Муати
Муати | |
---|---|
Генеалогия | |
Супруг | Наная |
Муати был месопотамским богом . Его персонаж малоизвестен. источниках он считался супругом Наная В древневавилонских . Позже он был синкретизирован с Набу , который, вероятно, по этой причине стал ассоциироваться с Наная. Муати засвидетельствован в стихотворении времен правления Аби-Эшуха , в котором его умоляют выступить посредником со своей женой от имени этого правителя. Кроме того, он упоминается в единственном тексте из Исина , возможно, в документе из Ларсы , а также в списке богов, причисляющем его к божествам Урука .
Характер
[ редактировать ]Характер Муати плохо изучен, хотя известно, что он считался супругом Наная . [ 1 ] По мнению Джиоле Зиса, не исключено, что ее безымянным партнером в любовных заклинаниях, где они указаны параллельно с парами Инанной и Думузи и Ишхарой и Альману, мог быть Муати. [ 2 ] Начиная с правления Мардука-апла-иддина I , Наная могла вместо этого ассоциироваться с Набу . [ 3 ] Поскольку Набу и Муати в какой-то момент стали отождествлять, возможно, между ними перенеслась супружеская связь с Наная. [ 4 ] В первом тысячелетии до нашей эры Муати фактически было альтернативным именем Набу. [ 1 ] Мартен Стол рассматривает Муати и Набу как взаимозаменяемые слова в своем обсуждении божеств, связанных с Наная уже в древневавилонский период . [ 5 ] но Франческо Помпонио [ 6 ] и Уилфред Дж. Ламберт подчеркивают, что поначалу они, скорее всего, были полностью разделены. [ 7 ] Они появляются в отдельных разделах списка богов An = Anum , без каких-либо указаний на смешение, но в более позднем списке они приравниваются An = Anu ša amēli . [ 8 ]
Ан = Этот язык называет Муати «Набу Дилмуна ». [ 9 ] Эббе Эгеде Кнудсен на этом основании предположил связь между ним и личным именем жителя Дильмуна ме-а-ти-а-ну-ум . [ 10 ] Однако Халед ан-Нашеф пришел к выводу, что запись в списке богов, связывающая Муати с Дилмуном, скорее всего, является древней ошибкой, и указывает на существование множества других списков, обозначающих дильмунитское божество Энзаг как «Набу Дилмуна». [ 11 ] Он также заявил, что из-за отсутствия доказательств ме-а-ти-а-ну-ум не может считаться примером теофорного имени, вызывающего Муати. [ 12 ] Дэниел Т. Поттс также считает эту связь сомнительной. [ 13 ] Райан Д. Уинтерс аналогичным образом приходит к выводу, что связь между Муати и Дилмуном в An = Anu ša amēli, вероятно, является древней ошибкой. [ 14 ]
Поклонение
[ редактировать ]Стихотворение, посвященное отношениям между Муати и Наная, известное только в одном экземпляре, умоляет его заступиться перед ней от имени Аби-Эшуха , царя Вавилона между 1711 и 1684 годами до нашей эры. [ 15 ] Предположительно оно было составлено во время его правления. [ 16 ] По словам Оге Вестенхольца и Джоан Гудник Вестенхольц , Муати дополнительно засвидетельствован в единственном тексте из древневавилонской Ларсы то, что изображающая его статуя стояла в местном храме Наная , который может указывать на . [ 17 ] Однако Доминик Шарпен выразил сомнения по поводу восстановления теонима и, следовательно, по поводу поклонения Муати в Ларсе. [ 18 ] Единственное упоминание о нем было также обнаружено в до сих пор неопубликованном тексте Исина . [ 17 ] Во фрагментарном списке древневавилонских богов (НДС 6563) он появляется среди божеств, связанных с Уруком, рядом с Наная. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Болье 2003 , с. 186.
- ^ Зиса 2021 , с. 434.
- ^ Болье 2003 , стр. 185–186.
- ^ Шмидтхен 2018 , с. 326.
- ^ Stol 1998 , p. 148.
- ^ Jump up to: а б Помпонио 1998 , стр. 21.
- ^ Ламберт 2013 , с. 275.
- ^ Ламберт и Уинтерс 2023 , с. 29.
- ^ Аль-Нашеф 2012 , стр. 346–347.
- ^ Кнудсен 1982 , с. 17.
- ^ Аль-Нашеф 2012 , с. 347.
- ^ Аль-Нашеф 2012 , с. 352.
- ^ Поттс 1983 , с. 43.
- ^ Ламберт и Уинтерс 2023 , с. 261.
- ^ Фостер 2005 , с. 160.
- ^ Зиса 2021 , с. 139.
- ^ Jump up to: а б Вестенхольц и Вестенхольц 2006 , с. 15.
- ^ Чарпен 2007 , с. 165.
Библиография
[ редактировать ]- Аль-Нашеф, Халед (2012) [1986]. «Божества Дильмуна» . В Аль-Халифе — шейха Хайя Али; Райс, Майкл (ред.). Бахрейн сквозь века: археология . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-136-14178-2 . Проверено 12 октября 2023 г.
- Болье, Поль-Ален (2003). Пантеон Урука в нововавилонский период . Лейден Бостон: Брилл СТИКС. ISBN 978-90-04-13024-1 . OCLC 51944564 .
- Шарпен, Доминик (2007). «Библиографические хроники 10. Палеовавилонская экономика, общество и институты: новые источники, новые подходы» . Обзор ассириологии и восточной археологии (на французском языке). 101 (1). КЭРН: 147–182. дои : 10.3917/сборка.101.0147 . ISSN 0373-6032 .
- Фостер, Бенджамин Р. (2005). Перед музами: Антология аккадской литературы . Бетесда, Мэриленд: CDL Press. ISBN 1-883053-76-5 . OCLC 57123664 .
- Кнудсен, Эббе Эгеде (1982). «Анализ амореев: обзорная статья». Журнал клинописных исследований . 34 (1–2). Издательство Чикагского университета: 1–18. дои : 10.2307/1359989 . ISSN 0022-0256 .
- Ламберт, Уилфред Г. (2013). Вавилонские мифы о сотворении мира . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-861-9 . OCLC 861537250 .
- Ламберт, Уилфред Г.; Уинтерс, Райан Д. (2023). An = Anum и связанные списки . Мор Зибек. дои : 10.1628/978-3-16-161383-8 . ISBN 978-3-16-161383-8 .
- Помпонио, Франческо (1998), «Набу А. Филологический» , Reallexikon der Assyriologie , получено 12 октября 2023 г.
- Поттс, Дэниел Т. (1983). Дилмун: новые исследования в археологии и ранней истории Бахрейна . Вклад Берлина на Ближний Восток. Д. Реймер Верлаг. ISBN 978-3-496-00744-9 . Проверено 12 октября 2023 г.
- Шмидтхен, Эрик (2018). «Издание каталога Эсагил-кин-апли серий Сакикку (SA.GIG) и Аламдимму». Каталоги ассирийских и вавилонских научных текстов . Де Грютер. стр. 313–334. дои : 10.1515/9781501504914-011 . ISBN 978-1-5015-0491-4 .
- Стол, Мартен (1998), "Nanaja" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 12 октября 2023 г.
- Вестенхольц, Джоан Гудник; Вестенхольц, Оге (2006). Клинописные надписи в коллекции Музея библейских земель в Иерусалиме: старые вавилонские надписи . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-474-0838-3 . OCLC 320326253 .
- Зиса, Джоэле (2021). Утрата мужского сексуального желания в Древней Месопотамии . Де Грютер. дои : 10.1515/9783110757262 . ISBN 978-3-11-075726-2 . S2CID 243923454 .