Jump to content

Мар-бьет

Мар-бьет
Бог-воин
Главный культовый центр Мальгий , Дер , Борсиппа

Мар-бити был месопотамским богом . Хотя его характер в целом малоизвестен, все согласны с тем, что его считали воинственным. Он мог быть связан с такими божествами, как Наная , Набу или различными членами местных пантеонов Дер и Борсиппа . Хотя он уже засвидетельствован в надписи касситского периода , большинство свидетельств о нем относятся к первому тысячелетию до нашей эры. Первоначально ему поклонялись в Мальгиуме и Дере в восточной Месопотамии , но его существование также засвидетельствовано в Борсиппе, Вавилоне и Калху . В известных текстах упоминается ряд посвященных ему храмов, но их церемониальные названия в большинстве случаев остаются неизвестными. Два царя Вавилонии носили теофорные имена , взывая к нему: Мар-бити-апла-ушур и Мар-бти-адхе-идинна .

Имя и характер

[ редактировать ]

Теоним Мар-бити ( д ДУМУ- Да , д A-É) можно буквально перевести как «сын дома», хотя последний знак в этом контексте вместо этого относится к храму. [ 1 ] В связи с тем, что в известных источниках это имя встречается в связи с аналогичным кругом божеств независимо от города, предполагается, что существовал только один бог по имени Мар-бити. [ 2 ]

Характер Марбити малоизвестен, хотя все согласны с тем, что его считали воинственным божеством. [ 3 ] Его можно было бы охарактеризовать как «ужасающего герой». [ 4 ] Навуходоносор II в надписи, подчеркивающей эту функцию, называет его «господином, ломающим оружие моего врага». [ 5 ] Ритуальные тексты указывают на то, что он был вооружен луком, стрелами и колчаном. [ 6 ] В астрономическом комментарии говорится, что звезда, известная как Харроу, была «оружием Марбити, внутри которого можно видеть подземные воды» ( мул.гиш ГАН.УР гиш ТУКУЛЬша д А-Эша ина либ-би-шу АБЗУ ИГИ.КАР). [ 7 ] Не исключено, что это астральное тело можно найти в восточной части созвездия Вела . [ 8 ]

Возможное изображение Марбити было обнаружено на стеле из Борсиппы (ВаС 1 36), датированной правлением Набу-шума-ишкуна . [ 9 ] Две богини, изображенные на нем рядом с мужской фигурой, которая предположительно представляет его, могут быть Наная и Сутиту . [ 10 ]

Ассоциации с другими божествами

[ редактировать ]

И в Борсиппе , и в Дер Марбити ассоциировался с Наная , Белет-балати и Куруниту. [ 2 ] В текстах, относящихся к первому из этих городов, он также появляется вместе с членами двора Наная, такими как Лисин и Усур-амассу . [ 11 ] Единственный текст связывает его с Сутиту . [ 12 ] одна из богинь, впервые засвидетельствованных в первом тысячелетии до нашей эры, которая представляла определенные этнические или языковые группы (в данном случае Сутеан ). [ 13 ] По словам Джоан Гудник Вестенхольц , группа, состоящая из этих двух божеств и Наная, засвидетельствована как «особая часть местного пантеона Борсиппы». [ 10 ]

В Вавилоне и Борсиппе Марбити считалась членом круга Набу . [ 14 ] Та же связь засвидетельствована и в ассирийских источниках, касающихся почитания последнего бога в Калху . [ 2 ] В одном тексте из этого города он может упоминаться как «великий визирь» Набу ( меньше СУККАЛ ГАЛ- инша д МУАТИ ). [ 5 ] По словам Франческо Помпонио, эта связь возникла, когда Набу приобрел известность в месопотамском пантеоне . [ 15 ]

Рафаэль Кутшер предположил, что две ипостаси Мар-бити, упомянутые в тексте времен правления Шамши-Адада V , Мар-бити-ша-пан-бити («перед домом») [ 2 ] ) и Мар-бити-ша-бирит-нари («посреди реки» [ 2 ] ), может соответствовать более ранним Дан-битум и Рашуббитум, [ 16 ] два льва, статуи которых были установлены у входа в храм Улмашитум в Мальгиуме во время правления местного короля Такил-илишшу. [ 17 ] Однако Манфред Креберник считает это предложение неправдоподобным. [ 2 ]

Поклонение

[ редактировать ]

Хотя единственная вотивная надпись, в которой упоминается Мар-бити (неизвестного происхождения ), датируется касситским периодом , [ 18 ] большинство известных свидетельств существования этого бога относятся к первому тысячелетию до нашей эры. [ 1 ] Единственное древневавилонское упоминание, упомянутое в ряде старых ассириологических публикаций, теперь считается ошибочным прочтением, и вместо этого, скорее всего, имелось в виду Илаба . [ 5 ]

Главными культовыми центрами Мар-бити были Мальгий и Дер, расположенные в непосредственной близости друг от друга в восточной части Месопотамии . [ 14 ] В бывшем городе он, по-видимому, был главным местным богом в неоассирийский период . [ 16 ] хотя древневавилонская надпись указывает, что его божествами-покровителями были Эа и Дамкина. [ 19 ] Манфред Креберник предварительно предполагает, что Марбити мог зародиться в Мальгиуме, но его культ в какой-то момент был перенесен в Дер. [ 2 ] Во время правления Шамши-Адада V ассирийские войска напали на этот город и унесли статую Марбити вместе со статуями других местных божеств, таких как Иштаран , Уркитту и Саекуд из Бубе. [ 20 ] Его вернул Ашурбанипал , и в одной из надписей этого царя Мар-бити упоминается среди божеств, привезенных в только что отстроенную Эдимгалкаламму, [ 21 ] «дом, великая связь земли», храм Иштарана. [ 22 ] В административном тексте времен правления Саргона II упоминается, что священник- сангу из Марбити присутствовал в Дере. [ 2 ]

Еще одним восточным городом, где, возможно, почитали Марбити, была Эшнунна . [ 14 ] Комментарий к «Энума Элиш» , известный по копиям из Ассура седьмого века до нашей эры и из библиотеки Ашшурбанипала (расположенной в Ниневии ), [ 23 ] намекает на «Мар-бити Эшнунны». [ 24 ] и упоминает посвящённый ему культовый расы ( лисму ), но других свидетельств того, что он был членом местного пантеона, нет. [ 14 ]

По крайней мере, со времен правления Набу-шума-ишкуна Мар-бити также поклонялись в Борсиппе , где он впервые упоминается в надписи на кудурру (пограничном камне) этого периода. [ 2 ] В нововавилонский период ночное бдение . в расположенном там его храме трижды в год совершалось [ 25 ] Восстановление этого молитвенного дома упоминается в надписях Навуходоносора II . [ 26 ] но его церемониальное название неизвестно. [ 27 ] В колофонах текстов парфянского периода , а также в неопубликованном гимне городу Борсиппа упоминается храм под названием Эмахгирзал, «возвышенный дом радости», который находился в непосредственной близости либо от этого города, либо от Вавилона. [ 28 ] Храм расположен в самом сердце Борсиппы по проекту Росио Да Рива и Джанлуки Галетти. [ 3 ] В Вавилоне Марбити поклонялись в храмовом комплексе Эсагиль . [ 2 ] Кроме того, согласно табличке BM 41239, религиозному календарю, святилище Мандану в Вавилоне было остановкой в ​​процессии Марбити и Нинурты из Борсиппы в Киш , которая происходила в месяце Шабату. [ 29 ] В Илипе также существовал посвященный ему храм. [ 26 ] Он упоминается в тексте BM 77433, нововавилонском или более позднем списке храмов, расположенных в Вавилоне и близлежащих небольших поселениях. [ 30 ] Его церемониальное название в этом источнике не указано. [ 31 ]

В формуле клятвы Калху времен правления Синшаришкуна Мар-бити упоминается в контексте, указывающем, что ему также поклонялись в Ассирии вместе с Набу, как и в Борсиппе. [ 2 ]

Примеры теофорных имен, вызывающих Мар-бити, известны из Вавилонии, в том числе имена царей Мар-бити-апла-ушур (который, вероятно, происходил из восточной Месопотамии) и Мар-бти-адхе-идинна . [ 2 ]

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0918108aa719ae6ff09880142a0a4a2f__1697129760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/09/2f/0918108aa719ae6ff09880142a0a4a2f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mār-bīti - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)