Мар-бьет
Мар-бьет | |
---|---|
Бог-воин | |
Главный культовый центр | Мальгий , Дер , Борсиппа |
Мар-бити был месопотамским богом . Хотя его характер в целом малоизвестен, все согласны с тем, что его считали воинственным. Он мог быть связан с такими божествами, как Наная , Набу или различными членами местных пантеонов Дер и Борсиппа . Хотя он уже засвидетельствован в надписи касситского периода , большинство свидетельств о нем относятся к первому тысячелетию до нашей эры. Первоначально ему поклонялись в Мальгиуме и Дере в восточной Месопотамии , но его существование также засвидетельствовано в Борсиппе, Вавилоне и Калху . В известных текстах упоминается ряд посвященных ему храмов, но их церемониальные названия в большинстве случаев остаются неизвестными. Два царя Вавилонии носили теофорные имена , взывая к нему: Мар-бити-апла-ушур и Мар-бти-адхе-идинна .
Имя и характер
[ редактировать ]Теоним Мар-бити ( д ДУМУ- Да , д A-É) можно буквально перевести как «сын дома», хотя последний знак в этом контексте вместо этого относится к храму. [ 1 ] В связи с тем, что в известных источниках это имя встречается в связи с аналогичным кругом божеств независимо от города, предполагается, что существовал только один бог по имени Мар-бити. [ 2 ]
Характер Марбити малоизвестен, хотя все согласны с тем, что его считали воинственным божеством. [ 3 ] Его можно было бы охарактеризовать как «ужасающего герой». [ 4 ] Навуходоносор II в надписи, подчеркивающей эту функцию, называет его «господином, ломающим оружие моего врага». [ 5 ] Ритуальные тексты указывают на то, что он был вооружен луком, стрелами и колчаном. [ 6 ] В астрономическом комментарии говорится, что звезда, известная как Харроу, была «оружием Марбити, внутри которого можно видеть подземные воды» ( мул.гиш ГАН.УР гиш ТУКУЛЬша д А-Эша ина либ-би-шу АБЗУ ИГИ.КАР). [ 7 ] Не исключено, что это астральное тело можно найти в восточной части созвездия Вела . [ 8 ]
Возможное изображение Марбити было обнаружено на стеле из Борсиппы (ВаС 1 36), датированной правлением Набу-шума-ишкуна . [ 9 ] Две богини, изображенные на нем рядом с мужской фигурой, которая предположительно представляет его, могут быть Наная и Сутиту . [ 10 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]И в Борсиппе , и в Дер Марбити ассоциировался с Наная , Белет-балати и Куруниту. [ 2 ] В текстах, относящихся к первому из этих городов, он также появляется вместе с членами двора Наная, такими как Лисин и Усур-амассу . [ 11 ] Единственный текст связывает его с Сутиту . [ 12 ] одна из богинь, впервые засвидетельствованных в первом тысячелетии до нашей эры, которая представляла определенные этнические или языковые группы (в данном случае Сутеан ). [ 13 ] По словам Джоан Гудник Вестенхольц , группа, состоящая из этих двух божеств и Наная, засвидетельствована как «особая часть местного пантеона Борсиппы». [ 10 ]
В Вавилоне и Борсиппе Марбити считалась членом круга Набу . [ 14 ] Та же связь засвидетельствована и в ассирийских источниках, касающихся почитания последнего бога в Калху . [ 2 ] В одном тексте из этого города он может упоминаться как «великий визирь» Набу ( меньше СУККАЛ ГАЛ- инша д МУАТИ ). [ 5 ] По словам Франческо Помпонио, эта связь возникла, когда Набу приобрел известность в месопотамском пантеоне . [ 15 ]
Рафаэль Кутшер предположил, что две ипостаси Мар-бити, упомянутые в тексте времен правления Шамши-Адада V , Мар-бити-ша-пан-бити («перед домом») [ 2 ] ) и Мар-бити-ша-бирит-нари («посреди реки» [ 2 ] ), может соответствовать более ранним Дан-битум и Рашуббитум, [ 16 ] два льва, статуи которых были установлены у входа в храм Улмашитум в Мальгиуме во время правления местного короля Такил-илишшу. [ 17 ] Однако Манфред Креберник считает это предложение неправдоподобным. [ 2 ]
Поклонение
[ редактировать ]Хотя единственная вотивная надпись, в которой упоминается Мар-бити (неизвестного происхождения ), датируется касситским периодом , [ 18 ] большинство известных свидетельств существования этого бога относятся к первому тысячелетию до нашей эры. [ 1 ] Единственное древневавилонское упоминание, упомянутое в ряде старых ассириологических публикаций, теперь считается ошибочным прочтением, и вместо этого, скорее всего, имелось в виду Илаба . [ 5 ]
Главными культовыми центрами Мар-бити были Мальгий и Дер, расположенные в непосредственной близости друг от друга в восточной части Месопотамии . [ 14 ] В бывшем городе он, по-видимому, был главным местным богом в неоассирийский период . [ 16 ] хотя древневавилонская надпись указывает, что его божествами-покровителями были Эа и Дамкина. [ 19 ] Манфред Креберник предварительно предполагает, что Марбити мог зародиться в Мальгиуме, но его культ в какой-то момент был перенесен в Дер. [ 2 ] Во время правления Шамши-Адада V ассирийские войска напали на этот город и унесли статую Марбити вместе со статуями других местных божеств, таких как Иштаран , Уркитту и Саекуд из Бубе. [ 20 ] Его вернул Ашурбанипал , и в одной из надписей этого царя Мар-бити упоминается среди божеств, привезенных в только что отстроенную Эдимгалкаламму, [ 21 ] «дом, великая связь земли», храм Иштарана. [ 22 ] В административном тексте времен правления Саргона II упоминается, что священник- сангу из Марбити присутствовал в Дере. [ 2 ]
Еще одним восточным городом, где, возможно, почитали Марбити, была Эшнунна . [ 14 ] Комментарий к «Энума Элиш» , известный по копиям из Ассура седьмого века до нашей эры и из библиотеки Ашшурбанипала (расположенной в Ниневии ), [ 23 ] намекает на «Мар-бити Эшнунны». [ 24 ] и упоминает посвящённый ему культовый расы ( лисму ), но других свидетельств того, что он был членом местного пантеона, нет. [ 14 ]
По крайней мере, со времен правления Набу-шума-ишкуна Мар-бити также поклонялись в Борсиппе , где он впервые упоминается в надписи на кудурру (пограничном камне) этого периода. [ 2 ] В нововавилонский период ночное бдение . в расположенном там его храме трижды в год совершалось [ 25 ] Восстановление этого молитвенного дома упоминается в надписях Навуходоносора II . [ 26 ] но его церемониальное название неизвестно. [ 27 ] В колофонах текстов парфянского периода , а также в неопубликованном гимне городу Борсиппа упоминается храм под названием Эмахгирзал, «возвышенный дом радости», который находился в непосредственной близости либо от этого города, либо от Вавилона. [ 28 ] Храм расположен в самом сердце Борсиппы по проекту Росио Да Рива и Джанлуки Галетти. [ 3 ] В Вавилоне Марбити поклонялись в храмовом комплексе Эсагиль . [ 2 ] Кроме того, согласно табличке BM 41239, религиозному календарю, святилище Мандану в Вавилоне было остановкой в процессии Марбити и Нинурты из Борсиппы в Киш , которая происходила в месяце Шабату. [ 29 ] В Илипе также существовал посвященный ему храм. [ 26 ] Он упоминается в тексте BM 77433, нововавилонском или более позднем списке храмов, расположенных в Вавилоне и близлежащих небольших поселениях. [ 30 ] Его церемониальное название в этом источнике не указано. [ 31 ]
В формуле клятвы Калху времен правления Синшаришкуна Мар-бити упоминается в контексте, указывающем, что ему также поклонялись в Ассирии вместе с Набу, как и в Борсиппе. [ 2 ]
Примеры теофорных имен, вызывающих Мар-бити, известны из Вавилонии, в том числе имена царей Мар-бити-апла-ушур (который, вероятно, происходил из восточной Месопотамии) и Мар-бти-адхе-идинна . [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Креберник 1987 , с.355.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Креберник 1987 , с. 356.
- ^ Перейти обратно: а б Да Рива и Галетти 2018 , с. 221.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 281.
- ^ Перейти обратно: а б с Креберник 1987 , с. 357.
- ^ Рива и Галетти 2018 , стр. 107-1. 221–222.
- ^ Wee 2016 , с. 167.
- ^ Wee 2016 , с. 157.
- ^ Вестенхольц 2014 , с. 178.
- ^ Перейти обратно: а б Вестенхольц 2014 , с. 180.
- ^ Рива и Галетти 2018 , с. 216.
- ^ Садок и Садок 2005 , с. 643.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 104.
- ^ Перейти обратно: а б с д Фрам и Хименес 2015 , с. 326.
- ^ Помпонио 1998 , с. 21.
- ^ Перейти обратно: а б Кучер 1987 , с. 304.
- ^ Кучер 1987 , с. 301.
- ^ Варфоломей 2017 , с. 259.
- ^ Кучер 1987 , с. 303.
- ^ Фрам 2009 , с. 52.
- ^ Фрам 2009 , стр. 57.
- ^ Джордж 1993 , с. 76.
- ^ Фрам и Хименес 2015 , с. 298.
- ^ Фрам и Хименес 2015 , с. 312.
- ^ Крул 2018 , с. 129.
- ^ Перейти обратно: а б Джордж 1993 , с. 167.
- ^ Джордж 1993 , с. 61.
- ^ Джордж 1993 , с. 121.
- ^ Джордж 1992 , с. 304.
- ^ Джордж 1992 , с. 222.
- ^ Джордж 1992 , с. 225.
Библиография
[ редактировать ]- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Бартельмус, Алекса (2017). «Боги касситского периода. Анализ их появления в современных текстовых источниках». Кардуняш. Вавилония под властью касситов . Де Грютер. дои : 10.1515/9781501503566-011 .
- Да Рива, Росио; Галетти, Джанлука (2018). «Два храмовых ритуала из Вавилона» . Журнал клинописных исследований . 70 (1). Издательство Чикагского университета: 189–227. дои : 10.5615/jcunestud.70.2018.0189 . ISSN 0022-0256 .
- Фрам, Экхарт (2009). «Ассурбанипал в Дере» . В Луукко, Микко; Свард, Саана; Маттила, Райя (ред.). О богах, деревьях, королях и учёных: Неоассирийские и родственные ему исследования в честь Симо Парполы . Хельсинки. ISBN 978-951-9380-72-8 . OCLC 434869052 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Фрам, Эккарт; Хименес, Энрике (2015). «Миф, ритуал и интерпретация. Комментарий к Энуме Элишу I-VII и комментарий к эламским названиям месяцев» . Еврейская Библия и Древний Израиль . 4 (3). Мор Зибек. дои : 10.1628/219222715x14507102280856 . ISSN 2192-2276 .
- Джордж, Эндрю Р. (1992). Вавилонские топографические тексты . Ориенталия Лованиенсия аналекта. Кафедра ориентализма. ISBN 978-90-6831-410-6 . Проверено 4 ноября 2022 г.
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Креберник, Манфред (1987), «Мар-бити» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 4 ноября 2022 г.
- Круль, Юлия (2018). Возрождение культа Ану и ночная огненная церемония в поздневавилонском Уруке . Брилл. дои : 10.1163/9789004364943_004 . ISBN 9789004364936 .
- Кучер, Рафаэль (1987), «Мальгий» , Reallexikon der Assyriologie , получено 4 ноября 2022 г.
- Помпонио, Франческо (1998), «Набу А. Филологический» , Reallexikon der Assyriologie , получено 4 ноября 2022 г.
- Ви, Джон З. (2016). «Поздневавилонский астральный комментарий к обращению Мардука к демонам» . Журнал ближневосточных исследований . 75 (1). Издательство Чикагского университета: 127–167. дои : 10.1086/684845 . ISSN 0022-2968 . S2CID 163333166 .
- Вестенхольц, Джоан Гудник (2014). «Торговля символами богини Наная». Религия и торговля . Брилл. стр. 167–198. дои : 10.1163/9789004255302_008 . ISBN 9789004255302 .
- Садок, Ран; Садок, Тиква (2005). «Вклад в нео/поздневавилонскую документацию». В Сефати, Ицхак (ред.). Опытный писец, который ничем не пренебрегает: древние ближневосточные исследования в честь Якоба Кляйна . Бетесда, доктор медицины. ISBN 1-883053-83-8 . OCLC 56414097 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )