Тони Кейд Бамбара
Тони Кейд Бамбара | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Милтона Миркин Кейд 25 марта 1939 г. Нью-Йорк, США |
Умер | 9 декабря 1995 г. Филадельфия, Пенсильвания , США | ( 56 лет
Занятие |
|
Известные работы | " Блюз - это не пересмешник " Пожиратели соли Черная женщина: Антология |
Дети | 1 |
Тони Кейд Бамбара , урожденная Милтона Миркин Кейд [ 1 ] (25 марта 1939 г. - 9 декабря 1995 г.), [ 2 ] был афроамериканским писателем, режиссером-документалистом , общественным деятелем и профессором колледжа.
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Милтона Миркин Кейд родилась в Гарлеме , штат Нью-Йорк, в семье Уолтера и Хелен (Хендерсон) Кейд. Она выросла в Гарлеме, Бедфорде Стайвесанте (Бруклин), Квинсе и Нью-Джерси . В возрасте шести лет она сменила имя с Милтона на Тони, а затем в 1970 году изменила свое имя, включив в него название западноафриканской этнической группы Бамбара , после того, как обнаружила, что это имя написано как часть подписи в обнаруженном альбоме для рисования. в сундуке среди других вещей прабабушки. [ 1 ] [ 3 ] [ 4 ]
Она чувствовала, что новое имя символизирует «накопление опыта», благодаря которому она наконец обнаружила свою цель в мире. [ 5 ] В 1970 году у Бамбары родилась дочь Карма Бене Бамбара Смит от ее партнера Джина Льюиса, актера и друга семьи. [ 6 ]
Бамбара учился в Куинс-колледже в 1954 году, где почти все студенты бакалавриата были белыми. Сначала она планировала стать врачом, но страсть к искусству подтолкнула ее к изучению английского языка. [ 6 ] Поскольку у Бамбары была страсть к джазу и различным видам искусства в целом, она стала членом танцевального клуба Куинс-колледжа. Она также принимала участие в театральной деятельности, где была назначена режиссером-постановщиком и художником по костюмам. Бамбара был среди тех, кто участвовал в народном пении, когда оно впервые появилось в 1950-х годах, когда в песнях был заложен политический посыл. [ 6 ] В 1959 году она окончила Куинс-колледж со степенью бакалавра театрального искусства и английской литературы . [ 1 ]
Работа и учёба
[ редактировать ]Позже она пошла изучать пантомиму в Школу мимов Этьена Декру в Париже , Франция. [ 7 ] Она заинтересовалась танцами до того, как получила степень магистра в Городском колледже Нью-Йорка в 1964 году. [ 1 ] во время работы директором программы Colony Settlement House в Бруклине. Она также работала в социальных службах Нью-Йорка и директором по отдыху в психиатрическом отделении Метрополитен-госпиталя .
С 1965 по 1969 год она участвовала в программе городского колледжа «Поиск образования, возвышения, знаний» (SEEK) и помогала в ее развитии. [ 8 ]
Она преподавала английский язык, публиковала материалы и работала с группой черного театра SEEK. Бамбара также была преподавателем английского языка в программе «Новая карьера» в Ньюарке, штат Нью-Джерси, в 1969 году. В 1969 году она стала доцентом английского языка в Рутгерского университета новом Ливингстонском колледже и продолжала работать до 1974 года. Она была приглашенным профессором афроамериканского происхождения. Учится в Университете Эмори и Университете Атланты (1977 г.), где также преподавала в Школе социальной работы (до 1979 г.). Бамбара был постоянным художником-постановщиком в Центре искусств Соседства (1975–79), в колледже Стивенса в Колумбии, штат Миссури в Атланте (1976), и в колледже Спелмана (1978–79). [ 9 ] С 1986 года она преподавала для фильмов написание сценариев Луи Массии в видеоцентре Scribe в Филадельфии . [ 3 ] Бамбара также читала лекции в Библиотеке Конгресса и Смитсоновском институте , где проводила литературные чтения. [ 9 ]
В 1993 году у Бамбары диагностировали рак толстой кишки , и два года спустя он умер в Филадельфии, штат Пенсильвания. [ 10 ]
Активизм
[ редактировать ]Бамбара работал в чернокожих сообществах, чтобы привлечь внимание к таким идеям, как феминизм и осведомленность чернокожих. [ 11 ] Поскольку Бамбара стала частью профессорско-преподавательского состава Городского колледжа, она стремилась сделать его более инклюзивным. Для этого она хотела добавить больше занятий, например курс по питанию, чтобы рассказать студентам больше об их культуре. Бамбара также хотел увидеть создание академии, которая создала бы среду, в которой студенты могли бы более активно участвовать в изучении политических и социальных проблем в обществе, а также их культуры. [ 6 ]
Бамбара участвовала в деятельности нескольких общественных и активистских организаций, а на ее работу повлияли движения за гражданские права и черные националистические движения 1960-х годов. В начале-середине 1970-х годов она отправилась на Кубу вместе с Робертом Коулом, Хэтти Госсетт , Барбарой Уэбб и Сюзанной Росс, чтобы изучить, как там действуют женские политические организации. [ 6 ] Она применила этот опыт на практике в конце 1970-х годов, переехав со своей дочерью Кармой Бене в Атланту, штат Джорджия, где Бамбара стал соучредителем Южного коллектива афроамериканских писателей. [ 12 ] [ 13 ]
Литературная карьера
[ редактировать ]Бамбара был активным участником Движения черных искусств 1960-х годов и возникновения черного феминизма. В своих произведениях она вдохновлялась улицами Нью-Йорка и его культурой, где культура повлияла на нее благодаря ее опыту учения «гарвейистов, мусульман, панафриканистов и коммунистов на фоне культуры джазовой музыки». [ 5 ] Ее антология «Черная женщина » (1970), включающая стихи, рассказы и эссе Никки Джованни , Одре Лорд , Элис Уокер , Пола Маршалла и ее самой, а также работы учениц Бамбары из программы SEEK, стала первым феминистским сборником, вышедшим в свет. сосредоточить внимание на афроамериканских женщинах. «Сказки и истории для чернокожих» (1971) содержали работы Лэнгстона Хьюза , Эрнеста Дж. Гейнса , Перл Крейтон, Элис Уокер и студентов. Она написала вступление к еще одной новаторской феминистской антологии цветных женщин « Этот мост, называемый моей спиной» (1981), под редакцией Глории Ансалдуа и Черри Мораги . Хотя Бамбару часто называют «феминисткой», в своей главе, озаглавленной «К вопросу о ролях», она пишет: «Возможно, нам нужно отказаться от всех представлений о мужественности и женственности и сосредоточиться на Чернокожих». [ 14 ]
В книге Бамбары 1972 года « Горилла, моя любовь » собраны 15 ее рассказов, написанных между 1960 и 1970 годами. Большинство этих историй рассказаны от первого лица и «написаны на ритмичном городском черном английском». [ 13 ] Рассказчиком часто является дерзкая молодая девушка, жесткая, храбрая и заботливая, которая «бросает вызов роли чернокожей жертвы». [ 13 ] Бамбара назвал ее сочинение «оптимистичной» фантастикой. Среди включенных рассказов были « Блюз - это не пересмешник », а также « Бег Рэймонда » и «Урок» . Этот сборник рассказов отразил поведение Бамбары, которое было описано как «драматичное, часто яркое, со склонностью к искренним эмоциям». [ 15 ]
Ее роман «Пожиратели соли» (1980) посвящен событию исцеления, которое совпадает с общественным фестивалем в вымышленном городе Клейборн, штат Джорджия. В романе второстепенные персонажи используют сочетание современных медицинских методов с традиционными народными лекарствами и средствами, чтобы помочь главной героине Велме исцелиться после попытки самоубийства. Через борьбу Велмы и других окружающих ее персонажей Бамбара рассказывает о глубоких психологических потерях, которые могут понести афроамериканские политические и общественные организаторы, особенно женщины. [ 13 ] Бамбара продолжает исследовать идеи болезни и благополучия в чернокожем сообществе, призывая к действию через своих персонажей. «Велма (и, как следствие, чернокожие женщины) должна вновь подтвердить здоровые отношения друг с другом, которые создают и поддерживают пути к целостности и переориентируют здоровье чернокожих женщин в более широкой сфере движений за социальную справедливость». [ 16 ] Хотя «Пожиратели соли» были ее первым романом, она получила Американскую книжную премию. В 1981 году она также получила премию Общества Лэнгстона Хьюза. [ 5 ]
После публикации и успеха «Пожирателей соли » она сосредоточилась на производстве фильмов и телевидения на протяжении 1980-х годов. С 1980 по 1988 год она снимала как минимум один фильм в год. [ 4 ] Бамбара написал сценарий к фильму Луи Мэссии 1986 года «Бомбежка на Осейдж-авеню» , в котором рассказывается о массированном нападении полиции на штаб-квартиру черной освободительной группы MOVE в Филадельфии 13 мая 1985 года. [ 8 ] Фильм имел успех, его смотрели на кинофестивалях и транслировали по национальным общественным каналам вещания. [ 6 ]
Роман Бамбары « Эти кости — не мое дитя » (рукопись которого она озаглавила «Если придет благословение») был опубликован посмертно в 1999 году. В нем рассказывается об исчезновении и убийстве 40 чернокожих детей назвал его шедевром в Атланте в период с 1979 по 1981 год. Тони . Моррисон , который отредактировал его, а также собрал некоторые рассказы, эссе и интервью Бамбары в сборник Deep Sightings & Rescue Missions: Fiction, Essays & Conversations (Vintage, 1996). [ 17 ]
Работа Бамбары носила явно политический характер и касалась несправедливости и угнетения в целом, а также судьбы афроамериканских сообществ и низовых политических организаций в частности.
В ее произведениях доминируют женщины-протагонисты и рассказчицы, основанные на радикальном феминизме и прочно укоренившиеся в афроамериканской культуре с ее диалектом, устными традициями и джазовыми техниками. Как и другие члены Движения черных искусств, Бамбара находился под сильным влиянием «гарвейистов, мусульман, панафриканистов и коммунистов». [ 1 ] в дополнение к современным джазовым исполнителям, таким как Сан Ра и Джон Колтрейн , чья музыка послужила не только источником вдохновения, но также предоставила структурную и эстетическую модель письменных форм. [ 13 ] Это очевидно в ее работе, когда она разрабатывает нелинейные «ситуации, которые строятся как импровизации в мелодии», чтобы сосредоточиться на персонаже и создать ощущение места и атмосферы. [ 4 ] Бамбара также отметил [ нужна ссылка ] ее волевая мать, Хелен Бент Хендерсон Кейд Брехон, которая убеждала ее и ее брата Уолтера Кейда (известного художника) гордиться афроамериканской культурой и историей.
Бамбара участвовал в PBS « Американский опыт» документальном сериале с фильмом «Полночная прогулка: Оскар Мишо и история гоночных фильмов» . Она также была одним из четырех режиссеров, снявших в 1995 году совместный документальный фильм WEB Du Bois: A Biography in Four Voices .
Библиография
[ редактировать ]Вымысел
[ редактировать ]- Горилла, любовь моя (роман). Нью-Йорк: Рэндом Хаус, 1972.
- Урок (рассказы). Нью-Йорк: Бедфорд/Сент-Мартинс, 1972.
- Морские птицы еще живы: Сборник рассказов (рассказы). Нью-Йорк: Рэндом Хаус, 1977.
- « История девушки »
- Пожиратели соли (роман). Нью-Йорк: Рэндом Хаус, 1980.
- Эти кости не мое дитя (роман), Нью-Йорк: Пантеон, 1999.
Научная литература
[ редактировать ]- Роман «Американский подросток-ученик» . Городской колледж Нью-Йорка, 1964. 146 стр.
- Южные черные высказывания сегодня . Институт южных исследований, 1975.
- «Что я думаю, я все равно делаю» . В: Дж. Штернберг (редактор), Писательница о своей работе: современные женщины размышляют о своем искусстве и своей ситуации . Нью-Йорк: WW Norton, 1980, стр. 153–178.
- Спасение – это проблема . В: Мари Эванс (редактор), Чернокожие женщины-писатели (1950–1980): критическая оценка . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Anchor/Doubleday, 1984, стр. 41–47.
- Предисловие. Этот мост звал меня обратно. Персефона Пресс, 1981.
Сборник сочинений
[ редактировать ]- Тони Моррисон (редактор): Глубокие наблюдения и спасательные миссии: художественная литература, очерки и беседы. Нью-Йорк: Пантеон, 1996.
Как редактор
[ редактировать ]- в роли Тони Кейд (редактор): Черная женщина: Антология. Нью-Йорк: Новая американская библиотека, 1970.
- Тони Кейд Бамбара (редактор): Сказки и истории для чернокожих. Гарден-Сити, Нью-Йорк: Даблдей, 1971.
Создал сценарии
[ редактировать ]- Зора. WGBH-TV Бостон, 1971 год. [ 18 ]
- Девочки Джонсон. Национальное образовательное телевидение, 1972.
- Транзакции. Школа социальной работы, Университет Атланты, 1979 год.
- Долгая ночь. Американская радиовещательная компания, 1981.
- Эпитафия Вилли . К. Херан Productions, Inc., 1982.
- Тар Бэби. Сценарий по роману Тони Моррисон « Смоляной ребенок» . Сэнгер/Брукс Film Productions, 1984.
- Бег Рэймонда. Система общественного вещания, 1985.
- Взрыв на Осейдж-авеню. ПОЧЕМУ-ТВ Филадельфия, 1986.
- Сесил Б. Мур : мастер-тактик прямого действия. ПОЧЕМУ-ТВ Филадельфия, 1987.
- WEB Дюбуа: Биография в четырех голосах (1995)
Награды и признание
[ редактировать ]Бамбара был посмертно введен в Зал славы писателей Джорджии в 2013 году. [ 19 ] [ 20 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Ю, Дживон Эми (19 октября 2009 г.), «Тони Кейд Бамбара (1939–1995)» , Blackpast.org , заархивировано из оригинала 8 сентября 2018 г. , получено 1 июня 2019 г.
- ^ Гуднаф, Эбби (11 декабря 1995 г.). «Тони Кейд Бамбара, писательница и режиссер-документалист, 56 лет» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 5 июля 2019 года . Проверено 24 мая 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Басби, Маргарет (12 декабря 1995 г.), «Тони Кейд Бамбара: в честь борьбы», The Guardian , стр. 16.
- ^ Jump up to: а б с Рубен, Пол (21 октября 2016 г.). «Тони Кейд Бамбара (1939−1995)» . www.paulreuben.сайт . PAL (Перспективы американской литературы. Архивировано из оригинала 3 августа 2018 года . Проверено 28 октября 2017 года .
- ^ Jump up to: а б с «Тони Кейд Бамбара (1939–1995)» . БлэкПаст . 19 октября 2009 года. Архивировано из оригинала 8 сентября 2018 года . Проверено 17 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Холмс, Линда Джанет (2014). Радостное восстание: Тони Кейд Бамбара, писатель и активист . Санта-Барбара, Калифорния: Прегер. ISBN 9780275987114 . OCLC 780480638 .
- ↑ Джонс, Джэ (13 мая 2017 г.), «Тони Кейд Бамбара: автор, режиссер-документалист, социальный активист». Архивировано 6 марта 2017 г., в Wayback Machine , Black then .
- ^ Jump up to: а б Танец, Дэрил Камбер (1998). Дорогая, тише: антология юмора афроамериканских женщин . Нью-Йорк: WW Norton & Company. п. 621.
- ^ Jump up to: а б Энциклопедия мировой биографии (2-е изд.). Детройт: Гейл Исследования. 1998–2015 гг. ISBN 0787622214 . ОСЛК 37813530 .
- ^ «Тони Кейд Бамбара» , лауреаты Зала славы Университета Джорджии .
- ^ «Факты о Тони Кейде Бамбаре» . biography.yourdictionary.com . Проверено 17 мая 2019 г.
- ^ «Тони Кейд Бамбара» . www.fembio.org . Проверено 28 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Гейтс, Генри Луис младший ; Валери Смит, ред. (2014). Антология афроамериканской литературы Нортона (третье изд.). Нью-Йорк. ISBN 9780393923698 . OCLC 866563833 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Кларк, Шерил (25 марта 2014 г.). «Тони Кейд Бамбара: '...Гриот из пригорода' » . Феминистский провод . Проверено 1 июня 2019 г.
- ^ Эллис, Линдси (23 марта 2018 г.). «Революция сестер Тони Кейд Бамбара» . Шондаленд . Архивировано из оригинала 17 мая 2019 года . Проверено 17 мая 2019 г.
- ^ Уоллер-Петерсон, Белинда (2019). « Ты уверена, дорогая, что хочешь выздороветь?»: Политика психического здоровья и долготерпения в книге Тони Кейда Бамбары « Пожиратели соли » . Религии . 10 (4): 263. дои : 10.3390/rel10040263 .
- ^ Трент, Сидней (12 января 1997 г.). «Покойный автор/критик не критиковал античерных» . Ежедневная запись . Новости Найт-Риддер Трибьюн. п. Е4. Архивировано из оригинала 17 мая 2022 года . Проверено 17 мая 2022 г. - через Newspapers.com.
- ^ Этот список составлен на основе Кэрол Франко: Тони Кейд Бамбара. В: Эрик Фэллон и другие (редакторы), «Спутник читателя к рассказу на английском языке», Greenwood Publishing, 2001, стр. 38–47.
- ^ «Призывники Зала славы писателей Джорджии 2013 года объявлены библиотеками UGA». Архивировано 7 декабря 2019 года в Wayback Machine , Зал славы писателей Джорджии, Университет Джорджии.
- ^ «Почетные члены Зала славы | Тони Кейд Бамбара». Архивировано 6 марта 2017 года в Wayback Machine , Зал славы писателей Джорджии, Университет Джорджии.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Купер, Бритни С. (2017). За пределами респектабельности: интеллектуальная мысль расовых женщин. Урбана, Иллинойс: Издательство Университета Иллинойса.
- Гриффин, Фара Жасмин (весна 1996 г.). «Тони Кейд Бамбара. Свобода быть где угодно во Вселенной». Каллалу . 19 (2): VIII, 229–31. дои : 10.1353/кал.1996.0048 . S2CID 161582959 .
- Холмс, Линда Джанет; Шерил А. Уолл (2008). Наслаждение солью: наследие Тони Кейда Бамбары . Издательство Университета Темпл. ISBN 9781592136247 . JSTOR j.ctt14bt0dw .
- Вертриче, Марта М. (1989). «Библиография произведений ТОНИ КЕЙДА БАМБАРА» . Американские женщины, пишущие художественную литературу . Университетское издательство Кентукки. стр. 166–168 . ISBN 9780813116570 . JSTOR j.ctt130jn18.23 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Тони Кейд Бамбара Биография/Критика, Избранная библиография . Голоса из пробелов.
- Движение черных искусств
- Малайка Адеро, «Похожая на революционерку: моя сестра Тони» , The Feminist Wire , 21 ноября 2014 г.
- 1939 рождений
- 1995 смертей
- Афроамериканские писательницы XX века
- Афроамериканские писатели XX века
- Американские преподаватели 20-го века
- Американские писатели научно-популярной литературы XX века
- Американские романисты XX века
- Американские поэты 20-го века
- Американские писатели рассказов XX века
- Американские женщины-педагоги XX века
- Американские писательницы XX века
- Активисты из Нью-Йорка
- Афро-американские феминистки
- Афроамериканские писатели
- Афро-американские поэты
- Афро-американские авторы рассказов
- Американские антологи
- Лауреаты Американской книжной премии
- Американские режиссеры-документалисты
- Американские феминистки
- Американские политические активисты
- Американские женщины-документалисты
- Американские женщины-писатели научно-популярной литературы
- Американские женщины-писатели
- Американские женщины-поэты
- Американские женщины-писатели рассказов
- Выпускники Городского колледжа Нью-Йорка
- Смертность от рака в Пенсильвании
- Смертность от колоректального рака в США
- Преподаватели из Нью-Йорка
- Писатели из Нью-Йорка (штат)
- Выпускники Куинс-колледжа Городского университета Нью-Йорка
- Американские женщины-антологи
- Писатели из Нью-Йорка
- Афро-американские женщины-поэты