинистический период Гамаксит продолжал пропагандировать свою связь с Аполлоном Сминфеем, представив вторую, более сложную серию монет, рекламирующую его связь со святыней. [ 34 ] По мере того, как в эллинистический период росла популярность культа Аполлона Сминтея (см. Выше ), удобная близость порта к святыне бога означала, что Гамаксит извлекал выгоду из увеличения числа паломников, проходящих через городскую гавань. [ 35 ] Продолжающаяся прибыльность соляных копей в Трагасай очевидна из попытки царя Лисимаха обложить их налогом c. 301–281 гг. до н. э., а о важности этого дохода для Гамаксита свидетельствует их активное (и успешное) лоббирование Лисимаха освобождения от налогов на соляные копи. [ 36 ] В последнее десятилетие 4-го века до нашей эры мы слышим о Гамаксите, чествующем друга Антигона Монофтальма , Никомеда Косского , и ок. 230-220 гг. до н.э. появился на пути дельфийских теародоков . [ 37 ]
Поселение Гамаксит, по-видимому, сохранилось, по крайней мере, до раннего римского периода после его синеэцизма с Александрией Троадой (город был переименован в Антигонию Троаду после смерти Антигона в битве при Ипсе в 301 г. до н.э.). Слава Аполлона Сминтея только возросла после синеэкизма, который перестроил храм, создал новый фестиваль в честь бога и изображал Аполлона Сминтея на своих монетах до середины III века нашей эры. [ 38 ] Сминтеум продолжал появляться в римских и раннесредневековых маршрутах, таких как Tabula Peutingeriana (4-й или 5-й век) и Равеннская космография (7-й или 8-й век). [ 39 ] Поэтому вполне вероятно, что порт Бешиктепе все еще использовался паломниками, даже если поселение Хамакситус уже давно пришло в упадок. [ 40 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Плиний Старший , Naturalis Historia 5.124.
- ^ Страбон 10.3.21.
- ^ См. ниже, История . Равнина вокруг соляных ванн в Трагасай была известна в классической древности как Ἁλήσιον πεδίον ( Halesion pedion ), «соляная равнина».
- ^ Словарь греческой и римской географии (1854 г.), Hamaxitus
- ^ Кук (1973) 231.
- ^ IG I 3 71.III.129: ч [ амахситос ]; ИГ Я 3 77.IV.18: [ Ἁμαχ]σιτός ( квадратные скобки обозначают восстановление). О различных вариантах написания см. Carusi (2003) 34–5.
- ^ Карузи (2003) 35 н. 23.
- ^ Гудвин (1894) §28.3.
- ^ Чеканка «серии 1» (4 век до н. э.): Брессон (2007) 150.
- ^ LSJ св. возничий .
- ^ Кук (1973) 233-4. Чтобы узнать о других сайтах со схожей этимологией, см. Стефан Византийский св Амакса, Амаксантия, Амаксия, Амакситос .
- ^ Гомер , Илиада 1.39.
- ^ Chantraine (1980) св. сминтос .
- ^ Финкельберг (2005) 42-64.
- ^ Страбон , География, 13.1.48 = Каллин Т 4 (ред. Гербер); Догерти (1994) 37-8.
- ^ Страбон , География, 13.1.64 ; Хекстер (2002) 367-8.
- ^ Эсхил фр. 277 (изд. Зоммерштейна); ср. также Каллимах , Аэтия фр. 117.16.
- ^ Бернхейн, Фредерик (1978). «Сминфский Аполлон и эпидемия среди ахейцев в Трое» . Труды Американской филологической ассоциации . 108 . Джон Хопкинс: 11–14. дои : 10.2307/284230 . JSTOR 284230 . Проверено 15 ноября 2023 г.
- ^ "Бронза Галлиена, Александрия Троада, 260 - 268 гг. н.э. 1944.100.43746" . Американское нумизматическое общество . Проверено 31 марта 2022 г.
- ^ Страбон 13.1.48, Элиан , О природе животных 12.5. Скопас Паросский : Благодать (1932).
- ^ «Сминтеум» . www.livius.org . Архивировано из оригинала 13 августа 2013 г.
- ^ Брессон (2007) 154-5, со ссылкой на отчеты о раскопках Озгюнеля (2001).
- ^ Афиней 3.74f–75a, 10.445ab = Филомнестус, BNJ (= Новый Якоби Брилла ) 527 F 1-2 (изд. Стронк); О Филомнесте известно очень мало, за исключением того, что он датируется периодом до Афинея (т. е. 170 – ок. 230 г. н.э.). Сминтиос также засвидетельствован как название месяца в Пергаме , Нисиросе и Пафосе .
- ^ Кук (1973) 235.
- ^ IG I 3 71.III.129, ИГ I 3 77.IV.18.
- ^ Кук (1973) 222-4, Кук (1988) 13, Рикл (1997) 198-200, Т 59-64, Брессон (2007) 142-4. Название реки Тузла-Чай, протекающей через эти соляные котлованы, на турецком языке означает «соленая река» .
- ^ СЭГ 38.1251. Фрагмент принадлежит копии оригинального указа IG I. 3 1453 г., который был основан в Гамаксите. Впоследствии были опубликованы еще несколько фрагментов, например фрагмент Aphytis : SEG 51.55.
- ^ Ксенофонт , Hellenica 3.1.13, 16, Диодор Сицилийский 14.38.3.
- ^ Брессон (2007) 150-1, который предоставляет полный и актуальный список ссылок.
- ^ Кук (1973) сообщает о 234 находках в Кучук-Кую, Эзине, Баймарисе, Аккёе и Лимантепе.
- ^ Амфоры: Кук (1973) 231. Освобождение от налогов: И.Александрия Троас 3 (изд. Рикл); см. сейчас Брессон (2007) 147–50.
- ^ Древние свидетельства: Рикл (1997) 186-205.
- ^ Синоэцизировано сразу: Кук (1973) 231, 234, Кук (1988) 15-17. Часть первоначального синеэкизма, затем оставленная в 3 веке до нашей эры, затем снова присоединившаяся после Апамейского договора : Роберт (1946) 506-23, Роберт (1982) 319-33. Впервые синеэзированный c. 188 – ок. 171 г. до н.э.: Брессон (2007).
- ^ Брессон (2007) 151.
- ^ Брессон (2007) 156.
- ^ Рикл (1997) 198-200, Т 59-64.
- ^ Никомед Косский: IscrCos ED 71g B.6. Театр : Брессон (2007) 153 н. 60.
- ↑ О продолжающемся интересе к культу см. Ricl (1997) 189-94 T 39.
- ^ Рикл (1997) 190, Т 39.5-7.
- ^ Брессон (2007) 156.
Библиография
[ редактировать ]- В.В. Гудвин, Греческая грамматика, ред. (Лондон, 1894 г.).
- V. R. Grace, 'Scopas in Chryse' JHS 52 (1932) 228–232.
- Л. Роберт, «Города Карии и Ионии в списке теородохов Дельф» BCH 70 (1946) 506–23.
- П. Чантрен, Этимологический словарь греческого языка: история слов , 4 тт. (Париж, 1968–80)
- Дж. М. Кук, Трода: археологическое и топографическое исследование (Оксфорд, 1973) 231–5.
- Л. Роберт, «Документы из Малой Азии» BCH 106 (1982) 309–78.
- Дж. М. Кук, «Города внутри и вокруг Троады» ABSA 83 (1988) 7-19.
- К. Догерти, «Архаическая греческая поэзия: вопросы жанра и случая» JHS 114 (1994) 35–46.
- М. Рикл, Надписи Александрии Троады (Бонн, 1997) 196–201.
- К. Озгюнель, Сминтион, Священное место в Троаде (Анкара, 2001).
- О. Хекстер, «О мышах и императорах: заметка об Элиане De natura Animalium 6.40» CP 97.4 (2002) 365–70.
- К. Карузи, Острова и Переас в Малой Азии (Пиза, 2003 г.) 34–5.
- С. Митчелл, «Гамакситус» в М.Х. Хансене и Т.Х. Нильсене (ред.), Опись архаических и классических полисов (Оксфорд, 2004), вып. 778.
- М. Финкельберг, Греки и догреки: Эгейская предыстория и греческая героическая традиция (Кембридж, 2005).
- А. Брессон, «Hamaxitos en Troade» в Ж. Далезоне (редактор), Пространства и силы в древности от Анатолии до Галлии. Дань уважения Бернару Реми (Гренобль, 2007) 139–58.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сминтеум на Livius.org