Jump to content

Хушал Хаттак

(Перенаправлено с Хушал Хана Хатака )

Хушал Хан Хаттак
Хушал Хан Хаттак
Хушал Хан Хаттак
Портрет Хатака
Рожденный Май или июнь 1613 г. ( 1613 г. )
Умер 19 февраля 1689 г. ( 1689-02-20 ) (75 лет)
Место отдыха Акора Хаттак , район Новшера , Хайбер-Пахтунхва , Пакистан
Известный Пуштунская поэзия , пуштунский национализм
Заметная работа Базнама , Сватнама , Фазлнама , Тиббнама , Фиракнама
Заголовок Народный поэт Афганистана [1]
Родитель Шахбаз Хан Хаттак

Хошал Хан Хатак ( пушту : خوشال خان خطاق ; урду , персидский : خوشل خان ختك ; 1613 – 20 февраля 1689), также известный как Хушал Баба ( пушту : خوشال بابا ), пуштунский поэт, вождь и воин 17-го века. [2] Хушал-хан служил Империи Великих Моголов, защищая ее от пуштунских воинов на протяжении большей части своей жизни. После того, как Хушал-хан был изгнан из своего племенного вождества и заменен своим сыном начальством Великих Моголов, Хушал-хан восстал против Великих Моголов. После этого Хушал проповедовал союз всех пуштунов и поощрял восстание против Империи Великих Моголов, пропагандируя пуштунский национализм в последние годы своей жизни через поэзию . Хушал написал много произведений на пушту , а также несколько на персидском языке . Хушал считается «отцом литературы » и национальным поэтом Афганистана пуштуской . [1] [3]

Жизнь Хушала прошла на службе императору Великих Моголов, а в последние годы своей жизни он боролся против Империи Великих Моголов, у которой были нестабильные отношения с пуштунами Хайбер-Пахтунхвы (современный Пакистан) и Забулистана (современный Афганистан ). Чтобы восстановить свое положение вождя, Хушал бросил вызов власти императора Великих Моголов Аурангзеба и победил войска Великих Моголов во многих сражениях. Он был известным военным бойцом, ставшим известным как «пуштунский воин-поэт». Позиция Хушала стоять и бороться была важной позицией в истории пуштунов, а его мнения и идеи образуют новый этап в идеологическом и интеллектуальном развитии пуштунов. Помимо стихов и прозы, Хушал также написал различные переводы с персидского и арабского языка на пушту. Позже он умер в районе Тира (ныне Хайберский округ ). [4]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Хушал родился примерно в 1613 году в племени Хаттак пуштунского народа . Он был сыном Малика Шахбаза Хатака из Акоры , в Империи Великих Моголов (ныне район Новшера , Хайбер-Пахтунхва , Пакистан ). Его дед, Малик Акорай, был первым хатаком, получившим широкую известность во времена правления императора Великих Моголов Акбара . Акорай переехал из Тери (села в округе Карак ) в Сарай Акора , город, который Акорай основал и построил. Акорай сотрудничал с Моголами для защиты магистрального маршрута и был щедро вознагражден за свою помощь. Акор Хелс, клан, названный в честь Акорая, до сих пор занимает видное положение в племени Хаттак. Племя Хаттак Хушал-хана сейчас в основном проживает в районах Карак , Кохат , Новшера , Акора Хаттак , Черат , Пешавар , Мардан и в других частях Хайбер-Пахтунхвы. [ нужна ссылка ]

Жизнь Хушала можно разделить на две важные части — во взрослой жизни он по большей части был занят на службе у короля Великих Моголов, а в старости был озабочен идеей объединения пуштунов. [ нужна ссылка ]

Он с детства был умным и смелым человеком. Его первое участие в войне произошло, когда ему было всего 13 лет. Помимо того, что он был учёным, мыслителем, философом и неистовым поэтом, он был одновременно принцем и вождем своего племени. Его предки были офицерами Империи Великих Моголов с 16 века. После смерти его отца Шахбаз Хана Хатака император Шах Джехан назначил его вождем племени Мансабдаром в 1641 году в возрасте 28 лет. Король Великих Моголов Шах Джахан ценил свое княжество. После смерти шаха Джахана его отношения с Аурангзебом ухудшились. [5] [ нужна полная цитата ] Аурангзеб арестовал Хушала. В 1658 году Аурангзеб , преемник шаха Джехана, выбросил его в качестве узника в крепость Гвалиор . [6] Там он некоторое время находился в заключении, а затем находился под стражей в горной тюрьме. Когда он вернулся, он медленно отмежевался от Империи Великих Моголов и позже начал сопротивление. Он установил контакты с другими пуштунскими племенами и при поддержке своего народа начал систематическое сопротивление Моголам. [ нужна ссылка ]

Семейное прошлое

[ редактировать ]

Дед Хушала Малик Акорай-хан был вождем своего племени, но когда он умер, его сын Шахбаз-хан Хаттак (отец Хушал-хана Хатака) стал вождем хатаков. [ нужна ссылка ] Шахбаз Хан Хаттак был выдающимся солдатом армии Великих Моголов. Он вел множество войн против Юсуфзая – могущественного пуштунского племени. Он также доказал свою храбрость в борьбе с Африди, а затем и с армией Великих Моголов, за что получил прозвище фехтовальщика. Хушал был старшим сыном Шахбаз-хана Хатака. Однажды произошла битва между хатаками и юсуфзаем, в это время Хушалу было всего тринадцать лет, и тогда он вступил в эту битву вместе со своим отцом. Это означает, что он по рождению был фехтовальщиком, а это необходимый навык для вождя. [ нужна ссылка ]

Как последователь шейха Рахамкара

[ редактировать ]

Хушал последовал за суфийским святым Сайидом Кастиром Гюлем , известным как Шейх Рахамкар или Кака Сахиб , и обучался у него исламским наукам. [7]

Незадолго до смерти Сайид Кастир Гюль издал следующее завещание:

«В этот век никто не может быть таким благочестивым и добродетельным, как ХушалХан есть. Я бы хотела, чтобы он устроил мне последнее ритуальное омовение ипохорони меня своими руками, если это возможно для него». [8]

Хушал обосновал пуштунский национализм , намекнув, что пуштуны были благословлены святыней « Кака », что означает Сайид Кастир , на их земле, и что указы Кака Сахиба должны считаться законопослушными для всех пуштунов . [9] В честь своего хозяина Сайида Кастира Гуля он сосредоточил свою революцию у святилища Сайида Кастира и объявил там собрания ( джирги ). [10] Потомки Сайида Кастира , Кака Хель, пользовались большим влиянием. [11]

Дочь Хушала вышла замуж за Сайида Зиауддина Шахида, сына Сайида Кастира Гюля . [12]

Восстание и Империя Великих Моголов

[ редактировать ]

Его отец Малик Шахбаз Хан Хаттак был убит в межплеменном столкновении против племени Юсуфзай 4 января 1641 года. [ нужна ссылка ] После смерти его отца император Великих Моголов Шах Джахан назначил его вождем племени Мансабдаром в 1641 году в возрасте 28 лет. Король Великих Моголов Шах Джахан ценил свое княжество. Тогда Аурангзеб (сын Шаха Джахана) заключил в тюрьму своего отца и приказал обезглавить своих братьев; так он пробился к трону. Аурангзеб арестовал Хушала в 1658 году. Он бросил его пленником в крепости Ратамбор . Там он был заключенным, а позже - в Дели - провел под стражей в горной тюрьме. Позже он был освобожден из плена в 1668 году. После того, как Хушалу разрешили вернуться в районы, где доминировали пуштуны, Хушал был смертельно потрясен недружественным обращением, которое он получил со стороны властей Великих Моголов и короля Аурангзеба, чье безразличие и хладнокровие к его тяжелому положению ранили эго Хушала. Он обычно говорил: «Я не сделал ничего плохого против интересов короля или империи». Власти Великих Моголов продолжали предлагать ему искушения, чтобы вернуть его себе на службу, но Хушал сопротивлялся всем таким предложениям и дал понять Моголам, что «я служил вашему делу в меру своей честности, я подчинил и убил своих собственных пуштунов, чтобы продвигать интересы Империи, но мои услуги и моя лояльность не сделали меня Великим Моголов». По словам Хушала, он горел изнутри жаждой мести, но предпочитал молчать. Тем не менее, Моголы не были склонны мириться с его отчужденностью, и поэтому перед ним стояла задача «быть другом или врагом», поскольку интересы империи не знали беспристрастности. Хушал решил стать врагом и присоединился к Дарье Хан Африди и Аймал Хану Мохманду в их борьбе и войнах против Великих Моголов. Он медленно отделялся от Империи Великих Моголов и позже начал свое сопротивление. Он подстрекал афганские племена к восстанию против императора Великих Моголов Аурангзеба. Он установил контакты с другими пуштунскими племенами и при поддержке своего народа начал систематическое сопротивление Моголам. [13] Хушал присоединился к восстанию племен Хаттак , Моманд , Сафи и Африди против Великих Моголов. В Империи Великих Моголов пуштунские племена Империи считались основой Армии Великих Моголов . Они были северо-западной защитой Империи от угроз на северо-западе, а также основной боевой силой против восстаний сикхов в Пенджабе и маратхов в Декане . Пуштунское восстание в 1672 году началось под предводительством поэта-воина Хушал-хана Хатака. Восстание было спровоцировано, когда солдаты Великих Моголов по приказу губернатора Великих Моголов Амира Хана якобы попытались приставать и сексуально прикасаться к женщине из племени Сафи в современном Кунаре . Племя Сафи приняло ответные меры и убило солдат Великих Моголов. [ нужна ссылка ] Это нападение спровоцировало репрессалии, вызвавшие всеобщее восстание большинства пуштунских племен. Король Великих Моголов Аурангзеб приказал старейшинам племени Сафи выдать убийц. Племена Сафи . , Африди , Моманд , Шинвари и Хаттак объединились, чтобы защитить мужчин Сафи, обвиненных в бадале Пытаясь восстановить свою власть, Амир Хан по приказу Аурангзеба повел большую армию Великих Моголов к Хайберскому перевалу , где армия была окружена пуштунскими племенами и разбита. Афганские источники утверждают, что Аурангзеб потерпел унизительное поражение: сообщалось, что потери составили 40 000 солдат Великих Моголов, и только четырем мужчинам, включая губернатора, удалось бежать. В битве он потерял своих дорогих и надежных друзей Аймал Хана Моманда и Дарью Хан Африди . Хушал высоко оценил храбрость и мужество Дарья Хана Африди и Аймал Хана Моманда, которые уничтожили всю армию Великих Моголов на Хайберском перевале в 1672 году. Как он сказал об этих двух своих близких товарищах: «Аймал Хан Моманд и Дарья Хан Африди, от смерти Боже, храни их, никогда они не подводили меня в трудную минуту». [ нужна ссылка ]

После этого восстание распространилось, и Моголы пережили почти полный крах своей власти в пуштунском поясе. Закрытие важного торгового маршрута Атток-Кабул вдоль дороги Гранд-Транк имело особенно критическое значение. К 1674 году ситуация ухудшилась до такой степени, что сам Аурангзеб разбил лагерь в Аттоке, чтобы лично взять на себя управление. Перейдя к дипломатии и взяточничеству наряду с силой оружия, Моголы в конечном итоге раскололи восстание, и, хотя им так и не удалось получить эффективную власть за пределами основного торгового пути, восстание было частично подавлено. Однако длительная анархия на границе Великих Моголов, которая преобладала в результате, привела к тому, что силы Надир-шаха полвека хорасанские спустя встретили небольшое сопротивление на дороге в Дели. [14]

Смерть и дань

[ редактировать ]

Хушал продолжал сопротивляться Моголам на фронтах войны. [ нужна ссылка ] Следует также отметить, что сын Хушал-хана Хатака по имени «Бехрам-хан Хаттак» также оказался врагом Хушал-хана Хатака. Он хотел захватить руководящую должность в племени и объединился с Моголами, чтобы убить собственного отца. Ненависть к Бехрам-хану отражена и в поэзии Хушал-хана-хаттака. Эти войны, по мнению историков, потрясли основы Империи Великих Моголов. Хушал посетил отдаленные районы, встретился с вождями пуштунских племен, особенно с юсуфзаями, вел с ними переговоры, чтобы добиться единства в рядах пуштунов против Великих Моголов, но потерпел неудачу в своих усилиях и вернулся с разбитым сердцем. Не сумев объединить пуштунские племена, Хушал ушел в отставку как воин и сосредоточился на писательстве. Хушал написал много стихов, в основном патриотических, о своих корнях, о своем племени, о своем народе и победах над захватчиками. После его выхода на пенсию его 57 сыновей начали борьбу за лидерство. Тем временем Моголы подкупили его сына Бехрам-хана, чтобы тот арестовал или убил Хушала. Бахрам объединил силы с Моголами, намеревавшимися схватить его отца, и прежде чем он успел это сделать, Хушал-хан бежал на территорию Африди в Тире помогали два его сына Нусрат Хан и Гохар Хан. Хушал умер в возрасте 76 лет в пятницу, 20 февраля 1689 года, в Дамбаре. Люди искали его и через несколько дней нашли его труп вместе с мечом и тушей лошади (известной как «Силай» на пушту, что означает «Ветер»). [ нужна ссылка ]

Искусству вождя ты не научился,
Бахрейн, в свое время ты опозорил вождь,
Отныне не причисляй себя к моим сыновьям,
Это последняя молитва, которую произнес Хушал Хаттак.

Перед смертью он пожелал, чтобы его похоронили в таком месте, где «пыль от копыт могольских лошадей не сможет упасть на его могилу». Его желание было выполнено его другом, и его останки были захоронены в деревне Чашмай в Акора Хаттак на холмах Хатакса, где многие пуштуны продолжают платить дань и посещать его могилу. На его могиле имеется надпись: « Да Афган Пан нанг май ватарала тоора, нангьялай да заманаи Хушал Хаттак Ям » (перевод: «Я поднял меч, чтобы защитить гордость афганца, я Хушал Хаттак, благородный человек возраст».) [15]

Аллама Мухаммад Икбал назвал Хушала Хакимом и Табибом (врачем) афганского Миллата и афганского Шанаса. Май: Роверти и некоторые другие востоковеды говорят, что Хушал был не только афганским шанасом, но, подобно Гете и Шекспиру, он также был великим инсан-шаном (тот, кто знает человека). Икбал выразил желание, что, если бы он знал пушту, он бы перевел поэзию Хушала на Урду или персидский.

Хушал был практичным человеком. Он проявлял в своем жизненном поведении все те качества, которые хотел видеть в человеке. Аллама Мухаммад Икбал, национальный поэт Пакистана , сказал о Хушале:

Вот хорошо сказал Афганский Шанас (Хушал Хан Хаттак),

Он выразил то, что видел, без каких-либо колебаний.
Он был Хакимом (философом) афганской нации.
Он был врачом Афганистана.
Он смело излагал тайны нации.
Он отдавал и говорил правду очень мудро.

[ нужна ссылка ]

В другом месте он хвалит Хушала такими словами:

Я принадлежу к племени и теряюсь в единстве нации.
Прославить имя афганцев
Я люблю этих молодых людей, которые надевают повод на звёзды
Этот сын гор никогда не уступает Моголам.
О товарищ! Могу ли я рассказать тебе тайны моего сердца?
Хушал-хану нравится та могила, куда не могла упасть пыль от сапог лошади Великих Моголов.

[16]

Борьба за мир и национальную целостность

[ редактировать ]

Борьба Хушала за мир постепенно сменилась национальной целостностью. Он ожидал, что его борьба в конечном итоге принесет мир в регионе, а его собственный народ (пуштуны) получит свободу от императоров Великих Моголов. С этой целью он пытался объединить пуштунов, для чего отправился от гор Тира в Сват. В какой-то степени ему кажется, что он добился успеха, подняв имя пуштунов. О них он говорит в следующем куплете: «Если я препоясал свой меч против Великих Моголов, я открыл миру всех пуштунов». Далее он говорит о своем племени, что благодаря его борьбе они получили признание в мире: «Какой ценности, какой ценности были хатаки ( но) Я сделал их причисленными к племенам». [ нужна ссылка ]

Приведенные выше куплеты ясно дают понять, что война Хушала велась не на основе его личной жадности или вражды. Борьба за защиту Родины и за права своих соотечественников – это борьба за мир, и это благородное дело. Он до конца жизни боролся за права угнетенного народа и за свободу своей Родины. Таким образом, вся его борьба была направлена ​​на установление мира. [ нужна ссылка ]

Опубликованные работы

[ редактировать ]
Ранняя рукопись «Баз-нама» Хушал-хана («Книга о соколиной охоте»), датированная 1689-1690 гг. Эта конкретная рукопись была написана через год после смерти Хушал-хана.

Поэзия Хушала состоит из более чем 45 000 стихотворений. По оценкам некоторых историков, число книг, написанных Хатаком, составляет 260. Наиболее известные его книги — «Баз-нама» , руководство по соколиной охоте , «Сват-нама» , описание путешествия в прекрасную долину Сват , «Фазл-нама» , справочник. о религиозных и общественных обязанностях, Тибб-нама , книга домашних лечебных рецептов, Фаррух-нама , диалог пера и меча, и Фирак-нама , оплакивание разлуки с родиной во время плена. [4] Хушал также написал множество газелей на персидском языке под псевдонимом Рухи и персидскую касыду о тщетности мира. [17]

Х.Г. Раверти был первым переводчиком Хатака на английский язык; «Избранные из поэзии афганцев» (1862, Калькутта) насчитывает девяносто восемь поэтических произведений. За этим последовал перевод Биддульфа « Выборы из поэзии Хушхал-хана Хатака» в 1890 году, опубликованный в Лондоне. Эвелин Хауэлл и Олаф Каро совместно перевели и опубликовали «Стихи Хушлал Хана Хатака» в 1963 году из Университета Пешавара. Другой перевод был сделан доктором Н. Маккензи «Стихи из Дивана Хушлал Хана Хатака», опубликованными в Лондоне в 1965 году.

Дост Мохаммад Хан Камил был первым пуштунским ученым, который начал исследование Хатака в научном направлении. Он написал две важные и всеобъемлющие книги: одну на английском языке под названием « Иностранный подход к Хушлалу» , а другую на урду под названием «Хушхал Хан Хаттак», опубликованную в 1952 году . «Диван-и-Хушал Хан Хаттак» был опубликован по указанию Х.В. Белью в 1869 году (Jail Press, Пешавар), рукопись которого предоставила Султан Бахаш Дарога, служащий британского правительства. Совсем недавно его стихи снова были переведены. [18] [19]

книга о Хушале, Хушал-хане, афганском воине-поэте и философе В октябре 2002 года была опубликована . Его спонсируют пуштунское культурное общество и общество пушту-адаби Исламабада/Равалпинди. Книга написана известным писателем и ученым Гани Ханом Хатаком, который известен как создатель литературных и культурных обществ, а также популяризатор пуштуской литературной и культурной деятельности в столице Пакистана Исламабаде. Значение книги заключается в том, что это первая книга о Хушале на английском языке. Большая часть письменных материалов, доступных на Хатаке, написана на пушту, персидском или урду. Хотя востоковеды всегда придавали большое значение Хатаку в своих открытиях, они никогда не представляли подробной истории жизни Хушал-хана. [20]

Гани Хан Хаттак также является автором еще трех книг о Хане, то есть на урду, пушту и еще одной на английском языке, улучшенной версии его предыдущей книги «Хушал Хан, афганский воин, поэт и философ». Книга на урду, опубликованная в 2009 году, «Хушал Хан, афганский коми поэт и философ», широко освещает философские мысли Хушала. Книга автора на пушту «Хушхал д'Нандиал или Сардар Пахлаон» посвящена его мыслям о Нандиале, герое, и Сардаре, повелителе. Его недавняя попытка написать Хушала «Хушал, жизнь, мысли и современные пуштуны», опубликованная в марте 2014 года, направлена ​​на то, чтобы дать представление о времени и жизни великого хана на благо английских читателей в Афганистане, Пакистане и за их пределами. [21]

  • Диван (состоящий из почти 16000 куплетов)
  • Сахат у Бадан : Длинный стих посвящен патологии человеческого тела.
  • Имя Тиба
  • Фазал Нама : имеет дело с религиозными высказываниями.
  • Сват Нама : Рассказ о его визите в долину Сват.
  • Фаррух Нама : Диалог между Пером и Мечом.
  • Фарак Нама : Повествование о днях интернирования и изгнания Великих Моголов.
  • Имя Свата
  • Баз Нама : Подробное исследование выращивания ястребов.
  • Тарджума Хадиа : Объясняет различные аспекты фикха- ханафии .
  • Аайна : пуштуский перевод арабской книги по фикху.
  • Байаз : Воспоминания о жизни.
  • Занзири : Имеет дело с принципами стенографии.
  • Дастар Нама : о том, как должен действовать лидер
  • «Само имя «Пуштун» означает честь и славу; без этой чести, какова афганская история? Только в мече лежит наше избавление». [22]
  • «Я презираю человека, который не руководствуется в своей жизни честью. Само слово «честь» сводит меня с ума». [23]

Наследие

[ редактировать ]

есть университет В Караке провинции Хайбер-Пахтунхва имени Хушал-хана Хатака. [24] В его честь также назван поезд Хушхал Хан Хаттак Экспресс .

Аллама Икбал

[ редактировать ]

Аллама Икбал стихотворение « Хушхал Хан Ки Васият» . посвятил ему [25] К концу своей жизни Икбал стал ценить свою работу до такой степени, что поддерживал его борьбу против императора Великих Моголов Аурангзеба , которого он однажды восхвалял, написав в письме, что Хушал «был разносторонним умом и писал на различные темы, такие как поэзия, философия, этика, медицина» и что «во всей его поэзии, большая часть которой была написана в Индии, и во время его борьбы с Моголами, веет духом ранней арабской поэзии – мы находим в ней ту же любовь к свободе». и война — та же критика жизни». [26]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Моргеншерн, Г. (1960). «Хушал-хан — национальный поэт афганцев». Журнал Королевского Центральноазиатского общества . 47 : 49–57. дои : 10.1080/03068376008731684 .
  2. ^ «Хушал Хан Хаттак – военачальник и поэт» . Архивировано из оригинала 24 августа 2007 года.
  3. ^ Бантинг, Эринн (2003). Афганистан: культурные земли, народы и культуры . Издательская компания Крэбтри. п. 28. ISBN  0778793370 . Проверено 28 февраля 2013 г.
  4. ^ Jump up to: а б Сперл, Стефан (1996). Классические традиции и современные смыслы . Блестящий. ISBN  9789004102958 .
  5. ^ Похана Сагара Катозая
  6. ^ «афганан.нет» . www.afganan.net . Архивировано из оригинала 20 октября 2001 года. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  7. ^ Виланд, с. 42
  8. ^ Ахтар, стр.2
  9. ^ Шах, с. 68
  10. ^ Древний Пакистан, Пешаварский университет. Кафедра археологии, 1991 г.
  11. ^ Шах, с. 68
  12. ^ Шинвари
  13. ^ «Культурное рандеву в Котла Мохсин Хан» . Архивировано из оригинала 27 октября 2009 года.
  14. Повторяющиеся модели восстания племен THE NEWS 17 февраля 2008 г. Проверено 20 февраля 2008 г.
  15. ^ «афганан.нет» . www.afganan.net . Архивировано из оригинала 26 февраля 2003 года. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  16. ^ «Поэзия Аллама Икбала Калам Аллама Мухаммад Икбал: (Бал-э-Джибриль-160) Хушал Хан Ки Васият» . Проверено 10 мая 2018 г.
  17. ^ Фархади, Раван (1970). Хушхал Хан Хатак: Энциклопедия ислама. 2. В – G, Том 1, Части 1–2 . Архив Брилла. п. 72 . Проверено 1 марта 2013 г.
  18. ^ «Поэзия :: Хайбер.ОРГ» . www.khyber.org . Архивировано из оригинала 4 августа 2012 года . Проверено 10 мая 2018 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  19. ^ Хушал Хан Хаттак (Великий герб цивилизации Гандхара), Поэт: Хушал Хан Хаттак, Переводчик: Хидеки Ишизука (политический советник посольства Японии в Пакистане), 68: PP, Цена: не указана, напечатано в Pan Graphics (Pvt) Ltd ., Исламабад.
  20. ^ Хаттак, Гани Хан (2002). Хушал Хан: афганский воин-поэт и философ (1-е изд.). Пакистан: ST Printer's. п. 111.ISBN  9789698737009 .
  21. ^ Хаттак, Гани Хан (2002). Хушал Хан: афганский воин-поэт и философ (1-е изд.). Пакистан: ST Printer's. п. 111.ISBN  9789698737009 .
  22. ^ Али, Салим Хасан (2007). Парки мира: сохранение и разрешение конфликтов (иллюстрированное издание). МТИ Пресс. п. 291. ИСБН  978-0262012355 . Проверено 7 июня 2013 г.
  23. ^ Ахмед, Акбар (2013). Пухтунская экономика и общество (Возрождение Рутледжа): традиционная структура и экономическое развитие в племенном обществе . Рутледж. п. 92. ИСБН  978-1136598906 . Проверено 7 июня 2013 г.
  24. ^ «Университет Хушал Хана Хатака, Карак - KKKUK - Официальный сайт» . КККУК Официальный сайт . Проверено 10 мая 2018 г.
  25. ^ Фрелих, Аннет (август 2019 г.). Аллама Икбал Поэзия Слова Алламы Мухаммада Икбала: (Бал-е-Джибриль-160) Хушал Хан Ки Васият . Спрингер. ISBN  9783030226565 . Проверено 30 мая 2020 г.
  26. ^ Профессор С. Кудратулла Фатеми. «Исламский универсализм и территориальный национализм в мысли Икбала». Обзор Икбала (1976): 70–103.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]

СМИ, связанные с Хушал Ханом Хатаком, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fc2f0a4097ae024edd4290508b19c323__1722868380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fc/23/fc2f0a4097ae024edd4290508b19c323.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Khushal Khattak - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)