Jump to content

Фа (философия)

(Перенаправлено с Фа (концепция) )
Но
китайский Закон
Буквальный смысл стандарт, модель, пример, норма, способ, решение, метод, правило, регламент, протокол, статут, закон. подражать; подражать.
Скрипты малых печатей были стандартизированы Ли Си после того, как Первый император Китая получил контроль над страной, и произошли от более крупных шрифтов печатей предыдущих династий.

12 символов на этой плите из напольного кирпича подтверждают, что это благоприятный момент для восшествия на трон Первого Императора, поскольку страна едина и ни один человек не будет умирать на этом пути.

Фа — это концепция китайской философии , которая касается аспектов этики, логики и права. В некоторых контекстах его можно перевести как «закон», но в большинстве древних текстов, а именно в «Мози», оно переводится как «модель» или «стандарт» поведения, с яркими примерами, включая столярные работы. [1] Впервые приобретя значение в мохистской школе мысли, эта концепция получила широкое развитие в легизме . Но конфуцианцы Воюющих Государств по-прежнему считали это важным, и школа имен также использовала сравнительные модели в судебных процессах.

В философии Хань Фэя король является единственным источником фа («закона»), которому обучают простых людей, чтобы было гармоничное общество, свободное от случайных происшествий, беспорядков и «обращения к привилегиям». Высшие должностные лица не должны были стоять над фа («законом» или «протоколом»), а также им не разрешалось самостоятельно создавать свой собственный фа , объединяющий как исполнительный указ , так и верховенство закона . [2]

Сюньцзы , чья работа в конечном итоге стала основополагающей для конфуцианской философии во времена династии Хань , также взялся за Фа , предполагая, что его мог правильно оценить только конфуцианский мудрец ( ; шэн ), и что наиболее важными Фа были те самые ритуалы, которые Мози высмеивали за их показное расточительство и отсутствие пользы для народа в целом. [3]

Мохизм и школа имен

[ редактировать ]

Концепция фа впервые приобрела значение в мохистской школе мысли. По мнению Мози, стандарт должен выдержать «три испытания», чтобы определить его эффективность и моральность. [4] Первым из этих тестов было его происхождение: имел ли стандарт приоритет в действиях или мыслях мифологических мудрецов-царей династии Ся , чьи примеры часто цитируются в классической китайской философии. Второй тест был тестом на достоверность; Соответствует ли модель доказательствам в глазах людей? Третьим и последним испытанием была проверка применимости; этот последний вариант представляет собой утилитарную оценку чистого блага, которое в случае реализации стандарта принесет как людям, так и государству. [5]

Третий тест говорит о том, что для моистов Фа был не просто абстрактной моделью, а активным инструментом. Реальное использование и практическое применение Фа было жизненно важно. Тем не менее, модели Fa также использовались в более поздней моистской логике в качестве принципов, используемых в дедуктивном рассуждении . Поскольку классическая китайская философская логика была основана на аналогии, а не на силлогизме , фа использовались в качестве ориентиров для определения обоснованности логических утверждений посредством сравнения. ») использовали три Фа В частности, эти поздние моисты (или « логики для оценки таких утверждений, упомянутых ранее. Первый считался «корневым» стандартом, касающимся приоритета и происхождения. Второй, «источник», забота об эмпиризме . Третий — «использование», забота о последствиях и прагматической полезности стандарта. Эти три Фа использовались моистами как для содействия социальному благосостоянию, так и для осуждения хвастовства или расточительных расходов. [6]

Мохистский и конфуцианский фа

[ редактировать ]

Описанный со ссылкой на угольник, циркуль или отвес , Мози использовал фа в смысле моделей и стандартов для копирования и подражания в действии. Как и в конфуцианстве, правитель Мози призван служить фа (или примером) для знати и чиновников. Отсюда концепция фа развивается в сторону политической техники.

Проиллюстрированный масштабом, выравнивателем зерна, тушью и линией, вместе с доброжелательным сердцем, правитель Мэн-цзы не достигнет эффективных результатов без Фа. Фа Мэн-цзы, покойный современник Шэнь Бухая и Шан Яна, в более широком смысле представляет модели, образцы и имена. Среди других категорий, в том числе техник сердца-разума, Фа Мэн-цзы включает более конкретные примеры статистики, такие как температура, объемы, консистенция, вес, размеры, плотности, расстояния и количества.

Понятие Сюньцзы о фа, возможно, происходит от конфуцианского ли применительно к регулированию человеческого поведения. Большое Приложение или Десять Крыльев Книги Перемен , добавленное конфуцианскими учёными во времена династии Западная Хань , определяет фа как «установить что-то, чтобы мы могли это использовать». [7]

Ши (ситуационный авторитет)

[ редактировать ]

Понятие Ши можно найти в Книге Господа Шана , Шэнь Дао и Хань Фэйцзы , в которой есть глава, посвященная Шэнь Дао. Основываясь на отрывках из « Хань Фейцзы» , Виталий Рубин, по сути, принял за факт, что хань Фейцзы считал ши взаимозаменяемо связанным с концепцией Фа. К сожалению, Рубин не вдается в подробности этой связи, и его теория, возможно, не получила подтверждения в наши дни. [8]

См. также

[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]
  • Рубин, Виталий (1974). «Шэнь Тао и Фа-Цзя». Журнал Американского восточного общества . 94 (3): 337–346. дои : 10.2307/600068 . JSTOR   600068 .
  1. ^ Шварц 1985 стр. 321
  2. ^ Хан Фэй. (2003). Основные сочинения. Издательство Колумбийского университета: Нью-Йорк, с. 7, 21- 28, 40, 91
  3. ^ Робинс, Дэн (осень 2008 г.). Залта, Эдвард Н. (ред.). «Сюньцзы» . Стэнфордская энциклопедия философии .
  4. ^ «Колледж литературы, искусств и социальных наук» .
  5. ^ Мози. (2003). Основные сочинения. Бертон Уотсон, Эд. Издательство Колумбийского университета: Нью-Йорк, с. 122
  6. ^ Фрейзер, Крис (лето 2010 г.). Залта, Эдвард Н. (ред.). «Мохизм» . Стэнфордская энциклопедия философии .
  7. ^ * Крил 1974, стр. 148. Шэнь Пухай https://books.google.com/books?id=Lw9hEAAAQBAJ&pg=PA262
  8. ^ Рубин 1974 , с. 343.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2017c561aab66fe085bf956d44f8728b__1721976600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/20/8b/2017c561aab66fe085bf956d44f8728b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fa (philosophy) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)