Фа (философия)
Но | |||
---|---|---|---|
китайский | Закон | ||
Буквальный смысл | стандарт, модель, пример, норма, способ, решение, метод, правило, регламент, протокол, статут, закон. подражать; подражать. | ||
|
Фа — это концепция китайской философии , которая касается аспектов этики, логики и права. В некоторых контекстах его можно перевести как «закон», но в большинстве древних текстов, а именно в «Мози», оно переводится как «модель» или «стандарт» поведения, с яркими примерами, включая столярные работы. [1] Впервые приобретя значение в мохистской школе мысли, эта концепция получила широкое развитие в легизме . Но конфуцианцы Воюющих Государств по-прежнему считали это важным, и школа имен также использовала сравнительные модели в судебных процессах.
В философии Хань Фэя король является единственным источником фа («закона»), которому обучают простых людей, чтобы было гармоничное общество, свободное от случайных происшествий, беспорядков и «обращения к привилегиям». Высшие должностные лица не должны были стоять над фа («законом» или «протоколом»), а также им не разрешалось самостоятельно создавать свой собственный фа , объединяющий как исполнительный указ , так и верховенство закона . [2]
Сюньцзы , чья работа в конечном итоге стала основополагающей для конфуцианской философии во времена династии Хань , также взялся за Фа , предполагая, что его мог правильно оценить только конфуцианский мудрец ( 聖 ; шэн ), и что наиболее важными Фа были те самые ритуалы, которые Мози высмеивали за их показное расточительство и отсутствие пользы для народа в целом. [3]
Мохизм и школа имен
[ редактировать ]Концепция фа впервые приобрела значение в мохистской школе мысли. По мнению Мози, стандарт должен выдержать «три испытания», чтобы определить его эффективность и моральность. [4] Первым из этих тестов было его происхождение: имел ли стандарт приоритет в действиях или мыслях мифологических мудрецов-царей династии Ся , чьи примеры часто цитируются в классической китайской философии. Второй тест был тестом на достоверность; Соответствует ли модель доказательствам в глазах людей? Третьим и последним испытанием была проверка применимости; этот последний вариант представляет собой утилитарную оценку чистого блага, которое в случае реализации стандарта принесет как людям, так и государству. [5]
Третий тест говорит о том, что для моистов Фа был не просто абстрактной моделью, а активным инструментом. Реальное использование и практическое применение Фа было жизненно важно. Тем не менее, модели Fa также использовались в более поздней моистской логике в качестве принципов, используемых в дедуктивном рассуждении . Поскольку классическая китайская философская логика была основана на аналогии, а не на силлогизме , фа использовались в качестве ориентиров для определения обоснованности логических утверждений посредством сравнения. ») использовали три Фа В частности, эти поздние моисты (или « логики для оценки таких утверждений, упомянутых ранее. Первый считался «корневым» стандартом, касающимся приоритета и происхождения. Второй, «источник», забота об эмпиризме . Третий — «использование», забота о последствиях и прагматической полезности стандарта. Эти три Фа использовались моистами как для содействия социальному благосостоянию, так и для осуждения хвастовства или расточительных расходов. [6]
Мохистский и конфуцианский фа
[ редактировать ]Описанный со ссылкой на угольник, циркуль или отвес , Мози использовал фа в смысле моделей и стандартов для копирования и подражания в действии. Как и в конфуцианстве, правитель Мози призван служить фа (или примером) для знати и чиновников. Отсюда концепция фа развивается в сторону политической техники.
Проиллюстрированный масштабом, выравнивателем зерна, тушью и линией, вместе с доброжелательным сердцем, правитель Мэн-цзы не достигнет эффективных результатов без Фа. Фа Мэн-цзы, покойный современник Шэнь Бухая и Шан Яна, в более широком смысле представляет модели, образцы и имена. Среди других категорий, в том числе техник сердца-разума, Фа Мэн-цзы включает более конкретные примеры статистики, такие как температура, объемы, консистенция, вес, размеры, плотности, расстояния и количества.
Понятие Сюньцзы о фа, возможно, происходит от конфуцианского ли применительно к регулированию человеческого поведения. Большое Приложение или Десять Крыльев Книги Перемен , добавленное конфуцианскими учёными во времена династии Западная Хань , определяет фа как «установить что-то, чтобы мы могли это использовать». [7]
Ши (ситуационный авторитет)
[ редактировать ]Понятие Ши можно найти в Книге Господа Шана , Шэнь Дао и Хань Фэйцзы , в которой есть глава, посвященная Шэнь Дао. Основываясь на отрывках из « Хань Фейцзы» , Виталий Рубин, по сути, принял за факт, что хань Фейцзы считал ши взаимозаменяемо связанным с концепцией Фа. К сожалению, Рубин не вдается в подробности этой связи, и его теория, возможно, не получила подтверждения в наши дни. [8]
См. также
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Рубин, Виталий (1974). «Шэнь Тао и Фа-Цзя». Журнал Американского восточного общества . 94 (3): 337–346. дои : 10.2307/600068 . JSTOR 600068 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шварц 1985 стр. 321
- ^ Хан Фэй. (2003). Основные сочинения. Издательство Колумбийского университета: Нью-Йорк, с. 7, 21- 28, 40, 91
- ^ Робинс, Дэн (осень 2008 г.). Залта, Эдвард Н. (ред.). «Сюньцзы» . Стэнфордская энциклопедия философии .
- ^ «Колледж литературы, искусств и социальных наук» .
- ^ Мози. (2003). Основные сочинения. Бертон Уотсон, Эд. Издательство Колумбийского университета: Нью-Йорк, с. 122
- ^ Фрейзер, Крис (лето 2010 г.). Залта, Эдвард Н. (ред.). «Мохизм» . Стэнфордская энциклопедия философии .
- ^ * Крил 1974, стр. 148. Шэнь Пухай
- Дональд Х. Бишоп 1995. стр. 81. Китайская мысль
- Бенджамин Шварц. стр.322. Мир мысли в Древнем Китае
- Грэм 1989. стр. 273-275,283,284 Спорщики о Дао. https://books.google.com/books?id=QBzyCgAAQBAJ&pg=PA273
- Чжэньбинь Сунь 2015. с. 18. Язык, дискурс и практика в Древнем Китае .
- Чжунъин Чэн 1991 с.315. Новые измерения конфуцианской и неоконфуцианской философии. https://books.google.com/books?id=zIFXyPMI51AC&pg=PA315
- Син Лу 1998. стр. 262. Риторика в Древнем Китае, пятый-третий век до нашей эры.
- Бенджамин Элман, Мартин Керн, 2010 г., стр. 17,41,137 Управление государством и классическое обучение: ритуалы Чжоу в истории Восточной Азии https://books.google.com/books?id=SjSwCQAAQBAJ&pg=PA41
- Динсинь Чжао 2015 стр.72. Конфуцианско-правовое государство. https://books.google.com/books?id=wPmJCgAAQBAJ&pg=PA72
- ^ Рубин 1974 , с. 343.