Рикки Ли
![]() | В этой статье используются голые URL-адреса , которые неинформативны и уязвимы к порче ссылок . ( Август 2022 г. ) |
![]() |
Рикки Ли | |
---|---|
![]() Читайте на сценарном семинаре в колледже Св. Иоанна Летранского , февраль. | |
Рожденный | Рикардо Арреола Ли 19 марта 1948 г. Даэт , Северный Камаринс , Филиппины |
Национальность | Филиппинский |
Занятия |
|
Годы активности | 1973 – настоящее время |
Награды | ![]() |
Рикардо Арреола Ли (родился 19 марта 1948 г.) - филиппинский сценарист, журналист, прозаик и драматург. В 2022 году он был награжден Орденом национальных артистов Филиппин в области кино и телевещания. [ 1 ]
Начиная с 1973 года, он написал более 180 сценариев к фильмам. Помимо Ордена национальных художников, который является высшим признанием Филиппин для людей, внесших значительный вклад в классическое искусство, его работы принесли ему более 70 наград от различных организаций, присуждающих награды. Сюда входят три награды за жизненные достижения на Международном кинофестивале Cinemanila , Gawad Urian и PMPC . Он также был лауреатом премии UP Gawad Plaridel 2015 года и одним из лауреатов премии Gawad CCP за 2015 год. В 2018 году он был лауреатом премии Gawad Dangal ni Balagtas, лауреатом премии Аполинарио Мабини за достижения, лауреатом специальной награды за прогулку ABS-CBN. -On-Water Awards и был одним из лауреатов награды CAMERA OBSCURA от Совета по развитию кино Филиппин . [ 2 ]
В качестве сценариста он работал со многими наиболее известными филиппинскими кинорежиссерами, в том числе с Лино Брока , Марилу Диас-Абайя и Измаилом Берналем . Многие из его фильмов были показаны на международных кинофестивалях, в том числе в Каннах , Торонто и Берлине .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Ли вырос со своими родственниками в Даэте , Северный Камаринес. Его мать умерла, когда ему было 5 лет, и он видел отца лишь несколько раз. Он учился в начальной и средней школе в одном городе. Говорили, что Ли часто пробирался в кинотеатры и уткнулся в книги школьной библиотеки, вырывая страницы с яркими изображениями. Умный ученик, он неизменно был лучшим в своем классе от начальной до старшей школы. Его многообещающая писательская карьера сделала первый шаг, когда он получил свою первую национальную литературную премию за рассказ, который написал еще в старшей школе. Движимый страстью к осуществлению мечты, он сбежал из дома и сел на автобус до Манилы. Он бродил по улицам, днем выполняя черную работу официантом, а ночью прося горожан разместить его, пока однажды он не потерял сознание на Авениде от голода.
Университетские годы, активизм и начало карьеры
[ редактировать ]Его приняли в Филиппинский университет Дилимана на степень бакалавра английского языка, но так и не получил диплома. По иронии судьбы, позже он преподавал сценарное мастерство в Колледже массовых коммуникаций.
Он начал писать художественную литературу в конце 60-х, завоевав доверие после публикации своего первого рассказа «Майон» в Philippine Free Press, когда он еще учился в средней школе. Его первые усилия принесли ему несколько национальных премий в области свободной прессы Филиппин (Pagtatapos, третье место-1969) и первые премии в течение нескольких лет подряд за рассказ на Премии Мемориала Дона Карлоса Паланки в области литературы (Huwag, Huwag Mong Kukuwentuhan ang Batang si Weng). Фунг/1969 и Сервандо Магдамаг/1970).
Редкое достижение для писателя: два его рассказа два года подряд (1970 и 1971) получали первые премии Мемориальной премии Дона Карлоса Паланки в области литературы.
Он стал активистом в те политически неспокойные времена и был связан с «Документами народного прогресса» (PAKSA) вместе с Бьенвенидо Лумберой и Хосе Ф. Лакабой . [ 3 ] : 10
Тюремное заключение во время военного положения
[ редактировать ]Поскольку Фердинанд Маркос арестовывал множество ученых и писателей, когда в 1972 году ввел на Филиппинах военное положение , Ли и Лумбера скрылись и не попали в первую волну арестов. Однако они оба были пойманы силами Маркоса в 1974 году. [ 3 ] : 10 [ 4 ]
Лумбера пошел в дом Ли на бульваре Испании, чтобы предупредить его о недавней волне арестов, но обнаружил, что солдаты уже арестовали Ли. Ламбера убежал и дошел до угла улицы Банаве, но в конце концов солдаты догнали его. [ 5 ]
Позже Ли описал обстоятельства своего ареста, сказав на тагальском языке : [ 6 ]
«Они спросили: «Где ваш пистолет?» Я сказал: «Я не умею держать пистолет, зачем мне пистолет? Они найдут причину, даже если она незаконна, потому что, когда они поймают вас, они назовут вас задержанными, а не заключенными». Вы не знаете, почему. Они просто задержали бы вас, чтобы вы не могли двигаться, вы не могли бы быть активистом. Они бы задержали вас без всякого слушания, без предъявления обвинений, и вы понятия не имеете, когда вы это сделаете. когда-нибудь выйдешь, потому что ты задержанный. [ 6 ]
Ли и Ламбера делили камеру в центре заключения Ипил в Форт-Бонифачо . [ 7 ] [ 8 ] В воспоминаниях многих других заключенных Ипила Ли известен как тяжело заболевший ревматической лихорадкой , а Лумбера вспоминается как приложивший большие усилия, чтобы позаботиться о Ли. [ 7 ] [ 8 ]
Ли и Ламберу в конце концов освободили через год после того, как их поймали. [ 7 ] [ 8 ]
Ли и Ламбера в конце концов вернулись на место содержания под стражей Ипил после того, как форт Бонифачо был приватизирован, и были удивлены, обнаружив, что район, в котором находился Ипил, стал районом возле S&R и Home Depot , недалеко от 32-й улицы и 8-й авеню в Бонифачо Глобал Сити . [ 9 ]
Освобождение и работа после задержания
[ редактировать ]Ли был освобожден в 1975 году, а его друзья Ниночка Роска и Роландо Тинио помогли ему реинтегрироваться в жизнь после заключения и найти работу. [ 9 ]
В 1970-е годы он был штатным корреспондентом « Pilipino Free Press» . На протяжении этого бурного десятилетия, вплоть до 90-х, он писал репортажи и интервью для Asia-Philippines Leader , Metro Magazine , Expressweek , TV Times , Malaya Midday , The National Midweek , Veritas и Sunday Inquirer Magazine на такие разнообразные темы, как беспризорные дети и торговцы. вокруг церкви Кьяпо , командира ННА , невоспетых работников киноиндустрии, несуществующего театра водевиля и бурлеска «Гала», кино актеры, активист-мученик во время трагического крестьянского марша протеста, подростки-проститутки, режиссер Лино Брока и другие.
1980-е и 1990-е годы
[ редактировать ]чудо
[ редактировать ]Рикки Ли начал писать «Хималу» вскоре после освобождения. [ 9 ] Он называет свой тюремный опыт причиной тем фильма: [ 9 ] рассказывая в интервью Rappler : [ 10 ]
«Я провел в тюрьме один год, поэтому то, что я написал в 1976 году, пронизало мой опыт активистской деятельности, годичного заключения в Форт-Бонифачо, допросов, борьбы с теми или иными убеждениями и так далее, и тому подобное» (Переведено в ссылке) [ 10 ]
Ли провел шесть лет в поисках продюсера, который нашел бы фильм, но безуспешно. [ 11 ] В конце концов сценарий выиграл конкурс, организованный экспериментальным кино Филиппин, а это означало, что Ли, по иронии судьбы, будет работать с Имеи Маркосом . Несмотря на иронию, Ли сохранял спокойствие, чтобы фильм был снят. В конечном итоге он был выпущен во время кинофестиваля в Метро Маниле в 1982 году. [ 9 ]
Фильм имел большой успех во время своего показа, получил девять наград на фестивале, а затем стал первым филиппинским фильмом, включенным в «конкурсную секцию» 33-го Берлинского международного кинофестиваля в марте 1983 года. [ 6 ] [ 12 ]
Жестокий , моральный и карнал
[ редактировать ]На рубеже десятилетий Рики Ли был представлен режиссеру Марилу Диас-Абайя как сценарист фильма «Жестокость» (1980), который вышел на кинофестивале в Метро Маниле в 1980 году и стал очень успешным. Это стал первый из широко известной феминистской трилогии фильмов, в которую вошли «Мораль» (1982) и «Карнал» (1983), в которых Диас-Абайя выступила в роли режиссера, а Ли — сценаристом. [ 13 ] [ 14 ] Сценарий Ли «Саломея/Жестокая» получил в 1981 году Национальную книжную премию Филиппин за лучший сценарий. Это положило начало серии частого сотрудничества между Диасом Абая и Ли, которое продолжалось до смерти Диаса Абая в 2012 году, а в 2022 году и Диас-Абайя, и Ли были введены в Орден национальных художников Филиппин.
Другие работы 1980-х и 1990-х годов
[ редактировать ]Ли много писал в течение следующих двух с половиной десятилетий, среди наиболее получивших признание критиков работ, в том числе «Сандакот На Бала» 1988 года , соавтором сценария и режиссером которого выступил Хосе Карреон; 1990-х «Дисебель» 1991 года , «Хуан Тамад» и «Мистер Шули: монгольское барбекю» ; 1994 год Майор Сезар Климако, ; 1995 года «История созерцания Флора» ; психологический ужастик 1995 года « Убить Барбару в панике »; «Мачеха» (1996) с Шэрон Кунета в главной роли ; и «Лаборатории» 1998 года. Мы... с тобой все в порядке? .
Более поздняя карьера
[ редактировать ]Конец 1990-х и начало 2000-х годов ознаменовались периодом, когда Рикки Ли писал сценарии к широко известным фильмам, в первую очередь к биоэпопее 1998 года «Хосе Ризал» , которую он написал в соавторстве с Джун Ланой и Питером Онг Лимом; 1999 года «Муро-Ами» 1999 года , «Цветы Манилы» , фильмы 2000 года «Сын» , «Лагариста» и «Смертельный бой» , 2001 года «Мила» , «Татарин » и «Новолуние» ; и Айшите Имасу 2004 года 1941: Махал Кита .
В 2000 году он был одним из лауреатов Премии Столетия искусств Культурного центра Филиппин и Национальной премии служащего Балагтаса за тагальскую художественную литературу от Союза филиппинских писателей .
В 2011 году он был награжден специальным призом Манильского кружка критиков за книгу, опубликованную независимым издателем. Его двухэтапные пьесы «Питик-Булаг са Буван нг Пебреро» и «ДХ» («Домашний помощник») разыгрывались перед публикой СРО. DH в главной роли с Норой Онор гастролировал по США и Европе в 1993 году.
Основная часть работы
[ редактировать ]Его работа, охватывающая более сорока лет, включает написание рассказов, пьес, эссе, романов, телеспектаклей и сценариев. Он написал более 150 сценариев, заработав более пятидесяти наград от всех органов филиппинской киноиндустрии, присуждающих награды. Он никогда не писал и никогда не будет писать никаких литературных произведений на английском языке, и этого убеждения он придерживается по сей день.
Книги
[ редактировать ]Среди опубликованных им книг: Si Tatang at mga Himala ng Ating Panahon (антология его художественной литературы, репортажей, закулисных размышлений и полного сценария Мималы ), Pitik-Bulag Sa Buwan Ng Brebrero , Brutal/ Salome. (первая книга сценариев на Филиппинах), «Мораль» , «Пара Кей Би» и «Букас Мэй Пангарап» . Его сценарий к фильму «Саломея» был переведен на английский язык и опубликован Университетом Висконсин-Мэдисон в США как часть учебника по киноведению.
Рикки Ли также опубликовал руководство по сценарию « Путешествие в Квиапо» , которое является обязательным текстом во многих курсах по коммуникациям в колледжах.
Романы
[ редактировать ]В ноябре 2008 года он выпустил свой первый роман под названием Para kay B (или как любовь опустошила четверых из пяти из нас) в Университете Филиппин в Дилимане Бахай нг выпускников. Ровно три года спустя за ним последовал Si Amapola sa 65 na Kabataan , который был запущен на SM North EDSA Skydome и был встречен аналогичным общественным признанием и поддержкой. [ 15 ]
Наставник
[ редактировать ]С 1982 года Ли бесплатно проводит семинары по написанию сценариев у себя дома. [ 16 ] Он призывает своих учеников подойти к краю, исследовать пределы своего воображения, пока им не захочется утонуть. На одном из его семинаров в Тагайтае участники застряли в концепции, которая, казалось, не работала. Он отказался позволить группе есть, пока концепция не будет завершена. Голод, говорит он, творит чудеса с творческими способностями: он заставляет вас воображать разные вещи. Чтобы помочь им придумать трехмерных персонажей, он предлагает своим ученикам вживаться в своих персонажей, погружаясь в мир персонажей либо в качестве наблюдателей, участников, либо разыгрывая роли этих персонажей в их собственной среде. Таким образом, наиболее бесстрашные студенты могут выбрать роль нищего в Кьяпо , барменши в Эрмите или скваттера в Смоки-Маунтин , даже на один день, с веселыми результатами. После упражнения человек выходит немного потрясенным, но полным жизненно важных идей.
Кинофестиваль Рикардо Ли
[ редактировать ]22 января 2008 года кинорежиссёр Ник Деокампо , директор Киноинститута Мовелфунд (1989–2008) и Центра нового кино (2008 – настоящее время), объявил о проведении с 4 по 10 февраля 2008 года кинофестиваля Рикардо Ли — Всемирный фестиваль искусств 2013 – 2014 – 2015 – 2016 – 2018 – – 2017 Ли Сценарии стали филиппинского кино классикой . На фестивале были показаны фильмы Джины Алахар « Саломея» , «Анак» , «Муро Ами» , «Гумапанг ка са Лусак » и «Воспоминания о старой Маниле» . [ 17 ]
Текущая принадлежность
[ редактировать ]Рикки Ли ранее работал креативным менеджером в корпорации ABS-CBN . Однако после отказа Палаты представителей в праве сети он перешёл в GMA Network .
Он также основал и возглавляет фонд Trip to Quiapo при бывшей филиппинской студии писателей, целью которого является оказание поддержки начинающим и борющимся писателям.
Фильмография
[ редактировать ]Сценарии
[ редактировать ]- Драгнет (соавтор сценария, в титрах не указан; 1973)
- Итим (соавтор сценария, в титрах не указан; 1976)
- Хвастайтесь (документальный; 1979)
- Ягуар (1979)
- Мисс Икс (1980)
- Жестокий (1980)
- Прожигательница жизни (1981)
- Королева карнавала (1981)
- Саломея (1981)
- Карма (1981)
- ПХ (1982)
- Это наши дети? (1982)
- Отношения (1982)
- Каин и Авель (1982)
- Мораль (1982)
- Чудо (1982)
- Прикосновение (1982)
- Ночь, когда восходит солнце (1983)
- Карнал (1983)
- Грешник или Святой (1984)
- Малыш Китай (1984)
- Завтра... С мечтой (1984)
- Силип: Дочери Евы (1985)
- Белое рабство (1985)
- Частное шоу (1985)
- Бомба Ариенда (1985)
- Флеш-авеню (1986)
- Где ты, когда ты мне нужен? (1986)
- Что делать, если тебя нет? (1987)
- Олонгапо... Великая американская мечта (1987)
- Нерассказанная история Мелани Маркес (1987)
- Командир Данте (1988)
- Хищные птицы (1988)
- Сандакот На Бала (с Хосе Карреоном, 1988)
- Женщина Хампаслупа (1988)
- Мачо-танцор (1989)
- Жаркое лето (1989)
- В когте орла (1989)
- Вирджиния П. (1989)
- Завтра мое, Небеса - преследование (1989)
- Дизебель (1990)
- Началось с сердца (1990)
- Ты ползаешь по болоту (1990)
- Mundo Man ay Magunaw (1990)
- Красивая девушка (1990)
- Сердца - не игрушки (1990)
- Позор всем (1990)
- Андреа, Как быть матерью? (1990)
- Выходи за меня замуж (1991)
- Я хочу жить (1991)
- Выпуск '91 (1991)
- Я рою тебе могилу! (1991)
- Хуан Тамад в «Мистер Шули: Монгольское барбекю» (1991)
- Настоящая жизнь Паситы М. (1991)
- Тайны Пуры (1991)
- В моем сердце: История Маркоса «Бонга» Маналанга (1992)
- Рука Каина (1992)
- Сердце в огне (1992)
- Я тот самый (лейтенант Наполеон М. Геварра) (1992)
- Вот мое сердце (1992)
- Я не хочу любить (1993)
- Потому что я люблю тебя (1993)
- Это (1993)
- Если я тебе нужен (1993)
- Вчерашнее обещание (1994)
- Майор Сезар Климако (1994)
- Запрещенные наркотики (1994)
- Лоретта (1994)
- Полуночные танцоры (1994)
- Разлучены (1994)
- Где я ошибся? (1995)
- Иногда есть мечта: История семьи Гуче (1995)
- Запрещенные наркотики 2 (1995)
- История созерцания Флор (1995)
- Искупи ее честь (1995)
- Мечтайте (1995)
- Сердце снова поет (1995)
- Убить Барбару (1995)
- Сталь (1995)
- Кто-то любит тебя (1996)
- В моих руках (1996)
- Неохотно (1996)
- Мачеха (1996)
- Лава (1996)
- Пока есть дыхание (1996)
- Ночи Серафины (1996)
- Как (1997)
- Санггано (1997)
- Тебе нет места в мире (1997)
- Ипаглабан Мо II: Фильм (1997)
- Как долго я буду любить тебя? (1997)
- Файлы Кальвенто: Фильм (1997)
- Страстный (1998)
- Сердце Маммоны (1998)
- Курача: Беспокойная женщина (1998)
- Мигель/Мишель (1998)
- Лаборатории. Увидимся... С тобой все в порядке? (1998)
- Спокойной полночи (1998)
- Хосе Ризал (1998)
- Вера (1999)
- Король бурлеска (1999)
- ' Не могу, не могу! (1999)
- Эй, детка! (1999)
- Муро-Ами (1999)
- Цветок Манилы (1999)
- Однажды я любил тебя (2000)
- Ребенок (2000)
- Лагариста (2000)
- Смертоносный (2000)
- ИД (2001)
- Заложник (2001)
- Ой, подожди... Это моя стратегия! (2001)
- Любимый текст (2001)
- Мила (2001)
- Не двигайся... (2001)
- Ангелы (2001)
- Tatarin (2001)
- Новолуние (2001)
- Есть ли еще любовь? (2002)
- Если бы ты был мечтой (2002)
- Тогда и сейчас (2003)
- Я выживу (2004)
- Живот (2004)
- Освобожденный 2 (2004)
- Итак... Счастливы вместе (2004)
- Айшите Имасу 1941: Махал Кита (2004)
- Дубай (2005)
- Сумеречные танцоры (2006)
- Не оглядывайся назад (2006)
- Фуксия (2009)
- Манговое дерево (2009)
- Бент (2009)
- Мамарацци (2010)
- Только с тобой (2010)
- Shake, Rattle and Roll Fourteen: The Invasion (Отрывок: «Памана»; 2012)
- Бургос (2013)
- Лауриана (2013)
- Девиант (2013)
- Справедливость (2014)
- Суд (2014)
- Ринго: Стрелок с собаками (2016)
- Ядья мо Ками (2016)
- Бес и Беши (2017)
- Кулион (2019)
- Мы не можем (2020)
- Сказка о филиппинском насилии (2022)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Нора Онор, Рикки Ли, Тони Мабеса среди 8 новых национальных артистов» . РЭППЛЕР . 10.06.2022. Архивировано из оригинала 10 июня 2022 г. Проверено 10 июня 2022 г.
- ^ «FDCP объявляет лауреатов премии «Камера-обскура» 2020 года» . Совет по развитию кино Филиппин . Проверено 27 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Ли, Рикки (2012). Ли, Рики (ред.). В сердце чудес (на филиппинском и английском языках). Лойола-Хайтс, Кесон-Сити, Филиппины: Фонд студии филиппинских писателей. ISBN 978-971-94307-3-5 .
- ^ «Рики Ли, заключенный на военном положении, об историческом ревизионизме: «Я чувствую, что стираю» │ GMA News Online» . 16 сентября 2021 г.
- ^ Лукас, Андреа Джойс (28 сентября 2021 г.). «Добро пожаловать, Лумбера, народный учёный » Получено 1 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Рики Ли, заключенный на военном положении, об историческом ревизионизме: «Я чувствую, что стираю» » . 16 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с «Лагерь задержанных 2, Манила сегодня | Манила сегодня» . www.manilatoday.net . Архивировано из оригинала 20 октября 2014 года . Проверено 19 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с https://metro.style/people/society-personalities/bienvenido-lumbera-has-passed-away/31358
- ^ Jump up to: а б с д и «Сценарист Рикки Ли прожил в заключении 3 жизни» . 22 сентября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Для Рикки Ли фильм «Гимала», который он написал во время военного положения, актуален и сегодня» . 21 сентября 2019 г.
- ^ https://news.abs-cbn.com/ancx/cultural/movies/04/03/21/dont-be-afraid-to-enter-the-wrong-door-and-many-other-ricky-lee -советы, которые-могут изменить вашу жизнь
- ^ «Почему Рикки Ли хочет переписать «Гималу» » . Филиппинская звезда .
- ^ «Рикки Ли становится взволнованным на презентации книги по своим классическим сценариям» . Ежедневная Трибьюн . 15 августа 2022 г.
- ^ «Филиппинское кино глазами Рикки Ли» .
- ^ «Рики Ли: В полете» . 3 января 2012 г.
- ^ https://www.spot.ph/arts-cultural/arts-cultural-peopleparties/68097/ricky-lee-interview-a00171-20161014-lfrm
- ^ Abs-Cbn Interactive, Рикки Ли будет удостоен чести на фестивале искусств Daet [ постоянная мертвая ссылка ]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Национальные артисты Филиппин
- 1948 рождений
- Живые люди
- Биколано люди
- Писатели Биколано
- Филиппинцы китайского происхождения
- Филиппинские писатели
- Заключенные военного положения Маркос заключены в центр заключения Ипил
- Жертвы военного положения Маркоса
- Люди из Камаринес Норте
- Писатели тагальского языка
- Выпускники Филиппинского университета Дилимана
- люди из ABS-CBN
- Люди сети GMA (компания)