Даниэль Сперри
Даниэль Сперри (родился 27 марта 1930 г.) — швейцарский художник и писатель, родившийся в Румынии . [ 1 ] Сперри наиболее известен своими «картинками-ловушками», разновидностью ассамбляжа или предметного искусства, в которых он фиксирует группу объектов, таких как остатки еды, съеденной отдельными людьми, включая тарелки, столовое серебро и стаканы, все из которых крепятся к столу или доске, которая затем отображается на стене. Он также получил широкую известность благодаря своей книге Topographie Anécdotée* du Hasard ( «Анекдотированная топография случая» ), литературному аналогу его картинок-ловушек, в которых он нанес на карту все объекты, расположенные на его столе в определенный момент, описывая каждый с помощью его личные воспоминания, вызванные предметом.

Ранний период жизни
[ редактировать ]
Сперри родился Даниэль Исаак Файнштейн 27 марта 1930 года в Галаце , Румыния. Хотя его отец, Исаак Файнштейн , перешел из иудаизма в христианство , [ 2 ] после того, как Румыния вступила в войну на стороне нацистской Германии, он был арестован и убит в 1941 году. Его мать, урожденная Лидия Шперри , была швейцаркой и поэтому смогла эмигрировать со своей семьей из 6 детей в Швейцарию в 1942 году. Там он был усыновлен. его дядей по материнской линии профессором Теофилом Сперри и зарегистрированным как Даниэль Сперри, имя, которое он сохранил. [ 3 ] [ 4 ]
В 1950-е годы он активно занимался танцами, изучал классический танец у Ольги Преображенской , а в 1954 году стал ведущим танцором Государственной оперы Берна , Швейцария. Позже он поставил несколько авангардных пьес, в том числе Ионеско » «Лысое сопрано и Пикассо сюрреалистическое « Желание, пойманное в хвост» . В этот период он познакомился с рядом художников -сюрреалистов , в том числе с Жаном Тэнгли , Марселем Дюшаном и Ман Рэем , а также с рядом художников, впоследствии связанных с движением Флюксус , включая Роберта Филлиу , Дитера Рота и Эммета Уильямса . В конце 1950-х Сперри женился на Вере Мерц. [ 5 ]
Редакции МАТ
[ редактировать ]В 1959 году Сперри основал Editions MAT («Умножение трансформируемого искусства»), предприятие, которое производило и продавало копии трехмерных произведений искусства таких художников, как Марсель Дюшан, Дитер Рот, Жан Тэнгли и Виктор Вазарели . Одной из самых известных работ, выпущенных Editions MAT, был » Мана Рэя «Неразрушимый объект . Сперри приписывают введение термина «множества» для таких произведений. [ 6 ]
Snare-Pictures
[ редактировать ]В 1960 году Сперри сделал свою первую «малую картину». Позднее Сперри объяснял изображения-ловушки следующим образом: «предметы, найденные в случайных положениях, в порядке или в беспорядке (на столах, в коробках, ящиках и т. д.), фиксируются («пойманы») такими, какие они есть. Изменяется только плоскость: поскольку результат называется картиной, то, что было горизонтальным, становится вертикальным. Пример: остатки еды прикрепляются к столу, за которым еда была съедена, и стол висит на стене». Его первая «ловушка-картинка» « Завтрак Кички» была создана из остатков завтрака его девушки. Сейчас произведение находится в коллекции Музея современного искусства в Нью-Йорке. [ 7 ] [ 8 ] Одна фотография, сделанная в 1964 году, представляет собой остатки еды, съеденной Марселем Дюшаном. [ 9 ] Эта работа является рекордсменом аукционной цены для Сперри: она была продана за 136 312 евро (200 580 долларов США) в январе 2008 года, за ней последовала еще одна картина 1972 года, которая была продана за 44 181 евро (69 860 долларов США) в апреле 2008 года. [ 10 ] [ 11 ]
Анекдотичная топография случайностей
[ редактировать ]
В связи с персональной выставкой своих картин-ловушек в галерее Лоуренс в Париже в 1962 году Сперри написал свою «Топографию анекдота* дю Хасар» («Анекдотная топография случая»). Сперри тогда жил в отеле «Каркассон» в Париже, в номере № 13 на пятом этаже. Справа от входной двери стоял стол, который его жена Вера выкрасила в синий цвет. Сперри нарисовал на «карте» перекрывающиеся очертания всех 80 объектов, которые лежали на столе 17 октября 1961 года ровно в 15:47. Каждому объекту был присвоен номер, и Сперри написал краткое описание каждого объекта и воспоминания или воспоминания. ассоциации, которые оно вызывало. Описания содержали перекрестные ссылки на другие объекты на столе, которые были связаны между собой. « Топография Анекдота* дю Хасар» была напечатана в виде небольшой брошюры из 53 страниц плюс раскладывающаяся карта и указатель и распространялась в качестве рекламы выставки. [ 12 ] Однако «Анекдотическая топография »* дю Хасара — это больше, чем просто каталог случайных объектов; Прочитанный целиком, он дает связную и убедительную картину путешествий, друзей и творческих начинаний Сперри.
«Анекдотическую топографию случая » назвали «квазиавтобиографическим проявлением силы ». [ 13 ] В 1966 году газета Something Else Press в Нью-Йорке опубликовала английский перевод Topographie Anécdotée* du Hasard Эммета Уильямса под названием Anecdoted Topography of Chance (Re-Anecdoted Version) . Роланд Топор добавил эскизы каждого объекта, а дополнительные аннотации были добавлены «случайно» Уильямсом и другими, а также самим Сперри. К работе добавлен ряд приложений и значительно расширен указатель. « Топография анекдота* дю Хасарда» стала культовой классикой и была опубликована в немецком переводе Дитером Ротом в 1968 году под названием «Anekdoten zu einer Topographie des Zufalls» . Фактически Рот увеличил объем книги почти на треть, добавив свои собственные поэтические аннотации. В 1990 году оригинальная французская версия была переиздана Центром Помпиду в Париже, а в 1995 году расширенная английская версия была опубликована издательством Atlas Press в Лондоне с дополнительными материалами и аннотациями, а также всеми текстами Дитера Рота.
Новый Реализм
[ редактировать ]Сперри был одним из первых, кто подписал манифест, создавший художественное движение «Новый реализм » (Новый реализм), авангардное начинание, начавшееся в 1960 году. [ 14 ] Использование им повседневной жизни в качестве основного предмета своего искусства отражает его участие в движении «Новый реализм».
Флюксус
[ редактировать ]Спёрри также тесно связан с художественным движением Fluxus , движением, сформировавшимся в начале 1960-х годов, «характеризующимся ярко выраженным дадаистским подходом, [чьи] участники представляли собой разнородную группу индивидуалистов, наиболее распространенной темой которых было их восхищение спонтанностью и юмором». [ 15 ] Было сказано, что его «Анекдотическая топография случайностей » «кажется, идеально воплощает аспекты ее духа». [ 16 ]
Ешьте искусство
[ редактировать ]Основная тема творчества Сперри — еда, и он назвал этот аспект своей работы «Ешь искусство». Одной из форм кулинарного искусства были его «ловушки-изображения съеденной еды». Как упоминалось ранее, в «ловушке-картине», связанной с едой, Сперри мог взять остатки еды на столе, прикрепить остатки к столу, используя, во-первых, специальный спрей, [ 17 ] и повесьте стол на стену, повернув его из горизонтальной поверхности в вертикальную. [ 18 ] Кроме того, например, в 1961 году он продавал в художественной галерее Копенгагена купленные в магазине консервы, на которых он подписал и поставил штамп «Внимание: произведение искусства». В 1963 году он устроил в Париже своего рода перформанс под названием Restaurant de la Galerie J , для которого готовил несколько вечеров. Арт-критики взяли на себя роль официантов, играя на идее критика, доносящего искусство до потребителя и дающего ему понимание произведения. 18 июня 1968 года Сперри открыл ресторан Spoerri в Дюссельдорфе, а 18 сентября 1970 года — галерею Eat-Art-Gallery наверху. [ 19 ] Он также опубликовал в 1970 году дневник своей жизни на греческом острове Сими , в который включил многочисленные рецепты блюд, которые он там ел. Первоначальное название «Гастрономический маршрут » [ 20 ] Позже он был переиздан под названием «Мифология и фрикадельки» . [ 21 ]
Последующая работа
[ редактировать ]Сперри продолжал делать ловушки, в том числе изображения съеденной еды, вплоть до 1990-х годов. Он также создавал ассамбляжные работы, монтируя объекты на репродукциях медицинских иллюстраций XIX века в качестве фона. Сперри также создал сериграфические и бронзовые версии своих работ. [ 22 ]
Шпёрри вел кочевой образ жизни, живя в Берне , Париже, на греческом острове Сими , в Дюссельдорфе , Базеле , Мюнхене и Вене. [ 19 ] В 1997 году он переехал в тосканский город Седжиано , где открыл Il Giardino di Daniel Spoerri (Сад Даниэля Сперри), сад скульптур, где выставлены работы ряда художников. [ 23 ]
Выставки
[ редактировать ]- 1992: Экспо-92, павильон Швейцарии, Севилья .
- 2001: Музей Жана Тэнгли , Базель.
- 2009: Музей Людвига, Кобленц (Германия).
- 2012: Музей естественной истории, Вена , Австрия .
- 2013: История редких вещей , Museumsberg Flensurg, Север Германии .
- 2014: Бистро Санта-Марта , Фонд Мудима, Милан .
- 2015: Eat Art in Transformation , Гражданская галерея, Модена .
- 2017: Вокруг нового реализма. Даниэль Сперри — Увлечения обоих , Музей скотобойни , Тулуза .
- 2017: Переставляя мир , Галерея Boxart , Верона .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Виланд Шмид и Даниэль Сперри, Даниэль Сперри: Совпадение как Мастер = Le Hasard comme maître = Совпадение как Мастер = Il caso Come Maestro , Билефельд , Германия, 2003, стр. 8, после «Шмида и Шперри»
- ^ «Даниэль Сперри» . Странствующие проекты . 30 сентября 2016 г. Проверено 7 июля 2019 г.
- ^ Шмид и Сперри, выше, стр. 8; Сперри, Анекдотированная топография случайностей (повторно анекдотированная версия) , Нью-Йорк, 1966, стр. 175, далее «Сперри 1966».
- ^ Теофил Сперри, Лидиас Данкефте: Сын по стопам матери , Теодор Бодер Верлаг, Мумпф (Швейцария), 2014, 304 страницы, ISBN 9783905802542 , стр. 16–25 [1]
- ^ Шмид и Сперри, выше, стр. 144; Spoerri 1966, см. выше, стр. 175.
- ^ Джудит Э. Штайн, Искусство в Америке, июль 2002 г.; Эффи Стефано, «Множественные: первое десятилетие Джона Л. Танкока» (обзор) в Leonardo, Vol. 7, нет. 1 (зима 1974 г.), с. 86.
- ^ Spoerri 1966, выше, стр. 181. Они называются «картинками-ловушками» у Шмида и Сперри, см. выше, на стр. 181. 10.
- ^ «Даниэль Сперри. Завтрак Кички I. 1960 | МоМА» . Музей современного искусства . Проверено 14 сентября 2022 г.
- ^ «Аукцион Artcurial — Briest Le Fur Poulain F. Tajan, 29 января 2008 г.» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 5 декабря 2008 г. Проверено 27 марта 2009 г.
- ^ «Artcurial, Коллекция Жана Альбу , 29–30 января 2008 г.» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 5 декабря 2008 г. Проверено 27 марта 2009 г.
- ^ Служба онлайн-подписки www.askart.com, по состоянию на 25 марта 2009 г. Цены включают премию покупателя.
- ^ Spoerri 1966, выше, стр. xv-xvi.
- ^ Питер Франк, Something Else Press: аннотированная библиография, 1983, стр. 13.
- ^ с Ивом Кляйном, Арманом, Сезаром, Жераром Дешамом, Жаком Вильглем, Ники Де Сен-Фалль. Новый реализм. Архивировано 14 января 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ ArtLex о движении Fluxus. Архивировано 31 декабря 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Сперри, Анекдотическая топография случайностей , Atlas Press, Лондон, 1995, стр. 11.
- ^ «Фуд-арт: искусство, которое заставит вас пускать слюни | Искусственность» . 17 апреля 2014 года . Проверено 06 июля 2019 г.
- ^ «Даниэль Сперри» . www.danielspoerri.org . Проверено 06 июля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Стоун, см. выше.
- ^ это было включено в книгу Сперри «Мифологические путешествия современного сэра Джона Мандевиля», представляющую собой отчет о магии, фрикадельках и других обезьяньих делах, характерных для пребывания Даниэля Сперри на острове Сими и т. д. , опубликованном Something Else Press, Нью-Йорк, 1970 год.
- ^ Беркли 1982.
- ^ Шмейд и Сперри, выше.
- ^ Штейн, см. выше, и Сад Даниэля Сперри.
Библиография
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- Архив Совета
- Джон Г. Хэтч, «О различных атрибутах Дэниела Спёрри», длинное критическое эссе о Спёрри.
- Сайт Даниэля Сперри с интерактивной картой Il Giardino di Daniel Spoerri
- Сесила Новеро помещает «Искусство еды» Сперри в авангардное взаимодействие с едой и потреблением.
- Даниэль Сперри: Совпадение в роли Мастера
- Джудит Э. Штайн, «Среда обитания Спёрри»
- Фрибургский музей с хронологией
- Даниэль Сперри на ArtFacts.net
- (на французском языке) Даниэль Сперри
- Чемпеллин, Леда. Идеи, идентичность и искусство Даниэля Сперри: непредвиденные обстоятельства и встречи «художника-аниматора» . Уилмингтон: Вернон Пресс. 2017 год
- Художественная галерея Boxart, Верона
- 1930 рождений
- Живые люди
- Флюксус
- Постмодернистские художники
- Швейцарские художники-инсталляторы
- Художники-концептуалисты
- современные художники Швейцарии
- Румынские художники
- Румынские евреи
- Румынский народ швейцарского происхождения
- Швейцарцы румынского происхождения
- Швейцарцы еврейского происхождения
- Члены Академии художеств, Берлин.
- Художники нового реализма
- Люди из Галаца