Jump to content

Руанский фаянс

Руанский фаянсовый кувшин , форма «шлем» с росписью в виде ламбрекена, ок. 1720 г.

Город Руан был в Нормандии центром производства фаянсовой или глазурованной фаянсовой посуды, по крайней мере, с 1540-х годов. В отличие от фаянса Невера , где первыми гончарами были иммигранты из Италии, которые сначала продолжали изготавливать изделия в стиле итальянской майолики итальянскими методами, руанский фаянс был по сути французским по своему вдохновению, хотя позже под влиянием восточноазиатского фарфора. Как и в Невере, в одно и то же время было разработано несколько стилей.

Самая ранняя керамика, начиная с 1540-х годов, специализировалась на крупных узорах и изображениях, состоящих из цветных плиток. Столетие спустя король предоставил монополию на пятьдесят лет , и к 1647 году была основана фабрика. Товары, которые производились на ней, теперь трудно отличить от товаров других центров, но бизнес явно был успешным. Когда в 1697 году истек срок действия монополии, открылся ряд новых фабрик, и начался лучший период Руана, продолжавшийся примерно до середины века. Украшение лучшего руанского фаянса было очень хорошо выполнено, с замысловатыми узорами в нескольких стилях, обычно сосредоточенными на орнаменте, с относительно небольшими фигурками, если они вообще были. К концу 18 века производство значительно сократилось, главным образом из-за конкуренции со стороны более дешевой и лучшей английской посуды для крема .

В течение короткого периода с 1673 по 1696 год другая фабрика в городе также производила самый ранний французский фарфор с мягкой пастой , вероятно, не на коммерческой основе; только девять предметов руанского фарфора . Сейчас считается, что сохранилось [1]

Руанский фаянс

[ редактировать ]
Ноев ковчег приземлился на горе Арарат , изразцовое панно Массео Абакена , 1550 год.

Мастер-классы по Абакенсу

[ редактировать ]

Есть записи о «фаянса на итальянский манер» ( майолики ) в Руане в 1526 году. изготовлении [2] согласно «Луне » Массео Абакена , [3] чья мастерская определенно действовала к 1540-м годам. Он был французом, но, по крайней мере, некоторые из его художников могли быть итальянцами. Делали расписные изразцы, а также сосуды. В 1542–1549 годах они поставляли плитку для замка Экуэн, построенного Анной де Монморанси . [4] Коннетабль Франции или Великий констебль, главный министр и командующий французской армией, владевший службой майолики Урбино . [5] Другой заказ из круга Монморанси занимался облицовкой плиткой замка Басти д'Юрфе , построенного Клодом д'Юрфе . Некоторые из этих плиток датируются ок. 1557–1560 гг., и после прохождения коллекций Гастона Ле Бретона (1845–1920), ведущего искусствоведа французской керамики, и Дж. П. Моргана , сейчас находятся в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. [6] в мастерской также есть три альбарелло и кувшин. В 1543 году Массео подписал контракт на поставку 346 дюжин (4152) аптекарских баночек руанскому аптекарю . [7]

Другая мастерская была основана сыном Массео Лораном Абакеном и действовала примерно с 1545–1590 годов.

Период монополии, 1647–97 гг.

[ редактировать ]
из искусственного шелка в полихромном стиле Ламбрекен с центральной сценой в стиле шинуазри . Сделано ок. 1710 г. — это ранний пример во всех отношениях; 23,97 см.

В 1644 году Николя Пуарель, сьер (лорд) Гранвалья, получил пятидесятилетнюю королевскую монополию на производство фаянса в Нормандии. Фабрику основал Эдме Потера (1612–1687 гг.), который, вероятно, был опытным гончаром и достиг соглашения с Пуарелем. Три предмета, датированные 1647 годом, довольно просто оформлены в синем на белом фоне с оттенками желтого и зеленого. [8]

В 1663 году Кольбер , недавно назначенный министром финансов Людовика XIV , отметил, что руанские фаянсовые изделия следует защищать и поощрять, посылал проекты и давал поручения королю. [9] К 1670 году Потера получил часть крупных и престижных заказов на XIV Людовика фарфоровый Трианон , ныне утерянный. В 1674 году Потера выкупил монополию у Пуареля; теперь он явно преуспел и приобрел два титула светлости. [10]

После смерти Эдме Потера в 1687 году дело взял на себя его младший сын Мишель. Другой сын, Луи, в 1673 году открыл еще одну фаянсовую мастерскую , а позже основал отдельную фабрику по производству фарфора (см. Ниже). [11]

До конца века руанский фаянс, по-видимому, под руководством Луи Потера (ум. 1696), разработал ламбрекена , «зубчатый бордюрный узор в стиле барокко». стиль украшения [12] с «подвесным кружевным орнаментом, драпировками и завитками», [13] адаптированные из орнаментальных стилей, используемых в других видах декоративного искусства , включая переплеты книг, кружева и изделия из металла, а также их печатные версии в книгах по дизайну. Обычно крупные и мелкие элементы чередуются. Этот стиль оставался ключевым стилем, «виртуальной торговой маркой» Руана. [14] вплоть до следующего столетия, и его часто копировали в других фаянсовых центрах, в том числе за пределами Франции, а также на фарфоровых фабриках, таких как Руан и фарфор Сен-Клу . Этот термин произошел от шарфов, привязывавшихся к шлемам средневековыми рыцарями, а затем от геральдики он называется mantling , где на английском языке . Во французском языке это слово также стало термином для обозначения горизонтальных частей ( ламбрекенов или оконных балдахинов ) штор и драпировок, особенно вокруг кровати. [15]

После 1697 г.

[ редактировать ]
Деталь подноса в стиле охры-чернь , ок. 1725 ( весь поднос )

Конец монополии Потерата привел к открытию ряда других фабрик, продукцию которых обычно невозможно различить. [16] В 1717 году глава семьи Потера безуспешно просил правительство восстановить монополию и запретить шесть других фабрик, работавших тогда в Руане. [17] Были созданы и другие новые фабрики, но правительство хотело ограничить их количество и, в частности, в 1731 году выпустило таблицу, в которой указывалось, кому разрешено производить фаянс, и разрешенный размер их печей. В 1734 году один промышленник, пристроивший печь к картине, был вынужден ее разобрать. Эти ограничения в целом сохранялись до Французской революции , хотя в последующие десятилетия было разрешено строительство новой фабрики. [18] В 1749 г. было 13 заводов, между ними 23 печи. [19] а в 1759 г. всего было занято 359 рабочих. [20]

С 1720 года Николя Фуке (или Фуке, ум. 1742) купил главную фаянсовую лавку Потерата и отвечал за большую часть лучших работ, включая небольшое количество исключительных полихромных бюстов на подставках. Набор « Времена года» , сделанный около 1730 года для кабинета (кабинета) дома Фуке, сейчас находится в Лувре ; Первоначально Аполлон, который сейчас находится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. группу завершал [21] Пара неокрашенных белых бюстов Антония и Клеопатры сейчас находится в музее керамики в Руане, а еще один — в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. [22] Другими исключительно крупными произведениями являются очень редкие пары небесных и земных глобусов на пьедесталах и некоторые большие столешницы. [23]

Изначально стиль ламбрекена обычно был только синего цвета на белом, хотя изделие, датированное 1699 годом, уже имеет вышивку с китайским сюжетом в центре и использованием четырех цветов. [24] К 1720 году полихромная живопись стала доминирующей, используя ограниченный диапазон цветов, доступный для техники grand feu однократного высокотемпературного обжига. [25] Примерно в то же время был популярен стиль искусственный шелк - вариант орнамента ламбрекена, применяемый к круглым блюдам, при этом ламбрекены заходили внутрь от краев, а затем обычно пустая область вокруг круглой украшенной области. Это копировали и другие заводы. [26]

Другой декоративный стиль, зародившийся в Руане, называется охрой ниелле («инкрустация охрой »), с фоном из золотисто-желтой глазури и расписным завитковым орнаментом из «вьющейся темно-синей, похожей на морские водоросли листвы», часто уступающей место фигурам обнаженных путти. или дети в центре фигуры. Считается, что это происходит от стиля рабочей мебели Буля с инкрустациями из латуни и дерева на черепаховом панцире и других материалах, связанных с Андре Шарлем Булем . [27]

Жардиньерка в стиле рококо (из набора 3 шт.), ок. 1770 г.

Руанские китайские стили были разнообразны и иногда сочетались с ламбрекенами и чернью цвета охры . стилей цветочной живописи и бордюров, более тесно связанных с китайским экспортным фарфором и японскими стилями, включая Какиэмон Примерно после 1720 года популярность рококо появились гораздо позже. , возросла. Формы и стили [28]

Особый руанский стиль, балансирующий между рококо и китайским стилем , представляет собой ярко окрашенный декор à la corne со стилизованными птицами, цветами, бабочками и насекомыми, разбросанными по полю, а также рог изобилия corne d'abondance («рог изобилия»). , по-видимому, с четырьмя, а иногда и тремя гранями, из которых выходят цветы. Относительный масштаб всех элементов бессвязен и предназначен для аккуратного заполнения пространства. Сервиз из примерно 200 предметов в этом стиле был заказан российским царем Петром III в качестве подарка своему фавориту графу Головину около 1760 года. [29]

Рококо «никогда не понимали должным образом» в Руане, где этот стиль пытались использовать примерно с 1750 года. В частности, фабрикам долго не удавалось адаптировать свои формы к новому стилю, и они «остались окаменевшими в стиле серебряных дел мастера примерно 1690–1710 годов». , часто образуя «несимпатичное обрамление для раскидистых цветов, урн и других атрибутов живописи рококо». [30]

Руанская керамика широко копировалась такими мануфактурами, как мануфактура Синсени , основанная в 1713 году, когда гончары из Руана переехали туда, чтобы основать собственное предприятие, или мануфактура Сен-Клу . [31]

В 1781 году при 25 печах работало 570 рабочих, из них 95 художников. [32] Более высокие цифры были заявлены позже в том же десятилетии в петициях к правительству. [33] Как и везде во Франции, накануне революции руанская промышленность страдала от последствий торгового договора с Великобританией 1786 года, согласно которому английский импорт высококачественных и относительно дешевых кремовых изделий облагался пошлиной только в размере 12%. [34] Одному из владельцев фаянсовых изделий, М. Юэ, власти предоставили 600 ливров на поездку в Англию и исследование тамошней керамики. Он вернулся с планом построить фабрику по английской модели, использующую уголь, но этот план был сорван политической ситуацией. Huet's был одной из многих попыток имитировать английский « фаянс-бланш » (белая кремовая посуда в отличие от традиционной коричневой фаянсовой посуды « фаянс-брюн »), но они не могли сравниться по прочности и дешевизне с английским продуктом. К 1796 году работало всего девять печей, причем на низком уровне, со 150 рабочими. [35]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Мангер и Салливан, 135; Бэтти, 86–87 лет.
  2. ^ Сэвидж (1963), 144
  3. ^ Луна
  4. ^ Куттс, 28; «Плиточная композиция с изображением герба Анны де Монморанси» , 1542 год, Метрополитен-музей.
  5. ^ Куттс, 40 лет.
  6. ^ «Плитка с устройствами Клода д'Юрфе» , ок. 1557–1560, Массео Абакес, Метрополитен-музей.
  7. ^ Джакомотти, Французский фаянс , с. 14, 1963, Олдборн Пресс; Ревю, 678
  8. ^ Макнаб, 22 года; Сэвидж (1959), 145; Мангер и Салливан, 135 лет; Поттье, 394 со списком произведений, и 10, 69–78 - строго первоначальная монополия Пуареля составляла 30 лет, в следующем году продлевалась еще на 20 лет и несколько раз менялась в последующие годы.
  9. ^ Поттье, 12 лет.
  10. ^ Макнаб, 22 года; Сэвидж (1959), 145–146.
  11. ^ Макнаб, 22 года.
  12. ^ Сэвидж и Ньюман, 174.
  13. ^ Сэвидж (1959), 145 (цитата)
  14. ^ Луна
  15. ^ Сэвидж и Ньюман, 174–175; Сэвидж (1959), 145
  16. ^ Сэвидж (1959), 146
  17. ^ Поттье, 19 лет.
  18. ^ Поттье, 19–23.
  19. ^ Поттье, 27 лет.
  20. ^ Поттье, 29 лет.
  21. ^ Страница Виктории и Альберта ; Сэвидж (1959), 146; Лейн, 23; Поттье, 19 лет и см. индекс.
  22. ^ «Бюст Клеопатры (один из пары), ок. 1720–30» , Метрополитен-музей.
  23. ^ Лейн, 23
  24. ^ Поттье, 16 лет.
  25. ^ Сэвидж (1959), 146; Луна
  26. ^ Сэвидж (1959), 145
  27. ^ Луна; Лейн, 23; «Плато» (цитата), «Поднос» , Метрополитен-музей.
  28. ^ Сэвидж (1959), 146; «Плато» , Метрополитен-музей.
  29. ^ Поттье, 312–313.
  30. ^ Лейн, 22
  31. ^ о декоративном искусстве и архитектурном орнаменте стр.64 Исторический орнамент - Трактат Джеймса Уорда
  32. ^ Поттье, 34 года.
  33. ^ Поттье, 35–39.
  34. ^ Поттье, 37 лет.
  35. ^ Поттье, 37, 39–40, 347–349.
  • Бэтти, Дэвид , редактор, Краткая энциклопедия фарфора Sotheby's , 1990, Конран Осьминог, ISBN   1850292515
  • Чафферс, Уильям , «Самая ранняя фарфоровая мануфактура в Англии», в The Art Journal , 1865 г., Google Books.
  • Куттс, Ховард, Искусство керамики: европейский дизайн керамики, 1500–1830 , 2001, издательство Йельского университета, ISBN   0300083874 , 9780300083873, книги Google
  • Лейн, Артур, французский фаянс , 1948, Faber & Faber
  • Макнаб, Джесси, Французское керамическое искусство семнадцатого века , 1987, Метрополитен-музей, ISBN   0870994905 , 9780870994906, книги Google
  • Луна, Ирис, «Французский фаянс», на Хронологии истории искусств Хайльбрунна, 2016, Нью-Йорк: Метрополитен-музей , онлайн
  • Мангер, Джеффри, Салливан Элизабет, Европейский фарфор в Метрополитен-музее: основные моменты коллекции , 2018, Метрополитен-музей, ISBN   1588396436 , 9781588396433, книги Google
  • Поттье, Андре, История руанской глиняной посуды , Том 1, 1870, Ле Брюман (Руан), книги Google (на французском языке)
  • «Ревю», Revue de la Normandie , Том 9, Эдс Гюстав Гуэльлен, Жан Бенуа Дезире Коше, 1869, Э. Каньяр, на французском языке, Google Books
  • Сэвидж, Джордж (1959), Керамика сквозь века , Пингвин, 1959
  • Сэвидж, Джордж (1963), Фарфор сквозь века , Пингвин, (2-е изд.), 1963 г.
  • Сэвидж, Джордж, и Ньюман, Гарольд, Иллюстрированный словарь керамики , 1985, Thames & Hudson, ISBN   0500273804

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Перлес, Кристоф, Руанская фаянсовая посуда (1700–1750) (на французском языке), 2014, Editions Mare et Martin Arts, ISBN   9791092054316
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e1ec9fc24465d928fc0b613f09dd37e8__1678764000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e1/e8/e1ec9fc24465d928fc0b613f09dd37e8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rouen faience - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)