Прикрепил
Припегала — бог полабских славян , упомянутый в письме 1108 года магдебургского епископа Адельгота, призывающего к битве против язычника- велети . Среди изображений славянских преступлений и злодеяний, содержащихся в документе, было описание поклонения богу по имени Припегала , сопоставленному с греческим Приапом :
Самые фанатичные из них говорят, что всякий раз, когда они хотят развлечься на пирах, «наша Припегала — они свирепо кричат — требует голов, поэтому мы должны совершать жертвоприношения». Припегала, как его называют, — это развратный Приап и Бельфегор . Так, зарезав христиан перед алтарями их идолопоклонства, они наполняют чаши человеческой кровью и, завывая ужасающими воплями, говорят: «Сделаем этот день радостью, Христос побежден, победоносная Припегала восторжествовала». . [ 1 ]
Латинский оригинальный текст
Существует общее мнение, что обозначение Припегала искажено, и многие ученые предложили свое собственное прочтение. Современная расшифровка читается как Прибыглав / Прибыглов . Анализ показывает, что славянский кластер *Prib- в средневековой немецкой латыни передается как Prib , ср. Прибе , Прибислав , или Прип , ср. Припслаф « Польское имя Пшибислав », Припгневе , Припигневен «Пшибыгнев». Славянская гласная ⟨y⟩, напротив, писалась как буква е , как это часто делалось при написании польских имен. Последний элемент теонима, -gala , следует читать как элемент -glov или -glav , который сократился до -gla в результате адаптации этого элемента к фонетике нижненемецкого языка , а затем расширился с помощью гласную ⟨a⟩, чтобы избежать группы согласных , которую иностранцам было бы трудно произнести. Таким образом, теоним будет состоять из праславянской основы *прибы- [ а ] «увеличиваться, прибывать» и *golva «голова» и буквально означало «пусть будет больше голов», «набирающий головы», «тот, к кому приходят головы» и т. д. [ 2 ] [ 3 ] Михал Лучинский реконструирует праславянскую форму как *Прибыгловъ . [ 2 ]
Александр Брюкнер также первоначально прочитал первую основу как Prib- и реконструировал весь теоним как Przybychwał (вторая основа от chwała «хвала, слава»). Однако в конце концов он отказался от этого прочтения и решил, что Припегала — это искаженная запись теонима Триглав . [ 4 ] Однако эта интерпретация неверна, поскольку нет никаких свидетельств того, что славянское ⟨p⟩ пишется через букву t в немецких записях. [ 5 ] Некоторые исследователи пытались прочитать транскрипт как Przypiekało , Připekal , Prepiekal , Przypiekała , Pripekało и т. д. «палящее солнце» от глагола *pripěkati «опалять». [ 6 ]
По мнению Михала Лучинского, Прибыглав был эпитетом или синонимом Сварожицы . В пользу этого говорит тот факт, что в храме Сварожиц- Радогоста в Ретре , который был главным святилищем велетов , были приняты в жертву человеческие головы, например, в 1066 году епископа Мекленбургского Иоанна ему таким образом приносили в жертву . Дополнительным аргументом может служить то, что Сварожица часто трактуют как бога солнца, а обезглавливание в Индии и у кельтов было связано с поклонением солнцу. [ 7 ]
По мнению сербского филолога Александра Ломы , единственным свидетельством этого теонима за пределами Полабии может быть сербская деревня Привина Глава . Согласно легенде, монастырь там был основан в 12 веке господином по имени Приб или Прив , однако самое старое упоминание о деревне, из турецкой переписи 1566/1567 года, фиксирует название Прибиглава . Поэтому современное название Привина Глава , вероятно, является искажением, разделенным на две части, ср. Записи XVI-XVIII веков с топонимом Гологлава и современным названием Гола Глава . [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ От праславянского *pribyti "приходить", "увеличивать (о количестве чего-либо)", от *pri и -by- от *byti "быть".
- Ссылки
- ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 88-91.
- ^ Перейти обратно: а б Лучинский 2020 , стр. 209-211.
- ^ Перейти обратно: а б Праздник 2002 , с. 197-199.
- ^ Брюкнер 1985 , с. 11.
- ^ Лучинский 2020 , стр. 210.
- ^ Лучинский 2020 , стр. 208, 212.
- ^ Лучинский 2020 , стр. 212-213.
Библиография
[ редактировать ]- Альварес-Педроса, Джон Энтони (2021). Истоки славянской дохристианской религии . Лейден: Koninklijke Brill. ISBN 978-90-04-44138-5 .
- Брюкнер, Александр (1985). Славянская и польская мифология (на польском языке). Варшава: Национальное научное издательство. ISBN 8301062452 .
- Лома, Александр (2002). Пракосово. Словенский и индоевропейский корени сербский эпице (на сербском языке). Белград.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Лучинский, Михал (2020). Боги древних славян. Ономастическое исследование (на польском языке). Кельце: Кельцкое научное общество. ISBN 978-83-60777-83-1 .