Устно
Оралман ( казахский : Оралман ; букв. « возвращенец » ) — термин, используемый властями Казахстана для описания этнических казахов в , реиммигрировавших Казахстан после обретения страной независимости от Советского Союза в 1991 году. [1]
Согласно статье 1 Закона Республики Казахстан «О миграции» от 13 декабря 1997 года официальным термином является кандас ( казахский : қандас , «соотечественник», «однокровный»): « Канды [соотечественники] — казахи иностранцы или лица без гражданства, постоянно проживавшие за пределами Республики Казахстан на момент обретения независимости и прибывшие в Казахстан на постоянное место жительства».
Оралманы обычно происходят из соседних стран Китая , Монголии , Узбекистана , России , Туркменистана и Кыргызстана , а также из стран с небольшими казахскими меньшинствами, таких как Иран ( иранские казахи ), Афганистан и Пакистан .
Распределение
[ редактировать ]Оралманы обычно селятся в районах Казахстана, прилегающих к своим бывшим домам или рядом с ними, либо из-за климата, либо из-за удобства. Так, репатрианты из Узбекистана и Кыргызстана чаще встречаются на юге Казахстана, а репатрианты из Китая и Монголии концентрируются на востоке. [2] Правительство предпочитает селить их на севере страны и предлагает им больше льгот для переселения туда; однако сами репатрианты предпочитают такие регионы, как юг, где русский язык менее важен в повседневной жизни. [3]
Согласно исследованиям ЛСАР (Лаборатории социальных и антропологических исследований) , оралманов можно разделить на две основные группы: вернувшихся в 1990-е годы и вернувшихся в 2000-е. Исследование показало, что оралманы 1990-х годов не взаимодействовали с оралманами 2000-х годов, поскольку первые считали себя местными жителями и более тесно идентифицировали себя с местными казахами. Исследование также описало внутренние различия среди оралманов в зависимости от того, откуда они родом и какими культурными ценностями они обладали, причем различия в основном коренятся в языке. В целом, им удалось обнаружить несколько основных разногласий, попросив выборочных представителей оралманов описать, кого они видят как «мы» и «они»: [4]
- Русские - Казахи
- Русские - оралман
- Местные казахи - устно
- Оралман из Монголии - Оралман из Китая
- Ранний оралман – недавно прибывший оралман.
- Оралман в городских условиях – Оралман в Шыгисе
- Оралман из префектуры Алтай (Китай) - Оралман из префектуры Тачэн (Китай)
Этнические казахи в Китае
[ редактировать ]Согласно исследовательской работе Астрид Черни « Идем туда, где трава зеленее: китайские казахи и иммиграционная политика оралманов в Казахстане» , около 1,1 миллиона этнических казахов проживают в Синьцзян-Уйгурском автономном районе на севере Китая. По мнению Черни, эта диаспора возникла в результате массового исхода, с которым столкнулся Казахстан в ХХ веке. Черни утверждает, что недавний феномен желания бывших этнических казахов вернуться на свою родину проистекает из желания сохранить и укрепить культурную самобытность, поскольку ассимиляция в различные культуры оказалась трудной для этнических казахов в Китае. Согласно исследованию, сочетание экономических, экологических и социально-политических факторов заставило людей покинуть страны своего проживания и вернуться в район своего этнического происхождения. [5]
Инициативы правительства по репатриации
[ редактировать ]Интеграционные центры
[ редактировать ]Одним из ключевых вопросов решения миграционной проблемы в Казахстане является поддержка процесса репатриации казахов, возвращающихся в Казахстан. [6] Республика Казахстан с 2008 года запустила несколько интеграционных центров временного проживания оралманов в таких городах, как Караганда и Шымкент , а также по всему Югу. [7] Через эти центры правительство пыталось осуществлять и обеспечивать юридические консультации, поддержку изучения государственных языков, а также поддержку профессионального обучения и повышения квалификации. [6]
Инициатива национального строительства
[ редактировать ]С момента установления суверенитета Казахстана в начале 1990-х годов казахи-репатрианты из-за границы начали этнически реинтегрироваться в казахское общество. В ответ политика казахского правительства вращалась вокруг построения государства для его титульной этнической принадлежности, чтобы преодолеть проблемы русификации и способствовать использованию казахского языка . Согласно казахстанской миграционной политике, этническая чистота казахов сохраняется нетронутой, даже если репатрианты на протяжении нескольких поколений находились за границей.
Политика правительства в области национального строительства подчеркивает, что репатрианты должны приносить пользу Казахстану, а не становиться социальным бременем. Политика Казахстана в области миграции и гражданства основана на идее казахской самоидентификации. Правительство Казахстана утверждает, что единственным этническим центром казахов есть и будет сам Казахстан. Политика правительства направлена на восстановление исторической справедливости и описание колониального прошлого, которое вынудило людей бежать из Казахстана. Однако поддерживать такую последовательную и эффективную миграционную политику было сложно.
С момента обретения Казахстаном независимости страна изо всех сил пыталась поддерживать большое количество репатриантов. Одной из причин этого является непомерное количество репатриантов, получающих финансовую поддержку от правительства, поскольку Казахстан пострадал от экономического кризиса. Например, правительство планировало предоставлять 10 000 домохозяйств ежегодно, но это оказалось невозможным, и квоты пришлось установить на уровне 500 домохозяйств. Однако по мере того, как страна стала более устойчивой и добилась более высоких ежегодных темпов экономического роста, правительство начало переориентировать внимание на дилемму оралманов. Например, в декабре 2008 года оно приняло программу «Нурлы кош» («Яркий ход»), направленную на эффективное обеспечение иммигрантов, а также репатриантов работой и жильем. [8]
Проблемы реинтеграции, с которыми столкнулся Оралман
[ редактировать ]По словам Нацуко, местные казахи обычно считают репатриантов «другими», а не «настоящими» соплеменниками. Местные жители утверждают, что оралманы имеют казахскую национальность только по имени и что особое отношение правительства к репатриантам несправедливо. [8]
Языковые различия также затрудняют реинтеграцию оралманов. Казахи, монголы и русские обычно пишут кириллицей . Однако туркмены и узбеки обычно используют латиницу , а репатрианты из латинизированных стран обычно испытывают трудности с изучением кириллицы, что в конечном итоге создает для них проблемы в среднем и высшем образовании. Многие казахи предпочитают постепенный переход на русский язык, тогда как оралманы сохранили казахский язык. Это культурное разделение между коренными казахами и оралманами усложнило процесс национального строительства, но, вероятно, оно перестанет быть проблемой к 2025 году, когда Казахстан официально завершит переход с кириллицы на латиницу. [9]
Оралманы часто сталкиваются с трудностями при интеграции на рынок труда и общении из-за недостаточного владения русским языком, который остается важным лингва-франка в Казахстане. [10] Отдельно отметим, что оралманы из Китая составляют большинство преподавателей китайского языка в университетах Казахстана . [11]
С другой стороны, оралманы, получившие высшее образование за границей, могут получить ненужную государственную поддержку, которая лучше послужит местным казахам, поскольку правительство Казахстана не может позволить себе предоставлять последовательную финансовую поддержку как репатриантам, так и местным жителям. Более того, репатрианты считают себя, а не местных жителей, настоящими казахами, поскольку они смогли сохранить «аутентичную» казахскую идентичность даже после нескольких поколений проживания за границей. Эта превосходящая самоидентификация еще больше отчуждает репатриантов от местных сообществ. [8]
Правительство Казахстана понимает, что во многом оралманы сохранили традиционные казахские обычаи и самобытность и способны внести свой вклад в возрождение традиционной казахской культуры как за рубежом, так и внутри Казахстана, поскольку за десятилетия русификации коренные казахи были лишены уникальной казахской культуры. . Несмотря на заявленную культурную ценность Оралмана, многие репатрианты столкнулись с предубеждениями со стороны местных жителей. Многие местные жители критически относятся к репатриантам, задаваясь вопросами: «Почему правительство дает людям из Китая и Монголии столько денег?» и «Почему они не дают их людям из Казахстана, чтобы они сделали свою жизнь лучше?». Оралманов иногда изображают как необразованных и зависимых от благосостояния переселенцев, наносящих вред казахскому обществу. Несмотря на такое мнение, правительство Казахстана определило Оралман как государственный приоритет, способствующий увеличению численности этнического казахского населения, которое увеличилось почти на 20% с момента обретения Казахстаном независимости. Правительство считает, что Оралман будет способствовать использованию казахского языка и ускорит казахификацию регионов на севере, где доминируют русские. Рост чувства национализма и культурной самобытности наблюдается в Казахстане с начала Украинский кризис 2014 года , который стал стимулом для правительства Казахстана расширить свои усилия по репатриации и способствовать укреплению своей программы государственного строительства. [12]
Несмотря на то, что существовали разногласия по поводу реинтеграции казахских репатриантов в процессе государственного строительства, не было существенных широко распространенных культурных или этнических конфликтов между казахами, репатриантами и группами меньшинств, поскольку неказахские меньшинства и этнические казахские граждане не возражали против этого. казахстанско-ориентированный процесс государственного строительства.
Одним из аспектов, который придает импульс процессу реинтеграции, является отсутствие политического противодействия нынешней миграционной политике, и маловероятно, что политическое сопротивление реинтеграции будет развиваться. Нацуко Ока пишет, описывая важность вопроса реинтеграции для казахской общины и государства: «Определив себя как государство для всех казахов мира, Казахстан предоставил соотечественникам право на возвращение на свою исконную родину стать полноправными Если правительство заявит, что государство больше не может принимать этнических братьев, такое решение наверняка вызовет резкую критику со стороны казахских националистов, а также иммигрантов, которые с готовностью назовут правящие элиты предателями казахской нации. С другой стороны, нестабильность в обществе будет только усугубляться, если новые иммигранты будут продолжать прибывать, в то время как интеграция уже осевших будет едва продвигаться, а их социальные проблемы останутся нерешенными. Казахстан окажется перед дилеммой: из-за своих этнических корней и программы деколонизации, от казахстанской политики репатриации нельзя легко отказаться, даже если она создаст больше проблем, чем пользы». [8]
Проблемы с идентичностью оралманов
[ редактировать ]Идентичность – сложный вопрос. Согласно теории тождества Э. Эриксона [ нужна ссылка ] человека , самооценка интегрируется с окружающим миром, что может проявляться в успешных сублимациях , активных защитных механизмах, предпочтительных потенциалах и т. д. Этническая принадлежность играет важную роль в вопросах личностной и групповой идентичности в Казахстане, поскольку составляет основу понимания объективные характеристики, такие как место рождения, язык, социально-экономический статус , раса и т. д. [13]
Согласно исследованию этнолингвистической идентичности репатриантов в современном Казахстане, опубликованному в Академическом журнале Казахско-Американского свободного университета, репатрианты в возрасте от 17 до 25 лет были идентифицированы как люди, в целом пережившие кризис идентичности «Кто я?». Наряду с проблемой идентичности репатрианты также сталкиваются с проблемами в получении среднего образования на родном языке. Большую часть времени они преподаются либо по двуязычной средней программе, либо только на казахском языке, что оказывает побочное воздействие на систему образования других государств и создает огромную нагрузку на адаптационные программы для репатриантов.
На идентичность репатрианта влияют и другие факторы, такие как этнолингвистическая идентификация, включая уровень владения языком, социально-экономическое положение и место проживания. Утрата идентичности и этнолингвистическая проблема среди казахских репатриантов зависят от многих факторов и весьма индивидуальны. [13]
Связь Жанаозенской резни 2011 года и оралмана
[ редактировать ]над забастовкой рабочих в 2011 году Массовая расправа в городе Жанаозен Мангистауской области вызвала негативное общественное мнение по отношению к оралману, который якобы спровоцировал убийство. В результате инцидента погибло более 12 человек, а требование нефтяников о повышении заработной платы и улучшении условий труда было отклонено. Оралманы подверглись критике со стороны председателя правления Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» как перебежчики и зачинщики забастовки. Казахские националисты назвали это оскорбление дискриминационным по отношению к оралману, а также попыткой опорочить группу. Считается, что иммиграция репатриантов в регион серьезно обременяла местные власти. В связи с этим правительство временно пересмотрело систему квот, сократив ее на ближайшие 4 месяца. По мнению Оки Нацуко в «Записке о политике возвратной этнической миграции в Казахстане: изменение приоритетов и растущая дилемма» , Жанаозенский инцидент показал, что правительство не смогло создать эффективную схему использования рабочей силы и удовлетворения потребностей казахских иммигрантов. [8]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Купперс, Альфред (22 апреля 2004 г.), «Этнические казахи считают титульную родину экономическим убежищем» , Eurasianet.org , получено 19 сентября 2007 г.
- ^ Тан, Вивиан (09 августа 2007 г.), «После многих поколений казахи возвращаются домой, в независимую страну» , Reuters Alertnet , получено 19 сентября 2007 г.
- ^ «Специальный отчет об этнических казахах и борьбе за возвращение – продолжение» , Reuters Alertnet , 03 сентября 2003 г. , получено 8 июня 2010 г.
- ^ «Идентичность и конфликт на границах: адаптация оралманов в Восточном Казахстане» , Лаборатория социальных и антропологических исследований исторического факультета Томского государственного университета , получено 9 апреля 2017 г.
- ^ Черни, Астрид, Идем туда, где трава зеленее: китайские казахи и иммиграционная политика оралманов в Казахстане (PDF) , получено 28 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Права оралмана , 22 апреля 2004 г. , получено 28 марта 2017 г.
- ^ Права оралмана , 22 апреля 2004 г. , получено 28 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Ока, Нацуко, Заметка о политике этнической возвратной миграции в Казахстане: изменение приоритетов и растущая дилемма (PDF) , получено 9 апреля 2017 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Алфавитный суп: лидер Казахстана приказывает перейти с кириллицы на латиницу» . Хранитель . 26 октября 2017 г.
- ^ ПРООН 2006 , с. 23
- ^ Ларюэль и Пейруз 2009 , стр. 116–117
- ^ Лиллис, Джоанна, Казахстан: Астана соблазняет казахов из-за границы на фоне украинского кризиса , получено 9 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Бауржан, Бокаев, Этно-лингвистическая идентификация репатриантов в современном Казахстане , получено 9 апреля 2017 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Ларюэль, Марлен; Пейруз, Себастьян (2009), «Трансграничные меньшинства как культурные и экономические посредники между Китаем и Центральной Азией» (PDF) , China and Eurasia Forum Quarterly , 7 (1): 29–46, ISSN 1653-4212 , получено в 2009 г. 04-17 [ постоянная мертвая ссылка ]
- Статус оралманов в Казахстане (PDF) , Алматы: Международная организация по миграции/Программа развития ООН, 2006 г., заархивировано из оригинала (PDF) 22 июля 2011 г. , получено 8 июня 2010 г.
- Генина, Анна (2015). Претендуя на родину предковː Миграция монгольских казахов во Внутреннюю Азию (PDF) (Диссертация, представленная в рамках частичного выполнения требований для получения степени доктора философии (антропологии) в Мичиганском университете).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Динер, Александр К. (2005), «Проблемная интеграция монголо-казахских возвратных мигрантов в Казахстане», Евразийская география и экономика , 46 (6): 465–478, doi : 10.2747/1538-7216.46.6.465
- Динер, Александр К. (2009), Одна родина или две?: Национализация и транснационализация казахов Монголии , Stanford University Press, ISBN 978-0-8047-6191-8