Jump to content

Переворот пяти варваров

(Перенаправлено из «Восстания пяти варваров »)
Переворот пяти варваров

Модели миграции пяти варваров в Китай до переворота.
Дата 304–316
Расположение
Результат Расширение Хань-Чжао в северном Китае и Чэн-Хань в Сычуани ; Падение династии Западная Цзинь в северном Китае; Образование династии Восточная Цзинь на юге Китая.
Воюющие стороны
Хан-Чжао

Династия Цзинь


Сяньбэя Союзники
Туоба в Дае
Племя Дуань в Ляоси
Ченг-Хан Сторонники Сыма Ин (307–308)
Командиры и лидеры
Лю Юань
Лю Сюань
Лю Цун
Лю Яо
Ши Лэ (после 307 г.)
Ван Ми  Выполнено
Император Хуай Цзинь  Выполнено
Император Мин Цзинь  Выполнено
Сыма Юэ
Гоу Си  Выполнено
Ван Янь  Выполнено
Лю Кун
Ван Цзюнь  Выполнено
Сыма Бао
Чжан Гуй
Чжан Ши
Туоба Йилу  
Дуань Увучен
Дуань Цзилуцзюань
Дуан Пиди [1] [2] [3] [4]
Ло Шан
Ли Сюн
Фань Чаншэн [5]
Джи Сан  
Ши Лэ (до 307 г.)
Сила
ок. 100 000 сюнну , Цзе , Ди , Цян , Сяньбэй , ханьские китайцы и другие племенные народы. 100 000–200 000 ханьцев, сяньбэй, цян, ди и ухуань Повстанцы Ба-Ди и ханьские китайские союзники Ханьские китайцы и неханьские повстанцы
Жертвы и потери
Неизвестный Неизвестный Неизвестный Неизвестный
Переворот пяти варваров
Традиционный китайский У Хуан Хуа
Упрощенный китайский У Хуан Хуа
Буквальный смысл Пять варваров наводят беспорядок в Китае

Переворот пяти варваров также переводится как Восстание , Восстание. [6] или восстание [7] из пяти варваров ( упрощенный китайский : 五胡乱华 ; традиционный китайский : 五胡乱华 ; букв. «Пять иностранных племен, разрушающих Китай» [8] ) — китайское выражение, используемое для обозначения хаотического периода войн во времена династии Цзинь (266–420), примерно между 304 и 316 годами, в котором активно участвовали неханьские народы , живущие в Китае, обычно называемые « пятью варварами» . Эти конфликты, совпавшие с Войной восьми принцев , которая значительно ослабила империю, в конечном итоге вытеснили императорский двор Цзинь из северного и юго-западного Китая.

« Пятью варварами » были хунну , Цзе , Цян , Ди и Сяньбэй , многие из которых переселились в Китай в течение предшествующих столетий. Несмотря на название периода, многие ханьцы и другие племена, такие как ухуань, также участвовали в восстаниях и часто объединяли свои силы с «Пятью варварами». Годы плохого управления и гражданских войн между правящими князьями сделали империю уязвимой перед недовольными и оппортунистическими подданными. Этническая напряженность в регионе Гуаньчжун между ханьцами и племенами, в первую очередь цян и ди, привела к крупным восстаниям, которые привели к притоку беженцев в юго-западный Китай . Попытки заставить их вернуться в Гуаньчжун были встречены сопротивлением и завершились восстанием Ба-Ди беженца Ли Тэ в 301 году.

На севере южные сюнну Шаньси Лю воспользовались расприми принца Цзинь, чтобы основать государство Хань-Чжао в 304 году, провозгласив благородного Юаня своим правителем. Когда восстания против Цзинь распространились на Хэбэй и Шаньдун , бывший Цзе раб Ши Лэ приобрел известность и после присоединения к Лю Юаню стал эффективно контролировать восточную часть своей империи. Племя Сяньбэй Дуань в Ляоси и Туоба племя в Дае изначально были важными союзниками Цзинь в борьбе с Хань, но позже вышли из конфликта, чтобы консолидировать контроль над своими территориями.

Сын Ли Тэ, Ли Сюн, захватил Чэнду и основал Чэн-Хань в 304 году. В 311 году Хань захватил императора Цзинь Хуая и древнюю столицу Лоян в ходе события, известного как катастрофа Юнцзя . В 316 году надежды Цзинь на восстановление имперской власти на севере были разбиты, когда Хань победил и захватил императора Миня в Чанъане . Основание Чэн-Ханя и Хань-Чжао в 304 году рассматривалось как начало периода Шестнадцати королевств , а поражение императора Миня привело к образованию династии Восточная Цзинь императором Юанем в Цзянькане в 318 году. В течение следующих 130 Примерно через несколько лет Китай будет разделен между Шестнадцатью королевствами и Восточным Цзинь до окончательного распада Цзинь династией Лю Сун и объединения севера династией Северная Вэй .

Демобилизация и война восьми принцев

[ редактировать ]

Когда в 266 году была основана династия Цзинь, император Цзинь У стремился извлечь уроки из ошибок своего предшественника Цао Вэя , наделив принцев полномочиями. В отличие от Вэй, принцам было разрешено стать военными губернаторами и получить личные армии в своих вотчинах. После объединения Китая в 280 году император У приказал демобилизовать все провинции и командования империи и свел военную власть провинциального инспектора к гражданской роли. В крупных командованиях было размещено только 100 военных чиновников, а в более мелких - только 50.

Император надеялся, что концентрация военной власти в руках принцев удержит дворянские кланы от захвата власти, но эти решения привели к войне восьми принцев его смерти в 290 . году после были отключены , и принцы настроили свои армии друг против друга за контроль над империей в свете отсутствия свободы действий у нового императора.

В то время как армия Цзинь ослабела под властью князей, многие беззащитные командования стали объектами восстания недовольных или оппортунистических подданных империи. В последние годы правления Западной Цзинь племенные субъекты, известные под общим названием « Пять варваров», стали доминировать над северным и западным Китаем. Этими пятью варварами были сюнну , Цзе , Цян , Ди и Сяньбэй .

Южные хунну провинции Бин

[ редактировать ]

Миграция кочевых народов во внутренние районы Китая продолжалась со времен династии Хань. В 50 г. н. э., через несколько лет после того, как империя хунну была разделена на две части, южные хунну стали вассалами Хань. Они перенесли свой двор в командование Сихэ в провинции Бин и поселились в пограничных командованиях внутри Великой стены . Они зависели от торговли с ханьцами и сотрудничали с ними, чтобы уничтожить конкурирующих северных хунну . Хотя в последующие годы отношения ухудшились, а хунну время от времени восставали, они оставались вассалами даже после того, как Хань был заменен Цао Вэй в 220 году. [9]

В 216 году военачальник Цао Цао упразднил должность шаньюй и разделил Южных сюнну на пять дивизий вокруг Тайюаньского командования . Постепенно на протяжении периодов Цао Вэй и раннего Западного Цзинь элита сюнну начала выражать недовольство своим новым образом жизни. В эпоху Цзяпина (249–254 гг .) пять дивизий ненадолго объединились под руководством Лю Бао , прежде чем вмешался суд Вэй-Цзиня и снова разделил их на пять. Восстания против Цзинь вспыхнули в 272 и 294 годах, но оба были быстро подавлены. Как утверждает знатный хунну Лю Сюань в « Книге Цзинь» :

«В прошлом наши предки и предки Хань действовали как братья в радости и горе. Однако после падения Хань и возвышения Вэя и Цзинь наши титулы чанью не имеют никакой ценности, и с тех пор мы не получили ни фута земли. Хотя мы были удостоены многих благородных званий, наши семьи одинаково низки». все

Другой этнической группой, проживавшей в то время в Бинге, были люди Цзе . Их точное происхождение до сих пор обсуждается учеными, но считается, что когда-то они были частью южных сюнну, а затем проживали в Шандане. Между 303 и 304 годами Бинг страдал от голода, в результате которого многие хунну, Цзе и другие племена были вынуждены покинуть свои дома. Провинциальный инспектор приказал схватить этих людей и продать их в рабство, чтобы финансировать свою армию для продолжающейся гражданской войны.

Этническая напряженность в Гуаньчжуне

[ редактировать ]

На западе народ Цян в современных Ганьсу и Цинхае изначально был вассалом империи хунну, но постепенно подчинился династии Хань. Цянам было разрешено переселиться в регион Гуаньчжун , а также в водоразделы рек Вэй и Цзин . Там они занимались сельским хозяйством и жили вместе с китайскими поселенцами. Однако они также сталкивались с притеснениями со стороны местной администрации, что часто приводило к крупномасштабным восстаниям. Рядом с Цяном проживал народ Ди , который также стал данником Хань по мере расширения Хань на запад.

Падение Хань и периода Троецарствия еще больше стимулировало иммиграцию кочевых народов с целью заселить опустошенные территории и обеспечить военную мощь и рабочую силу. В частности, регион Гуаньчжун стал спорным регионом между полевыми командирами, а затем и между государствами Цао Вэй и Шу Хань . В 219 году Цао Цао переселил около 50 000 ди из Уду в Тяньшуй и Фуфэн командования . Народы Цян и Ди были многочисленны на северо-западе Китая, и они часто сражались за Вэй или Шу, в зависимости от обстоятельств. Среди других племен, проживавших на северо-западе, были племена Лушуйху (盧水胡) и Сяньбэй, такие как Туфа (禿髮). Племена составляли около половины населения Гуаньчжуна.

В то время как Вэй держал ситуацию в основном под контролем, северо-запад погрузился в хаос под властью Западного Цзинь, поскольку их губернаторы не смогли сохранить поддержку племен. В 270 году вождь Сяньбэй Туфа Шуджинэн возглавил многоэтническое восстание против Цзинь в провинциях Лян и Цинь , которое продолжалось до 279 года, при этом повстанцы ненадолго взяли под свой контроль Лян. С 296 по 299 годы различные племена снова восстали, на этот раз в Гуаньчжуне, провозгласив вождя Ди Ци Ваньняня своим императором. Эти восстания сопровождались голодом и эпидемиями, причем восстание Ци Ваньняня было настолько серьезным, что опустошило Гуаньчжун и побудило десятки тысяч беженцев перебраться в Ханьчжун и Сычуань в поисках еды. [10]

Восстания, а также восстания хунну в Бинге вызвали тревогу среди нескольких человек при дворе Цзинь. После объединения министр Го Цинь (郭欽) посоветовал императору У сосредоточиться на выселении племенных народов за пределы границ. После поражения Ци Ваньняня другой министр, Цзян Тун , представил в суд эссе под названием Си Жун Лунь (徙戎論; Обсуждение переселения племени Ронг), также призывая к репатриации племен. Однако оба предложения были отклонены.

Альянсы Цзинь и Сяньбэй

[ редактировать ]

С упадком Сяньбэй племена Муронг конфедерации , Дуань и Ювэнь мигрировали в регион Ляоси . Муронг был первым из трех, кто присоединился к династиям Центральных равнин , помогая Цао Вэй в их кампании против Гунсунь Юаня . Они оставались связанными и после основания Цзинь, и, несмотря на войну между обеими сторонами с 281 по 289 год, Муронг вновь подчинились Цзинь, а их вождь Муронг Хуэй был назначен командующим Сяньбэем. Тем временем в 258 году другое племя сяньбэй — Туоба — заняло заброшенный город Шэнлэ и также стало вассалом Вэй и Цзинь.

На рубеже IV века инспектор Ю провинции Ван Цзюнь стремился укрепить свой контроль над своей провинцией в условиях Войны восьми принцев. Он объединился с соседним Дуанем и вождем Ювэня, который предоставил ему вспомогательные силы, которые сражались в кампаниях против Сыма Ина и Сыма Юна . Сяньбэй сыграли решающую роль в победе Сыма Юэ в гражданской войне, но они также приняли участие в разграблении Е в 304 году и Чанъаня в 306 году, убив тысячи жителей городов. Их эффективность побудила Цзинь продолжать использовать их для сдерживания растущей угрозы Хань-Чжао , при этом Туоба также присоединились к Цзинь.

Изменение климата

[ редактировать ]

Современные историки и метеорологи полагают, что изменение климата стало важным фактором миграции кочевых народов во внутренние районы Китая, поскольку на севере погода стала слишком холодной и сухой для ведения сельского хозяйства. Чу Кочин заявил, что был холодный период от Трех Королевств до Северной и Южной династий , при этом соответствующие исторические записи сообщают о случаях экстремальных погодных явлений, таких как замерзание реки Хуай в 226 году и Бохайского моря в 336 году. Проведенные исследования в пустыне Му Ус также обнаружили, что опустынивание произошло вокруг степи между династиями Хань и Тан , что затрудняло выживание городов.

Произошло серьезное сокращение населения; перепись Хань в 157 г. составила 56,5 млн человек и 10,7 млн ​​домохозяйств, а перепись Цзинь в 280 г. составила всего 16 млн человек и 2,5 млн домохозяйств. Холодная и сухая погода побудила китайских фермеров переселиться в теплые южные земли, а степные народы — в северный Китай в поисках плодородных земель. В эпоху Тайкан (280–289 гг.) Цзинь приняли ряд представлений от сюнну, живущих за границей, при этом самая большая группа насчитывала 286 человек, предположительно насчитывавшая 100 000 человек. Стихийные бедствия и голод стали обычным явлением и усугубились Войной восьми принцев. [11] [12]

Возвышение Ченг-Хана

[ редактировать ]

Беженцы в Ба-Шу

[ редактировать ]

Люди, перемещенные в результате восстания Ци Ваньняня, были из шести командований Гуаньчжуна и состояли как из ханьских китайцев , так и из племенных народов. Первоначально они двинулись на юг, в Ханьчжун , где один ди вождь , Ян Маосоу , привел своих последователей в Чоучи и провозгласил полуавтономию от Цзинь в 296 году. Позже суд разрешил беженцам идти дальше на юг, в регион Ба-Шу . Они были разбросаны по провинциям И и Лян , где стали наемными работниками для местного населения.

Среди беженцев был один из их лидеров Ли Тэ . Он и его семья принадлежали к народу Ба-Ди , этнической группе, предками которой были люди Конг из Ба, которые двинулись на север и смешались с Ди. В 300 году Ли Тэ и его братья присоединились к инспектору И в его восстании против Цзинь, но позже предали и изгнали его из столицы провинции Чэнду , разграбив при этом ее. Ли Тэ вскоре вернулся к Цзинь из-за прибытия армии во главе с новым инспектором Ло Шанем , но сохранил значительное влияние в регионе в качестве исполняющего обязанности представителя семей беженцев.

Восстание Ли Тэ

[ редактировать ]

В 301 году суд в Лояне приказал беженцам вернуться в Гуаньчжун, но они не хотели подчиниться, поскольку считали, что ситуация все еще нестабильна, и у них недостаточно припасов, чтобы гарантировать безопасное путешествие. Ли Тэ продлил свое пребывание, проведя переговоры с Ло Шанем, но последний вскоре расстроился из-за задержки и попытался форсировать ход. Поскольку конфликт казался неизбежным, многие беженцы устремились в Ли Те, чтобы защитить себя. Зимой 301 года Ло Шан послал свои войска атаковать их, начав трехлетнее восстание под предводительством Ли Тэ и его семьи.

Ли Тэ добился большого успеха против сил Цзинь, победив их в нескольких сражениях. В 303 году его войска достигли окрестностей Чэнду, где он объявил новую эру правления, намекая на новый режим. Однако, прежде чем он успел это осознать, он был внезапно убит в засаде. Руководство перешло к его брату Ли Лю , а после его смерти в конце года оно перешло к сыну Ли Тэ, Ли Сюну . В 304 году Ли Сюн изгнал Ло Шаня из Чэнду и основал государство Чэн (переименованное в Хань в 338 году, отсюда и название Чэн-Хань).

Ранние годы Ченг-Хана

[ редактировать ]

Ли Сюн первоначально объявил себя королем, а затем стал императором в 306 году. Между возникновением Чэна и падением Западного Цзинь Чэн медленно подходил к расширению, действуя только тогда, когда по соседству вспыхнуло восстание беженцев. Их самое значительное достижение произошло в 314 г., когда повстанцы в Ханьчжуне сдали этот регион Ченгу. Его существование оказалось под угрозой в 309 году, когда Ло Шан начал наступление в поддержку восставших администраторов Чэна. Несмотря на потерю ключевых командований на раннем этапе, Ченг в конечном итоге сумел вернуть их и отразить Цзинь к 311.

Войны с Ли Тэ и Ченгом привели к появлению большего количества беженцев, на этот раз из провинции И, переместившихся на восток в провинцию Цзин. Силы Цзинь на юге не смогли сконцентрировать свои ресурсы на юго-западе из-за восстаний в Хубэе и Хунани . Между 303 и 304 годами Ман чиновник Чжан Чан возглавил восстание, которое распространилось по провинциям Цзин , Цзян , Сюй , Ян и Юй, состоящее из беженцев и людей, уклоняющихся от призыва в армию для борьбы с восстанием Ли Тэ. С 311 по 315 год Ду Тао , ханьский китаец , возглавил восстание беженцев против Цзинь в Цзин и Сян (湘州; в современной Хунани провинциях ). В отличие от восстания Ли Тэ, восстания в Хубэе и Хунани в конце концов были подавлены Цзинь.

Возвышение Хань-Чжао

[ редактировать ]
Китай в 304 году нашей эры в начале потрясений.

Основание Хань-Чжао

[ редактировать ]

В 304 году знать хунну в провинции Бин сговорилась воспользоваться распрями цзиньских принцев, чтобы отделиться от империи. Под началом принца Сыма Ина служил генерал хунну Лю Юань . Лю Юань был внуком южного сюнну шаньюя Юфулуо , хотя некоторые современные китайские историки полагают, что вместо этого он был членом несвязанного, но влиятельного племени Тугэ (屠各部). Он служил на нескольких должностях под руководством Цзинь, наблюдая за сюнну, став популярным среди сюнну и ханьских китайцев в провинциях Бин и Ю.

Дедушка Лю Юаня, Лю Сюань , убедил сюнну избрать Лю Юаня своим лидером, поэтому они отправили посланника в Е , где находился Лю Юань, чтобы сообщить ему о заговоре. В то время Сыма Ин был на грани поражения, когда Ван Цзюнь и его племенные союзники двинулись на Е. Согласившись присоединиться к заговору, Лю Юань получил разрешение Сыма Ина вернуться в Бин, чтобы он мог собрать сюнну, чтобы помочь дать отпор Ван Цзюню. Как только Лю Юань достиг Лиши , он был провозглашен новым Великим Чаньюем и собрал около 50 000 солдат. [ нужна полная цитата ] [13]

Позже, в 304 году, Лю Юань основал государство Хань (переименованное в Чжао в 319 году, отсюда и название Хань-Чжао). Несмотря на то, что Лю Юань был сюнну, он описал свое государство как продолжение династии Хань, ссылаясь на то, что его предки, такие как Моду Чаньюй, были женаты на ханьской принцессе через Хэцинь . Первоначально он принял императорский титул короля, став императором только в 308 году, чтобы подражать восхождению ханьского императора Гаозу . Чтобы укрепить свои силы, он был готов принять ханьских китайцев и нехуннуские племена, такие как сяньбэй и ди, на службу под его началом. [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22]

Восстания в Хэбэе, Хэнани и Шаньдуне.

[ редактировать ]

В следующие несколько лет на северо-востоке Китая начали вспыхивать новые восстания. В 305 году Гунши Фань восстал в Хэбэе , а в 306 году Лю Богэн (劉柏根) восстал в Шаньдуне . К концу 306 года оба восстания были быстро подавлены, но Джин не смог полностью уничтожить их силы, что позволило их остаткам перерасти в более серьёзную угрозу. Многие из этих лидеров повстанцев были ханьцами , но самым влиятельным из них оказался Ши Лэ , вождь Цзе , который ранее был продан в рабство во время голода в провинции Бин 303 и 304 годов.

После поражения Гунши Фаня его подчиненные Цзи Сан и Ши Лэ бежали на пастбища Шаньдуна, где собрали последователей, многие из которых были конными пастухами, и совершили набеги на окружающие уезды. Заявляя, что они отомстили за недавно умершего популярного принца Чэнду Сыма Ина , их силы выросли до таких размеров, что в 307 году они разграбили город Е и оставили его гореть в течение десяти дней. Погибло около 10 000 человек, включая командира города. Однако после того, как они отправились вторгаться в провинцию Янь , они потерпели ряд поражений. Цзи Сан был убит, но Ши Лэ выжил и добрался до Хана.

Подчиненный Лю Богэна Ван Ми также пережил поражение своего начальника и бежал в Шаньдун, где сформировал бандитскую группу. Его силы значительно выросли, и в 307 году он вторгся в провинции Цин и Сюй , опустошив командования и убив многих местных чиновников. Затем Ван Ми присоединился к Ханю, и в 308 году его восстание распространилось на провинции Янь и Ю, а его силы увеличились до десятков тысяч человек. Ему даже удалось войти в Сюйчан и опустошить городской арсенал, прежде чем осадить Лоян . Однако осада закончилась неудачей, так как ему не удалось прорвать оборону столицы. Когда его движение остановилось, Ван Ми перебросил свои войска к Хану.

При Лю Юане Ши Лэ и Ван Ми были возведены в ранги могущественных полководцев. Ван Ми был другом Лю Юаня, и поэтому ему сразу же были поручены важные военные дела. Тем временем Ши Лэ примерно во время присоединения к Хань помог убедить несколько племен вокруг Шаньси присоединиться к государству. За свои деяния ему было дано полное командование армиями к востоку от гор Тайхан . [23]

Катастрофа Юнцзя

[ редактировать ]

Война восьми принцев завершилась к началу 307 года, но новый верховный авторитет Цзинь, Сыма Юэ , унаследовал тяжелую ситуацию. Гражданские войны истощили цзиньскую армию на севере и сделали уязвимыми крупные города, включая Лоян. Несмотря на их подавление, восстания Цзи Сана и Ван Ми привели к тому, что повстанцы оккупировали Е и Сюйчан. Внутренне Юэ также отчаянно пытался обеспечить свое верховенство и избежать той же участи, что и его предшественники, особенно с приходом к власти способного императора Хуая из Цзинь в начале 307 года. Юэ опасался нового императора и вскоре после этого покинул Лоян вместе с имперской армией. его интронизация. Во время своего возвращения в 309 году он приказал убить советников императора Хуая и заменил ветеранов дворцовой стражи солдатами из своего феодального владения. Эти действия укрепили его власть, но усилили вражду между Юэ и императором.

Помимо постоянных войн, голод в северном Китае также усилился из-за стихийных бедствий. Сообщалось, что в 309 году сильная засуха затопила реки Хуанхэ , Янцзы и Хань до такой степени, что их можно было перейти вброд. В следующем году стаи саранчи поразили шесть северных провинций, включая столичный регион. Война и голод привели к появлению таких групп беженцев, как Цихуо (乞活; «Попрошайничество»), которые либо бежали на юг, либо защищались от хаоса. Некоторые из них ютились в крепостях, а их лидеры стали известны как учжу (塢主; «хозяева крепостей»). В «Книге Цзинь» голод описывается следующим образом: [12]

К периоду Юнцзя [307–312] беспорядки и беспорядки были широко распространены. От Юнчжоу на восток многие страдали от голода и бедности. Людей продавали [в рабство]. Бродягам стало бесчисленное множество... было ужасное нашествие саранчи... Голод сопровождал опасные болезни. Людей убили бандиты. Реки были наполнены плавающими трупами; поля были покрыты обесцвеченными костями… Было много каннибализма. Голод и эпидемия шли рука об руку.

В 308 году ханьцы завоевали командование Пинъян, перенесли свою столицу и приблизились к Лояну. Пока войска Ши Лэ и Ван Ми совершали набег на Северо-Китайскую равнину , сын Лю Юаня Лю Цун дважды в 309 году безуспешно атаковал Лоян. Нападения, голод и враждебность к императору убедили Сыма Юэ вывести имперскую армию на поле боя. В 310 году он покинул столицу с 40 000 человек в округ Сян (項縣; в современном уезде Шэньцю , Хэнань ), чтобы провести кампанию против Ши Лэ, оставив позади императора Хуая, несмотря на его сопротивление. Юэ также поссорился со своими генералами, особенно с Гоу Си , и по этой причине он не хотел идти на север и проводить кампанию во владениях Хана, опасаясь, что Гоу Си и другие могут отрезать ему тыл. [13] [ нужна полная цитата ]

После того, как Лю Юань умер в конце 310 года, его преемник Лю Хэ был свергнут Лю Цуном всего через неделю после начала его правления. Заняв трон, Лю Цун предпринял еще одну попытку захватить Лоян. Напряженность между Сыма Юэ и императором Хуаем достигла своего предела в 311 году, когда Юэ обнаружил заговор императора с Гоу Си с целью свергнуть его. Юэ хотел напасть на Гоу Си, но был настолько охвачен стрессом, что заболел и вскоре умер. После смерти Юэ его последователи не знали, как действовать дальше, поэтому императорская армия во главе с Ван Яном решила сначала провести похороны Юэ в его вотчине в Дунхае. Однако Ши Лэ преследовал и разбил похоронную процессию в битве при Нинпине , где, как сообщается, погибло более 100 000 солдат, включая самого Ван Яня. [24] [ нужна полная цитата ]

Поражение сил Ван Яня окончательно истощило военную мощь Цзинь, оставив Лоян открытым для захвата. Войдя в город в июле 311 года, ханьские армии во главе с Ван Ми , Хуянь Яном и Лю Яо устроили резню, разрушив город и унеся жизни более 30 000 человек. Это событие в китайской истории было известно как катастрофа Юнцзя , в честь эпохи императора Хуая; сам император попал в плен, а его наследный принц и члены клана, находившиеся в то время в столице, были убиты. Гоу Си также был побежден и взят в плен Ши Лэ в уезде Мэнчэн . Всего несколько месяцев спустя ханьские силы под предводительством Лю Цаня захватили Чанъань , ненадолго поставив две древние столицы под контроль ханьцев. [24] [ нужна полная цитата ]

Окончательное поражение Западного Цзинь

[ редактировать ]

Реставрация в Чанъане

[ редактировать ]

Несмотря на потерю императора и столицы, Западный Цзинь просуществовал еще пять лет. В 312 году группе цзиньских генералов удалось отбить Чанъань , где они затем провозгласили 12-летнего императора Мин Цзинь (племянника императора Хуая) новым императором в 313 году. В других местах цзиньские губернаторы также отказались сдаться и продолжал сопротивляться Хану. Хотя Лоян находился поблизости, ханьский двор предпочел остаться в Пинъяне , поскольку бывшая столица Цзинь все еще была окружена врагами и была разрушена Лю Яо .

Будучи всего лишь несовершеннолетним на момент своего восшествия на престол, император Мин в основном был подставным лицом для своих ближайших генералов, лишь сохраняя свою способность законно распределять назначения по всей империи. Вскоре после возвращения Чанъаня эти генералы сразились друг с другом в короткой, но кровавой борьбе за власть, в результате чего император Мин в конечном итоге попал в руки пары, Суо Чена и Цюй Юня . Даже тогда власть этих двух мужчин была ограничена Чанъанем и его окрестностями, поскольку у них не было возможности осуществлять свою власть над остальной частью Гуаньчжуна , не говоря уже о том, что за его пределами. Цзиньские администраторы в Гуаньчжуне не были в восторге от поддержки нового правительства и часто не решались послать свои силы на помощь ему. Императору Миню пришлось полагаться на инспектора Цинь провинции Сыма Бао и инспектора Лян провинции Чжан Гуя (позже его сына Чжан Ши ) на западе, чтобы предоставить ему подкрепление.

Наряду с администраторами Гуаньчжуна, Цян , Ди и другие племена также были предоставлены самим себе и утверждали свою власть над регионом. Хотя некоторые племена приветствовали режим Хань и встали на его сторону, были и те, кто остался верен Цзинь и помог в восстановлении. Другие оставались нейтральными во время конфликта и сформировали независимые владения, подчинившись Хань-Чжао только после падения Западного Цзинь. Двумя наиболее яркими примерами были Ди, Пу Хун , в командовании Люэян и Цян, Яо Ичжун , в командовании Фуфэн .

Завоевание Ши Лэ

[ редактировать ]

С момента присоединения к Хань Ши Лэ действовал на северо-востоке и имел строгий контроль над своими силами. Его влияние усилилось, когда после катастрофы при Юнцзя он убил Ван Ми на банкете и поглотил его армию. Лю Цун, опасаясь, что Ши Лэ восстанет, был бессилен наказать его и мог только умиротворить его, чтобы предотвратить эскалацию. Ши Лэ практически контролировал восточные владения Ханя, и единственный вызов ему исходил от Цао Ни в Шаньдуне , который даже тогда был военачальником, постоянно отказывавшимся от своей преданности. В начале беспорядков армия Ши Лэ действовала как бродячая банда, которая нападала и грабила округа, но так и не захватила их. После провальной кампании по нападению на Цзянькан в 312 году он воспользовался советом своего советника Чжан Биня , чтобы основать и развивать базу в Сянго (襄國, в современном Синтае , Хэбэй ).

Самыми сильными силами Цзинь на северо-востоке были инспектор Ю провинции Ван Цзюнь и инспектор Бин провинции Лю Кунь , которых поддерживали племена Сяньбэй Дуань и Туоба соответственно. Дуань продолжили свой союз с Ван Цзюнем после Войны восьми принцев и сыграли решающую роль в препятствовании силам Ши Лэ. Помимо дуаней, Ван Цзюня поддерживали также племена ухуань . Туоба впервые помогли Цзинь против сил Хань в 305 году, но их участие усилилось во время правления Туоба Илу , который заключил формальный союз с Лю Куном в 309 году. За свои усилия Дуань получил Ляоси , а Туоба получил Дай Коммандери в качестве своих феодальных владений. .

Однако и Ван Цзюнь, и Лю Кунь сильно зависели от своих племенных союзников. У двух губернаторов были проблемы с поддержанием населения на своих территориях, поскольку первоначально они привлекали тысячи беженцев, но столько же людей покидало их, чтобы присоединиться к более безопасным и лучше управляемым вотчинам Сяньбэй. Таким образом, их население сократилось, поскольку война и голод начали приносить свои плоды. Когда Лю Кунь потерял свою столицу из-за Ханя в 312 году, он был вынужден бежать к Туоба, которые помогли ему вернуть город. Ван Цзюнь и Лю Кунь также не доверяли друг другу и отказывались сотрудничать, что связано с ролью Лю Куна в том, чтобы убедить суд присудить Дай Коммандери, командование под командованием Ван Цзюня, Туоба.

В конце концов, Ши Лэ смог использовать слабости Ван Цзюня и Лю Куня. Во время осады Сянго в 312 году силы Ши Лэ захватили двоюродного брата вождя Дуань, что положило начало переговорам между двумя сторонами. Убежденные в искренности Ши Лэ, дуань согласились разорвать свои связи с Ван Цзюнем, и когда Ши Лэ воспользовался своей победой, ухуань также перешел на сторону Хань. Лишенный своих племенных сил, Ши Лэ захватил Ван Цзюня в собственной столице последнего в Цзичэне и казнил его в 314 году. В 316 году Туоба погрузились в гражданскую войну, и Лю Кунь остался без своего ключевого союзника, который мог бы отразить нападение Ши Лэ. Вскоре после этого Лю Кунь потерпел решающее поражение от Ши Лэ, что побудило его подчиненных сдать провинцию Ханю.

Падение Чанъаня

[ редактировать ]

поручил ему Лю Яо, потерявший под своим присмотром Чанъань, Лю Цун вернуть город. Вскоре после того, как император Мин взошел на трон в 313 году, Лю Яо и другие ханьские генералы немедленно начали попытки победить его. Генералы императора Миня смогли нанести ханьским силам несколько поражений, но в конечном итоге не смогли остановить их продвижение. Осенью 316 г. Лю Яо наконец осадил Чанъань. Суо Чен и Цюй Юнь предприняли последнюю оборону, но к зиме запасы продовольствия в городе истощились. Большинство жителей города либо бежали, либо погибли, и без каких-либо признаков подкрепления император Мин сдался Ханю 11 декабря 316 года.

Последствия

[ редактировать ]
Китай в 317 году нашей эры, вскоре после падения династии Западная Цзинь.

Шестнадцать королевств

[ редактировать ]

Хотя Хань добился военного успеха, он также был внутренне нестабильным. Из-за конфликта между Лю Цуном и его собственными министрами суд пострадал от кровавых распрей, когда Лю Цун казнил многих ключевых чиновников. После его смерти в 318 году его преемник Лю Цань и их семья были истреблены в результате переворота могущественным родственником - супругом Цзинь Чжуном . Лю Яо и Ши Лэ объединили свои силы, чтобы победить Цзинь Чжуня, во время которого Лю Яо был провозглашен новым императором. Однако после восстания Ши Лэ наконец провозгласил свою независимость в 319 году. Лю Яо перенес столицу в Чанъань и переименовал государство в (Бывший) Чжао , после чего Ши Лэ основал свое собственное государство (Поздний) Чжао в Сянго. Это привело к десятилетней конфронтации, которая закончилась кончиной Хань-Чжао и утверждением Позднего Чжао господства над большей частью северного Китая.

Основание Хань-Чжао и Чэн-Ханя в 304 году часто рассматривается как начало периода Шестнадцати королевств , а Поздний Чжао также считается одним из шестнадцати. Когда Цзинь потерял позиции на севере, клан Чжан в провинции Лян и племя Муронг в Ляодуне стали фактически независимыми. Их естественная защита и стабильное управление сделали их популярными местами для беженцев, причем муронги, в частности, нанимали ханьских китайских чиновников в свою администрацию. Режим клана Чжан известен как Бывший Лян , но на протяжении большей части своего существования они оставались вассалами Цзинь. Муронг основали Бывший Ян в 338 году, но провозгласили независимость от Цзинь только в 352 году. По мере развития периода появлялись новые Шестнадцать королевств.

Другими режимами, которые возникли в результате переворота, но не считаются частью Шестнадцати королевств, были Ди под предводительством Чучи , Туоба под предводительством Дай , государства Дуань и Ювэнь в Ляоси , а также племя Тьефу -хунну вокруг плато Ордос .

Династия Восточная Цзинь

[ редактировать ]

Лю Цун приказал убить императора Хуая и императора Миня в 313 и 318 годах соответственно. Оба императора постигла одинаковая судьба; перед казнью их заставили служить Лю Цуном. После смерти императора Миня Сыма Бао претендовал на трон, но умер, не успев реализовать это, и его силы были впоследствии разгромлены Лю Яо в ​​320 году. В Хэбэе все еще существовали очаги сопротивления Цзинь после поражений Ван Цзюня и Лю Куня. , самой сильной из которых была ветвь Дуань, оставшаяся верной Цзинь в Цзичэне , но к 321 году все они были побеждены Поздним Чжао. Поздний Чжао также завоевал Шаньдун у Цао Ни в 323 году.

После падения Восточного У в 280 году дворянские кланы в Цзяннани пришли в упадок, поскольку имперская власть была возвращена в Лоян . В 305 году они попытались отколоться, поддержав повстанческого генерала Чэнь Миня в его захвате региона. Однако, недовольные его правлением, они позже восстали и убили его, быстро подчинившись Цзинь в 307 году. После поражения Чэнь Миня Сыма Юэ разместил принца Лангии, Сыма Руи, в Цзянье (позже Цзянькан), чтобы управлять регионом, и вместе с С помощью двоюродных братьев Ван Дуня и Ван Дао Жуй смог заручиться поддержкой дворянских кланов.

По мере развития беспорядков Цзянькан стал центром власти на юге Китая. Обезопасив себя от хаоса на севере, многие северные чиновники собрались, чтобы служить под началом Сыма Руя, а после пленения императора Мина дворянские кланы поддержали его, чтобы он занял трон. Режим Цзянькан не был заинтересован в том, чтобы помочь императору Мину вернуть себе северный Китай, или ему действительно слишком угрожали восстания беженцев в Хубэе и Хунани , чтобы отвлекать свои ресурсы. Когда генерал Зу Ти вызвался возглавить северную экспедицию, Руи разрешил это, но предоставил ему очень скудные припасы и не предоставил ни оружия, доспехов, ни солдат. После смерти императора Мина в 318 году Сыма Руй объявил себя императором и основал Восточную династию Цзинь , формально переместив двор Цзинь на юг.

Историческое влияние

[ редактировать ]

Крах Западного Цзинь имел долгосрочные последствия. Всего через 24 года после того, как династия Западная Цзинь завершила период Троецарствия в 280 году, Китай снова оказался в состоянии разделения. Шестнадцать королевств привели северный Китай в эпоху постоянных войн, а также политического и экономического коллапса. Период закончился в 439 году объединением севера Северной Вэй , завершив переход к периоду Северной и Южной династий , но полное объединение Китая было достигнуто только династией Суй в 589 году.

В 1907 году археолог Аурел Штайн обнаружил пять писем, написанных на согдийском (древнем восточно-иранском языке) спустя некоторое время после катастрофы, известной как «Древние письма», в заброшенной сторожевой башне недалеко от Дуньхуана . Одно из писем в сборнике, написанное согдийцем Нанай-вандаком, было адресовано его людям на родине в Самарканде и информировало их о волнениях. Он утверждал, что все представители согдийской и индийской диаспоры в Лояне умерли от голода, а император бежал из столицы, поскольку город и дворцы были сожжены. Он добавил, что Ечэна и Лояна больше нет, намекая на попытки Цзинь вернуть Чанъань, поскольку конфликт закончился катастрофой для согдийской диаспоры в Китае. [25] [26] [27] [28]

Хотя эта эпоха была эпохой военной катастрофы, она также была эпохой глубокого культурного взаимодействия. Племена внедрили новые методы управления, а также поощряли такие религии, как буддизм . Между тем, исход на юг культурной цзиньской элиты, которая затем распространилась по южным провинциям, включая современные Фуцзянь и Гуандун , еще больше интегрировал районы к югу от реки Янцзы в китайскую культурную сферу.

Ханьские китайские миграции

[ редактировать ]

Хаос и опустошение севера привели к массовой миграции ханьских китайцев в районы к югу от реки Хуай, где условия были относительно стабильными. Миграция цзиньской знати на юг по-китайски называется yī guān nán dù ( 衣冠 南渡 , букв. «Одежда и головные уборы перемещаются на юг»). Многие из тех, кто бежал на юг, были выходцами из известных семей, у которых были средства для побега; среди этих выдающихся северных семей были клан Се и клан Ван, среди видных членов которого были Се Ань и Ван Дао . Ван Дао, в частности, сыграл важную роль в поддержке Сыма Руя в провозглашении династии Восточная Цзинь в Цзянькане и в качестве его канцлера. Восточный Цзинь, выживание которого зависело от устоявшейся южной знати, а также от изгнанной северной знати, превратилось в относительно слабую династию, в которой доминировали региональные дворяне, служившие губернаторами; тем не менее, он просуществовал еще столетие как южный режим.

«Восемь великих фамилий» представляли собой восемь благородных семей, которые мигрировали из северного Китая в Фуцзянь на юге Китая из-за восстания пяти варваров, когда был основан Восточный Цзинь: Ху, Хэ, Цю, Дань, Чжэн, Хуан, Чэнь и Линские фамилии. [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35]

Различные волны миграции, такие как мигранты из северной Хань из Китая в четвертом веке и династии Тан на юг, считаются источником различных семей Чэнь в Фучжоу, Фуцзянь. [36] Массовые миграции привели к росту населения южного Китая, экономическому, сельскохозяйственному и культурному развитию, поскольку в отличие от севера он оставался мирным. [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] Желтые регистры использовались для регистрации первоначального населения южных ханьских китайцев до миграции, а белые регистры использовались для регистрации массового притока простолюдинов и аристократических мигрантов из северных ханьских китайцев правительством династии Восточная Цзинь. [44]

После создания Северной Вэй на севере Китая и возвращения к стабильности произошла небольшая обратная миграция южных перебежчиков в северный Китай. В Лояне был создан квартал У для южан, переселившихся на север. [45] [46] [47] [48] [49] Ханьские китайские дворяне-мужчины и члены королевской семьи южных династий, бежавшие на север и дезертировавшие, женились на более чем половине Северной Вэй Сяньбэй Туоба . принцесс [50] Южные китайцы из южной столицы Цзянькан (Нанкин) были депортированы в северную столицу Чанъань династией Суй после воссоединения Китая. [51]

Ханьские китайские беженцы, участвовавшие в восстании пяти варваров, также мигрировали на Корейский полуостров. [52] и в Муронг бывший штат Янь . [53] [54] [55] [56] Восточный Цзинь сохранял номинальный сюзеренитет над государством Муронг до 353 года, когда Муронг принял от них титулы. [57] Чиновник штата Муронг, Дон Шоу перешел на сторону Когурё. [58] [59] [60] [61] [62] [63] , контролируемый ханьскими китайцами Беженцы из ханьского Китая мигрировали на запад, в бывший Лян . [64] [65] [66]

Потомки северных ханьских китайских аристократов, которые бежали от восстания пяти варваров и двинулись на юг вместе с восточными цзинь и местными южными ханьскими китайскими аристократами, уже находившимися в южном Китае, объединились, чтобы сформировать китайскую южную аристократию в династии Тан, конкурируя с северо-восточной аристократией и смешанная ханьско-сяньбэйская северо-западная аристократия бывшего Северного Чжоу , основавшая династии Суй и династии Тан . [67] [68] Южная аристократия вступала в брак только друг с другом и считала себя хранителем ханьской культуры. [69] [70]

Южнокитайский даосизм развился в результате слияния религиозных верований местных южноханьских китайских аристократов и северных ханьских китайских эмигрантов, спасавшихся от пяти варваров. [71] Ханьские аристократы как на юге, так и на севере были очень изолированными и закрытыми для посторонних и происходили из тех же семей, которые изначально были родом из северного Китая. [72] [73]

династии Мин Писатель и историк Чжу Гочжэнь (1558-1632) отметил, как династии Мин удавалось успешно контролировать монголов, которые сдались Мину и были переселены в Китай для военной службы, в отличие от династии Восточная Хань и династии Западная Цзинь. неудачное управление сдавшимися варварами которого привело к восстанию:

В конце Восточной Хань (25–220 гг. н.э.) сдавшиеся варвары поселились во внутренних районах [Китая]. Со временем они научились учиться и стали сведущими в [вопросах] прошлого и настоящего. В результате во времена династии Цзинь (265-419 гг.) произошло Восстание пяти варварских [племен] (конец третьего — начало четвёртого веков н.э.). Во времена нашей династии сдавшиеся варвары в больших количествах переселялись во внутренние районы. Поскольку [двор] был щедр на стипендии и награды, [монголы довольствовались] просто развлекались стрельбой из лука и охотой. Смелые из них получают признание через [службу] в армии. [Они] служат помощниками региональных командующих и заместителями региональных командующих. Хотя они не имеют командных печатей, они могут выполнять функции старших офицеров. Некоторые из тех, кто получил дворянское звание за заслуги, могут иногда владеть командными печатями. Однако [поскольку суд] уделяет большое внимание сохранению централизованного контроля над армиями, [монголы] не осмеливаются совершать проступки. Как следствие, в течение Инцидент в Туму , хотя повсюду царили волнения, это все же не переросло в крупное восстание. Кроме того, [монголы] были переброшены в Гуандун и Гуанси для проведения военной кампании. Таким образом, вот уже более 200 лет во всем мире царит мир. Политика династических предков является продуктом усилий последующих поколений по защите от неожиданностей. [Наша политика] более тщательная, чем политика Хань. Основы заслуг превосходят семью Сыма (основателей Восточного Цзинь) в десять тысяч раз. Одним словом, нельзя делать обобщения [о политике в отношении сдающихся варваров]. [74]

  1. ^ Кнехтгес, Дэвид Р.; Чанг, Тайпин, ред. (2010). Древняя и раннесредневековая китайская литература (том I): Справочное руководство, часть первая . Брилл. п. 547. ИСБН  978-9004191273 .
  2. ^ Китайская литература, очерки, статьи, обзоры, том 28 . Кода Пресс. 2006. стр. 13, 14, 54.
  3. ^ История китайской письменности и эпистолярной культуры (иллюстрированное издание). Брилл. 2015. с. 216. ИСБН  978-9004292123 .
  4. ^ Редакции, выпуски 33-36 . Центр переводческих проектов Китайского университета Гонконга. 1990. С. 102, 103.
  5. ^ Климан, Терри Ф. (1998). Великое совершенство (иллюстрированное ред.). Издательство Гавайского университета. п. 98. ИСБН  0824818008 .
  6. ^ Яньцзин да Сюэ (1948). Журнал социальных исследований Yenching, том 4 . Яньчинский университет. стр. 23–24.
  7. ^ Цянь Го (2020). Пекин: география, история и культура . АВС-КЛИО. п. 28. ISBN  9781440868054 .
  8. ^ Лим, Ан-кинг (2006). «О древнетюркских консонантизмах и голосовых подразделениях острых согласных в средневековой ханьской фонологии». В Браннере, Дэвид Прагер (ред.). Таблицы китайской рифмы: лингвистическая философия и историко-сравнительная фонология . Джон Бенджаминс. п. 61.
  9. ^ Космо 2009 , с. 104.
  10. ^ Климан, Терри Ф. (1998). Великое совершенство (иллюстрированное ред.). Издательство Гавайского университета. стр. 90–91. ISBN  0824818008 .
  11. ^ Чу, Кочинг (1973). «Предварительное исследование климатических колебаний за последние 5000 лет в Китае». Scientia Sinica (Серия А) . 16 : 226–256.
  12. ^ Jump up to: а б Чин, Конни (2008). «Изменение климата и миграция людей во времена династии Цзинь» . Раннесредневековый Китай . 2008 (2): 49–78. дои : 10.1179/152991008790012853 . S2CID   162195161 – через Taylor & Francisco Online.
  13. ^ Jump up to: а б Ли и Чжэн, стр. 382.
  14. ^ Цюрхер, Эрик (2007). Буддийское завоевание Китая: распространение и адаптация буддизма в раннесредневековом Китае (2-е изд.). Брилл. п. 84. ИСБН  978-9047419426 .
  15. ^ Сыма, Гуан. Записи династии Цзинь Цзинь Цзи: Цзы Чжи Тонг Цзянь Цзыжи Тунцзянь или Комплексное зеркало в помощь управлению, том 79–118 ;
  16. ^ Ли, Ши. Книга династии Цзинь: Двадцать четыре истории Китая, изд. DeepLogic.
  17. ^ Сюн, Виктор Цунруи; Хаммонд, Кеннет Дж., ред. (2018). Справочник Рутледжа по истории императорского Китая . Рутледж. ISBN  978-1317538226 .
  18. ^ Доклад Китая: политические, социологические и военные вопросы, вопросы 378-380 . Информационная служба зарубежного вещания. 1983.
  19. ^ Сюн, Виктор Цунруи; Хаммонд, Кеннет Дж., ред. (2018). Справочник Рутледжа по истории императорского Китая . Рутледж. ISBN  978-1317538226 .
  20. ^ Майр, Виктор Х.; Чен, Санпин; Вуд, Фрэнсис (2013). Жизни китайцев: люди, создавшие цивилизацию (иллюстрированное издание). Темза и Гудзон. ISBN  978-0500771471 .
  21. ^ Доклад Китая: политические, социологические и военные вопросы, вопросы 378-380 . Информационная служба зарубежного вещания. 1983.
  22. ^ Сюн, Виктор Цунруй (2009). Исторический словарь средневекового Китая (иллюстрированное изд.). Роуман и Литтлфилд. п. xcii. ISBN  978-0810860537 .
  23. ^ Эрик Цюрхер (2007). Буддийское завоевание Китая: распространение и адаптация буддизма в раннесредневековом Китае . Брилл. стр. 83–85. ISBN  9789004156043 .
  24. ^ Jump up to: а б Ли и Чжэн, стр. 383.
  25. ^ Симс-Уильямс, Н. (15 декабря 1985 г.). «Древние письма» . Энциклопедия Ираника . Том. II. стр. 7–9.
  26. ^ Керамидас, Кимон. «Согдийское древнее письмо II» . Нью-Йоркский университет . Рассказывая согдийскую историю: цифровой выставочный проект Фрира/Саклера.
  27. ^ «Древние согдийские буквы 1, 2, 3 и 5» . Шелковый путь Сиэтл – Вашингтонский университет . Перевод Николаса Симса-Уильямса.
  28. ^ Норман, Джереми. «Аурел Штайн обнаруживает согдийские «древние письма» 313–314 гг. Н. Э.» . История информации .
  29. ^ Дин, Кеннет; Чжэн, Женьман (2009). «Приложение первое. Легенды об основных фамилиях Путяньской равнины (по сообщению в «Путянь Сяньчжи» Чжан Циня)» . Ритуальные союзы Путяньской равнины. Том первый: Историческое введение в «Возвращение богов» . Брилл. п. 341. дои : 10.1163/ej.9789004176027.i-437.88 . ISBN  978-9047429463 .
  30. ^ Сюй, Бин; Се, Бижен (2013). «Взлет и падение несторианства в Цюаньчжоу во времена династии Юань» . Ин Ли, Тан; Винклер, Дитмар В. (ред.). От реки Окс до китайских берегов: исследования восточно-сирийского христианства в Китае и Центральной Азии (иллюстрированное издание). ЛИТ Верлаг Мюнстер. п. 270. ИСБН  978-3643903297 .
  31. ^ Ни, Хао. Путеводитель по Фуцзянь . Путешествие по Китаю. ДипЛогик.
  32. ^ Соньи, Майкл (2002). Практика родства: происхождение и происхождение в позднем императорском Китае (иллюстрированное издание). Издательство Стэнфордского университета. п. 27. ISBN  0804742618 .
  33. ^ Чжэн, Женьман (2001). Организация семейной линии и социальные изменения в Мин и Цин Фуцзянь (иллюстрированное издание). Издательство Гавайского университета. п. 190. ИСБН  0824823338 .
  34. ^ Кларк, Хью Р. (2007). Портрет сообщества: общество, культура и структуры родства в долине реки Мулан (Фуцзянь) от позднего Тан до песни (иллюстрированное издание). Издательство Китайского университета. п. 223. ИСБН  978-9629962272 .
  35. ^ Дин, Кеннет (1998). «Преобразования Ше (алтарей почвы) в провинции Фуцзянь». Cahiers d'Extreme-Asie . 10 (10): 19–75. дои : 10.3406/asie.1998.1236 .
  36. ^ Абт, Обед (январь 2012 г.). Мусульманское происхождение и китайская идентичность в Юго-Восточном Китае (PDF) (докторская диссертация). Тель-Авивский университет. Факультет гуманитарных наук Лестера и Салли Энтин. Школа исторических исследований. п. 178. Архивировано (PDF) из оригинала 28 апреля 2018 г.
  37. ^ Яо, Ифэн (2016). Нанкин: исторический ландшафт и его планирование с географической точки зрения (иллюстрированное издание). Спрингер. п. 95. ИСБН  978-9811016370 .
  38. ^ «Шесть династий» . Британская энциклопедия . 4 декабря 2008 г.
  39. ^ Энтенманн, Роберт Эрик (1982). Миграция и поселение в Сычуани, 1644–1796 (переиздание). Гарвардский университет. п. 14.
  40. ^ Ши, Чжихун (2017). Сельскохозяйственное развитие в Цинском Китае: количественное исследование, 1661-1911 гг . Количественная экономическая история Китая. Брилл. п. 154. ИСБН  978-9004355248 .
  41. ^ Сюй, Чо-юн (2012). Китай: новая культурная история . Магистр китаеведения (иллюстрированное издание). Издательство Колумбийского университета. п. 194. ИСБН  978-0231528184 .
  42. ^ Плетчер, Кеннет, изд. (2010). История Китая . Понимание Китая (иллюстрированное ред.). The Rosen Publishing Group, Inc. с. 127. ИСБН  978-1615301096 .
  43. ^ Китайский журнал международного права, Том 3 . 2004. с. 631.
  44. ^ Герне, Жак (1996). История китайской цивилизации (иллюстрировано, переиздание, исправленное издание). Издательство Кембриджского университета. стр. 182–3. ISBN  0521497817 .
  45. ^ История Китая . п. 236.
  46. ^ Эбри, Патрисия Бакли. Восточная Азия: Культурная, социальная и политическая история, Том II: Из 160 . Cengage Обучение. п. 66. ИСБН  1111808147 .
  47. ^ Эбри, Патрисия Бакли; Уолтхолл, Энн; Пале, Джеймс Б. (2013). Восточная Азия: Культурная, социальная и политическая история, Том I: До 1800 года . Cengage Обучение. п. 66. ИСБН  978-1111808150 .
  48. ^ Эбри, Патрисия Бакли; Уолтхолл, Энн (2013). Восточная Азия: культурная, социальная и политическая история (3-е изд.). Cengage Обучение. п. 67. ИСБН  978-1285528670 .
  49. ^ Эбри, Патрисия Бакли; Уолтхолл, Энн; Пале, Джеймс Б. (2006). Восточная Азия: культурная, социальная и политическая история (иллюстрированное издание). Хоутон Миффлин. п. 79. ИСБН  0618133844 .
  50. ^ Тан, Цяомэй (май 2016 г.). Развод и разведенная женщина в раннем средневековом Китае (с первого по шестой века) (PDF) (доктор философии по предмету «Восточноазиатские языки и цивилизации»). Гарвардский университет Кембридж, Массачусетс. стр. 151–153.
  51. ^ Эбри, Патрисия Бакли; Смит, Пол Яков, ред. (2016). Государственная власть в Китае, 900–1325 гг. (иллюстрированное изд.). Вашингтонский университет Пресс. п. 309. ИСБН  978-0295998480 .
  52. ^ Холкомб, Чарльз (2001). Бытие Восточной Азии: 221 г. до н.э. - 907 г. н.э. (иллюстрированное изд.). Издательство Гавайского университета. п. 170. ИСБН  0824824652 .
  53. ^ Дьен, Альберт Э. (2007). Цивилизация шести династий . Серия «Ранняя китайская цивилизация» (иллюстрированная ред.). Издательство Йельского университета. п. 98. ИСБН  978-0300074048 .
  54. ^ Джи, Лу. Избранные биографии китайских императоров крупных династий . ДипЛогик.
  55. ^ Ли, Ши. Политическая история в Вэй, Цзинь, Южной и Северной династиях . ДипЛогик.
  56. ^ Хангук Чонгсин Мунхва Ёнгувон (2005). Обзор корееведения, том 8, выпуски 3-4 . Академия корееведения. п. 105.
  57. ^ Холкомб, Чарльз (2017). История Восточной Азии (иллюстрированное, исправленное издание). Издательство Кембриджского университета. п. 85. ИСБН  978-1107118737 .
  58. ^ Спиро, Одри Г. (1990). Созерцая древних: эстетические и социальные проблемы ранней китайской портретной живописи (иллюстрированное издание). Издательство Калифорнийского университета. п. 42. ИСБН  0520065670 .
  59. ^ Спиро, Одри Джин Гольдман (1987). Ранняя китайская портретная живопись: характер как социальный идеал (переиздание). Калифорнийский университет, Лос-Анджелес. п. 56.
  60. ^ Общество исследований Восточной Азии (2002). Журнал восточноазиатской археологии, том 4 . Брилл. п. 263.
  61. ^ Барнс, Джина (2013). Формирование государства в Корее: новые элиты . Серия Дарем-Восточная Азия. Рутледж. п. 24. ISBN  978-1136841040 .
  62. ^ Кролл, Пол В.; Кнехтгес, Дэвид Р., ред. (2003). Исследования раннесредневековой китайской литературы и истории культуры: в честь Ричарда Б. Мэзера и Дональда Хольцмана . Тан учится. Общество изучения Тан. п. 235. ИСБН  0972925503 .
  63. ^ Дайджест китайской археологии и искусства, том 2, выпуски 3–4 . Art Text (HK) Ltd. 1998. с. 246.
  64. ^ Графф, Дэвид (2003). Средневековая китайская война 300-900 гг . Война и история. Рутледж. п. 57. ИСБН  1134553536 .
  65. ^ Ли, Ши. История мыслей в Вэй, Цзинь, Южной и Северной династиях . Глубоко в истории Китая. ДипЛогик.
  66. ^ Дардесс, Джон В. (2010). Управление Китаем, 150–1850 гг. (иллюстрированное изд.). Издательство Хакетт. п. 7. ISBN  978-1603843119 .
  67. ^ Чен, Джо-Шуй (2006). Лю Цзун-юань и интеллектуальные перемены в Танском Китае, 773-819 . Кембриджские исследования по китайской истории, литературе и институтам (переиздание, переиздание под ред.). Издательство Кембриджского университета. п. 11. ISBN  0521030102 .
  68. ^ Герне, Жак (1996). История китайской цивилизации (иллюстрировано, переиздание, исправленное издание). Издательство Кембриджского университета. п. 172. ИСБН  0521497817 .
  69. ^ Эбри, Патрисия Бакли; Уолтхолл, Энн (2013). Восточная Азия: культурная, социальная и политическая история (3, иллюстрированное изд.). Cengage Обучение. п. 68. ИСБН  978-1133606475 .
  70. ^ Эбри, Патрисия Бакли (2010). Кембриджская иллюстрированная история Китая . Cambridge Illustrated Histories (иллюстрировано, переиздание). Издательство Кембриджского университета. п. 86. ИСБН  978-0521124331 .
  71. ^ Цзи, Сяо-бин (2003). Факты о Китае . Серия «Факты» (иллюстрированное ред.). Х. В. Уилсон. п. 110. ИСБН  0824209613 .
  72. ^ Чен, Санпин (2012). Многокультурный Китай в раннем средневековье . Встречи с Азией. Издательство Пенсильванского университета. п. 4. ISBN  978-0812206289 .
  73. ^ Путеводитель по Юго-Западному Китаю . Rough Guides Великобритания. 2013. ISBN  978-1409349525 .
  74. ^ Робинсон, Дэвид М. (июнь 2004 г.). «Образы подвластных монголов при династии Мин» . Поздний императорский Китай . 25 (1). Издательство Университета Джонса Хопкинса: 102. doi : 10.1353/late.2004.0010 . ISSN   1086-3257 . S2CID   144527758 .

Источники

[ редактировать ]
  • Ли, Бо; Чжэн Инь (китаец) (2001) 5000 лет истории Китая, Народная издательская корпорация Внутренней Монголии, ISBN   7-204-04420-7 ,
  • Космо, Никола ди (2009), Военная культура в императорском Китае , издательство Гарвардского университета
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7268e8487b8620e376bb69d6a5087f36__1716620880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/72/36/7268e8487b8620e376bb69d6a5087f36.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Upheaval of the Five Barbarians - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)