Филипп де Мезьер

Филипп де Мезьер (ок. 1327 – 29 мая 1405), французский солдат и писатель, родился в замке Мезьер в Пикардии .
Период военной службы (1344–1358 гг.).
[ редактировать ]Филипп принадлежал к беднейшей знати . Сначала он служил под началом Лукино Висконти в Ломбардии , но через год поступил на службу к мужу Иоанны I Неаполитанской , Андрею, герцогу Калабрии который был сыном короля Венгрии Карла I. , Андрей был убит очень скоро, в сентябре 1345 года. Осенью того же года Филипп отправился на Восток в составе французской армии. После битвы при Смирне в 1346 году он был пожалован в рыцари, а когда французская армия была расформирована, направился в Иерусалим . Он осознал преимущество, которое дисциплина сарацин дала им перед беспорядочными армиями Запада, и задумал идею нового рыцарского ордена , но его усилия оказались бесплодными. Первый набросок ордена был составлен им в « Новой религии страстей» (1367–1368; переработан и дополнен в 1386 и 1396 гг.). Из Иерусалима в 1347 году он попал на Кипр ко двору Гуго IV , где нашел единомышленника в лице сына короля Петра Лузиньяна , тогдашнего графа Триполи. ; но вскоре он покинул Кипр и возобновил свою карьеру в качестве наемника , когда восшествие Петра на кипрский престол (ноябрь 1358 г.) и признание его королем Иерусалима побудили Филиппа вернуться на остров, вероятно, в 1360 году. когда он стал канцлером.
Кипрский период (1360–1372 гг.)
[ редактировать ]Филипп попал под влияние благочестивого легата Петра Фомы (ум. 1366), другом и биографом которого он должен был быть, а Фома, ставший латинским патриархом Константинополя в 1364 году, был одним из главных организаторов крестового похода 1365 года . В 1362 году Петр Кипрский с легатом и Филиппом посетил князей Западной Европы в поисках поддержки новому крестовому походу, а когда король вернулся на восток, он оставил Филиппа и Питера Тома представлять его дело в Авиньоне и в городах. северной Италии . Они проповедовали крестовый поход по всей Германии , а позже Филипп сопровождал Петра в Александрию . После взятия этого города он получил управление третьей его частью и обещание создания своего ордена, но крестоносцы, удовлетворенные огромной добычей, отказались продолжать поход.
В июне 1366 года Филиппа отправили в Венецию , в Авиньон и в королевства Западной Европы, чтобы получить помощь против сарацин, которые теперь угрожали королевству Кипр. Его усилия были напрасны; даже папа Урбан V советовал заключить мир с султаном . Филипп оставался на некоторое время в Авиньоне, ища рекрутов для своего ордена и написав свое «Житие С. Петри Томасии» (Антверпен, 1659 г.), имеющее неоценимое значение для истории Александрийской экспедиции. В это время были написаны «Префасио » и «Эпистола» , составляющие первый набросок его работы по предполагаемому порядку Страстей.
Филипп вернулся на Кипр в 1368 году, но все еще находился в Венеции , когда Петр был убит в Никосии в начале 1369 года, и оставался там до 1372 года, когда он предстал перед двором нового папы Григория XI в Авиньоне. Он занимался попыткой установить на западе Европы праздник Сретения Богородицы, должность которого зародилась в греческой церкви, а позже была принята латинской церковью на Кипре (Коулман, стр. 3–4, 43). В 1373 году он был в Париже и с тех пор вместе с такими интеллектуалами, как Николь Орем , был одним из доверенных советников Карла V , хотя этот король отказался участвовать в крестовом походе. Он был наставником своего сына, будущего Карла VI , но после смерти Карла V был вынужден вместе с другими советниками покойного короля уйти в отставку.
Парижский период (1373–1405 гг.)
[ редактировать ]С тех пор Филипп жил в монастыре Селестин в Париже , но, тем не менее, продолжал оказывать влияние на общественные дела, и его тесный союз с Людовиком Орлеанским можно объяснить клеветой, которой бургундские историки покрыли его имя. Когда Карл VI освободился от господства своих дядей, власть Филиппа возросла. Филипп поддержал авиньонского претендента на папство Климента VII в начале Великого раскола .
К этому периоду жизни Филиппа относится большая часть его произведений. Два религиозных трактата, Contemplatio horae mortis и Soliloquuum peccatoris , относятся к 1386–1387 годам. В 1389 году он написал свою «Songe du Vieil Pèlerin» , тщательно продуманное аллегорическое путешествие, в котором описал обычаи Европы и Ближнего Востока, а также выступал за мир с Англией и продолжение крестового похода . Его «Орацио трагедика» , в основном автобиографическое, было написано с теми же целями. В 1395 году он обратился к Ричарду II Английскому с посланием, в котором настаивал на его браке с Изабеллой Валуа и призывал его заключить мир с Францией и отправиться в новый крестовый поход против турецких армий, вторгавшихся в Европу. Попытка привлечь Ричарда к участию в крестовом походе провалилась. Лишь силы Франции во главе с Иоанном Бесстрашным оказали помощь армиям венгерского короля Сигизмунда , координировавшего борьбу. Однако, не слушая планов короля, французские войска потерпели поражение в битве при Никополе ; и вся кампания закончилась катастрофой. Это поражение не воодушевило Филиппа, оправдало его опасения и стало поводом для его последней работы — Epistre lamentable el consolatoire , в котором он еще раз изложил принципы своего ордена как средство от будущих бедствий.
Некоторые письма Филиппа были напечатаны в «Revue historique» (том XLIX); два эпистра, только что упомянутые в издании Кервина де Леттенхова « Фруассара » Хроник (тома xv и xvi). Ему иногда приписывают Songe du vergier или Somnium viridarii , написанную около 1376 года, но без определенных доказательств.
Библиография
[ редактировать ]- Антуан Бекке, Фундаменты монастырей Французской небесной конгрегации . . . . (1719). * Аббат Жан Лебеф, Мемуары в «Мемуарах Академии надписей», т. 1, с. xvi. и XVII. (1752 и 1753).
- Ж. Делавиль ле Ру, Франция на Востоке в XIV веке. века (1886–1890).
- Молинье А., Руководство по исторической библиографии , вып. iv. (1904).
- Н. Йорга , Филипп де Мезьер и др. Круазад au xiv. век (1896 г.). Йорга приводит список своих работ и МСС. в котором они сохранились, и анализирует многие из них.
- Н. Йорга, Библиотека Школы перспективных исследований , вып. 110 (Париж, 1896 г.). Особенно ценно.
- П. Пэрис, Мемуары, том. хв. (1843 г.) Академии надписей. ( Песни, которые ты забыл )
- Р. Блюменфельд-Косински, Поэты, святые и провидцы Великого раскола, 1378–1417 гг. , Юниверсити-Парк, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского государственного университета, 2006.
- Клэр-Мари Шерц, От меча к перу: построение авторства в творчестве Филиппа де Мезьера , Докторская диссертация, Университет Лозанны, 2019. ( Читать онлайн )
Ссылки
[ редактировать ]- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Мезьер, Филипп де ». Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- Уильям Э. Коулман, Эд. Кампания Филиппа де Мезьера к празднику Сретения Марии . Средневековые латинские тексты Торонто 11. Торонто: Папский институт средневековых исследований, 1981. ISBN 978-0-88844-461-5
- Филипп де Мезьер, Плачевное и утешительное послание, адресованное в 1397 г. Филиппу Смелому, герцогу Бургундскому, по поводу разгрома Никополя (1396 г.) , изд. Филипп Контамин и Жак Павио, Париж, Французское историческое общество , 2008 г.