Сине-белая керамика
Синий и белый фарфор | |||
---|---|---|---|
китайский | бело-голубой фарфор | ||
Буквальный смысл | "сине-белый фарфор" | ||
|
« Синяя и белая керамика » ( китайский : 青花 ; пиньинь : цин-хуа ; букв. «Синие цветы / узоры») охватывает широкий спектр белой керамики и фарфора, украшенных глазурью синим пигментом , обычно оксидом кобальта . Украшение обычно наносилось вручную, первоначально кистью, но в настоящее время с помощью трафарета или трансферной печати , хотя использовались и другие методы нанесения. Кобальтовый пигмент - один из немногих, которые могут выдерживать самые высокие температуры обжига, необходимые, в частности, для фарфора , что отчасти объясняет его длительную популярность. Исторически сложилось так, что многие другие цвета требовали надглазурного декорирования , а затем для исправления этого второго обжига при более низкой температуре.
Считается, что происхождение синей глазури лежит в Ираке , когда мастера в Басре стремились имитировать импортированный белый китайский керамогранит с помощью собственной белой керамики с оловянной глазурью и добавлением декоративных мотивов в синей глазури. [1] Такие предметы эпохи Аббасидов были найдены на территории современного Ирака и относятся к 9 веку нашей эры, спустя десятилетия после открытия прямого морского пути из Ирака в Китай. [2]
В Китае был усовершенствован и наиболее широко использовался стиль украшения, основанный на извилистых формах растений, распространяющихся по объекту. Сине-белый декор впервые стал широко использоваться в китайском фарфоре в 14 веке, после того как кобальтовый пигмент для синего цвета стал импортироваться из Персии . Он широко экспортировался и вдохновил на создание имитационных изделий в исламской керамике и в Японии, а затем и в европейской глиняной посуде, такой как делфтская посуда , а после того, как в 18 веке были открыты эти методы, - в европейском фарфоре. Продолжается производство сине-белой керамики во всех этих традициях, большая часть которой копирует более ранние стили.
Происхождение и развитие
[ редактировать ]Голубая глазурь была впервые разработана древними месопотамцами для имитации ляпис-лазури , которая очень ценилась. Позже кобальтово- синяя глазурь стала популярной в исламской керамике во времена Аббасидского халифата, в это время кобальт добывался недалеко от Кашана , Омана и Северного Хиджаза . [4] [5]
Тан и Сун сине-белые
[ редактировать ]Первые китайские бело-голубые изделия были произведены еще в седьмом веке в провинции Хэнань , Китай, во времена династии Тан , хотя были обнаружены только черепки. [7] Сине-белый период Тан встречается реже, чем Сун , и был неизвестен до 1985 года. сине-белый [8] Однако изделия Тан представляют собой не фарфор, а скорее глиняную посуду с зеленовато-белым налетом, в которой использованы синие кобальтовые пигменты. [8] Единственные три части полного «Синего и белого Тана» в мире были обнаружены после затонувшего индонезийского корабля «Белитунг» в 1998 году и позже проданы Сингапуру . [9] Похоже, что эта техника была забыта на несколько столетий. [4]
Текстовые и археологические данные свидетельствуют о том, что сине-белые изделия, возможно, производились во времена династии Сун, хотя идентификация сине-белых изделий династии Сун остается предметом разногласий среди экспертов. [10]
Развитие 14 века
[ редактировать ]В начале 20-го века развитие классической сине-белой посуды из фарфора Цзиндэчжэнь было датировано ранним периодом Мин , но теперь все согласны с тем, что эти изделия начали изготавливаться примерно в 1300-1320 годах и были полностью разработаны к середине века. , о чем свидетельствуют Вазы Давида , датированные 1351 годом, которые являются краеугольными камнями этой хронологии. [11] [12] До сих пор существуют те, кто утверждает, что ранние произведения неверно датированы и на самом деле восходят к Южной Сун, но большинство ученых продолжают отвергать эту точку зрения. [13]
В начале 14 века массовое производство тонкого полупрозрачного сине-белого фарфора началось в Цзиндэчжэне , который иногда называют фарфоровой столицей Китая. Такое развитие событий произошло благодаря сочетанию китайских технологий и исламской торговли. [14] Новая посуда стала возможной благодаря экспорту кобальта из Персии (называемого Хуэйхуэй цин , 回回青 , «исламский синий» или «мусульманский синий») в сочетании с полупрозрачным белым качеством китайского фарфора, полученным из каолина . [14] [15] Кобальт так ценился, что производители в Цзиндэчжэне считали его драгоценным товаром, стоимость которого примерно в два раза превышала стоимость золота. [14] Мотивы также черпают вдохновение из исламских украшений. [14] Большая часть этих сине-белых товаров затем была отправлена на рынки Юго-Западной Азии через мусульманских торговцев, базирующихся в Гуанчжоу . [14]
Китайский бело-голубой фарфор подвергался однократному обжигу : после того, как фарфоровая основа была высушена, украшена изысканным кобальтово-синим пигментом, смешанным с водой и нанесенным кистью, она была покрыта прозрачной глазурью и обожжена при высокой температуре. С 16 века начали разрабатываться местные источники синего кобальта, хотя персидский кобальт оставался самым дорогим. [14] Производство синих и белых изделий продолжается в Цзиндэчжэне и по сей день. Сине-белый фарфор, изготовленный в Цзиндэчжэне, вероятно, достиг пика своего технического совершенства во время правления императора Канси династии Цин (годы правления 1661–1722).
Эволюция китайской бело-голубой посуды
[ редактировать ]14 век
[ редактировать ]Настоящее развитие китайской сине-белой посуды началось в первой половине XIV века, когда она постепенно заменила многовековую традицию (обычно) неокрашенного голубовато-белого южно- китайского фарфора , или Цинбай , а также посуды Дин из север. Лучшее и быстро основное производство было в фарфоре Цзиндэчжэнь из провинции Цзянси . Уже существовала значительная традиция расписной китайской керамики, представленная в основном в то время популярной керамической посудой Цичжоу , но она не использовалась двором. Впервые за столетия новые сине-белые цвета пришлись по вкусу монгольским правителям Китая. [ нужна ссылка ]
Сине-белая посуда также начала появляться в Японии, где она была известна как сометсуке . Различные формы и украшения находились под сильным влиянием Китая, но позже разработали свои собственные формы и стили.
- Ранняя сине-белая посуда, первая половина XIV века, Цзиндэчжэнь .
- Сине-белая ваза династии Юань (1271-1368), Цзиндэчжэнь, раскопанная в провинции Цзянси .
- Сине-белая тарелка, Цзиндэчжэнь , династия Юань (1271-1368).
- Сине-белый кувшин, Цзиндэчжэнь , династия Юань (1271-1368).
- Ваза, до 1330 г.
- Вазы Давида , 1351 г.
15 век
[ редактировать ]С приходом династии Мин в 1368 году двор избегал сине-белой посуды, особенно при императорах Хунву и Юнлэ , как слишком чужеродную по своему вдохновению. [14] Сине-белая посуда не соответствовала китайскому вкусу в то время: ранняя работа Мин « Гегу Яолун» (格古要論) фактически описывала синюю, а также разноцветную посуду как «чрезвычайно вульгарную». [16] Однако бело-голубой фарфор снова приобрел известность в 15 веке при императоре Сюаньдэ и с этого времени снова получил развитие. [14]
В этом столетии был произведен ряд экспериментов по сочетанию подглазурной синей эмали с другими цветами как подглазурной, так и надглазурной эмали . Первоначально медный и железный красный цвета были наиболее распространенными, но их было гораздо труднее зажечь, чем синий кобальт, и из-за них был очень высокий процент ошибочных срабатываний, где тусклый серый заменял предполагаемый красный. Такие эксперименты продолжались в течение следующих столетий: техники доукай и вукай сочетали подглазурный синий и другие цвета в надглазурной глазури. [ нужна ссылка ]
- Сине-белый кувшин, Цзиндэчжэнь, Мин Юнлэ (1403-1424).
- Сине-белая ваза, Цзиндэчжэнь, Мин Юнлэ (1403-1424).
- Синий и белый, Мин Сюаньдэ (1426-1435).
16 век
[ редактировать ]Некоторые бело-голубые изделия XVI века характеризовались исламским влиянием, например, изделия времен императора Чжэндэ (1506–1521 гг.), На которых иногда были написаны персидские и арабские буквы, [17] из-за влияния мусульманских евнухов, служивших при его дворе.
К концу века развилась крупная экспортная торговля китайским фарфором так называемый стиль посуды Краак с Европой, и развился . По китайским меркам это был довольно некачественный, но эффектный стиль, обычно в сине-белых тонах, который стал очень популярным в Европе и его можно увидеть на многих картинах Золотого века Голландии следующего столетия; Вскоре ему начали широко копировать на местном уровне.
- Сине-белый кувшин с персидскими иероглифами, Мин Чжэндэ (1506-1521).
- Фарфоровая шкатулка сине-белого цвета с арабскими и персидскими надписями, Чжэндэ (1506-1521).
- Чаша для омовения со словом Тахарат (чистота) в каллиграфии Тулут , Мин Чжэндэ (1506-1521).
- Сине-белая ваза, Мин Ваньли (1573-1620).
- Сине-белый кувшин, Мин Ваньли (1573-1620).
- Экспортный фарфор династии Мин представлен в музее CCCM (Музей Макао) в Лиссабоне, Португалия.
17 век
[ редактировать ]В 17 веке многочисленные изделия синего и белого цвета производились в качестве экспортного китайского фарфора для европейских рынков. Переходный стиль фарфора , в основном сине-белый, значительно расширил диапазон используемых изображений, взяв сцены из литературы, группы фигур и широкие пейзажи, часто заимствуя китайскую живопись и , напечатанные на дереве книжные иллюстрации . Европейские символы и сцены на этих предметах соседствовали с китайскими сценами. [17] В 1640-х годах восстания в Китае и войны между династией Мин и маньчжурами повредили многие печи, а в 1656–1684 годах новое правительство династии Цин остановило торговлю, закрыв порты. Китайский экспорт почти прекратился, и потребовались другие источники для удовлетворения продолжающегося евразийского спроса на бело-голубые товары. В Японии китайские беженцы-гончары смогли внедрить изысканные методы изготовления фарфора и эмалевую глазурь в печах Ариты .
С 1658 года Голландская Ост-Индская компания искала в Японии сине-белый фарфор для продажи в Европе. Первоначально печи Арита, такие как печь Какиемон, еще не могли поставлять достаточно качественный фарфор Голландской Ост-Индской компании, но они быстро расширили свои мощности. В 1659–1740 годах печи Арита могли экспортировать огромное количество фарфора в Европу и Азию. Постепенно китайские печи восстановились, и примерно к 1740 году первый период экспорта японского фарфора практически прекратился. [18] Примерно с 1640 года голландская фаянсовая посуда также стала конкурентом, используя стили, откровенно имитирующие восточноазиатский декор.
- Посуда Цзиндэчжэнь Краак типичной формы. Ширина: 18 5/8 дюйма (47,3 см).
- Переходная фарфоровая кисть с эпизодом из истории Сыма Гуана.
- Бутылка делфтской посуды , гр. 1675 г., глазурованная фаянсовая посуда.
18 век
[ редактировать ]В XVIII веке экспортный фарфор продолжал производиться для европейских рынков. [17] Однако отчасти благодаря работе Франсуа Ксавье д'Антреколя , раннего примера промышленного шпионажа , в ходе которого детали китайского фарфорового производства передавались в Европу, китайский экспорт фарфора вскоре значительно сократился, особенно к концу правления император Цяньлун . [19]
Хотя в настоящее время полихромное оформление надглазурными эмалями было усовершенствовано, в фамильной розе в Цзиндэчжэне продолжали производиться высококачественные сине-белые изделия для двора и элитного внутреннего рынка и других палитрах.
- Сине-белый китайский экспортный фарфор (18 век).
- Высококачественная тарелка, правление Юнчжэна (1722-1735 гг.).
- Фляга с синей и красной подглазурью, сложная техника, правление Цяньлуна , 1736-1795 гг.
За пределами Китая
[ редактировать ]Исламская керамика
[ редактировать ]Китайская сине-белая посуда стала чрезвычайно популярной на Ближнем Востоке с 14 века, где сосуществовали как китайские, так и исламские изделия. [20]
С 13-го века китайские изображения, такие как летающие журавли , драконы и цветы лотоса , также начали появляться в керамических изделиях Ближнего Востока, особенно в Сирии и Египте . [21]
Китайский фарфор 14-го или 15-го века был передан на Ближний Восток и Ближний Восток , и особенно в Османскую империю либо через подарки, либо через военную добычу . Китайские образцы оказали огромное влияние на производителей керамики в Изнике , Турция . В частности, дизайн «винограда» Мин был очень популярен и широко воспроизводился во времена Османской империи. [21]
Япония
[ редактировать ]Японцы были первыми поклонниками китайского синего и белого цвета и, несмотря на трудности с получением кобальта (из Ирана через Китай), вскоре начали производить свои собственные сине-белые изделия, обычно из японского фарфора , которые начали производить около 1600 года. , их называют сометсуке (染付). Большая часть этой продукции охватывается расплывчатым региональным термином « посуда Арита» , но некоторые печи, такие как высококачественная посуда Хирадо , специализировались на синем и белом цвете и мало что производили. Большая часть изделий примерно 1660-1740 годов представляла собой японский экспортный фарфор , в основном для Европы.
Самая эксклюзивная печь Набэсима, производившая посуду для политических подарков, а не для торговли, производила большую часть фарфора только синего цвета, но также широко использовала синий цвет в своих полихромных изделиях, где украшения сторон посуды обычно выполняются только синим цветом. Посуда Хасами и посуда Тобе - более популярные изделия, в основном используемые в синем и белом цветах.
- Большое посудное блюдо Арита , ок. 1680 г., имитирующий китайскую экспортную посуду Краак .
- Японская посуда Арита, сине-белая кружка из подглазурного фарфора с голландской серебряной крышкой 1690 года.
- Посудная чаша Набэсима , эпоха Кёхо , 1716-1736 гг.
- Японская посуда Хирадо , кувшин для воды (для чайной церемонии) с бамбуком, 1-я половина 18 века.
Корея
[ редактировать ]Корейцы начали производить бело-голубой фарфор в начале 15 века, в оформлении которого повлиял китайский стиль. синие и белые керамические изделия Позже были изготовлены также . Таким образом, все историческое производство относится к династии Чосон , 1392–1897 гг. В вазах типичные широкие плечи форм, предпочитаемых в Корее, позволяли создавать обширную роспись. Дракон и цветущие ветви были среди популярных тем.
- Ваза середины XV века, Национальное достояние № 219.
- Горшок с крышкой и цветком сливы, национальное достояние.
- Кувшин дракона XVIII века
- Фарфоровое блюдо с изображением облаков и журавлей.
- Бутылка вина, 17 век.
Европа
[ редактировать ]Ранние влияния
[ редактировать ]Китайская сине-белая посуда копировалась в Европе с 16 века с использованием фаянсовой сине-белой техники, называемой alla porcelana . были проведены первые эксперименты по воспроизведению материала китайского сине-белого фарфора Вскоре с фарфором Медичи . Эти ранние работы, кажется, сочетают в себе влияние исламских и китайских сине-белых изделий. [22]
- Синяя рельефная ваза, Флоренция , 2-я половина 15 века.
Прямые китайские имитации.
[ редактировать ]К началу 17 века китайский бело-голубой фарфор экспортировался напрямую в Европу . В 17-18 веках восточный сине-белый фарфор высоко ценился в Европе и Америке и иногда украшался прекрасными серебряными и золотыми оправами, его собирали короли и принцы.
Европейское производство фарфора началось в Мейсене в Германии в 1707 году. Подробные секреты китайской техники изготовления твердого фарфора были переданы в Европу усилиями -иезуита отца Франсуа Ксавье д'Антреколя между 1712 и 1722 годами. [23]
Ранние изделия находились под сильным влиянием китайского и других восточных фарфоров, а ранним образцом был синий лук , который до сих пор производится на фабрике Мейсена . Первая фаза французского фарфора также находилась под сильным влиянием китайского дизайна.
Ранние английские фарфоровые изделия также находились под влиянием китайских изделий, и когда, например, производство фарфора началось в Вустере , почти через сорок лет после Мейсена, восточные сине-белые изделия послужили источником вдохновения для большей части используемых украшений. Изделия с ручной росписью и трансферной печатью производились в Вустере и на других ранних английских фабриках в стиле, известном как шинуазри . В фарфоре Челси и фарфоре Bow в Лондоне и фарфоре Лоустофта в Восточной Англии особенно часто использовались синий и белый цвета. К 1770-м годам Веджвуда яшмовая посуда , в которой все еще используется оксид кобальта, нашла новый подход к синей и белой керамике и остается популярной и сегодня.
Многие другие европейские фабрики последовали этой тенденции. В Делфте ( Нидерланды ) на протяжении 17 века в больших количествах производилась сине-белая керамика, созданная по эскизам китайского экспортного фарфора, предназначенного для голландского рынка. Синяя и белая фаянсовая посуда сама по себе широко копировалась на фабриках в других европейских странах, включая Англию, где она известна как английская фаянсовая посуда .
- Голландская фаянсовая посуда с изображением китайских сцен, XVIII век. Музей Эрнеста Коньяка
- Синий и белый фаянс с китайской сценой, Неверский фаянс , Франция, 1680-1700 гг.
Узоры
[ редактировать ]Табличка, показанная на иллюстрации (слева), украшена с помощью трансферной печати знаменитым узором ивы и изготовлена компанией Royal Stafford; фабрика в английском графстве Стаффордшир . Узор ивы настолько устойчив, что трудно датировать изображенное изделие с какой-либо точностью; Возможно, это произошло совсем недавно, но подобные изделия производились английскими фабриками в огромных количествах в течение длительного периода времени и производятся до сих пор. Узор ивы, рассказывающий печальную историю пары несчастных влюбленных, представлял собой полностью европейский дизайн, хотя на его стиль сильно повлияли особенности дизайна, заимствованные из китайского экспортного фарфора 18 века. Узор ивы, в свою очередь, был скопирован китайскими гончарами, но с украшением, расписанным вручную, а не методом трансферной печати.
- с сине-белым узором в виде стаффордширской ивы . Тарелка
- Синий и белый фаянс с китайской сценой, Неверский фаянс , Франция, 1680-1700 гг.
Вьетнам
[ редактировать ]миграция китайских гончаров в соседний Вьетнам во времена династии Юань положила начало вьетнамскому производству сине-белых изделий. Считается, что [24] Однако основным периодом китайского влияния на вьетнамскую керамику считается китайская оккупация Вьетнама в XV веке (1407–1427 гг.). [25] В этот период вьетнамские гончары с готовностью переняли кобальтовую подглазурную глазурь, которая уже завоевала популярность на экспортных рынках мусульманского мира. Вьетнамские сине-белые изделия иногда содержали два типа кобальтового пигмента : кобальт с Ближнего Востока давал яркий синий цвет, но был дороже, чем более темный кобальт из Юньнани , Китай. [15]
Деревня Чу Дау в провинции Хайзыонг была крупным производителем керамики. [26] С 1436 по 1465 год китайская династия Мин внезапно прекратила торговлю с внешним миром, создав коммерческий вакуум, который позволял вьетнамской бело-голубой керамике иногда монополизировать рынки, особенно в Приморской Юго-Восточной Азии. Вьетнамские изделия этой эпохи были найдены по всей Азии, от Японии, по всей Юго-Восточной Азии (Таиланд, Индонезия, Филиппины), до Ближнего Востока (аравийский порт Джульфар , Персия , Сирия, Турция, Египет) и Восточной Африки . ( Танзания ). [15] [27] [28] [29]
- Вьетнамская сине-белая чашка на ножке, период династии Трун , 14 век. Кливлендский художественный музей .
- Сине-белая чаша с текстурой дракона, во времена Хонг Дока (1469-1497) династии Позднего Ле . Метрополитен-музей .
- Тарелка с сине-белыми узорами, период династии Мак , 16 век.
- Кувшин в форме вьетнамского феникса , местного народного животного, 15 век. Метрополитен-музей .
- Блюдо с украшением в виде феникса и винограда, период поздней династии Ле, 15 век. Музей изящных искусств, Бостон .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ « Тан Сине-Белый», Регина Краль» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 21 декабря 2015 г. Проверено 25 июля 2017 г.
- ^ «Ирак и Китай: керамика, торговля и инновации» . Архивировано из оригинала 19 сентября 2017 г. Проверено 26 июля 2017 г.
- ^ Описание встречи
- ^ Jump up to: а б Медли, 177
- ^ Лазавард (Лайвард) и Заффер Оксид кобальта в исламском и западном блестящем стекле и керамике
- ^ Беккен, Дебора А.; Низиолек, Лиза С.; Фейнман, Гэри М. (1 февраля 2018 г.). Китай: видения сквозь века . Издательство Чикагского университета. п. 274. ИСБН 978-0-226-45617-1 .
- ^ Веха в истории китайской керамики: изобретение сине-белого фарфора во времена династии Тан (618–907 гг. Н.э.)
- ^ Jump up to: а б «Песня сине-белых была достаточно редка, но о танских сине-белых не было слышно» в китайских глазурях: их происхождение, химия и воссоздание Найджел Вуд стр.97 [1]
- ^ курирование океанов и кораблекрушения Белинтунга
- ^ Кесслер 2012 , стр. 1–16 .
- ^ Медли, 177
- ^ Кесслер 2012 , с. 9 .
- ^ Кесслер - это книга, посвященная аргументам в пользу более ранних дат, как указано во введении. Взгляды начала XX века см. на стр. 3 в частности. См. Медли, с. 176 за отказ от таких дат.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Финли, стр. 158 и далее.
- ^ Jump up to: а б с Гессерт, Ричард (15 февраля 2022 г.). «Больше видов синего» . Институт искусств Чикаго.
- ^ Кесслер 2012 , стр. 253–254 .
- ^ Jump up to: а б с музея Гиме Постоянная экспозиция
- ^ Форд и Импи, 126-127.
- ^ Последняя империя Китая: великий Цин Уильям Т. Роу, Тимоти Брук стр.84
- ^ Средневековая исламская цивилизация: энциклопедия Йозефа В. Мери, Джере Л. Бахараха, стр. 143 [2]
- ^ Jump up to: а б Уведомление о постоянной экспозиции Британского музея «Зал исламского искусства».
- ^ западного декоративного искусства (США), Рудольф Дистельбергер, стр.238 Национальная галерея искусств
- ^ Багдианц МакКейб, Ина (2008) Ориентализм во Франции раннего Нового времени , ISBN 978-1-84520-374-0 , Berg Publishing, Оксфорд, стр. 220 и далее.
- ^ Краль, Регина (1997). «Вьетнамская сине-белая и сопутствующие товары». Стивенсон, Джон; Гай, Джон (ред.). Вьетнамская керамика: отдельная традиция . Арт-медиа-ресурсы. стр. 148–149. ISBN 1878529226 .
- ^ Краль 1997 , с. 149.
- ^ «Керамика Чуду» . Архивировано из оригинала 21 декабря 2015 г. Проверено 6 августа 2020 г.
- ^ Вьетнамская керамика в малайском мире
- ^ Ранняя история и распространение торговой керамики в Юго-Восточной Азии.
- ^ Уэда Шинья; Нисино Норико (4 октября 2017 г.). «Международная торговля керамикой и социальные изменения в дельте Красной реки в период раннего Нового времени» . Азиатский обзор мировой истории . 5 (2). brill.com: 123–144. дои : 10.1163/22879811-12340008 . S2CID 135205531 .
Ссылки
[ редактировать ]- Финли, Роберт, 2010, Искусство паломничества. Культуры фарфора в мировой истории . Пресса Калифорнийского университета ISBN 978-0-520-24468-9
- Форд, Барбара Бреннан и Оливер Р. Импи, Японское искусство из коллекции Джерри в Метрополитен-музее , 1989, Метрополитен-музей, полностью онлайн
- Кесслер, Адам Теодор (2012). Песня «Синий и белый фарфор на Шелковом пути» . Брилл. ISBN 978-90-04-23127-6 .
- Медли, Маргарет, Китайский гончар: Практическая история китайской керамики , 3-е издание, 1989 г., Phaidon, ISBN 071482593X
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Китайский сине-белый фарфор в Китайском онлайн-музее
- underglazedblue — Уникальный контент и обсуждения фарфора и коллекционирования.
- Справочник по китайской керамике из Метрополитен-музея.