Ульмашиты
Ульмашиты | |
---|---|
Богиня-воин | |
Главный культовый центр | Часы , Мальгий |
Ульмашитум была месопотамской богиней , считавшейся воинственной. Ее имя произошло от (Э-)Ульмаша, храма в городе Аккад, посвященного Иштар . Ее обычно ассоциировали с Аннунитумом , и во многих текстах они появляются как пара. Хотя она возникла в северной Месопотамии , в период Ура III она лучше всего засвидетельствована в Уре , хотя позже ей также поклонялись в Мальгиуме .
Имя и характер
[ редактировать ]Теоним , Улмашитум происходит от (Э-)Улмаш [ 1 ] название храма Иштар , расположенного в городе Аккад . [ 2 ] Поль-Ален Болье отмечает, что так же, как и в случаях с Э-Месламом (храм Нергала в Куте ) и Э-Шумешей (храм Нинурты в Ниппуре ), элемент Улмаш засвидетельствован в теофорных именах , хотя это может просто указывать что сами храмы считались божественными, а не то, что культ их засвидетельствованного божественного обитателя был навязан другому божеству, сохраненному во имя сооружения. [ 3 ] Теофорные имена троих детей Нарам-Сина включают элемент Ульмаш: Укин-улмаш, Наби-улмаш и МЭ-улмаш. [ 4 ]
Другие молитвенные дома, носившие имя Эулмаш, существовали в Сиппаре и Уруке . [ 5 ] Первый был посвящен Аннунитис , [ 2 ] его следует отличать от Эдины, храма Иштар в том же городе. [ 6 ] Однако Дженни Майерс отмечает, что есть свидетельства того, что там поклоняются Иштар и Иштар-Улмашитум, а также главной богине храма и Нинигизибаре . [ 7 ] Урукский Эулмаш засвидетельствован в тексте конца первого тысячелетия до нашей эры, согласно которому божествами, которым в нем поклонялись, были Иштар и Ану . [ 2 ]
Улмашитум считался воинственным божеством. [ 4 ] [ 8 ] Ее характер был описан как похожий на Иштар. [ 9 ] Ее описывают как проявление этой богини. [ 8 ] или просто как имя . ее [ 1 ] Эндрю Р. Джордж называет ее просто «Иштар из Аккада». [ 10 ] Однако Вальтер Саллабергер утверждает, что, несмотря на ее происхождение, ей поклонялись как независимому божеству. [ 11 ] Тония Шарлах отмечает, что имена Иштар и Инанна лучше всего понимать как общие термины , и после более раннего исследования Гэри Бекмана предполагает, что божества, обычно понимаемые как локальные ее формы, могут быть изучены как отдельные. [ 12 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Улмашитум обычно сочетался с похожей богиней Аннунитум . [ 4 ] Фрэнк Саймонс утверждает, что она никогда не появляется без нее в текстах периода Ура III . [ 13 ] Они также упоминаются рядом друг с другом в списке богов Старого Вавилонского Ниппура . [ 14 ] По неясным причинам во всех известных экземплярах имя Улмашитума написано ошибочно. [ 15 ] [ 5 ] Тония Шарлах отмечает, что, хотя она и Аннунитум отличаются друг от друга, они «выглядят как сестры-близнецы». [ 4 ] В некоторых случаях они встречаются в квартете вместе с парой Белет-Шухнир и Белет-Террабан . [ 16 ] Шарлах предполагает, что все четверо родом из северной Месопотамии . [ 17 ]
В Мальгиуме Ульмашитум был связан с Ниншубуром роль божественного визиря ( суккала или суккалмаха ). , предположительно исполнявшим по отношению к ней [ 18 ] В первую очередь она засвидетельствована в той же функции по отношению к Инанне . [ 19 ] В текстах из того же города также упоминаются два мифических льва, которые, как полагают, действовали как посланники Улмашитум, Дан-битум и Рашуб-битум, чьи статуи, очевидно, стояли у ворот ее местного храма. [ 18 ]
Поклонение
[ редактировать ]Хотя согласно надписи Набонида (Э-)Ульмаш в городе Аккад существовал уже во времена правления Саргона , [ 2 ] самые старые свидетельства об Улмашитуме относятся к периоду Ура III . [ 5 ] Хотя она возникла в северной Месопотамии, лучше всего о ней свидетельствуют тексты из Ура , который, по словам Тонии Шарлах, служил ее культовым центром на юге. [ 20 ] Хотя возможно, что ей также широко поклонялись на севере, подробных источников за тот же период не имеется, а судьба города Аккад и храма Э-Улмаш не определена. [ 21 ]
В Уре Улмашитуму могли поклоняться вместе с Аннунитумом в дворцовой часовне. [ 4 ] Она появляется в текстах из архива царицы Шульги-симти . [ 22 ] Некоторые из них упоминают регулярные подношения ( sá-dug 4 ), сделанные ей ей и Аннунитуму. [ 23 ] Посвященный им обоим праздник, называемый эруббатумом , отмечался во время правления Шульги . [ 5 ] праздник . В их честь также устраивали набриум — своего рода осенний [ 9 ] В тот же период Улмашитуму также поклонялись в Уруке как члену свиты Инанны, наряду с такими божествами, как Аннунитум и Нинигизибара . [ 8 ] Вальтер Саллабергер предполагает, что появление таких божеств, как она, Наная или Канисурра, в местном пантеоне могло быть связано с присутствием в городе королев из правящей династии. [ 24 ]
Ульмашитум упоминается в древневавилонской надписи Такил-илишшу, царя Мальгии . [ 5 ] небольшое царство, расположенное в Вавилонии , к востоку от Тигра и к югу от Эшнунны . [ 25 ] Здесь существовал посвященный ей храм, носивший церемониальное имя Эмаш. [ 18 ] Эндрю Р. Джордж предполагает, что его название могло быть ошибочным написанием имени Эулмаш. [ 10 ] Текстовые источники указывают, что здесь был двор, в котором различные фестивали, посвященные ей и Ниншубуру . проводились [ 18 ] Она также вызывается в формуле проклятия Такил-илишшу вместе с Ану, Аннунитумом, Ниншубуром и львами Дан-битумом и Рашуб-битумом, чтобы «вызвать плохие предзнаменования» для любого, кто уберет свое имя с фундамента храма. [ 26 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Креберник 2014 , с. 309.
- ^ Jump up to: а б с д Джордж 1993 , с. 155.
- ^ Болье 1995 , стр. 89–90.
- ^ Jump up to: а б с д и Шарлах 2017 , с. 273.
- ^ Jump up to: а б с д и Креберник 2014 , с. 310.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 264.
- ^ Майерс 2002 , с. 98.
- ^ Jump up to: а б с Саллабергер 2021 , с. 362.
- ^ Jump up to: а б Шарлах 2017 , с. 252.
- ^ Jump up to: а б Джордж 1993 , с. 121.
- ^ Саллабергер 1993 , с. 198.
- ^ Апрель 2017 г. , с. 269.
- ^ Саймонс 2017 , с. 94.
- ^ Петерсон 2009 , с. 52.
- ^ Петерсон 2009 , с. 53.
- ^ Апрель 2017 г. , с. 261.
- ^ Апрель 2017 г. , с. 262.
- ^ Jump up to: а б с д Кучер 1987 , с. 301.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 93–94.
- ^ Апрель 2017 г. , с. 272.
- ^ Апрель 2017 , стр. 272–273.
- ^ Апрель 2017 г. , с. 248.
- ^ Апрель 2017 г. , с. 246.
- ^ Саллабергер 2021 , с. 368.
- ^ Кучер 1987 , с. 300.
- ^ Фрейн 1990 , с. 674.
Библиография
[ редактировать ]- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . Академическое издательство Фрибура. ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Болье, Поль-Ален (1995). «Пивовары Ниппура» . Журнал клинописных исследований . 47 . Американские школы восточных исследований: 85–96. дои : 10.2307/1359817 . ISSN 0022-0256 . JSTOR 1359817 . S2CID 163774149 . Проверено 06 октября 2022 г.
- Фрейн, Дуглас (1990). Древневавилонский период (2003-1595 гг. до н.э.) . Университет Торонто Пресс. дои : 10.3138/9781442678033 . ISBN 978-1-4426-7803-3 .
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Креберник, Манфред (2014), «Ulmašītum» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 6 октября 2022 г.
- Кучер, Рафаэль (1987), «Мальгий» , Reallexikon der Assyriologie , получено 6 октября 2022 г.
- Майерс, Дженни (2002). Пантеон Сиппара: диахроническое исследование (доктор философии).
- Петерсон, Иеремия (2009). Списки богов из Старого Вавилонского Ниппура в Университетском музее Филадельфии . Мюнстер: Угарит Верлаг. ISBN 978-3-86835-019-7 . OCLC 460044951 .
- Саллабергер, Вальтер (1993). Культовый календарь периода Ура III . Де Грюйтер. дои : 10.1515/9783110889253 . ISBN 978-3-11-013932-7 .
- Саллабергер, Вальтер (2021). «Урук в раннем бронзовом веке: О его царях и богах и о местоположении Кулабы» . Ван Эсс, Маргарет (ред.). Урук – древний восточный мегаполис и культурный центр (на немецком языке). Висбаден. ISBN 978-3-447-11368-7 . OCLC 1255365039 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Шарлах, Тоня (2017). Собственный бык: царские жены и религия при дворе третьей династии Ура . Исследования древних записей Ближнего Востока. Де Грюйтер. дои : 10.1515/9781501505263 . ISBN 978-1-5015-0526-3 .
- Саймонс, Фрэнк (2017). «Новое присоединение к хурро-аккадской версии списка богов Вейднера от Эмара (Msk 74.108a + Msk 74.158k)» . Altorientalische Forschungen . 44 (1). Де Грюйтер. дои : 10.1515/aofo-2017-0009 . ISSN 2196-6761 . S2CID 164771112 .