Чернобог и Белобог
Чернобог [ а ] ( горит. «Черный Бог» [ 1 ] ) и Белобог [ б ] ( горит. «Белый Бог» [ 1 ] ) — предполагаемая пара полабских божеств. Чернобог появляется в как » Гельмольда «Хрониках бог несчастья, которому поклоняются вагри и ободриты , тогда как Белобог не упоминается — он реконструирован в противовес Чернобогу. Оба бога фигурируют и в более поздних источниках, но они не считаются достоверными. Исследователи не сходятся во мнении о статусе Чернобога и Белобога: многие учёные признают подлинность этих теонимов и объясняют их, например, как богов добра и зла; с другой стороны, многие учёные полагают, что они являются псевдобогами, и Чернобог, возможно, изначально означал «плохую судьбу», а позже ассоциировался с христианским дьяволом .
Источники
[ редактировать ]В латинских записях этот теоним отмечен как Zcerneboch и zcerneboth . [ 2 ]
Немецкий монах и летописец XII века Гельмольд , сопровождавший миссии христианизации эльбских славян , описывает в своей «Хронике славян» культ Чернобога:
Также у славян есть странное заблуждение. На своих пирах и пирах они проходят мимо чаши, над которой произносят слова, я бы не сказал о посвящении, но о проклятии, во имя [двух] богов - хорошего и плохого - исповедуя что всякая благоприятная судьба создается добрым богом, неблагоприятная - плохим богом. Поэтому и на своем языке они называют плохого бога Дьяволом, или Цернебохом , то есть черным богом. [ 3 ]
Белобог не фигурирует ни в каких достоверных источниках. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] – он был воссоздан в противовес Чернобогу. [ 4 ] [ 8 ]
Более поздние источники
[ редактировать ]Следующие источники, в которых говорится о Чернобоге и/или Белобоге, появляются только в XVI веке. Около 1530 года монах-доминиканец из Пирны Йохан Линднер вспоминает богов в своей компиляции. Хотя он жил в Лужицком регионе или рядом с ним, он, вероятно, использовал только письменные источники и монастырские рассказы, а не полевые исследования, из-за чего многие историки считали его работу ненадежной, в том числе Георга Фабрициуса и Петра Альбинуса . Они считали, что, хотя его источники многочисленны и разнообразны, он использовал их некритически. В конце 17 века Авраам Френцель также упомянул Чернобога в своем списке лужицких богов. Эту информацию считают недостоверной еще и потому, что она появилась поздно, когда лужицкое язычество, вероятно, полностью вымерло и около половины упомянутых им богов имеют прусское происхождение. [ 1 ] [ 9 ]
В 1538 году померанский летописец Томас Канцов в своей «Померанской хронике» писал:
До сих пор я рассказывал о всех видах безверия и идолопоклонства, которыми они занимались до времен Германской империи. Говорят, что раньше их образ жизни был еще более языческим. Они ставили своих королей и лордов, которые хорошо правили, выше богов и почитали упомянутых людей [как богов] после их смерти. Кроме того, они поклонялись солнцу и луне и, наконец, двум богам, которых почитали выше всех других богов. Одного [из них] они звали Биальбуг , то есть белый бог; его они считали добрым богом. Другого [они звали] Зернебуг , то есть чёрный бог; его они считали богом, причинившим вред. Поэтому они чтили Бьялбуга , потому что он делал им добро и чтобы он мог [продолжать] делать им добро. Зернебуга же они почитали, чтобы он не причинил им вреда. И умилостивили упомянутого Зернебуга , принося в жертву людей, ибо считали, что нет лучшего способа умиротворить его, чем человеческой кровью, что на самом деле верно, если бы только они увидели это в правильном свете: что Зернебуг не ищет ничего иного, как смерти тела и души человека. [ 10 ]
Затем Себастьян Мюнстер в Cosmographiae Universalis 1550 года описывает ритуал сбора урожая, связанный со Световитом , и продолжает: «Вообще они (ругиане) поклонялись двум богам, а именно Белбаку и Цернебаку , как будто белому и черному богу, доброму и злой гений , Бог и Сатана, как источник добра и зла, по заблуждению манихеев » . Произведения Канцова и Мюнстера, вероятно, независимы друг от друга (различные формы записи имени Белобога, впервые была опубликована «Хроника Померании» , но издана она была только в XIX веке), но они используют общий источник, который аббатства , по мнению Мирославы Знаенко, это мог быть архив Белобоцкого , где был выкован Белобог. Дэниел Крамер , теолог и профессор из Щецина , вероятно, держал в руках копию хроники из этого архива или видел цитату из нее, потому что в своем Pommerisches Kirchen-Chronicon он, вероятно, перефразировал ее часть: [ 1 ]
Этому монастырю они (монахи-основатели) дали название Белбуг , [вернее] Бялбук , что на вендском языке буквально означает «белый бог», таким образом, чтобы дать [славянам] понять, что в отличие от их (славян ) предки-язычники, христиане не знали ни одного черного бога . Имя [Белбуг] также хорошо подходит к одежде премонстратов, которые [всегда] ходили одетыми в белое. Основание монастыря состоялось в 1163 году. [ 11 ]
Чернобог также появляется в анонимной Historia Caminensis как бог вандалов , основанной на произведении Мюнстера (оба произведения говорят об «ошибке манихеев»). Чернобог и Белобог появляются и в других второстепенных текстах. [ 1 ]
Интерпретации
[ редактировать ]В академическом сообществе нет единого мнения о статусе Чернобога и Белобога в славянской мифологии и о том, существовали ли эти два бога вообще в славянской мифологии. Некоторые исследователи полностью отвергают существование Белобога ввиду его неупоминания в источниках. [ 4 ] [ 7 ] В науке сложились по крайней мере четыре точки зрения: [ 12 ]
- Чернобог — эпитет Сатаны, а Белобог возник вторично в позднейшей литературе.
- Чернобог и Белобог — славянские божества (собственные теонимы или эпитеты других божеств)
- Чернобог и Белобог — имена христианских деятелей дохристианского происхождения.
- Чернобог и Белобог — псевдобожества, их не существовало ни в христианском, ни в языческом словаре.
Как божества
[ редактировать ]Сведения Гельмольда привели к концепции XIX века, согласно которой в славянской религии должен был существовать дуализм , дошедший до славян от иранских народов ( скифов , сарматов или богомилов ); Чернобога и гипотетического Белобога сравнивали с Ариманом и Ормуздом , вечными врагами в зороастрийской мифологии. [ 13 ] В этом духе Чернобога интерпретировал Александр Гильфердинг. Позднее Александр Афанасьев и Александр Фамицин считали восточным аналогом Белобога Белуна ( полевого духа). Однако ни один из этих ученых не считал дуализм важным элементом славянской религии; такую точку зрения высказал только Николай Квашнин-Самарин в своем любительском труде «Очерке славянской мифологии» (1872), но его работа не считается важной. [ 14 ] Францишек Славский в своем Словник праславянский , реконструировал праславянское *bělъ болотъ «белое, светлое божество». [ 15 ] и протославянский набрать номер. *čŕ̥nъ bogъ "черное божество, темное божество", для последнего главным свидетельством предполагается рассказ Гельмольда. [ 16 ] Подобный дуализм отстаивал, например, Александр Гейштор , [ 17 ] Vyacheslav Ivanov and Vladimir Toporov considered Chernobog to be a god who brings misfortune. [ 18 ] Некоторые авторы пытались доказать культ Чернобога названиями гор Чорнебох и Билебох в Верхней Лужицах , где, как говорят, поклонялись богам, но эти названия не были созданы до современной эпохи из-за популярности богов. в культуре этих мест. [ 1 ] [ 9 ] При рассмотрении подлинности богов в качестве аргументов упоминаются также топонимы, которые, как говорят, относятся к Чернобогу и Белобогу, например, село Чернобожье в России или село Чернобожна в Украине , а также соседние деревни Черниковице и Белбожице в Чехии считаются свидетельствами подлинности культа Чернобога и Белобога; [ 1 ] [ 19 ] однако первое на самом деле происходит от личного имени, вероятно, основателя. [ 20 ]
Как псевдобожества
[ редактировать ]С другой стороны, многие исследователи считали Чернобога всего лишь олицетворением невезения, какой-то ошибкой Гельмольда или вообще псевдобожеством. Анджей Шиевский считал Чернобога лишь уничижительным эпитетом дьявола. [ 21 ] Станислав Урбанчик сказал:
Вероятно, Гельмольд что-то услышал о вере славян в злых духов, в олицетворенную судьбу и соединил ее с христианскими изображениями, которые, кстати, возможно, уже были распространены среди славян. Это, по моему мнению, суть его истории; от связей с иранцами в этом случае необходимо отказаться, поскольку основа слишком хрупкая. Славянским названием нечистой силы были слова биес и чарт ; разительно отличается от Чернобога. [ 5 ]
Его точку зрения поддержал Ежи Стжельчик . [ 9 ] По мнению Мартина Питро и Петра Вокача, Чернобог также должен был быть олицетворением неудачи. [ 22 ] и Станислав Росик . [ 23 ]
Александр Брюкнер отрицал существование Чернобога (и Белобога) в славянской религии и утверждал, что Чернобог был создан под влиянием христианства, включая средневековые изображения дьявола как черного демона, и сравнивал его с предполагаемым прусским богом Пикуласом , что в конечном итоге происходит от от польского слова piekło « ад ». [ 24 ] Эту точку зрения поддержал, например, Генрик Ловмяньский . [ 25 ]
Расширенный анализ Чернобога и Белобога провел Михал Лучинский. [ 26 ] Он указывает, прежде всего, на то, что славянский языковой материал позволяет легко заключить, что такие слова, как черный бог и белый бог, имеют панславянский ареал и праславянское происхождение. [ 27 ] Свидетельства о черном боге следующие: словинский čórnï bů́u̯g «дьявол», силезский Czorny Bóg «злой дух, дьявол», а также топонимы : русское Чернобожье , украинское. Чернобожна и Сербская Чернобожеский городок ; свидетельства белого бога : словинский bjǻu̯lï bů́u̯g «Бог», силезский Bioły Bóg «доброе, дружелюбное к человеку божество; добрый дух», сербский. набрать номер. бел(и) болото "судьба", болгарский набрать номер. бял болото "удача, успех", [ с ] и топонимы: чешский Белбог , Белбожице , русский Belye bogi , Belovozhskiy monastyr , German Belboh , Belbog , Belbuk and others. [ 29 ] По его словам, приведенный выше материал позволяет ему предположить, что: слова «черный» и «белый» , использованные в выражениях, использовались в их метафорическом смысле, последовательно «плохой» и «хороший», а слово « бог» использовалось в его абстрактном смысле « судьба, удача, судьба». Соответственно, праславянское *čŕ̥nъ bogъ означало «плохая судьба», а *bělъ bogъ «хорошая судьба», и это было их первоначальным значением. Доказательством этой этимологии служат аналогии, например, польский czarna dola , сербский черная удача , crna sudbina , хорватское crna sudba, что означает «плохая судьба», горит. «черная судьба». [ 30 ] Впоследствии эти термины перешли в категорию личных имен и использовались для описания Бога / Иисуса и дьявола как фигур, ответственных за хорошую и плохую судьбу. [ 31 ] Следовательно, он считает Чернобога Гельмольда псевдобожеством, [ 32 ] который был ошибочно идентифицирован современными учеными как божество из-за перевода Гельмольда черного бога и белого бога на латынь как niger deus и бонус deus , что предполагает, что славянское болото, используемое в этих терминах = латинский deus , [ 30 ] и личные имена *Čŕ̥nobogъ «дьявол» и *Bělobogъ «Бог/Иисус» как семантические неологизмы, принадлежащие христианскому культурному кругу, а не языческие, как религиозные, а не мифологические термины, на что может дополнительно указывать топонимия (христианские культовые места в Бельбохе и Беловожском монастыре). [ 33 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]В постановках Диснея
[ редактировать ]
Альтернативная версия Чернобога по имени Чернабог появляется в симфонической поэме « Ночь на Лысой горе» русского композитора Модеста Мусоргского . Его изображают в виде гигантского крылатого демона, призывающего души умерших. Один из фрагментов Уолта Диснея » « Фантазии (1940) был основан на этом произведении. [ 34 ] Возможно, изначально этот персонаж был задуман как изображение сатаны; в фильме Дисней называет его «сам сатаной». В 2015 году был анонсирован полнометражный игровой фильм по этому отрывку. [ 35 ] Начиная с «Фантазии» , Чернабог появлялся во многих постановках Диснея:
- Фантазия 2000 (1999) – продолжение фильма 1940 года; Чернобог появляется в отсылках к первому фильму. [ 36 ]
- Мышиный дом (2001–2003) - приглашенная звезда в одном эпизоде вместе с другими персонажами из «Фантазии». [ 35 ]
- Микки Маус (2013) - в эпизоде «Touchdown and Out» в роли противника Микки Мауса. В эпизоде «Самая страшная история на свете: жуткий Хэллоуин с Микки Маусом!» Он виден на заднем плане во вступительных субтитрах.
- Kingdom Hearts (2002) – в роли босса во время Конца Света [ 35 ]
- Kingdom Hearts 3D: Dream Drop Distance (2012) [ 36 ]
Фильмы и шоу
[ редактировать ]- Однажды (2011–2018) – появляется в «Тьма на окраине города». эпизоде [ 35 ]
- Американские боги (2017–2021) - экранизация телесериала одноименного Нила Геймана . романа [ 37 ]
- Колокол (2023) - Чернобог появляется в короткометражном фильме как дух, вселившийся в молодого человека по имени Давид.
Книги и комиксы
[ редактировать ]- Вальтер Скотт : Айвенго (1820 г.) - Цернебок изображен как бог древних саксов. [ 38 ]
- Наследники сериала Александрии (2002) – как антагонист
- С.М. Стирлинг : Пешаварские уланы (2002) – действие происходит в 2025 году, через 147 лет после метеоритного дождя, уничтожившего Землю. Россияне Бог , поверив, что и Иисус покинули мир, стали поклоняться Чернобогу
- Чернобог появляется как бог хаоса, тьмы и ночи в балто-славянском пантеоне вселенной Marvel . [ 39 ] Он является членом Зимней гвардии , группы русских супергероев.
- Чернобог - главный злодей в фильме «Вращающееся серебро» (2018), выступающий в роли огненного демона, овладевшего царем.
Видеоигры
[ редактировать ]- Кровь (1997) - Чернобог - главный антагонист, изображаемый как «окровавленный, рогатый Темный Бог чудовищной внешности», который контролирует культ, известный как «Заговор».
- Персона 3 (2006) — Чернобог — одна из многих Личностей, которые главный герой может воплотить благодаря своим способностям в бою.
- Crusader Kings II (2012) - В расширениях « Монахи и мистики» , когда игрок играет за языческого славянского правителя, Чернобог появляется как «сатанинский» бог, которому поклоняется секта «хладнокровных».
- Smite (2014) — игровой персонаж, добавленный в обновлении за май 2018 года. Он также является первым богом славянского пантеона в этой игре. [ 40 ]
- Arknights (2019) — Чернобог — это название первого города, в котором происходит действие истории.
- Хонкай: Звездная железная дорога (2023) - Белобог - это название охваченного снежной бурей города на первой планете Ярило-VI, где происходит действие истории.
- Grand Theft Auto Online (2017) — РСЗО на базе советского МАЗ-543М появляется как Чернобог.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Горбачев 2017 .
- ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 158.
- ^ Горбачев 2017 , с. 187.
- ^ Jump up to: а б с Ivanov & Toporov 1990a , p. 672.
- ^ Jump up to: а б Урбанчик 1991 , стр. 26.
- ^ Брюкнер 1985 , с. 199.
- ^ Jump up to: а б Лучинский 2020 , стр. 181.
- ^ Урбанчик 1991 , стр. 187.
- ^ Jump up to: а б с Стшельчик 1998 , стр. 57–58.
- ^ Горбачев 2017 , с. 235.
- ^ Горбачев 2017 , с. 237.
- ^ Лучинский 2020 , стр. 182.
- ^ Шиевский 2003 , стр. 40.
- ^ Клейн 2004 , с. 36.
- ^ Славский 1974 , стр. 238.
- ^ Славский 1976 , стр. 243.
- ^ Гейстор 2006 , с. 159.
- ^ Ivanov & Toporov 1990b , p. 672.
- ^ Кулишич, Петрович и Пантелич 1970 , с. 28–29.
- ^ Воката, Ленка. «Характеристики некоторых чешских ойконимов» (на чешском языке): 27.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Шиевский 2003 , стр. 47.
- ^ Питро и Вокач 2002 , стр. 139.
- ^ Росик 2012 , с. 272.
- ^ Брюкнер 1985 , с. 195, 199, 210, 213.
- ^ Ловмяньский 1979 , стр. 189.
- ^ Лучинский 2020 , стр. 180–194.
- ^ Лучинский 2020 , стр. 187, 189.
- ^ Лучинский 2020 , стр. 186.
- ^ Лучинский 2020 , стр. 185–186.
- ^ Jump up to: а б Лучинский 2020 , стр. 187.
- ^ Лучинский 2020 , стр. 190, 192–193.
- ^ Лучинский 2020 , стр. 191.
- ^ Лучинский 2020 , стр. 189, 192, 194.
- ^ Калхейн 1983 , с. 185.
- ^ Jump up to: а б с д Кирстен Акуна (04 июня 2015 г.). «Дисней дает одному из своих самых мрачных персонажей — демону-горгулье из «Фантазии» — собственный фильм» . Бизнес-инсайдер Австралии . Проверено 29 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Чернабог — Путеводитель по Kingdom Hearts 3D Wiki» . ИГН . Проверено 13 августа 2022 г.
- ^ «Путеводитель по мифологии американских богов: Кто такое кровожадное славянское божество Чернобог?» . Радио Таймс . Проверено 29 сентября 2020 г.
- ^ Скотт, Уолтер. (1996). Айвенго . Дункан, Ян. Оксфорд: ОУП Оксфорд. ISBN 978-0-19-161111-7 . OCLC 781614504 .
...Май Миста, Скогула и Цернебок, боги древних саксов...
- ^ «Силы Чернобога, враги, история | Marvel» . Марвел Развлечения . Проверено 29 сентября 2020 г.
- ^ «Первый славянский бог пришёл в SMITE. Впечатляет... | Портал о MMO-играх» (на польском языке). mmorpg.org.pl . Проверено 29 сентября 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- Альварес-Педроса, Джон Энтони (2021). Истоки славянской дохристианской религии . Лейден: Koninklijke Brill. ISBN 978-90-04-44138-5 .
- Брюкнер, Александр (1985). Славянская и польская мифология (на польском языке). Варшава: Национальное научное издательство. ISBN 8301062452 .
- Калхейн, Джон (1983). Фантазия Уолта Диснея . Гарри Н. Абрамса Inc. ISBN 978-3-8228-0393-6 .
- Гейстор, Александр (2006). Мифология славян (на польском языке). Варшава: Издательство Варшавского университета. ISBN 978-83-235-0234-0 .
- Горбачев, Ярослав (2017). «Что мы знаем о *Чёрнобоге и *Белъ Богъ» . Русская история . 44 (2–3): 209–242. дои : 10.1163/18763316-04402011 .
- Ivanov, Vyacheslav ; Toporov, Vladimir (1990a). "Белобог" . In Meletinsky, Yeleazar (ed.). Мифологический словарь (in Russian). Moscow: Большая российская энциклопедия. p. 672.
- Ivanov, Vyacheslav ; Toporov, Vladimir (1990b). "Чернобог" . In Meletinsky, Yeleazar (ed.). Мифологический словарь (in Russian). Moscow: Большая российская энциклопедия. p. 672.
- Klejn, Leo (2004). Воскрешение Перуна: К реконструкции восточнославянского язычества (in Russian). Евразия. ISBN 5-8071-0153-7 .
- Кулишич, Спиро; Петрович, Петар З.; Пантелич, Никола (1970). Сербский мифологический словарь (на сербском языке). Белград: Нолит.
- Ловмяньский, Генрих (1979). Религия славян и ее упадок, VI-XII вв. (на польском языке). Варшава: Национальное научное издательство. ISBN 83-01-00033-3 .
- Лучинский, Михал (2020). Боги древних славян. Ономастическое исследование (на польском языке). Кельце: Кельцкое научное общество. ISBN 978-83-60777-83-1 .
- Питро, Мартин; Вокач, Петр (2002). Боги древних славян (на чешском языке). Прага: ISV. ISBN 80-85866-91-9 .
- Росик, Станислав (2012). «Яровит Марс и Черный Бог Дьявол. О различном генезисе новых личностей славянских божеств Северной Полабии (в круге записей XII века)». История Наррата. Средневековые исследования, предложенные профессору Яцеку Банашкевичу (на польском языке). Анджей Плещиньский (ред.). Люблин: Издательство Университета Марии Кюри-Склодовской. стр. 263–276. ISBN 978-83-7784-189-1 .
- Славский, Францишек (1974). "белъ богъ" . Праславянский словарь (на польском языке). Том 1. Вроцлав, Варшава, Краков, Гданьск: Zakład Narodowy im. Семья Оссолинских . стр. 238.
- Славский, Францишек (1976). «Чёнъ бог». Праславянский словарь (на польском языке). Том 2. Вроцлав, Варшава, Краков, Гданьск: Zakład Narodowy im. Семья Оссолинских . стр. 243.
- Стжельчик, Ежи (1998). Мифы, сказки и поверья древних славян (на польском языке). ISBN 978-83-7301-973-7 .
- Шиевский, Анджей (2003). Религия славян (на польском языке). Краков: Wydawnictwo WAM. ISBN 83-7318-205-5 .
- Урбанчик, Станислав (1991). Древние славяне. Вера и поклонение (на польском языке). Вроцлав: Оссолинеум.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- ЗНАЕНКО, Мирослава Т. (1993). «О понятии Чернебога и Бельбога в славянской мифологии» . Акта Славика Японика . 11 : 177–185.