Jump to content

Карфагенская чеканка

Карфагенская или Пуническая валюта относится к монетам древнего Карфагена , финикийского города-государства, расположенного недалеко от современного Туниса , Тунис . Между концом пятого века до нашей эры и его разрушением в 146 году до нашей эры Карфаген производил широкий спектр монет из золота , электрума , серебра , биллонов и бронзы . Базовым номиналом был шекель , который, вероятно, произносился как /səˈḳel/ на пуническом языке . [1] Лишь небольшая часть карфагенских монет производилась или использовалась в Северной Африке . Вместо этого большинство происходит из владений Карфагена на Сардинии и западной Сицилии . [2]

Между девятым и седьмым веками до нашей эры финикийцы основали колонии по всему западному Средиземноморью, особенно в Северной Африке, западной Сицилии, Сардинии и южной Иберии . Карфаген вскоре стал крупнейшим из этих сообществ, установив особенно тесные экономические, культурные и политические связи с Мотией на западе Сицилии и Сульчи на Сардинии.

Хотя монеты начали чеканить греческие общины на Сицилии и в Южной Италии около 540 г. до н.э., пунические общины начали чеканить монеты только примерно в 425 г. до н.э. Первые пунические монетные дворы находились на западе Сицилии, в Мотье и Тише (вероятно, Панорме, современный Палермо ). Чеканка, которую производили эти общины, известна как сикуло-пуническая чеканка . Как и монеты, производившиеся греческими общинами на Сицилии, они чеканились исключительно из серебра по аттико-евбейскому весовому стандарту , а их иконография в основном была адаптирована из других ранее существовавших сицилийских монет — в основном из Гимеры , Сегесты и Сиракуз . [3] Эта сикуло-пуническая чеканка, вероятно, предшествовала Финикии собственным тирским шекелям , которые появились ок. 400 г. до н.э. [4]

Первая карфагенская чеканка (ок. 410–390 до н. э.)

[ редактировать ]
Лицевой
Обеспечить регресс
Дженкинс, серия I (ок. 410–390 до н. э.): серебряная тетрадрахма . Старый музей , Берлин .
Аверс: Ника, летящая над передней частью лошади, лицом вправо, пшеничное зерно справа, легенда гласит 𐤒𐤓𐤕𐤇𐤃𐤔𐤕 ( QRTḤDŠT , «Карфаген»).
Реверс: финиковая пальма , надпись 𐤌𐤇𐤍𐤕 ( MḤNT , «лагерь»).

Первые карфагенские монеты, судя по всему, были отчеканены в 410 или 409 г. до н. э. в качестве оплаты за масштабную карфагенскую военную интервенцию на Сицилии, которая привела ко Второй сицилийской войне (410–404 гг. до н. э.), и продолжалась до конца Третьей сицилийской войны. (398-393 гг. до н. э.). Эта чеканка состояла исключительно из аттического веса серебряных тетрадрахм (17,26 г), известных как серия I (ок. 410–390 до н.э.), содержащих пять отдельных хронологических подгрупп (AF).

На аверсе этих самых ранних монет изображена передняя половина лошади, обращенная вправо, и легенда на пуническом языке с надписью QRTḤDŠT (𐤒𐤓𐤕𐤇𐤃𐤔𐤕, «Карфаген»). На реверсе изображена финиковая пальма с надписью MḤNT (𐤌𐤇𐤍𐤕, «лагерь»). Из подгруппы B на аверсе также изображена крылатая Ника, летящая над лошадью, держащая кадуцей и венок . В последней подгруппе F передняя часть лошади заменяется полной лошадью, свободно гарцующей. [5]

Эта серебряная монета, возможно, на более поздних стадиях сопровождалась первой карфагенской золотой монетой, известной как Дженкинс-Льюис, Группа I. Эта чеканка известна по единственному примеру. Он был отчеканен как шекель или дидрахма по финикийскому весовому стандарту (7,20 г). Ее типы — лошадь на аверсе и пальма на реверсе — очень похожи на серебряные монеты I серии , подгруппы F. [6]

Наряду с этими первыми карфагенскими выпусками, отдельные сикуло-пунические монеты продолжали производиться другими городами карфагенской сферы на западе Сицилии, в частности Мотией (до 398/7 г. до н. э.), Шиш-Панормом, Эриксом и Сегестой.

Дата и место монетного двора

[ редактировать ]
Карта Сицилии конца пятого века до нашей эры.

Дата появления серебра I серии (ок. 410–390 гг. до н.э.) установлена ​​по нескольким свидетельствам. Монета из подгруппы Б была перечеканена монетой Агригента . Поскольку деятельность по чеканке монет в Агригенте прекратилась в 406 г. до н. э., когда карфагеняне разрушили город, серия I (B), должно быть, уже начала обращаться до этой даты. [7] Вся серия подошла к концу к началу 380-х годов до н. э., поскольку подборка всех подгрупп фигурирует в двух кладах, хранившихся в то время: Контесса и Вито Супериоре ( IGCH 2119 и 1910). Последнее особенно важно, поскольку наиболее вероятным поводом для его отложения является осада Регия в 387 г. до н.э. [7] Схема соединения штампов внутри серии - с относительно высоким соотношением реверсных штампов к аверсным штампам и относительно небольшим количеством реверсных штампов, общих для нескольких лицевых штампов - указывает на то, что чеканка была «интенсивной, хотя и нерегулярной». [8] Сопоставляя эти нумизматические данные с исторической ситуацией в эти годы, известной из литературных источников (в первую очередь Диодора Сицилийского ), Кеннет Дженкинс утверждал, что карфагеняне инициировали чеканку монет, чтобы оплатить свою первую экспедицию на Сицилию в 410 г. до н. э. (или, возможно, вторую интервенция в 409 г. до н. э., которая носила гораздо больший масштаб), и продолжали чеканить монеты, как того требовали изменчивые обстоятельства, в течение следующих семнадцати лет войны, пока в 393 г. до н. э. после битвы при Крисе не был объявлен мир . [7] Легенда на реверсе, MḤNT , что означает «лагерь», имеет военный подтекст, который подтверждает идею о том, что эта монета предназначалась для оплаты текущих военных кампаний.

Местоположение монетного двора, на котором чеканились эти монеты, точно не известно. Более поздние выпуски карфагенского серебра производились на Сицилии, в Лилибее (современная Марсала ), но этот город был основан только в 397/396 году до нашей эры, после разрушения Мотии . Карфагенская чеканка вряд ли производилась в Моти до этой даты, поскольку Мотия, похоже, продолжала чеканить собственные монеты до ее уничтожения. Таким образом, Дженкинс заключает, что первоначальное производство сериала, вероятно, происходило в самом Карфагене. Переход от подгруппы Е к подгруппе F отмечен иконографическим сдвигом, при котором оформление аверса переходит от изображения передней части лошади к изображению полной лошади. Возможно, перемена совпала с переносом чеканки монет в новый город Лилибей. [8]

Золотой выпуск, Группа Дженкинса-Льюиса I , датируется исключительно на основании его иконографического сходства с последней подгруппой серебра ( Серия I (F) ), что позволяет предположить, что он был отчеканен в то же время. Возможно, его отчеканили в Карфагене или Лилибее. [9] В древнем Средиземноморье выпуск золотых монет часто был связан с периодами особого кризиса, когда запасы серебра были истощены и государства были вынуждены прибегнуть к переплавке ювелирных изделий и религиозных посвящений. Это могло бы соответствовать производству на более поздних этапах семнадцатилетней карфагенской войны на Сицилии.

Иконография

[ редактировать ]
Курильница . с изображением Баал-Хамона, II век до нашей эры

Серия I представляет два ключевых мотива, которые продолжали регулярно появляться на карфагенских монетах на протяжении всей их истории: лошадь и пальма. Значение обоих символов оспаривается, при этом в научных кругах существуют определенные разногласия по поводу того, следует ли их интерпретировать с точки зрения пунических или греческих культурных традиций.

Были предложены три основные интерпретации лошади. Во-первых, лошадь была символом Баала-Хаммона , главного бога Карфагена, который, вероятно, был связан с войной и солнцем. Однако наши знания о карфагенской религии и природе ее божеств весьма ограничены. На гораздо более поздних карфагенских монетах лошадь иногда появляется с солнечным диском , что может поддержать эту интерпретацию. [10] [11] Вторая интерпретация заключается в том, что лошадь относится к легенде об основании Карфагена, известной от римского историка Юстина . По его словам, при основании Карфагена в земле была найдена голова лошади, которая была истолкована как предзнаменование будущего процветания города. [12] На греческих монетах на Сицилии и в южной Италии было обычным явлением изображать мотивы, связанные с основанием чеканного города. Но неясно, была ли это основная история, которую знали сами карфагеняне, или просто история, рассказанная о них римлянами. [6] [10] Третья интерпретация заключается в том, что лошадь относится к военному назначению чеканки. Важным для этой интерпретации является тот факт, что, начиная с подгруппы B, лошадь сопровождает крылатая женская фигура, держащая венок и кадуцей. В греческом искусстве эта фигура является символом победы, известной как Ника , а венок вручался победителям в состязаниях и сражениях. [10] Эти три интерпретации не обязательно несовместимы друг с другом.

Обычная интерпретация пальмы заключается в том, что это был своего рода визуальный каламбур, предназначенный для обозначения власти чеканки монет, поскольку греческое слово «пальма» phoinix также является греческим словом, означающим «финикийский/пунический». Этот вид визуального каламбура, часто известный как «тип кантинга», был распространен в классической греческой чеканке, особенно на Сицилии, где известные примеры встречаются в Гимере , Селинусе , Занкле и Леонтини . [10] Эдвард Стэнли Робинсон оспорил эту интерпретацию на том основании, что греческий каламбур был бы неожиданным на пунической монете. [13] Однако греческий язык был широко известен и на нем говорили в контролируемой Карфагеном части Сицилии; на нескольких более ранних сикуло-пунических монетах надписи на монетах написаны на греческом языке. Альтернативное объяснение состоит в том, что ладонь была символом бога солнца Баала-Хаммона — если он был богом солнца — но этому не так уж много доказательств, за исключением того, что ладонь была символом греческого бога солнца Аполлона . Делос . [10]

В подгруппе E между буквами легенды на лицевой стороне изображены два необычных двухъярусных горшка. Эти сосуды представляют собой разновидность курильницы или тимиатериона , который обычно встречается в керамических комплексах на пунических стоянках этого периода. Его присутствие может поддержать попытки прочитать иконографию этих монет с точки зрения карфагенской религии.

Середина четвертого века (ок. 350/340 – 320/315 до н.э.)

[ редактировать ]
Лицевой
Обеспечить регресс
Дженкинс, серия II (ок. 350–320/315 до н. э.): серебряная тетрадрахма. Старый музей , Берлин .
Аверс: женская голова в венке с двумя дельфинами по образцу сиракузской Аретузы .
Реверс: Лошадь, стоящая перед пальмой и рядом со звездой.
Дженкинс-Льюис, группа III (ок. 350–320 до н. э.): электрум-шекель.
Аверс: женская голова в венке. Реверс: Стоящая лошадь.

После перерыва в чеканке между 350 и 340 годами до нашей эры начали чеканить новые карфагенские монеты. Эта новая чеканка состояла из еще одной серии серебряных тетрадрахм, известной как Серия II , с четырьмя подгруппами (AD), которая просуществовала до 320/315 г. до н.э. [14] Эти монеты имеют женскую голову на аверсе, созданную по образцу изображений Коры (подгруппы Ai, B и C.iv) и Аретузы (подгруппы A.ii, Ci-iii и D) на сиракузских монетах . На реверсе обычно изображена стоящая лошадь, а позади нее - пальма. В первом выпуске есть легенда QRTHDŠT , за которой следуют M (𐤌) и BTW'L (𐤁𐤕𐤅𐤀𐤋) позже в подгруппе A и ḤB или BḤ (𐤇𐤁 или 𐤁𐤇) в подгруппе C. [15]

Это сопровождалось чеканкой новой золотой монеты Дженкинса-Льюиса, Группа II , двух номиналов (шекель и пятый шекель), которая производилась в гораздо больших масштабах, чем предыдущие выпуски. [16] [17] За ним последовал Дженкинс-Льюис, Группа III , первый крупный карфагенский выпуск электрума (95% золота, 5% серебра) с девятью подгруппами (AI), который начал чеканиться спустя некоторое время после 350 г. до н.э. и продолжался примерно до 320 г. до н.э. Он состоит из увесистого шекеля весом 9,4 г и ряда более мелких купюр (половина, четверть, пятая и десятая). [18] Иконография как II, так и III группы одинаковая: женская голова по образцу Коры на аверсе и лошадь на реверсе, без пальмы и надписей. [17]

Набор бронзовых монет SNG Cop. 94–98 выпускались примерно с 350 по 330 годы до нашей эры, в двух номиналах: с мужской головой на аверсе и скачущей лошадью на реверсе. [19]

Толчком к возобновлению чеканки, похоже, послужило карфагенское вторжение в восточную Сицилию после падения режима Дионисия II в Сиракузах, а затем Шестая сицилийская война против Тимолеона . Это сопровождалось возобновлением чеканки в ряде других сикуло-пунических центров, включая «Ṣyṣ» (Панорм), «Ршмлкрт» (Селинус или Лилибей?), Терму и, возможно, Солоус .

Дата и место монетного двора

[ редактировать ]

2133 и 2132) появляются только ранние выпуски (подгруппа Ai) На дату чеканки серебряных монет указывает тот факт, что в кладах Ниссора и Гибил-Габиб ( IGCH , отложенные в 330-х гг. до н.э. Это означает, что первая подгруппа возникла где-то в 340-х годах до нашей эры, что хорошо согласуется с историческими обстоятельствами войны между Тимолеоном и карфагенянами 344-341 годов до нашей эры. Подгруппа D, как известно, является последней подгруппой серебряных монет, поскольку она связана штампом с первым выпуском следующего набора серебряных монет, выпущенных карфагенянами ( серия III.A ). Монеты подгруппы D появляются в кладе Мегары Гиблеи ( IGCH 2135), который был отложен в 320-х годах до нашей эры, что указывает на то, что в это десятилетие серия, должно быть, подходила к концу. [20]

Золото Дженкинса-Льюиса, группа II, датируется на основе стилистических параллелей с дизайном аверса более ранних монет серебряной серии II , что позволяет предположить дату 340-х годов до нашей эры, но на самом деле она могла начаться раньше. [17] Дженкинс-Льюис, Группа III, отсутствует в кладе Аволы, хранящемся около 360 г. до н.э., и, следовательно, должна быть датирована позже. Последующая группа Дженкинса-Льюиса V встречается в кладе Скоглитти ( IGCH 2185a), отложенном в 290-х годах до нашей эры, поэтому группы III и IV, вероятно, были отчеканены между ок. 350 и 310 гг. до н.э. [21] На дату изготовления бронзы указывают археологические находки в западной части Сицилии. [19]

Серебро серии II обычно идентифицируется как продукция военного монетного двора, который иногда перемещался вместе с карфагенской армией, но обычно располагался в Лилибее (современная Марсала). [22] Золото группы II , возможно, чеканилось также там или в Карфагене. [17] Группа III и последующие группы, по-видимому, чеканились не в том же месте, что и серебро. У них совершенно другая система контрольных знаков (в серебре используются символы, в электруме — система точек). Они также стилистически различны: серебро имеет тенденцию во многом следовать моделям сиракузских монет, в то время как типы электрума не имитируют другие монеты. Наконец, начиная с группы IV и далее (310-е гг. до н.э.?), электрумные штампы были регулярно выровнены (т.е. верхняя часть аверса и верх реверса совпадали). Серебряные тетрадрахмы по-прежнему имеют свободные штампы (т. е. ориентация двух штампов относительно друг друга является случайной). Это показывает, что два металла изготавливались с использованием разных технологий, что позволяет предположить, что они изготавливались в разных мастерских. Все эти факторы подразумевают, что электрум был изготовлен на другом монетном дворе, чем серебро. Обычно электрумную мяту отождествляют с самим Карфагеном. [21]

Место, где находится SNG Cop. Были отчеканены 94–98, точно неизвестно. Сюзанна Фрей-Куппер утверждала, что монетный двор находился на Сицилии, поскольку подавляющее большинство этих монет было найдено на Сицилии и нет другой пунической бронзы, которую можно было бы отчеканить на Сицилии в этот период времени. [19] Паоло Висона утверждает, что они были отчеканены в Карфагене, поскольку монеты наименьшего номинала ( SNG Cop. 98), которые с наименьшей вероятностью улетят далеко от монетного двора, были найдены только в самом Карфагене. [23]

Иконография

[ редактировать ]
Дженкинс-Льюис, группа III (ок. 350–320 до н. э.): электрум-шекель.
Аверс: женская голова в венке. Реверс: Стоящая лошадь.

Личность женской головы, изображенной на аверсе золотых и серебряных монет, неизвестна. Голова представляет собой близкую имитацию аверсных штампов Сиракузского монетного двора с изображением богинь Коры и Аретузы. Некоторые ученые утверждали, что это была просто имитация проверенного дизайна, и эта фигура не предназначалась для какой-либо конкретной идентичности. Другие ученые утверждали, что это следует интерпретировать как изображение богини Коры. В пользу этого говорит тот факт, что Деметре и Коре поклонялись в Карфагене, где с 396 г. до н. э. у них был храм. Кроме того, единственное существенное изменение, внесенное в изображение, — это добавление венка из снопов пшеницы, который, возможно, был предназначен для того, чтобы прояснить, что на изображении Кора изображена как богиня зерна и урожая. [24] Дональд Харден утверждал, что голову следует интерпретировать как карфагенскую богиню Танит, «в облике сицилийской Персефоны [т.е. Коры]», и эту позицию поддерживают многие другие ученые. [25] [26] Кеннет Дженкинс предполагает, что это может быть связано с интерпретацией лошади на реверсе как символа Баал-Хаммона, поскольку одним из главных эпитетов Танит в Карфагене было Пене Баал (лицо Баала), но он допускает, что свидетельства того, что карфагеняне отождествляли Танит с Корой, «не хватает». [27]

Дженкинс интерпретирует лучистый диск, который сопровождает лошадь на реверсе одного выпуска серебра (в подгруппе B), как подтверждающий отождествление лошади с Баал-Хаммоном. [28]

Обменный курс

[ редактировать ]

Золотые и серебряные монеты должны были функционировать вместе как единая система, но обменный курс между ними достоверно неизвестен. Дженкинс и Льюис предположили, что во времена Группы II соотношение серебра и золота составляло 15:1, и в этом случае один золотой шекель в этот период был бы эквивалентен 25 серебряным драхмам этого периода. [17] Поскольку серебряные монеты чеканились только в тетрадрахмах (монеты достоинством в четыре драхмы), было бы практически нелегко обменять одну из золотых монет на ее эквивалент в серебре, если бы это соотношение было правильным.

Для последующей III группы вес основного золотого номинала был увеличен с 7,6 г до 9,4 г, но был фальсифицирован серебром (5%). Дженкинс и Льюис предполагают, что соотношение серебра и электрума составляло 11,25:1, а затем упало до 11:1. Таким образом, один шекель электрума первоначально стоил 25 драхм, а позже - 24 драхмы. Согласно этому аргументу, меньшие номиналы группы III принадлежат к двум разным стадиям. Пятая и десятая единицы принадлежали к более раннему периоду и стоили 5 и 2,5 серебряных драхмы соответственно, тогда как половина и четверть принадлежали к более позднему периоду и стоили 12 и 6 серебряных драхм соответственно. [18]

Конец четвертого века (320-305 до н.э.)

[ редактировать ]
Лицевой
Обеспечить регресс
Серия III (320-305 гг. до н. э.): серебряная тетрадрахма, Старый музей , Берлин .
Аверс: женская голова в окружении дельфинов. Реверс: голова лошади с пальмой справа, легенда гласит 𐤏𐤌𐤌𐤇𐤍𐤕 ( ʿM MHNT , «люди лагеря»).
Лицевой
Обеспечить регресс
Серия IV (320-290 гг. до н. э.): серебряная тетрадрахма, Старый музей , Берлин .
Аверс: женская голова во фригийском чепце . Реверс: лев перед пальмой, легенда гласит 𐤌𐤏𐤌𐤌𐤇𐤍𐤕 ( MʿM MHNT , «от жителей лагеря»).

Следующая серия серебряных монет, Серия III , является продолжением предыдущей серии (последний выпуск Серии II разделяет штамп с первым выпуском Серии III ). Она состояла из четырех подгрупп (АД), которые чеканились непрерывно и в больших количествах. На аверсе изображена женская голова по образцу изображения Аретузы на сиракузских монетах, а на реверсе - голова лошади с ладонью вправо. В подгруппе А легенда на реверсе гласит: ʿM MHNT (𐤏𐤌𐤌𐤇𐤍𐤕, «люди лагеря»). В более поздних подгруппах оно сокращается до MM (𐤌𐤌, III.B), ʿ (𐤏, III.C), M (𐤌, III.D). [22] Другой выпуск серебра, Серия IV , чеканился время от времени, в небольших количествах, одновременно с Серией III . У него совершенно новая иконография. На аверсе изображена голова, вероятно, женская, во фригийском колпаке , а на реверсе изображен лев, преследующий пальму. [15]

Новый выпуск электрума, Дженкинс-Льюис, Группа IV , возможно, начал чеканиться в 310-х годах до нашей эры и содержал четыре подгруппы (AD). Он вернулся к обычному шекелю весом 7,2 г с двумя меньшими номиналами (пятым и десятым), но имел гораздо меньшее содержание золота, чем предыдущая группа (72% золота, 28% серебра). [29] Группа IV продолжает изображать женскую голову на аверсе и стоящую лошадь на реверсе, точно так же, как и в группе III . [30]

Бронзовый выпуск SNG Cop. 102–105 годы начались где-то между 330 и 310 годами до нашей эры. На аверсе у них изображена пальма, а на реверсе — голова лошади. [31]

Знакомства и монетный двор

[ редактировать ]

Преемственность с предыдущими выпусками означает, что монетные дворы выпусков электрума и серебра почти наверняка находились в том же месте, что и в предыдущий период. Легенда на серебряной монете подтверждает предположение, что она была отчеканена на передвижном военном монетном дворе.

Начало Серии III серебра предполагается по дате окончания Серии II в 320-х годах до нашей эры. Предполагается, что новая серия была начата для финансирования интервенций в восточной Сицилии в начале правления Агафокла в Сиракузах в 317 г. до н.э. Серия III закончилась к тому времени, когда клад Пачино 1957 года ( IGCH 2151). в 290-х годах до нашей эры был заложен [15] Чеканка серии IV датируется по ее появлению в том же кладе, а также по стилистической связи с сериями II.D и сериями III.A примерно 320 г. до н.э. [15]

Бронзовая чеканка SNG Cop. 102–105 включают в себя перечеканенные монеты на SNG Cop. 94-98 , что указывает на то, что оно соответствует этому вопросу. Как SNG Cop. 94-98 , он поставляется с двумя различными типами фланов : выпуклый круглый флан ( SNG Cop. 103-105 ) и плоский литой флан со скошенными краями ( SNG Cop. 102 ). Анализ металла показывает, что для обоих выпусков и для обоих типов фланов используется один и тот же сплав. Это убедительное доказательство того, что SNG Cop. 102-105 отчеканены на том же монетном дворе, что и SNG Cop. 94-98 . СНГ Коп. 102–105 сам был перечеканен в Сиракузах бронзовыми монетами Гикеты (289–287 до н.э.), что указывает на то, что SNG Cop. 102–105 оставались в обращении до 290-х годов до нашей эры. [31]

Иконография

[ редактировать ]

Большинство монет имеют ту же иконографию, что и в предыдущем выпуске. Ключевой иконографической проблемой, характерной для этого периода, является идентификация головы на аверсе серебра IV серии . Одно из предположений состоит в том, что на нем изображена Дидона , полумифическая основательница Карфагена. Это соответствует общему образцу греческих монет Сицилии и южной Италии, на которых часто изображается основатель общины. Другое предположение состоит в том, что эта фигура является олицетворением Ливии - теория, отвергнутая Дженкинсом как «вряд ли совместимая с карфагенским национализмом». Сам Дженкинс нашел близкие параллели в терракотовых фигурках Артемиды , на которых Артемида изображена рядом со львом или пальмой. [32] Он предполагает, что ономастические данные показывают, что Артемиду отождествляли с Танит и, следовательно, именно в Серии IV изображена богиня Танит. [15]

Начало третьего века (305/300–264 гг. до н. э.)

[ редактировать ]
Серебряная тетрадрахма Александра Македонского , отчеканенная в Амфиполе . Изображение Геракла на аверсе является моделью аверса серебряных тетрадрахм Карфагена V серии .

Серия V представляет собой набор серебряных тетрадрахм, отчеканенных ок. от 305 до ок. 295 г. до н.э. Аверс имитирует серебряную чеканку Александра Великого , изображающую голову Геракла в львиной шкуре, а на реверсе изображена голова лошади с пальмой справа, часто сопровождаемая символом в качестве контрольного знака. Есть две подгруппы (5.A-5.B). Они имеют разные легенды: 5.A читается как ʿM MHNT (𐤏𐤌𐤌𐤇𐤍𐤕, «люди лагеря»), а 5.B почти всегда читается как MHSBM (𐤌𐤇𐤔𐤁𐤌, «квесторы» или «финансовые контролеры»). Фланы также различаются: фланы 5.B существенно более «компактны», чем 5.A. Дизайн аверса 5.А имитирует изображение Геракла на монетах Александра, выпущенных в Тарсе , Александрии и Сидоне , а 5.В. близок к чеканке Александра из Амфиполя . Голова лошади на реверсе 5.А гораздо более пышная и вытянутая, чем у 5.Б. Эти подгруппы сами делятся на более мелкие подгруппы (5.Ai-iv и 5.Bi-ii). [33]

выпуски электрума Jenkins-Lewis, Group V-VI В течение этого периода выпускались . Их иконография отличается от группы IV лишь в некоторых деталях, а вес остается прежним (7,2 г), но содержание золота многократно снижается. Группа V имеет завиток на реверсе в качестве контрольного знака, а не початок зерна, а содержание золота составляет (55–60 % золота, 40–45 % серебра). Существует шесть подгрупп (AF), отличающихся узором из точек на реверсе и номиналом не меньшего размера. [34] В группе VI , выпущенной в 270-х годах до н.э., женская голова на аверсе больше, а мотив завитков больше не присутствует. Содержание золота падает до 43-47 %. Всего имеется восемь подгрупп (АН), отличающихся возрастающим количеством точек на реверсе. Есть еще один номинал меньшего размера – полшекеля. [34]

Бронзовый выпуск SNG Cop. 109–119, с женской головой в венке на аверсе и лошадью, стоящей перед пальмой на реверсе (т.е. аналогично более раннему серебру серии II ), выпускался на западе Сицилии в очень больших количествах примерно с 305 г. до н. э. до ок. . 280 г. до н.э. Как и бронзовые выпуски предыдущего периода, есть два различных флана: сферический флан более низкого качества, который встречается реже, и литой флан, который встречается чаще. [35] Аналогичный бронзовый выпуск SNG Cop. 220–223, с той же иконографией, но алеф (𐤀) или кадуцей на реверсе, судя по всему, были изготовлены на Сардинии между 280 и 260 годами до нашей эры. [36]

За этими бронзовыми выпусками, похоже, в 390-х годах до нашей эры последовал новый набор бронзовых выпусков SNG Cop. 144-153 и СНГ Коп. 154-178. Эти два типа выглядят очень похожими: женская голова на аверсе и голова лошади на реверсе (т.е. похожи на серебряные монеты Серии III ). СНГ Коп. 144-153 имеет круглый флан средней массой 4,75 г, женская фигура имеет выпуклую шею, общий вид аналогичен электруму V группы . СНГ Коп. 154-178 имеют плоские, литые фланы с немного меньшим средним весом (4,5 г), женская фигурка имеет вогнутую шею и большое разнообразие знаков монетного двора. [37]

СНГ Коп. 192-201, с женской головой в венке на аверсе и головой лошади с пальмой на реверсе, также производилась на Сардинии в период до Первой Пунической войны . [36]

Знакомства и монетный двор

[ редактировать ]

Серия V регулярно появляется вместе со вторым набором тетрадрахм Агафокла Сиракузского, выпущенных ок. 305 и ок. 295 г. до н.э., в кладах, что позволяет предположить, что эти два события были современниками. [38] Две подгруппы, 5.A и 5.B, по-видимому, были отчеканены одновременно, поскольку они появляются вместе в кладах в одинаковых количествах и степени износа. Различные легенды, разные стилистические особенности и отсутствие связей между двумя подгруппами указывают на то, что они производились разными монетными дворами. 5.А, вероятно, продолжает мобильный военный монетный двор предыдущего периода. [33] MHSBM Ливии («финансовые контролеры») 5.B также засвидетельствованы в финансовой роли в надписи из Карфагена и в в качестве квесторов . Дженкинс предполагает, что их присутствие на монетах, а также окончательный конец сикуло-пунической чеканки в этот период указывает на «более тесный и прямой контроль над сицилийской территорией со стороны Карфагенского государства». [33] [39]

Как и в предыдущий период, выпуски электрума, судя по всему, производились в самом Карфагене. Потертый образец одной из последних подгрупп группы VI (VI.G) появляется в кладе Карлентини ( IGCH 2206) ок. 260 г. до н.э., что позволяет предположить, что Группа в целом была создана в 270-х и начале 260-х гг. до н.э. [34]

СНГ Коп. 109–119 отчеканены на западе Сицилии, поскольку большинство находок происходит именно из этой области. Анализ содержания металлов очень похож на SNG Cop. 102-105 предыдущего периода, которые также чеканились на Сицилии. Форма фланов также очень похожа. Находки в могилах Лилибея показывают, что монеты начали чеканить до 300 г. до н.э., а их присутствие в Монтанья-деи-Кавалли в слое разрушения ок. 260 г. до н.э. показывает, что они оставались в обращении в начале Первой Пунической войны . [35] Ассоциация СНГ Коп. 220-223 и СНГ Коп. 192–201 с Сардинией, о чем свидетельствуют различные образцы находок (последние более распространены на Сардинии; на Сицилии оба ограничены прибрежными участками), общие отметки монетного двора и содержание металлов. [36]

Иконография

[ редактировать ]

Изображение Геракла на аверсе Серии V , вероятно, интерпретировалось как его стандартный эквивалент в финикийской религии: Мелькарт , главный бог метрополии Карфагена, Тира . Дженкинс утверждает, что принятие этого мотива было просто мотивировано широким распространением чеканки Александра в этот период, но предполагает, что это изменение могло также быть претензией на карфагенское превосходство в финикийском мире после разрушения Тира в 332 году . до нашей эры. [40] Возможные интерпретации головы лошади и пальмы на реверсе такие же, как и для более ранних периодов. [41]

Первая Пуническая война (264-241 до н. э.)

[ редактировать ]
Электрумовая монета с женской головой в венке.

Проблемы Северной Африки

[ редактировать ]

карфагеняне чеканили большое разнообразие монет из различных металлов Во время Первой Пунической войны . Электрум Дженкинса -Льюиса, группа VII, был произведен около 270 г. до н.э. и имеет тот же вес (7,2 г), содержание золота (45%) и изображения, что и группа VI , но имеет «более формальный» стиль. Здесь нет подгрупп и меньших номиналов. [34] [42]

Дженкинс-Льюис, группа IX — выпуск из чистого золота двух номиналов: один весом 12,5 г, другой — 25 г. Они эквивалентны 20 и 40 серебряным шекелям соответственно при соотношении золота к серебру 13⅓:1. [43] [44] В иконографии на аверсе изображена женская голова и оглядывающаяся через плечо лошадь. Найденные доказательства и тот факт, что штампы совмещены, показывают, что Группа IX была изготовлена ​​в Карфагене. [43] На монетах есть следы, оставленные пятнами ржавчины на штампах, что позволяет предположить, что они были изготовлены из железа в результате экстренной чеканки монет - вероятно, вторжения Регула в 256 г. до н.э. [43] [44]

Дженкинс-Льюис, Группа X — это очень крупный выпуск электрума, который заменил Группу IX в Карфагене в неопределенную дату и продолжался до конца Первой Пунической войны. На аверсе изображена женская голова в венке, как и в предыдущих выпусках, а на реверсе изображена стоящая лошадь, смотрящая вперед, с солнечным диском, окруженным двумя ураями, парящими над ее спиной. Есть две подгруппы. Группа ХА , более ранняя, весит 10,8-11 г и имеет содержание золота около 45-49%. Он содержит еще семь подподгрупп. Группа ХВ легче (10,5-10,7 г) и содержит меньше золота (34-36 %). О местонахождении и дате монетного двора свидетельствует тот факт, что монеты группы X часто дублируются монетами, изготовленными повстанцами во время Наемнической войны (241-237 до н.э.). [45] Группу X сопровождает серебряная монета с такой же иконографией, отчеканенная в биллонах (серебро, сильно смешанное со свинцом ). [46]

Сицилийские проблемы

[ редактировать ]
Серия VI , серебряная монета номиналом пять шекелей.
Аверс: Женская голова в венке (без изображения). Реверс: Пегас летит вправо, на легенде написано 𐤁𐤀𐤓𐤑𐤕 ( B'RṢT , «на земле»).

На Сицилии карфагеняне чеканили монеты Дженкинса-Льюиса, электрум VIII группы и серебро VI серии . Группа VIII состояла из одной купюры номиналом 21,6 г — тройного шекеля — с содержанием золота 30%. [43] [44] Серебро серии VI, вероятно, разделено на три номинала: монета достоинством шесть шекелей или додекадрахма (45 г) с женской головой на аверсе и скачущей лошадью на реверсе; монета номиналом три сикля или гексадрахмы (21 г) с такой же женской головой на аверсе и головой лошади на реверсе; и монета в пять шекелей или декадрахм (36 г) с женской головой на аверсе и Пегасом . летящим прямо на реверсе [47] Группа VIII и монеты достоинством пять шекелей серии VI имеют на реверсе надпись B'RṢT (𐤁𐤀𐤓𐤑𐤕). Старые ученые интерпретировали это как пуническую языковую форму Бирсы , цитадели Карфагена, но Анна Мария Бизи утверждала, что более естественная интерпретация была «на земле». Карфагенские надписи показывают, что RṢT («земля») был стандартным термином для карфагенских административных округов (известных в латинских источниках как pagi ). Дженкинс утверждает, что это указывало на «землю» Сицилии. [48] [49] Локализация этих выпусков на Сицилию основана на том факте, что они встречаются только в сицилийских кладах и на том факте, что их штампы не совмещены. [43] [50] [51]

Сардинские проблемы

[ редактировать ]

Данные кладов показывают, что большая часть бронзовых монет, выпущенных во время Первой Пунической войны, была отчеканена на Сардинии, возможно, потому, что она была более безопасной. В 250-х годах до нашей эры основная бронзовая монета — SNG Cop. 202-215 , весом около 7,5 г, с женской головой в венке на аверсе и стоящей лошадью с пальмой или без нее на реверсе. [46] Более поздние выпуски бронзовых монет отчеканены с большим весом, возможно, в ответ на обесценивание серебряных монет. [52] Римская аннексия Сардинии в 238 г. до н. э. положила конец карфагенской чеканке монет.

Межвоенный период (241-218 гг. до н. э.)

[ редактировать ]

Между Первой и Второй Пуническими войнами Карфаген выпускал отдельные монеты в Северной Африке и в регионе Испании, контролируемом Баркидами . Чеканка монет, произведенных в этих двух регионах, обращалась отдельно; т.е. монеты, отчеканенные в Испании, не встречаются в Северной Африке, а монеты, отчеканенные в Северной Африке, не встречаются в Испании. [53]

Северная Африка

[ редактировать ]

Недолговечный золотой выпуск Дженкинса-Льюиса, группа XI, представляет собой почти чистое золото, с изображением женской головы на аверсе и лошади на реверсе. Символ III , возможно, указывает на то, что он стоил три двойных сикля серебра, что дает правдоподобное соотношение золота и серебра 12:1. Качество изображений говорит о том, что они были сделаны в спешке. Он появляется в кладах вместе с монетами, выпущенными противниками Карфагена во время Наемнической войны (242–238/7 гг. до н.э.), что указывает на то, что он был произведен во время или в преддверии этой войны. [54]

Большая часть монет, выпущенных в Северной Африке в этот период, изготовлена ​​из бронзы. [55] В 230-х годах до н.э. существовал комплект тяжелых бронз, СНГ Коп. 253-254 , с женской головой на аверсе и лошадью, стоящей перед ладонью на реверсе, которые весят 15 г. Около 230 г. до н.э. была введена более сложная система бронзовых и биллонных монет трех номиналов: SNG Cop. 261 (24 г), СНГ Коп. 260 (12 г), СНГ Коп. 255-259 (6 г). [56]

Дженкинс-Льюис, группа XIII — монета из электрума в четверть шекеля (1,7 г) с очень низким содержанием золота (14%). На аверсе изображена женская голова, а на реверсе — стоящая лошадь, оглядывающаяся через плечо (т.е. аналогично Группе IX Первой Пунической войны). Дженкинс и Льюис относят это к 230-м годам до нашей эры, но убедительных доказательств нет. [57]

Четверть шекеля из чистого золота (1,7 г), Дженкинс-Льюис, группа XIV , с женской головой на аверсе и стоящей лошадью на реверсе, была отчеканена вместе с биллонной монетой с такой же иконографией в период, непосредственно предшествовавший эпидемии. Второй Пунической войны. Его дата и отнесение к Северной Африке основаны на его присутствии в кладе Эль-Джем ( IGCH 2300). [58]

Барцид Испания

[ редактировать ]

Баркиды выпускали в Испании золотые и серебряные монеты. [59] с головой Мелькарта с его дубинкой, но без львиной шкуры на лицевой стороне и лошадью и пальмой на реверсе. [60]

Золотые статеры Дженкинса -Льюиса, группа XII , выпускались весом 7,50 г в двух отдельных типах. Первая, группа XII.A, имеет голову Ники на аверсе и гарцующую лошадь на реверсе, тогда как группа XII.B имеет мужскую голову на аверсе (возможно, лидера Барцидов, Гасдрубала Прекрасного корабля ) и нос на аверсе. обратное. Эдвард Стэнли Робинсон утверждал, что XII.A был отчеканен в Гадесе между 237 и 230 годами до нашей эры, а XII.B был отчеканен после 230 года до нашей эры в недавно основанной Баркидами столице Испании, Новом Карфагене , но Дженкинс и Льюис считают эти обозначения монетных дворов и даты неопределенными. . [61]

Дженкинс и Льюис предлагают обменный курс золота и серебра 1:12, и в этом случае один золотой статер стоил бы 24 серебряных драхмы. [61] Л. Вильяронга приводит доводы в пользу соотношения золота и серебра 1:11⅓, при котором один золотой статер будет стоить двенадцать серебряных шекелей. [59]

Вторая Пуническая война (218-201 до н. э.)

[ редактировать ]
ц . 210 г. до н.э. Биллонная карфагенская тридрахма с изображением головы Танит в венке .

Во время Второй Пунической войны карфагеняне чеканили монеты из электрума, серебра, бронзы и биллонов в нескольких различных театрах. В Северной Африке чеканка монет производилась на протяжении всей войны. Чеканка монет чеканилась в Испании, пока не была потеряна римлянами в 205 г. до н.э. Специальные монеты чеканились для карфагенских войск на юге Италии под командованием Ганнибала с 215 по 210 г. до н. э. и для карфагенской экспедиции на Сицилию в 213–210 гг. до н. э.

Северная Африка (218-201 до н.э.)

[ редактировать ]

Барсид Испания (218-206 до н.э.)

[ редактировать ]

Испанская экспансия и римские грабежи позволили выпускать драгоценные металлы во время Второй Пунической войны , в том числе два крупных выпуска серебра для использования на Сицилии. [62] На одном наборе полшекелей была изображена в диадеме мужская голова на аверсе и слон на реверсе; на другом изображена мужская голова с венком из зерна на лицевой стороне и скачущей лошадью на реверсе. [63]

шекель также снизился в районах Барцида с 7,2 до примерно 7,0 г. В ходе войны [59] Вес бронзовых монет также варьировался от 8 до 10 г из-за разницы обменных курсов между ними и серебряной валютой. [59]

Южная Италия (215-210 гг. до н. э.)

[ редактировать ]

Сицилия (213-210 до н. э.)

[ редактировать ]

Сиракузы под предводительством Иеронима , первоначально союзника Рима, присоединились к карфагенской стороне войны в 216 г. до н.э. Римские войска вскоре оказались более чем достойными сиракузян, и карфагеняне послали экспедиционный корпус под командованием Гимилько , чтобы подкрепить их в 213 г. до н.э., где он оставался активным до 210 г. до н.э.

Более ранний выпуск серебряных монет SNG Cop. 378–380, был отчеканен на Сицилии, вероятно, в Агригенте , карфагенской штаб-квартире на Сицилии. Он состоит из трех номиналов: полшекеля, четверти и восьмой. На аверсе этого выпуска изображена безбородая мужская голова с кукурузным венком, который может быть Триптолемусом . На реверсе изображена бегущая лошадь, пуническая буква хет (ḥ, 𐤇) на половине шекеля и хет тау (ḥt, 𐤇𐤕) на четверти шекеля. Такая же легенда появляется на некоторых монетах Агригента в этот период, предполагая, что этот выпуск также чеканился в Агригенте. Эти монеты отчеканены на римских викториати , которые начали чеканить в 211 году до нашей эры. [64] [65]

Этот выпуск сопровождался чеканкой бронзовых монет с покрытой женской головой и кукурузным венком на аверсе (Деметра?) и бегущей лошадью на реверсе, которая сопровождается пунической буквой хет (ḥ, 𐤇) и символом. Эта дата подтверждается иконографической связью с серебряным выпуском, а также примерами, которые перечеркнуты на римских семунциях, выпущенных после 211 г. до н.э. Эндрю Бёрнетт утверждает, что иконографическая связь с серебряным выпуском предполагает, что оно было отчеканено в Агригенте. Паоло Висона предлагает Моргантину . в качестве альтернативы [66] [64]

Очередной выпуск серебряных монет SNG Cop. 382–383, дублировали предыдущие, но, возможно, продолжали чеканиться несколько позже. На аверсе изображена мужская голова в венке (возможно, Мелькарт), а на реверсе изображен слон, сопровождаемый пунической буквой алеф (𐤀). Он состоит из трех номиналов: шекеля, полутора и четверти шекеля. Раньше этот выпуск был связан с Испанией, но найден он только в кладах Сицилии, что указывает на то, что он был отчеканен именно там. Эти монеты часто имеют чрезмерную чеканку на самых ранних римских денариях (выпущенных около 211 г. до н.э.). [67] [64]

Эти монеты относительно распространены в музейных коллекциях, поскольку из-за тревожных условий Второй Пунической войны они часто складывались в клады. Однако фактическое количество отчеканенных монет, по-видимому, относительно невелико — эквивалентно выпускам Сиракуз, Агригента и Сикелиотая в этот период, и намного меньше, чем выпусков, произведенных римлянами на Сицилии в то же время. [68] Бернетт предполагает, что они были отчеканены не только для покрытия карфагенских военных расходов на Сицилии, но и что чрезмерная чеканка римских монет этими пуническими выпусками также имела символическое измерение, происходящее из «желания уничтожить римские монеты как символ римской власти». [69]

Заключительный период (200-146 гг. до н. э.)

[ редактировать ]

После поражения Карфагена во Второй Пунической войне карфагеняне чеканили монеты исключительно из бронзы. В Карфагене, судя по всему, действовала закрытая денежная система, в которой люди, привозившие в город золотые и серебряные монеты, должны были отдавать их гражданским властям в обмен на местные бронзовые монеты. В этот период в Птолемеевском Египте действовала аналогичная система. В текстовых источниках период после Второй Пунической войны представлен как период экономического восстановления карфагенян, но Паоло Висона предполагает, что отсутствие чеканки монет из драгоценных металлов «ставит под сомнение» это повествование. [70]

Есть три бронзовых номинала. СНГ Коп. 409-413 , весом около 100 г, на аверсе изображена женская голова, а на реверсе - стоящая лошадь с солнечным диском урея над ней (т. е. тот же дизайн, что и у электрума группы X ). СНГ Коп. 399-400 весит около 20 г, на аверсе изображена женская голова, а на реверсе - лошадь, поднимающая одно копыто. СНГ Коп. 414 имеет тот же дизайн, что и 409-413 , но весит всего 4 г. Это очень редко. [70] В этот период бронзовые монеты также начали чеканиться в Утике и нумидийскими царями. [71]

Во время Третьей Пунической войны карфагеняне выпустили свои последние монеты из золота, серебра и бронзы с изображением женской головы на аверсе и лошади, поднимающей одно копыто, с дробью в поле. Некоторые проблемы имеют зазубренный край. Золотой выпуск Дженкинс-Льюис, Группа XVIII очень чистый, но выпущен только относительно небольшим номиналом - 3 г (4/5 драхмы). Серебро, SNG Cop. 401-408 весит 13,10 г (примерно 2 шекеля). [72] [73] [74] После войны большая часть серебра и золота, вероятно, была переплавлена, но карфагенская бронзовая чеканка распространена в Иллирии в конце второго и начале первого веков до нашей эры, наряду с сицилийской и нумидийской бронзой; возможно, его вывезли туда как металлолом. [75]

История исследований

[ редактировать ]

Первой существенной работой по карфагенской нумизматике была «Нумизматика древней Африки» Людвига Мюллера , опубликованная между 1860 и 1874 годами. Из-за отсутствия в то время монетных кладов она почти полностью основывалась на стилистических особенностях чеканки, но установила базовую основу для различных металлов и оставался стандартным справочным изданием до середины двадцатого века. [76] Начиная с 1960-х годов, крупномасштабные публикации кладов и находок при раскопках, в том числе пунических кладов, начали прояснять хронологию и монетные дворы карфагенских монет. [77] В 1960-х и 70-х годах Дж. Кеннет Дженкинс и Р.Б. Льюис опубликовали серию важных исследований, в которых использовались новые археологические данные и идентификация последовательностей штампов , чтобы дать современное понимание серий золота, серебра и электрума. [78] Систематизация бронзовых монет продолжается, опираясь на дополнительную информацию, полученную в результате раскопок на Сицилии и Сардинии, а также металлургических исследований. Ключевые достижения были достигнуты благодаря Паоло Висона исследованиям по пунической бронзовой чеканке и моделям их обращения, а также публикации Сюзанны Фрей-Куппер в 2013 году о монетах, найденных во время раскопок в Монте-Ято .

Коллекции

[ редактировать ]

Коллекция восстановленных монет хранится в Музее монетного двора Туниса ( : Musée de la Monnaie en Tunisie ) при Центральном банке Туниса французский . [79]

Спекулятивные теории

[ редактировать ]

В 2013 году Тео Веннеманн предположил, что германские пенни , пеннинг , пфенниг и т. д. может происходить от раннего заимствования пунического PN ( Пане или Пене , «Лицо»), поскольку лицо карфагенской богини плодородия Танит было изображено почти на всей карфагенской валюте. [80] Однако эта теория до сих пор остается спорной. Предполагаемое обнаружение клада карфагенских монет на Корво в 1749 году является основанием для предположения, что карфагеняне достигли Азорских островов , но это тоже остается спорным. [81]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Веннеманн (2013b) , с. 487.
  2. ^ Кроуфорд (1985) , с. 103 и 133.
  3. ^ Дженкинс 1971 , с. 27-30.
  4. ^ Бронсон (1976) , с. 8.
  5. ^ Дженкинс 1974 .
  6. ^ Jump up to: а б Дженкинс и Льюис 1963 , стр. 11–12.
  7. ^ Jump up to: а б с Дженкинс 1974 , стр. 24–26.
  8. ^ Jump up to: а б Дженкинс 1974 , с. 26.
  9. ^ Дженкинс и Льюис 1963 , с. 16-17.
  10. ^ Jump up to: а б с д и Дженкинс 1974 , стр. 27–29.
  11. ^ Феррон (1966). «Солнечный характер бога Карфагена». Африка . 1:41 .
  12. ^ Воплощение Помпея Трога 18.5
  13. ^ Робинсон 1963 .
  14. ^ Дженкинс 1977 , стр. 5–7.
  15. ^ Jump up to: а б с д и Дженкинс 1977 .
  16. ^ Дженкинс 1977 , с. 5.
  17. ^ Jump up to: а б с д и Дженкинс и Льюис 1963 , стр. 18–19.
  18. ^ Jump up to: а б Дженкинс и Льюис 1963 , стр. 26–29.
  19. ^ Jump up to: а б с Фрей-Куппер 2013 , стр. 115–122.
  20. ^ Дженкинс 1977 , стр. 12–13.
  21. ^ Jump up to: а б Дженкинс и Льюис, 1963 , стр. 20–25.
  22. ^ Jump up to: а б Дженкинс 1977 , стр. 8–11.
  23. ^ Видение 2006 .
  24. ^ Acquaro 1971 , с. 25.
  25. ^ Харден, Доланд (1971). Финикийцы . стр. 158 и 81.
  26. ^ Веннеманн (2013a) .
  27. ^ Дженкинс 1977 , стр. 7–8.
  28. ^ Дженкинс 1977 , с. 13.
  29. ^ Дженкинс и Льюис 1963 , стр. 20–29.
  30. ^ Дженкинс и Льюис 1963 , стр. 29–31.
  31. ^ Jump up to: а б Фрей-Куппер 2013 , стр. 126–129.
  32. ^ например, Каталог греческих терракот Р. А. Хиггинса в Британском музее № 731, 1212 и 1362; Archaeologica Classica 9 (1957), табл. XXIV.2
  33. ^ Jump up to: а б с Дженкинс 1978 , стр. 5–8.
  34. ^ Jump up to: а б с д Дженкинс и Льюис 1963 , стр. 31–34.
  35. ^ Jump up to: а б Фрей-Куппер 2013 , стр. 129–135.
  36. ^ Jump up to: а б с Фрей-Куппер 2013 , стр. 135–136.
  37. ^ Фрей-Куппер 2013 , стр. 138–143.
  38. ^ Дженкинс 1978 , с. 5.
  39. ^ Биси 1969–1970 , стр. 93–95.
  40. ^ Дженкинс 1978 , стр. 8–11.
  41. ^ Дженкинс 1978 , с. 8.
  42. ^ Visonà 1998 , с. 9.
  43. ^ Jump up to: а б с д и Дженкинс и Льюис 1963 , стр. 35–36.
  44. ^ Jump up to: а б с Висона 1998 , с. 13.
  45. ^ Дженкинс и Льюис 1963 , стр. 40–42.
  46. ^ Jump up to: а б Висона 1998 , с. 14.
  47. ^ Дженкинс 1978 , стр. 36–37.
  48. ^ Биси 1969–1970 , с. 103.
  49. ^ Дженкинс 1978 , стр. 37–39.
  50. ^ Дженкинс 1978 , с. 38.
  51. ^ Visonà 1998 , с. 13-14.
  52. ^ Visonà 1998 , стр. 14–15.
  53. ^ Visonà 1998 , с. 16.
  54. ^ Дженкинс и Льюис 1963 , с. 43.
  55. ^ Кроуфорд (1985) , с. 136.
  56. ^ Visonà 1998 , стр. 15–16.
  57. ^ Дженкинс и Льюис 1963 , с. 46.
  58. ^ Дженкинс и Льюис 1963 , с. 47.
  59. ^ Jump up to: а б с д Кроуфорд (1985) , с. 87.
  60. ^ Кроуфорд (1985) , с. 88.
  61. ^ Jump up to: а б Дженкинс и Льюис 1963 , стр. 44–45.
  62. ^ Кроуфорд (1985) , с. 109.
  63. ^ Кроуфорд (1985) , с. 108.
  64. ^ Jump up to: а б с Висона (1998) , стр. 18–19.
  65. ^ Бернетт (1995) , стр. 384–386.
  66. ^ Бернетт (1995) , стр. 387–388.
  67. ^ Бернетт (1995) , стр. 386–388.
  68. ^ Бернетт (1995) , стр. 389–392.
  69. ^ Бернетт (1995) , стр. 392–398.
  70. ^ Jump up to: а б Висона 1998 , стр. 20–22.
  71. ^ Кроуфорд (1985) , с. 140.
  72. ^ Дженкинс и Льюис 1963 , с. 52.
  73. ^ Visonà 1998 , с. 22.
  74. ^ Кроуфорд 1985 , стр. 138–139.
  75. ^ Visonà 1998 , с. 22-23.
  76. ^ Visonà 1998 , с. 1.
  77. ^ Visonà 1998 , стр. 2–3.
  78. ^ Visonà 1998 , с. 3.
  79. ^ «Музей» , Центральный банк Туниса , дата обращения 9 февраля 2016 г.
  80. ^ Веннеманн (2013a) , с. 467.
  81. ^ Бикай, Пьер М.; и др. (Январь 1990 г.), «Хронологии: финикийская басня» , Археология.

Библиография

[ редактировать ]
  • Аккуаро, Э. (1971). «О чтении монет пунического типа». Итальянский журнал нумизматики и смежных наук . 19 :25–30.
  • Биси, AM (1969–1970). «Монеты с пуническими и неопуническими легендами из Национального музея Неаполя». Анналы Итальянского института нумизматики . 16/17: 55–127.
  • Бронсон, Беннет (ноябрь 1976 г.), «Наличные, пушки и снаряды Каури: несовременные деньги мира», Bulletin , vol. 47, Чикаго: Полевой музей естественной истории, стр. 3–15 .
  • Бернетт, Эндрю (1995). «Чеканка Пунической Сицилии во время Ганнибаловой войны». В Каккамо Кальтабиано, Мария (ред.). Сицилия между Египтом и Римом, сиракузские монеты эпохи Гиерона II: материалы учебного семинара, Мессина, 2-4 декабря 1993 г. Мессина: Академия Пелоритана. стр. 384–398. АСИН   B00F9IJRMK .
  • Кроуфорд, Майкл Хьюсон (1985), Чеканка монет и деньги в Римской республике: Италия и средиземноморская экономика , Библиотека нумизматики, Беркли: University of California Press, ISBN  0-520-05506-3 .
  • Кутрони Туса, Альдина (1991). «Последние выпуски Карфагена на Сицилии». Труды II Международного конгресса финикийских и пунических исследований, вып. 1 . Рим. стр. 271–79. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Фрей-Куппер, Сюзанна (2009). «Каменная форма из Бир-Мессауда (Карфаген) для бронзовых монет Второй Пунической войны. Предварительные заметки». Швейцарский нумизматический обзор . 88 : 185–91.
  • Фрей-Куппер, Сюзанна (2013). Древние монеты, найденные в Монте-Иато: 1971-1990 годы: вклад в денежную историю Западной Сицилии . Лозанна: Editions du Zebre. ISBN  978-2-940351-16-9 .
  • Дженкинс, Г. Кеннет (1971). «Монеты Пунической Сицилии, часть I». Швейцарский нумизматический обзор . 50 :25–.
  • Дженкинс, Г. Кеннет (1974). «Монеты Пунической Сицилии, Часть II». Швейцарский нумизматический обзор . 53 .
  • Дженкинс, Г. Кеннет (1977). «Монеты Пунической Сицилии, Часть III». Швейцарский нумизматический обзор . 56 :5-65.
  • Дженкинс, Г. Кеннет (1978). «Монеты Пунической Сицилии, часть IV». Швейцарский нумизматический обзор . 57 :5–68.
  • Дженкинс, Г. Кеннет; Льюис, Ричард Болдуин (1963). Карфагенские монеты из золота и электрума . Лондон: Королевское нумизматическое общество.
  • Робинсон, ESG (1963). « Карфагенские монеты из золота и электрума . (Специальные публикации № 2) Г.К. Дженкинса, Р.Б. Льюиса». Нумизматическая хроника . 120 : 285–292.
  • Робинсон, ESG (1964). «Карфагенские и другие южноитальянские монеты Второй Пунической войны». Нумизматическая хроника . 121 :37–63=4.
  • Веннеманн, Тео (2013a), «Ne'er-a-Face: Заметка об этимологии слова Пенни с приложением по этимологии слова Пане » , Germania Semitica , Тенденции в лингвистике: исследования и монографии , № 259, Вальтер де Грюйтер, стр. 467–484 , ISBN  978-3-11-030094-9 .
  • Висона, Паоло (1990). «Йельский клад пунических бронзовых монет с Мальты». Журнал финикийских исследований . 18 (1): 169–92.
  • Висона, Паоло (1998). «Карфагенская чеканка в перспективе» . Американский журнал нумизматики . 10 :1–27. JSTOR   43580385 .
  • Висона, Паоло (2006). «Пролегомены к корпусу карфагенских бронзовых монет». Нумизматика и антиквариат . 35 :239–51.
  • Веннеманн, Тео (2013b), «Заметка об этимологии германского + skellingaz 'Шиллинг': с приложением о латинском Siliqua 'Маленькая монета' » , Germania Semitica , Вальтер де Грюйтер, стр. 485–496 , ISBN  9783110301090 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6fab3b296f5f3ba59781dc7bd63756e4__1716831900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6f/e4/6fab3b296f5f3ba59781dc7bd63756e4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Carthaginian coinage - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)