Илабрат
Илабрат | |
---|---|
Божественный помощник Ану | |
Главный культовый центр | Ассур |
Илабрат был месопотамским богом , который в некоторых случаях считался суккалом ( божеством-помощником) бога неба Ану . Свидетельства древнеассирийского периода указывают на то, что ему также можно было поклоняться как независимому божеству.
Имя
[ редактировать ]Для имени Илабрата было предложено несколько этимологий, в том числе «благо (земли/города) «Ябрат» (предложено Игнасом Гельбом ) и «бог-покровитель простых людей» (предложено Торкильдом Якобсеном ), но ни одна из них не является общепринятой, и это не уверен, что оно произошло из семитского языка, как предполагается в этих двух случаях. [ 1 ] Некоторые поздние лексические списки связывают элемент - лаб с шумерским словом лабар , «слуга», [ 2 ] в этом контексте рассматривается как синоним суккала , что побудило Франса Виггермана предположить, что имя Илабрата имело шумерское происхождение, [ 3 ] и что гипотетическая старая форма имени могла быть Нин -лабрат. [ 4 ] В большинстве случаев благодаря аккадской грамматике можно с уверенностью определить, что Илабрат считался мужским божеством, но, как утверждает Грегуар Николе, случайные изменения между базовой формой имени и вариантом Иалбра можно сравнить со случаями Кубабат /Кубаба и Хебат /Хеба, где необязательное t было суффиксом женского рода , что, по его мнению, указывало бы на то, что это божество воспринималось как женское, по крайней мере, в северо-запад Месопотамии в древневавилонский период . [ 5 ]
Илабрат и Ниншубур
[ редактировать ]Глосса в списке богов Ан = Анум может указывать на то, что имя Ниншубура могло использоваться как логографическое изображение имени Илабрата. [ 6 ] Франс Виггерманн предполагает, что множество примеров такого использования присутствует в аккадских текстах второго тысячелетия до нашей эры, в которых, по-видимому, Ниншубур рассматривается как мужское божество. [ 7 ] Он указывает, что в текстах третьего тысячелетия до нашей эры пол Ниншубура неизменно женский, если он указан, даже в аккадской царской надписи. [ 7 ] Мнение о том, что мужской Ниншубур в аккадских текстах следует понимать как Илабрат, поддерживается также Джоан Гудник Вестенхольц , [ 8 ] в то время как Поль-Ален Болье признает, что, по крайней мере, в личных именах из Мари, Ниншубур следует читать как Илабрат. [ 9 ] Вероятнее всего, в конце третьего тысячелетия Илабрат (либо аналогичный, либо идентичный мужскому Ниншубуру) и Ниншубур сосуществовали, [ 7 ] хотя источники древневавилонского периода порой уже приравнивают их. [ 10 ] В первом тысячелетии до нашей эры оба они, а также другое подобное божество, Какка , в конечном итоге были затмеваемы Папсуккалом . [ 10 ]
Характер
[ редактировать ]Илабрата иногда считали суккалом ( божественным помощником и посланником) Ану . [ 11 ] В мифе об Адапе он выступает для своего хозяина источником информации о событиях, происходящих на земле. [ 11 ] Подобно Ниншубуру , он также мог выполнять функции суккала божественного собрания . [ 12 ] документах нет никаких указаний на то, что Илабрат считался суккалом какого-либо другого божества Однако в древнеассирийских , где он, по-видимому, действует независимо. [ 13 ]
В роли семейного бога Илабрата можно было бы попросить выступить божественным арбитром в личных конфликтах. [ 14 ] или в качестве свидетеля, [ 15 ] по крайней мере в одном случае рядом с призраками предков. [ 16 ]
Созвездие Орион , известное в древней Месопотамии как Сипазианна. [ 17 ] «истинный пастырь небесный», [ 18 ] считался астральным символом Илабрата, а также Ниншубура и Папсуккала. [ 17 ]
Птица, возможно, названная в честь Илабрата, иллабара. должен , который согласно месопотамским текстам обитал в горных условиях, был связан с Нергалом . [ 1 ]
Поклонение
[ редактировать ]Есть свидетельства как из Вавилонии , так и из Вавилонии. [ 19 ] и Ассирия для поклонения Илабрату как семейному богу в частной сфере. [ 20 ] Например, некий Ибби-Илабрат из Мальгиума называл себя «слугой Илабрата и Ушму », [ 21 ] в то время как в одном древневавилонском письме Илабрата молят о помощи вместе с Нинсианной . [ 19 ] Многие свидетельства известны также из древнеассирийских источников. [ 22 ] В документе из Канеша , старой ассирийской торговой колонии в Анатолии , упоминается, что золотой солнечный диск должен был быть изготовлен в этом городе и доставлен в Ассур в качестве подношения по обету Илабрату. [ 23 ]
Из-за возможности того, что имя Ниншубура использовалось в качестве логограммы для обозначения имени Илабрата, в некоторых случаях может быть трудно определить, какое из этих двух божеств имелось в виду, и в результате неизвестно, в каких городах божество называлось Ниншубур. поклонялись в старовавилонский период, были культовыми центрами Илабрата. [ 17 ] К таким местам относятся Ларса , Мальгий, Мари , Неребтум , а в более поздние периоды Киш и Вавилон . также [ 17 ] Кроме того, недалеко от Нузи существовал город, названный в честь Илабрата . [ 1 ]
Есть некоторые свидетельства того, что, хотя Папсуккал стал доминирующим божеством-посланником в первом тысячелетии до нашей эры, Илабрату все еще поклонялись в Ассуре, а также в Вавилоне или Борсиппе . [ 1 ]
Известны многочисленные теофорные имена, призывающие Илабрата, например Ибби-Илабрат, [ 20 ] Илабрат-бани, [ 14 ] Илабрат-дунни, Шу-Илабрат и Шат-Илабра (написание без буквы известно из марийского). [ 13 ] В Сиппаре Илабрат хорошо известен по личным именам, но, по-видимому, в этом городе не было официального культа. [ 24 ]
За пределами Месопотамии
[ редактировать ]Илабрат, очевидно, засвидетельствован в единственном заклинании из Угарита , KTU 1.128, в котором он действует как посланник местного бога Эла . [ 25 ]
В так называемом ритуале бабилили но известном только по корпусу хурро - хеттских текстов из Хаттусы , Илабрат выступает как суккал Пиникира , написанном на аккадском языке , , [ 26 ] в этом контексте отождествляется с Иштар , хотя ее называют « эламской богиней». [ 27 ]
Мифология
[ редактировать ]Илабрат появляется как слуга Ану в мифе об Адапе , где он объясняет своему хозяину, что одноименный главный герой — смертный человек, ответственный за то, что сломал крыло персонифицированного Южного Ветра , который в результате не мог дуть в течение семи дней. [ 28 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Виггерманн 1998 , с. 492.
- ^ Виггерманн 1988 , с. 231.
- ^ Виггерманн 1987 , с. 17.
- ^ Виггерманн 1988 , с. 237.
- ^ Николет 2022 , с. 18.
- ^ Litke 1998 , p. 27.
- ^ Jump up to: а б с Виггерманн 1998 , с. 491.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 94.
- ^ Болье 1992 , с. 74.
- ^ Jump up to: а б Болье 1992 , с. 64.
- ^ Jump up to: а б Хандли 2013 , с. 91.
- ^ Виггерманн 1998 , с. 496.
- ^ Jump up to: а б Винхоф 2018 , с. 74.
- ^ Jump up to: а б Винхоф 2018 , с. 66.
- ^ Винхоф 2018 , с. 68.
- ^ Винхоф 2018 , с. 71.
- ^ Jump up to: а б с д Виггерманн 1998 , с. 500.
- ^ Горовиц и Ольснер 1997 , с. 179.
- ^ Jump up to: а б Винхоф 2018 , с. 55.
- ^ Jump up to: а б Винхоф 2018 , с. 58.
- ^ Виггерманн 1998 , с. 493.
- ^ Винхоф 2018 , с. 73.
- ^ Винхоф 2018 , с. 77.
- ^ Харрис 1975 , с. 153.
- ^ Якубович 2010 , с. 394.
- ^ Бекман 2010 , с. 116.
- ^ Бекман 2010 , с. 112.
- ^ Фостер 1996 , с. 431.
Библиография
[ редактировать ]- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . Академическое издательство Фрибура. ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Болье, Поль-Ален (1992). «Античная теология в селевкидском Уруке» . Акта Шумерология . 14 . Проверено 23 апреля 2022 г.
- Бекман, Гэри (2010). «Месопотамские предшественники «вавилонского ритуала» из Богазкея?» . VII. Материалы Международного конгресса хеттитологов: Чорум 25-31 августа 2008 г. = Акты VII Международного конгресса хиттитологов: Чорум, 25-31 августа 2008 г. Анкара. hdl : 2027.42/84329 . ISBN 978-605-363-764-6 . ОСЛК 874009491 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Фостер, Бенджамин (1996). Перед музами: антология аккадской литературы . Потомак, Мэриленд: CDL Press. ISBN 1-883053-23-4 . OCLC 34149948 .
- Харрис, Ривка (1975). Древний Сиппар: демографическое исследование древневавилонского города, 1894–1595 гг. До н.э. Издано Голландским историко-археологическим институтом в Стамбуле. Нидерландский историко-археологический институт . Проверено 23 апреля 2022 г.
- Горовиц, Уэйн; Ольснер, Иоахим (1997). «Каталог 30 звезд HS 1897 и Поздняя параллель BM 55502» . Архив востоковедения . 44/45. Архив восточных исследований (AfO) / Институт востоковедения: 176–185. ISSN 0066-6440 . JSTOR 41670126 . Проверено 21 апреля 2022 г.
- Хандли, Майкл Б. (2013). «Здесь Бог, Там Бог: Исследование Божественного в Древней Месопотамии» . Altorientalische Forschungen . 40 (1). Де Грютер. дои : 10.1524/aof.2013.0005 . ISSN 2196-6761 . S2CID 170975530 .
- Литке, Ричард Л. (1998). Реконструкция списков ассиро-вавилонских богов, AN: д А-ну-ум и АН:Ануша Амели (PDF) . Нью-Хейвен: Йельская вавилонская коллекция. ISBN 978-0-9667495-0-2 . OCLC 470337605 .
- Николе, Грегуар (2022). «Старые вавилонские списки богов в ретроспективе: новое издание TH 80.112» . Сирия (99). Открытое издание: 9–78. дои : 10.4000/syria.14285 . ISSN 0039-7946 .
- Винхоф, Клаас Р. (2018). «Семейный Бог в древневавилонских и особенно в древнеассирийских источниках» . Revue d'assyriologie et d'archéologie orientale (112): 49–90. дои : 10.3917/сборка.112.0049 . ISSN 0373-6032 . Проверено 23 апреля 2022 г.
- Виггерманн, Франс AM (1987). «Посох Ниншубуры: Исследования вавилонской демонологии II» . Экс Ориенте Люкс . 29 . БРИЛЛ.
- Виггерманн, Франс AM (1988). «Непризнанный синоним шумерского суккала, «Визирь» » . Журнал ассириологии и ближневосточной археологии . 78 (2). Вальтер де Грюйтер ГмбХ. дои : 10.1515/zava.1988.78.2.225 . ISSN 0084-5299 . S2CID 161099846 .
- Виггерманн, Франс А.М. (1998), «Нин-шубур» , Reallexikon der Assyriologie , получено 21 апреля 2022 г.
- Якубович, Илья (2010). «Западносемитский бог Эль в анатолийской иероглифической передаче» . Pax Hethitica: исследования хеттов и их соседей в честь Итамара Зингера . Висбаден. ISBN 978-3-447-06119-3 . OCLC 646006786 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )