Ashurnasirpal II
Ashurnasirpal II | |
---|---|
![]() Ашур-Насир-пал II (в центре) встречает высокопоставленного чиновника после успешного боя. | |
Царь Неоассирийской империи | |
Царствование | 883–859 гг. до н. э. |
Предшественник | Тукульти-Нинурта II |
Преемник | Салманасар III |
Рожденный | 910 г. до н. э. |
Умер | 859 г. до н. э. |
Супруг | Муллису-муканнишат-Нинуа |
Отец | Тукульти-Нинурта II |
Ашур-насир-пал II ( транслитерация : Ашшур-насир-апли , что означает « Ашур - опекун наследника»). [ 1 ] ) был третьим царем Неоассирийской империи с 883 по 859 год до нашей эры. Ашурнасирпал II стал преемником своего отца, Тукульти-Нинурты II . Его сыном и преемником был Салманасар III , а царицей — Муллису-муканнишат-Нинуа.
Царствование
[ редактировать ]Во время своего правления он приступил к обширной программе экспансии, сначала завоевав народы на севере Малой Азии до Наири и взимая дань с Фригии , затем вторгшись в Арам (современная Сирия ), завоевав арамейцев и неохеттов между Хабуром и реки Евфрат . Дворцы, храмы и другие здания, построенные им, свидетельствуют о значительном развитии богатства и искусства. [ нужна ссылка ]
Жестокость
[ редактировать ]Ашурнасирпал II был известен своей жестокостью. [ 2 ] [ 3 ] используя порабощенных пленников, чтобы построить новую ассирийскую столицу Калху ( Нимруд ) в Месопотамии, где он построил множество впечатляющих памятников. [ нужна ссылка ] Он также был проницательным администратором, который понимал, что может получить больший контроль над своей империей, назначив ассирийских губернаторов, а не завися от местных правителей-клиентов, платящих дань. [ нужна ссылка ]
Его резкость спровоцировала восстание, которое он решительно подавил в решающей двухдневной битве. Согласно надписи на его памятнике, вспоминая эту резню, он говорит: [ 4 ]
Их людей, молодых и старых, я взял в плен. Некоторым я отсек ноги и руки; другим я отрезал уши, носы и губы; из ушей молодых людей я сделал кучу; из голов стариков я сделал минарет. Я выставил их головы как трофей перед их городом. Детей мужского пола и девочек я сжег в огне; город Я разрушил и сжег огнем.
После этой победы он без сопротивления продвинулся до Средиземного моря и взимал дань с Финикии . По возвращении домой он перенес свою столицу в город Калху ( Нимруд ).
Кампании
[ редактировать ]
Как и предыдущие ассирийские монархи, Ашурнасирпал вел кампанию вдоль Евфрата против арамейцев и в Дияле против Вавилона . Жестокое обращение Ашурнасирпала II с повстанцами гарантировало, что даже в отсутствие его армии дальнейших восстаний не будет. В ходе дальнейших восстаний местного монарха заменил губернатор, лояльный только ассирийской монархии. Возглавляя свою армию, которая обычно состояла из пехоты (включая вспомогательных войск и иностранцев), тяжелой и легкой конницы и колесниц , Ашурнасирпал завоевал хеттские и арамейские государства северной Сирии. [ 5 ]
Ашурнасирпал II не разрушал завоеванные им финикийские / ханаанские города. Ему не удалось осадить Тира , который под руководством Иттобаала поселил Китион на Кипре и открыл торговые пути по всему Эгейскому морю, на Родос и Милет. Благодаря дани они стали источниками сырья для его армий и его строительных программ. Железо было нужно для оружия, ливанский кедр — для строительства, а золото и серебро — для оплаты войск.
Говоря о оккупированных гражданах завоеванных им территорий, он писал: [ 6 ]
Я расселил их по заброшенным городам и домам. Я наложил на них больше дани и налогов, чем когда-либо прежде: лошадей, мулов, волов, овец, вино и труд.
Балаватские ворота
[ редактировать ]
Балаватские ворота, или Балаватские бронзовые ленты, представляют собой три набора украшенных бронзовых полос, которые украшали главные двери нескольких зданий в Балавате (древний Имгур-Энлиль). Два из них относятся ко времени правления Ашурнасирпала II. Третий комплект бронзовых лент изображает подвиги его сына Салманасара III . [ 7 ] [ 8 ]
После падения Неоассирийской империи и разрушения Балавата деревянные элементы ворот разложились. Большинство бронзовых полос сохранились, и их можно найти в музеях. Первоначально ворота имели высоту 6,8 метра. [ 8 ]
Ворота были впервые обнаружены иракским археологом Хормуздом Рассамом во время экспедиции Британского музея в 1878 году. Они были найдены в дверях королевского дворца. Этот комплект бронзовых лент Балавата сейчас находится в постоянной экспозиции в Лондоне. Второй комплект браслетов был раскопан сэром Максом Маллоуэном в 1956 году в храме Маму , месопотамской богини, связанной со снами. Он выставлялся в музее Мосула в Ираке, но сейчас практически отсутствует из-за грабежей после вторжения в Ирак в 2003 году. Документация об этих бандах доступна в публикации Британского музея за 2008 год. [ 7 ] Уничтожение экспонатов музея Мосула произошло в 2015 году из-за террористической атаки.
В состав этих наборов входят 32 ленты с фигуративными сценами, отчеканенными на бронзе, включая клинописные надписи. Они предоставляют богатую историческую и историко-художественную информацию об Ассирии девятого века до нашей эры и ее окрестностях. [ 7 ]
Дворец Калху
[ редактировать ]
Дворец Ашурнасирпала II в Калху (Нимруд, который находится в современном Ираке, немного севернее Багдада ), вероятно, начал строиться около 878 г. до н.э. [ 9 ] и в настоящее время общепринято считать, что оно было завершено примерно через 15 лет одновременно с почти полной реконструкцией среднеассирийского города около 864 г. до н.э. [ 10 ] [ 11 ] Надпись, описывающая его открытие, подробно описывает десятидневный банкет, на котором присутствовало 69 574 человека. [ 12 ] Стены дворца были украшены рельефами, вырезанными из алебастра. На этих рельефах была искусная резьба, многие из которых изображали короля, окруженного крылатыми духами-покровителями, занимающегося охотой или походом.
На каждом рельефе был написан текст. Этот текст был одинаковым или очень похожим на каждом рельефе и поэтому называется Стандартной надписью. Стандартная надпись начинается с прослеживания происхождения Ашур-Насир-пала II на три поколения назад и перечисляет его военные победы, определяет границы его империи, рассказывает, как он основал Калху и построил дворец. Ашурнасирпал II также построил массивные ворота в Нимруде.
Британский археолог Остин Генри Лейард раскопал Калху в 1840-х годах, обнаружив северо-западный дворец Ашурнасирпала II. Сегодня многие рельефы и скульптуры из раскопок в Нимруде выставлены в галереях Британского музея , в Лондоне в том числе статуя Ашурнасирпала II и Черный обелиск его сына Салманасара III , а другие рельефы выставлены в музеях Европы. (например, Мюнхен ), Японии и США.
Нимруд рельефы
[ редактировать ]

После падения Ассирии в 612 г. до н.э. дворец зарос и, в конечном итоге, был полностью погребен под землей, в таком состоянии он оставался почти 2500 лет, пока в 1845 году его вновь не открыл уроженец Британии А.Х. Лейард . [ 13 ] Лейард руководил раскопками дворца, в ходе которых рельефы, доминировавшие на стенах сооружения, были удалены с места и отправлены в коллекции по всей Европе и Северной Америке, при этом Британский музей получил большую часть этих рельефов Нимруда. Несмотря на раскопки и удаление многих из этих рельефов, многие из них остались во дворце и со временем были перезахоронены. [ 13 ]
MEL Mallowan проводил повторные раскопки на этом месте с 1947 по 1957 год, когда проект перешел в управление Департамента антиквариата Ирака, который до сих пор имеет юридические полномочия над этим местом. Известная площадь дворца составляет 200 метров с севера на юг и 120 метров с востока на запад. Скорее всего, это лишь часть первоначального проекта, включая возможность верхнего уровня, хотя конкретных доказательств этого не осталось. Все стены дворца были облицованы каменными плитами, большинство из которых были украшены рельефными изображениями. [ 13 ]


Символизм и цель
[ редактировать ]Среди этих рельефных изображений произошла определенная стандартизация около 870 г. до н.э. На каждой каменной плите, включая те, у которых не было рельефа, была вырезана так называемая Стандартная надпись. В этом тексте приводились различные имена и титулы царя, говорилось о его отношениях с богами и подытоживались его военные завоевания. Текст также описывает основание Калху и говорит о самом дворце. [ 13 ] Плиты с рельефами состоят из изображений королевской идеологии Ассурнасирпала. Эту идеологию можно разделить на четыре основные идеи: военный успех царя, его служение богам, обеспечивавшее божественную защиту, и процветание Ассирии. [ 13 ]
В изображениях особый интерес проявляется к анатомии как людей, так и животных. [ 14 ] Сцены королевской охоты - одни из самых известных рельефов Нимруда, особенно те, на которых изображен Ассурнасирпал II, охотящийся на львов. Во многих сценах также наблюдается явный интерес к отношениям между человеком и животным. На нескольких изображениях король изображен со сверхъестественными существами, состоящими из животных и людей. Все апотропные изображения, украшавшие дверные проемы дворца, представляли собой гибриды человека и животных. В контексте этих апотропных фигур были три основных типа: крылатая фигура с рогатой короной, которая символизировала божественность, крылатая фигура с повязкой на голове из розеток и крылатая человеческая фигура с головой птицы. [ 13 ]
Повторяющаяся тема
[ редактировать ]
Другие популярные темы на рельефах Нимруда включали военные кампании и победы, одержанные ассирийцами. Точнее, это были изображения отношений между ассирийцами и неассирийцами. [ 15 ] Ассирийцев всегда изображали в минуты славы, тогда как неассирийцы находятся в распростертых или скрюченных позах и чаще всего обнаженными. Эти иллюстрации представляли насильственную смерть как наказание за нарушение ассирийских ценностей, а также беспощадное наказание за проступки. Это не только послужило бы четким сигналом для приезжих высокопоставленных лиц из других культур, но и было изначально очевидным предупреждением для ассирийской элиты о том, что может случиться, если они решат бросить вызов царю. [ 15 ]
Неэлитные люди, вероятно, не видели эти рельефы, поскольку их не часто, если вообще когда-либо, допускали во дворец. Элита обычно присутствовала во дворце только во время ритуалов и других дел с королем. Ассирийские женщины, как правило, отсутствуют на всех этих рельефных скульптурах. Скорее всего, это связано с контекстом рельефов, в которых доминировали мужчины. [ 15 ] Единственным исключением из числа женщин, отсутствующих в этих сценах, являются неассирийские женщины, захваченные в рабство во время войны. Обычно это были женщины из элиты других культур, а не из низшего класса. В отличие от того, как изображались пленники-мужчины, женщины на их изображениях не были ни связанными, ни обнаженными. Пленниц чаще всего изображали в нарядах до пола, возможно, с подробно обнаженной частью тела. [ 15 ]
Сайт после раскопок
[ редактировать ]
Не все рельефные скульптуры были вывезены из дворца в Нимруде. Многие из них можно рассматривать в исходном контексте, хотя это сильно ограничено. Многие музеи, в которых в настоящее время выставлены рельефы Нимруда, пытаются воссоздать атмосферу дворца, выставляя их так же, как и их первоначальные места. [ нужна ссылка ]
В ноябре 2014 года сообщалось, что боевики ИГИЛ , Исламского государства Ирака и Леванта, разграбили многие археологические памятники Ирака, в том числе дворец Ашурнасирпала II, и продавали артефакты на черном рынке. По словам Аймена Джавада, исполнительного директора организации «Иракское наследие» (находящейся в Лондоне), «таблички, рукописи и клинописи являются наиболее распространенными предметами торговли, и, к сожалению, это наблюдается в Европе и Америке», — сказал он. «Сотни Незаменимые вещи на миллионы долларов продаются для финансирования террористов». [ 16 ]
Сообщается, что 5 марта 2015 года ИГИЛ начало снос Нимруда. Местный дворец снесли бульдозером. Статуи Ламассу у ворот дворца Ашурнасирпала II были разбиты. [ 17 ]
Текущее расположение рельефов Нимруда
[ редактировать ]

Соединенные Штаты
- Кливлендский художественный музей , Огайо
- Институт искусств Миннеаполиса , Миннесота - Крылатый гений
- Художественный музей Принстонского университета , Нью-Джерси – Крылатый гений
- Художественная галерея Йельского университета , Коннектикут — предметы коллекции
- Восточный институт Чикагского университета , Чикаго - рельеф
- Художественный музей Мида , Амхерст, Массачусетс
- Художественный музей колледжа Уильямс , Уильямстаун, Массачусетс
- Музей изящных искусств, Бостон , Массачусетс
- Бруклинский музей , Нью-Йорк
- Метрополитен-музей , Нью-Йорк — предметы коллекции
- Художественный музей Худа , Ганновер, Нью-Гэмпшир
- Художественный музей Уолтерса , Балтимор, Мэриленд
- Музей изящных искусств, Хьюстон , Техас
- Художественный музей Кимбелла , Форт-Уэрт, Техас
- Художественный музей Сент-Луиса , Миссури
- Художественный музей Нельсона Аткинса , Канзас-Сити, Миссури
- Художественный музей Флеминга , Берлингтон, Вермонт
- Художественный музей колледжа Боудуин , Брансуик, Мэн
- Музеи изящных искусств Сан-Франциско , Дворец Почетного легиона
- Музей искусств округа Лос-Анджелес
Великобритания
- Британский музей , Лондон
- Бристольский музей и художественная галерея , Бристоль
- Музей Фицуильяма , Кембридж
- Национальный музей Шотландии , Эдинбург
- Коллекция Баррелла , Глазго
Европа
- Пергамский музей , Берлин, Германия
- Государственная коллекция египетского искусства , Мюнхен, Германия
- Коллекция скульптур , Дрезден, Германия
- Музей Галуста Гюльбенкяна , Лиссабон, Португалия
- Королевские музеи искусства и истории , Брюссель, Бельгия
Средний Восток
- Музей Басры , Ирак
- Музей Ирака , Багдад, Ирак
- Мосульский музей , Ирак
- Музей Соломонии , Ирак
- Эрбильский музей цивилизации , Ирак
- Музей Басры , Ирак
- Музей Древнего Востока, Стамбульские археологические музеи , Турция
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ру, Жорж (1992). Древний Ирак (Третье изд.). Нью-Йорк: Книги Пингвина. п. 288 . ISBN 0-14-012523-Х .
- ^ «Ашурнасирпал II» .
- ^ «Ашурнасирпал II | царь Ассирии | Британника» . 27 августа 2023 г.
- ^ Клэр, Израиль; Тайлер, Моисей (1897). Библиотека всеобщей истории, том 1 - Древние народы Востока . Нью-Йорк: Р.С. Пил Дж.А. Хилл. п. 151 . Проверено 22 февраля 2018 г.
- ^ Хили, Марк (1991). Древние ассирийцы . Нью-Йорк: Оспри. п. 10.
- ^ Раднер, Карен. История: От зари цивилизации до наших дней . п. 51.
- ^ Перейти обратно: а б с Балаватские ворота Ашурнасирпала II. Лондон, 2008. С Р.Д. Барнеттом, Л.Г. Дэвисом, М.М. Ховардом и CBF Уокером, под редакцией Дж. Э. Кертиса и Н. Таллиса. Издательство Британского музея. academia.edu
- ^ Перейти обратно: а б Балаватские ворота Ашурнасирпала II работы Дж. Э. Кертиса; Н. Таллис , Обзор: Сара К. Мелвилл, Журнал Американского восточного общества, Том. 129, № 3 (июль – сентябрь 2009 г.), стр. 552–554, Опубликовано: Американское восточное общество - (текст на сайте www.researchgate.net)
- ^ Ван де Миеруп, Марк (2016). История Древнего Ближнего Востока ок. 3000–323 гг. До н.э. (3-е изд.). Уайли Блэквелл. п. 246.
- ^ Ван де Миеруп, Марк (2016). История Древнего Ближнего Востока около 3000–323 гг. До н.э. (3-е изд.). Чичестер: Уайли Блэквелл. п. 250.
- ^ Фрам, Экхарт (2017). «Неоассирийский период около 1000–609 гг. До н. э.» в «Спутнике Ассирии» . Джон Уайли и сыновья. п. 170.
- ^ Ван де Миеруп, Марк (2016). История Древнего Ближнего Востока около 3000–323 гг. До н.э. (3-е изд.). Джон Уайли и сыновья. п. 250.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Рассел, Джон Малкольм (1998). «Программа дворца Ассурнасирпала II в Нимруде: вопросы исследования и презентации ассирийского искусства». Американский журнал археологии . Том. 102, нет. 4. С. 655–715.
- ^ Атач, Мехмет-Али (2010). Мифология царства в неоассирийском искусстве . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Перейти обратно: а б с д Чирфарелли, Меган (1998). «Жест и инаковость в искусстве Ашурнасирпала II Ассирии». Художественный вестник . Том. 80, нет. 2. С. 210–228.
- ^ Джанин Ди Джованни; Лия МакГрат Гудман; Дэмиен Шарков (6 ноября 2014 г.). «Как ИГИЛ финансирует свой террор?» . Неделя новостей . Проверено 21 января 2015 г.
- ^ «Бойцы ИГИЛ сносят бульдозером древний ассирийский дворец в Ираке» . Аль Джазира . 5 марта 2015 года . Проверено 6 марта 2015 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бринкман, Дж. А. (1968). Политическая история посткасситской Вавилонии, 1158–722 гг . до н.э. Рим: Библейский институт Понтилициум.
- Чоу, Коннектикут (2020). «Ношение меча в искусстве Ашурнасирпала II: проявления божественной власти» . Ирак . 82 : 73–93. дои : 10.1017/irq.2020.1 . S2CID 225636027 .
- Кроуфорд, Вон Э.; и др. (1980). Ассирийские рельефы и изделия из слоновой кости в Метрополитен-музее: дворцовые рельефы Ассурнасирпала II и резьба по слоновой кости из Нимруда . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 0870992600 .
- Дьюар, Б. (2020). «США ПРОТИВ НИХ: ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАМПАНИИ АШУРНАСИРПАЛА II ПРОТИВ АССИРИЙСКИХ ПОВстанцев В ХАЛЗИЛУХЕ». Ирак . 82 : 111–124. дои : 10.1017/irq.2020.4 . S2CID 225382970 .
- Грейсон, АК (1972). От Тиглатпаласара I до Ашур-Насир-Апли II . Ассирийские царские надписи. Том. 2. Висбаден: Отто Харрасовиц.
- Альберт Кирк Грейсон (1991). Ассирийские правители начала первого тысячелетия до н. э. I (1114–859 до н. э.) . Университет Торонто Пресс.
- Маллоуэн, МЕЛ (1966). Нимруд и его остатки . Лондон: Коллинз.
- Олмстед, Техас (1918). «Расчётливый ужас Ашура Насира Апала» . Журнал Американского восточного общества . 38 : 209–263. дои : 10.2307/592609 . hdl : 2027/pst.000020023782 . JSTOR 592609 .
- Рид, Дж. Э. (1980) [1979]. «Ассирийский архитектурный декор». Багдадские коммуникации . 11.10: 71–87.
- Стернс, Дж. Б. (1961). Рельефы из дворца Ашурнасирпала II . Грац: Эрнст Ф. Вайднер.
Внешние ссылки
[ редактировать ]