Jump to content

Чернобог и Белобог

(Перенаправлено с Чернобога )

Чернобог [ а ] ( горит. «Черный Бог» [ 1 ] ) и Белобог [ б ] ( горит. «Белый Бог» [ 1 ] ) — предполагаемая пара полабских божеств. Чернобог появляется в как » Гельмольда «Хрониках бог несчастья, которому поклоняются вагри и ободриты , тогда как Белобог не упоминается — он реконструирован в противовес Чернобогу. Оба бога фигурируют и в более поздних источниках, но они не считаются достоверными. Исследователи не сходятся во мнении о статусе Чернобога и Белобога: многие учёные признают подлинность этих теонимов и объясняют их, например, как богов добра и зла; с другой стороны, многие учёные полагают, что они являются псевдобогами, и Чернобог, возможно, изначально означал «плохую судьбу», а позже ассоциировался с христианским дьяволом .

Источники

[ редактировать ]

В латинских записях этот теоним отмечен как Zcerneboch и zcerneboth . [ 2 ]

Немецкий монах и летописец XII века Гельмольд , сопровождавший миссии христианизации эльбских славян , описывает в своей «Хронике славян» культ Чернобога:

Также у славян есть странное заблуждение. На своих пирах и пирах они проходят мимо чаши, над которой произносят слова, я бы не сказал о посвящении, но о проклятии, во имя [двух] богов - хорошего и плохого - исповедуя что всякая благоприятная судьба создается добрым богом, неблагоприятная - плохим богом. Поэтому и на своем языке они называют плохого бога Дьяволом, или Цернебохом , то есть черным богом. [ 3 ]

Белобог не фигурирует ни в каких достоверных источниках. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] – он был воссоздан в противовес Чернобогу. [ 4 ] [ 8 ]

Более поздние источники

[ редактировать ]

Следующие источники, в которых говорится о Чернобоге и/или Белобоге, появляются только в XVI веке. Около 1530 года монах-доминиканец из Пирны Йохан Линднер вспоминает богов в своей компиляции. Хотя он жил в Лужицком регионе или рядом с ним, он, вероятно, использовал только письменные источники и монастырские рассказы, а не полевые исследования, из-за чего многие историки считали его работу ненадежной, в том числе Георга Фабрициуса и Петра Альбинуса . Они считали, что, хотя его источники многочисленны и разнообразны, он использовал их некритически. В конце 17 века Авраам Френцель [ де ] также упомянул Чернобога в своем списке лужицких богов. Эту информацию считают недостоверной еще и потому, что она появилась поздно, когда лужицкое язычество, вероятно, полностью вымерло и около половины упомянутых им богов имеют прусское происхождение. [ 1 ] [ 9 ]

В 1538 году померанский летописец Томас Канцов в своей «Померанской хронике» писал:

До сих пор я рассказывал о всех видах безверия и идолопоклонства, которыми они занимались до времен Германской империи. Говорят, что раньше их образ жизни был еще более языческим. Они ставили своих королей и лордов, которые хорошо правили, выше богов и почитали упомянутых людей [как богов] после их смерти. Кроме того, они поклонялись солнцу и луне и, наконец, двум богам, которых почитали выше всех других богов. Одного [из них] они звали Биальбуг , то есть белый бог; его они считали добрым богом. Другого [они звали] Зернебуг , то есть чёрный бог; его они считали богом, причинившим вред. Поэтому они чтили Бьялбуга , потому что он делал им добро и чтобы он мог [продолжать] делать им добро. Зернебуга же они почитали, чтобы он не причинил им вреда. И умилостивили упомянутого Зернебуга , принося в жертву людей, ибо считали, что нет лучшего способа умиротворить его, чем человеческой кровью, что на самом деле верно, если бы только они увидели это в правильном свете: что Зернебуг не ищет ничего иного, как смерти тела и души человека. [ 10 ]

Затем Себастьян Мюнстер в Cosmographiae Universalis 1550 года описывает ритуал сбора урожая, связанный со Световитом , и продолжает: «Вообще они (ругиане) поклонялись двум богам, а именно Белбаку и Цернебаку , как будто белому и черному богу, доброму и злой гений , Бог и Сатана, как источник добра и зла, по заблуждению манихеев » . Произведения Канцова и Мюнстера, вероятно, независимы друг от друга (различные формы записи имени Белобога, впервые была опубликована «Хроника Померании» , но издана она была только в XIX веке), но они используют общий источник, который аббатства , по мнению Мирославы Знаенко, это мог быть архив Белобоцкого [ pl ] , где был выкован Белобог. Дэниел Крамер , теолог и профессор из Щецина , вероятно, держал в руках копию хроники из этого архива или видел цитату из нее, потому что в своем Pommerisches Kirchen-Chronicon он, вероятно, перефразировал ее часть: [ 1 ]

Этому монастырю они (монахи-основатели) дали название Белбуг , [вернее] Бялбук , что на вендском языке буквально означает «белый бог», таким образом, чтобы дать [славянам] понять, что в отличие от их (славян ) предки-язычники, христиане не знали ни одного черного бога . Имя [Белбуг] также хорошо подходит к одежде премонстратов, которые [всегда] ходили одетыми в белое. Основание монастыря состоялось в 1163 году. [ 11 ]

Чернобог также появляется в анонимной Historia Caminensis как бог вандалов , основанной на произведении Мюнстера (оба произведения говорят об «ошибке манихеев»). Чернобог и Белобог появляются и в других второстепенных текстах. [ 1 ]

Интерпретации

[ редактировать ]

В академическом сообществе нет единого мнения о статусе Чернобога и Белобога в славянской мифологии и о том, существовали ли эти два бога вообще в славянской мифологии. Некоторые исследователи полностью отвергают существование Белобога ввиду его неупоминания в источниках. [ 4 ] [ 7 ] В науке сложились по крайней мере четыре точки зрения: [ 12 ]

  1. Чернобог — эпитет Сатаны, а Белобог возник вторично в позднейшей литературе.
  2. Чернобог и Белобог — славянские божества (собственные теонимы или эпитеты других божеств)
  3. Чернобог и Белобог — имена христианских деятелей дохристианского происхождения.
  4. Чернобог и Белобог — псевдобожества, их не существовало ни в христианском, ни в языческом словаре.

Как божества

[ редактировать ]

Сведения Гельмольда привели к концепции XIX века, согласно которой в славянской религии должен был существовать дуализм , дошедший до славян от иранских народов ( скифов , сарматов или богомилов ); Чернобога и гипотетического Белобога сравнивали с Ариманом и Ормуздом , вечными врагами в зороастрийской мифологии. [ 13 ] В этом духе Чернобога интерпретировал Александр Гильфердинг. Позднее Александр Афанасьев и Александр Фамицин считали восточным аналогом Белобога Белуна ( полевого духа). Однако ни один из этих ученых не считал дуализм важным элементом славянской религии; такую ​​точку зрения высказал только Николай Квашнин-Самарин [ ru ] в своем любительском труде «Очерке славянской мифологии» (1872), но его работа не считается важной. [ 14 ] Францишек Славский в своем Словник праславянский , реконструировал праславянское *bělъ болотъ «белое, светлое божество». [ 15 ] и протославянский набрать номер. *čŕ̥nъ bogъ "черное божество, темное божество", для последнего главным свидетельством предполагается рассказ Гельмольда. [ 16 ] Подобный дуализм отстаивал, например, Александр Гейштор , [ 17 ] Vyacheslav Ivanov and Vladimir Toporov considered Chernobog to be a god who brings misfortune. [ 18 ] Некоторые авторы пытались доказать культ Чернобога названиями гор Чорнебох и Билебох в Верхней Лужицах , где, как говорят, поклонялись богам, но эти названия не были созданы до современной эпохи из-за популярности богов. в культуре этих мест. [ 1 ] [ 9 ] При рассмотрении подлинности богов в качестве аргументов упоминаются также топонимы, которые, как говорят, относятся к Чернобогу и Белобогу, например, село Чернобожье в России или село Чернобожна в Украине , а также соседние деревни Черниковице и Белбожице [ cs ] в Чехии считаются свидетельствами подлинности культа Чернобога и Белобога; [ 1 ] [ 19 ] однако первое на самом деле происходит от личного имени, вероятно, основателя. [ 20 ]

Как псевдобожества

[ редактировать ]

С другой стороны, многие исследователи считали Чернобога всего лишь олицетворением невезения, какой-то ошибкой Гельмольда или вообще псевдобожеством. Анджей Шиевский считал Чернобога лишь уничижительным эпитетом дьявола. [ 21 ] Станислав Урбанчик сказал:

Вероятно, Гельмольд что-то услышал о вере славян в злых духов, в олицетворенную судьбу и соединил ее с христианскими изображениями, которые, кстати, возможно, уже были распространены среди славян. Это, по моему мнению, суть его истории; от связей с иранцами в этом случае необходимо отказаться, поскольку основа слишком хрупкая. Славянским названием нечистой силы были слова биес и чарт ; разительно отличается от Чернобога. [ 5 ]

Его точку зрения поддержал Ежи Стжельчик . [ 9 ] По мнению Мартина Питро и Петра Вокача, Чернобог также должен был быть олицетворением неудачи. [ 22 ] и Станислав Росик . [ 23 ]

Александр Брюкнер отрицал существование Чернобога (и Белобога) в славянской религии и утверждал, что Чернобог был создан под влиянием христианства, включая средневековые изображения дьявола как черного демона, и сравнивал его с предполагаемым прусским богом Пикуласом , что в конечном итоге происходит от от польского слова piekło « ад ». [ 24 ] Эту точку зрения поддержал, например, Генрик Ловмяньский . [ 25 ]

Расширенный анализ Чернобога и Белобога провел Михал Лучинский. [ 26 ] Он указывает, прежде всего, на то, что славянский языковой материал позволяет легко заключить, что такие слова, как черный бог и белый бог, имеют панславянский ареал и праславянское происхождение. [ 27 ] Свидетельства о черном боге следующие: словинский čórnï bů́u̯g «дьявол», силезский Czorny Bóg «злой дух, дьявол», а также топонимы : русское Чернобожье [ ru ] , украинское. Чернобожна и Сербская Чернобожеский городок ; свидетельства белого бога : словинский bjǻu̯lï bů́u̯g «Бог», силезский Bioły Bóg «доброе, дружелюбное к человеку божество; добрый дух», сербский. набрать номер. бел(и) болото "судьба", болгарский набрать номер. бял болото "удача, успех", [ с ] и топонимы: чешский Белбог , Белбожице [ cs ] , русский Belye bogi , Belovozhskiy monastyr , German Belboh , Belbog , Belbuk and others. [ 29 ] По его словам, приведенный выше материал позволяет ему предположить, что: слова «черный» и «белый» , использованные в выражениях, использовались в их метафорическом смысле, последовательно «плохой» и «хороший», а слово « бог» использовалось в его абстрактном смысле « судьба, удача, судьба». Соответственно, праславянское *čŕ̥nъ bogъ означало «плохая судьба», а *bělъ bogъ «хорошая судьба», и это было их первоначальным значением. Доказательством этой этимологии служат аналогии, например, польский czarna dola , сербский черная удача , crna sudbina , хорватское crna sudba, что означает «плохая судьба», горит. «черная судьба». [ 30 ] Впоследствии эти термины перешли в категорию личных имен и использовались для описания Бога / Иисуса и дьявола как фигур, ответственных за хорошую и плохую судьбу. [ 31 ] Следовательно, он считает Чернобога Гельмольда псевдобожеством, [ 32 ] который был ошибочно идентифицирован современными учеными как божество из-за перевода Гельмольда черного бога и белого бога на латынь как niger deus и бонус deus , что предполагает, что славянское болото, используемое в этих терминах = латинский deus , [ 30 ] и личные имена *Čŕ̥nobogъ «дьявол» и *Bělobogъ «Бог/Иисус» как семантические неологизмы, принадлежащие христианскому культурному кругу, а не языческие, как религиозные, а не мифологические термины, на что может дополнительно указывать топонимия (христианские культовые места в Бельбохе и Беловожском монастыре). [ 33 ]

[ редактировать ]

В постановках Диснея

[ редактировать ]
Платформа » в диснеевской версии Чернабога, на которой держится Злая Королева из диснеевского мультфильма « Белоснежка и семь гномов .

Альтернативная версия Чернобога по имени Чернабог появляется в симфонической поэме « Ночь на Лысой горе» русского композитора Модеста Мусоргского . Его изображают в виде гигантского крылатого демона, призывающего души умерших. Один из фрагментов Уолта Диснея » « Фантазии (1940) был основан на этом произведении. [ 34 ] Возможно, изначально этот персонаж был задуман как изображение сатаны; в фильме Дисней называет его «сам сатаной». В 2015 году был анонсирован полнометражный игровой фильм по этому отрывку. [ 35 ] Начиная с «Фантазии» , Чернабог появлялся во многих постановках Диснея:

  • Фантазия 2000 (1999) – продолжение фильма 1940 года; Чернобог появляется в отсылках к первому фильму. [ 36 ]
  • Мышиный дом (2001–2003) - приглашенная звезда в одном эпизоде ​​вместе с другими персонажами из «Фантазии». [ 35 ]
  • Микки Маус (2013) - в эпизоде ​​​​«Touchdown and Out» в роли противника Микки Мауса. В эпизоде ​​​​«Самая страшная история на свете: жуткий Хэллоуин с Микки Маусом!» Он виден на заднем плане во вступительных субтитрах.
  • Kingdom Hearts (2002) – в роли босса во время Конца Света [ 35 ]
  • Kingdom Hearts 3D: Dream Drop Distance (2012) [ 36 ]

Фильмы и шоу

[ редактировать ]

Книги и комиксы

[ редактировать ]

Видеоигры

[ редактировать ]
  • Кровь (1997) - Чернобог - главный антагонист, изображаемый как «окровавленный, рогатый Темный Бог чудовищной внешности», который контролирует культ, известный как «Заговор».
  • Персона 3 (2006) — Чернобог — одна из многих Личностей, которые главный герой может воплотить благодаря своим способностям в бою.
  • Crusader Kings II (2012) - В расширениях « Монахи и мистики» , когда игрок играет за языческого славянского правителя, Чернобог появляется как «сатанинский» бог, которому поклоняется секта «хладнокровных».
  • Smite (2014) — игровой персонаж, добавленный в обновлении за май 2018 года. Он также является первым богом славянского пантеона в этой игре. [ 40 ]
  • Arknights (2019) — Чернобог — это название первого города, в котором происходит действие истории.
  • Хонкай: Звездная железная дорога (2023) - Белобог - это название охваченного снежной бурей города на первой планете Ярило-VI, где происходит действие истории.
  • Grand Theft Auto Online (2017) — РСЗО на базе советского МАЗ-543М появляется как Чернобог.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Также переводится как Чернобог .
  2. Также переводится как Белебог , Белбог .
  3. ^ Также во фразеологии: до бяла бога «(кричать) очень сильно», ньямам бяла бога "нет мне покоя", видеть бяла бога "видеть утешение, радость". [ 28 ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г Горбачев 2017 .
  2. ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 158.
  3. ^ Горбачев 2017 , с. 187.
  4. ^ Jump up to: а б с Ivanov & Toporov 1990a , p. 672.
  5. ^ Jump up to: а б Урбанчик 1991 , стр. 26.
  6. ^ Брюкнер 1985 , с. 199.
  7. ^ Jump up to: а б Лучинский 2020 , стр. 181.
  8. ^ Урбанчик 1991 , стр. 187.
  9. ^ Jump up to: а б с Стшельчик 1998 , стр. 57–58.
  10. ^ Горбачев 2017 , с. 235.
  11. ^ Горбачев 2017 , с. 237.
  12. ^ Лучинский 2020 , стр. 182.
  13. ^ Шиевский 2003 , стр. 40.
  14. ^ Клейн 2004 , с. 36.
  15. ^ Славский 1974 , стр. 238.
  16. ^ Славский 1976 , стр. 243.
  17. ^ Гейстор 2006 , с. 159.
  18. ^ Ivanov & Toporov 1990b , p. 672.
  19. ^ Кулишич, Петрович и Пантелич 1970 , с. 28–29.
  20. ^ Воката, Ленка. «Характеристики некоторых чешских ойконимов» (на чешском языке): 27. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  21. ^ Шиевский 2003 , стр. 47.
  22. ^ Питро и Вокач 2002 , стр. 139.
  23. ^ Росик 2012 , с. 272.
  24. ^ Брюкнер 1985 , с. 195, 199, 210, 213.
  25. ^ Ловмяньский 1979 , стр. 189.
  26. ^ Лучинский 2020 , стр. 180–194.
  27. ^ Лучинский 2020 , стр. 187, 189.
  28. ^ Лучинский 2020 , стр. 186.
  29. ^ Лучинский 2020 , стр. 185–186.
  30. ^ Jump up to: а б Лучинский 2020 , стр. 187.
  31. ^ Лучинский 2020 , стр. 190, 192–193.
  32. ^ Лучинский 2020 , стр. 191.
  33. ^ Лучинский 2020 , стр. 189, 192, 194.
  34. ^ Калхейн 1983 , с. 185.
  35. ^ Jump up to: а б с д Кирстен Акуна (04 июня 2015 г.). «Дисней дает одному из своих самых мрачных персонажей — демону-горгулье из «Фантазии» — собственный фильм» . Бизнес-инсайдер Австралии . Проверено 29 сентября 2020 г.
  36. ^ Jump up to: а б «Чернабог — Путеводитель по Kingdom Hearts 3D Wiki» . ИГН . Проверено 13 августа 2022 г.
  37. ^ «Путеводитель по мифологии американских богов: Кто такое кровожадное славянское божество Чернобог?» . Радио Таймс . Проверено 29 сентября 2020 г.
  38. ^ Скотт, Уолтер. (1996). Айвенго . Дункан, Ян. Оксфорд: ОУП Оксфорд. ISBN  978-0-19-161111-7 . OCLC   781614504 . ...Май Миста, Скогула и Цернебок, боги древних саксов...
  39. ^ «Силы Чернобога, враги, история | Marvel» . Марвел Развлечения . Проверено 29 сентября 2020 г.
  40. ^ «Первый славянский бог пришёл в SMITE. Впечатляет... | Портал о MMO-играх» (на польском языке). mmorpg.org.pl . Проверено 29 сентября 2020 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Альварес-Педроса, Джон Энтони (2021). Истоки славянской дохристианской религии . Лейден: Koninklijke Brill. ISBN  978-90-04-44138-5 .
  • Брюкнер, Александр (1985). Славянская и польская мифология (на польском языке). Варшава: Национальное научное издательство. ISBN  8301062452 .
  • Калхейн, Джон (1983). Фантазия Уолта Диснея . Гарри Н. Абрамса Inc. ISBN  978-3-8228-0393-6 .
  • Гейстор, Александр (2006). Мифология славян (на польском языке). Варшава: Издательство Варшавского университета. ISBN  978-83-235-0234-0 .
  • Горбачев, Ярослав (2017). «Что мы знаем о *Чёрнобоге и *Белъ Богъ» . Русская история . 44 (2–3): 209–242. дои : 10.1163/18763316-04402011 .
  • Ivanov, Vyacheslav ; Toporov, Vladimir (1990a). "Белобог" . In Meletinsky, Yeleazar (ed.). Мифологический словарь (in Russian). Moscow: Большая российская энциклопедия. p. 672.
  • Ivanov, Vyacheslav ; Toporov, Vladimir (1990b). "Чернобог" . In Meletinsky, Yeleazar (ed.). Мифологический словарь (in Russian). Moscow: Большая российская энциклопедия. p. 672.
  • Klejn, Leo (2004). Воскрешение Перуна: К реконструкции восточнославянского язычества (in Russian). Евразия. ISBN  5-8071-0153-7 .
  • Кулишич, Спиро; Петрович, Петар З.; Пантелич, Никола (1970). Сербский мифологический словарь (на сербском языке). Белград: Нолит.
  • Ловмяньский, Генрих (1979). Религия славян и ее упадок, VI-XII вв. (на польском языке). Варшава: Национальное научное издательство. ISBN  83-01-00033-3 .
  • Лучинский, Михал (2020). Боги древних славян. Ономастическое исследование (на польском языке). Кельце: Кельцкое научное общество. ISBN  978-83-60777-83-1 .
  • Питро, Мартин; Вокач, Петр (2002). Боги древних славян (на чешском языке). Прага: ISV. ISBN  80-85866-91-9 .
  • Росик, Станислав (2012). «Яровит Марс и Черный Бог Дьявол. О различном генезисе новых личностей славянских божеств Северной Полабии (в круге записей XII века)». История Наррата. Средневековые исследования, предложенные профессору Яцеку Банашкевичу (на польском языке). Анджей Плещиньский (ред.). Люблин: Издательство Университета Марии Кюри-Склодовской. стр. 263–276. ISBN  978-83-7784-189-1 .
  • Славский, Францишек (1974). "белъ богъ" . Праславянский словарь (на польском языке). Том 1. Вроцлав, Варшава, Краков, Гданьск: Zakład Narodowy im. Семья Оссолинских . стр. 238.
  • Славский, Францишек (1976). «Чёнъ бог». Праславянский словарь (на польском языке). Том 2. Вроцлав, Варшава, Краков, Гданьск: Zakład Narodowy im. Семья Оссолинских . стр. 243.
  • Стжельчик, Ежи (1998). Мифы, сказки и поверья древних славян (на польском языке). ISBN  978-83-7301-973-7 .
  • Шиевский, Анджей (2003). Религия славян (на польском языке). Краков: Wydawnictwo WAM. ISBN  83-7318-205-5 .
  • Урбанчик, Станислав (1991). Древние славяне. Вера и поклонение (на польском языке). Вроцлав: Оссолинеум.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dfe4e16fc01da4f5352b6e3e6943d9f1__1722790800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/df/f1/dfe4e16fc01da4f5352b6e3e6943d9f1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chernobog and Belobog - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)