Архаим
Аркаим (на русском языке) | |
![]() Вид с воздуха на главную цитадель | |
Расположение | Брединский район Челябинской области . России |
---|---|
Область | Kazakh Steppe |
Координаты | 52 ° 38'57,34 "с.ш. 59 ° 34'17,194" в.д. / 52,6492611 ° с.ш. 59,57144278 ° в.д. |
Тип | Урегулирование |
Область | 2 га (4,9 акра) |
История | |
Периоды | Поздний средний бронзовый век |
Культуры | Синташтинские культуры |
Примечания к сайту | |
Археологи | Геннадий Зданович |
Право собственности | Общественный |
Публичный доступ | Да |
Часть серии о |
Индоевропейские темы |
---|
![]() |
Аркаим ( русский : Аркаим ) — укрепленный археологический памятник , датируемый ок. 2150-1650 гг. до н.э., [1] принадлежащий к синташтинской культуре , расположенный в степи Южного Урала , в 8,2 км (5,10 миль) к северо-северо-западу от поселка Амурский и в 2,3 км (1,43 мили) к востоку-юго-востоку от поселка Александровский в Челябинской области России . , к северу от границы с Казахстаном . [2] Он был обнаружен в 1987 году группой археологов, которую позже возглавил Геннадий Зданович . Осознание его важности беспрецедентно предотвратило запланированное затопление территории водохранилища. [3] Строительство Аркаима приписывается ранним протоиндоиранцам- носителям синташтинской культуры , которая, по мнению некоторых ученых, представляет собой протоиндоиранцев до их раскола на различные группы и миграции в Среднюю Азию и оттуда в Персию , Индию. и других частях Евразии. [4]
Обнаружение и спасение сайта
[ редактировать ]
Летом 1987 года группа археологов под руководством Геннадия Здановича была направлена для изучения археологической ценности долины при слиянии рек Большая Караганка и Утяганка, на юге Челябинской области или Южном Урале , где ведется строительство водохранилище началось прошлой осенью. Некоторые археологические памятники в этом районе уже были известны, но они мало что дали и не считались достойными сохранения. Это место должно было быть затоплено весной 1988 года. [3]
20 июня два студента, принимавшие участие в экспедиции, Александр Воронков и Александр Эзриль, сообщили археологам о необычных насыпях, найденных ими в степи. В тот же вечер Зданович сообщил о своем открытии. Последнее стало бы поворотным моментом в дискуссиях о прародине индоевропейцев и их миграциях, о которых советские специалисты ожесточенно спорили с 1970-х годов. [3] В культуре, расположенной недалеко от Синташты , раскопанной в то десятилетие, были обнаружены остатки ранней колесницы с лошадьми, что свидетельствует о том, что Южный Урал был ключевым местом в развитии технологий и сложной цивилизации. Открытие Аркаима подтвердило это предположение. [5]
Борьба за спасение этого объекта была трудной, поскольку проект водохранилища курировало тогдашнее всемогущее Министерство водного хозяйства Советского Союза. Завершить проект планировалось в 1989 году, но строители намеревались ускорить строительство, чтобы завершить его к весне 1988 года. Археологи сделали все возможное, чтобы мобилизовать общественное мнение для спасения Аркаима, первоначально потребовав приостановить проект до тех пор, пока 1990 год; В их защиту выступили академики и общественные деятели. В марте 1989 года Президиум Уральского отделения Академии наук Советского Союза официально учредил научную лабораторию по изучению древней цивилизации Челябинской области. В Совет Министров Российской Федерации поступила просьба объявить этот объект охраняемой территорией, имеющей историческую ценность. [6]
В последующие месяцы Министерство водного хозяйства быстро потеряло власть, поскольку Советский Союз приближался к развалу. В апреле 1991 года Совет Министров официально отменил строительство водохранилища и объявил Аркаим «историко-географическим музеем». [6]
Структура Аркаима
[ редактировать ]
Аркаим представлял собой круглую крепость, состоящую из двух концентрических бастионов, сложенных из самана с деревянным каркасом и покрытых необожженным глиняным кирпичом. Внутри кругов, вблизи бастионов, стояло шестьдесят жилищ. В жилищах имелись очаги, погреба, колодцы и металлургические печи. Они вышли на внутреннюю кольцевую улицу, вымощенную деревом. Улицу обрамлял крытый водоотводный желоб с ямами для сбора воды. В центре комплекса находилось прямоугольное открытое пространство. Комплекс имел четыре входа, состоящих из замысловато построенных переходов и ориентированных по сторонам света. По мнению историка В. А. Шнирельмана , «все факты свидетельствуют о том, что поселение было построено по единому плану, что свидетельствует об обществе с развитой социальной структурой и высоким авторитетом местных лидеров». [5]
Ученые определили структуру Аркаима как города, построенные «воспроизводящие модель вселенной», описанную в древней индоарийско-иранской духовной литературе, Ведах и Авесте . [6] Сооружение состоит из трёх концентрических колец стен и трёх радиальных улиц, возможно, отражающих город царя Йимы, описанный в Ригведе . [7] Стены фундамента и жилища второго кольца построены по образцу, который некоторые исследователи назвали « свастикоподобным узором»; [8] тот же символ встречается на различных артефактах с этого места. [9]
Укрепленная цитадель Аркаима ранее датировалась 17-16 веками до нашей эры. [10] но в настоящее время считается принадлежащим c. 2050-1900 гг. до н. э., период синташтинской культуры . Более двадцати других сооружений, построенных по аналогичным схемам, были обнаружены на более обширной территории, простирающейся от Южного Урала до севера Казахстана, образуя так называемую « Страну городов ». [5]
Меры
[ редактировать ]
Поселение занимало площадь около 20 000 квадратных метров (220 000 квадратных футов). Диаметр ограждающей стены составлял около 160 метров (520 футов), а ее толщина — от 4 до 5 метров (от 13 до 16 футов). Высота составила 5,5 метра (18,04 фута). Поселение было окружено рвом глубиной 2 метра (6 футов 7 дюймов).
Ворот было четверо, главными были западные. Жилища имели площадь от 110 до 180 квадратных метров (от 1200 до 1900 квадратных футов). Жилищ на внешнем кольце было тридцать девять или сорок, двери открывались на кольцевую улицу. Жилищ внутреннего кольца насчитывалось двадцать семь, расположенных вдоль внутренней стены, с дверями, выходящими в сторону центральной площади, площадь которой составляла примерно 25 на 27 метров (82 на 89 футов).
По оценкам Здановича, в Аркаиме могло проживать примерно от 1500 до 2500 человек. Стены Аркаима окружали пахотные поля размером 130–140 на 45 метров (430–460 на 150 футов), орошаемые системой каналов и канав.
Религиозное значение
[ редактировать ]Многие ученые предполагают, что концентрический дизайн структуры представляет собой «модель вселенной», найденную в городе царя Йимы (первого индоиранского царя-жреца ), как описано в древней индоиранской религиозной литературе, такой как Веды и Авеста . [11]
Социальное воздействие
[ редактировать ]Религиозные движения и мистицизм
[ редактировать ]
Открытие Аркаима активизировало споры о первоначальной родине индоевропейцев , как бы подтвердив его расположение в Сибири . [12] После своего открытия Аркаим и Земля Городов некоторые интерпретировали как «землю ариев » , центр государственности монархического типа и, в конечном счете, модель новой духовной цивилизации, гармонизированной со Вселенной. [13] Агентства, связанные с Русской Православной Церковью, критиковали подобную деятельность, связанную с археологическими раскопками Аркаима. [14]
Открытие Аркаима и Страны Городов способствовало росту мыслительных школ среди русских родноверов , рерихов , ассианистов , зороастрийцев , индусов и других, которые считают археологический объект второй родиной индоевропейцев, первоначально обитавших в Арктике. регионы [ нужна ссылка ] и мигрировали на юг, когда погода там стала ледниковой, затем распространились из Сибири на юг и запад, в конечном итоге превратившись в другие цивилизации. По их мнению, все ведические знания зародились на Южном Урале. [15] Некоторые из них идентифицируют Аркаим как Асгард Одина , о котором говорится в германской мифологии. Русское зороастрийское движение называет Аркаим местом Зороастра . рождения [16] Аркаим признан «национальной и духовной святыней» России. [6] и стал святым местом для Родновера , зороастрийцев и других религиозных течений. [16]
Визит Владимира Путина и «русская идея»
[ редактировать ]Президент России Владимир Путин посетил это место в 2005 году, лично встретившись с главным археологом Геннадием Здановичем. [17] Визит привлек большое внимание российских СМИ. Они представили Аркаим как «родину большинства современных народов Азии и отчасти Европы». Сообщается, что Зданович представил президенту Аркаим как «возможную национальную идею России». [18] которую Шнирельман называет новой идеей цивилизации ― « русской идеей ». [19]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ↑ Уральский федеральный университет (16 августа 2021 г.). "Легендарный Аркаим, Синташта, Эмдер - открытия наших археологов" : "...Укрепленное поселение Аркаим, относящееся к 22-17 векам до нашей эры, является, пожалуй, самым известным археологическим памятником среди так называемой "Страны городов", "ожерелье" древних поселений на территории Южного Урала..."
- ^ Корякова Людмила; Коль, Филип Л. (2000). «Сложные общества Центральной Евразии от 3-го до 1-го тысячелетия до нашей эры: региональная специфика в свете глобальных моделей». Современная антропология . 41 (4). Издательство Чикагского университета: 638–642. дои : 10.1086/317391 . JSTOR 10.1086/317391 . S2CID 146764291 .
- ^ Jump up to: а б с Шнирельман 1998 , с. 33.
- ^ Шнирельман 1998 , с. 35. Обнаружение на Южном Урале прекрасно сохранившегося города возрастом около 3600 лет было не просто значительным археологическим событием. Как поясняет В.А. Шнирельман, это вызвало цепную реакцию надуманных спекуляций и крайнего этнического национализма, стремившегося использовать находку в чисто политических целях.
- ^ Jump up to: а б с Шнирельман 1998 , с. 34.
- ^ Jump up to: а б с д Шнирельман 1998 , с. 35.
- ^ Джонс-Блей и Зданович 2002 , с. 45.
- ^ Джонс-Блей и Зданович 2002 , с. 163.
- ^ Джонс-Блей и Зданович 2002 , с. 324.
- ^ Шнирельман, Вирджиния, (1999). «Страсти по поводу Аркаима: русский национализм, арийцы и политика археологии» , во Внутренней Азии, Том. 1, № 2 (1999) , Брилл, The White Horse Press, Кембридж, с. 267.
- ^ Миллиган, Маркус. «Аркаим» . HeritageDaily — Новости археологии . Проверено 2 мая 2023 г.
- ^ Шнирельман 1998 , стр. 33–34.
- ^ Шнирельман 1998 , с. 36; Шнирельман 2012 , с. 27.
- ^ Петров, Федор (29 июня 2010 г.). «Наука и неоязычество на Аркаиме (Наука и неоязычество в Аркаиме)» . Проза.ру . Архивировано из оригинала 7 июля 2017 года . Проверено 3 июля 2017 г.
- ^ Шнирельман 1998 , с. 37.
- ^ Jump up to: а б Шнирельман 1998 , с. 38.
- ^ Шнирельман 2012 , стр. 27–28.
- ^ Шнирельман 2012 , с. 28.
- ^ Шнирельман 1998 , с. 36.
Источники
[ редактировать ]- Шнирельман, Виктор А. (1998). «Археология и этническая политика: открытие Аркаима». Международный музей . 50 (2). ЮНЕСКО, Издательство Блэквелл: 33–39. дои : 10.1111/1468-0033.00146 . ISSN 1350-0775 .
- ——— (2012). «Археология и национальная идея в Евразии». У Чарльза В. Хартли; Г. Бике Язичиоглу; Адам Т. Смит (ред.). Археология власти и политики в Евразии: режимы и революции . Издательство Кембриджского университета . стр. 15–36. ISBN 9781107016521 .
- Джонс-Блей, Карлин; Зданович, Геннадий Дмитриевич (2002). Сложные общества Центральной Евразии с 3 по 1 тысячелетие до нашей эры . Лондон и Нью-Йорк: Институт изучения человека. ISBN 9780941694834 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Заведения XXII века до нашей эры
- Разрушения 17 века до н.э.
- Населенные пункты, основанные в III тысячелетии до нашей эры.
- Населенные пункты, ликвидированные во 2 тысячелетии до нашей эры.
- Археологические открытия 1987 г.
- Археоастрономия
- Археологические памятники в России.
- Бронзовый век Азии
- Кочевые группы в Евразии
- Бывшие населенные пункты России.
- История Урала
- Индоиранские археологические памятники
- Бронзовый век России
- Синташтинские культуры
- Памятники культурного наследия Челябинской области
- Объекты культурного наследия России федерального значения