Маму (deity)
Mamu | |
---|---|
Божество снов | |
Главный культовый центр | Потягивая |
Генеалогия | |
Родители | Шамаш и Айя |
Братья и сестры | Киттум / Ниггина и Сисиг |
Супруга | Скажи это |
Маму ( 𒀭𒈠𒊬 ; также романизируется как Мамуд [ 1 ] ) была месопотамской богиней, связанной со снами . Ее считали дочерью бога солнца Шамаша (Уту), и ее можно было назвать «Уту снов». Известны также упоминания о Маму-мужчине, хотя было высказано предположение, что они представляют собой лишь позднее изменение пола, засвидетельствованное и для ряда других изначально женских божеств.
Характер
[ редактировать ]Имя Маму происходит от слова mamu означает «сон» , что на шумерском языке . [ 2 ] Как отметила Аннет Зголл, в шумерском языке есть два слова с таким значением, которые не являются полностью взаимозаменяемыми. [ 2 ] Хотя слово mašĝi могло обозначать любой тип сна, mamu было конкретно значимым сном, который считался способным повлиять на будущее. [ 2 ] В « Ассура» Сборнике ритуалов сновидений Маму описывается как дингир мамуда , «божество снов». [ 2 ] В месопотамской религии божества снов могли действовать как посланники других богов, и поэтому считалось, что они проявляются во снах, чтобы передавать информацию, включая видения будущего. [ 3 ]
Уилфред Г. Ламберт что пол Маму в таких источниках, как список богов An = Anum , где она прямо описана как dumu.munus , «дочь», скорее всего, находился под влиянием женского грамматического рода аккадского утверждал , перевода ее имени, шутту . [ 4 ] Известны также упоминания о мужчине Маму. [ 4 ] Джулия М. Ашер-Грив предполагает, что Маму в первую очередь рассматривалась как женское божество, а упоминания о Маму-мужчине следует рассматривать как позднее изменение, как в случае с Нинкаси или Нинмуг . [ 5 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Отцом Маму был бог солнца Уту (Шамаш). [ 6 ] чьей женой была Ая . [ 7 ] В списке богов Ан = Анум Маму назван «Уту снов» ( д Уту ма-му-да-ке 4 ). [ 8 ] Было высказано предположение, что связь между богом Солнца и божествами снов была основана на его хорошо засвидетельствованной роли в гадании . [ 9 ] Согласно Ан = Анум , братьями и сестрами Маму были Ниггина (олицетворение истины), Киттум (необычно рассматриваемый как мужчина и отличающийся от Ниггины, несмотря на то, что обычно это просто аккадская форма ее имени) и Сисиг , [ 6 ] божество мужского сна. [ 10 ] В более раннем списке богов Вейднера Маму появляется рядом с Уту и Аей, но без указания родства. [ 11 ] По мнению Манфреда Креберника , в этом источнике она связана с божеством Нин-ПИРИГ. [ 11 ]
Мужем Маму был Бунене , суккал (божественный визирь) ее отца. [ 1 ]
Уилфред Г. Ламберт предположил, что богиня Мумуду могла быть одной и той же, что и Маму, на основании сходства их имен. [ 12 ] В мифе об Энки и Нинмах она предстает как одна из семи помощниц одноименной богини, остальные шесть — Нинимма , Шузианна , Нинмада , Ниншар , Нинмуг и Ниннигинна. [ 13 ] Эти божества больше нигде не появляются вместе. [ 12 ] но в этом мифе они идентифицируются как Шассурату , группа помощников Нинмах. [ 14 ]
Поклонение
[ редактировать ]существовал храм . Маму и Бунене Сиппаре В [ 1 ] Они вместе получали подношения согласно административным текстам этого города. [ 15 ] Например, Илтани , дочь Син-Мубаллита , дважды предлагала мирсу им обоим лепешки в двадцать первый год правления Хаммурапи . [ 16 ] Теофорные имена, призывающие Маму, засвидетельствованы в документах из того же города, например Варад-Маму. [ 17 ] и Амат-Маму. [ 18 ] В контрактах она появляется рядом с Бунене как божественный свидетель, подобно тому, как Шамаш и Ая появляются вместе. [ 7 ] Никакие другие божественные пары в документах этого города не фигурируют в подобных ролях. [ 19 ] Маму также появляется как свидетель сама по себе, что засвидетельствовано только для Айи и Аннунитума, в остальном, когда дело касается богинь, которым поклоняются в Сиппаре. [ 20 ] Было высказано предположение, что богиня, изображенная фронтально на некоторых печатях из Сиппара, могла быть Маму, но также возможно, что ее следует идентифицировать как Аю. [ 1 ]
Святилище, посвященное Маму, было построено ассирийским царем Ассурнасирпалом II в Имгур-Энлиле (современный Балават) рядом с царским дворцом. [ 21 ] но, по словам Уилфреда Г. Ламберта, в этом месте божество считалось мужским. [ 4 ] Мале Маму также упоминается в некоторых аккадских молитвах. [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 265.
- ^ Jump up to: а б с д Зголль 2014 , с. 304.
- ^ Зголль 2014 , с. 307.
- ^ Jump up to: а б с д Ламберт 1987 , с. 331.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 18.
- ^ Jump up to: а б Кляйн 1998 , с. 311.
- ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 257.
- ^ Креберник 2011 , с. 602.
- ^ Креберник 2011 , с. 605.
- ^ Зголль 2014 , с. 308.
- ^ Jump up to: а б Креберник 2011 , с. 606.
- ^ Jump up to: а б Ламберт 2013 , с. 506.
- ^ Ламберт 2013 , с. 337.
- ^ Stol 2000 , pp. 80–82.
- ^ Харрис 1975 , с. 148.
- ^ Харрис 1975 , с. 203.
- ^ Харрис 1975 , с. 170.
- ^ Харрис 1975 , с. 190.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 260.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 262.
- ^ Джордж 1993 , с. 166.
Библиография
[ редактировать ]- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Харрис, Ривка (1975). Древний Сиппар: демографическое исследование древневавилонского города, 1894–1595 гг. До н.э. Издано Голландским историко-археологическим институтом в Стамбуле. Нидерландский историко-археологический институт . Проверено 23 апреля 2022 г.
- Кляйн, Джейкоб (1998), «Niĝina/Kittum» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 9 июня 2022 г.
- Креберник, Манфред (2011), «ИИ Бога Солнца в Месопотамии. Филологический» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 10 июня 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (1987), «Маму (d)» , Reallexikon der Assyriologie , получено 10 июня 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (2013). Вавилонские мифы о сотворении мира . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-861-9 . OCLC 861537250 .
- Стол, Мартен (2000). Рождение в Вавилонии и Библия: ее средиземноморская обстановка . Клинописные монографии. Брилл Стикс. ISBN 978-90-72371-89-8 . Проверено 24 июля 2022 г.
- Зголль, Аннет (2014). «Сны как боги и боги во сне. Реальность снов в Древней Месопотамии с 3 по 1 тысячелетие до нашей эры». Он открыл Дом обучения Нисабы . Брилл. дои : 10.1163/9789004260757_022 . ISBN 9789004260757 .