Руанский фаянс
Город Руан был в Нормандии центром производства фаянсовой или глазурованной фаянсовой посуды, по крайней мере, с 1540-х годов. В отличие от фаянса Невера , где первыми гончарами были иммигранты из Италии, которые сначала продолжали изготавливать изделия в стиле итальянской майолики итальянскими методами, руанский фаянс был по сути французским по своему вдохновению, хотя позже под влиянием восточноазиатского фарфора. Как и в Невере, в одно и то же время было разработано несколько стилей.
Самая ранняя керамика, начиная с 1540-х годов, специализировалась на крупных узорах и изображениях, состоящих из цветных плиток. Столетие спустя король предоставил монополию на пятьдесят лет , и к 1647 году была основана фабрика. Товары, которые производились на ней, теперь трудно отличить от товаров других центров, но бизнес явно был успешным. Когда в 1697 году истек срок действия монополии, открылся ряд новых фабрик, и начался лучший период Руана, продолжавшийся примерно до середины века. Украшение лучшего руанского фаянса было очень хорошо выполнено, с замысловатыми узорами в нескольких стилях, обычно сосредоточенными на орнаменте, с относительно небольшими фигурками, если они вообще были. К концу 18 века производство значительно сократилось, главным образом из-за конкуренции со стороны более дешевой и лучшей английской посуды для крема .
В течение короткого периода с 1673 по 1696 год другая фабрика в городе также производила самый ранний французский фарфор с мягкой пастой , вероятно, не на коммерческой основе; только девять предметов руанского фарфора . Сейчас считается, что сохранилось [1]
Руанский фаянс
[ редактировать ]Мастер-классы по Абакенсу
[ редактировать ]Есть записи о «фаянса на итальянский манер» ( майолики ) в Руане в 1526 году. изготовлении [2] согласно «Луне » Массео Абакена , [3] чья мастерская определенно действовала к 1540-м годам. Он был французом, но, по крайней мере, некоторые из его художников могли быть итальянцами. Делали расписные изразцы, а также сосуды. В 1542–1549 годах они поставляли плитку для замка Экуэн, построенного Анной де Монморанси . [4] Коннетабль Франции или Великий констебль, главный министр и командующий французской армией, владевший службой майолики Урбино . [5] Другой заказ из круга Монморанси занимался облицовкой плиткой замка Басти д'Юрфе , построенного Клодом д'Юрфе . Некоторые из этих плиток датируются ок. 1557–1560 гг., и после прохождения коллекций Гастона Ле Бретона (1845–1920), ведущего искусствоведа французской керамики, и Дж. П. Моргана , сейчас находятся в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. [6] в мастерской также есть три альбарелло и кувшин. В 1543 году Массео подписал контракт на поставку 346 дюжин (4152) аптекарских баночек руанскому аптекарю . [7]
Другая мастерская была основана сыном Массео Лораном Абакеном и действовала примерно с 1545–1590 годов.
- Напольная плитка, Замок Экуэн , 1540-е годы.
- Альбарелло , гр. 1545 г.
- Плитка с изображениями Клода д'Юрфе из замка Басти д'Юрфе , ок. 1557–60
- Одиночная плитка из часовни замка Басти д'Юрфе.
- Плитка с головой, гр. 1549–51
Период монополии, 1647–97 гг.
[ редактировать ]В 1644 году Николя Пуарель, сьер (лорд) Гранвалья, получил пятидесятилетнюю королевскую монополию на производство фаянса в Нормандии. Фабрику основал Эдме Потера (1612–1687 гг.), который, вероятно, был опытным гончаром и достиг соглашения с Пуарелем. Три предмета, датированные 1647 годом, довольно просто оформлены в синем на белом фоне с оттенками желтого и зеленого. [8]
В 1663 году Кольбер , недавно назначенный министром финансов Людовика XIV , отметил, что руанские фаянсовые изделия следует защищать и поощрять, посылал проекты и давал поручения королю. [9] К 1670 году Потера получил часть крупных и престижных заказов на XIV Людовика фарфоровый Трианон , ныне утерянный. В 1674 году Потера выкупил монополию у Пуареля; теперь он явно преуспел и приобрел два титула светлости. [10]
После смерти Эдме Потера в 1687 году дело взял на себя его младший сын Мишель. Другой сын, Луи, в 1673 году открыл еще одну фаянсовую мастерскую , а позже основал отдельную фабрику по производству фарфора (см. Ниже). [11]
До конца века руанский фаянс, по-видимому, под руководством Луи Потера (ум. 1696), разработал ламбрекена , «зубчатый бордюрный узор в стиле барокко». стиль украшения [12] с «подвесным кружевным орнаментом, драпировками и завитками», [13] адаптированные из орнаментальных стилей, используемых в других видах декоративного искусства , включая переплеты книг, кружева и изделия из металла, а также их печатные версии в книгах по дизайну. Обычно крупные и мелкие элементы чередуются. Этот стиль оставался ключевым стилем, «виртуальной торговой маркой» Руана. [14] вплоть до следующего столетия, и его часто копировали в других фаянсовых центрах, в том числе за пределами Франции, а также на фарфоровых фабриках, таких как Руан и фарфор Сен-Клу . Этот термин произошел от шарфов, привязывавшихся к шлемам средневековыми рыцарями, а затем от геральдики он называется mantling , где на английском языке . Во французском языке это слово также стало термином для обозначения горизонтальных частей ( ламбрекенов или оконных балдахинов ) штор и драпировок, особенно вокруг кровати. [15]
После 1697 г.
[ редактировать ]Конец монополии Потерата привел к открытию ряда других фабрик, продукцию которых обычно невозможно различить. [16] В 1717 году глава семьи Потера безуспешно просил правительство восстановить монополию и запретить шесть других фабрик, работавших тогда в Руане. [17] Были созданы и другие новые фабрики, но правительство хотело ограничить их количество и, в частности, в 1731 году выпустило таблицу, в которой указывалось, кому разрешено производить фаянс, и разрешенный размер их печей. В 1734 году один промышленник, пристроивший печь к картине, был вынужден ее разобрать. Эти ограничения в целом сохранялись до Французской революции , хотя в последующие десятилетия было разрешено строительство новой фабрики. [18] В 1749 г. было 13 заводов, между ними 23 печи. [19] а в 1759 г. всего было занято 359 рабочих. [20]
С 1720 года Николя Фуке (или Фуке, ум. 1742) купил главную фаянсовую лавку Потерата и отвечал за большую часть лучших работ, включая небольшое количество исключительных полихромных бюстов на подставках. Набор « Времена года» , сделанный около 1730 года для кабинета (кабинета) дома Фуке, сейчас находится в Лувре ; Первоначально Аполлон, который сейчас находится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. группу завершал [21] Пара неокрашенных белых бюстов Антония и Клеопатры сейчас находится в музее керамики в Руане, а еще один — в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. [22] Другими исключительно крупными произведениями являются очень редкие пары небесных и земных глобусов на пьедесталах и некоторые большие столешницы. [23]
Изначально стиль ламбрекена обычно был только синего цвета на белом, хотя изделие, датированное 1699 годом, уже имеет вышивку с китайским сюжетом в центре и использованием четырех цветов. [24] К 1720 году полихромная живопись стала доминирующей, используя ограниченный диапазон цветов, доступный для техники grand feu однократного высокотемпературного обжига. [25] Примерно в то же время был популярен стиль искусственный шелк - вариант орнамента ламбрекена, применяемый к круглым блюдам, при этом ламбрекены заходили внутрь от краев, а затем обычно пустая область вокруг круглой украшенной области. Это копировали и другие заводы. [26]
Другой декоративный стиль, зародившийся в Руане, называется охрой ниелле («инкрустация охрой »), с фоном из золотисто-желтой глазури и расписным завитковым орнаментом из «вьющейся темно-синей, похожей на морские водоросли листвы», часто уступающей место фигурам обнаженных путти. или дети в центре фигуры. Считается, что это происходит от стиля рабочей мебели Буля с инкрустациями из латуни и дерева на черепаховом панцире и других материалах, связанных с Андре Шарлем Булем . [27]
Руанские китайские стили были разнообразны и иногда сочетались с ламбрекенами и чернью цвета охры . стилей цветочной живописи и бордюров, более тесно связанных с китайским экспортным фарфором и японскими стилями, включая Какиэмон Примерно после 1720 года популярность рококо появились гораздо позже. , возросла. Формы и стили [28]
Особый руанский стиль, балансирующий между рококо и китайским стилем , представляет собой ярко окрашенный декор à la corne со стилизованными птицами, цветами, бабочками и насекомыми, разбросанными по полю, а также рог изобилия corne d'abondance («рог изобилия»). , по-видимому, с четырьмя, а иногда и тремя гранями, из которых выходят цветы. Относительный масштаб всех элементов бессвязен и предназначен для аккуратного заполнения пространства. Сервиз из примерно 200 предметов в этом стиле был заказан российским царем Петром III в качестве подарка своему фавориту графу Головину около 1760 года. [29]
Рококо «никогда не понимали должным образом» в Руане, где этот стиль пытались использовать примерно с 1750 года. В частности, фабрикам долго не удавалось адаптировать свои формы к новому стилю, и они «остались окаменевшими в стиле серебряных дел мастера примерно 1690–1710 годов». , часто образуя «несимпатичное обрамление для раскидистых цветов, урн и других атрибутов живописи рококо». [30]
Руанская керамика широко копировалась такими мануфактурами, как мануфактура Синсени , основанная в 1713 году, когда гончары из Руана переехали туда, чтобы основать собственное предприятие, или мануфактура Сен-Клу . [31]
В 1781 году при 25 печах работало 570 рабочих, из них 95 художников. [32] Более высокие цифры были заявлены позже в том же десятилетии в петициях к правительству. [33] Как и везде во Франции, накануне революции руанская промышленность страдала от последствий торгового договора с Великобританией 1786 года, согласно которому английский импорт высококачественных и относительно дешевых кремовых изделий облагался пошлиной только в размере 12%. [34] Одному из владельцев фаянсовых изделий, М. Юэ, власти предоставили 600 ливров на поездку в Англию и исследование тамошней керамики. Он вернулся с планом построить фабрику по английской модели, использующую уголь, но этот план был сорван политической ситуацией. Huet's был одной из многих попыток имитировать английский « фаянс-бланш » (белая кремовая посуда в отличие от традиционной коричневой фаянсовой посуды « фаянс-брюн »), но они не могли сравниться по прочности и дешевизне с английским продуктом. К 1796 году работало всего девять печей, причем на низком уровне, со 150 рабочими. [35]
- Горшок конца 17 века с фестонами.
- Сахарница, гр. 1700.
- Ваза с ламбрекенами и сцена с сатирами, 1700–25.
- Зима , гр. 1730 г., сделано для дома Николя Фуке.
- Соответствующий бюст Аполлона (подставка отрезана)
- Полихромная жардиньерка с китайским драконом, 1725–40.
- Полихромная пластина с китайской сценой, ок. 1730.
- Супница, украшение из рогов , ок. 1740 г.
- Тарелка шинуазри, ок. 1740–45, 24,1 см.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Мангер и Салливан, 135; Бэтти, 86–87 лет.
- ^ Сэвидж (1963), 144
- ^ Луна
- ^ Куттс, 28; «Плиточная композиция с изображением герба Анны де Монморанси» , 1542 год, Метрополитен-музей.
- ^ Куттс, 40 лет.
- ^ «Плитка с устройствами Клода д'Юрфе» , ок. 1557–1560, Массео Абакес, Метрополитен-музей.
- ^ Джакомотти, Французский фаянс , с. 14, 1963, Олдборн Пресс; Ревю, 678
- ^ Макнаб, 22 года; Сэвидж (1959), 145; Мангер и Салливан, 135 лет; Поттье, 394 со списком произведений, и 10, 69–78 - строго первоначальная монополия Пуареля составляла 30 лет, в следующем году продлевалась еще на 20 лет и несколько раз менялась в последующие годы.
- ^ Поттье, 12 лет.
- ^ Макнаб, 22 года; Сэвидж (1959), 145–146.
- ^ Макнаб, 22 года.
- ^ Сэвидж и Ньюман, 174.
- ^ Сэвидж (1959), 145 (цитата)
- ^ Луна
- ^ Сэвидж и Ньюман, 174–175; Сэвидж (1959), 145
- ^ Сэвидж (1959), 146
- ^ Поттье, 19 лет.
- ^ Поттье, 19–23.
- ^ Поттье, 27 лет.
- ^ Поттье, 29 лет.
- ^ Страница Виктории и Альберта ; Сэвидж (1959), 146; Лейн, 23; Поттье, 19 лет и см. индекс.
- ^ «Бюст Клеопатры (один из пары), ок. 1720–30» , Метрополитен-музей.
- ^ Лейн, 23
- ^ Поттье, 16 лет.
- ^ Сэвидж (1959), 146; Луна
- ^ Сэвидж (1959), 145
- ^ Луна; Лейн, 23; «Плато» (цитата), «Поднос» , Метрополитен-музей.
- ^ Сэвидж (1959), 146; «Плато» , Метрополитен-музей.
- ^ Поттье, 312–313.
- ^ Лейн, 22
- ^ о декоративном искусстве и архитектурном орнаменте стр.64 Исторический орнамент - Трактат Джеймса Уорда
- ^ Поттье, 34 года.
- ^ Поттье, 35–39.
- ^ Поттье, 37 лет.
- ^ Поттье, 37, 39–40, 347–349.
Ссылки
[ редактировать ]- Бэтти, Дэвид , редактор, Краткая энциклопедия фарфора Sotheby's , 1990, Конран Осьминог, ISBN 1850292515
- Чафферс, Уильям , «Самая ранняя фарфоровая мануфактура в Англии», в The Art Journal , 1865 г., Google Books.
- Куттс, Ховард, Искусство керамики: европейский дизайн керамики, 1500–1830 , 2001, издательство Йельского университета, ISBN 0300083874 , 9780300083873, книги Google
- Лейн, Артур, французский фаянс , 1948, Faber & Faber
- Макнаб, Джесси, Французское керамическое искусство семнадцатого века , 1987, Метрополитен-музей, ISBN 0870994905 , 9780870994906, книги Google
- Луна, Ирис, «Французский фаянс», на Хронологии истории искусств Хайльбрунна, 2016, Нью-Йорк: Метрополитен-музей , онлайн
- Мангер, Джеффри, Салливан Элизабет, Европейский фарфор в Метрополитен-музее: основные моменты коллекции , 2018, Метрополитен-музей, ISBN 1588396436 , 9781588396433, книги Google
- Поттье, Андре, История руанской глиняной посуды , Том 1, 1870, Ле Брюман (Руан), книги Google (на французском языке)
- «Ревю», Revue de la Normandie , Том 9, Эдс Гюстав Гуэльлен, Жан Бенуа Дезире Коше, 1869, Э. Каньяр, на французском языке, Google Books
- Сэвидж, Джордж (1959), Керамика сквозь века , Пингвин, 1959
- Сэвидж, Джордж (1963), Фарфор сквозь века , Пингвин, (2-е изд.), 1963 г.
- Сэвидж, Джордж, и Ньюман, Гарольд, Иллюстрированный словарь керамики , 1985, Thames & Hudson, ISBN 0500273804
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Перлес, Кристоф, Руанская фаянсовая посуда (1700–1750) (на французском языке), 2014, Editions Mare et Martin Arts, ISBN 9791092054316