Деметриус Звонимир
Деметриус Звонимир | |
---|---|
Король Хорватии и Далмации | |
Царствование | 1075/1076–1089 |
Коронация | 8/9 октября 1075/1076 г. |
Предшественник | Петр Крешимир IV |
Преемник | Стефан II |
Умер | 1089 [2] Книн , Хорватия |
Похороны | Церковь Святого Варфоломея , Книн , Хорватия |
Супруг | Елена Венгерская |
Проблема | Радован Клаудия Виница |
Дом | Трпимирович |
Религия | католицизм |
Деметриус Звонимир ( хорватский : Dmitar Zvonimir , произносится [dmîtar zʋônimiːr] ; умер в 1089 г.) был королем Хорватии и Далмации с 1075 или 1076 г. до своей смерти в 1089 г. Звонимир также служил баном Хорватии (1064–1074 гг.) и был назван герцогом Хорватии примерно в 1075 г. Его родное имя было Звонимир, но при коронации принял имя Деметрий.
Сначала он служил баном на службе у короля Петра Крешимира IV . После этого Петр Крешимир IV назначил его герцогом и объявил своим наследником. В 1075 или 1076 году Деметриус Звонимир унаследовал хорватский престол посредством папской дипломатии. Его правление характеризуется как относительно мирное, без масштабных военных кампаний, вместо этого оно было сосредоточено на экономическом и культурном развитии Хорватии. Он унаследовал хорватское государство на пике его развития и правил из города Книн . Средневековые легенды предполагают его убийство, но его смерть и преемственность являются предметом споров в историографии. За его правлением последовал период анархии, который закончился приходом к власти венгерской династии Арпадов и созданием союза с Венгрией .
Ранние годы
[ редактировать ]Точное происхождение и биография Звонимира неизвестны. [3] Считается, что он был членом местной династии Трпимировичей , и некоторые историки предполагают, что он является потомком Святослава Сурони сына Степана Святославича, что также позволило предположить, что он начал свою карьеру как бан Славонии . [4] Другие отвергли его происхождение от Трпимировича и утверждали, что он был членом какой-то другой известной хорватской дворянской семьи, возможно, из Сидрагской жупании. [5] [6] но его ранний брак с принцами Арпада показывает, что он, должно быть, принадлежал к какому-то необычному происхождению. [3] В исторических источниках упоминаются также его магистр («учитель») Шестаки (Шестак) и дядя Стрезата (Среза), которым разрешили сбор налога в Мосоре и от Солина до Биячи . [3]
Банаты Славонии и Хорватии
[ редактировать ]Во время правления короля Петра Крешимира IV , его родственника также по семье Орсеоли в Венеции , предполагается, что Звонимир первоначально управлял Славонией , в частности землей между реками Драва и Сава , с титулом бана . [7] [8] Термин « Славония » ( лат . Sclavonia ) в то время относился как к современной Славонии, так и к северо-западной Хорватии . [9] но доказательств такого тезиса недостаточно. [3]
Соседняя Священная Римская империя при Генрихе IV вторглась в Венгрию в 1063 году, чтобы вернуть на венгерский престол Соломона , мужа его сестры. Венгрией тогда правил дядя Соломона Бела I , третья дочь которого Елена была помолвлена со Звонимиром. [10] Согласно Chronicon Pictum , Хорватия также подверглась нападению около 1063 года карантанской армии Ульрика I , занявшей часть Кварнера и восточное побережье Истрии , «Марк Далмации». [10] [11] Поскольку хорватский король был озабочен восстанием в Далмации , в том числе из-за запрета славянской литургии, [4] Вместо этого Звонимир был вынужден искать защиты у тогдашнего царя Соломона. Геза I и Соломон помогли Звонимиру восстановить власть между 1064 и 1067 годами в «Марше Далмации». [10] [12] После того, как они совместными усилиями отбили карантанцев из Хорватии, [13] Звонимир отправил Соломону и Гезе I много золота, серебра и других ценностей в знак благодарности. [3] Вскоре после этого, в 1070 году, Звонимир впервые упоминается как бан Хорватии в трех грамотах из Задара , сменив Бана Гойчо . [11] [14] [3] Хорватские грамоты в то время были выданы на имя короля Петра Крешимира и Бана Звонимира. [15]
В марте 1074 года норманны из южной Италии во главе с графом Амико Джовинаццо вторглись в Далмацию по приглашению далматинских городов и Византии. Они заняли города Сплит, Трогир, Биоград-на-Мору и Задар, но сумели также захватить в плен некоего хорватского короля, имя которого не упоминается, но наверняка имел в виду короля Петра Крешимира, умершего к ноябрю 1074 года. [10] Нормандский кризис продолжался до февраля 1075 года, когда Венеция изгнала Амико и его войска из Далмации. [10] Звонимир, вероятно, помог Венеции в этом процессе. [10] Хотя венецианцы освободили Далмацию и части Хорватии, ранее оккупированные норманнами, а дож Доменико Сельво даже назвал себя дожем Венеции, Далмации и Хорватии (позже только Далмации), венецианцы с их тесными контактами с Византией и Священная Римская империя не были благосклонны к Святому Престолу. [10] На таких мероприятиях Святой Престол и Звонимир соприкасались с обоюдным интересом. [10] [3]
Тем временем другой претендент на престол, Стефан II Трпимирович, который также был герцогом Хорватии до 1066 года при короле Петре Крешимире, отказался от своих притязаний и переехал позже в церковь Святого Стефана под соснами в окрестностях Сплита , где ему предстояло жить уединенной жизнью. [10] [16] Похоже, Звонимир был выбран наследником престола уже в последние годы жизни Петра Крешимира. [10]
Царствовать как король
[ редактировать ]Звонимир был коронован регалиями - короной, скипетром, мечом и флагом - в октябре 1075 или 1076 года в базилике Святых Петра и Моисея (известной сегодня как Полая церковь ) в Салоне (сегодняшний Солин, Хорватия ) Гебизоном, представителем Папы. Григорий VII (1073–1085). [17] [18] [19] Между историками ведется спор о том, был ли он коронован в 1075 или 1076 году из-за некоторых неточностей в датировке в коронационной хартии. [20] Сам день не упоминается, однако утверждается, что это 8 или 9 октября, поскольку 9 октября - Святого Димитрия , имя которого Звонимир взял при коронации. праздник [17] [18]
Он получил королевский титул от Папы после обещания « Пенса Петра ». [18] [21] таким образом став вассалом Святого Престола. По этому случаю он обещал защиту и заботу о церквях и монахах, бедных и сиротах, преследовать незаконные браки между двоюродными братьями, заключать законные браки с перстнем и благословением священника, защищать такие браки от разврата, а также выступать против торговли людьми. [18] [22] Звонимир принес присягу на верность Папе, пообещав поддержать проведение церковных реформ в Хорватии. Он также подарил бенедиктинский монастырь Св. Григория во Вране (с двумя золотыми коронами с драгоценными камнями, вероятно, предыдущими хорватскими коронами, полученными византийцами. [23] ) Святому Престолу как в знак лояльности, так и в качестве жилья для папских легатов, посещающих Хорватию. [18] [24] Титул Звонимира по-прежнему оставался «Королем Хорватии и Далмации» ( лат . Rex Chroatie atque Dalmatie ), в то время как его имя и титул на хорватском языке , как указано на табличке Башки , было «Zvonimir, kral hrvatski» (английский: Zvonimir, хорватский король ), глаголицей звънъмиръ , кралъ хръватъскъ . [18]
Коронация Звонимира ознаменовала окончательный конец политических и религиозных отношений между Хорватией и Византийской империей. [25] но и конец полной независимости, поскольку королевство де-факто стало верховной собственностью Святого Престола. [26] После коронации папские легаты созвали церковный собор в Сплите , который вновь заявил королю об использовании славянского языка в литургии и осуждении глаголицы или кириллицы , которую собор 1060 года заклеймил как ересь. [27] Король ввел григорианскую реформу ; он также пообещал в конечном итоге отмену рабства , но без особого успеха (см. Супетарский картулярий ). Он сохранял власть над Далмацией, которая ощущалась вплоть до далекого города Осор на острове Црес , где он упоминается в лауде 1082 года . [18] [28]
Деметриус Звонимир стремился получить более прочный контроль над своим королевством, вытесняя различных местных дворян (наследственных провинциальных лидеров и землевладельцев) из местной администрации и заменяя их своими сторонниками, придворной знатью и, что отражало его тесные связи с папой, высшим духовенством. Провинциальная знать управляла своими провинциями ( жупаниями ) со значительным уровнем внутренней независимости. [29] В 1080 году он обручил свою дочь Клавдию с знатным Внихой из племени Лапчани , которому также пожаловал в приданое графство (жупанию) Карин в Далмации . [28]
Около 1079 года возникла напряженность между Хорватией и соседней Священной Римской империей , чей герцог Веселин (слуга императора Генриха IV ) готовился к нападению на Хорватию из своих поместий в Истрии . Папа вмешался от имени Звонимира под угрозой отлучения, призвав Вецелина напрямую обращаться к нему с любыми жалобами по поводу любых проблем с королем. [18] [30] В Annales Carinthiæ и Chronica Hungarorum записано, что Звонимир в конечном итоге вторгся в Каринтию , чтобы помочь Венгрии в войне между 1079 и 1083 годами, но это оспаривается. Деметрий Звонимир также занял жесткую позицию в отношении Византии. После того, как Роберт Гвискар, герцог Апулии, примирился с Папой, был заключен военный союз против нового византийского императора Алексиоса I Комнина . Звонимир, благодаря своему обещанию Святому Престолу и союзу венецианцев с византийцами, послал военно-морские войска на помощь норманнскому вторжению в 1080-х годах . [18] [31] Звонимира В эти годы наместником и заместителем по далматинским городам был Прибимир. [32]
Смерть и преемственность
[ редактировать ]Существует несколько версий даты и обстоятельств смерти Звонимира. Последний известный при жизни документ датирован 8 октября 1087 года. [18] [33] Летописец XIII века Фома Архидиакон в своей «Истории Салонитаны» и хартия короля Стефана II от 8 сентября 1089 года (предположительно, изданная вскоре после смерти короля Звонимира), [18] [34] оба указывают на то, что Звонимир умер естественной смертью. [35] [36] [37] Эта точка зрения была в основном принята в историографии с 16 века, но некоторые историки, такие как Фердо Шишич и археолог Степан Гуняча, выступали в пользу задокументированной насильственной смерти. [2] В различных более поздних источниках датой его смерти указывается 20 апреля. они также называют деревню Косово (сегодняшняя Бискупия недалеко от Книна) с пятью церквями и место у базилики Святой Цецилии в Петрово/Косовом Поле. Местом смерти [18] Эти источники обычно были связаны с утверждениями о его убийстве, которое сейчас часто считается средневековой легендой. [38] Утверждается, что место его упокоения переместилось между собором Святого Варфоломея в Капитуле недалеко от Книна и церковью Святого Стефана в Салоне (сегодняшний Солин ), где находился Мавзолей хорватских королей . [39]
Деметриус Звонимир был женат на своей дальней родственнице Елене , сестре Ладислава I Венгерского . [40] Через Елену он был связан с королевскими семьями не только Венгрии, но и Польши , Дании , Болгарии и Византии . У них был сын Радован, умерший раньше Звонимира. [41] и две дочери, Виница и Клавдия, последняя замужем за воеводой Внихой Лапчаном . [39] Поскольку Звонимир умер, не оставив наследника из своего потомства, ему наследовал Стефан II , последний из династии Трпимировичей. Стефан II правил недолго до своей смерти в 1091 году. [42]
Согласно хроникам и историческим документам, Хорватия впоследствии вступила в период 10-летней анархии без социальной власти. [43] различные стороны и знать борются за господство в королевстве. [44] Впоследствии хроники повествуют две отдельные истории о том, что некоторые славонско - белые хорватские дворяне (иногда называемые Петар Гусич и Петар де гене Какаутонем / Чуханорум, отождествляемые с Кукари) [45] ) отправился в Венгрию и предложил Ладиславу захватить Хорватское королевство, или вдова Елена попросила своего брата Ладислава вмешаться и завоевать королевство. [32] [46] [47] На самом деле, вероятно, произошли оба сценария: вдова Елена захватила некоторую власть и получила поддержку небольшой части хорватской знати (Лапчани, Гусичи и Кукари, среди других), что облегчило вмешательство Ладислава. [48]
Исторические документы показывают, что Ладислав к концу 1091 года завоевал большую часть Славонии , то есть Хорватии, назначив своего племянника принца Алмоса «герцогом Хорватии». [49] однако появились и хорватские дворяне, оказавшие сопротивление. Сначала был герцог Симеон, [50] и некий Славак из Сплита, присвоивший себе королевский титул, его братья имели поместья между Сплитом и Омишем , брат Русин даже во время правления Звонимира был герцогом Марианорум и Морстиком , а сын Русина Петар был баном Хорватии. [51] [52] [53] Доказательства того, что Ладислав и Алмос не консолидировали власть над всей Хорватией, а в основном только над теми регионами к северу от реки Савы и, возможно, до Равни Котари к западу от реки Крка в Далмации и без Кварнера в самой западной части королевства, [54] заключается в том, что они повлияли на религиозные организации только в Загребе и Восточной Славонии (1094 г.). Письменный опыт первых крестоносцев в конце 1096 года показывает, что в стране под названием Склавония и Далмация не удалось найти никакой власти, которая могла бы согласовать условия перехода и отношения с народом. [55] а на табличке Башка нет упоминания о венгерском короле. [56] Когда в 1095 году умер Ладислав, за трон разгорелся спор между бывшим баном, ныне «королем» Петаром, который правил из Книна, идентифицированным как Петар Сначич , и венгерским королем Коломаном , который сражался в битве при горе Гвозд (1097 г.), после чего Коломан подписал предполагаемое подписание Pacta Conventa и зафиксировал коронацию в 1102 году в Биограде-на-Мору . [57] [58] До этого венецианский дож также проявлял интерес к Далмации и Хорватии. [59] [45] которое завершилось соглашением 1098 года — так называемым Conventio Amicitiae — определило сферы интересов каждой стороны, отдав прибрежные районы Хорватии Венгрии и Далмацию Венецианской республике, но Коломан в 1105 году успешно завоевал прибрежные города Далмации. [60] [61] [62]
Наследие
[ редактировать ]Деметриус Звонимир рассматривается в современной Хорватии как последний местный король, обладавший реальной властью, и считается одним из национальных героев средневекового периода. Безвременная смерть его сына Радована и недолгое правление Стефана II повергли Хорватию в унию, которая продлилась до 1918 года.
Культурно и исторически значимая табличка Башки была написана вскоре после его смерти и содержит упоминания о нем и ряде его дворян XI века. На табличке Башка впервые упоминается титул хорватских королей на хорватском языке : kral ( kralj на современном хорватском языке). [10] [63] Его имя также содержится во фрагментах Юрандвора XI или XII веков из той же церкви в Башке, на острове Крк . [64] [10] и шесть письменных документов XII века о различных поместьях, подаренных Звонимиром. [65]
Легенда о смерти
[ редактировать ]Сохранилось несколько вариантов легенды о его зачастую насильственной смерти. Каждому из них обычно свойственно считать Звонимира последним хорватским королем без какого-либо упоминания или возможного контекста, связанного со Стефаном II, и показывать Звонимира и его правление в очень положительном свете. Звонимир изображается добрым, сердечным, душевным, верным, святым царем и защитником христианской веры, а у его царства и народа - безмятежный, справедливый и богатый временной период. [66] [67] Миф о «Проклятии короля Звонимира», согласно которому Звонимир проклял хорватов, которые больше не будут иметь повелителя своего родного языка/нации, но навсегда будут служить одному из чужого языка/нации, что происходило на протяжении почти тысячи лет, основано на легенде о его убийстве. [2] [68]
Однако рассказ об убийстве руками хорватов, который в исторических источниках напоминает и сравнивает с еврейским грехом убийства Иисуса , [69] Утверждается, что это историографически невозможно, является прецедентом в средневековой Европе и противоречит подавляющему средневековому фанатизму в отношении христианства и освобождения могилы Христа . [70] Кроме того, инициатива и кампания Первого крестового похода произошли через несколько лет после смерти Звонимира, и нет никаких доказательств того, что Папа или другие лица до Клермонского собора (1095 г.) принимали активные меры при европейских королевских дворах. [70] То, что он умер естественной смертью, также объясняется отсутствием какой-либо инициативы со стороны Святого Престола или других лиц, чтобы объявить его мучеником и святым . [71] Иво Гольдштейн утверждает, что на нескольких этапах создания легенды, как о последнем исторически известном хорватском короле, были пропущены несколько лет гораздо менее известных личностей Стефана II и Петара Сначича, которые жили ближе ко времени Первого крестового похода, но были связаны своими годы и события к повествованию о Звонимире, как таковые, например, насильственная смерть Петра Сначича, что вымышленно делает Звонимира современником Первого крестового похода. [44] [72] Похвала правителю и его отношение к вере, убийствам и сравнениям с евреями, возможно, вдохновлены « Первой славянской легендой о святом Вацлаве Богемском», легенда которой была популярна в глаголице. [73] Антивенгерские и пропапские настроения с хорватской точки зрения напоминают венгерскую централизацию XIV-XV веков и династическую борьбу, в которой хорватская знать в основном поддерживала Анжуйский дом Капетингов . [74] [75] Идея о том, что легенда возникла в 15 веке, примерно во время угрозы османского вторжения, маловероятна. [68] Легенда и культ Звонимира жили и повлияли даже на выборы 1527 года в Цетине , в которых было указано, что «после смерти нашего последнего короля по имени Звонимир по свободной воле мы присоединились к священной короне Венгерского королевства». [76]
XIII–XIV веков, Польско-венгерские хроники возможно, являются самым ранним источником утверждений о его убийстве. В одной из его глав рассказывается мифологическая история, выходящая за рамки временных периодов, о том, как Иисус Христос приказал царю Аквиле (Аттиле) отомстить за измену и убийство короля Казимира (Звонимира), избранного Христом для правления, что не было принято народом, который хотели править самостоятельно. Аквила в течение восьми дней успешно сражался с дворянами королевства Хорватия и Славония, погибло много славян и хорватов, и решил прийти в Славонию и жениться на хорватке. Сама история по воле Божией оправдывает завоевание Ладиславом Хорватии как мстителя за Звонимира. [77] [78] [79] По словам Младена Анчича, легенда, которую перередактировал автор хроники, попала к польскому двору вместе с Катариной Шубич , вышедшей замуж в 1326 году за Болеслава III Щедрого . [80]
Другой отчет, из хорватской редакции/Хорватской хроники, 13 века датированный 14-15 веками Хроники священника Дукли , [81] говорит, что в 1079 году (свидетельство того, что анонимный автор или переписчик принял глаголицу, означающую 80, с кириллицей, означающей 70 [82] [68] ), желая исцелить раскол между Востоком и Западом, Папа Урбан II попросил Звонимира, своего сильнейшего союзника в Восточной Адриатике, отправиться в крестовый поход по освобождению могилы Христа. Звонимир созвал Сабор в месте под названием «пять церквей в Косово», которое археологи успешно идентифицировали как Бискупию возле Книна . [83] [84] Намерением было мобилизовать армию от имени римского папы и императора, но знать отказала ему, не желая уезжать далеко от родины, жен и детей. На этом месте вспыхнуло восстание, которое привело к убийству Звонимира руками его собственных подданных и произнесению «Проклятия короля Звонимира». Это был король Венгрии Бела I, который отомстил за свою смерть и завоевал Королевство Хорватия ( i vaze kraljevstvo hrvačko, включая vazam Hrvate, i zagorsko i primorsko и bosansko kraljevstvo ). [83]
XIV века В Chronicon Pictum нет упоминаний о насильственной смерти, но говорится, что, когда Золомер (Звонимир) умер бездетным, его жена подверглась гонениям от многих несправедливостей врагов мужа и просила во имя Иисуса Христа помощи от нее. брат Ладислав, отомстивший за несправедливость и возвративший ей Хорватию и Далмацию, а затем через нее унаследовавший их по королевскому праву. [46] То же самое повторяется в Chronica Hungarorum (15 век) и Rerum Ungaricum десятилетия (15-16 века). [46]
В Historia Salonitana уже упоминается естественная смерть Звонимира, но в XIV веке (некоторые считают, что это была смерть XIII века). [85] ) Кроме того, известного как майор, есть история, которая представляет собой сочетание хорватской редакции «Хроники священника Дукли» и венгерских хроник. В нем рассказывается, что Звонимир/Суонемир, которого венгры называли Золомером и правил 35 лет, в 1100 году приказал своим дворянам и рыцарям собраться на месте пяти церквей в Косово и прочитать им письма папы и императора, в которых предписывалось путешествуйте со своей армией по морю, чтобы освободить могилу Христа. Разъяренные дворяне и рыцари, думая, что это будет сделано с согласия короля, убили его. Он был бездетным в браке с дочерью Белы I, и она позвала на помощь своего брата Ладислава из-за убийства и почувствовала опасность со стороны убийц своего мужа. Ладислав со своей большой армией завоевал сначала от реки Дравы до Железной горы ( Мала Капела ), а затем оттуда множество замков до побережья. После своей победы он отдал царство своей сестре, а в честь памяти короля Звонимира на его могиле была воздвигнута эпитафия: [86]
Кто мог удержать народ, чтобы не вздохнуть,
когда они смотрят на эту могилу, поистине достойную скорби?
Потому что в этой тьме покоится яркая звезда,
с благородным происхождением. Как это странно ошеломляет!
Поскольку его варварскую смерть можно объяснить только проклятиями,
с темным преступлением злого народа,
где их ярость утихает, пока сердце не успокоится
и убийством свергают короля,
очень здоровый, с большой силой,
благочестивый Звонимир, необычайно справедливый и честный,
кто был их щитом от врагов,
используется, чтобы сокрушить конкурирующие двери,
скорбите, чемпионы, уже лидер курсирует,
старые и молодые хорватской земли,
потому что то, что было первым гаданием на королевство
а также честь и слава, теперь в руинах .
Анонимная хроника Сплита, датируемая XIV-XVI веками, рассказывает о том, как французский и венгерский король совершил крестовый поход против сарацин в 1092 году, из-за чего венгерский король пригласил Звонимира, который собрал большое собрание хорватской знати на Петровом поле. После трех месяцев дворян, отмазывавшихся за недостаток финансов и морских навыков, Звонимир предложил им идти с венгерским королем по суше, из-за чего они гневно напали на него, но остался лишь полуживым. Звонимир позвонил нотариусу Симону и перед епископом Книном и другими дал показания - две его дочери были отданы в доверительное управление дворянину Сназачу (Сначичу). [68] ) и Хорватское королевство в Венгрию, приняв их короля своим сыном. Похоронен в монастыре Святой Марии в Брибире . [87] [88]
Ивана Томашича В « Chronicon breve Regni Croatiae» примерно 1561 года, в остальном идентичном описанию с другими (но с именем Звонимира в венгерском стиле «Зоробель» и датированием его 1057 годом), убийцы названы личным секретарем короля, а также капелланом. Тадия Словинац , которая вошла в шатер короля, расположенный у базилики Святой Цецилии в Петрово поле, и убила его во сне по настоянию населения, не желавшего идти войной на землю, далекую от их родины, жен и детей. Томашич также сообщает, что его останки находились в церкви Святого Варфоломея в Капитуле на окраине Книна. [89]
Каталог ducem et regum Dalmatie et Croatie из архива Трогира включает в себя сочетание легенды и истории, в котором говорится, что Звонимир умер в 1087 году, в то время как Звонимир II, также известный как Степан II, сын Требели, удерживал власть при поддержке знати, но в 1096 году когда отправил войска из жупы Крбавы на священную войну, он был убит под Книном. Увенчанный мученической смертью, он был тем, кто предсказал, что хорватами будут править венгры, а боснийцами и нарентийцами - их собственный герцог. [90] [91]
Упомянутая ранее эпитафия была написана в вагантском стиле, который использовался только в XIV веке и в окрестностях города Трогир. [92] Она очень похожа на надгробную эпитафию Младена III Шубича (ум. 1348) в Трогирском соборе , демонстрируя почти то же авторство и датировку. [92] Были найдены фрагменты с упоминанием короля Звонимира в церкви Св. Марии в Брибире и Св. Антония Великого в соседней Островице , принадлежащих семье Шубичей, а также в письме Павла I (ум. 1312) и Георгия I Шубича (ум. 1312 ). ум. в 1302 г.) Папе Бонифацию VIII , заявив, что Хорватия со времен короля Звонимира была вассальной собственностью Святого Престола, следовательно, никто не может быть королем Хорватии и Далмации, а также Венгрии без утверждения Папы. [93] [68] [94] Согласно одной теории, легенда связана с семейной традицией Шубичей и политической пропагандой, возможно, с окончательным намерением стать новой королевской династией. Возможно, они имели генеалогические связи с одной из дочерей Звонимира, очень защищали Церковь и имели хорошие отношения с различными рыцарскими орденами, связанными с крестовыми походами, а на внезапную смерть и проклятие Звонимира повлияла судьба Младена II , который был заключен в тюрьму и умер в Венгрия и внезапная смерть Младена III, который был последним хорватским средневековым дворянином, обладавшим значительной властью и независимостью, готовым бросить вызов венгерской королевской власти. [95] [68] [94] [96]
Современный
[ редактировать ]« Звонимир » — сегодня традиционное и довольно распространенное хорватское имя , означающее «звук, перезвон» (zvoni) и «мир, престиж» (mir), [97] Король Звонимир является первым зарегистрированным носителем этого имени.
В его честь были названы награды высокопоставленным чиновникам как в Независимом государстве Хорватия 1940-х годов ( Орден Короны короля Звонимира , Медаль Короны короля Звонимира ), так и с 1990-х годов в Республике Хорватия ( Большой орден короля Дмитрия Звонимира ). . [98] флагман хорватского военно-морского флота и его самый современный корабль «Краль Дмитар Звонимир» (RTOP-12) . В честь покойного короля также был назван [99] Его именем также названы улицы, парки и школы в Хорватии. [100] [101] [102] [103]
- Памятник в Книне
- Клятвы Звонимира, Селестин Медович
- Коронация Звонимира Фердо Кикересом , 1897 г.
Семья
[ редактировать ]В ц. 1063 Звонимир женился на Елене , дочери Белы I Венгерского и его жены Ричезы Польской . У них было как минимум двое детей:
- Радован [104] (ок. 1065–1083/1089), назначен наследником, но умер до 1089 г. [105]
- Клавдия , жена Внихи , воеводы рода Лапчан , [106] [107] получившая земли в Карине , Далмация. в приданое
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Курелич, Роберт (2016). «Ритуальное посвящение на рельефе хорватского правителя» . Слушания (на хорватском языке). 34 : 2–3. doi : 10.21857/m3v76tz0wy .
- ^ Jump up to: а б с Нет, стр. 74–89
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Мальчик, с. 255
- ^ Jump up to: а б Мальчик, стр. 31–33, 247
- ^ Нет, с. 73
- ^ Мальчик, с. 232, 248, 255
- ^ Зекан, стр. 7
- ^ «Самые древние памятники» .
- ^ Иво Гольдштейн (1995). Хорватское раннее средневековье . Загреб: Нови Либер. стр. 389–390. ISBN 978-953-6045-02-0 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Зекан, стр. 9–15
- ^ Jump up to: а б Нада Клаич, История хорватов в раннем средневековье, Загреб, 1975, стр. 377-379.
- ^ Мальчик, с. 216, 220
- ^ SS rerumungaricarum I, с. 364 « Поэтому царь Далмации Золомер, который был сестрой Гейзе, послал послов к царю Соломону и полководцу Гейсе и попросил их лично помочь ему против их противников, а именно карантанцев, которые тогда заняли марш Далмация Тогда король и полководец пошли с собранным войском в Далмацию и вернули ее им во всей полноте .
- ^ Дипломатический кодекс Королевства Хорватия, Далмация и Славония, Том I, страницы 115, 121, 129.
- ^ Хорошо, с. 279
- ^ Мальчик, с. 248, 284
- ^ Jump up to: а б Доминик Мандич , Обсуждения и вклады из древней хорватской истории , Институт истории Хорватии, Рим, 1963, страницы 315, 438.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Зекан, стр. 18–24
- ↑ Деметрий, герцог Хорватии и Далмации. Архивировано 12 февраля 2006 года в Wayback Machine.
- ^ Мальчик, с. 248, 251
- ^ Томислав Раукар Хорватское средневековье , Школьный учебник, Загреб, 1997. ISBN 953-0-30703-9 , ул. 49
- ^ Мальчик, с. 257–258
- ^ Мальчик, с. 258
- ^ Коротко, с. 262
- ^ Мальчик, с. 232
- ^ Мальчик, с. 258–259
- ^ Коротко, с. 263–265
- ^ Jump up to: а б «Звонимир | Хорватская энциклопедия» .
- ^ Хорошо, с. 283
- ^ Мальчик, с. 217, 220
- ^ Мальчик, с. 219, 259
- ^ Jump up to: а б с Зекан, стр. 34–43
- ^ Нет стр. 75
- ^ Нет стр. 74–75
- ^ Архидиакон Фома Сплитский: Салонитская история , 17, с. 93.
- ^ Маркус Таннер, Хорватия - нация, выкованная войной , издательство Йельского университета , Нью-Хейвен, 1997 г. ISBN 0-300-06933-2
- ^ Ковальский, стр. 290.
- ^ Нет, с. 78–84
- ^ Jump up to: а б Зекан, стр. 24–31
- ^ Трпимир Макан, История хорватского народа , Загреб, 1992.
- ^ Ковальский, стр. 291.
- ^ Анчич, стр. 55
- ^ Анчич, стр. 61
- ^ Jump up to: а б Гольдштейн, стр. 40–41.
- ^ Jump up to: а б Мальчик, с. 286
- ^ Jump up to: а б с Нет, стр. 77
- ^ Павичич, Ивана Приятель; Карбич, Дамир (2000). «Представление достоинства правителей: образы правителей в далматинском искусстве XIII и XIV веков» . Acta Histriae (на хорватском языке). 8 (2): 416–418.
- ^ Мальчик, с. 286–287
- ^ Анчич, стр. 58
- ^ Мальчик, стр. 285
- ^ Анчич, стр. 59
- ^ Мальчик, стр. 118–119, 285
- ^ Анчич, Младен (2011). «Михо Барада и миф о Неретве» . Исторический вклад . 30 (41). Загреб: 22–24, 42.
Все это приводит к несомненному выводу, что все, что читается в так называемом «Супетаре Карталярии», на самом деле не имеет ничего общего с «неретванцами» и их «государством», как утверждает М. Король Славац, его племянник и Бан Петар не являются «неретванскими правителями и чиновниками» — это последние хорватские правители, имеющие королевский титул, но без реальной власти над значительной частью королевства, власть которой, как представляется, невелика. была территориально весьма ограничена и продолжалась с 1091 по 1097 год, когда Петар был убит в битве с венгерскими войсками.
- ^ Мальчик, с. 287
- ^ Анчич, стр. 61–64
- ^ Мальчик, с. 285, 287
- ^ Анчич, стр. 66–70, 79–80, 85, 92
- ^ Мальчик, с. 287–289
- ^ Анчич, стр. 64
- ^ Анчич, стр. 75, 79–80
- ^ Стивенсон, Пол (2000). Балканская граница Византии: политическое исследование Северных Балкан, 900–1204 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 197–201. ISBN 978-0-521-02756-4 .
- ^ Мальчик, с. 218, 233, 290–293
- ^ Табличка Баска - доктор наук. Матео Загар. Архивировано 25 августа 2004 г. в Wayback Machine , svkri.hr; по состоянию на 18 декабря 2015 г.
- ^ Словесные надписи, JAZU (ныне HAZU, Хорватская академия наук и искусств), Загреб, 1982, стр. 62–65
- ^ Нет, с. 76
- ^ Нет, с. 78–83
- ^ Гольдштейн, стр. 46.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Карбич, Дамир (2000). «Шубичи и «добрый король Звонимир». Вклад в исследование использования легенд в политике хорватских дворянских родов» . Коллекция Крка . 42 . Башка: 271–280.
- ^ Гольдштейн, стр. 46, 50.
- ^ Jump up to: а б Гольдштейн, стр. 37–38.
- ^ Гольдштейн, стр. 51.
- ^ Ковальский, стр. 297.
- ^ Ковальский, стр. 299–300, 308.
- ^ Гольдштейн, стр. 43.
- ^ Анчич, стр. 83, 94–95, 105
- ^ Анчич, стр. 107
- ^ Гольдштейн, стр. 37.
- ^ Нет, с. 79
- ^ Ковальский, стр. 291–292.
- ^ Анчич, стр. 100–101
- ^ Ковальский, стр. 22.
- ^ Ковальский, стр. 300.
- ^ Jump up to: а б Нет, стр. 78
- ^ Гуняча, стр. 154.
- ^ Ковальский, стр. 294.
- ^ Нет, с. 79–81
- ^ Нет, с. 81–82
- ^ Ковальский, стр. 295.
- ^ Нет, с. 82–83
- ^ Нет, с. 83
- ^ Ковальский, стр. 296.
- ^ Jump up to: а б Нет, стр. 81
- ^ Анчич, стр. 95
- ^ Jump up to: а б Нет, стр. 86
- ^ Анчич, стр. 98–108
- ^ Ковальский, стр. 297–298.
- ^ «Значение, происхождение и история имени Звонимир» .
- ^ «Одликованя» . Хорватская энциклопедия (на хорватском языке). Институт лексикографии Мирослава Крлежа . 2021 . Проверено 13 сентября 2023 г.
- ^ Муштерич, И (15 февраля 2015 г.). «Ракетная канонерская лодка» . Хорватская техническая энциклопедия (на хорватском языке). Институт лексикографии Мирослава Крлежа . Проверено 13 сентября 2023 г.
- ^ «Король Звонимир – хорватский бан, принц и король Хорватии и Далмации» . Максимир.hr . Журнал Максимир. 5 ноября 2010 года . Проверено 13 сентября 2023 г.
- ^ «Парк Франье Йосипа I и парк короля Звонимира» . pulainfo.hr . Туристическое управление города Пулы . Проверено 13 сентября 2023 г.
- ^ «Начальная школа короля Звонимира Солина» . os-kraljazvoimira.skole.hr/ . Проверено 13 сентября 2023 г.
- ^ «Начался набор в первый класс хорватской средней школы имени короля Звонимира на Крке. Какие программы предлагаются?» . Город Крк. 4 июля 2023 г. Проверено 13 сентября 2023 г.
- ^ Памятники История южных славян , Том. VII, Акта, 51, с. 66.
- ^ Дипломатический кодекс Хорватии , Том. 1, 211, с. 177
- ^ Памятники История южных славян , Том. VII, Акта, 121, с. 146.
- ^ Рачки, Франьо (1877). Документы хорватской истории, иллюстрирующие древний период (на латыни) (Band 7 von Monumenta, посвященные истории южных славян, изд.). Загреб: Правительство Академии наук и искусств. п. 146.
Литература
[ редактировать ]- Анчич, Младен (2002). «От короля-полубога к первым идеям о «национальном королевстве » [От короля-полубога к первым идеям о «национальном королевстве»]. Дорога Коломана (каталог выставки) . Загреб: Хорватский исторический музей. стр. 42–111.
- Будак, Невен (1994). Первые века Хорватии (PDF) . Загреб: Издательство Хорватского университета. ISBN 953-169-032-4 . Архивировано из оригинала (PDF) 4 мая 2019 года.
- Будак, Невен (2018). История Хорватии с 550 по 1100 год [ История Хорватии с 550 по 1100 годы ]. Лейкам международный. ISBN 978-953-340-061-7 .
- Гольдштейн, Иво (1984). «Как, когда и почему создавалась легенда о насильственной смерти короля Звонимира? (Вклад в изучение механизма легендотворчества в хорватском средневековом обществе)» . Работает . 17 (1). Загреб: 35–54.
- Гуньяча, Степан (1973–1978). Исправления и дополнения в древней хорватской истории , Загреб, Учебник
- Немет, Дражен (2006). «Смерть хорватского короля Звонимира - проблема, источники и интерпретации» [Смерть хорватского короля Звонимира - проблема, источники и интерпретация] (PDF) . Работает . 38 . Загреб: 73–91.
- Зекан, приятель (1990). Король Звонимир - документы и памятники (каталог выставки) [ Король Звонимир - Документы и памятники ] (на хорватском и английском языках). Загреб: Музей хорватских археологических памятников Сплита, Археологический музей Загреба.
- Джон Ван Антверпен Файн (1991). Раннесредневековые Балканы: критический обзор с шестого по конец двенадцатого века , University of Michigan Press
- Флорин Курта (2006). Юго-Восточная Европа в средние века, 500–1250 гг ., Издательство Кембриджского университета
- Ковальский, Вавжинец (2021), «Экскурс: хорватский текст Хроники священника Дукли о смерти короля Звонимира», Цари славян: образ правителя в латинском тексте Хроники священника Дукля , Брилл, стр. 288–308, doi : 10.1163/9789004447639_008 , ISBN 9789004447639
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на хорватском языке) Август Шеноа - В мемориале 800-летия коронации Звонимира
- Звонимир о Королевской Хорватии
- Архинет – «Король Хробатов и далматинцев, король (Тоциус) Хорватии и Далмации, король хорватов и далматинцев»