Хушал Хаттак
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Хушал Хан Хаттак Хушал Хан Хаттак Хушал Хан Хаттак | |
---|---|
Рожденный | Май или июнь 1613 г. |
Умер | 19 февраля 1689 г. Дамбара, Тирах , Империя Великих Моголов (современный Хайберский округ , Хайбер-Пахтунхва , Пакистан ) | (75 лет)
Место отдыха | Акора Хаттак , район Новшера , Хайбер-Пахтунхва , Пакистан |
Известный | Пуштунская поэзия , пуштунский национализм |
Заметная работа | Базнама , Сватнама , Фазлнама , Тиббнама , Фиракнама |
Заголовок | Народный поэт Афганистана [1] |
Родитель | Шахбаз Хан Хаттак |
Хошал Хан Хатак ( пушту : خوشال خان خطاق ; урду , персидский : خوشل خان ختك ; 1613 – 20 февраля 1689), также известный как Хушал Баба ( пушту : خوشال بابا ), пуштунский поэт, вождь и воин 17-го века. [2] Хушал-хан служил Империи Великих Моголов, защищая ее от пуштунских воинов на протяжении большей части своей жизни. После того, как Хушал-хан был изгнан из своего племенного вождества и заменен своим сыном начальством Великих Моголов, Хушал-хан восстал против Великих Моголов. После этого Хушал проповедовал союз всех пуштунов и поощрял восстание против Империи Великих Моголов, пропагандируя пуштунский национализм в последние годы своей жизни через поэзию . Хушал написал много произведений на пушту , а также несколько на персидском языке . Хушал считается «отцом литературы » и национальным поэтом Афганистана пуштуской . [1] [3]
Жизнь Хушала прошла на службе императору Великих Моголов, а в последние годы своей жизни он боролся против Империи Великих Моголов, у которой были нестабильные отношения с пуштунами Хайбер-Пахтунхвы (современный Пакистан) и Забулистана (современный Афганистан ). Чтобы восстановить свое положение вождя, Хушал бросил вызов власти императора Великих Моголов Аурангзеба и победил войска Великих Моголов во многих сражениях. Он был известным военным бойцом, ставшим известным как «пуштунский воин-поэт». Позиция Хушала стоять и бороться была важной позицией в истории пуштунов, а его мнения и идеи образуют новый этап в идеологическом и интеллектуальном развитии пуштунов. Помимо стихов и прозы, Хушал также написал различные переводы с персидского и арабского языка на пушту. Позже он умер в районе Тира (ныне Хайберский округ ). [4]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Хушал родился примерно в 1613 году в племени Хаттак пуштунского народа . Он был сыном Малика Шахбаза Хатака из Акоры , в Империи Великих Моголов (ныне район Новшера , Хайбер-Пахтунхва , Пакистан ). Его дед, Малик Акорай, был первым хатаком, получившим широкую известность во времена правления императора Великих Моголов Акбара . Акорай переехал из Тери (села в округе Карак ) в Сарай Акора , город, который Акорай основал и построил. Акорай сотрудничал с Моголами для защиты магистрального маршрута и был щедро вознагражден за свою помощь. Акор Хелс, клан, названный в честь Акорая, до сих пор занимает видное положение в племени Хаттак. Племя Хаттак Хушал-хана сейчас в основном проживает в районах Карак , Кохат , Новшера , Акора Хаттак , Черат , Пешавар , Мардан и в других частях Хайбер-Пахтунхвы. [ нужна ссылка ]
Жизнь Хушала можно разделить на две важные части — во взрослой жизни он по большей части был занят на службе у короля Великих Моголов, а в старости был озабочен идеей объединения пуштунов. [ нужна ссылка ]
Он с детства был умным и смелым человеком. Его первое участие в войне произошло, когда ему было всего 13 лет. Помимо того, что он был учёным, мыслителем, философом и неистовым поэтом, он был одновременно принцем и вождем своего племени. Его предки были офицерами Империи Великих Моголов с 16 века. После смерти его отца Шахбаз Хана Хатака император Шах Джехан назначил его вождем племени Мансабдаром в 1641 году в возрасте 28 лет. Король Великих Моголов Шах Джахан ценил свое княжество. После смерти шаха Джахана его отношения с Аурангзебом ухудшились. [5] [ нужна полная цитата ] Аурангзеб арестовал Хушала. В 1658 году Аурангзеб , преемник шаха Джехана, выбросил его в качестве узника в крепость Гвалиор . [6] Там он некоторое время находился в заключении, а затем находился под стражей в горной тюрьме. Когда он вернулся, он медленно отмежевался от Империи Великих Моголов и позже начал сопротивление. Он установил контакты с другими пуштунскими племенами и при поддержке своего народа начал систематическое сопротивление Моголам. [ нужна ссылка ]
Семейное прошлое
[ редактировать ]Дед Хушала Малик Акорай-хан был вождем своего племени, но когда он умер, его сын Шахбаз-хан Хаттак (отец Хушал-хана Хатака) стал вождем хатаков. [ нужна ссылка ] Шахбаз Хан Хаттак был выдающимся солдатом армии Великих Моголов. Он вел множество войн против Юсуфзая – могущественного пуштунского племени. Он также доказал свою храбрость в борьбе с Африди, а затем и с армией Великих Моголов, за что получил прозвище фехтовальщика. Хушал был старшим сыном Шахбаз-хана Хатака. Однажды произошла битва между хатаками и юсуфзаем, в это время Хушалу было всего тринадцать лет, и тогда он вступил в эту битву вместе со своим отцом. Это означает, что он по рождению был фехтовальщиком, а это необходимый навык для вождя. [ нужна ссылка ]
Как последователь шейха Рахамкара
[ редактировать ]Хушал последовал за суфийским святым Сайидом Кастиром Гюлем , известным как Шейх Рахамкар или Кака Сахиб , и обучался у него исламским наукам. [7]
Незадолго до смерти Сайид Кастир Гюль издал следующее завещание:
«В этот век никто не может быть таким благочестивым и добродетельным, как ХушалХан есть. Я бы хотела, чтобы он устроил мне последнее ритуальное омовение ипохорони меня своими руками, если это возможно для него». [8]
Хушал обосновал пуштунский национализм , намекнув, что пуштуны были благословлены святыней « Кака », что означает Сайид Кастир , на их земле, и что указы Кака Сахиба должны считаться законопослушными для всех пуштунов . [9] В честь своего хозяина Сайида Кастира Гуля он сосредоточил свою революцию у святилища Сайида Кастира и объявил там собрания ( джирги ). [10] Потомки Сайида Кастира , Кака Хель, пользовались большим влиянием. [11]
Дочь Хушала вышла замуж за Сайида Зиауддина Шахида, сына Сайида Кастира Гюля . [12]
Восстание и Империя Великих Моголов
[ редактировать ]Его отец Малик Шахбаз Хан Хаттак был убит в межплеменном столкновении против племени Юсуфзай 4 января 1641 года. [ нужна ссылка ] После смерти его отца император Великих Моголов Шах Джахан назначил его вождем племени Мансабдаром в 1641 году в возрасте 28 лет. Король Великих Моголов Шах Джахан ценил свое княжество. Тогда Аурангзеб (сын Шаха Джахана) заключил в тюрьму своего отца и приказал обезглавить своих братьев; так он пробился к трону. Аурангзеб арестовал Хушала в 1658 году. Он бросил его пленником в крепости Ратамбор . Там он был заключенным, а позже - в Дели - провел под стражей в горной тюрьме. Позже он был освобожден из плена в 1668 году. После того, как Хушалу разрешили вернуться в районы, где доминировали пуштуны, Хушал был смертельно потрясен недружественным обращением, которое он получил со стороны властей Великих Моголов и короля Аурангзеба, чье безразличие и хладнокровие к его тяжелому положению ранили эго Хушала. Он обычно говорил: «Я не сделал ничего плохого против интересов короля или империи». Власти Великих Моголов продолжали предлагать ему искушения, чтобы вернуть его себе на службу, но Хушал сопротивлялся всем таким предложениям и дал понять Моголам, что «я служил вашему делу в меру своей честности, я подчинил и убил своих собственных пуштунов, чтобы продвигать интересы Империи, но мои услуги и моя лояльность не сделали меня Великим Моголов». По словам Хушала, он горел изнутри жаждой мести, но предпочитал молчать. Тем не менее, Моголы не были склонны мириться с его отчужденностью, и поэтому перед ним стояла задача «быть другом или врагом», поскольку интересы империи не знали беспристрастности. Хушал решил стать врагом и присоединился к Дарье Хан Африди и Аймал Хану Мохманду в их борьбе и войнах против Великих Моголов. Он медленно отделялся от Империи Великих Моголов и позже начал свое сопротивление. Он подстрекал афганские племена к восстанию против императора Великих Моголов Аурангзеба. Он установил контакты с другими пуштунскими племенами и при поддержке своего народа начал систематическое сопротивление Моголам. [13] Хушал присоединился к восстанию племен Хаттак , Моманд , Сафи и Африди против Великих Моголов. В Империи Великих Моголов пуштунские племена Империи считались основой Армии Великих Моголов . Они были северо-западной защитой Империи от угроз на северо-западе, а также основной боевой силой против восстаний сикхов в Пенджабе и маратхов в Декане . Пуштунское восстание в 1672 году началось под предводительством поэта-воина Хушал-хана Хатака. Восстание было спровоцировано, когда солдаты Великих Моголов по приказу губернатора Великих Моголов Амира Хана якобы попытались приставать и сексуально прикасаться к женщине из племени Сафи в современном Кунаре . Племя Сафи приняло ответные меры и убило солдат Великих Моголов. [ нужна ссылка ] Это нападение спровоцировало репрессалии, вызвавшие всеобщее восстание большинства пуштунских племен. Король Великих Моголов Аурангзеб приказал старейшинам племени Сафи выдать убийц. Племена Сафи . , Африди , Моманд , Шинвари и Хаттак объединились, чтобы защитить мужчин Сафи, обвиненных в бадале Пытаясь восстановить свою власть, Амир Хан по приказу Аурангзеба повел большую армию Великих Моголов к Хайберскому перевалу , где армия была окружена пуштунскими племенами и разбита. Афганские источники утверждают, что Аурангзеб потерпел унизительное поражение: сообщалось, что потери составили 40 000 солдат Великих Моголов, и только четырем мужчинам, включая губернатора, удалось бежать. В битве он потерял своих дорогих и надежных друзей Аймал Хана Моманда и Дарью Хан Африди . Хушал высоко оценил храбрость и мужество Дарья Хана Африди и Аймал Хана Моманда, которые уничтожили всю армию Великих Моголов на Хайберском перевале в 1672 году. Как он сказал об этих двух своих близких товарищах: «Аймал Хан Моманд и Дарья Хан Африди, от смерти Боже, храни их, никогда они не подводили меня в трудную минуту». [ нужна ссылка ]
После этого восстание распространилось, и Моголы пережили почти полный крах своей власти в пуштунском поясе. Закрытие важного торгового маршрута Атток-Кабул вдоль дороги Гранд-Транк имело особенно критическое значение. К 1674 году ситуация ухудшилась до такой степени, что сам Аурангзеб разбил лагерь в Аттоке, чтобы лично взять на себя управление. Перейдя к дипломатии и взяточничеству наряду с силой оружия, Моголы в конечном итоге раскололи восстание, и, хотя им так и не удалось получить эффективную власть за пределами основного торгового пути, восстание было частично подавлено. Однако длительная анархия на границе Великих Моголов, которая преобладала в результате, привела к тому, что силы Надир-шаха полвека хорасанские спустя встретили небольшое сопротивление на дороге в Дели. [14]
Смерть и дань
[ редактировать ]Хушал продолжал сопротивляться Моголам на фронтах войны. [ нужна ссылка ] Следует также отметить, что сын Хушал-хана Хатака по имени «Бехрам-хан Хаттак» также оказался врагом Хушал-хана Хатака. Он хотел захватить руководящую должность в племени и объединился с Моголами, чтобы убить собственного отца. Ненависть к Бехрам-хану отражена и в поэзии Хушал-хана-хаттака. Эти войны, по мнению историков, потрясли основы Империи Великих Моголов. Хушал посетил отдаленные районы, встретился с вождями пуштунских племен, особенно с юсуфзаями, вел с ними переговоры, чтобы добиться единства в рядах пуштунов против Великих Моголов, но потерпел неудачу в своих усилиях и вернулся с разбитым сердцем. Не сумев объединить пуштунские племена, Хушал ушел в отставку как воин и сосредоточился на писательстве. Хушал написал много стихов, в основном патриотических, о своих корнях, о своем племени, о своем народе и победах над захватчиками. После его выхода на пенсию его 57 сыновей начали борьбу за лидерство. Тем временем Моголы подкупили его сына Бехрам-хана, чтобы тот арестовал или убил Хушала. Бахрам объединил силы с Моголами, намеревавшимися схватить его отца, и прежде чем он успел это сделать, Хушал-хан бежал на территорию Африди в Тире помогали два его сына Нусрат Хан и Гохар Хан. Хушал умер в возрасте 76 лет в пятницу, 20 февраля 1689 года, в Дамбаре. Люди искали его и через несколько дней нашли его труп вместе с мечом и тушей лошади (известной как «Силай» на пушту, что означает «Ветер»). [ нужна ссылка ]
Искусству вождя ты не научился,
Бахрейн, в свое время ты опозорил вождь,
Отныне не причисляй себя к моим сыновьям,
Это последняя молитва, которую произнес Хушал Хаттак.
Перед смертью он пожелал, чтобы его похоронили в таком месте, где «пыль от копыт могольских лошадей не сможет упасть на его могилу». Его желание было выполнено его другом, и его останки были захоронены в деревне Чашмай в Акора Хаттак на холмах Хатакса, где многие пуштуны продолжают платить дань и посещать его могилу. На его могиле имеется надпись: « Да Афган Пан нанг май ватарала тоора, нангьялай да заманаи Хушал Хаттак Ям » (перевод: «Я поднял меч, чтобы защитить гордость афганца, я Хушал Хаттак, благородный человек возраст».) [15]
Аллама Мухаммад Икбал назвал Хушала Хакимом и Табибом (врачем) афганского Миллата и афганского Шанаса. Май: Роверти и некоторые другие востоковеды говорят, что Хушал был не только афганским шанасом, но, подобно Гете и Шекспиру, он также был великим инсан-шаном (тот, кто знает человека). Икбал выразил желание, что, если бы он знал пушту, он бы перевел поэзию Хушала на Урду или персидский.
Хушал был практичным человеком. Он проявлял в своем жизненном поведении все те качества, которые хотел видеть в человеке. Аллама Мухаммад Икбал, национальный поэт Пакистана , сказал о Хушале:
Вот хорошо сказал Афганский Шанас (Хушал Хан Хаттак),
Он выразил то, что видел, без каких-либо колебаний.
Он был Хакимом (философом) афганской нации.
Он был врачом Афганистана.
Он смело излагал тайны нации.
Он отдавал и говорил правду очень мудро.
[ нужна ссылка ]
В другом месте он хвалит Хушала такими словами:
Я принадлежу к племени и теряюсь в единстве нации.
Прославить имя афганцев
Я люблю этих молодых людей, которые надевают повод на звёзды
Этот сын гор никогда не уступает Моголам.
О товарищ! Могу ли я рассказать тебе тайны моего сердца?
Хушал-хану нравится та могила, куда не могла упасть пыль от сапог лошади Великих Моголов.
Борьба за мир и национальную целостность
[ редактировать ]Борьба Хушала за мир постепенно сменилась национальной целостностью. Он ожидал, что его борьба в конечном итоге принесет мир в регионе, а его собственный народ (пуштуны) получит свободу от императоров Великих Моголов. С этой целью он пытался объединить пуштунов, для чего отправился от гор Тира в Сват. В какой-то степени ему кажется, что он добился успеха, подняв имя пуштунов. О них он говорит в следующем куплете: «Если я препоясал свой меч против Великих Моголов, я открыл миру всех пуштунов». Далее он говорит о своем племени, что благодаря его борьбе они получили признание в мире: «Какой ценности, какой ценности были хатаки ( но) Я сделал их причисленными к племенам». [ нужна ссылка ]
Приведенные выше куплеты ясно дают понять, что война Хушала велась не на основе его личной жадности или вражды. Борьба за защиту Родины и за права своих соотечественников – это борьба за мир, и это благородное дело. Он до конца жизни боролся за права угнетенного народа и за свободу своей Родины. Таким образом, вся его борьба была направлена на установление мира. [ нужна ссылка ]
Опубликованные работы
[ редактировать ]Поэзия Хушала состоит из более чем 45 000 стихотворений. По оценкам некоторых историков, число книг, написанных Хатаком, составляет 260. Наиболее известные его книги — «Баз-нама» , руководство по соколиной охоте , «Сват-нама» , описание путешествия в прекрасную долину Сват , «Фазл-нама» , справочник. о религиозных и общественных обязанностях, Тибб-нама , книга домашних лечебных рецептов, Фаррух-нама , диалог пера и меча, и Фирак-нама , оплакивание разлуки с родиной во время плена. [4] Хушал также написал множество газелей на персидском языке под псевдонимом Рухи и персидскую касыду о тщетности мира. [17]
Х.Г. Раверти был первым переводчиком Хатака на английский язык; «Избранные из поэзии афганцев» (1862, Калькутта) насчитывает девяносто восемь поэтических произведений. За этим последовал перевод Биддульфа « Выборы из поэзии Хушхал-хана Хатака» в 1890 году, опубликованный в Лондоне. Эвелин Хауэлл и Олаф Каро совместно перевели и опубликовали «Стихи Хушлал Хана Хатака» в 1963 году из Университета Пешавара. Другой перевод был сделан доктором Н. Маккензи «Стихи из Дивана Хушлал Хана Хатака», опубликованными в Лондоне в 1965 году.
Дост Мохаммад Хан Камил был первым пуштунским ученым, который начал исследование Хатака в научном направлении. Он написал две важные и всеобъемлющие книги: одну на английском языке под названием « Иностранный подход к Хушлалу» , а другую на урду под названием «Хушхал Хан Хаттак», опубликованную в 1952 году . «Диван-и-Хушал Хан Хаттак» был опубликован по указанию Х.В. Белью в 1869 году (Jail Press, Пешавар), рукопись которого предоставила Султан Бахаш Дарога, служащий британского правительства. Совсем недавно его стихи снова были переведены. [18] [19]
книга о Хушале, Хушал-хане, афганском воине-поэте и философе В октябре 2002 года была опубликована . Его спонсируют пуштунское культурное общество и общество пушту-адаби Исламабада/Равалпинди. Книга написана известным писателем и ученым Гани Ханом Хатаком, который известен как создатель литературных и культурных обществ, а также популяризатор пуштуской литературной и культурной деятельности в столице Пакистана Исламабаде. Значение книги заключается в том, что это первая книга о Хушале на английском языке. Большая часть письменных материалов, доступных на Хатаке, написана на пушту, персидском или урду. Хотя востоковеды всегда придавали большое значение Хатаку в своих открытиях, они никогда не представляли подробной истории жизни Хушал-хана. [20]
Гани Хан Хаттак также является автором еще трех книг о Хане, то есть на урду, пушту и еще одной на английском языке, улучшенной версии его предыдущей книги «Хушал Хан, афганский воин, поэт и философ». Книга на урду, опубликованная в 2009 году, «Хушал Хан, афганский коми поэт и философ», широко освещает философские мысли Хушала. Книга автора на пушту «Хушхал д'Нандиал или Сардар Пахлаон» посвящена его мыслям о Нандиале, герое, и Сардаре, повелителе. Его недавняя попытка написать Хушала «Хушал, жизнь, мысли и современные пуштуны», опубликованная в марте 2014 года, направлена на то, чтобы дать представление о времени и жизни великого хана на благо английских читателей в Афганистане, Пакистане и за их пределами. [21]
Поэзия
[ редактировать ]- Диван (состоящий из почти 16000 куплетов)
- Сахат у Бадан : Длинный стих посвящен патологии человеческого тела.
- Имя Тиба
- Фазал Нама : имеет дело с религиозными высказываниями.
- Сват Нама : Рассказ о его визите в долину Сват.
- Фаррух Нама : Диалог между Пером и Мечом.
- Фарак Нама : Повествование о днях интернирования и изгнания Великих Моголов.
- Имя Свата
Проза
[ редактировать ]- Баз Нама : Подробное исследование выращивания ястребов.
- Тарджума Хадиа : Объясняет различные аспекты фикха- ханафии .
- Аайна : пуштуский перевод арабской книги по фикху.
- Байаз : Воспоминания о жизни.
- Занзири : Имеет дело с принципами стенографии.
- Дастар Нама : о том, как должен действовать лидер
Кавычки
[ редактировать ]- «Само имя «Пуштун» означает честь и славу; без этой чести, какова афганская история? Только в мече лежит наше избавление». [22]
- «Я презираю человека, который не руководствуется в своей жизни честью. Само слово «честь» сводит меня с ума». [23]
Наследие
[ редактировать ]есть университет В Караке провинции Хайбер-Пахтунхва имени Хушал-хана Хатака. [24] В его честь также назван поезд Хушхал Хан Хаттак Экспресс .
Аллама Икбал
[ редактировать ]Аллама Икбал стихотворение « Хушхал Хан Ки Васият» . посвятил ему [25] К концу своей жизни Икбал стал ценить свою работу до такой степени, что поддерживал его борьбу против императора Великих Моголов Аурангзеба , которого он однажды восхвалял, написав в письме, что Хушал «был разносторонним умом и писал на различные темы, такие как поэзия, философия, этика, медицина» и что «во всей его поэзии, большая часть которой была написана в Индии, и во время его борьбы с Моголами, веет духом ранней арабской поэзии – мы находим в ней ту же любовь к свободе». и война — та же критика жизни». [26]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Моргеншерн, Г. (1960). «Хушал-хан — национальный поэт афганцев». Журнал Королевского Центральноазиатского общества . 47 : 49–57. дои : 10.1080/03068376008731684 .
- ^ «Хушал Хан Хаттак – военачальник и поэт» . Архивировано из оригинала 24 августа 2007 года.
- ^ Бантинг, Эринн (2003). Афганистан: культурные земли, народы и культуры . Издательская компания Крэбтри. п. 28. ISBN 0778793370 . Проверено 28 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Сперл, Стефан (1996). Классические традиции и современные смыслы . Блестящий. ISBN 9789004102958 .
- ^ Похана Сагара Катозая
- ^ «афганан.нет» . www.afganan.net . Архивировано из оригинала 20 октября 2001 года.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Виланд, с. 42
- ^ Ахтар, стр.2
- ^ Шах, с. 68
- ^ Древний Пакистан, Пешаварский университет. Кафедра археологии, 1991 г.
- ^ Шах, с. 68
- ^ Шинвари
- ^ «Культурное рандеву в Котла Мохсин Хан» . Архивировано из оригинала 27 октября 2009 года.
- ↑ Повторяющиеся модели восстания племен THE NEWS 17 февраля 2008 г. Проверено 20 февраля 2008 г.
- ^ «афганан.нет» . www.afganan.net . Архивировано из оригинала 26 февраля 2003 года.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «Поэзия Аллама Икбала Калам Аллама Мухаммад Икбал: (Бал-э-Джибриль-160) Хушал Хан Ки Васият» . Проверено 10 мая 2018 г.
- ^ Фархади, Раван (1970). Хушхал Хан Хатак: Энциклопедия ислама. 2. В – G, Том 1, Части 1–2 . Архив Брилла. п. 72 . Проверено 1 марта 2013 г.
- ^ «Поэзия :: Хайбер.ОРГ» . www.khyber.org . Архивировано из оригинала 4 августа 2012 года . Проверено 10 мая 2018 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Хушал Хан Хаттак (Великий герб цивилизации Гандхара), Поэт: Хушал Хан Хаттак, Переводчик: Хидеки Ишизука (политический советник посольства Японии в Пакистане), 68: PP, Цена: не указана, напечатано в Pan Graphics (Pvt) Ltd ., Исламабад.
- ^ Хаттак, Гани Хан (2002). Хушал Хан: афганский воин-поэт и философ (1-е изд.). Пакистан: ST Printer's. п. 111.ISBN 9789698737009 .
- ^ Хаттак, Гани Хан (2002). Хушал Хан: афганский воин-поэт и философ (1-е изд.). Пакистан: ST Printer's. п. 111.ISBN 9789698737009 .
- ^ Али, Салим Хасан (2007). Парки мира: сохранение и разрешение конфликтов (иллюстрированное издание). МТИ Пресс. п. 291. ИСБН 978-0262012355 . Проверено 7 июня 2013 г.
- ^ Ахмед, Акбар (2013). Пухтунская экономика и общество (Возрождение Рутледжа): традиционная структура и экономическое развитие в племенном обществе . Рутледж. п. 92. ИСБН 978-1136598906 . Проверено 7 июня 2013 г.
- ^ «Университет Хушал Хана Хатака, Карак - KKKUK - Официальный сайт» . КККУК Официальный сайт . Проверено 10 мая 2018 г.
- ^ Фрелих, Аннет (август 2019 г.). Аллама Икбал Поэзия Слова Алламы Мухаммада Икбала: (Бал-е-Джибриль-160) Хушал Хан Ки Васият . Спрингер. ISBN 9783030226565 . Проверено 30 мая 2020 г.
- ^ Профессор С. Кудратулла Фатеми. «Исламский универсализм и территориальный национализм в мысли Икбала». Обзор Икбала (1976): 70–103.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Пелевин, Михаил (2019). «Хвушхал Хан Хатак» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Хушал Ханом Хатаком, на Викискладе?