Международные отношения Сербии и Черногории
![]() |
---|

После распада Социалистической Федеративной Республики Югославии (СФР Югославия) в начале 1990-х годов внешняя политика вновь созданной Союзной Республики Югославии (переименованной в Сербию и Черногорию в 2003 году) характеризовалась прежде всего стремлением обеспечить свою политическую и геополитическую безопасность. позиция и солидарность с этническими сербами в других бывших югославских республиках посредством сильной националистической кампании. Хотя страна была вовлечена в югославские войны и, следовательно, подверглась нескольким раундам разрушительных санкций против Югославии, в этом участии часто отказывали по политическим или идеологическим причинам. В начальный период Союзная Республика Югославия (СР Югославия) безуспешно стремилась получить международное признание в качестве единственного правопреемника СФР Югославии, страны, которая была одним из наиболее заметных субъектов внешней политики во время холодной войны . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Не желая принимать интерпретацию, согласно которой это новое государство, которое разделяет правопреемство с другими бывшими югославскими республиками СФР, Союзная Республика Югославия отказалась повторно подать заявку на членство в международных организациях, что привело страну к международной изоляции, и ее иногда называют государством-изгоем вплоть до свержение Слободана Милошевича в 2000 году. [ 3 ] Международный статус страны несколько улучшился после Дейтонского мирного соглашения 1995 года , положившего конец войне в Боснии, и Эрдутского соглашения 1995 года , которое открыло пространство для взаимного признания и установления полных дипломатических отношений с Хорватией в 1996 году. [ 4 ] Тем не менее, это улучшение длилось недолго с началом войны в Косово и бомбардировками Югославии НАТО в 1999 году .
После свержения Слободана Милошевича 5 октября 2000 года и победы Демократической оппозиции Сербии во главе с новым премьер-министром Сербии Зораном Джинджичем и новым президентом Союзной Республики Югославии Воиславом Коштуницей страна работала над стабилизацией и укреплением своих двусторонних отношений. с соседними странами и миром. Страна присоединилась к ряду международных организаций, таких как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Организация Объединенных Наций , и активно участвует в Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка проектах .
После референдума о независимости Черногории в 2006 году , который привел к роспуску государственного союза, два субъекта ( Республика Сербия и Республика Черногория ) договорились о единоличном правопреемстве сербами прав и обязанностей Союзной Республики Югославии, при этом внешние отношения Сербии напрямую продолжают все членство в международных организациях. организации, наследующие федеральную собственность (например, посольства) и присоединения к различным договорам . Меморандум о соглашении, достигнутый 30 ноября 2006 г., дополнительно гарантирует предоставление Сербией консульских услуг гражданам Черногории на территории государств, в которых Черногория не имеет собственных представительств.
История
[ редактировать ]Весной и летом 2002 года Югославия разрешила свой давний пограничный спор с Республикой Македония . Несмотря на то, что это сложный политический вопрос внутри страны, страна установила прочные рабочие отношения с Миссией Организации Объединенных Наций по делам временной администрации в Косово (МООНК) и передала всех спорных заключенных этнических албанцев из Косово компетентным органам ООН.
В 2002 году правительство создало комиссию по координации сотрудничества с Международным уголовным трибуналом по бывшей Югославии (МТБЮ) и начало выдавать ордера на арест обвиняемых военных преступников, искавших убежища в стране. Репрессии против организованной преступности после убийства премьер-министра Сербии Зорана Джинджича ; также привело к задержанию и передаче Международному уголовному трибуналу по бывшей Югославии в Гааге нескольких лиц, обвиненных в военных преступлениях.
Непосредственно перед бомбардировками Союзной Республики Югославии НАТО весной 1999 года США и большинство европейских стран разорвали отношения с Югославией, а посольство США было закрыто. С 5 октября 2000 года вновь открылись иностранные посольства, в том числе посольства США, а страна вернула себе место в таких международных организациях, как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Организация Объединенных Наций , и активно участвует в участие в Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка проектах . Летом 2003 года Сербия и Черногория были приняты в Совет Европы и заявили о своем желании присоединиться к программе НАТО « Партнерство ради мира» .
Иностранная помощь
[ редактировать ]После начала военных действий с НАТО Белград не получал иностранной помощи от США и других стран Западной Европы, но получил значительную помощь от других стран, таких как Россия, Китай и Греция. Однако с октября 2000 года помощь Европейского Союза неуклонно увеличивалась, а ограничения США на помощь отпали, поскольку союз Сербии и Черногории выступил вперед, чтобы выполнить свои международные обязательства. В июне 2003 года госсекретарь США Колин Пауэлл смог подтвердить, что отношения Сербии и Черногории с Республикой Сербской соответствуют Дейтонским соглашениям , освободил всех политических заключенных и сотрудничал с МТБЮ. В результате Соединенные Штаты теперь могут свободно выделять деньги на помощь и поддерживать Сербию и Черногорию в международных финансовых институтах, таких как МВФ и Всемирный банк. Общий объем помощи США Сербии и Черногории, включая списание долгов, в 2002 финансовом году превысил 180 миллионов долларов. США являются крупнейшим донором помощи Сербии и Черногории, включая списание долгов. Сербия и Черногория .
Международные споры
[ редактировать ]- Несколько албанских политических партий в Косово высказываются о союзе с Албанией
- Определила около половины границы с Боснией и Герцеговиной , но участки вдоль реки Дрина остаются спорными.
- Также существует спор с Боснией по поводу эксклава села Саставци в муниципалитете Прибой (который полностью окружен сербской территорией), а также сербского «практического» эксклава, включающего несколько деревень в том же районе.
- Некоторые споры с Хорватией относительно границы. В 2002 году произошел пограничный инцидент на речном острове недалеко от Шаренграда , когда сербская пограничная полиция не позволила землевладельцам из Хорватии посещать свои владения (расположенные на территории Сербии) на лодках.
- В конце 2002 года Сербия, Черногория и Хорватия приняли временное соглашение по урегулированию спорного Превлакского полуострова, позволяющее вывести миссию наблюдателей ООН ( МНООНПП ), но переговоры могут быть осложнены неспособностью Сербии и Черногории прийти к соглашению по экономические аспекты нового федерального союза.
- После недавнего расстрела албанского юноши, пересекавшего границу с Македонией, раздались призывы к предоставлению автономии албанцам в районе Прешево, к назначению международных войск в качестве пограничников и к увеличению числа пересечений границы.
Запрещенные наркотики
[ редактировать ]- Перевалочный пункт героина из Юго-Западной Азии, следующего в Западную Европу по балканскому маршруту ; экономика уязвима к отмыванию денег
См. также
[ редактировать ]- Международные отношения Сербии
- Международные отношения Черногории
- Международные отношения Югославии
- Черногорско-сербские отношения
- Косово-сербские отношения
- Косово-черногорские отношения
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мерфи, Шон Д. (2002). Практика США в области международного права: 1999–2001 гг . Том. 1. Издательство Кембриджского университета. п. 130. ИСБН 978-0-521-75070-7 .
- ^ Компания Яковина (2011). Третья сторона Холодной войны . Перелом. ISBN 978-953-266-203-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Младенов, Младен (2014). «Синдром Орфея? Внешняя политика Сербии после распада Югославии». Внешняя политика постюгославских государств . Лондон : Пэлгрейв Макмиллан . стр. 147–172.
- ^ «Югославско-хорватские связи» . Нью-Йорк Таймс . 10 сентября 1996 года . Проверено 1 августа 2022 г.