Сопротивление религиозного сектора диктатуре Маркоса
Религиозная оппозиция диктатуре президента Фердинанда Маркоса включала лидеров и рабочих, принадлежащих к различным убеждениям и конфессиям. [ 1 ]
христианин
[ редактировать ]Многие из этих лидеров и работников принадлежали к католической церкви на Филиппинах , к которой в то время принадлежало большинство филиппинского населения. Но различные формы оппозиции были также заметны в других христианских конфессиях, включая Филиппинскую независимую церковь , Объединенную церковь Христа на Филиппинах , Объединенную методистскую церковь на Филиппинах и отдельные филиппинские евангелические церкви, такие как Библейская церковь Дилиман .
В католической церкви
[ редактировать ]В первые годы правления Маркоса, до объявления военного положения, бедность и неравенство в филиппинском обществе уже начали вызывать дебаты среди католических богословов о том, как церковь должна реагировать. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Второй Ватиканский собор только что завершился в декабре 1965 года, и теология освобождения становилась все более влиятельной. Некоторые священники хотели более непосредственно участвовать в активизме и активистских организациях, противостоящих диктатуре Маркоса, в то время как более консервативные люди предпочитали, чтобы реализация «пророческого вызова Евангелия» осуществлялась «без какой-либо идеологической принадлежности». [ 5 ] [ 6 ]
После объявления военного положения Маркоса диктатуры злоупотребления – особенно внесудебные казни и насильственные исчезновения – убедили небольшую, но очень активную группу церковных служащих бороться с диктатурой, активно присоединяясь к подпольным движениям сопротивления, в то время как большинство сопротивлялось в рамках обычных движений. средства, доступные тогда через их офис, например, те, кто сформировал организацию по мониторингу прав человека Task Force Detaines of the Philippines , или манильский кардинал Хайме Син и епископ инфанты Хулио Лабайен , которые описали свое взаимодействие на высоком уровне с Маркосом как «критическое сотрудничество». " [ 2 ] [ 7 ] [ 8 ]
После изгнания и изгнания Маркосов в 1986 году для активистов в Церкви стало меньше места, а взаимодействие между церковными служащими и активистскими организациями пришло в упадок. [ 9 ]
На международной конференции, состоявшейся в 2021 году на Тайване, Дэниел Франклин Э. Пиларио из Конгрегации миссии представил доклад об опыте Филиппин, отметив, среди прочего, что реализация политики страха и террора, присутствующей в популистских режимах, представляет собой тот же стиль управление, существующее в стране; позже, из-за его упоминаний о внесудебных казнях во время диктатуры Маркоса и президентства Родриго Дутерте , его назвали священником, выступающим против ЕЕК . [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
мусульманин
[ редактировать ]Филиппинцы-мусульмане подвергались репрессивной политике администрации Маркоса еще до введения военного положения в 1972 году, а резня в Джабиде 18 марта 1968 года стала переломным моментом для недовольства. Движение за независимость мусульман (МИМ) было сформировано двумя месяцами позже, 1 мая 1968 года, хотя оно было отодвинуто на второй план только пять месяцев спустя, когда его лидер, бывший губернатор Котабато Дату Удтог Маталам, присоединился к администрации Маркоса в качестве советника по делам мусульман. Хотя МИД не удалось заручиться поддержкой мусульманских масс, президент Маркос использовал его существование (наряду с существованием недавно сформированной Коммунистической партии Филиппин ) как одну из причин для объявления военного положения 23 сентября 1972 года. МИМ прекратило свое существование, когда Маталам сдался Маркосу, хотя отколовшаяся группа — Фронт национального освобождения моро . ранее в октябре 1972 года сформировалась [ 13 ]
Коренные верования
[ редактировать ]Религиозные верования коренных филиппинцев также повлияли на их сопротивление диктатуре Маркоса, наиболее популярным примером является Калинга и Бонток сопротивление народов проекту Маркоса по созданию плотины на реке Чико на Лусоне, в немалой степени потому, что земли предков священны в их системах верований. . [ 14 ] из племени Калинга Бутбут Последующее убийство Пангата (старшего) Макли-инга Дулага 24 апреля 1980 года привело к первому крупному освещению в новостях с критикой политики администрации Маркоса во время военного положения, что нанесло серьезный удар по усилиям режима Маркоса по связям с общественностью. . [ 15 ]
Основные события
[ редактировать ]До объявления военного положения
[ редактировать ]- 30 декабря 1965 — Фердинанд Маркос приведен к присяге в качестве десятого президента Филиппин в период Третьей республики .
- 21 мая 1967 г. — Демонстрация, проведенная сектой Лапианг Малайя, закончилась насильственной попыткой разгона со стороны филиппинской полиции , в результате которой погибло 33 человека.
- 18 марта 1968 г. — Резня в Джабиде , в которой 68 мусульманских членов секретного отряда коммандос, завербованных Вооруженными силами Филиппин, были убиты, когда они отказались от дальнейшего обучения.
После объявления военного положения
[ редактировать ]- 24 августа 1974 г. — Новициат Святого Сердца Общества Иисуса в Новаличесе подвергается набегу со стороны военных, которые предположительно искали Коммунистической партии Филиппин лидера Хосе Марии Сисона . Священник-иезуит Хосе Бланко арестован по подозрению в мятеже. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
- 12–13 мая 1975 г. - Епископальная комиссия по делам филиппинцев, ведущих племенной образ жизни, Конференции католических епископов Филиппин помогла организовать бодонг (встречу по мирному договору) с участием 150 лидеров Бонток и Калинга и групп поддержки католической церкви в школе Св. Бриджит в восточный Кесон-Сити . [ 15 ] в Кесон-Сити Бодонг привел к соглашению ( Pagta ti Bodong ), которое объединило народы Бонток и Калинга в оппозиции против проекта строительства плотины на реке Чико , который затопил бы священные племенные земли, и администрации Маркоса, которая настаивала на том, чтобы проект подтолкнул через. [ 19 ]
- 24 апреля 1980 г. — Макли-инг Дулаг , Пангат (старейшина) племени Бутбут в Калинге, убит за свои усилия по сопротивлению проекту строительства плотины на реке Чико.
- 17 января 1981 г. – В качестве пиар-хода – частично в свете визита Папы Иоанна Павла II на Филиппины, а частично в свете предстоящей инаугурации президента США Рональда Рейгана – Фердинанд Маркос официально издает Прокламацию № 2405. отмену военного положения по всей стране. Тем не менее, он сохранил большую часть своих полномочий как диктатора, включая «право приостановить действие хабеас корпус за преступления, связанные с подрывной деятельностью, восстанием, восстанием, а также заговором с целью совершения таких преступлений».
- 17–22 февраля 1981 г. - Папа Иоанн Павел II совершает свой первый апостольский визит на Филиппины. [ 20 ] В своей речи он заявляет, что «даже в исключительных ситуациях, которые могут иногда возникнуть, никогда нельзя оправдать какое-либо нарушение фундаментального достоинства человеческой личности или основных прав, которые защищают это достоинство». [ 21 ]
- 22 февраля 1986 г. , принадлежащем католической церкви – Выступая на радио Veritas , кардинал Хайме Син , правящий архиепископ Манилы , передает обращение, призывающее филиппинцев мирно собраться на EDSA , чтобы защитить силы, отступившие от правительства Маркоса. [ 22 ]
- 26 февраля 1986 г. — С авиабазы Кларк семья Маркос и избранная группа близких последователей покидают страну и отправляются в изгнание на Гавайи . [ 23 ]
Чествование мучеников и героев в Бантайоге Баяни
[ редактировать ]Религиозные лидеры и рабочие представляют значительную часть имен, вписанных на мемориальную стену Бантайог нг мга Баяни (Мемориал героев) на Кесон-авеню , посвященную «мученикам и героям», сопротивлявшимся диктатуре Маркоса.
Закариас Агатеп
[ редактировать ]Захариас Агатеп ( 6 сентября 1936 - 27 октября 1982) [ 24 ] был приходским священником прихода Богоматери Надежды в Каоаяне, Илокос-Сур . Агатеп помогал организовывать кооперативы, обучал заинтересованных фермеров земельной реформе и выступал против иностранных и местных монополий в табачной промышленности, которая в то время составляла основу экономики Южного Илокоса. [ 25 ] Он был арестован за предполагаемую «подрывную деятельность» в 1980 году и находился в заключении на четыре месяца, пока не был освобожден в рамках усилий Маркоса по связям с общественностью в рамках подготовки к визиту Папы Иоанна Павла II. [ 26 ] После освобождения он, как известно, написал письмо президенту, осуждая то, что он назвал «подлогом», и сокрушаясь по поводу судебной ошибки, типичной для администрации Маркоса. [ 27 ] Он продолжал выступать против злоупотреблений администрации Маркоса, пока в октябре 1982 года неизвестные не выстрелили ему в спину четыре раза. [ 28 ] [ 29 ]
Годофредо Алингал
[ редактировать ]Годофредо Алингал, по прозвищу «Отец Линг» прихожан (24 июня 1922 г. - 13 апреля 1981 г.) [ 30 ] был священником-иезуитом и журналистом, выступавшим против репрессий и милитаризации в соответствии с военным положением Маркоса на радиостанции прелатуры DXBB и ее информационном бюллетене An Bandilyo . Он также сыграл важную роль в создании кредитного союза и кооператива по сбыту зерна для фермеров, а также помог организовать в Кибаве, Букиднон отделение Федерации свободных фермеров . Когда правительство закрыло DXBB, он информировал своих прихожан через «службу новостей на доске» — одну из наиболее изобретательных форм, которую использовала филиппинская «Mosquito Press», когда традиционные средства массовой информации были закрыты в соответствии с военным положением. Он был застрелен неизвестным преступником 13 апреля 1981 года.
Амада Альварес
[ редактировать ]Амада «Мэдж» Альварес начала свою карьеру в качестве штатного автора Cor Manila, информационного бюллетеня Католической архиепархии Манилы. Затем она работала общественным организатором в приходе Богоматери Фатимы в Хайвэй-Хиллз в городе Мандалуйонг в рамках программы прихода «Основные христианские общины» (BCC). Поскольку ее взаимодействие с общинами городской бедноты позволило ей лучше осознать социальные недуги режима военного положения Маркоса, она в конечном итоге присоединилась к Христианам за национальное освобождение (CNL), группе, которая была связана с Национально-демократическим фронтом . Она была убита в Инфанте, Пангасинан, вместе с пятью местными жителями в 1989 году, после того как мирные переговоры между Коммунистической партией Филиппин и правительством Филиппин были сорваны двумя годами ранее после резни в Мендиоле. [ 31 ]
Трифонио Н. Андрес
[ редактировать ]«Понионг» Андрес (18 октября 1953 г. - 17 августа 1983 г.) [ 32 ] был римско-католическим семинаристом в семинарии Св. Франциска Ксаверия в Давао , который вызвался документировать нарушения прав человека в Давао для задержанных оперативной группой Филиппин и Гражданского совета за справедливость и мир. Он был похищен в Либунгане , Котабато , и доставлен в командный центр столичного округа Давао (Метродиском) в Дигосе, Давао-дель-Сур , где его пытали, а затем казнили 17 августа 1983 года.
Джеремиас Анчета Акино
[ редактировать ]священник Филиппинской независимой церкви . Джерри Акино (1 июня 1949 — 14 декабря 1981) — [ 33 ] был членом Студенческого христианского движения Филиппин и организации «Христиане за национальное освобождение» . В 1977–1978 годах он был директором Экуменического центра развития и священником-миссионером епархии Большой Манилы Филиппинской независимой церкви. В 1978 году он стал координатором программы и молодежным директором епархии Лаоаг (Илокос Норте) Филиппинской независимой церкви, а также заместителем ректора Пагудпуда Илокос Норте . Именно за эту должность он был арестован в сентябре 1979 года в Саданге, Горная провинция . Он и несколько его товарищей содержались в частоколе филиппинской полиции в Бонтоке , а затем были переведены в тюрьму Бикутан в метро Манилы. После длительного поста и голодовки в знак протеста против условий содержания в тюрьме он был освобожден 24 декабря 1980 года, что стало частью серии освобождений заключенных, призванных вызвать позитивную реакцию в прессе в свете прибытия Папы Иоанна Павла II в Манилу два месяца спустя. После освобождения он помог основать Freedom Shop — столярную мастерскую для безработных бывших политических заключенных. Он погиб в «подозрительной» автокатастрофе 14 декабря 1981 года.
Филомена Асунсьон
[ редактировать ]Дьяконисса Объединенной методистской церкви на Филиппинах Ливай Асунсьон (30 марта 1954 г. - 25 июня 1983 г.) [ 34 ] была выпускницей христианского образования в Мемориальном колледже Харриса, а затем вернулась в свою родную общину в Изабеле , чтобы работать руководителем христианского образования и музыки, преподавать в воскресной школе , проводить библейские исследования , руководить церковным хором и стать президентом округа. широкое Объединенное методистское молодежное товарищество. В 1979 году Асунсьон присоединился к экуменическому движению католиков и протестантов под названием Тимпуйог Дагити Иглесиа ( «Илокано» означает «Содружество церквей»), которое стремилось улучшить тяжелое положение эксплуатируемых фермеров в Исабеле, где владение землей было монополизировано несколькими элитными семьями. В 1981 году она была среди арестованных на митинге протеста фермеров в Илагане и находилась в тюрьме с апреля по октябрь. После освобождения она присоединилась к революционному подполью и постоянно работала над организацией местных фермеров в защиту своих прав. Свидетели рассказали, что она была схвачена живой правительственными войсками в 1983 году, затем подверглась жестокому обращению и издевательствам, а затем была убита.
Сантьяго Арсе
[ редактировать ]Фермер, который также служил мирянином в римско-католическом приходе Пеньярубия, Абра , Сантьяго Арсе (1 мая 1937 г. - 7 сентября 1974 г.), присоединился к Федерации свободных фермеров (FFF) в начале 1970-х годов, а затем стал FFF. координатор провинции Абра, проводящий семинары и организующий местные кооперативы, одновременно работая над реформой системы аренды в провинции. Вызвав раздражение местных властей, Арсе был подставлен, подвергнут пыткам и убит силами диктатуры в лагере полиции в Бангеде, Абра. Его смерть широко оплакивалась жителями Абры: двадцать священников Абры отслужили его заупокойную мессу, занятия в католических школах по всей Абре были приостановлены в знак траура, а его похоронная процессия стала «самой длинной и самой большой из когда-либо зарегистрированных в то время». в Абре, и все это несмотря на страх, сохраняемый силами диктатуры. [ 35 ]
Ромео Гилао Крисмо
[ редактировать ]В качестве исполнительного секретаря Объединенного методистского молодежного общества Ромео Крисмо (8 декабря 1955 г. - [исчез] 12 августа 1980 г.) [ 36 ] сыграл важную роль в организации протестантского молодежного сектора для сопротивления политике и программам диктатуры. Поддерживая себя преподаванием, он также работал со Студенческим христианским движением Филиппин, Национальным советом церквей Филиппин и Христианской конференцией Азии .
Мариани Димаранан
[ редактировать ]Мариани Димаранан (1 февраля 1925 — 17 декабря 2005) была монахиней -францисканкой, наиболее известной как руководство оперативной группой по задержанным на Филиппинах в течение 21 года, включая весь 14-летний период диктатуры Маркоса. [ 37 ] Димаранан возглавлял базирующуюся в Маниле некоммерческую национальную правозащитную организацию, которая занималась документированием нарушений прав человека, оказанием помощи жертвам и их семьям, организацией миссий, проведением просветительской работы в области прав человека, проведением кампаний против пыток и содействием защите интересов правозащитников .
Джо Дизон
[ редактировать ]Римско-католический священник-активист Хосе Дизон (29 сентября 1948 г. - 4 ноября 2013 г.), [ 38 ] [ 39 ] возглавлял акции протеста против коррупции в правительстве и нарушений прав человека во время военного положения на Филиппинах . [ 38 ] политические династии, [ 39 ] и система свиных бочек . [ 40 ] [ 41 ] На митингах протеста против диктатуры Маркоса он служил мессу, чтобы предотвратить насильственный разгон со стороны правительства и поднять моральный дух демонстрантов. [ 38 ] Он активно выступал за честные выборы и помогал формировать народные организации в сельской местности для поддержки тех, кто занимается захватом земель, военными злоупотреблениями и поселением. [ 38 ] Он умер от осложнений диабета в Национальном институте почек и трансплантологии 12 ноября 2013 года в возрасте 65 лет. [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ]
Туллио Фавали
[ редактировать ]Римско-католический священник-миссионер, посланный Папским институтом иностранных миссий , Туллио Фавали (10 декабря 1946 – 11 апреля 1985) был первым иностранным миссионером, убитым в годы диктатуры Маркоса. Когда Фавали служил приходским священником в Ла-Эсперанса, Тулунан , Северный Котабато , горожане призвали его на помощь после того, как военизированные формирования правительства Маркоса во главе с Эдильберто, Норберто-младшим и Эльпидио Манеро застрелили городского портного. [ 45 ] Когда братья Манеро увидели, как он приехал и вошел в дом, Норберто-младший вытащил свой мотоцикл и поджег его. Когда Фавали поспешил уйти, увидев огонь, Эдильберто выстрелил священнику в упор в голову, растоптал его тело и снова выстрелил. В результате череп священника раскололся, а Норберто-младший вырвал мозги и показал их испуганным свидетелям. Братья вместе с несколькими другими членами банды стояли, смеясь и перебивая друг друга. [ 46 ]
Иносенсио Т. Ипонг
[ редактировать ]Римско-католический мирянин из Сельских миссионеров Филиппин (RMP), «Бой» Ипонг (28 декабря 1945 г. - 21 ноября 1983 г.) [ 47 ] был сыном мигрантов из Бохола , поселившихся в Северном Котабато , поэтому его тянуло к тяжелому положению бедных крестьян Висайских островов и Минданао. Желая помочь им, он присоединился к молодежной организации Хи Ро, а позже к Федерации свободных фермеров. Когда в 1972 году было объявлено военное положение, он начал работать помощником мирянина в РМП с ее видением «свободного, справедливого, мирного и эгалитарного общества . » и в лагере Катипан в городе Давао. Его пытали похитители, которые хотели, чтобы он признал, что он был неким «Энсионгом», которого разыскивали военные. Его семья и его коллеги из Сельских миссионеров Филиппин провели десять дней в поисках его и, найдя его, успешно добились его освобождения. 20 ноября 1983 года он был среди группы из 12 верующих и мирян, направлявшихся на Себу для участия в семинаре на борту теплохода «Кассандра». Проходящий тайфун привел к затоплению корабля, в результате чего в водах утонули более 200 пассажиров. Суригао , включая всех из группы Ипонга.
Епископ Хулио Ксавье Лабайен
[ редактировать ]Хулио Ксавьер Лабайен (23 июля 1926 — 27 апреля 2016) — римско-католический епископ. Рукоположенный в сан священника в 1955 году, Лабайен служил епископом территориальной прелатуры Инфанты с 1966 по 2003 год. [ 48 ] Он был первым филиппинским епископом -кармелитом , когда он был рукоположен 8 сентября 1966 года. [ 49 ] и второй епископ Прелатуры Инфанты. Он был стойким защитником прав человека, особенно в годы военного положения на Филиппинах, и был известен как один из «Великолепной семерки», которая выразила свое несогласие с режимом Маркоса. [ 50 ] В знак признания его усилий против авторитарного правления его имя было вписано на Стену памяти в Бантайог нг мга Баяни в 2016 году. [ 51 ] Помимо этого, епископ занимал должность председателя Национального секретариата CBCP по социальным действиям, справедливости и миру (NASSA). [ 52 ]
Виолета Маркос
[ редактировать ]Ма. Виолета Маркос (18 июля 1937 — 30 апреля 2001) была католической монахиней, наиболее известной как соучредитель и первый директор Общества августинских миссионеров на Филиппинах (AMP). [ 53 ] и за ее вклад в сопротивление диктатуре Маркоса и военному положению - в первую очередь благодаря участию в епархиальных социальных акциях в Западном Негросе , [ 54 ] а затем в составе целевой группы по задержанным на Филиппинах (TFDP) правозащитной организации. [ 55 ]
Епископ Ла Верн Д. Меркадо
[ редактировать ]Ла Верн Дива Меркадо (декабрь 1921 г. - июль 2003 г.) был епископом Объединенной методистской церкви, который также в течение 14 лет служил генеральным секретарем Национального совета церквей на Филиппинах (NCCP), с 1973 по 1987 год. [ 56 ] Он известен своим эффективным использованием дипломатии для объединения церквей-членов NCCP, защиты прав человека и активного участия христиан в решении социальных проблем. Он умер естественной смертью в июле 2003 года. [ 57 ]
Мэтью Оливар
[ редактировать ]Матео «Тийонг» Оливар (13 сентября 1950 — 7 ноября 1985) был церковным служащим в программе общественного здравоохранения и апостольстве семейной жизни Римско-католической епархии Пагадиан в Замбоанга-дель-Сур . Известный под прозвищем «Тийонг», он проводил много времени в сельской местности; силы Маркоса подозревали его в революционном организаторе. 7 ноября 1985 года он был убит тремя неизвестными возле военного контрольно-пропускного пункта в Лабангане, Замбоанга-дель-Сур . В день его похорон епископ Пагадианский постановил, что заупокойная месса Тийонга будет единственной мессой, совершаемой в епархии в этот день. Его имя было среди первых 65 имен, вписанных на Стену памяти Бантайога Баяни, когда она была впервые открыта. [ 58 ] [ 59 ]
Великолепный Осорио
[ редактировать ]Магнифико Л. Осорио (15 декабря 1934 - 29 марта 1985) был методистским пастором . [ 60 ] и правозащитник, наиболее известный тем, что отстаивал права коренных народов в провинции Палаван и своим убийством на закате диктатуры Маркоса. [ 61 ] О его политических пристрастиях и пристрастиях не было известно. [ 62 ] но его гуманитарная деятельность и обстоятельства его убийства позволили ему считаться мучеником сопротивления диктатуре, и его имя вписано на Стену памяти в Бантайоге. [ 63 ]
Фернандо Таяо Пастор, г-н.
[ редактировать ]Проповедник деноминации Церкви Христа Фернандо Пастор старший (25 мая 1956 г. - 8 февраля 1986 г.) [ 64 ] также служил капитаном Барангая Ризала в муниципалитете Диффун , Кирино . Таким образом, он был одним из тех общественных лидеров, которые были вынуждены хранить молчание о злоупотреблениях при Орландо Дулае, который был командиром полиции, губернатором и депутатом законодательного собрания провинции Кирино. Когда в 1985 году были объявлены досрочные президентские выборы, Пастор решил провести кампанию за Корасона Акино и в конечном итоге стал вице-председателем провинциальной Объединенной националистической демократической организации (ЮНИДО). Это вызвало недовольство Дулая, который был провинциальным координатором политической партии Маркоса Килусанг Багонг Липунан (KBL). Накануне досрочных выборов 1986 года Пастор, его старший сын Фернандо Пастор-младший и коллега Франсиско Лаурелла шли домой, когда их похитил сам Дулей и двое его людей. Их доставили в дом Дулая и держали в фургоне три дня. Замученные и изуродованные тела младшего пастора и Франсиско Лауреллы были найдены возле оврага три дня спустя, а старшего пастора - пять дней спустя. Прошло четыре года, прежде чем Дулей был пойман и обвинен в 1990 году и приговорен к пожизненному заключению региональным судом первой инстанции Кесон-Сити.
Роберто Салак
[ редактировать ]Роберто Салак (29 марта 1951 г. - 19 мая 1987 г.) первоначально был назначен главой прихода Монкайо, долина Компостела, подчинённого прелатуре Тагум. Он находился под сильным влиянием теологии освобождения и учений Второго Ватиканского собора и в конечном итоге стал Давао дель Норте, председатель Экуменического движения за справедливость и мир (EMJP), работает с такими коллегами, как сеньор Консуэло. Чуйдиан. Однако, оказавшись под угрозой из-за работы EMJP по разоблачению нарушений прав человека, связанных с милитаризацией в Лааке, в долине Компостела, он был вынужден выбирать между изгнанием или присоединением к подпольному сопротивлению против диктатуры Маркоса. Там он помогал организовывать народные забастовки (так называемые «Вельганг Баян»), призывая к снижению цен на нефть, в знак протеста против убийства журналиста Алекса Оркулло, призывая к прекращению милитаризации и политических убийств, а также к прекращению диктатуры в целом. Он истек кровью после того, как ему выстрелили в колено элементы правого толка, которые остались в горах Минданао через месяц после революции народной власти.
Кардинал Хайме Син
[ редактировать ]Кардинал Хайме Син (31 августа 1928 г. - 21 июня 2005 г.) был возведен в сан Католической коллегии кардиналов в 1976 году, возведен на трон в качестве 30-го архиепископа Манилы в 1974 году, сменив кардинала Руфино Сантоса . Он быстро стал влиятельным голосом в национальной жизни Филиппин, часто делая заявления относительно политических событий, экономики и моральных проблем. Именно его призыв на принадлежащем церкви Radio Veritas к гражданским лицам мирно собраться в Кэмп-Агинальдо и Кэмп-Крейм на авеню Эпифанио Де лос Сантос впервые спровоцировал революцию EDSA 1986 года , которая в конечном итоге привела к падению диктатуры Маркоса. Он умер 21 июня 2005 года в возрасте 76 лет. [ 65 ]
Нило Кастильехос Валерио-младший.
[ редактировать ]Нило Валерио (20 февраля 1950 — 24 августа 1985) был католическим священником Общества Божественного Слова, приписанным к приходу в горной провинции Абра , где он основал кооперативы и школу, служил отдаленным общинам народа Тинггуан . и поддержали их в защите земель своих предков от захвата соратниками Маркоса . Он был убит и обезглавлен правительственными войсками 24 августа 1985 года. [ 66 ]
Мэри Кристин Тан
[ редактировать ]Мэри Кристин Тан (30 ноября 1930 — 6 октября 2003) была миссионеркой , монахиней и активисткой , возглавлявшей Ассоциацию главных религиозных настоятелей женщин (AMRSP) с 1973 по 1976 год, группу религиозных матерей, которые не только выразили свое презрение к администрации Маркоса, но также сумели помочь филиппинцам, страдавшим от бедности. [ 67 ] [ 68 ] Позже она была членом филиппинского конституционного плебисцита 1987 года .
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мананзан, старший Мэри Джон (5 февраля 2008 г.). «Отношения между церковью и государством во время военного положения на Филиппинах 1972–1986». Исследования мирового христианства . 8 (2): 195–205. дои : 10.3366/swc.2002.8.2.195 .
- ^ Jump up to: а б Янгблад, Роберт Л. (1993). Маркос против церкви: экономическое развитие и политические репрессии на Филиппинах . Кесон-Сити: New Day Publ. ISBN 978-971-10-0512-2 .
- ^ дела Торре, Эд. (2019). «Дух 1968 года». Слово 59 : 83–103.
- ^ Харрис, Энн. «Теология борьбы: признание ее места в новейшей филиппинской истории», Касаринлан: Филиппинский журнал исследований третьего мира, 21 (Кесон-Сити, University of the Philippines Press, 2006), 83–107.
- ^ Пиларио, Дэниел Франклин Э. КМ (1 июня 2021 г.). «Теологии освобождения в популистских режимах: опыт Филиппин» . svst.edu.ph. Архивировано из оригинала 18 августа 2022 г. Проверено 13 января 2024 г.
- ^ Капарас, Перфекто (21 июня 2022 г.). «Диалог с Эдисио дела Торре: о демократизации» . Сайт Международного агентства печати Pressenza . Проверено 10 апреля 2024 г.
- ^ де Леон, Маргарита (23 января 2022 г.). «Маркос и церковь» . Рэплер . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ Де Ла Торре, Эдисио. «Марксизм и религия: опыт филиппинских христиан». У Эдуардо К. Тадема; Хани Б. Табиола (ред.). Мышление вместе с Марксом и за его пределами. Критические очерки по политике, истории и искусству (PDF) . Том. 1. Центр интеграционных исследований и исследований развития Филиппинского университета.
- ^ https://www.ucanews.com/news/christian-activists-play-key-role-in-philippine-revolution/78487 [ только URL ]
- ^ Дэгл, Роббин (14 декабря 2023 г.). «Отец Дэнни Пиларио, священник, выступающий против EJK, стал новым президентом Университета Адамсона » Рэплер Получено 22 февраля ,
- ^ Сильва, Виктор Энтони (14 апреля 2017 г.). "Священник призывает лидеров прекратить внесудебные казни" . Ежедневные новости Себу . Проверено 22 февраля 2024 г.
- ^ «Занимаюсь общественным богословием» . Адамсон-СВСТ . 2021 . Проверено 22 февраля 2024 г.
- ^ «Вспоминая о военном положении — взгляд Минданао» . Проверено 19 апреля 2018 г.
- ^ Кариньо, Джоанна К. (22–27 апреля 1980 г.). «Проект развития бассейна реки Чико: пример национальной политики развития» . Документ, представленный на третьей ежегодной конференции Антропологической ассоциации Филиппин . Манила.
- ^ Jump up to: а б Дойо, Ма. Церера П. (2015). Вождь Калинга, защитник Кордильер Дилиман, Кесон-Сити: Издательство Филиппинского университета. ISBN 978-971-542-772-2 .
- ^ «Падение диктатуры» . Официальный вестник правительства Филиппин .
- ^ «Католики проводят бдение в Маниле в знак протеста против нападения на послушника» . Нью-Йорк Таймс . 2 сентября 1974 г. ISSN 0362-4331 . Проверено 04 октября 2020 г.
- ^ Хименес-Давид, Рина (10 ноября 2017 г.). «Достижение переломного момента» . INQUIRER.net . Проверено 04 октября 2020 г.
- ^ Эспириту, Талита (15 апреля 2017 г.). Страстные революции: СМИ, взлет и падение режима Маркоса . Издательство Университета Огайо. ISBN 978-0-89680-498-2 .
- ^ «Хронология: Папа Иоанн Павел II на Филиппинах» . Спрашивающий . 25 апреля 2014 г. Проверено 7 мая 2021 г.
- ^ «Оглядываясь назад: визит Папы и отмена военного положения в ПНР» . Рэплер . Проверено 17 мая 2018 г.
- ^ Син, Хайме Кардинал (22 февраля 2016 г.). #EDSA30: Хайме Кардинал Син призывает людей идти в EDSA .
- ^ Майданс, Сет (26 февраля 1986 г.). «Маркос бежит и отправляется на Гуам; мы признаем Акино президентом» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 6 мая 2019 г.
- ^ «АГАТЕП, Закариас Г. – Гора героев » героев Гора 09.10.2015 . Получено 1 мая 2018 г.
- ^ «21 выстрел для диктатора» . Панайские новости . 09.09.2017. Архивировано из оригинала 10 сентября 2017 г. Проверено 24 января 2020 г.
- ^ «Отец Захария Агатеп» . Файлы военного положения . 2012-12-0 Получено 0 мая 2019 г.
- ^ Конрой Франко, Дженнифер. (2001). Выборы и демократизация на Филиппинах . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-8153-3734-5 . OCLC 44517941 .
- ^ Янгблад, Роберт Л. (1990). Маркос против церкви: экономическое развитие и политические репрессии на Филиппинах . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. п. 81. ИСБН 978-1-5017-4639-0 . OCLC 646438787 .
- ^ Максимиано, доктор Хосе Марио Баптист (10 октября 2018 г.). «Военное положение и Джейме Кардинал Син » Получено 2 января 2020 г.
- ^ «Годофредо Алингал, SJ | 1981 | Филиппины | Сеть Игнатийской солидарности» . Игнатианская сеть солидарности . Проверено 18 мая 2018 г.
- ^ «Амада Энрикес Альварес» . 25 мая 2023 г. Проверено 12 января 2024 г.
- ^ «АНДРЕС Трифонио Н. – Памятник героям» . Памятник Героям . 11 октября 2015 г. Проверено 18 мая 2018 г.
- ^ «АКИНО, Иеремия А. – Памятник героям» . Памятник Героям . 11 октября 2015 г. Проверено 18 мая 2018 г.
- ^ «АСУНСЬОН, Филомена Георгиевна – Памятник героям» . Памятник Героям . 14 октября 2015 г. Проверено 18 мая 2018 г.
- ^ «Мученики и герои: Джеймс Мэйпл» . героев Гора 2023-05-2 Получено 1 мая 2024 г.
- ^ «CRISMO, Ромео Дж. – Памятник героям» . Памятник Героям . 11 января 2017 г. Проверено 18 мая 2018 г.
- ^ Майя., Микула (2006). ЖЕНЩИНЫ, АКТИВИЗМ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ: расширение границ . Хобокен: Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-136-78271-8 . OCLC 904407240 .
- ^ Jump up to: а б с д «Дизон, Хосе Пактураян» о. Джо» – Памятник героям» . Памятник Героям . 29.11.2017 . Проверено 18 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Школа-Араулло, Кэрол (8 ноября 2013 г.). «Отец Хосе 'Джо' П. Дизон, священник-активист (1948–2013)» . Деловой мир Получено 1 апреля 2018 г.
- ^ Тупас, Вольтер (5 ноября 2013 г.). «Отец Джо Дизон: С улиц на кафедру, активист» . Рэплер . Проверено 18 апреля 2018 г.
- ^ «Отец Джо Дизон умирает в 65 лет» . Новости ЦБКП . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 18 апреля 2018 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «Умер отец Джо Дизон, священник-активист и организатор Контра Дайя» . Новости GMA онлайн . 5 ноября 2013 года . Проверено 13 мая 2018 г.
- ^ Синко, Марикар (5 ноября 2013 г.). «Кавите отдает дань уважения священнику-активисту Джо Дизону» . Спрашивающий . Проверено 13 мая 2018 г.
- ^ «В День Бонифачо Бантайо Баяни чтит 11 человек, сражавшихся с Маркосом, в то время как сотни людей выкрикивают «RevGov», выступая против Конституции» . Взаимодействие . 01.12.2017 . Проверено 18 апреля 2018 г.
- ^ «ФАВАЛИ, Туллио» . Памятник Героям . 15 октября 2015 г. Проверено 3 мая 2018 г.
- ^ «История Норберто Манеро-младшего» . Новости GMA онлайн . 25 января 2008 г. Проверено 3 мая 2018 г.
- ^ «ИПОНГ, Иносенсио «Бой» Токмо – Бантайо Баяни» . Слава героев . 12.10.2015 . Проверено 18 мая 2018 г.
- ^ Территориальная прелатура Инфанты
- ^ Чейни, Дэвид М. «Епископ Хулио Ксавьер Лабайен [католическая иерархия]» . www.catholic-hierarchy.org . Проверено 14 июня 2018 г.
- ^ «Церковь оплакивает смерть епископа Лабайена, «сильного голоса бедных» » . Новости ЦБКП . Архивировано из оригинала 3 мая 2016 года . Проверено 14 июня 2018 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «Герои и мученики: ЛАБАЙЕН, Юлиус Ксавьер Л. героев Гора 2016-11-2 Получено 2 июля 2019 г.
- ^ Маллари, Дельфин Т. младший. «Лабайен, епископ Церкви бедных; 89» . Проверено 14 июня 2018 г.
- ^ «группа августинских монахинь станет епархиальной миссионерской общиной» . ucanews.com .
- ^ Дойо, Ма Церера П. (7 декабря 2017 г.). «Стена чтит сестер среди современных героев, которые помогли восстановить справедливость на Филиппинах» . Отчет Global Sisters .
- ^ «МАРКОС, ма. Виолета» . 7 июля 2015 г.
- ^ «Экуменический центр BLVDM: О епископе Ла Верне Д. Меркадо» . Проверено 16 октября 2023 г.
- ^ «ГЕРОИ И МУЧЕНИКИ — Епископ Ла Верн Меркадо» . Сайт Памятника героям . 17.06.2023 . Проверено 16 октября 2023 г.
- ^ «Мученики и герои: Мэттью Оливер » Героев Героев Сайт 2023-06-2 Архивировано из оригинала 0 октября 2023 г. Получено 0 октября 2023 г.
- ^ «Новости УЦА» . Союз католических азиатских новостей . 26 ноября 1998 г. Архивировано из оригинала 4 октября 2023 г. Проверено 4 октября 2023 г.
- ^ «1985 год был плохим годом для священников-служителей на Филиппинах – ucanews.com» .
- ^ Малайский, Каролина С. (2015). Умереть из-за тебя . Манила: Национальная историческая комиссия Филиппин. ISBN 978-971-538-270-0 . OCLC 927728036 .
- ^ «Мученики и герои: ОСОРИО, Магнифико Л.» Совершенствуйте веб-сайты Bayani . 6 марта 2016 г.
- ^ Матиас, Женевьева П. (Ред.) 1997. «Великая Господь» в «Свете в пустыне». Г-жа Объединенная методистская церковь доброго самаритянина. п. 31.
- ^ «ПАСТОР-старший, Фернандо Т. – Памятник героям» . Памятник Героям . 03 мая 2016 г. Проверено 18 мая 2018 г.
- ^ О'Доннелл, Мишель (21 июня 2005 г.). «Кардинал Хайме Син, защитник бедных на Филиппинах, умер в возрасте 76 лет» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 6 мая 2019 г.
- ^ «ВАЛЕРИО, Нило С.» Памятник Героям . 08.07.2016 . Проверено 6 мая 2019 г.
- ^ «ТАН, Мэри Кристин Л., РГО» . 5 декабря 2016 г.
- ^ «Стена чтит сестер среди современных героев, которые помогли восстановить справедливость на Филиппинах» . 7 декабря 2017 г.