Джеффри Чарни
Жоффруа де Шарни ( ок. 1306 – 19 сентября 1356) был третьим сыном Жана де Шарни, сеньора Шарни (тогда крупной бургундской крепости), и Маргариты де Жуанвиль, дочери Жана де Жуанвиля , биографа и близкого друга Король Франции Людовик IX . Известный рыцарь, сражавшийся на стороне французов в первые годы Столетней войны , Шарни написал полуавтобиографическое стихотворение « Книга Жоффруа де Шарни » и ряд вопросов по рыцарским вопросам для недолговечной Компании Звезда , французский аналог английского Ордена Подвязки . прозаический трактат под названием « Рыцарская книга» , Хотя ему уже давно приписывают и [ 1 ] недавние результаты показывают, что это, скорее всего, было сделано его одноименным сыном Жоффруа II де Шарни, который умер в 1398 году. [ 2 ] Чарни также широко ассоциируется с первыми известными проявлениями Туринской плащаницы , хотя сейчас есть сомнения, что именно он несет за это ответственность.
Он принял участие в успешной крестовой экспедиции в Смирну в 1344 году и вскоре после своего возвращения оттуда король Филипп VI назначил его королевским советником и носителем Орифламмы , священного боевого знамени Франции. Эта роль, которую он продолжал выполнять при короле Жане II , сделала ее обладателя автоматической мишенью для вражеских сил на поле боя, и именно так он встретил свой конец в заключительные моменты битвы при Пуатье 19 сентября 1356 года.
Жоффруа де Шарни был одним из самых почитаемых рыцарей Европы при жизни, имевшим широкую репутацию благодаря своему мастерству владения оружием и своей чести. Аббат-летописец из Турне Жиль ле Мюизи писал о нем как о энергичном солдате, знатоке оружия и широко известном как за рубежом, так и у нас. Он принимал участие во многих войнах и во многих смертельных конфликтах, во всех из них ведя себя честно и благородно». [ 3 ]
Ранняя карьера
[ редактировать ]
Поскольку Жоффруа де Шарни был третьим сыном, он не унаследовал светлость Шарни , которая после смерти его отца и старшего брата Дре перешла к мужу дочери Дре Гийметта Филиппу де Жонвелю. [ 4 ] Судя по двум литературным произведениям, автором которых является Шарни, ему, судя по всему, нужно было зарабатывать на жизнь, участвуя в рыцарских поединках и турнирах на публичных турнирах - занятиях, в которых он стал экспертом. Когда он женился на своей первой жене Жанне де Туси в 1336 году, у него не было собственного феодального владения, поэтому в списках сбора, в которых записано его участие в первых кампаниях Столетней войны, он неоднократно описывается как базирующийся в семейном феодальном владении Туси Пьер-Пертюи . [ 5 ]
В 1342 году Чарни возглавил кавалерийскую атаку в битве при Морле в Бретани, которая провалилась из-за умело замаскированной ловушки, устроенной англичанами. Взятый в плен, Чарни был перевезен в замок Гудрич в Англии в качестве пленника Ричарда Тэлбота, 2-го барона Тэлбота , который, согласно патенту на английскую грамоту от октября 1343 года, позволил ему вернуться во Францию, «чтобы найти деньги для своего выкупа». [ 6 ] Ранее оказав некоторые ценные услуги дофину Гумберту II де Вьеннуа , за которые ему были обещаны доходы от дофине города Сен-Марселлен , Шарни срочно потребовал полной оплаты этих услуг, но на каждом шагу ему отказывали из-за хронического банкротства Гумберта. [ 7 ] Летом 1344 года он поехал далеко на юг Франции, чтобы встретиться лицом к лицу с Гумбертом, но Гумберт просто выпустил новые безвозмездные денежные переводы, после чего, вместо того, чтобы вернуться домой, Шарни, похоже, сел на парусник, направлявшийся в на восток, путешествие, которое он очень наглядно описывает в своей поэме «Книга Жоффруа де Шарни» . [ 8 ]
Крестовый поход
[ редактировать ]Следующее, о Чарни можно услышать как о крестоносце, принимавшем участие во взятии гавани-крепости Смирны 28 октября 1344 года, спонсируемом папой нападении быстрых галер, которое застало обороняющихся турок врасплох. Он был одним из очень избранной группы рыцарей во главе с Эдуардом де Боже , которого авиньонский папа Климент VI , узнав об их усилиях от своего приехавшего на место легата, патриарха Анри д'Асти , особенно похвалил за их храбрость. Хотя существует распространенное предположение, что Чарни сопровождал безуспешный крестовый поход в Смирну под предводительством дофина Гумберта в 1345–1347 годах. [ 9 ] это предположение происходит из неправильного прочтения отрывка из « Militia Passionis Jhesu Christi» Филиппа де Мезьера . [ 10 ] На самом деле Мезьер специально перечислил Шарни как участника, который был с Боже и другими «храбрыми рыцарями» во время того, что, как теперь известно, было более ранним и успешным в военном отношении Смирнским крестовым походом 1344 года. Более того, существуют надежные современные документы о том, что Шарни уже вернулся во Францию, когда Гумберт Медленный крестовый поход достиг Смирны весной 1346 года. [ 11 ]
Более поздняя карьера
[ редактировать ]
После возвращения Шарни во Францию он присоединился к осаде города Эгийон на юго-западе страны. [ 12 ] откуда в августе 1346 года его поспешно отправили на север, чтобы попытаться помешать вторгшейся фламандской армии захватить стратегически важный город Бетюн . Это задание он выполнил с заметным успехом, в отличие от своего короля Филиппа VI, который после тяжелого поражения от английского короля Эдуарда III в битве при Креси также потерял порт Кале. В 1347 году король Филипп назначил Чарни королевским советником и носителем Орифламмы, а позже возложил на него ответственность за защиту северной границы Франции и за попытку отбить Кале у англичан.

В 1349 году Эймери Павийский , лангобардский наемник, у которого были ключи от одних из ворот Кале , тайно предложил Чарни помочь вернуть город в обмен на уплату огромной взятки. Собрав необходимую сумму, Чарни возглавил дерзкую ночную атаку и обнаружил, что Эймери обманул его, предварительно предупредив короля Англии Эдуарда III. Чарни снова оказался в плену, просидев в английской тюрьме более года, прежде чем новоиспеченный король Жан II выплатил огромный выкуп, который потребовали за его освобождение. Вскоре после возвращения во Францию Шарни нашел замок, где остановился Эймери, схватил его и увез на свою военную базу в Сен-Омере , где приказал публично казнить его как изменника клятвенному слову. Как заметил историк Рихард Каупер : «Чтобы показать, что все это было частным делом, а не частью военного дела (в настоящее время действовало перемирие), Чарни завладел только самим Эймери, а не его замком». [ 13 ] Поскольку его первая жена умерла, скорее всего, во время Черной смерти 1348/9 года, не оставив наследника мужского пола, Шарни женился повторно примерно в 1354 году, его второй женой стала Жанна де Вержи, очень молодая женщина (поскольку она дожила до 1428 года). , [ 14 ] которая родила ему сына по имени Жоффруа в честь его отца.
Смерть
[ редактировать ]Весной 1356 года король Жан II и Чарни забрали Орифламму из аббатства Сен-Дени и отправились с французской армией, чтобы попытаться выбить хорошо укрепившийся вражеский гарнизон, удерживавший северный город Бретей . Тем временем армия во главе с английским Эдвардом Черным принцем , совершавшая набеги на города на юге Франции, начала опасно двигаться в сторону Парижа, вынуждая короля Жана и его армию отклониться, чтобы справиться с этой угрозой. В середине сентября английская и французская армии встретились возле Пуатье, где командующие обеих сторон провели замечательные предварительные переговоры, в которых принял участие Шарни. Справедливо предвидя кровопролитие такого масштаба, как то, что произошло при Креси десятью годами ранее, Шарни настаивал на том, что разногласия между двумя сторонами лучше разрешить посредством «испытания боем» с ограниченным числом людей, а не полномасштабного сражения. По словам английского герольда сэра Джона Чандоса :
...Конференция, на которой присутствовал король Франции сэр Джон Чандос и многие другие выдающиеся люди того периода. Король, чтобы затянуть дело и отложить битву, собрал и объединил всех баронов обеих сторон. Там он (король) не скупился на речь. Прибыл граф Танкарвиль, и, как сказано в списке, там был архиепископ Санса (Гийом де Мелен), он из Таврии, весьма осмотрительный, Шарни, Бусико и Клермон; все это отправилось туда на совет короля Франции. С другой стороны с удовольствием прибыл граф Уорик , седой (белый или седой) граф Саффолк , и Бартоломью де Бургерш , наиболее приближенный к принцу, а также Одли и Чандос , которые в то время были членами отличная репутация. Там они собрали свой парламент, и каждый высказал свое мнение. Но я не могу рассказать об их совете, однако я хорошо знаю, по правде говоря, как я слышал в своих записях, что они не могли быть согласованы, поэтому каждый из них начал расходиться. Тогда сказал Жоффруа де Шарни: «Лорды, — сказал он, — поскольку этот договор больше не радует вас, я предлагаю, чтобы мы сражались с вами сто против ста, выбирая каждого со своей стороны; и хорошо знайте, что какая бы сотня ни была в замешательстве, все остальные, точно знают, покинут это поле и оставят ссору позади. Я думаю, что так будет лучше, и что Бог будет милостив к нам, если удастся избежать битвы, в которой погибнет так много доблестных людей. [ 15 ]

В этом случае, из-за чрезмерной уверенности французских командиров в победе, совет Шарни был проигнорирован, и король Жан последовательно направил все три дивизии своей армии против хорошо расположенных английских войск Эдварда Черного принца в так называемой битве при Пуатье . Результатом стало сокрушительное поражение французов. Чарни был убит, доблестно поддерживая Орифламму до последнего вздоха, и почти сразу после этого король Жан был вынужден сдаться. После битвы тело Чарни было импровизировано захоронено в соседнем францисканском монастыре, однако в 1370 году его останки были эксгумированы, перевезены в Париж и торжественно перезахоронены в престижной городской церкви Селестин. [ 16 ] Там могила его героя стала одной из многих жертв Французской революции.
Литературные произведения
[ редактировать ]Три литературных произведения: (1) стихотворение из Ливра Шарни, известное как «Книга Жоффруа де Шарни»; (2) набор вопросов о рыцарских турнирах, турнирах и войне; и (3) длинная прозаическая Livre de Chevalerie или «Рыцарская книга» хранится в красиво переплетенной рукописи в Королевской библиотеке в Брюсселе, долгое время считавшейся основным авторитетным источником произведений Шарни. [ 17 ] Хотя специалисты по почерку датировали эту рукопись как минимум поколением после жизни Чарни, ведущие ученые по понятным причинам предположили, что Чарни был автором «Рыцарской книги».

Однако недавно это предположение было серьезно поставлено под сомнение в результате открытия двух других рукописей Чарни: одной в Оксфорде, [ 18 ] другой в Мадриде, [ 19 ] оба, очевидно, были подготовлены для практического использования «Компанией Звезды», французским аналогом английского Ордена Подвязки. Из-за того, что король Жан II безапелляционно закрыл ее, Компания просуществовала всего один год, 1352, и столь же внезапное закрытие, очевидное в оксфордских и мадридских рукописях, позволяет датировать их тем же годом. [ 20 ] тем самым при жизни Чарни. Хотя обе рукописи содержат «Книгу Жоффруа де Шарни» и набор вопросов к нему (последние, в частности, с пробелами, оставленными для ответов Компании), ни в одной из них нет «Книги о рыцарстве», и это упущение теперь легко объяснимо благодаря прекрасный недавний перевод «Книги Жоффруа де Шарни», сделанный специалистом по средневековью Найджелом Брайантом. [ 21 ] Это никогда ранее не переводившееся стихотворение раскрывает настолько тонкие, но выразительные различия в личности и стиле между его автором и тем, кто написал «Рыцарскую книгу», что теперь кажется крайне маловероятным, что последняя была написана Чарни. Более логично, что это была работа его одноименного сына, который, хотя и был крошечным младенцем на момент смерти отца, несомненно, пытался подражать его военной и политической карьере, включая участие в крестовом походе. С помощью брюссельской рукописи Жоффруа II де Шарни, возможно, стремился почтить и сохранить заброшенные рыцарские произведения своего отца, включив их вместе со своей новой «Книгой рыцарства».
Туринская плащаница
[ редактировать ]
В 1353 году, всего за три года до своей смерти, Жоффруа де Шарни основал коллегиальную церковь в своем крошечном феодальном поместье Лирей недалеко от Труа. Хотя утомительно длинный Акт об основании этого проекта все еще хранится в местном архиве Труа, [ 22 ] любопытно, что в нем нет ни малейшего упоминания о том, что он доверил плащаницу Христа церкви Лирей. [ 23 ] Тем не менее, по словам епископа Труа, писавшего в 1390 году, ткань с отпечатками, которые, как утверждается, были подлинными с распятого тела Христа, была выставлена там «примерно» три года спустя, то есть где-то около 1356 года. [ 24 ] Судя по всему, тогдашний епископ Труа Анри де Пуатье расследовал эти заявления о подлинности и в гневе закрыл экспозиции, обнаружив, что предполагаемая «плащаница» — хитрая подделка, придуманная современным художником.
Ткань, о которой идет речь, существует и по сей день как спорная «Туринская плащаница», хранящаяся в Туринском соборе в Италии. То, что эта ткань — одно и то же, что и плащаница «Чарни», совершенно очевидно из средневекового значка паломника , который был найден в иле реки Сены в середине 19 века и сегодня находится в музее Клюни в Париже. [ 25 ] Хотя этот знак частично поврежден, на нем изображены два священнослужителя, держащие кусок ткани саржевого переплетения «елочкой» с таким же характерным двойным отпечатком распятого тела, как и на Туринской плащанице, с гербами семей Чарни и Верги непосредственно под ним. Поскольку геральдически герб Шарни находится в правом или превосходящем положении по отношению к гербу его жены Жанны де Вержи, это, по-видимому, указывает на то, что Шарни был жив и отвечал за все, когда проводились показы. Любопытно, однако, что даже 28 мая 1356 года, всего за четыре месяца до смерти Шарни, агрессивный епископ Анри де Пуатье официально одобрял основание церкви Лирея, вряд ли показы уже состоялись, в то время как в оставшиеся месяцы Шарни находился вдали от Лирея на военных маневрах, завершившихся его смертью.

Долгое время казалось, что этой дихотомии нет объяснения, пока в 2009 году металлоискатели, исследовавшие поле в Мачи , соседней деревне с Лиреем, не обнаружили форму для отливки значка паломника Плащаницы, который, хотя и частично поврежден, явно относится к типу похоже на парижское, но с некоторыми весьма существенными отличиями. [ 26 ] Хотя Плащаница снова изображена в сопровождении гербов Чарни и Вержи, расположение щитов изменилось: Жанна де Вержи теперь находится в положении Декстера, или «ответственном», а Чарни подчиняется этому. И если знамя в виде знамени, которое когда-то было на значке Парижа, из-за повреждений уже давно почти полностью утеряно, то на значке Маши сохранилась его прямая надпись: «SVAIRE IhV», «Плащаница Иисуса». Из этого ясно, что он был создан для претендующих на подлинность представлений, которые так разозлили епископа Анри де Пуатье, и что именно очень молодая жена Шарни Жанна де Вержи руководила ими. Какими бы ни были обстоятельства, вызвавшие показы, они, очевидно, состоялись вскоре после смерти Чарни в 1356 году, а не до нее. Что касается значка паломника, найденного в Париже, то, учитывая некоторые его стилистические характеристики, в частности, его надпись в виде знамени (которая, вероятно, читается просто как «SVAIRE», как это видно на некоторых более поздних значках паломника с надписями на знамени), это, скорее всего, было по заказу сына Шарни Жоффруа II де Шарни для выставок, которые, как известно, он проводил в 1389 году, очевидно, включая его мать Жанну де Вержи в качестве своего со-спонсора.
Однако это не обязательно противоречит широко распространенному предположению, что Чарни был первым исторически достоверным владельцем Плащаницы. И его сын Жоффруа II, и его внучка Маргарита позже совершенно независимо друг от друга подтвердят, что именно он приобрел его. Какова бы ни была истинная история приобретения Плащаницы, очевидно, при жизни Чарни предпочитал ничего не говорить об этом и даже публично не раскрывать ее существование, не говоря уже о попытках извлечь из нее выгоду.
В литературе
[ редактировать ]Жоффруа де Шарни — главный герой романа Джонатана Ланна «Дорога в Пуатье». [ 27 ]
Ссылки
[ редактировать ]![]() | Такие конструкции, как там же. , лок. цит. и idem руководством не рекомендуются в Википедии по стилю сносок , поскольку их легко сломать. Пожалуйста, улучшите эту статью , заменив ее именованными ссылками ( краткое руководство ) или сокращенным заголовком. ( февраль 2024 г. ) |
- ^ Ричард В. Каупер и Элспет Кеннеди, Книга рыцарства Жоффруа де Шарни: текст, контекст и перевод. Серия «Средние века». (Филадельфия: Пенсильвания, UP, 1996).
- ^ Ян Уилсон, Книга Жоффруа де Шарни, с Livre Charny, отредактированная и переведенная Найджелом Брайантом (Woodbridge, The Boydell Press, 2021).
- ^ Жиль ле Мюизи Хроники и анналы Жиля ле Мюизи, аббата Сен-Мартена де Турне (1272-1352), изд. Анри Леметр (Париж, 1906 г.), стр.295.
- ^ Отец Ансельм де Сент-Мари, Генеалогическая и хроническая история, изд. Королевского дома Франции, том VIII (Париж, 1733 г.), стр.202
- ^ Филипп Контамин, «Жоффруа де Шарни… «Самый ханжеский и самый доблестный из всех остальных», История и общество, Смеси Жоржа Дюби, тексты, собранные медиевистами из Publications de l'Université de Provence, vol. 2 (Марсель, 1992 г.), примечание 22.
- ^ Календарь патентных списков 1343–45: 130.
- ^ Ян Уилсон, 2021, указ., стр. 134.
- ^ Там же, стр. 116-118.
- ^ Ричард В. Каупер, 1996, указ. соч., стр. 7.
- ^ Огюст Молинье, «Описание двух рукописей, содержащих правила «Milia Passionis Jhesu Christi» Филиппа де Мезьера, Архивы Латинского Востока 1 (Париж, 1881), стр.348.
- ^ Париж, BnF MS. Клерамбо 29, стр.2133, номер. 63. См. Жермен Деме, Опись печатей из коллекции Клерамбо в Национальной библиотеке (Париж, 1885), запись 2226, стр. 235.
- ↑ Paris BnF, PO 683, файл Charny en Bourgogne № 15492, экспонат 5.
- ^ Ричард В. Каупер, 1996, указ. цит., Введение.
- ^ Андре Дюшен, Генеалогическая история дома Вержи (Париж, 1625 г.), стр.387.
- ^ Милдред К. Поуп и Элеонора К. Лодж (ред.), Жизнь Черного принца Вестника сэра. Джон Чандос (Оксфорд, 1910). Нет в авторских правах, стр. 141-142.
- ^ Ян Уилсон, 2021, указ., стр.29.
- ^ Королевская библиотека Брюсселя, MS. 11124-26.
- ^ Бодлианская библиотека, Оксфорд, Холкхэм, разное 43.
- ^ Национальная библиотека Испании, Мадрид MS. 9270, онлайн http://bdh-rd.bne.es/viewer.vm?lang=en&id=0000139688&page=1
- ^ Ян Уилсон, 2011, op.cit, глава 2.
- ^ Там же, стр. 109-128.
- ^ Архив департамента Об, Труа, файл 9.G.1.
- ^ Транскрипт его латинского текста можно найти у Николя Камюса, Promptuarium Sacrarum Antiquitatum Tricassinae dioecesis (Труа, 1610).
- ^ Герберт Терстон, SJ, «Святая Плащаница и приговор истории», The Month, 101, (1903), стр. 17-29.
- ^ Номер каталога. КЛ 4752.
- ^ Ян Уилсон «Самые ранние значки паломников, изготовленные для так называемой «Туринской плащаницы», Peregrinations: Journal of Medieval Art and Architecture (Гамбье, Огайо, весна 2021 г.), стр. 174-211.
- ^ Ланн, Джонатан, Дорога в Пуатье, Приключения Канело, 2024.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ян Уилсон , Книга Жоффруа де Шарни, с Livre Charny, отредактированная и переведенная Найджелом Брайантом (Woodbridge, The Boydell Press, 2021).
- Ричард В. Каупер и Элспет Кеннеди , Книга рыцарства Жоффруа де Шарни: текст, контекст и перевод . Серия «Средние века». (Филадельфия: Pennsylvania UP, 1996). Включает текст на среднефранцузском языке, английский перевод и редакционные комментарии.
- Ричард В. Каупер и Элспет Кеннеди, Собственная книга рыцаря: рыцарство Жоффруа де Шарни . (Филадельфия: Пенсильвания, 2005 г.). Сокращенная версия вышеизложенного, включая английский перевод и редакционные комментарии.
- Артур Пиаже, «Le Livre Messire Geoffroi de Charny», Румыния, 26 (Париж, 1897), стр. 394–411
- Стивен Мюльбергер, Рыцарские поединки и турниры: Чарни и рыцарский спорт во Франции четырнадцатого века , Юнион-Сити, Калифорния: Книжная полка рыцарства , 2003.
- Стивен Мюльбергер, «Воины Чарни: вопросы, касающиеся рыцарских турниров, турниров и войны» . Уитон: издательство Freelance Academy Press, 2014.
- Хроники Фруассара (разные издания).